Куда отдать выпускника, чтобы вырос программистом? Совмещать ли работу с учебой?
Ехать в магистратуру за рубеж? Эти вопросы волнуют меня и сейчас, ведь приходится наблюдать за мандражом родителей вокруг поступления брата-выпускника. 

Как невообразимо благодарен я был бы человеку, показавшему мне эту статью шесть лет назад… Но этого не случилось, пришлось пробираться тернистым путем самому, мотая на ус сакральные истины. Вот они.

Образование не образует

ВУЗов много, но мой Политех такой один. Для людей, ставящих объективность превыше всего, в отдельной табличке свел параметры других университетов
IT быстро растет, любой учебный материал скоренько устаревает. Когда от его актуальности зависит доход твоего сайта с образовательными курсами, приходится постоянно обновлять контент. Если же государство и контрактники башляют лавэ, просто потому что ты ВУЗ, можно и со старой программой посидеть лет десять…

Чему будут учить


Главный недостаток высшего образования в широкой программе для специалиста узкой области. Основной костяк технических предметов обмазывается щедрым слоем общей направленности. На третьем курсе можно обнаружить себя, снимающим показатели счетчика Гейгера перед микроволновкой или дискутирующим про то, наш ли Крым. Правоведение, экология и прочая физра в расписании не часты, но вместе занимают огромный кус времени.

Не получится воспринимать их как расширение кругозора, потому что препод политологии понимает, что тебе, программисту, его семестровый всеобъемлющий курс даром не сдался. Поэтому он пропустит несколько пар, потравит байки и исчезнет перед зачетной неделей. Это бесполезные предметы, которые отнимают время и нервы.

вот мой учебный план, реально программировать пришлось на 10% пар

Далее следуют технические науки, напрямую не связанные с компьютерами: матан, вычмат, физика… Эти предметы интересно преподаются умными профессорами, ведь в их программе мало что менялось за последний десяток лет. Кто-то утверждает, что матан увеличивает общую эрудицию человека, повышая его навыки в любой встречной области. Я точно знаю, что пригодятся только базовые концепции, а остальное к последнему курсу ввиду отсутствия практического применения выветрится даже у отличников. 

Научат ли делать сайты


После бесполезных и бесполезных_но_интересных предметов остается то, ради чего все затевалось. Обучение устройству компьютера, теории и практике кодирования, работе в команде. Всему тому, что напрямую конвертируется в денюшки.

я просто хотел научиться красить кнопки

Когда наконец удастся дорваться до пары программирования, там поджидают задания, сильно разнесенные с реальностью. Лаба в вакууме выглядит так: «вычислите значение математической функции на языке, который даже не гуглится».

Учебная программа слишком перекошена в сторону теории. Вместо создания чего-то осязаемого, обучают общим подходам к проектированию, тестированию и написанию отчетов. Это делается с чванливым тезисом «кирпичи класть сможет каждый, а вот спроектировать дом…». Меня студентка даже как-то раз спросила: «А на работе тоже придется столько отчетов писать?» (не написал ни одного отчета за шесть лет работы).

Именно это порождает бакалавров-отличников, которые не могут предложить работодателю реальных навыков. Конечно, теория нужна, но без подкрепления практикой она не имеет смысла. Представь, ты хочешь сдать ЕГЭ, но вместо решения заданий читаешь учебник, веря, что теория выручит. 

Совместная работа над проектами, когда команде выдают задание и позволяют самой распределять обязанности, могла бы прокачать навыки студентов. К сожалению, она тоже низведена до уровня: «вот вам задание, покажете в конце семестра». В лучшем случае у вас будет беседа в телеге, где за неделю до сессии кто-то напишет: «ну чо?)0))».

Недостатки преподаваемых знаний, не позволяющие считать их достаточными:

  • теория даже не старается быть подкрепленной практикой
  • устаревшие знания и технологии выдаются за современные
  • технологии, которые даже в самом рассвете использовались в 0.01% компаний, выдаются за необходимые
  • ОБЖ и экологии накидано, чтобы набрать нужное количество часов
  • на развитии навыков коммуникации и командной работы лежит болт

Не говорят «делай правильно» или «делай, как будто ты собираешься это продавать». Скорее «делай так, чтобы я поставил за это зачет».

Терпильность и лизоблюдство


Говорят, студенчество полезно получением умения договариваться и обкашливать вопросики с преподавателями. Полный бред, подобных мерзостей в жизни никому не пожелаю испытать. Я как-то целый семестр ради тройки набивал лабы в Word’е, потому что преподу не понравился мой почерк. Вынужденное унижение и потворствование прихотям вышестоящего (иначе «отчислен») трудно назвать преимуществом образования.


Даже во время написания этой статьи я терплю. Жду, когда мне отдадут диплом, чтобы только после этого ссыкливо нажать на кнопку «Опубликовать», а вдруг не отдадут за недобрые слова? Это будет преследовать на протяжении всех лет учебы. Самодурство, некомпетентность, отсутствие минимальных педагогических навыков это великолепный коктейль для трясущегося в нервяке первой сессии организма. А «вот получу зачет и как все выскажу» и «я сдал, ну и хер с ним»?—?ярко-красная вишенка.

Жить без свободы слова трудно, без возможности изменить трахающие мозг процессы тяжелее. В уютном IT наоборот попросят мнение высказывать, ведь мелкое замечание может принести бизнесу денюшки. После первых месяцев на работе начнется биполярочка, потому что в ВУЗе и реальном мире требуют диаметрально противоположного.

Преподаватели


Абитуриенты при выборе допускают одинаковую ошибку?—?обращают внимание на название факультетов и брошюрки с описанием. Нет никакой разницы, что обещают и как озаглавливают программу. Важны люди, которые будут стоять рядом с образовательным процессом. Всякие деканы, доценты, специалисты образовательной деятельности, но в первую очередь преподаватели. 

В ВУЗах нет проблем с нехваткой знаний. Страдает их фильтрация и способ передачи. Идеальные менторы из «Общества мертвых поэтов» и «Умницы Уилла Хантинга» не были замечены. Единственный преподаватель, которого я всегда буду уважать, ужасно токсичен. Его саркастичные, уничижающие отзывы к работам студентов можно приводить как отрицательный пример общения. Под гнетом жалоб студентов он вскоре уволился.

(не он, но очень похож)

Но я отчетливо понимал, что он профессионал (не преподаватель), который делится своим опытом. Получить у него зачет было очень тяжело. Не из-за личной неприязни, а потому что ты пытаешься сдать хуйню. К сожалению, этот единственный верный подход «обучать профессионалов» зачастую уступает место подходу «обучать людей, умеющих получить зачет»

А что скажет работодатель?


Работодателю все равно. Я получал офферы в восемнадцать разных компаний, четыре из них иностранные. Единственный раз меня спросили про диплом в момент получения американской визы. А первому человеку, который всерьез попросит взглянуть на полученные оценки, я проставлю пиво.


Чем все таки полезно


Задача, с которой университет справляется хорошо, это сбор людей со всей страны в одной душной аудитории. Ты неизбежно будешь сталкиваться с интересами однокурсников, смотреть, чего там такое интересное делает сосед по парте. При желании в эти интересы легко вольешься и сильно изменишь свою жизнь.

Есть вероятность встретить ментора среди окружающих студентов. Людей сильно умнее тебя, при этом способных делиться опытом и помогать в развитии. Они ненамеренно втаптывают твою самооценку в грязь, чтобы ты потом долго и упорно из нее выбирался, преодолевая себя. Принятие ценности подобной боли приходит не сразу, но с течением времени я все больше ее осознаю.

Хождение на пары, когда мама не будит с утра, выполнение бюрократических квестов деканата, необходимость восемь часов сидеть в очереди за зачетом?—?прокачивает самоорганизацию и силу воли. Это твоя закалка перед поездками в офис по утренним пробкам. 

Даже самому рациональному рационалисту сложно преодолеть установку «вышка нужна», сколько аргументов не приведи. Легче один раз отсидеть четыре года, чем потом всю жизнь сомневаться. Этой статьей я вовсе не пытаюсь отвадить тебя от университета, скорее дать достоверную картину предстоящего.

Советы поступившему программисту


И вот ты держишь пакетик с раздаткой абитуриента, ты поступил! Велик соблазн окунуться в утехи взрослой жизни. С этим легко переборщить, ибо для завершения образования достаточно просто не_слишком_сильно_ебланить. Но успешное окончание ВУЗа вовсе не гарантирует приближение к жизненному успеху. Несколько советов, чтобы не пришлось прикрывать голую жёпу дипломом.

Наука или бизнес


Сразу реши: ты про науку или про бизнес. Важно понимать, что это НЕ разделение на умных/глупых или бедных/богатых.

Наука это творческая, исследовательская работа. Тебе должно нравиться придумывать, экспериментировать и, конечно, дрочить матан. Программирование здесь служит для расчетов и не является основным навыком. Нужно писать статьи, засылать их на конференции и выступать с докладами. В магистратуру обязательно поступать за рубеж, чтобы потом не ныть о маленькой зарплате ученых в России. Мой школьный друг, окончивший магистратуру в Германии, в этом году переезжает в амстердамскую аспирантуру, исследовать что-то научное три года за зарплату и квартиру. Это отличный жизненный путь, я отчасти ему завидую.

Бизнес это про умение быстро и качественно выполнять задачи заказчика. Больше внимания соблюдению сроков, соответствию требованиям и взаимодействию с командой. Написание кода?—?твой хлеб, кроме него ты ничем не занимаешься. Ты мобильнее, ибо в любой момент можешь уволиться и уйти в другую компанию или страну. Искать работу и набивать годы опыта нужно начинать на втором курсе, магистратура необязательна.

Получай только полезные знания


За первый месяц раздели пары и преподавателей на полезных и бесполезных. 

Признаки полезного:

  • демонстрирует уверенное обращение с компьютером, лекции со слайдами, вместо книжек шарит ссылки
  • работает в IT, периодически травит байки из офиса или делает отсылки к «реальному» программированию
  • посмеиваются над бюрократией, подмечает недоработки, предлагает задания со звездочкой
  • лысый (все лысые были гениями)


От бесполезных быстрее отделайся и не тратить драгоценное время. Забей на пары, попроси старосту отмечать. Все вариацию на тему «ЗА ПРОПУСКИ БУДЕМ ОТЧИСЛЯТЬ» в последствииоказываются фуфлом. Курсачи и лабы можно купить, взять у старшего курса, списать или сдать на троечку с минимальными усилиями. Хорошей тактикой будет объединиться в группу с человеком, который не против заниматься этими предметами, но не хочет/не может программировать. Просто делай ему лабы и бери отчеты.

Больше вертись рядом с полезными преподами, бери у них дополнительные задания, раньше всех делай и в меру выпячивайся. У них есть связи и тебя могут куда-то пристроить стажером. Даже если этого не случится, наберешься знаний и дальнейших планов. Другие советы по правильному использование ментора здесь.

Проверь стены с объявлениями и группу университета VK на наличие факультативных занятий/кружков по программированию. Их обычно полуофициально читает студент старших курсов, оттуда потом легче вкатываться в промышленное программирование.

После фильтрации мусора может выясниться, что ничему полезному тебя не учат и менторов рядом нет. Вот список вопросов, честно попытайся ответить после третьего семестра:

  • Как примерно устроены приложения/сайты, которыми пользуюсь ежедневно? Как водитель понимает куда подъехать, почему в пицце борта и правда сырные?
  • Что ты можешь сделать при помощи компьютера? Покажи какой-нибудь свой проект? Что он делает?
  • Я хотел бы с тобой работать над новым продуктом. За что мне платить тебе деньги?
  • Что такое code review, git и agile?

Если ответы вызывают неуверенность и слова «да я типа просто лабы делаю», ты недополучаешь необходимых знаний. Ситуация еще обратима, нужно искать онлайн курсы в интересующей тебя области и активно их проходить. На выходе ты долженуметь писать код.

Экзамены


это бесполезный рудимент. В реальном мире умение заучивать пять доказательств ста теорем пригодится тебе никогда. Проведи рекогносцировку заранее, узнай про каждого препода. Тут любые средства оправдывает цель. Купи микронаушник, умные часы или научись списывать со шпаргалок. Ходят слухи, что на дополнительной сессии экзамен принимает уставший доцент, которому похуй, и выклянчить тройку довольно легко. С полезным типом преподавателей можно договориться на автомат за активную работу на практике.
и такие люди доучились без всяких нервов

Если препод предлагает халявную тройку, не выпендривайся и сразу соглашайся. Семестр закрытый на «хорошо» даст тебе 2к стипендии. Семестр закрытый на изи даст тебе много недель свободного времени. И запомни, больше чем на диплом работодатель клал только на оценки внутри.

Поиск работы


Месячная стажировка на 20 часов в неделю даст полезного опыта больше университетского семестра. Она прояснит все сомнения по поводу пользы знаний и пар. Гораздо легче учиться чему-то, видя как люди используют это каждый день за достойную зарплату.

После первой лютой сессии строгость экзаменов идет на спад. К окончанию второго курса ты освоишься, распорядок устаканится. Время начинать мониторить вакансии джуниоров и стажеров. Ври, что на 4-ом курсе, потому что стажировать людей, которые смогут работать 40 часов только через три года, никому не хочется. Если совсем ничего не ищется, на помощь придет EPAM.

Пока будешь искать, изучи вакансии области. Студенты второго курса искренне удивлялись средним зарплатам в IT. Понимание конечной цели фокусирует. Ни в коем случае не соглашайся на работу не по специальности (общепит). Невероятно трудно бросить оплачиваемую работу ради бесплатной стажировки, пусть даже она сулит заработок в десять раз больше. Не получится найти время на образование после рабочей смены. Первые деньги я заработал написанием программ и эссе для других студентов. Выход всегда есть.

Первая работа должна заставлять программировать и общаться с опытными коллегами, зарплата необязательна. Постоянно проверяй себя по списку вопросов выше, чтобы проверить пользу должности. Гугли “топ-10 вопросов с собеседований для <твоя_область>” и проверяй корреляцию со своей деятельностью. Не стесняйся скакать с места на место ради прибавки/интересного проекта/звучного имени компании, даже проработав месяц. Это позволяет расширить кругозор и быстрее прокачаться, а в резюме можно умолчать. 

В надежде на поблажку рассказывать бесполезным преподавателям про то, какой ты неибаццо программист, не стоит. Моему работодателю так однажды звонили с просьбой уволить и не морочить голову ребенку. Невзначай упомянуть при полезных обязательно, это увеличивает твои шансы на их благосклонность.

Вписывайся во все


Существует стереотип про программистов-друзей, с которыми надо бросить университет, сделать стартап и улететь на Бали. Сухая правда: нужно потереться о наибольшее количество людей за четыре года обучения. Не ради каких-то там деловых связей, а просто потому что дальше будет сложнее, и незакрытая галочка останется зиять. Вместо стартапов можно путешествовать по обмену, придумывать шутки для КВН или ездить в стройотряды. 

месторождение друзей на всю оставшуюся жизнь

Постарайся заселиться в общагу или хотя бы завести там побольше друзей. Жизнь в общаге прокачивает социальные навыки, упрощает домашку и увеличивает количество тусовок. На ее задворках обретаются студенческие клубы и профсоюзы. Я очень жалею, что не прошелся по всем NPC и пропустил много сайд-квестов, которые теперь не вернуть. В университете завершается становление личности и протекают самые беззаботные годы, когда зарабатывать еще не пора, а тратить уже можно. И худшее, что можно сделать с этим временем?—?остаться в стороне от зовущих возможностей со словами «надо делать лабу и готовиться к сессии». Если ты будешь идеальным студентом, то получишь бесполезный в своей красноте диплом. Если ты будешь хотя бы средним экстравертом, то найдешь десяток корешей и повидаешь мир. Основные знания придут не от скучных лекций, а от людей вокруг.

Промежуток между первой и второй зимней сессией нужно тратить на любую сомнительную активность типа свиданий с одногруппниками, не заморачиваясь поиском работы. Ведь очень скоро ты станешь высокооплачиваемым специалистом без всякого интереса к жизни.

Не бросай


Чем больше учишься, тем яснее осознаёшь недолговечность полученных знаний. Ты зашибаешь денежку, растет ЧСВ и эго бунтует. А в офисе такой вкусный чай и умные коллеги. Очень хочется крикнуть что-то вроде: «Всралась мне эта лаба? Да я пять твоих зарплат получаю! На хую я тебя вертел!» и, хлопнув дверью в знак протеста, навсегда покинуть бедлам. Или просто полежать после работы на диване вместо написания бесполезного курсача. Я знаю таких пять некончивших.

Не стоит! Это никак не связано с глупыми нотациями, дескать дипломированный специалист зарабатывает больше. Просто учеба на последних порах становится все легче и ты неизбежно привыкаешь к уровню стресса. А «потом закончу» не сработает, потому что тебе с квартирой/машиной/собакой еще меньше захочется возвращаться в потные аудитории к ворчливым профессорам. 

Стоит ли идти в магистратуру?


Мне не верится, что кто-то может проучиться четыре года и продолжать испытывать иллюзии о пользе образования. Но на всякий случай, после поступления в русскую магистратуру:

  • твоя ценность на рынке ощутимо не вырастет
  • ты не получишь сакральных знаний
  • трахать мозг особо тоже не будут (я один семестр «проучился» из Америки, а второй из бутылки)
  • возможно, накинут пару очков при релокации, где кто-то всерьез смотрит на корочки наших ВУЗов
  • шапку магистра придется покупать самому

За рубеж имеет смыcл, если выше выбрал науку или предпочитаешь быть патриотом из-за бугра.

Единственный плюс магистратуры для меня?—?возможность стать для кого-то полезным преподавателем.

Как же выбрать


Из известных университетов, приходят умные люди. А может это просто умные люди идут в известные университеты?

Главное в названии диплома иметь «программа», «технология» или «разработка», чтобы читающей его сразу понимал: перед ним Специалист с большой буквы. Меня наивная мама просила узнать у коллег, что заканчивали. У тридцати процентов название было хоть немного айтишным, остальные гуманитарии и неучи. И это не мешает им быть успешными профессионалами.

По наблюдениям бывалых программистов, не существует ВУЗа, где из тебя гарантированно сделают не долбоеба. Есть лишь отдельные «крутые» места, где конкретно сейчас работают люди, превратившие учебный процесс в нечто стоящее. А в следующем семестре могут и не работать. Из-за подобной нестабильности мой совет: забить на раскрученность университета и поступить на бюджет чего-нибудь технического. Что-то узнаешь на скамьях лекционных, остальное доберешь самообразованием и работой, без которых все равно не обойтись. Бесплатная корочка в кармане.

Если вдруг ты проходишь везде (грац!), то позавчера список «крутых» мест в Питере был такой: ВШЭ, СПбГУ МКН, МатМех, ИТМО КТ, Политех ФТК. Я фанат концепция университета-города, поэтому Иннополис тоже проверь.

Ориентироваться на список предметов программы не стоит, это просто бумажка. Многие дисциплины окажутся вписанными для отчетности и будут отсутствовать. Ну или профессор современного программирования может внезапно откиснуть от старости, у меня таких было два. Многие студенты любят взахлеб рассказывать про то, как в них проникали предыдущий семестр, и показывать истинное лицо ВУЗа. Пиши им, группы университетов в помощь.

На что еще можешь обратить внимание:

  • университет сотрудничает с известной IT компанией, обычно это упомянуто на сайте. Это значит, что компания присылает своих полезных лекторов, а потом крадет успевающих студентов к себе
  • на твоем направлении преподает кто-то известный в IT среде, выступления/лекции можно нагуглить
  • наличие неподалеку парков, баров, потому что тусить где-то надо
  • близость к дому, ибо чем дальше ВУЗ, тем ленивее туда ехать

Снобизм


Есть мнение. Якобы программирование это некий склад характера и ума, который не дано обрести алчущим легкой наживы смердам. Поэтому не стоит приходить сюда за деньгами, иначе будет несчастье.

Есть факты. Программирование это активно развивающаяся область, в которой недостаточно людей, но ужасно много денег. Настолько много, что айтишники позакрывали все нижние уровни пирамидки, им теперь подавай духовности и самоактуализация. Именно из-за желания сформироваться в отдельную НАДкасту и появился идиотский стереотип недоступности этой профессии обычному человеку.

Программирование доступно каждому, в интернете вагон и еще вагон историй про то, как люди любого возраста уходят с работы, переучиваются и наконец-то расправляют плечи. Несчастье вовсе не в том, чтобы заниматься нелюбимым делом за большие деньги. Оно в том, чтобы отказывать себе во всем, занимаясь любимым.

Культивирование вышки связано с тем, что любой недалекий человек, потративший много времени на деятельность, будет оной гордиться безотносительно ее реальной стоимости. Отсюда «не служил?—?не мужик», «я молодой предприниматель» и «да у меня ммр 5к». К счастью, все больше народу попускается, воспринимая университет как забавный фарс, нежели необходимую техническую базу.

Итог


Высшее образование IT-шника девальвировано. Бюрократия и бренды университетов вытеснили полезные знания, которые придется откапывать самому. Головастый ментор и трехмесячный онлайн-курс сделают из тебя лучшего программиста нежели 4 года и тридцать профессоров. Диплом нужен только если шатается стол, не бойся вечерки, заочки и троек. Не умеющим объяснить реальной пользы от ВУЗа снобам писай на лицо.

А как окончишь ВУЗ, приходи читать, как правильно работать! Пообщаться со мной можно в твиттере. Если статья наберет 30 комментариев КГАМ, будет отдельный выпуск подкаста с кучей студенческих историй, поэтому прочитай сам и передай товарищу. Спасем детей от снобов!11!!!