Всем привет. В преддверии старта курса «Разработчик на Spring Framework» мы подготовили для вас еще один полезный перевод. Но, прежде чем перейти к статье, хотим поделиться с вами бесплатной записью урока от наших преподавателей по теме: «Рефакторинг кода приложений на Spring», а также предлагаем посмотреть запись вебинара из которого вы сможете подробно узнать о программе курса и формате обучения.
А теперь перейдем к статье
В статье Building Scalable Facebook-like Notification using Server-Sent Event and Redis для отправки сообщений от сервера клиенту мы использовали Server-sent Events. Также там было упомянуто о WebSocket — технологии двунаправленной связи между сервером и клиентом.
В этой статье мы посмотрим на один из распространенных примеров использования WebSocket. Мы напишем приложение для обмена приватными сообщениями.
Ниже на видео продемонстрировано то, что мы собираемся сделать.
Введение в WebSockets и STOMP
WebSocket — это протокол для двусторонней связи между сервером и клиентом.
WebSocket, в отличие от HTTP, протокола прикладного уровня, является протоколом транспортного уровня (TCP). Хотя для первоначальной установки соединения используется HTTP, но потом соединение «обновляется» до TCP-соединения, используемого в WebSocket.
WebSocket — протокол низкого уровня, который не определяет форматы сообщений. Поэтому WebSocket RFC определяет подпротоколы, описывающие структуру и стандарты сообщений. Мы будем использовать STOMP поверх WebSockets (STOMP over WebSockets).
Протокол STOMP (Simple / Streaming Text Oriented Message Protocol) определяет правила обмена сообщениями между сервером и клиентом.
STOMP похож на HTTP и работает поверх TCP, используя следующие команды:
- CONNECT
- SUBSCRIBE
- UNSUBSCRIBE
- SEND
- BEGIN
- COMMIT
- ACK
Спецификацию и полный список команд STOMP можно найти здесь.
Архитектура
- Сервис аутентификации (Auth Service) ответственен за аутентификацию и управление пользователями. Здесь мы не будем изобретать колесо и воспользуемся сервисом аутентификации из статьи JWT and Social Authentication using Spring Boot.
- Сервис чата (Chat Service) ответственен за настройку WebSocket, обработку STOMP-сообщений, а также за сохранение и обработку сообщений пользователей.
- Клиент (Chat Client) — это приложение на ReactJS, использующее STOMP-клиента для подключения и подписки на чат. Также здесь находится пользовательский интерфейс.
Модель сообщения
Первое, о чем нужно подумать — это модель сообщения. ChatMessage выглядит следующим образом:
public class ChatMessage {
@Id
private String id;
private String chatId;
private String senderId;
private String recipientId;
private String senderName;
private String recipientName;
private String content;
private Date timestamp;
private MessageStatus status;
}
Класс
ChatMessage
довольно простой, с полями, необходимыми для идентификации отправителя и получателя.В нем также есть поле статуса, указывающее доставлено ли сообщение клиенту.
public enum MessageStatus {
RECEIVED, DELIVERED
}
Когда сервер получает сообщение из чата, он не отправляет сообщение адресату напрямую, а отправляет уведомление (ChatNotification), чтобы оповестить клиента о получении нового сообщения. После этого клиент сам может получить новое сообщение. Как только клиент получит сообщение, оно помечается как доставленное (DELIVERED).
Уведомление выглядит следующим образом:
public class ChatNotification {
private String id;
private String senderId;
private String senderName;
}
В уведомлении есть идентификатор нового сообщения и информация об отправителе для того, чтобы клиент мог показать информацию о новом сообщении или о количестве новых сообщений, как показано ниже.
Настройка WebSocket и STOMP в Spring
Первым делом настраиваем конечную точку STOMP и брокер сообщений.
Для этого создаем класс WebSocketConfig с аннотациями
@Configuration
и @EnableWebSocketMessageBroker
.@Configuration
@EnableWebSocketMessageBroker
public class WebSocketConfig implements WebSocketMessageBrokerConfigurer {
@Override
public void configureMessageBroker(MessageBrokerRegistry config) {
config.enableSimpleBroker( "/user");
config.setApplicationDestinationPrefixes("/app");
config.setUserDestinationPrefix("/user");
}
@Override
public void registerStompEndpoints(StompEndpointRegistry registry) {
registry
.addEndpoint("/ws")
.setAllowedOrigins("*")
.withSockJS();
}
@Override
public boolean configureMessageConverters(List<MessageConverter> messageConverters) {
DefaultContentTypeResolver resolver = new DefaultContentTypeResolver();
resolver.setDefaultMimeType(MimeTypeUtils.APPLICATION_JSON);
MappingJackson2MessageConverter converter = new MappingJackson2MessageConverter();
converter.setObjectMapper(new ObjectMapper());
converter.setContentTypeResolver(resolver);
messageConverters.add(converter);
return false;
}
}
Первый метод конфигурирует простой брокер сообщений в памяти с одним адресом с префиксом
/user
для отправки и получения сообщений. Адреса с префиксом /app
предназначены для сообщений, обрабатываемых методами с аннотацией @MessageMapping
, которые мы обсудим в следующем разделе.Второй метод регистрирует конечную точку STOMP
/ws
. Эта конечная точка будет использоваться клиентами для подключения к STOMP-серверу. Здесь также включается резервный SockJS, который будет использоваться, если WebSocket будет недоступен.Последний метод настраивает конвертер JSON, который используется Spring'ом для преобразования сообщений из/в JSON.
Контроллер для обработки сообщений
В этом разделе мы создадим контроллер, который будет обрабатывать запросы. Он будет получать сообщение от пользователя и отправлять его получателю.
@Controller
public class ChatController {
@Autowired private SimpMessagingTemplate messagingTemplate;
@Autowired private ChatMessageService chatMessageService;
@Autowired private ChatRoomService chatRoomService;
@MessageMapping("/chat")
public void processMessage(@Payload ChatMessage chatMessage) {
var chatId = chatRoomService
.getChatId(chatMessage.getSenderId(), chatMessage.getRecipientId(), true);
chatMessage.setChatId(chatId.get());
ChatMessage saved = chatMessageService.save(chatMessage);
messagingTemplate.convertAndSendToUser(
chatMessage.getRecipientId(),"/queue/messages",
new ChatNotification(
saved.getId(),
saved.getSenderId(),
saved.getSenderName()));
}
}
С помощью аннотации
@MessageMapping
мы настраиваем, что при отправке сообщения в /app/chat
вызывается метод processMessage
. Обратите внимание, что к маппингу добавится сконфигурированный ранее application-префикс /app
. Этот метод сохраняет сообщение в MongoDB, а затем вызывает метод
convertAndSendToUser
для отправки уведомления адресату.Метод
convertAndSendToUser
добавляет префикс /user
и recipientId
к адресу /queue/messages
. Конечный адрес будет выглядеть так:/user/{recipientId}/queue/messages
Все подписчики данного адреса (в нашем случае один) получат сообщение.
Генерация chatId
Для каждой беседы между двумя пользователями мы создаем чат-комнату и для ее идентификации генерируем уникальный
chatId
.Класс ChatRoom выглядит следующим образом:
public class ChatRoom {
private String id;
private String chatId;
private String senderId;
private String recipientId;
}
Значение
chatId
равно конкатенации senderId_recipientId
. Для каждой беседы мы сохраняем две сущности с одинаковыми chatId
: одну между отправителем и получателем, а другую между получателем и отправителем, чтобы оба пользователя получали одинаковый chatId
.JavaScript-клиент
В этом разделе мы создадим JavaScript-клиента, который будет отправлять сообщения на WebSocket/STOMP-сервер и получать их оттуда.
Мы будем использовать SockJS и Stomp.js для общения с сервером с использованием STOMP over WebSocket.
const connect = () => {
const Stomp = require("stompjs");
var SockJS = require("sockjs-client");
SockJS = new SockJS("http://localhost:8080/ws");
stompClient = Stomp.over(SockJS);
stompClient.connect({}, onConnected, onError);
};
Метод
connect()
устанавливает соединение с /ws
, где ожидает подключений наш сервер, и также определяет callback-функцию onConnected
, которая будет вызвана при успешном подключении, и onError
, вызываемую, если при подключении к серверу произошла ошибка.const onConnected = () => {
console.log("connected");
stompClient.subscribe(
"/user/" + currentUser.id + "/queue/messages",
onMessageReceived
);
};
Метод
onConnected()
подписывается на определенный адрес и получает все отправляемые туда сообщения.const sendMessage = (msg) => {
if (msg.trim() !== "") {
const message = {
senderId: currentUser.id,
recipientId: activeContact.id,
senderName: currentUser.name,
recipientName: activeContact.name,
content: msg,
timestamp: new Date(),
};
stompClient.send("/app/chat", {}, JSON.stringify(message));
}
};
В конце метода
sendMessage()
сообщение отправляется по адресу /app/chat
, который указан в нашем контроллере.Заключение
В этой статье мы рассмотрели все важные моменты создания чата с использованием Spring Boot и STOMP over WebSocket.
Мы также создали JavaScript-клиент с применением библиотек SockJs и Stomp.js.
Пример исходного кода можно найти здесь.
Узнать о курсе подробнее.
gigimon
а на чем UI? самописные компоненты или готовый набор?