Командой Lemon.media собрали свой опыт и подготовили гайд, как прийти к взаимопониманию с дизайнерами. Читайте ниже:

Многие недооценивают технические задания или брифы в дизайн-студиях. И на момент между «нам нужен новый лого» и «новый лого» закладывают слишком мало времени и сил. Хотя простонародное ТЗ — это залог, что нужный вам лого вообще появится.



Поэтому сегодня разберемся, как ставить ТЗ/заполнять бриф, чтобы результат был не ХЗ.

От каких проблем убережет грамотное ТЗ


Сразу с главного: дизайнер — это исполнитель вашей задумки. Да он знает, как лучше расположить элементы и соблюсти стилистику. Но у него свой взгляд на мир.

Грамотное же техническое задание предотвращает от множества проблем. Каких именно, разберем на примерах:

1. Представьте, что вы хотите лого с парусом в верхнем левом углу. В ТЗ дизайнеру написано — на лого должен быть парус. В итоге 50/50, что он будет расположен в верхнем левом углу. И если нет, будут правки, переделки, возможно придется менять композицию и тд. Это долго и ресурсозатратно.

Поэтому необходимо углубляться в самые мелкие детали, вплоть до расположения каких-то элементов. Это бережет наши и нервы дизайнеров от нескончаемых правок и недовольства, что вас не понимают.



2. Еще момент — проблемы удваиваются, когда несколько людей согласовывают дизайн. Есть риск, что вы разойдетесь во мнении не только с дизайнером, но и с коллегами.

Здесь советуем максимально подробно обсудить с ЛПР-ами концепцию и согласовать ее. А потом так же подробно расписать все для студии/дизайнера и тд. Либо можно ограничить круг тех, кто принимает дизайн.

3. Если дело все дошло до правок — не оставляйте подробности. Замечания в духе «не зажигает»/«хочется чего-то другого» делу не помогут, нужен только конструктив. В ход можете брать все — хоть заскриньте и стрелочками подрисуйте, как подвинуть элементы, главное объясните.

На что обратить внимание


Окей, с возможными проблемами разобрались. Теперь о том, на что обратить внимание:

1. Контекст задачи


Расскажите, зачем вам этот дизайн/фирменный стиль и где планируете его использовать. Это важно, потому что дизайнер будет учитывать все возможные нюансы, которые были в его практике или просто известны.

"

Пример, как стоит ответить на вопрос в брифе

Например, вытянутый лого с витиеватым шрифтом не всегда выигрышно смотрится на спортивном худи. Хотя ранее сказано, что вам хочется чего-то в стиле барокко. Понимая контекст, исполнитель будет учитывать нюанс и подумает, как добавить барокко иначе.

2. Целевая аудитория


Сосредоточьтесь на описании целевой аудитории. Так как дизайн в первую очередь должен привлекать её. И нужно будет найти компромисс между вашим видением и тем, как будут воспринимать бренд потенциальные клиенты.

Прям распишите: возраст, пол, сферу интересов, боли, мечты.

Например: молодые мамы 20-30 лет, в детских вещах ценят качество и минимализм. Им не нравятся слишком яркие цвета игрушек, поэтому большинство магазинов детских товаров их бесит.

К сожалению, несовпадение желаний клиента и ЦА — частая проблема. И здесь стоит отойти от своих «хочу» и выбрать то, что будет эффективно и понятно аудитории.

Возвращаясь к мамам — допустим вы, как заказчик, напротив любите яркие цвета. Но ЦА, которой нужен минимализм и нюд в продукте, захочет видеть этот нюд и в дизайне упаковки/лого и тд. Ради продаж придется уступить.

3. Информация о вас


Если у вас уже есть какие-то фирменные элементы, цвета, старый логотип — прикладывайте их к заданию. А вместе с этим фото продукта, клиентов с продуктом, оформление торговой точки (если есть) и все подобное.

Также для вдохновения можно поделиться историей компании, необычными фактами об основателях или работниках. Возможно, есть какая-то интересная мелочь, из которой получится интересная метафора в дизайне, фирменных цветах или лого.

4. Форматы


Не забывайте о простых вещах, как размеры и форматы. Например, вам нужны картинки для соцсетей — пишем размеры для каждой, Инстаграм 1080х1080, Вконтакте и дальше.

Если вы планируете работать с подрядчиком долго, лучше сохраните их себе в табличке и прикладывайте каждый раз.

5. Добавьте примеров


В дизайнерских кругах их еще называют референсами. И да, это обязательный пункт. Потому что наглядный пример всегда сработает лучше, чем лист подробного описания (хотя он тоже нужен).

Можно показать референсы каких-то частей. Например, здесь мне нравится кружок в углу, а тут фон и персонаж. Также можно добавлять примеры, как вам НЕ нравится. Это точно убережет от множества правок.



Где искать референсы: pinterest, behance, брендинг конкурентов или смежных областей.

Помните о сроках


На всякий случай уточним, история «мне нужен логотип через 2 часа, потому что я печатаю наклейки» — не работает.

Самый важный момент в коммуникации с заказчиком — адекватно оценивать сроки и объем задачи. А лучше сначала уточнить, за сколько возможно сделать определенную работу и после поставить дедлайны.

Если что-то срочное, можно поговорить о более быстром исполнении (скорее всего за доплату).

Ещё, когда у вас объемная задача типа — 10 страниц сайта и фирменный стиль — разбейте ее на подзадачи и обсудите дедлайны промежуточных согласований.

Это избавит от правок в духе «переделайте все» и дизайнеру будет легче распределить свое время. И вы сможете отследить все этапы, будет больше понимания, за что реально заплачено.

Резюмируем


  1. Дайте как можно больше информации о продукте и аудитории. Каждая мелочь может существенно повлиять на восприятие.
  2. Заложите на составление ТЗ много времени. Так как в этом деле нужна максимальная подробность и въедливость в детали.
  3. Если несколько человек принимают решение, согласуйте ТЗ со всеми. Это поможет избежать разногласий внутри вашей компании.
  4. Не забывайте прописывать форматы и размеры нужного вам дизайна. Конечно, просто любой дизайнер не сделает, но время на дополнительный вопрос и ожидание ответа вы потратите вместе.