Хочу выразить свое мнение о том, как устроено высшее образование во многих российских универах. Как студенту одного из ведущих вузов, мне глаза режет эта проблема.

Учусь я на бакалавриате пми в спбгу (пм-пу, а не матмех, хотя с матмехом дело обстоит похожим образом). И пожаловаться я решил не столько на оторванность преподавателей от реальности или устаревание учебных программ. Нет, я столкнулся с проблемой, которая, наверное, является следствием этих двух и еще кучи других. Я говорю о структурной закостенелости - остром нежелании меняться, а меняться приходится. Как итог, получили какой-то очень странный гибрид чепухи с ерундой. Остро я почувствовал это совсем недавно, при переходе на третий курс.

Но начну с предыстории. Сразу после одиннадцатого класса, по счастливому стечению обстоятельств я никуда не поступил, что дало мне возможность постараться ответить для себя на вопрос: "Зачем мне нужна вышка и чего я от нее жду?". Как раз в течение этого года я познакомился с финансовыми рынками и вся эта тема меня довольно сильно затянула. Этот интерес наложился на бэкграунд в виде математики и программирования, которые меня также довольно сильно увлекали. Можно сказать, еще до поступления я с некоторой уверенностью выбрал интересные для себя предметы и область их приложения. Так что возможность изучения всех трех направлений была одним из основных критериев при выборе места обучения. Выбор пал на СПбГУ.

В первый год все было замечательно, но вот на втором курсе я начал присматривать себе научника и направление на следующий год. Первого найти было несложно, в университете много компетентных преподавателей, с радостью берущих в поднаучные интересующихся. А вот со вторым оказалось сложнее.

Выбрать можно только одно направление, а вместе с ним идет пак предметов, которые между собой мало связаны, но почему-то все обязательны к освоению, а выбрать другие предметы, которые мне хотелось бы освоить в учебное время как-то нельзя. В итоге выбор направления - это всегда выбор меньшего из зол. Всегда будут нужные тебе дисциплины, которые вроде бы преподаются на других направлениях, но осваивать их придется самому, попутно тратя время на относительно бесполезные.

Другой момент - нелогичное распределение обязательных дисциплин. На самом деле на долю кафедральных предметов приходится не так уж много часов. Куда большее расстройство у меня вызывают обязательные дисциплины, которые часто действительно полезны, но возможность выбора совсем бы не помешала. К примеру, "Эксперимент в задачах теории управления" - почему именно этот предмет обязательный, а все экономические предметы существуют только на соответствующих направлениях? Почему "Электродинамика" - обязательный для всех, а дисциплины, связанные со статистикой подвергнуты забвению? По одному такому предмету на семестр и уже на сотню потеряных часов больше.

Все это вероятно выглядит как нытье ленивого студента, который не хочет учиться, но все-таки я хочу поныть не об этом, а о том, что в нашей стране высшее образование иногда просто существует в вакууме и не пытается удовлетворять ни интересам учащихся, ни потребностям рынка труда. Должно ли так быть? Мне кажется, нет.

P.S. Спасибо, что уделили время на прочтение этой статьи. Тема наверное заезжена и обсуждалась много раз, но буду рад узнать ваше мнение.