История про рекрутера Марию
Жила-была девушка Мария. Маша работала в рекрутинге вот уже 3 с хвостиком года. Она была опытным и смелым рекрутером, и закрывала за месяц около 4-5 вакансий уровня Middle/Senior. Соискатели и кандидаты очень любили Машу за ее искренность, честность, ответственность и персональный подход к каждому. А Маше, в свою очередь, нравилось общаться с людьми, помогать им, и, в свой черед, ежедневно узнавать что-то новое. Уже с первого рабочего дня Маша знала, как важно написать правильно первое письмо или сообщение в LinkedIn, и сделать эффективный, персонализированный "first touch". В ее понимании “first touch = first impression”.
По опыту знаю, что без ответа остаются шаблонные и не персонализированные
письма. На что обращаю внимание:
тема должна быть информативной — кратко передавать суть письма;
структура должна быть краткой, четкой и понятной;
и последнее обязательно "call to action", в надежде получить ответ :)
— Яна Разумова, HRD в Bergx2
Человеку достаточно 10 секунд, чтобы понять, хочет ли он исследовать содержание письма, заводить диалог с собеседником, или же пройдет мимо.
82% соискателей отвечали Маше на email, сообщения в LinkedIn, а иногда и на Facebook. Половина из них с удовольствием соглашались на скрининг-интервью. И даже когда по итогу всех процессов выбрали не ее кандидата, Маша оставалась на связи со всеми соискателями, бережно храня новые контакты.
Наступили сложные времена COVID-19, и компания, в которой Маша работала последние несколько лет, не выдержала кризис. Сотрудникам пришлось искать свое место под IT солнцем. Маша не стала исключением из правил.
И вот, в конце 2020, за пару недель до нового года Маша получила оффер в большую и прогрессивную продуктовую компанию с центральным офисом в США!
Ура!
Новые вызовы, новые правила, новые устои, и новый режим: теперь вся коммуникация на английском, и все события — онлайн, знакомство с коллегами — в Zoom. Спустя пару рабочих дней Маше на почту пришло следующее письмо:
Как думаете, понравилось ли оно Маше? А вам?
Как бы вы оценили такой текст? Как бы ответили на него?
Возможно, написали бы его иначе или перефразировали?
И хоть все персонажи, ситуация и письмо выдуманы, ошибки очень даже реальны. Так что давайте перейдем от фантастики к реальности и попробуем разобраться, что же не так с текстом выше?
Письмо выглядит грамотным, структурированным и аккуратным. Можно поставить плюсы за:
пунктуацию,
Subject line,
приветствие и прощание,
ссылку на материалы.
И все же есть моменты, на которые стоило бы обратить внимание.
“Hi, Marina!" — составляете вы текст на английском, русском или же украинском, будьте внимательней с именами. Марина, возможно, была бы и рада получить такое дружественное письмо. А вот для Марии оно, скорее всего, было обидным.
Листи я формую або українською, або англійською. Якщо у другому варіанті все
однозначно (як спеціаліст вказує себе в LinkedIn), то український правопис
вирізняється правилами. Наприклад, у мене була ціла дискусія зі скріншотами з
інженером Олегом. Кличний відмінок нового (від 2019 року) правопису диктує як
архаїчне звертання "Олеже", так і "Олегу".
— Люда Зюман, Recruiter в EvoTalents
“There are a few CVs” — конструкция there is / there are сбивает с толку читателя и отводит от главной мысли.
“Proposed” — можно случайно выйти замуж и даже не заметить этого.
"Are seen / was opened / can be found" — пассивный залог в тексте приводит в замешательство. Кто и что должен сделать? Предложения с пассивным залогом — тяжелые, увесистые и трудно читаемы.
"CVs can be found here" — ссылка — это хорошо. В то же время, она должна быть физически больше и заметней. Это поможет читателям открыть письмо на телефоне и спокойно увидеть, куда нужно нажимать.
"Don't / might not" — два отрицания, одно за другим. Чем больше в письме или речи негативных слов, тем больше негативного отношения вызывает текст и человек.
"Don't hesitate to drop a line to Lena" — реципиенту понадобится приложить дополнительные усилия, чтобы понять отправителя. Какое отношение “to drop a line” имеет к твоему отпуску? Что делать с этой информацией дальше?
"For a professional recruiter like you it won't be hard ;-)" и "Thanks in advance!" — со стороны это может выглядеть как скрытые за смайлами и эмодзи пассивно-агрессивные манипуляции. Лучше используйте "I appreciate your help."
“Subject: New tasks for the recruitment team” — хорошо, что есть subject line. В то же время, по нынешним стандартам лучше сократить его в два раза.
“Hi, Marina” та “Best regards!” — несоответствие неформального и делового стилей.
Когда вы хотите донести важную мысль или раскрыть щепетильный вопрос, обязательно перечитайте текст два-три раза помимо грамматической и орфографической проверок.
Письмо стоит отправлять только тогда, когда вы сами понимаете, что в нем написано, какой ответ или действие ожидаете от реципиента.
Think, write, and think again.
— Alexey Kovalenko, Managing Partner at Savvy
Но как выглядит хороший email? Предлагаю рассмотреть следующие 8 правил, и затем разберем каждое из них в деталях.
8 правил хорошего письма
ХОРОШЕЕ ПИСЬМО ДОЛЖНО | |
быть ясным | одно письмо = одно дело |
быть коротким | иметь subject line |
быть простым | быть без грамматических ошибок |
иметь четкую структуру | иметь call to action |
Что такое ясное письмо?
У письма должна быть цель. Не начинайте писать, пока не ответите себе на вопрос «Что я хочу получить от читателя в итоге?»
Реципиенту важно понять, что от него требуют, прочтя написанное всего один раз. Для этого ставьте цели, составляйте текст, используйте короткие слова и сокращайте длинные предложения.
В бизнес-переписке важно помнить о том, с какой целью вы пишете, и уважать время
вашего собеседника.
1. Вы посылаете огромное сопроводительное письмо, и перегруженный
подобными письмами рекрутер выбирает кандидата с письмом по сути.
2. Вы копируете часть сообщения из другого источника и отправляете письмо с
тремя разными не читаемыми шрифтами - и ваш собеседник закрывает сообщение без
ответа, потому что это невозможно читать.
3. Вы не заботитесь кратко очертить суть в теме письма, и ваше письмо теряется в
почтовом ящике среди других “Re:Fwd:a quick question”.
4. Вы не пишете в письме, чего именно ожидаете в ответ от собеседника - и
переписка останавливается.
Нам выгодно заботиться о человеке по другую сторону экрана, потому что это
сделает переписку эффективнее. And it’s a nice thing to do :)
— Саша Голубева, Internal Communications в Very Good Security
Какое письмо — короткое, а какое нет?
Для стандартного делового письма будет достаточно 100 слов или 5 предложений.
Less than five sentences is often abrupt and rude, more than five sentences
wastes time.
— Guy Kawasaki, a Silicon-Valley based author, speaker, entrepreneur, and
evangelist
Каким должно быть простое письмо?
Простое письмо состоит из простых, конкретных и четких фраз. Избегайте пассивного залога, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, длинных слов и конструкций.
У меня нет скриптов, всегда от человека иду. Но в целом — коротко и по делу.
Если совсем ничего не знаю о человеке, просто здороваюсь, почему написала (что
предлагаю) и интересно ли? Иногда прошу коллег, если знаю, что они знакомы,
сделать интро.
— Светлана Рыбалка, Recruiter в AB Games
А что по структуре?
Приветствие | Hello |
Персонализированная эмоция | Many thanks for your… |
Цель | I am writing to… |
Почему это важно | It is important because.. |
Call to action | Could you.. / It would help if you… |
Эмоция | I appreciate your help… |
Прощание | Best… |
В нашей деловой переписке чаще всего проблема в отсутствие четкой структуры
письма. Что выливается в бесконечные цепочки уточнений. Из-за того ли это, что
мы все время спешим, или из-за только подрастающей культуры писать сообщения /
письма из заботы о получателе…
— Марина Попруженко, Recruiter в EvoTalents
Одно письмо = одно дело, но можно обо всем и сразу?
“One thing at a time” или «Одно тело = одно дело»
Каждое отправленное вами письмо должно быть посвящено только одному вопросу. Если вам нужно сообщить о чем-то еще, рассказать о другом проекте, или поделиться новостями — лучше составить новый текст.
Особенности Subject line
Первым делом — ясность и четкость, а креатив и сюжетная линия — потом.
Основатель компании Backlinko Брайан Дин в своей статье писал, что строки, где Subject line не превышает 36-50 символов (или 4-8 слов), имеют значительно больший процент открытий.
В 2021-м году реципиенты будут читать имейлы в большинстве случае с iPhone. Он, в свою очередь, отображает 37-41 символ (примерно 4-7 слов) и затем обрезает строку. Итог прост: Subject line около 20 символов или из 4-х, 3-х, 2-х, или даже одного слова, увеличивает вероятность открытия и прочтения письма.
Какие основные правила построения Call to action?
Главное — помнить о нем.
Вы уже прочитали выше, что сначала задайте себе вопрос “Что я хочу получить от читателя в итоге”. А следующие 4 подсказки помогут вам создать простой и четкий призыв к действию.
Что человеку нужно сделать? Начните с глагола: напиши, подготовь, спроси, заверши...
Используйте цифры. Так вы сделаете жизнь реципиента проще.
Поставьте крайний срок. Так вы предупредите о своих ожиданиях и дадитечеткие рамки, когда необходимо завершить задачу.
Давайте не больше двух вариантов. Исследования в передаче Mind Field показали: чем больше у человека вариантов для выбора, тем дольше он думает и сильнее расстраивается, если что-то вдруг пошло не так. А при наличии двух вариантов человек склонен принимать решение быстрее и уверенней.
Bang!
Воспользуйтесь этим чек-листом, чтобы создать корректное письмо:
Прежде чем писать, подумайте, зачем вы составляете текст: что вы хотите, что человек должен сделать.
Заполните Subject line. В идеале — 3 и меньше слов, или до 20 символов.
Напишите текст соответственно структуре.
Отдельно проверьте его на call to action — поймет ли получатель, что от него требуется?
Правильно написали имя реципиента?
Проверьте все сообщение на корректность языка через сервисы (такие как Grammarly и LanguageTool), словари и Google поиск. Сочетаются ли стиль начала и завершения друг с другом?
Перечитайте текст второй раз, как еще можно его сократить?
В случае если отправляете файлы, проверьте, прикрепили ли их?
Внесите в строку отправителя его почту.
Нажмите «отправить».
И помните, каждое отправленное письмо — ваш личный #TheSmartWayofLearning.
Ваша Марго Подлесная,
PR Manager в Savvy
marsermd
Ну жесть же :(
Вот вам встречный чеклист:
It's great to have you on the team! But as ...
переводится как дикая агрессия:
Здорово, что вы появились в команде! Но как новичку ...
.Как говорит ваш русскоговрящий коллега,
biolog_snork
Вы написали глупости, потому, что автор пишет так как желает и хочет писать. Нравится автору писать пробелами,, а почему собственно нет? Этакий артхаусный стиль письма. Критиков блин развелось от бога, когда у самих статей почти что и нет, но весомое словечко надо написать едкое, ведь без этого никак. Такое ощущение на хабре часть комментаторов вообще не понимают, что и зачем пишут под комментариями. Автор текста Вы молодец. Умников вот таких вот не слушайте. Это псевдокритики. Пишите и все получится, а все косяки со временем сами уйдут, Вы наработаете свой стиль… Тут видите как, то людям трудно читать, то может заголовок не понравится, или история Маши окажется глупой и не интересной ( только всё это якобы). Ваши люди просто ставят палец вверх. Мне текст понравился!
MargoPod Автор
biolog_snork
Спасибо вам огромнейшее за поддержку! Такие приятные слова, очень вдохновляют учится и писать! :)
Я не знаю пока что как тут работает алгоритм кармы, но с вами определенно хотелось бы поделиться хорошей :)
biolog_snork
Пожалуйста. Я на Вас подписался)
marsermd
Нет, особенно если он хочет учить про то, как надо писать понятные письма.
У меня четыре статьи, я был в топ-3 авторов хабра.
И заключительный тезис: сообществу текст не понравился (очевидно по рейтингу). Я предлагаю автору развернутый фидбек, чтобы она могла лучше понять читателя. А вы пишете: "продолжайте в том же духе", что никак не помогает ни автору, ни сообществу.
Что характерно, автор умеет работать с критикой и корректно на неё реагирует.
biolog_snork
Ваше— нет, это чисто субъективность, как и мое мнение, собственно как и этот рейтинг. Автор сам разберётся без Вас. Я обычно таким псевдокритикам говорю написать больше чем 3— 4 статьи и попробовать опубликоваться не только на хабре. Например, Ваша портянка про игры не прошла бы публикацию и в stopgame, но здесь часть людей это скушают, несмотря что статья тоже весьма посредственна). P.S. Вы были в топе 3. А меня на антропогенезе, в 22веке печатали, о моих статьях хорошо отзывается Станислав Дробышевский. Сейчас еще пишу статью уже научную в журнал Nature. Плюсом веду сообщество на 20.000 человек. Дальше выделываться будете? Псевдокритик одним словом...
MargoPod Автор
Спасибо Вам большое за отзыв.
Для меня это первый опыт публикации на habr, поэтому очень важны коментарии читателей :)
Теперь отвечу Вам по пунктам:
1. Вы знаете, ошибка с верстанием есть, мы вчера заметили ее с редактором сайта. К сожалению, я не знаю как самостоятельно ее исправить :( Видимо, необходимо копаться в коде, но я не знаю, как это делать :(
2. Подскажите, пожалуйста, что такое КДПВ? :)
3. Вы очень внимательны и правы, благодарю! Обращу внимание и на этот момент!
4. По поводу пробелов — вроде бы все есть. Пересмотрю еще разок :)
5. Ох, знали бы вы, сколько раз я ее перечитывала)))
6. Тут уже говорила в п.1.
Благодарю вас еще разок! Прекрасного вечера, или ночи :)
marsermd
Приятного вечера и удачных статей:)