Привет, Хабр! У клавиатуры снова я — Женя Пономаренко. Мы в «Кавычках» занимаемся тестированием и обеспечением качества для российских и зарубежных компаний. И мы — аутсорс агентство, т. е. тестируем проекты клиентов из разных сфер: от сложных — авиа и медицина, до ритейла и небольших стартапов. За свою карьеру в тестировании (а это ни много, ни мало — лет 15) я успел поработать в продуктовых командах, на фрилансе и в итоге стартанул агентство аутсорс тестирования. Пришел я к этому, потому что на одном проекте мне быстро становилось скучно, а аутсорс модель оказалась решением этой проблемы. Можно работать как компания со всеми корп. плюшками, по условиям ТК, но с разными проектами. А значит не сохнуть годами на одних и тех же задачах и непрерывно развиваться.

Я думаю, что многие, кто начинает карьеру в тестировании или те, кто уже в профессии, задаются вопросом «а куда идти-то?». Этого «куда» множество вариантов — открыл HH, «Хабр Карьера», телегу и еще стотысячмильенов площадок — выбирай не хочу. А вот где из всего этого многообразия не будет скучно, можно расти и зарабатывать? В этом вся соль и боль. Поэтому я решил написать обзор разных форматов работы для тестировщика. Возможно, кому-то это поможет понять, куда идти и зачем. А кому-то пересмотреть текущее место. Или кто-то вообще напишет, что это все фигня, и у него по-другому (кстати, добро пожаловать в комменты).

Все, что я напишу — не филиал истины и не последняя инстанция правды. Это мой опыт и путь, который я прошел. Несмотря на то, что для себя я выбрал аутсорс компанию, здесь не будет упора на чем-то одном, например, на аутсорсинге (что было бы логично). Постараюсь максимально подробно и честно написать о каждом варианте. Только опыт и только хардкор.

Warning

Эта статья вряд ли будет интересна тем, кто рассматривает тестирование как перевалочный пункт или легкий вход в IT. Лучше не тратьте свое время — для этого есть курсы, которые обещают запустить вас в мир IT уже через месяц (сори, профессионально подгорело). Статья для тех, кому нравится тестирование, кто хочет развиваться, но не понимает, куда идти. Не понимает, а растет ли он там, где сейчас работает, или уже даже начал разочаровываться в профессии.

Ready, Steady, Go!

Почему тестировщику важно найти свое место силы

Есть такое мнение, что тестировщик — это недопрофессия: бездумно жмакают на кнопки, следуя инструкциям, и ищут баги — короче, делать нефига там. Бить кулаком в грудь и кричать, что это не так — я не буду. Отчасти это так. Но путь тестировщика не заканчивается на кнопках — это только начало. Ведь все начинают с чего-то простого, верно? Я искренне уверен, что тестировщики должны расти в сторону QA-инженеров. Сейчас выпускают все более сложные продукты, которые требуют высокого уровня обеспечения качества. Тестировщик и QA не могут быть обособленными понятиями (уже предвижу, как в комментариях открывается портал ада). Нужно стремиться к тому, чтобы не просто искать баги, а с самого начала думать о пользователях, понимать продукт, процессы и приоритеты бизнеса. Но чтобы прийти к этому, конечно, нужно с чего-то начать, пройти определенный путь и не сбиться с него.

Так почему важно найти место силы:

  1. Чтобы не разочароваться в тестировании и не разлюбить. Если попасть в команду, где тестировщиков ни во что не ставят, или застрять на одном месте с одинаковыми задачами, то можно быстро и окончательно отбить себе желание как-то расти в этом. А потом еще присоединиться к клубу антифанов тестирования и рисовать обидные мемчики — это еще не самое страшное. Поэтому важно работать там, где вас ценят, где будет интересно и комфортно.

  2. Чтобы была возможность оттачивать навыки и учиться. Если компания топит за образование, проводит сотрудникам обучение, оплачивает курсы, дает разные задачи, то в таком месте реально стать профи, повысить свой уровень и з/п.

Представьте, что крутое место работы — это такой своеобразный суп, в котором много разных компонентов:

  • Благополучная к профессиональному росту среда/окружение

  • Обучение и апгрейд навыков

  • Разные задачи и проекты

  • Карьерный рост

  • Ваша значимость в команде

  • Интерес

Суп не перестанет быть супом, если в него не положить какой-то ингредиент (окей, кроме воды). Но будет ли вам нравиться такой суп? Работа занимает огромную часть жизни. И она должна приносить вам радость (или хотя бы не раздражать), помогать профессионально и финансово расти. Поэтому важно, чтобы на работе была возможность учиться, апгрейдить навыки, заниматься крутыми проектами, и само собой —  кайфовать.

Посмотрите, какого компонента не хватает вам.

А теперь мы подобрались к главному. Почти. Здесь я сделаю небольшое отступление. Я специально не добавил в обзор пункт про з/п (все ребят, расходимся). Потому что все зависит от контекста и ресурсов компании. Иногда в небольших агентствах з/п выше, чем в крупных компаниях и наоборот. Иногда на фрилансе можно зарабатывать больше, чем в компаниях и агентствах, а иногда и нет. Поэтому давайте держать в уме по ходу всего обзора, что уровень дохода будет зависеть: от возможностей компании/клиента, ваших навыков и стремления расти.

Инхаус (продуктовые команды)

Есть несколько вариантов: неайтишные компании с продуктовой командой и айтишные компании. Первый вариант достаточно часто бывает не самым лучшим для тестировщика. Хотя, конечно, это зависит от компании. Но в таких компаниях может быть «поверхностное» отношение к продуктовой команде и к тестировщику (если он вообще там есть). Это происходит из-за нескольких причин: либо нет бюджета, либо нет компетенций и понимания значимости/роли IT-отдела. Или гремучая смесь — и то, и другое сразу. Опять же, это не правило, просто в неайтишных компаниях чаще всего бывает именно так.

Когда чувствуешь себя чужим в неайтишной компании
Когда чувствуешь себя чужим в неайтишной компании

Плюсы:

  • Возможность погрузиться в продукт и работать над большим проектом

    Уровень проекта зависит от ресурсов и размеров компании, но погруженность в продукт, его специфику и процессы — обеспечена. А еще вы сможете прокачаться в каком-то определенном направлении.

  • Ментор и онбординг

    Как правило, в больших и средних компаниях есть лид или менеджер, который погружает новичков в специфику проекта и помогает с задачами в первое время, что весомо снижает стресс на новом проекте и помогает быстрее в нем разобраться.

  • Обучение

    Если компания стремится развивать сотрудников (а в IT это маст хев, т.к. рынок постоянно меняется, и нужно непрерывно учиться, чтобы не отставать), то предлагает своим сотрудникам корпоративное обучение, конференции, сертификацию за счет компании. Еще круче, когда компания встраивает обучение в корпоративную культуру.

  • Окружение и среда

    Приятно быть своим среди своих — в окружении продуктовой команды, и что также важно —  учиться работать в команде. Во-первых, в такой среде интересно. Во-вторых, больше возможностей для обучения.

  • Погружение в продукт от А до Я

    В продуктовой команде у вас будет возможность следить за процессом создания продукта.

  • Корпоративные плюшки и нормы ТК. 

    Согласитесь, вещь крутая.

Минусы:

  • Ограниченность в навыках

    Если работать в рамках одного продукта, только в конкретном направлении — сложно получить новые навыки. Допустим, тестируя только веб, с тестированием мобилок может возникнуть проблема — там своя специфика. Никогда не тестируя IOT, взять с разбега и протестировать — тоже не получится. 

  • Путаница с грейдами

    Отсюда вытекает еще одна проблема. Если захотите пойти дальше, например, в другую компанию, то возможно, не пройдете на ту же позицию, потому что там будут нужны другие навыки, которых у вас нет. Хотя по стажу вы будете проходить.

  • Профессиональная скука или кризис жанра

    Через какое-то время на одном проекте становится скучно. Каждый день может стать копией предыдущего: опять тест-кейсы/автотесты и даже все баги известны заранее. 

  • Опять же команда 

    Команда может стать как и крутым плюсом работы в компании, так и бичом всего дела, если общение не заладится (например, с разрабами) или в компании слабо поставлены процессы работы.

Итого:

В продуктовой команде можно набраться опыта, работать среди своих, тестировать сложные, крупные продукты (особенно, если компания большая) и прокачивать навыки в определенном направлении. Вопрос лишь в том, какие навыки можно получить в рамках одного или нескольких продуктов, и не заработаете ли вы в итоге профессиональное выгорание.

Работа на фрилансе

Лет десять назад надо было сильно постараться, чтобы фрилансеру-тестировщику найти клиентов. Сейчас все проще (не сильно, но проще). Существует огромное количество фриланс бирж как на российском, так и на западном рынках.

Плюсы:

  • Самостоятельный выбор проектов

    Если какой-то проект не нравится, то по его завершению можно найти новый, более интересный и не ограничиваться одной страной.

  • Разные проекты

    Меняя проекты, вы не будете скучать, сможете оттачивать разные навыки.

  • Самоорганизация и самоменеджмент

    У вас есть вы и заказчик. Если вас не привлекает работа в команде и менторство со стороны руководства, то фриланс вам понравится. Вы можете сами выстраивать свою работу и распределять время. Хотя здесь спорная история, руководство (пусть даже и проектное) со стороны заказчика все-таки есть.

  • Регулирование дохода

    Ваш доход зависит только от вас и ваших проектов. Хотите получать больше — берите больше проектов. А хотите меньше (что вряд ли) — отказывайтесь от каких-то задач.

  • Перспектива начать свое дело

    На фрилансе есть все возможности дорасти до предпринимателя, собрать команду.

Минусы:

  • Отсутствие централизованного обучения

    Работая с заказчиком, у вас не будет варианта задать ему какие-то вопросы по тестированию. Всему придется учиться самому и искать информацию из разных источников. А ваши пробелы в знаниях могут негативно сказываться на качестве работы и как итог — на дальнейшей работе с заказчиком.

  • Небольшие проекты

    Как правило, крупные компании и гос. компании выбирают подрядчиков через тендеры и работают в основном с юр. лицами, а не с физ. лицами. К фриланс услугам чаще всего прибегают небольшие компании и интернет-магазины.

  • Поиск клиентов

    Если не обзавестись базой постоянных клиентов, то придется тратить время на поиски новых. А иногда даже соглашаться на первый попавшийся проект, чтобы не грустить без денег.

  • Отсутствие опыта работы в команде

    Работа в команде (в разных методологиях) — это то, чему нужно учиться и это важный навык как для работы в компании, так и для старта собственного дела. На фрилансе такой возможности нет, например, если вы не работаете с продуктовой командой заказчика. 

  • Отсутствие ТК и корп. плюшек

    В компании ваш защитник — ТК, а на фрилансе —  договор (если он есть) и все. Т.е. в случае форс мажора вам придется как-то договариваться с клиентом о переносе дедлайна. А если эта задача срочно нужна клиенту, и вас некем заменить? Никто не будет оплачивать больничный и отпуск. Нет проектов — нет денег. Все время что-то должно быть в работе. К тому же, не всегда заказчики бывают порядочными в плане выплат. Компании тоже,  но тут на страже старый-добрый ТК.

Итого:

Фриланс не самая надежная история для роста тестировщика. Особенно, если речь про старт. Многие уходят на фриланс с блеском глазах «больше не работаю на дядю». Но на самом деле —  нет. Вы ответственны перед заказчиком и постоянно должны думать о проектах и новых клиентах, иначе может возникнуть трещина в доходах. 

Есть и еще одно большое заблуждение — уйду на фриланс под песню Кипелова «я свободен» и буду жить-не тужить. Тоже нет. Часто бывает, когда вся жизнь фрилансера превращается в сплошную работу — отсутствие нормированного рабочего дня,  задачи прилетают когда угодно.

У меня был такой период, когда я брал сторонние проекты и одновременно работал в компании. Я работал все время, не видел выходных и мало спал — это слабо походило на курорт.

Но есть и другой момент — если получить хорошие навыки, обзавестись базой клиентов (и на Западе), обладать высоким уровнем самоорганизации, то можно хорошо построить свой рабочий график и даже перерасти в ИП.

Аутсорс компании/агентства

Я выделил аутсорс компанию в отдельный пункт. Это что-то между инхаус командой и фрилансом. 

Плюсы:

  • Возможность погрузиться в разные проекты и задачи

    Аутсорс агентство работает с разными заказчиками, соответственно под разные проекты — разные задачи. Еще один плюс — как и в большой компании, в аутсорс агентстве есть возможность поработать над масштабным продуктом, которым пользуются миллионы (если придет крупный клиент).

  • Обучение, менторы, онбординг

    Компания, предоставляющая аутсорс услуги, специализируется на определенном направлении. Поэтому все внимание направлено на развитие разных направлений в тестировании. Много сил вкладывается в обучение сотрудников, в курсы и сертификации.

  • Окружение, команда

    Вы все время находитесь среди своих в атмосфере, на 100% состоящей из тестирования и QA, но при этом работаете с командой клиента и можете видеть весь процесс создания продукта.

  • Возможность поработать в разных методологиях

    Аутсорс специалисты встраиваются в работу продуктовой команды клиента и в взаимодействуют по той методологии, в которой работает команда. Меняя проекты, вы меняете команды, а значит пробуете разные методологии работы.

  • Корп. плюшки и ТК

    Как и все компании (ну, или не все) аутсорс агентства тоже работают по условиям ТК и придумывают разные корп. плюшки.

  • Горизонтальное и вертикальное развитие

    Кому-то нравится развиваться в определенном направлении — поэтому он может работать только на одном проекте, а кто-то находится в поиске себя и может пробовать разные задачи на разных проектах. 

Минусы:

  • Отсутствие возможности сразу перейти на другой проект

    Да, проектов может быть много и разных, но не всегда есть возможность сразу перевести вас на новый проект. Например, если в команде пока нет специалистов такого же уровня, чтобы подменить вас там и не навредить качеству продукта. Понадобится время, чтобы найти вам замену.

  • Пертурбации в командах

    Вы привыкли к проекту, он вам нравится, но есть вероятность, что на какое-то время вас могут поставить на другой. Потому что необходимо сделать пертурбацию в команде. Например, прикатили новые задачи, или кто-то из команды ушел, и ваши навыки необходимы на другом проекте.

  • Клиенты —  единственный источник дохода

    Если клиент, на проекте которого вы работаете, уйдет, и агентство не найдет вовремя нового клиента или задачи для вас у текущих клиентов, то вы на какое-то время можете остаться без работы. Останетесь ли вы без денег — это уже на совести агентства. Те, кто ценят своих людей,  найдут способ избежать таких ситуаций.

  • Постоянно общение с командой клиента и новыми командами

    Это скорее минус для интровертов. Но в аутсорс агентствах это неизбежно.

Итого:

Как я и писал выше, для меня такой формат — это возможность расти, при этом не скучать на одном проекте. Именно поэтому я развиваю аутсорс агентство, именно поэтому мы внедрили серьезную программу обучения и стараемся работать с крупными компаниями, чтобы у ребят была возможность попробовать себя в продуктах, которыми пользуются миллионы людей. Но я обещал придерживаться объективности. 

Вот и она — такой формат не подойдет тем, кому тяжело переключаться на другой проект и новые задачи, кто не готов к переменам. Не готов постоянно апгрейдить навыки и учиться общаться, отстаивая (иногда жестко) свою точку зрения на проекте с продуктовой командой. И еще одна вещь — такой формат не подойдет тем, кто не готов к ответственности, потому что это ответственность по всем фронтам: перед командой, компанией, клиентом, продуктовой командой клиента и пользователями. И например, просто взять и не выйти на работу, не предупредив и не договорившись о замене и т.д., означает, что вы подставите всех.

Кое-что важное в конце

Застрять на одном месте или разлюбить свое дело можно в любой профессии, если не развиваться и не повышать планку. Конечно, окружение/место/формат работы сильно влияют на это. Поэтому периодически нужно задавать себе вопросы: «а расту ли я здесь?»; «получаю ли новые навыки?»; «есть ли у меня возможность учиться?»; «что дает мне эта работа?».

Про тестировщиков частенько можно услышать, что эта профессия хуже или легче других IT-специальностей. Тестировщики не хуже или не лучше тех же программистов, и тем более тестирование не легче и не сложнее.  Это просто другая профессия. QA и тестирование — это огромный океан возможностей для роста и развития, если не застыть на одинаковых задачах и ничему не учиться. Хороший QA-инженер — специалист на вес золота, который влияет на качество продукта, на лояльность пользователей и в итоге на бизнес.