Если пришло время признать тот факт, что вы не в состоянии справиться с развитием собственного бизнеса в одиночку, прочтите это руководство. Оно поможет определиться с тем, кого вам стоит взять в свою команду, как найти достойных кандидатов и как их нанять.
На ранних этапах развития собственного бизнеса, предприниматели, как правило, предпочитают справляться с большинством задач самостоятельно. Неудивительно, ведь поначалу данный подход является наименее затратным и наиболее удобным. Однако по мере роста компании, вам все чаще придется разрываться между сотней дел. В итоге, вы обнаружите, что у вас просто нет времени на то, чтобы контролировать и операционную деятельность компании, и продажи, и бухгалтерию, и исполнение обязательств, и маркетинговую деятельность, и при этом надеяться на развитие бизнеса.
Если вы достигли этой точки, значит пришло время задуматься о том, что необходимо сформировать себе в помощь в команду руководителей. Вам необходимо сформировать такую команду, которая смогла бы контролировать все основные направления деятельности вашей компании и вывести ее на новый уровень развития.
Чтобы добиться этой цели, необходимо распределять обязанности по способностям. Это значит, что необходимо распределять обязанности между коллегами так, чтобы они соответствовали их уровню знаний и умений. Не стоит исходить из того, являются ли они вашими друзьями, родственниками, или просто приятными личностями. Кстати, это правило касается и вас самих. Не назначайте себя на должность, если вы ей не соответствуете. Многие мудрые предприниматели и для себя нанимают босса, если понимают, что их собственные навыки и знания не имеют ничего общего с управленческой деятельностью.
Если дело дошло до найма команды руководителей, вам необходимо найти людей, которые бы смогли выполнять следующие обязанности:
Главный исполнительный директор (CEO)
Главный исполнительный директор – это тот самый главный босс, который за все несет ответственность. Он определяет стратегию развития компании. Он нанимает и создает команду топ-менеджеров. Его слово является решающим в вопросе распределения ресурсов (читайте денег) компании. Именно его лицо появляется на обложке журнала BusinessWeek, неважно, идет ли речь о фотографии на фоне присяжных при решении исковых вопросов в суде, или о снимке на огромной яхте в окружении роскоши.
Главный исполнительный директор должен уметь мыслить как стратег, быть выше повседневных рутинных вопросов, принимать решение о том, в правильном ли направлении развивается отрасль и компания. Он должен уметь выбирать наилучший путь, следую которому, компания смогла бы осуществлять свою деятельность в будущем. Он должен уметь заключать выгодные сделки.
Но самая важная способность, которой должен обладать главный исполнительный директор – это способность нанимать и увольнять персонал. Отличная команда топ-менеджеров может с лихвой окупить недостатки директора. Главный исполнительный директор может уметь вырабатывать стратегию, прогнозировать будущее и контролировать бюджет, но если он не может собрать достойную команду управленцев, он должен будет решать все вопросы в одиночку. Таким образом, главный исполнительный директор, должен уметь определять и нанимать лучших, увольнять тех, кто не подходит, и умело руководить бизнесом.
Вам необходимо нанять профессионального главного исполнительного директора, если вы чувствуете, что всерьез и надолго увязли в делах и не скоро с ними разберетесь. Исполнительный директор думает о том, в каком направлении движется организация, какие человеческие ресурсы и процессы ей необходимы для этого, и как все это должно функционировать в текущих рыночных условиях. Если вам больше по душе заниматься конкретными задачами, а не стратегией развития компании, то, либо придется нанимать исполнительного директора, который будет делать работу за вас, либо вам менять свой образ мыслей.
Главный операционный директор (COO)
Главный операционный директор решает вопросы, связанные с повседневной деятельностью компании. Представьте, что компания UPS должна развезти около трех миллиардов посылок за две недели перед Рождеством. Работа именно главного операционного директора позволяет компании бесперебойно, день за днем осуществлять доставку посылок. Именно этот руководитель определяет, на основании каких показателей можно будет сделать вывод о том, что дела у компании идут успешно. Именно его команда создает систему для отслеживания этих показателей и принимает соответствующие действия, если компания не справляется с обязательствами.
Если вы владеете сетью розничных магазинов в пределах одного региона, с ролью главного операционного директора вполне сможет справиться управляющий магазина. Но если ваша сеть начинает выходить на рынок в других регионах, или если вам необходимо приложить немало усилий, чтобы компания функционировала устойчиво, значит пришло время нанять того, кто сможет полностью посвятить себя показателям, повседневным операциям и решению рутинных вопросов.
Президент
Никто не ответит вам точно, чем занимается президент. Десятки опрошенных исполнительных директоров, на вопрос «Кем является президент компании?», давали самые разные ответы. Некоторые говорили, что в обязанности президента входит общее руководство: персонал, финансы, стратегия, тогда как главный операционный директор отвечает за повседневную деятельность организации. Другие, напротив, утверждали, что должность президента компании идентична должности главного операционного директора, особенно, в небольших компаниях. При этом, некоторые руководители, утверждали, что президент выполняет те обязанности, которые не относятся ни к обязанностям исполнительного директора, ни к обязанностям операционного директора. Иногда на эту должность назначают человека, который необходим для решения стратегических вопросов, но который, при этом, не будет напрямую относиться к высшему руководству компании. В любом случае, вам необходимо будет тщательно подумать над тем, нужен ли вам человек, который будет занимать эту должность, или же вашей компании будет вполне достаточно исполнительного и операционного директоров.
Главный финансовый директор (CFO)
Здесь все просто: главный финансовый директор отвечает за финансы компании. Он разрабатывает бюджеты и финансовые стратегии; определяет, что лучше для компании: покупать или брать в аренду. Он создает систему контроля, которая позволяет отслеживать финансовое положение компании. Главный финансовый директор компании – это тот «плохой парень», который не даст вам купить первоклассное оборудование для проведения видеоконференций, а вместо этого заставит вас оплатить кредит. Пока вы будете слоняться по офису, финансовый директор будет занят поиском прибыльных клиентов, направлений деятельности, продуктов, чтобы в следующем году вы уж точно смогли позволить купить нужное оборудование.
Вы точно поймете, в какой момент времени вам потребуется финансовый директор. Если вы не проводите ночи без сна, думая о цифрах, значит вам нужно взять в команду кого-то, кто готов посвятить себя этому. Вам нужен такой человек, который в качестве подарка на день рождение мечтает получить калькулятор или чистую бухгалтерскую книгу. Деньги – это «кровь» вашей компании. Денежный поток – это все в сфере предпринимательства. Если вы не знаете, в чем заключается разница между денежным потоком и прибылью, не идите, а бегите к телефону и ищите себе хорошего финансового директора.
Директор по маркетингу (CMO)
В последние годы компании все чаще стали вводить в состав высшего руководства экспертов в области маркетинга, заменяя ими вице-президентов. Объясняется это тем, что большая часть «битв» в бизнесе – это «битвы» маркетингового характера. Поэтому стратегия компании зависит от маркетинговой стратегии. Директор по маркетингу разрабатывает маркетинговую стратегию, которая зачастую включает стратегию продаж, и следит за ее реализацией. Директор по маркетингу изучит сферу деятельности вашей компании вдоль и поперек и поможет с позиционированием и дифференциацией продукции, составит список дистрибьюторов и заставит покупателей возжелать ваш продукт.
Если успех вашей компании зависит в основном от маркетинга, вам обязательно нужен руководитель соответствующего направления. Этим руководителем можете быть и вы, но только, если у вас есть время следить за вашими конкурентами, за реализацией маркетинговой стратегии, и выполнять всю прочую работу, причем выполнять хорошо. Если у вас нет на это времени, ищите человека с жизнерадостным характером, мобильным телефоном в руке, знающего, что принесет успех компании, а что нет.
Технический директор (CTO)
Большинство технических директоров не входят в состав высшего руководства компаний. Технический директор должен следить за новыми тенденциями в области технологий, внедрять эти тенденции в стратегию развития компании и следить за тем, чтобы компания поддерживала технологии в актуальном состоянии, когда нужно. Технический директор не должен покупать новые «игрушки» и передовые технологии только потому, что они самые новые и передовые.
Вам нужен технический директор, если технологии сильно влияют на развитие вашего бизнеса или отрасли в стратегическом плане. И если вы – технарь, а ваша компания всерьез зависит от новых технологий, тогда техническим директором можете быть и вы.
Хотите выяснить, знает ли ваш технический директор в чем заключается связь технологию и стратегию? Спросите его, как выбранный компанией язык программирования влияет на стратегию ее развития. Возможно, ваш технический директор мыслит стратегически, если его ответ не будет сведен к банальному: «Это облегчает поиск программистов».
Где искать кандидатов
К сожалению, хорошие руководители не растут на деревьях (да и вы бы не захотели нанимать таких, которые растут). Поскольку от решений таких руководителей будет зависеть успех или неудача вашего бизнеса, вы будете стремиться нанять лучших. К сожалению, тут вам не помогут ни рубрики с объявлениями в газетах, ни доски с объявлениями в интернете. Рубрики с популярными объявлениями привлекают лишь широкую публику; людей, у которых нет других перспектив трудоустройства. Опытные руководители не размещают свои резюме в тех же разделах, в которых публикуется реклама о продаже грилей и сельскохозяйственного оборудования.
Если у вас есть свободные средства, прибегните к помощи агентств по поиску руководящих сотрудников. Несмотря на то, что и агентства полагаются на чутье, они проводят соответствующую проверку и предварительный отбор кандидатов. Поэтому, когда у вас возникнет потребность в соответствующем руководителе, вам не придется тратить время на предварительный поиск кандидатов. Агентства также могут искать талантливых руководителей в специальных закрытых кругах и клубах и связываться с кандидатами, с которыми вы сами не сможете познакомиться напрямую. Такие агентства могут специализироваться на конкретных отраслях, функциях, регионах, уровнях должностей. Так что, если вы решите нанять руководителя, убедитесь в том, что вы знаете, кого нанимаете.
Чтобы найти подходящего кандидата можно обратиться к знакомым и коллегам. Люди, с которому вас связывают профессиональные и личные отношения точно знают, какого человека вы ищите. Попросите, чтобы вас представили кандидату лично, и пригласите его на обед, чтобы посмотреть, насколько он вам подходит.
Если вы решили найти кандидата в определённых кругах, идите прямо к намеченной цели. Если вам нужен директор по маркетингу для юридической фирмы, то вам стоит посетить конференцию, подобную той, что организовывает компания Raindance в сфере юридических продаж и организации услуг. Такие конференции часто привлекают руководителей по маркетингу в сфере юриспруденции. Непременно используйте связи и контакты в различных кругах. Только помните, что поиск должен быть целенаправленным.
Если вы встретили хорошего кандидата, как убедитесь в том, что его можно назначить на соответствующую должность? Руководители напрямую влияют на сотрудников, структуру и прибыль компании. Поэтому вам стоит потратить время на то, чтобы тщательно проверить кандидата. Позвоните его рекомендателям и постарайтесь услышать не только то, что они вам расскажут, но и понять, что было не сказано напрямую. Финансовый директор, например, мог совершить растрату на предыдущем месте работы, однако, его бывший работодатель может продолжать утверждать, что «он выполнял свою работу хорошо» (поверьте, случались и такие истории). В свете историй с откровенным надувательством вам нужно слышать больше, чем просто хвалебные речи. Например, фраза «Фред пришел на работу и сел за стол, как настоящий солдат», может означать, что Фред любит уходить по средам с работы, чтобы поиграть в гольф с друзьями.
Как проводить собеседования
Если настало время познакомиться с кандидатом в руководители компании, постарайтесь выяснить следующее:
Убедитесь в том, что выбранный вами кандидат действительно знает свою работу. Если потенциальный директор по маркетингу не видит разницы между продвижением товара и продажами, или если кандидат на должность финансового директора не знает, чем метод ЛИФО отличается от метода ФИФО, продолжайте свой поиск.
Во время собеседования постарайтесь выяснить, можете ли вы добиться взаимопонимания. Ответьте на вопрос: «Доверяете ли вы кандидату?» Неважно, насколько талантливыми будут ваши собеседники. Важно, чтобы в команде не было шероховатостей. Мне доводилось сталкиваться с такими историями, когда главный операционный директор, боясь принять сложное решение, подстроивал работу всей организации под одного талантливого, но крайне наглого руководителя, которого все презирали. И в то время, пока один блистал своими талантами, всем прочим, находившимся в его окружении, приходилось подавлять свои способности.
Поговорите с бывшими коллегами вашего кандидата. Выясните, насколько хорошее мнение кандидата о себе самом совпадает с тем, что о нем говорят страые партнеры и подчиненные. Узнайте, справлялся ли ваш кандидат со своей работой и каким был его вклад в культуру компании. Для небольших организаций вопросы корпоративной культуры не менее важны, чем вопросы исполнения обязанностей.
Всегда старайтесь нанимать сообразительных людей. Существует одно довольно хорошее правило: «Каждый новый сотрудник компании должен повышать ее средний общий коэффициент IQ». Это значит, что все кандидаты должны быть хоть немного, но умнее вас. И вам с этим стоит смириться.
Выясните, насколько обучаем кандидат. Будет ли он повторять ошибки, сделанные в прошлом? Или же эти ошибки научили его чему-то и он готов применить свои знания применительно к вашей компании?
Во время собеседования применяйте методы, которые позволят описать поведение кандидата. Не задавайте вопросы, касающиеся принципов, знаний, и не играйте в игру под названием «а что, если». Вместо этого попросите потенциального члена команды руководителей поделиться прошлым опытом. Такие истории, как нельзя лучше, расскажут вам о ценностях, знаниях и способностях кандидата. Например, попросите кандидата на пост финансового директора рассказать о том, как он составлял бюджеты, или, что он делал, если его подчиненные превышали бюджет и просили выделить больше средств.
Внимание! Будьте осторожны, привлекая к работе друзей или членов семьи. Близкие люди будут рассчитывать на полное доверие, как и на то, что вы просто поверите в их высокий уровень знаний. Что хуже, вы действительно можете доверять им и верить в их способности, пока не наймете и не убедитесь в обратном. Если вы не будете осторожны и не проведете черту между работой и дружбой, в какой-то момент времени вы можете обнаружить, что дружеские отношения будут погребены под руинами по причине разногласий на рабочем месте.
Сделка
Как только вы найдете такого кандидата, которого захотите нанять, вы должны будете как-то его убедить присоединиться к вашей команде. Нет единого правила, которому можно было бы следовать в данном случае. Работники с повременной оплатой, наверняка, прельстились бы размером вознаграждения. С руководителями все гораздо сложнее. Они, как правило, рассчитывают на акции компании, высокие гонорары и ежегодные или даже ежеквартальные премии. Поскольку задача руководства заключается в том, чтобы привести компанию к успеху, оговорите сразу, что высокий гонорар и право на покупку акций будут зависит от того, насколько эффективной будет работа компании в целом. В то время как выплата премий и распределение прибыли должны основываться на достигнутых результатах, право на покупку акций по льготной цене должно быть привязано к показателям в долгосрочной перспективе.
Конечно, не все руководители хотят получить акции компании. Несомненно, и вам бы хотелось нанять такого человека, который был бы рад возможности заниматься любимым делом и скромной зарплате. И поверьте, такие люди существуют! Есть такие, кому важно проводить время с семье, или кому просто интересна сложная работа, или кому нравится быть частью команды, стремящейся изменить мир. Чем лучше вы поймете мотивы каждого отдельного кандидата на пост руководителя, тем более выгодную сделку вы сможете заключить.
Один совет. Какое бы предложение вы не сделали нанимаемому руководителю, формулируйте его проще. Поверьте, вы никого не заинтересуете бонусами, рассчитываемыми по формуле, с которой справиться только доктор наук по математике.
Делегирование обязанностей новым руководителям
Как только вы соберете команду руководителей, наступит время распределить обязанности. Ваш внутренний голос будет спорить с вами по каждому поводу. Вам будет казаться, что ваши указания четкие, и что именно ваши коллеги не понимают вас. В моменты разногласий вам будет казаться, что вы правы, а нанятое вами руководство – нет. Но, порой, и вы будете ошибаться. Секрет успешных взаимоотношений между руководителями заключается в том, что вам стоит изменить свой внутренний голос.
Помните мы говорили о том, что во время собеседования нужно суметь понять, сможете ли вы доверять кандидату? Доверие очень важно, так как, как только вы наймете команду руководителей, вы должны будете делегировать им их полномочия и приступить к совместной работе. Это значит, что вы должны договориться с ними о том, какие роли они выполняют, за что будут нести ответственность и в течение какого времени.
Также важно заранее решить, как вы будете разрешать споры. Вы нанимаете определённого человека, потому что полагаете, что он более компетентен в конкретных вопросах, чем вы. И если вы сделали верный выбор в пользу определённого кандидата, но не согласны с ним, скорее всего, неправым окажетесь вы, а не ваш коллега. Заранее обсудите, как вы будете решать спорные ситуации, чтобы вы могли извлечь больше пользы из конструктивного конфликта. Но только помните, если вы будете соглашаться со всем, один из вас точно окажется лишним.
Предпринимательская деятельность предполагает достижение таких высот, с которыми вы бы не справились в одиночку. Ваша задача – не достичь цели, а сформировать команду, которая ее достигнет. Если вы действительно хотите справиться с поставленными задачами, вам необходимо привлечь к работе компетентных людей. А создание хорошей команды руководителей предполагает понимание того, что должны эти люди делать, как найти успешных кандидатов и как предоставить им то, что им нужно для выполнения их обязанностей. Если вы сделаете выбор в пользу правильных людей, они станут успешными и приведут к успеху вас.
На ранних этапах развития собственного бизнеса, предприниматели, как правило, предпочитают справляться с большинством задач самостоятельно. Неудивительно, ведь поначалу данный подход является наименее затратным и наиболее удобным. Однако по мере роста компании, вам все чаще придется разрываться между сотней дел. В итоге, вы обнаружите, что у вас просто нет времени на то, чтобы контролировать и операционную деятельность компании, и продажи, и бухгалтерию, и исполнение обязательств, и маркетинговую деятельность, и при этом надеяться на развитие бизнеса.
Если вы достигли этой точки, значит пришло время задуматься о том, что необходимо сформировать себе в помощь в команду руководителей. Вам необходимо сформировать такую команду, которая смогла бы контролировать все основные направления деятельности вашей компании и вывести ее на новый уровень развития.
Чтобы добиться этой цели, необходимо распределять обязанности по способностям. Это значит, что необходимо распределять обязанности между коллегами так, чтобы они соответствовали их уровню знаний и умений. Не стоит исходить из того, являются ли они вашими друзьями, родственниками, или просто приятными личностями. Кстати, это правило касается и вас самих. Не назначайте себя на должность, если вы ей не соответствуете. Многие мудрые предприниматели и для себя нанимают босса, если понимают, что их собственные навыки и знания не имеют ничего общего с управленческой деятельностью.
Если дело дошло до найма команды руководителей, вам необходимо найти людей, которые бы смогли выполнять следующие обязанности:
Главный исполнительный директор (CEO)
Главный исполнительный директор – это тот самый главный босс, который за все несет ответственность. Он определяет стратегию развития компании. Он нанимает и создает команду топ-менеджеров. Его слово является решающим в вопросе распределения ресурсов (читайте денег) компании. Именно его лицо появляется на обложке журнала BusinessWeek, неважно, идет ли речь о фотографии на фоне присяжных при решении исковых вопросов в суде, или о снимке на огромной яхте в окружении роскоши.
Главный исполнительный директор должен уметь мыслить как стратег, быть выше повседневных рутинных вопросов, принимать решение о том, в правильном ли направлении развивается отрасль и компания. Он должен уметь выбирать наилучший путь, следую которому, компания смогла бы осуществлять свою деятельность в будущем. Он должен уметь заключать выгодные сделки.
Но самая важная способность, которой должен обладать главный исполнительный директор – это способность нанимать и увольнять персонал. Отличная команда топ-менеджеров может с лихвой окупить недостатки директора. Главный исполнительный директор может уметь вырабатывать стратегию, прогнозировать будущее и контролировать бюджет, но если он не может собрать достойную команду управленцев, он должен будет решать все вопросы в одиночку. Таким образом, главный исполнительный директор, должен уметь определять и нанимать лучших, увольнять тех, кто не подходит, и умело руководить бизнесом.
Вам необходимо нанять профессионального главного исполнительного директора, если вы чувствуете, что всерьез и надолго увязли в делах и не скоро с ними разберетесь. Исполнительный директор думает о том, в каком направлении движется организация, какие человеческие ресурсы и процессы ей необходимы для этого, и как все это должно функционировать в текущих рыночных условиях. Если вам больше по душе заниматься конкретными задачами, а не стратегией развития компании, то, либо придется нанимать исполнительного директора, который будет делать работу за вас, либо вам менять свой образ мыслей.
Главный операционный директор (COO)
Главный операционный директор решает вопросы, связанные с повседневной деятельностью компании. Представьте, что компания UPS должна развезти около трех миллиардов посылок за две недели перед Рождеством. Работа именно главного операционного директора позволяет компании бесперебойно, день за днем осуществлять доставку посылок. Именно этот руководитель определяет, на основании каких показателей можно будет сделать вывод о том, что дела у компании идут успешно. Именно его команда создает систему для отслеживания этих показателей и принимает соответствующие действия, если компания не справляется с обязательствами.
Если вы владеете сетью розничных магазинов в пределах одного региона, с ролью главного операционного директора вполне сможет справиться управляющий магазина. Но если ваша сеть начинает выходить на рынок в других регионах, или если вам необходимо приложить немало усилий, чтобы компания функционировала устойчиво, значит пришло время нанять того, кто сможет полностью посвятить себя показателям, повседневным операциям и решению рутинных вопросов.
Президент
Никто не ответит вам точно, чем занимается президент. Десятки опрошенных исполнительных директоров, на вопрос «Кем является президент компании?», давали самые разные ответы. Некоторые говорили, что в обязанности президента входит общее руководство: персонал, финансы, стратегия, тогда как главный операционный директор отвечает за повседневную деятельность организации. Другие, напротив, утверждали, что должность президента компании идентична должности главного операционного директора, особенно, в небольших компаниях. При этом, некоторые руководители, утверждали, что президент выполняет те обязанности, которые не относятся ни к обязанностям исполнительного директора, ни к обязанностям операционного директора. Иногда на эту должность назначают человека, который необходим для решения стратегических вопросов, но который, при этом, не будет напрямую относиться к высшему руководству компании. В любом случае, вам необходимо будет тщательно подумать над тем, нужен ли вам человек, который будет занимать эту должность, или же вашей компании будет вполне достаточно исполнительного и операционного директоров.
Главный финансовый директор (CFO)
Здесь все просто: главный финансовый директор отвечает за финансы компании. Он разрабатывает бюджеты и финансовые стратегии; определяет, что лучше для компании: покупать или брать в аренду. Он создает систему контроля, которая позволяет отслеживать финансовое положение компании. Главный финансовый директор компании – это тот «плохой парень», который не даст вам купить первоклассное оборудование для проведения видеоконференций, а вместо этого заставит вас оплатить кредит. Пока вы будете слоняться по офису, финансовый директор будет занят поиском прибыльных клиентов, направлений деятельности, продуктов, чтобы в следующем году вы уж точно смогли позволить купить нужное оборудование.
Вы точно поймете, в какой момент времени вам потребуется финансовый директор. Если вы не проводите ночи без сна, думая о цифрах, значит вам нужно взять в команду кого-то, кто готов посвятить себя этому. Вам нужен такой человек, который в качестве подарка на день рождение мечтает получить калькулятор или чистую бухгалтерскую книгу. Деньги – это «кровь» вашей компании. Денежный поток – это все в сфере предпринимательства. Если вы не знаете, в чем заключается разница между денежным потоком и прибылью, не идите, а бегите к телефону и ищите себе хорошего финансового директора.
Директор по маркетингу (CMO)
В последние годы компании все чаще стали вводить в состав высшего руководства экспертов в области маркетинга, заменяя ими вице-президентов. Объясняется это тем, что большая часть «битв» в бизнесе – это «битвы» маркетингового характера. Поэтому стратегия компании зависит от маркетинговой стратегии. Директор по маркетингу разрабатывает маркетинговую стратегию, которая зачастую включает стратегию продаж, и следит за ее реализацией. Директор по маркетингу изучит сферу деятельности вашей компании вдоль и поперек и поможет с позиционированием и дифференциацией продукции, составит список дистрибьюторов и заставит покупателей возжелать ваш продукт.
Если успех вашей компании зависит в основном от маркетинга, вам обязательно нужен руководитель соответствующего направления. Этим руководителем можете быть и вы, но только, если у вас есть время следить за вашими конкурентами, за реализацией маркетинговой стратегии, и выполнять всю прочую работу, причем выполнять хорошо. Если у вас нет на это времени, ищите человека с жизнерадостным характером, мобильным телефоном в руке, знающего, что принесет успех компании, а что нет.
Технический директор (CTO)
Большинство технических директоров не входят в состав высшего руководства компаний. Технический директор должен следить за новыми тенденциями в области технологий, внедрять эти тенденции в стратегию развития компании и следить за тем, чтобы компания поддерживала технологии в актуальном состоянии, когда нужно. Технический директор не должен покупать новые «игрушки» и передовые технологии только потому, что они самые новые и передовые.
Вам нужен технический директор, если технологии сильно влияют на развитие вашего бизнеса или отрасли в стратегическом плане. И если вы – технарь, а ваша компания всерьез зависит от новых технологий, тогда техническим директором можете быть и вы.
Хотите выяснить, знает ли ваш технический директор в чем заключается связь технологию и стратегию? Спросите его, как выбранный компанией язык программирования влияет на стратегию ее развития. Возможно, ваш технический директор мыслит стратегически, если его ответ не будет сведен к банальному: «Это облегчает поиск программистов».
Где искать кандидатов
К сожалению, хорошие руководители не растут на деревьях (да и вы бы не захотели нанимать таких, которые растут). Поскольку от решений таких руководителей будет зависеть успех или неудача вашего бизнеса, вы будете стремиться нанять лучших. К сожалению, тут вам не помогут ни рубрики с объявлениями в газетах, ни доски с объявлениями в интернете. Рубрики с популярными объявлениями привлекают лишь широкую публику; людей, у которых нет других перспектив трудоустройства. Опытные руководители не размещают свои резюме в тех же разделах, в которых публикуется реклама о продаже грилей и сельскохозяйственного оборудования.
Если у вас есть свободные средства, прибегните к помощи агентств по поиску руководящих сотрудников. Несмотря на то, что и агентства полагаются на чутье, они проводят соответствующую проверку и предварительный отбор кандидатов. Поэтому, когда у вас возникнет потребность в соответствующем руководителе, вам не придется тратить время на предварительный поиск кандидатов. Агентства также могут искать талантливых руководителей в специальных закрытых кругах и клубах и связываться с кандидатами, с которыми вы сами не сможете познакомиться напрямую. Такие агентства могут специализироваться на конкретных отраслях, функциях, регионах, уровнях должностей. Так что, если вы решите нанять руководителя, убедитесь в том, что вы знаете, кого нанимаете.
Чтобы найти подходящего кандидата можно обратиться к знакомым и коллегам. Люди, с которому вас связывают профессиональные и личные отношения точно знают, какого человека вы ищите. Попросите, чтобы вас представили кандидату лично, и пригласите его на обед, чтобы посмотреть, насколько он вам подходит.
Если вы решили найти кандидата в определённых кругах, идите прямо к намеченной цели. Если вам нужен директор по маркетингу для юридической фирмы, то вам стоит посетить конференцию, подобную той, что организовывает компания Raindance в сфере юридических продаж и организации услуг. Такие конференции часто привлекают руководителей по маркетингу в сфере юриспруденции. Непременно используйте связи и контакты в различных кругах. Только помните, что поиск должен быть целенаправленным.
Если вы встретили хорошего кандидата, как убедитесь в том, что его можно назначить на соответствующую должность? Руководители напрямую влияют на сотрудников, структуру и прибыль компании. Поэтому вам стоит потратить время на то, чтобы тщательно проверить кандидата. Позвоните его рекомендателям и постарайтесь услышать не только то, что они вам расскажут, но и понять, что было не сказано напрямую. Финансовый директор, например, мог совершить растрату на предыдущем месте работы, однако, его бывший работодатель может продолжать утверждать, что «он выполнял свою работу хорошо» (поверьте, случались и такие истории). В свете историй с откровенным надувательством вам нужно слышать больше, чем просто хвалебные речи. Например, фраза «Фред пришел на работу и сел за стол, как настоящий солдат», может означать, что Фред любит уходить по средам с работы, чтобы поиграть в гольф с друзьями.
Как проводить собеседования
Если настало время познакомиться с кандидатом в руководители компании, постарайтесь выяснить следующее:
Убедитесь в том, что выбранный вами кандидат действительно знает свою работу. Если потенциальный директор по маркетингу не видит разницы между продвижением товара и продажами, или если кандидат на должность финансового директора не знает, чем метод ЛИФО отличается от метода ФИФО, продолжайте свой поиск.
Во время собеседования постарайтесь выяснить, можете ли вы добиться взаимопонимания. Ответьте на вопрос: «Доверяете ли вы кандидату?» Неважно, насколько талантливыми будут ваши собеседники. Важно, чтобы в команде не было шероховатостей. Мне доводилось сталкиваться с такими историями, когда главный операционный директор, боясь принять сложное решение, подстроивал работу всей организации под одного талантливого, но крайне наглого руководителя, которого все презирали. И в то время, пока один блистал своими талантами, всем прочим, находившимся в его окружении, приходилось подавлять свои способности.
Поговорите с бывшими коллегами вашего кандидата. Выясните, насколько хорошее мнение кандидата о себе самом совпадает с тем, что о нем говорят страые партнеры и подчиненные. Узнайте, справлялся ли ваш кандидат со своей работой и каким был его вклад в культуру компании. Для небольших организаций вопросы корпоративной культуры не менее важны, чем вопросы исполнения обязанностей.
Всегда старайтесь нанимать сообразительных людей. Существует одно довольно хорошее правило: «Каждый новый сотрудник компании должен повышать ее средний общий коэффициент IQ». Это значит, что все кандидаты должны быть хоть немного, но умнее вас. И вам с этим стоит смириться.
Выясните, насколько обучаем кандидат. Будет ли он повторять ошибки, сделанные в прошлом? Или же эти ошибки научили его чему-то и он готов применить свои знания применительно к вашей компании?
Во время собеседования применяйте методы, которые позволят описать поведение кандидата. Не задавайте вопросы, касающиеся принципов, знаний, и не играйте в игру под названием «а что, если». Вместо этого попросите потенциального члена команды руководителей поделиться прошлым опытом. Такие истории, как нельзя лучше, расскажут вам о ценностях, знаниях и способностях кандидата. Например, попросите кандидата на пост финансового директора рассказать о том, как он составлял бюджеты, или, что он делал, если его подчиненные превышали бюджет и просили выделить больше средств.
Внимание! Будьте осторожны, привлекая к работе друзей или членов семьи. Близкие люди будут рассчитывать на полное доверие, как и на то, что вы просто поверите в их высокий уровень знаний. Что хуже, вы действительно можете доверять им и верить в их способности, пока не наймете и не убедитесь в обратном. Если вы не будете осторожны и не проведете черту между работой и дружбой, в какой-то момент времени вы можете обнаружить, что дружеские отношения будут погребены под руинами по причине разногласий на рабочем месте.
Сделка
Как только вы найдете такого кандидата, которого захотите нанять, вы должны будете как-то его убедить присоединиться к вашей команде. Нет единого правила, которому можно было бы следовать в данном случае. Работники с повременной оплатой, наверняка, прельстились бы размером вознаграждения. С руководителями все гораздо сложнее. Они, как правило, рассчитывают на акции компании, высокие гонорары и ежегодные или даже ежеквартальные премии. Поскольку задача руководства заключается в том, чтобы привести компанию к успеху, оговорите сразу, что высокий гонорар и право на покупку акций будут зависит от того, насколько эффективной будет работа компании в целом. В то время как выплата премий и распределение прибыли должны основываться на достигнутых результатах, право на покупку акций по льготной цене должно быть привязано к показателям в долгосрочной перспективе.
Конечно, не все руководители хотят получить акции компании. Несомненно, и вам бы хотелось нанять такого человека, который был бы рад возможности заниматься любимым делом и скромной зарплате. И поверьте, такие люди существуют! Есть такие, кому важно проводить время с семье, или кому просто интересна сложная работа, или кому нравится быть частью команды, стремящейся изменить мир. Чем лучше вы поймете мотивы каждого отдельного кандидата на пост руководителя, тем более выгодную сделку вы сможете заключить.
Один совет. Какое бы предложение вы не сделали нанимаемому руководителю, формулируйте его проще. Поверьте, вы никого не заинтересуете бонусами, рассчитываемыми по формуле, с которой справиться только доктор наук по математике.
Делегирование обязанностей новым руководителям
Как только вы соберете команду руководителей, наступит время распределить обязанности. Ваш внутренний голос будет спорить с вами по каждому поводу. Вам будет казаться, что ваши указания четкие, и что именно ваши коллеги не понимают вас. В моменты разногласий вам будет казаться, что вы правы, а нанятое вами руководство – нет. Но, порой, и вы будете ошибаться. Секрет успешных взаимоотношений между руководителями заключается в том, что вам стоит изменить свой внутренний голос.
Помните мы говорили о том, что во время собеседования нужно суметь понять, сможете ли вы доверять кандидату? Доверие очень важно, так как, как только вы наймете команду руководителей, вы должны будете делегировать им их полномочия и приступить к совместной работе. Это значит, что вы должны договориться с ними о том, какие роли они выполняют, за что будут нести ответственность и в течение какого времени.
Также важно заранее решить, как вы будете разрешать споры. Вы нанимаете определённого человека, потому что полагаете, что он более компетентен в конкретных вопросах, чем вы. И если вы сделали верный выбор в пользу определённого кандидата, но не согласны с ним, скорее всего, неправым окажетесь вы, а не ваш коллега. Заранее обсудите, как вы будете решать спорные ситуации, чтобы вы могли извлечь больше пользы из конструктивного конфликта. Но только помните, если вы будете соглашаться со всем, один из вас точно окажется лишним.
Предпринимательская деятельность предполагает достижение таких высот, с которыми вы бы не справились в одиночку. Ваша задача – не достичь цели, а сформировать команду, которая ее достигнет. Если вы действительно хотите справиться с поставленными задачами, вам необходимо привлечь к работе компетентных людей. А создание хорошей команды руководителей предполагает понимание того, что должны эти люди делать, как найти успешных кандидатов и как предоставить им то, что им нужно для выполнения их обязанностей. Если вы сделаете выбор в пользу правильных людей, они станут успешными и приведут к успеху вас.