Введение
Всем привет! Меня зовут Никита, и мы в Typeable для разработки фронтенда для части проектов используем FRP-подход, а конкретно его реализацию на Haskell – веб-фреймоворк reflex
. На русскоязычных ресурсах отсутствуют какие-либо руководства по данному фреймворку (да и в англоязычном интернете их не так много), и мы решили это немного исправить.
В этой серии статей будет рассмотрено создание веб-приложения на Haskell с использованием платформы reflex-platform
. reflex-platform
предоставляет пакеты reflex
и reflex-dom
. Пакет reflex
является реализацией Functional reactive programming (FRP) на языке Haskell. В библиотеке reflex-dom
содержится большое число функций, классов и типов для работы с DOM
. Эти пакеты разделены, т.к. FRP-подход можно использовать не только в веб-разработке. Разрабатывать мы будем приложение Todo List
, которое позволяет выполнять различные манипуляции со списком задач.
Для понимания данной серии статей требуется ненулевой уровень знания языка программирования Haskell и будет полезно предварительное ознакомление с функциональным реактивным программированием.
Здесь не будет подробного описания подхода FRP. Единственное, что действительно стоит упомянуть — это два основных полиморфных типа, на которых базируется этот подход:
Behavior a
— реактивная переменная, изменяющаяся во времени. Представляет собой некоторый контейнер, который на протяжении всего своего жизненного цикла содержит значение.Event a
— событие в системе. Событие несет в себе информацию, которую можно получить только во время срабатывания события.
Пакет reflex
предоставляет еще один новый тип:
Dynamic a
— является объединениемBehavior a
иEvent a
, т.е. это контейнер, который всегда содержит в себе некоторое значение, и, подобно событию, он умеет уведомлять о своем изменении, в отличие отBehavior a
.
В reflex
используется понятие фрейма — минимальной единицы времени. Фрейм начинается вместе с возникшим событием и продолжается, пока данные в этом событии не перестанут обрабатываться. Событие может порождать другие события, полученные, например, через фильтрацию, маппинг и т.д., и тогда эти зависимые события также будут принадлежать этому фрейму.
Подготовка
В первую очередь потребуется установленный пакетный менеджер nix
. Как это сделать описано здесь.
Чтобы ускорить процесс сборки, имеет смысл настроить кэш nix
. В случае, если вы не используете NixOS, то вам нужно добавить следующие строки в файл /etc/nix/nix.conf
:
binary-caches = https://cache.nixos.org https://nixcache.reflex-frp.org
binary-cache-public-keys = cache.nixos.org-1:6NCHdD59X431o0gWypbMrAURkbJ16ZPMQFGspcDShjY= ryantrinkle.com-1:JJiAKaRv9mWgpVAz8dwewnZe0AzzEAzPkagE9SP5NWI=
binary-caches-parallel-connections = 40
Если используете NixOS, то в файл /etc/nixos/configuration.nix
:
nix.binaryCaches = [ "https://nixcache.reflex-frp.org" ];
nix.binaryCachePublicKeys = [ "ryantrinkle.com-1:JJiAKaRv9mWgpVAz8dwewnZe0AzzEAzPkagE9SP5NWI=" ];
В этом туториале мы будем придерживаться стандартной структуры с тремя пакетами:
todo-client
— клиентская часть;todo-server
— серверная часть;todo-common
— содержит общие модули, которые используются сервером и клиентом (например типы API).
Далее необходимо подготовить окружение для разработки. Для этого надо повторить действия из документации:
- Создать директорию приложения:
todo-app
; - Создать проекты
todo-common
(library),todo-server
(executable),todo-client
(executable) вtodo-app
; - Настроить сборку через
nix
(файлdefault.nix
в директорииtodo-app
);
- Также надо не забыть включить опцию
useWarp = true;
;
- Также надо не забыть включить опцию
- Настроить сборку через
cabal
(файлыcabal.project
иcabal-ghcjs.project
).
На момент публикации статьи default.nix
будет выглядеть примерно следующим образом:
{ reflex-platform ? ((import <nixpkgs> {}).fetchFromGitHub {
owner = "reflex-frp";
repo = "reflex-platform";
rev = "efc6d923c633207d18bd4d8cae3e20110a377864";
sha256 = "121rmnkx8nwiy96ipfyyv6vrgysv0zpr2br46y70zf4d0y1h1lz5";
})
}:
(import reflex-platform {}).project ({ pkgs, ... }:{
useWarp = true;
packages = {
todo-common = ./todo-common;
todo-server = ./todo-server;
todo-client = ./todo-client;
};
shells = {
ghc = ["todo-common" "todo-server" "todo-client"];
ghcjs = ["todo-common" "todo-client"];
};
})
Примечание: в документации предлагается вручную склонировать репозиторийreflex-platform
. В данном примере мы воспользовались средствамиnix
для получения платформы из репозитория.
Во время разработки клиента удобно пользоваться инструментом ghcid
. Он автоматически обновляет и перезапускает приложение при изменении исходников.
Чтобы убедиться, что все работает, добавим в todo-client/src/Main.hs
следующий код:
{-# LANGUAGE OverloadedStrings #-}
module Main where
import Reflex.Dom
main :: IO ()
main = mainWidget $ el "h1" $ text "Hello, reflex!"
Вся разработка ведется из nix-shell
, поэтому в самом начале необходимо войти в этот shell:
$ nix-shell . -A shells.ghc
Для запуска через ghcid
требуется ввести следующую команду:
$ ghcid --command 'cabal new-repl todo-client' --test 'Main.main'
Если все работает, то по адресу localhost:3003
вы увидите приветствие Hello, reflex!
Почему 3003?
Номер порта ищется в переменной окружения JSADDLE_WARP_PORT
. Если эта переменная не установлена, то по умолчанию берется значение 3003.
Как это работает
Вы можете заметить, мы использовали при сборке не GHCJS
, а обычный GHC
. Это возможно благодаря пакетам jsaddle
и jsaddle-warp
. Пакет jsaddle
предоставляет интерфейс для JS для работы из-под GHC
и GHCJS
. С помощью пакета jsaddle-warp
мы можем запустить сервер, который посредством веб-сокетов будет обновлять DOM
и играть роль JS-движка. Как раз для этого и был установлен флаг useWarp = true;
, иначе по умолчанию использовался бы пакет jsaddle-webkit2gtk
, и при запуске мы бы увидели десктопное приложение. Стоит отметить, что еще существуют прослойки jsaddle-wkwebview
(для iOS приложений) и jsaddle-clib
(для Android приложений).
Простейшее приложение TODO
Приступим к разработке!
Добавим следующий код в todo-client/src/Main.hs
.
{-# LANGUAGE MonoLocalBinds #-}
{-# LANGUAGE OverloadedStrings #-}
module Main where
import Reflex.Dom
main :: IO ()
main = mainWidgetWithHead headWidget rootWidget
headWidget :: MonadWidget t m => m ()
headWidget = blank
rootWidget :: MonadWidget t m => m ()
rootWidget = blank
Можно сказать, что функция mainWidgetWithHead
представляет собой элемент <html>
страницы. Она принимает два параметра — head
и body
. Существуют еще функции mainWidget
и mainWidgetWithCss
. Первая функция принимает только виджет с элементом body
. Вторая — первым аргументом принимает стили, добавляемые в элемент style
, и вторым аргументом — элемент body
.
Виджетами мы будем называть любой HTML элемент, или группу элементов. Виджет может обладать своей сетью событий и продуцирует некоторый HTML код. По сути, любая функция, требующая классов типов, ответственных за построения DOM
, в типе выходного значения, будет называться виджетом.
Функция blank
равносильна pure ()
и она ничего не делает, никак не изменяет DOM
и никак не влияет на сеть событий.
Теперь опишем элемент <head>
нашей страницы.
headWidget :: MonadWidget t m => m ()
headWidget = do
elAttr "meta" ("charset" =: "utf-8") blank
elAttr "meta"
( "name" =: "viewport"
<> "content" =: "width=device-width, initial-scale=1, shrink-to-fit=no" )
blank
elAttr "link"
( "rel" =: "stylesheet"
<> "href" =: "https://stackpath.bootstrapcdn.com/bootstrap/4.4.1/css/bootstrap.min.css"
<> "integrity" =: "sha384-Vkoo8x4CGsO3+Hhxv8T/Q5PaXtkKtu6ug5TOeNV6gBiFeWPGFN9MuhOf23Q9Ifjh"
<> "crossorigin" =: "anonymous")
blank
el "title" $ text "TODO App"
Данная функция сгенерирует следующее содержимое элемента head
:
<meta charset="utf-8">
<meta content="width=device-width, initial-scale=1, shrink-to-fit=no" name="viewport">
<link crossorigin="anonymous" href="https://stackpath.bootstrapcdn.com/bootstrap/4.4.1/css/bootstrap.min.css"
integrity="sha384-Vkoo8x4CGsO3+Hhxv8T/Q5PaXtkKtu6ug5TOeNV6gBiFeWPGFN9MuhOf23Q9Ifjh" rel="stylesheet">
<title>TODO App</title>
Класс MonadWidget
позволяет строить или перестраивать DOM
, а также определять сеть событий, которые происходят на странице.
Функция elAttr
имеет следующий тип:
elAttr :: forall t m a. DomBuilder t m => Text -> Map Text Text -> m a -> m a
Она принимает название тэга, атрибуты и содержимое элемента. Возвращает эта функция, и вообще весь набор функций, строящих DOM
, то, что возвращает их внутренний виджет. В данном случае наши элементы пустые, поэтому используется blank
. Это одно из наиболее частых применений этой функции — когда требуется сделать тело элемента пустым. Так же используется функция el
. Ее входными параметрами являются только название тэга и содержимое, другими словами — это упрощенная версия функции elAttr
без атрибутов. Другая функция, используемая здесь — text
. Ее задача — вывод текста на странице. Эта функция экранирует все возможные служебные символы, слова и тэги, и поэтому именно тот текст, который передан в нее, будет выведен. Для того чтобы встроить кусок html, существует функция elDynHtml
.
Надо сказать, что в приведенном выше примере использование MonadWidget
является избыточным, т.к. эта часть строит неизменяемый участок DOM
. А, как было сказано выше, MonadWidget
позволяет строить или перестраивать DOM
, а также позволяет определять сеть событий. Функции, которые используются здесь, требуют только наличие класса DomBuilder
, и тут, действительно, мы могли написать только это ограничение. Но в общем случае, ограничений на монаду гораздо больше, что затрудняет и замедляет разработку, если мы будем прописывать только те классы, которые нам нужны сейчас. Поэтому существует класс MonadWidget
, которые представляет собой эдакий швейцарский нож. Для любопытных приведём список всех классов, которые являются надклассами MonadWidget
:
type MonadWidgetConstraints t m =
( DomBuilder t m
, DomBuilderSpace m ~ GhcjsDomSpace
, MonadFix m
, MonadHold t m
, MonadSample t (Performable m)
, MonadReflexCreateTrigger t m
, PostBuild t m
, PerformEvent t m
, MonadIO m
, MonadIO (Performable m)
#ifndef ghcjs_HOST_OS
, DOM.MonadJSM m
, DOM.MonadJSM (Performable m)
#endif
, TriggerEvent t m
, HasJSContext m
, HasJSContext (Performable m)
, HasDocument m
, MonadRef m
, Ref m ~ Ref IO
, MonadRef (Performable m)
, Ref (Performable m) ~ Ref IO
)
class MonadWidgetConstraints t m => MonadWidget t m
Теперь перейдем к элементу body
страницы, но для начала определим тип данных, который будем использовать для задания:
newtype Todo = Todo
{ todoText :: Text }
newTodo :: Text -> Todo
newTodo todoText = Todo {..}
Тело будет иметь следующую структуру:
rootWidget :: MonadWidget t m => m ()
rootWidget =
divClass "container" $ do
elClass "h2" "text-center mt-3" $ text "Todos"
newTodoEv <- newTodoForm
todosDyn <- foldDyn (:) [] newTodoEv
delimiter
todoListWidget todosDyn
Функция elClass
на вход принимает название тэга, класс (классы) и содержимое. divClass
это сокращенная версия elClass "div"
.
Все выше описанные функции отвечают за визуальное представление и не несут в себе никакой логики, в отличие от функции foldDyn
. Она является частью пакета reflex
и имеет следующую сигнатуру:
foldDyn :: (Reflex t, MonadHold t m, MonadFix m) => (a -> b -> b) -> b -> Event t a -> m (Dynamic t b)
Она похожа на foldr :: (a -> b -> b) -> b -> [a] -> b
и, по сути, выполняет такую же роль, только в роли списка здесь событие. Результирующее значение обернуто в контейнер Dynamic
, т.к. оно будет обновляться после каждого события. Процесс обновления задаётся функцией-параметром, которая принимает на вход значение из возникшего события и текущее значение из Dynamic
. На их основе формируется новое значение, которое будет находиться в Dynamic
. Это обновление будет происходить каждый раз при возникновении события.
В нашем примере функция foldDyn
будет обновлять динамический список заданий (изначально пустой), как только будет добавлено новое задание из формы ввода. Новые задания добавляются в начало списка, т.к. используется функция (:)
.
Функция newTodoForm
строит ту часть DOM
, в которой будет форма ввода описания задания, и возвращает событие, которое несет в себе новое Todo
. Именно при возникновении этого события будет обновляться список заданий.
newTodoForm :: MonadWidget t m => m (Event t Todo)
newTodoForm = rowWrapper $
el "form" $
divClass "input-group" $ do
iEl <- inputElement $ def
& initialAttributes .~
( "type" =: "text"
<> "class" =: "form-control"
<> "placeholder" =: "Todo" )
let
newTodoDyn = newTodo <$> value iEl
btnAttr = "class" =: "btn btn-outline-secondary"
<> "type" =: "button"
(btnEl, _) <- divClass "input-group-append" $
elAttr' "button" btnAttr $ text "Add new entry"
pure $ tagPromptlyDyn newTodoDyn $ domEvent Click btnEl
Первое нововведение, которое мы встречаем тут, это функция inputElement
. Ее название говорит само за себя, она добавляет элемент input
. В качестве параметра она принимает тип InputElementConfig
. Он имеет много полей, наследует несколько различный классов, но в данном примере нам наиболее интересно добавить нужные атрибуты этому тегу, и это можно сделать при помощи линзы initialAttributes
. Функция value
является методом класса HasValue
и возвращает значение, которое находится в данном input
. В случае типа InputElement
оно имеет тип Dynamic t Text
. Это значение будет обновляться при каждом изменении, происходящем в поле input
.
Следующее изменение, которое тут можно заметить, это использование функции elAttr'
. Отличие функций со штрихом от функций без штриха для построения DOM
заключается в том, что эти функции вдобавок возвращают сам элемент страницы, с которым мы можем производить различные манипуляции. В нашем случае он необходим, чтобы мы могли получить событие нажатия на этот элемент. Для этого служит функция domEvent
. Эта функция принимает название события, в нашем случае Click
и сам элемент, с которым связано это событие. Функция имеет следующую сигнатуру:
domEvent :: EventName eventName -> target -> Event t (DomEventType target eventName)
Ее возвращаемый тип зависит от типа события и типа элемента. В нашем случае это ()
.
Следующая функция, которую мы встречаем — tagPromptlyDyn
. Она имеет следующий тип:
tagPromptlyDyn :: Reflex t => Dynamic t a -> Event t b -> Event t a
Ее задача заключается в том, чтобы при срабатывании события, поместить в него значение, которое находится в данный момент внутри Dynamic
. Т.е. событие, являющееся результатом функции tagPromptlyDyn valDyn btnEv
возникает одновременно с btnEv
, но несёт в себе значение, которое было в valDyn
. Для нашего примера это событие будет происходить при нажатии кнопки и нести в себе значение из текстового поля ввода.
Тут следует сказать про то, что функции, которые содержат в своём названии слово promptly
, потенциально опасные — они могут вызывать циклы в сети событий. Внешне это будет выглядеть так, как будто приложение зависло. Вызов tagPromplyDyn valDyn btnEv
, по возможности, надо заменять на tag (current valDyn) btnEv
. Функция current
получает Behavior
из Dynamic
. Эти вызовы не всегда взаимозаменяемые. Если обновление Dynamic
и событие Event
в tagPromplyDyn
возникают в один момент, т.е. в одном фрейме, то выходное событие будет содержать те данные, которые получил Dynamic
в этом фрейме. В случае, если мы будем использовать tag (current valDyn) btnEv
, то выходное событие будет содержать те данные, которыми исходный current valDyn
, т.е. Behavior
, обладал в прошлом фрейме.
Здесь мы подошли к еще одному различию между Behavior
и Dynamic
: если Behavior
и Dynamic
получают обновление в одном фрейме, то Dynamic
будет обновлен уже в этом фрейме, а Behavior
приобретет новое значение в следующем. Другими словами, если событие произошло в момент времени t1
и в момент времени t2
, то Dynamic
будет обладать значением, которое принесло событие t1
в промежутке времени [t1, t2)
, а Behavior
— (t1, t2]
.
Задача функции todoListWidget
заключается в выводе всего списка Todo
.
todoListWidget :: MonadWidget t m => Dynamic t [Todo] -> m ()
todoListWidget todosDyn = rowWrapper $
void $ simpleList todosDyn todoWidget
Здесь встречается функция simpleList
. Она имеет следующую сигнатуру:
simpleList
:: (Adjustable t m, MonadHold t m, PostBuild t m, MonadFix m)
=> Dynamic t [v]
-> (Dynamic t v -> m a)
-> m (Dynamic t [a])
Эта функция является частью пакета reflex
, и в нашем случае она используется для построения повторяющихся элементов в DOM
, где это будут подряд идущие элементы div
. Она принимает Dynamic
список, который может изменяться во времени, и функцию для обработки каждого элемента в отдельности. В данном случае это просто виджет для вывода одного элемента списка:
todoWidget :: MonadWidget t m => Dynamic t Todo -> m ()
todoWidget todoDyn =
divClass "d-flex border-bottom" $
divClass "p-2 flex-grow-1 my-auto" $
dynText $ todoText <$> todoDyn
Функция dynText
отличается от функции text
тем, что на вход принимает текст, обернутый в Dynamic
. В случае, если элемент списка будет изменен, то это значение также обновится в DOM
.
Также было использовались 2 функции, о которых не было ничего сказано: rowWrapper
и delimiter
. Первая функция является оберткой над виджетом. В ней нет ничего нового и выглядит следующим образом:
rowWrapper :: MonadWidget t m => m a -> m a
rowWrapper ma =
divClass "row justify-content-md-center" $
divClass "col-6" ma
Функция delimiter
просто добавляет элемент-разделитель.
delimiter :: MonadWidget t m => m ()
delimiter = rowWrapper $
divClass "border-top mt-3" blank
Полученный результат можно посмотреть в нашем репозитории.
Это все, что требуется для построения простого и урезанного приложения Todo
. В этой части мы рассмотрели настройку окружения и приступили непосредственно к самой разработке приложения. В следующей части будет добавлена работа с элемента списка.
kovriga25
Были какие-либо трудности с GHCJS? Сейчас использую purescript для фронта, но смотрю в сторону GHCJS для унификации фронта и бэка.
denisredozubov
Я бы не сказал что что-то значимое, но изначально было сложновато разбираться в инструментарии. Чтобы другим было проще после нас — пишется эта серия туториалов.