А.С. Ерашов, Высшая банковская школа в Гданьске (e-mail: aerashow@gmail.com)
Аннотация. Один из принципов классической предвыборной борьбы – это соревнование идей и
методов распределения общественных благ, получаемых за счёт налогов и сами ставки налогов. При этом немаловажно не только умение создать и поддерживать оптимальную систему сбора и распре деления налогов, но и максимально доходчиво предоставлять обществу открытую информацию о происходящих в этом деле процессах и перспективах. И чем более демократичнее общество, тем больше такое понимание им востребовано. Новые технологии блокчейна и криптовалют в частности, дают возможность создать улучшенные системы как сбора и распределения информации, так и удоб ного привлечения общественного контроля. И чем раньше страны примут его к массовому примене нию, тем успешнее будут их экономики.
Abstract. One of the principles of the classic election campaign is the competition of ideas and methods of distribution of public goods obtained from taxes and the tax rates themselves. At the same time, it is important not only to be able to create and maintain an optimal system for collecting and distributing taxes, but also to provide the public with open information about the processes and prospects taking place in this matter as clearly as pos sible. And the more democratic a society is, the more such an understanding is in demand. New technologies of blockchain and cryptocurrencies, in particular, make it possible to create improved systems for both collecting and distributing information, and conveniently involving public control. And the sooner countries adopt it for mass use, the more successful their economies will be.
Ключевые слова: блокчейн, криптовалюта, криптотехнологии, стайблкоины, Биткоин, ETH,
смарт-контракт. blockchain, cryptocurrency, cryptotechnologies, stablecoins, Bitcoin, ETH, smart contract.
Введение. Многие действия невозможно сделать в одиночку, и для их реализации каждый гражданин передает часть своего дохода обществен ным организациям, преимущественно государственным. Если купить еду, одежду, транспорт, жилье может позволить себе практически каждый гражданин имеющий работу, то например строительство дорог, содержание и управлением образованием, медициной, безопасностью и т.д. принято отдавать на общественное управление и финансирование. К сожалению, принцип и суть налогов лишь частично, если и вообще объясняется в базовом образовании, и большинство граждан считают оплату налогов некоей обязанностью и не понимают их полезность. Также негативному отношению к оплате налогов способствуют коррупционные скандалы и непрозрачность их сбора и распределения. Идеи либертарианства, активно развивающиеся с середины XX века, в некоторых крайних формах даже отвергают необходимость налоговых отчислений и делается это больше не от бунтарства, а от непонимания полезности налоговой системы.
Основные результаты исследования. В современной финансовой системе, к сожалению, не имеется достаточно технологий для контроля налоговой системы, которую готовы принять даже убеждённые либертарианцы. Нет не только технической возможности открытого контроля за сбором и распределением налогов, но и законодательно и ментально общество не готово открывать данные о своих счетах, оборотах товаров и накопленном благосостоянии. Тем не менее, принятие криптовалют и свойственных им публичным данным о транзакциях, происходит повсеместно по мере взросления молодежи, привыкшей к интернет-деньгам. Начиная с компьютерных игр, молодежь знает, что «деньги» как универсальные товары обменивающиеся на любые другие товары/услуги, могут быть не только деньгами центрального (национального) банка страны, но и виртуальными, игровыми и т.д. Широко распространенный обмен геймкоинами и NFT (non-fungible tokens - новый класс виртуальных активов) на реальные товары, в т.ч. через через блокчейн технологии, ускоряет внедрение криптовалют в масcмаркет. Уже сейчас купить некоторые товары и услуги проще за интернет деньги, нежели с помощью классических денег [6].
Многие современные финансовые киты, такие как Bank of America и другие, опасаются массового перехода граждан на использование криптовалют. Они публикуют результаты исследований, что чем глубже будет внедрение электронных денег, тем быстрее будут уменьшаться депозиты граждан на счетах в банках (тогда как наличие депозитов и их использование банками позволяет банкам получать значительные доходы). Также банки понимают, что постепенно возможности их контроля за распределением бюджетных средств будет сведена к минимуму. К сожалению, некоторые крупные финансовые институты активно препятствуют переходу к криптовалютным платежам, и в отличии от, например производителей бумаги, при переходе на электронные деньги, у финансовых организаций гораздо сильнее лобби для блокировки принятия политических решений правительствами. Есть мнение, что вскоре банки будут похожи на амбары, которые «хранили и меняли рис как универсальное средство платежа», во время появления металлических и бумажных денег. Банкам уже сейчас стоит перестраиваться используя имеющиеся перед блокчейн-компаниями преимущества (такие как реальные офисы, проведение KYC, управление активами вкладчиков и т.д.) [4]. Учитывая объемы имеющихся у банков баз данных, можно предположить, что те банки, которые первыми включатся в борьбу за криптоплатежи пользователей, еще смогут успеть составить конкуренцию даже крупных криптовалютным системам. В связи с этим банки уже сейчас охотятся за специалистами не просто в банковском секторе и не просто фриками крипто-энтузиастами, с универсальными профессионалами. Можно предположить, что передовые коммерческие банки сольются с биржами и примут эти технологии как когда-то приняли кредитные деньги вместо золота. События 2020 года в сфере слияний и поглощений в крипто-мире, по объему не уступающим доковидному 2019 году, подтверждают это. Также хорошим сигналом для крипто-мира стал прорывной рост Биткоина выше 24000 долларов. В 2020 году многие страны, пытаясь бороться с последствиями корона вируса для своих экономик, стали проводить политику «мягких денег», значительно увеличили бюджетные расходы и т.д. Например, только за 2020 год ФРС США выпустила в оборот порядка 21% всех «напечатанных» за последние 30 лет долларов. Это стало одним из важнейших факторов прихода в крипто-мир крупный финансовых организаций с целью защиты средств от обесценивания.
Используя криптобиржи и прямые удобные инвестиции в криптоакции (Security Tokens, Equity Tokens, ETH, NFT), большое количество домохозяйств имеет возможность сглаживать колебания мирового фондового рынка и ещё больше снизят возможности ценовых манипуляций крупными игроками. Так же они получат дополнительные доходы от сбережений, которые дадут плюсы в экономики их стран не только виде налогов, но и новых тратами, росте ВВП в целом. При этом риски снижения депозитов в банках и изымания денег из экономики нивелируются инвестиционными вложениями домохозяйств, но произойдет это при по настоящему удобном, простом, но в то же время безопасном механизме реализации таких инвестиций. Чтобы бегство частных инвесторов из инфляционного фиатного мира не разгоняло криптоинфляцию и не создавало необоснованных «хайпов» роста криптовалют, крайне важно запустить возможность удобного инвестирования средств граждан, изъятых в т.ч. из депозитов в криптоэкономику и в криптоакции реальных компаний. При этом также важно создать минимально необходимые обязательные «курсы инвестора», на знания которых будут обязаны проверять онлайн банки/биржи, как же как осуществляют сейчас проверку KYC, для недопущения перехода средств из криптовалют в криптоакции, по аналогии с печальным опытом ICO [5].
2019 год многие называли годом стейблкоинов. Многие биржи, компании и даже частные обменные пункты поняли удобство использования стейблкоинов пользователями и стали их применять в своей работе. Европейский ЦБ совместно с ФРС стали осознавать, что теряют контроль над валютами и начали вводить как общие запреты на стейблкоины (в Европе например https://ru.crypto-news.io/news/evrosoyuz-zapretil-steiblkoiny-iz-za-kriptovalyuty-libra.html), так и бороться с попытками введения мультивалютного стейблкоина компанией Фейсбук. В связи с всевозрастающим приходом в криптомир трейдеров из мира фиатных валют, стейблкоины стали инструментом, по отношению к которому ведутся все остальные торги. Частные и коммерческие международные переводы, которые зачастую сложно делать в банковской системе, тоже все чаще стали использовать вместо Биткоина стейблкоины, а Биткоин стал скорее средством инвестиций как «цифровое золото», а не средством платежа. Мелкие обменные пункты, специализирующиеся на обмене криптовалют на фиатные деньги, также в основном используют стейблкоины в операциях с клиентами и между собой, во избежание риска колебаний курсов в процессе осуществления даже краткосрочных операций. Благодаря всем этим факторам в 2020 году рынок стейблкоинов продолжал развиваться и достиг нескольких десятков миллиардов долларов, предоставляя пользователям в технологическом мире блокчейна и криптовалют «защищенную гавань» сохранения капиталов во время «финансового шторма.
В 2020 году также знаменательным стал факт оплаты американскими властями помощи венесуэльским врачам, используя частные стейблкоины USDC (https://forklog.com/pravitelstvo-ssha-privleklo-emitenta-stejblkoina-usdc-dlya-podderzhki-oppozitsii-v-venesuele). Возможно поняв все удобство использования стабильной криптовалюты и в т.ч. обхода даже международных ограничений, в конце 2020 года власти США всерьез взялись за регулирование стейблкоинов, изъявив намерение лицензировать их выпуск (https://beincrypto.ru/v-ssha-predlozhili-zapretit-neliczenzionnye-stejblkoiny ).
Стремительный рост стейбл-коинов и использование их даже национальными правительствами показывает, что многим удобен именно открытый, доступный, быстрый, незаформализированный, в отличии от банков, механизм перевода средств, основанный при на самой технологии блокчейна, а не сами криптовалюты как таковые.
Сами стейблкоины как криптовалюта, основанная на Блокчейне как защищенной публичной базе данных, привязаны к какой-либо фиатной валюте по установленному курсу (обычно 1:1 к американскому доллару). Гарантом такой привязки к курсу формально является обеспечение, хранящееся у компании, выпустившей такой стейблкоин. В этой связи у многих экономистов возникают вопросы почему сами страны не выпускают стейблкоины, привязанные к их валютам, где гарантом выступает Центробанк страны, отвечающий за финансовую политику и по сути обеспечением является вся масса выпущенных под такою стабильную криптовалюту фиатных аналогов, да и сама экономика страны [1]. Если бы Центробанки были бы коммерческими организациями, нацеленными на получение прибыли в т.ч. за счет быстрого внедрения новый технологий, то можно предположить, что государственные CBDC были бы выпущены уже несколько лет назад. Отметим, что государственные финансовые организации очень консервативны, а многие чиновники не имеют достаточного образования и опыта в новых технологиях, чтобы оперативно применять их в целях развития организации.. Такая задержка внедрения Блокчейн технологий со стороны государств уже сказывается на политических рейтингах их руководителей.
В этом плане Китай, как один из мировых лидеров, является показательным примером успешного дальновидного планирования и своевременного применения новых технологий. Китайские власти уже несколько лет разрабатывают собственную криптовалютную систему, и пока в мире шло публичное частное тестирование многих технологий, впитывали все новинки и запустили CBDC для массовых платежей в 2020 году. Уже прошли многомиллионные испытания с айрдропом раздачи криптовалюты для тестов гражданам и страна открыто заявляет, что к моменту проведения олимпиады старается потеснить США в плане лидера финансового мира. Да, в Азиатско-Тихоокеанском регионе есть и недовольные частные компании, например казино в Макао (https://forklog.com/bloomberg-vnedrenie-tsifrovogo-yuanya-izmenit-igrovuyu-industriyu-makao ), опасающиеся внедрения цифрового юаня, но это скорее всего частные случаи и еще сама практика массового применения китайского CBDC только начинает формироваться и многие уверены, что плюсов от таких технологий будет больше чем минусов. Китайские власти, разумеется, пытаются усилить контроль за доходами и расходами граждан и по этому в использовании китайской CBDC есть много ограничений, но это скорее связано со спецификой общественных взаимоотношений и управления 1,5 миллиардным населением страны. При всем при этом развитие CBDC как финансовой технологии в целом ставит Китай на шаг впереди по сравнению даже со странами Европы и Северной Америки.
Российские власти в конце 2020 года ввели значительные ограничения и усилили контроль за криптовалютами, вплоть до уголовной ответственности. Хотя ЦБ РФ и проводит консультации и совещания с ключевыми игроками финансового рынка (такими как платежная система QIWI и крупные банки), но все же политика запретов и ограничений показывает, что правительство РФ выбрало путь скорее похожий на китайский, чем на более открытый, применяемый в иных государствах. Технология Блокчейна KYP (Know Your Partner), разрабатываемая автором статьи совместно с командой программистов в настоящее время, может быть полезна с точки зрения удобной идентификации блокчейн кошельков. Ведь для многих пользователей, отпугивающим фактором является именно абсурдное по их мнению непонятное название – номер кошелька. В Блокчейне KYP кошельки могут быть как такие же анонимные с произвольными набором букв и цифр, так и именные [2]. Благодаря именным кошелькам создается возможность построения понятной системы обращения, подобной уже привычной всеми системы DNS, применяемой к названиям сайтов. Как и до появления удобной классификации сайтов, при раннем написании их адресов номерами типа 192.168.0.1 массовое принятие обывателями интернета было бы затрудненно, так и запуск блокчейна KYP вполне может дать прорывной толчок в массовом развитии криптотехнологий в ежедневном обращении. Такая структурированная именная технология, которая вскоре будет опубликована в WhitePaper KYP и представлена после проведения дополнительных тестов, может вполне быть применима и в государственных блокчейнах CBDC при их проектировании и снимет барьер принятия блокчейна обывателями.
Все описанные этапы развития блокчейна и криптовалют как технологий в итоге должны органично вписаться в существующие мировые системы, по принципу «не навреди». Благодаря блокчейну с криптовалютами можно в реальном времени осуществлять множеств операций и одна из основных суть применения их для государств это оптимизация налоговых систем. В отличии от фиатных операций, транзакции в Блокчейне нельзя удалить из публичного доступа, скрыть от проверяющих органов (в т.ч. общественных организаций типа Транспаренти Интернешинал), нельзя имитировать утрату данных. В случае применения например разрабатываемого автором статьи именного блокчейна KYP это сделает уплату налогов более надежной и их распределение более открытым и доверительным со стороны общества.
Уже сегодня существую различные смарт-контракты по оптимизации приема криптовалютных платежей. Например сервис потокового видео Spotify уже заявил о удобном использовании криптоплатежей, такие же технологии можно довольно просто применять для любого прослушивании/просматривании контента, учебных занятиях, игр, коуч-мероприятиях, онлайн тренировках и т.д. Плагин EthereumAds, работающий в системе WordPress, позволяет получать доход от баннерной рекламы напрямую на кошельки Ethereum. ООН совместно с компанией LTO Network запустило программу верификации прав на недвижимость goLandRegistry. В недавнем опросе среди пользователей Paypal 65% из них заявили, что им было бы удобно платить криптовалютами и с использованием QR-кодов. При этом и Центробанк РФ обязал банки страны ввести возможность оплат и переводов оп QR-кодам, понимая технологическое удобство таких методов, а такие оплаты изначально приняты в крипто-мире и являются техническим шагом на встречу для массового применения криптовалют.(https://www.forbes.ru/newsroom/finansy-i-investicii/413719-cb-ustanovil-dedlayn-dlya-vvedeniya-bankami-qr-platezhey-cherez ). Власти Таиланда объявили о проекте учете налогов в блокчейне, старясь поднять не сами налоги, а их собираемость. Также они подтверждают, что придерживаются мнения, что учет продаж товаров в блокчейне поможет за счет его прозрачности собирать статистику и получить правдивые данные о реальном экспорте нефти.(https://www.bangkokpost.com/business/2031099/). Как заявлял глава комитета Госдумы РФ по финансовому рынку Анатолий Аксаков, одним из основных аргументов принятия закона о криптовалютах в РФ была необходимость налогообложения криптовалютных доходов [3].
При оплате криптовалютами в момент оплаты смарт-контракт может автоматически изымать часть платежа подакцизного товара и отправлять на кошелек налогового органа. При этом решается вопрос не только самого механизмы уплаты налогов и прозрачности их сбора, но и упрощаются сбор статистических данных и ведение статистических отчетов [7]. Также предоставляется возможность оперативного реагирования на ситуацию не только налоговыми органами, но и например поставщиками товаров в места их продаж, при этом законодательные механизмы доступа к такой информации должны быть максимально проработаны, согласованны с обществом и доступны с согласия торговых точек определенным кругам лиц в целях улучшения экономических моделей.
Заключение. Как видно из приведенных выше примеров, многие страны благодаря развитию блокчейна как криптовалют принимают различные механизмы автоматизации финансовых процессов. Но к сожалению пока еще не описан и не разработан универсальный налоговый механизм криптовалютных операций. Автор считает, что необходимо уже сейчас, на этапе становления массовой крипто-экономики начинать эксперименты с привлечение частно-государственного партнерства по разработке, тестированию и скорейшему принятию стандартов смарт-контрактов автоматических налоговых отчислений при проведении криптовалютных платежей.
Библиографический список
Вайсулов К.М., Алибеков Ш.И. Проблемы развития цифровой экономики региона (на примере Республики Дагестан) // Социально-экономические и финансовые аспекты развития Российской Федерации и её регионов В современных условиях. Материалы I всероссийской научно-практической конференции. Грозный, 2020, Издательство: Чеченский государственный университет (Грозный), С.282-284
Сайдулаев Д.Д., Сулейманов И.Р. Основные подходы к понятию налогового администрирования // Modern Science, № 10-1, 2019, с. 64-67
Сайдулаев Д.Д. Концептуальные основы налогового менеджмента // Экономика и предпринимательство, №7 (108), 2019. С. 951-954.
Чаплыгин, В.Г., Дельцова, Т.А. (2018). Анализ взаимосвязи криптовалюты биткоин с использованием корреляционного-регрессионного анализа // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия «Гуманитарные и общественные науки», 2, 70-79.
Чаплыгин В.Г. Устойчивость и равновесие, кооперация и координация в глобальном пространстве: Дж. Нэш versus Г. Штакельберг // Известия Томского политехнического университета. – 2004. – №2(307). – с.173-176
Чаплыгин В.Г., Курьянов А.М. Актуальные проблемы денежно-кредитной политики в странах Центральной и Восточной Европы и методы их решения // Вестник Калининградского юридического института. – 2005. – №2(8)
Cryptocurrency Market Capitalizations // CoinMarketCap.com (https://coinmarketcap.com/currencies/bitcoin – Дата обращения: 24.11.2020).
Оригинал статьи находится только в бумажном виде журнале ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО ISSN: 1999-2300 Выпуск №12 (125) стр. 1024-1027. Ссылка на автора и источник при копировании обязательна.
Ссылка на информацию о статье в Российском индексе научного цитирования