Когда вы в последний раз переписывались по SMS? Если не считать смс-рассылок и уведомлений от вашего сотового оператора, то вы, скорей всего, давно не пользовались службой коротких сообщений. SMS-сервис безнадежно устарел и пользуется до сих пор по одной причине — сотовым операторам невыгодно его отключать. SMS приносит немалый доход для операторов, в первую очередь от корпоративных клиентов. И несмотря на неудобство пользования этим сервисом (отсутствие чатов, голосовых сообщений, отправки файлов; ограниченность набора символов) и чертовски высокую цену по сравнению с мессенджерами, SMS все еще в обиходе. Эту ситуацию пытались исправить американские сотовые операторы, внедряя новый универсальный сервис текстовых сообщений Cross-Carrier Messaging Initiative (CCMI). Но не смогли (или не захотели).
SMS vs Мессенджеры
Изначально SMS был универсальным форматом общения на мобильных телефонах, но уже устарел — пользователи постепенно перешли на мессенджеры: WhatsApp, Telegram, Facebook Messenger или iMessage на iPhone. Они не только позволяют отправлять собеседнику практически любые виды информации, но и в большинстве случаев стоят дешевле, так как обрабатываются онлайн.
Но универсального мессенджера нет: аудитория распределилась по нескольким сервисам, а для полноценного общения порой приходится устанавливать популярные приложения. И если на iOS есть встроенный iMessage, то после нескольких неудачных попыток выпустить свой мессенджер для Android-смартфонов Google планирует глобально изменить рынок текстовых сообщений.
Крупнейшие операторы сотовой связи США, в лице AT&T, Verizon, T-Mobile и Sprint, объявили в 2019 году, что они совместно запустят службу для обмена сообщениями Rich Communications Services (RCS) к 2020 году. Но в мае 2020 года представители Verizon заявили: «Хотя мы не вправе выступать от имени CCMI, и дата запуска сервиса официально не объявлена, владельцы Cross Carrier Messaging Initiative решили прекратить совместное предприятие. Тем не менее, мы по-прежнему привержены делу улучшения качества обмена сообщениями для клиентов, включая повышение доступности RCS».
В таком положении дел нет ничего неожиданного.
RCS впервые появился в 2008 году, когда GSMA продавала его под брендом Joyn. Была надежда, что операторы Vodafone и Verizon будут использовать RCS для создания всевозможных совместимых мультимедийных функций, подобных WhatsApp от Facebook. И хотя технология получила некоторое распространение в развитых странах, например в Японии, в США она остается непопулярной.
В 2014 году компания Jibe разработала платформу, которая объединяла RCS-сети провайдеров. В 2015 году её приобрела Google и начала продвигать среди мобильных операторов. При поддержке Google ассоциация GSMA в ноябре 2016 года выпустила универсальный протокол, который стал первым шагом для объединения операторов, производителей устройств и разработчиков ПО.
Это согласованный в телеком-отрасли стандарт, который позволяет общаться абонентам различных операторов и стран. Он получил поддержку более 55 компаний и операторов связи, среди которых AT&T, Verizon, Samsung, LG, Microsoft, Google, Huawei. Российские операторы «Билайн», МТС, Tele2, «МегаФон» также поддержали инициативу универсального протокола RCS.
«Мы стремимся обеспечить совместимость RCS с другими провайдерами», — заявили в T-Mobile. «Клиенты T-Mobile с устройствами Android в настоящее время могут пользоваться сообщениями RCS в нашей сети, а также со многими другими клиентами по всему миру, взаимодействуя через Google».
T-Mobile — единственный американский оператор, который добился каких-то положительных результатов от RCS с момента создания CCMI. Оператор впервые запустил RCS в 2015 году, а в 2020 году он объявил о сделке с Google по поставке RCS для своих предоплаченных клиентов. Затем, в марте 2021 года, T-Mobile заявил, что достиг соглашения с Google, чтобы сделать Google Messages («Сообщения») приложением для обмена сообщениями по умолчанию на всех своих устройствах Android. T-Mobile US является третьим по размеру американским оператором сотовой связи, а его клиентами считаются более 80 млн человек.
Google продолжает продвигать RCS в США и других странах, в надежде заработать на рекламе (кто бы сомневался) посредством этого сервиса. Это неудивительно, учитывая эффективность таких услуг в таких странах, как Япония. Согласно Synchronoss, японские потребители открывают около 85% сообщений RCS и кликают около 60% — это значительно лучше, чем 0,001% пользователей, которые кликают на мобильные рекламные баннеры.
До отказа от Allo и перехода к стандартному приложению «Сообщения» у Google было сразу четыре приложения — Hangouts, Allo, Duo и «Сообщения», с беспорядком в которых нужно было ещё разобраться.
Если Hangouts переориентировали на корпоративный рынок для конкуренции со Slack, то Allo разрабатывали с нуля — как новое приложение для общения с уникальными возможностями (интеграция Google Assistant).
Оно не смогло заинтересовать владельцев Android — Allo установили в сотни раз меньше чем WhatsApp и Facebook Messenger. По словам представителей Google, пользователи устали от разнообразия мессенджеров, боялись отсутствия поддержки в долгосрочной перспективе и уходили к основным представителям амбассадорам мессенджеров на рынке.
iMessage, который Google в том числе рассматривала в качестве примера, был встроен в iPhone, WhatsApp позволял избежать платы за SMS и стал первым, кто воспользовался push-уведомлениями, а у Facebook Messenger огромная база пользователей соцсети.
У Allo не было стратегии по привлечению новых пользователей. Единственное, что реализовала Google, — предложение скачать Allo через push-уведомление, если отправитель отправил сообщение через мессенджер.
Эксперимент с Allo не сработал, и в Google решили начать заново с чистого листа — использовать SMS-приложение «Сообщения», которое есть практически у всех пользователей Android, и обновить его до современного уровня. По его оценке, ежегодно отправляются 8 трлн SMS-сообщений — это значительная аудитория людей, которая может перейти на более качественное общение через RCS.
В апреле 2018 года Google отменила разработку мессенджера Allo, чтобы сфокусироваться на Chat (по мнению Google, более удобное для пользователей название RCS) — встроенном протоколе RCS в стандартном приложении «Сообщения» на Android.
Несмотря на то, что на телефонах Samsung установлено собственное приложение для SMS (которое также поддерживает RCS), к апрелю 2018 года каждый месяц прибавлялось до 100 млн новых пользователей Android, которые так или иначе пользуются SMS — универсальным способом отправки сообщений любому владельцу смартфона.
План Google намного сложнее, чем запуск очередного мессенджера — компании пришлось собрать более 40 операторов и около 10 производителей, чтобы разработать новый стандарт. Он должен был гарантировать, что чат будет везде работать одинаково и с одинаково большим набором функций. И большинство компаний в альянсе — конкуренты между собой, которые не доверяют как друг другу, так и Google.
Но Google смогла объединить их (как показывает история, пока что безрезультатно): для SMS так или иначе найдётся замена, и либо операторы примут участие в замене технологии, либо будут продолжать наблюдать, как люди уходят в Apple, Facebook и к другим разработчикам мессенджеров.
RCS действительно важен для Google, однако RCS в США и других странах страдает от «проблемы курицы и яйца», когда операторы не поддерживают услугу, потому что клиенты ее не используют, и наоборот.
Первая версия RCS была представлена в 2012 году, на её основе мобильные операторы США разработали проприетарную версию протокола, которая работала только между абонентами одной сети. Из-за этого RCS долгое время не могла стать популярной — пользователи даже не знали, что вместо SMS появился новый формат, и не использовали его.
Конечно, есть еще одно серьёзное препятствие, с которым сталкивается RCS: Apple не поддерживает его, а Apple контролирует половину рынка смартфонов в США.
Тем не менее, услуга может получить поддержку 5G, которая требует от операторов установки технологии IMS (IP Multimedia Subsystem), которая упрощает взаимодействие с RCS.
После года ожидания Google в конце июня 2019 года начала самостоятельно предоставлять услугу RCS-сообщений в приложении, не дожидаясь действий CCMI. Google обошла колебания операторов и развернула приложение Google Messages, подключённое к его сети Jibe (хотя будет использована сеть оператора, если он совместим с универсальным профилем). Это шаг, который означает, что клиентам не нужно ждать, пока их операторы связи начнут работу, которую они должны были сделать пять лет назад. T-Mobile фактически передала бразды правления своим решением, приняв Messages в качестве SMS-приложения по умолчанию для всех телефонов T-Mobile, подключив всех своих клиентов к сети RCS от Google.
Универсальный мессенджер
RCS мертворождённая технология, но ее пытаются реанимировать. Попытка внедрить свое Messages на базе RCS, Google хочет конкурировать с Apple и его iMessages. Google высокотехнологичная и многогранная компания обладающая целым рядом интегрированных сервисов, для налаживания коммуникации, в то же время единой, многофункциональной платформы, как iMessage у них до сих пор нет.
Возьмем к примеру iMessage от Apple:
- Работает на всех устройствах — от iPhone до MacBook;
- В случае, если у получателя нет iMessage, пользователь все равно увидит сообщение, но в форме СМС;
- SMS от iMessage отличаются по цвету.
- Интеграция с другими сервисами: с 2016-го в iMessage появились мини-приложения, с помощью них можно отправлять деньги, играть в не большие игры и т.д.;
- Есть остальные функции, стандартные для современного мессенджера: видеозвонки, стикеры, аудиосообщения и др.
- И конечно — они предустановлены.
Попытки Google «ворваться в игру»:
- 2005 — Google Talk. До появления смартфонов был популярный чат для компьютеров. В Android также появилось приложение Google Talk, которое продержалось до 2011 года.
- 2011 — Google Plus. Компания сделала свою социальную сеть, которая также предустанавливалась на Android смартфоны. В ней для чата были доступны два приложения: Huddles для переписки и Hangouts для видеозвонков.
- 2013 — Google Hangouts. Компания отделяет Hangouts от Google Plus, и сосредотачивает переписку и звонки в одном приложении, добавив SMS на манер iMessage.
- 2016 — Google Allo/Duo. Hangouts из-за своей непопулярности (WhatsApp, iMessage и Facebook Messenger успели отхватить большую аудиторию) переделывают в корпоративный мессенджер а-ля Slack, а его место занимает Allo — приложение для чата с искусственным интеллектом. Звонки переходят в Google Duo.
- Настоящее время — Allo также провалился, хотя Duo используют довольно часто, отмечая его простоту.
И это только самые известные. Были и менее популярные:
- Meebo — мессенджер, которые существовал с 2005 по 2012 годы, пока Google не выкупила его, чтобы слить команду с разработчиками Google+;
- Google Buzz — платформа для микроблоггинга и обмена сообщениями, который был интегрировал в Gmail. Проработал с февраля 2010 по декабрь 2011 года;
- Google Spaces — сервис для групповых чатов, в который были интегрироваы такие сервисы как Google Search и YouTube. Работал с мая 2016 по апрель 2017 года;
- Google wave;
- YouTube Messages — небольшой мессенджер был встроен в приложение YouTube, где пользователи могли отправлять ссылки на ролики внутри хостинга и отправлять сообщения. Работал с 2017 по 2019 годы.
Чем RCS лучше SMS?
Вы получаете смс не только от ваших контактов, но и от вашего сотового оператора, от банка, где у вас открыть счет, от разных организаций и сервисных центров. Но в отличие от контактов, которым вы можете отправить смс в ответ, то написать банку вы не сможете. И люди используют мессенджеры как самый быстрый и простой способ общаться в среде, где нет ничего лишнего. Теперь таким образом можно коммуницировать не только с друзьями, но и с брендами, получать доступ к самым нужным услугам, минуя поисковики и сайты.
Нет почти никаких новшеств с точки зрения контента и методов взаимодействия с помощью SMS. Например, отправка SMS или фотографий MMS группе пользователей связана с множеством неудобств.
Зачем нужен RCS когда есть WhatsApp, Telegram и другие? И нужен ли?
RCS — это стандарт обмена сообщениями, который по сути является преемником SMS. Он поддерживает такие вещи, как уведомления о прочтении (подумать только, до чего дошёл прогресс), медиафайлы и групповые беседы, но он не работает сам по себе, как обычное приложение для чата, которое подключается к централизованным серверам. В соответствии с его разработкой RCS позволяет каждой сети оператора развёртывать свою собственную, немного отличающуюся версию и соединять их между собой — по крайней мере, при условии, что все они совместимы со стандартами универсального профиля. До CCMI у разных операторов были свои системы (которые могли быть довольно небезопасными), и некоторые из них не работали с другими, поэтому абоненты получали преимущества обмена сообщениями RCS только в определенных приложениях и при разговоре с людьми внутри своей сети оператора связи.
В теории, при соблюдении ряда условий, протокол RCS может стать унифицированной платформой, которой уже четверть века успешно служит SMS. Функциональные, красочные, условно конфиденциальные но при этом разъединённые мессенджеры привносят некий дискомфорт и хаос в нашу жизнь. Конечно, продукт который увязал бы в единую, современную систему миллиарды пользователей мог бы легко прижиться. На практике же, позиция одного из ведущих игроков рынка — корпорация Apple, который не заинтересован в усилении своего конкурента, скорее всего, будет неизменна. Apple и в дальнейшем не откажется от существующих SMS.
Однако пока не решён ряд проблем: слабая распространенность формата RCS и его вариативность, поскольку многие компании не пытаются придерживаться принятого международного стандарта («универсального профиля»). Появление CCMI как раз решило бы эту проблему и сделала бы соблюдение «универсального профиля» выгодным. Но есть и другие минусы: RCS-формат не имеет сквозного шифрования, поэтому спецслужбы могут свободно требовать содержимое переписок.
Android работает на 75% смартфонов по всему миру, и на запланированный Google переход от SMS к RCS могут обратить внимание регуляторы. RCS-чаты в «Сообщениях», которые обрабатываются компанией, а не операторами, станут ещё одним сервисом и приложением Google, попадающими под антимонопольное законодательство Европы.
Компания считает, что обмен сообщениями — основная функция Android-смартфона и её нужно улучшить любой ценой, поэтому берёт на себя такую ответственность. В случае успеха следующим шагом Google станет добавление в универсальный протокол RCS сквозное шифрование.
Технически нет ничего, что могло бы ей помешать, но для этого компании снова придётся сотрудничать с GSMA и, возможно, конфликтовать с правительствами. Ведь многие спецслужбы будут недовольны, если стандартный способ обмена сообщениями на 75% телефонов в мире «уйдёт в тень», как называет сквозное шифрование ФБР.
Если бы новость о массовом внедрении RCS, на смену устаревшей SMS, была бы озвучена во второй половине 2000-х, это могло бы стать действительно ярким событием, однако с тех пор прошло слишком много времени. Даже если RCS удастся заменить SMS, то вот заменить другие мессенджеры, вроде того же Telegram, вряд ли удастся. Однако единый протокол обмена будет полезен и остальному миру, так как убьет необходимость устанавливать несколько разных чатов для всех своих друзей и знакомых.
На правах рекламы
Быстрые серверы для любых целей — это про наши эпичные серверы. Максимальная конфигурация — 128 ядер CPU, 512 ГБ RAM, 4000 ГБ NVMe.
sergopl
Проблема в том, что все новые стандарты похожи на пауков в банке ( у каждого паука свой стандарт), и не обеспечивают обязательную доставку sms.
Sms работает без обязательного интернета, посылается оператором и работает на всех устройствах.
Konvergent
Поддерживаю. И без Интернета смс-ки очень даже могут выручить. А ещё, если отправить смс — оно не затеряется в +100500 чатиках телеги)))
Balling
Но SMSoLTE с SMSoWiFi поддерживаются. :)
MrAloof
Именно это и хорошо. "И так тоже можно" сильно отличается от "без этого никак" ;-)
formatko
RCS тоже посылается без обязательного интернета, но вот картинки через инет придется грузить.
Balling
Разве там не нужен ims?
nuclight