На Хабре часто пишут о квартирной вентиляции и её автоматизации. Такие кейсы интересны необходимостью достигать результатов, используя достаточно простые и не затратные компоненты. А в данной статье хотелось бы рассказать о другом конце спектра климатики и автоматизации - построении системы отопления в сильно-историческом здании. Работе, которая начиналась даже не с проектирования, а с математического моделирования...
Собор "Спас на крови" имеет тяжелую судьбу. И хотя после окончания долгой реставрации, воспетой в песнях, его жизнь наладилась, но время шло. А так как собор - это не только стены, но и различные системы жизнеобеспечения, то смонтированные во время реставрации инженерные системы ветшали и постепенно заменялись на современные. Так пришло время замены и системы отопления.
Существовавшая система отопления была сделана в советские годы хоть и основательно, но очень громоздко. Оборудование воздушного отопления занимало практически весь подвал. Было настолько тесно, что в некоторые помещения вообще можно было пройти только боком. В целом система отопления со своими задачами справлялась, но, как когда-то говорилось, «были отдельные недостатки»: сквозняки и холод у входных дверей (а ведь это постоянные рабочие места сотрудников собора-музея); низкая температура воздуха в алтаре; отсутствие организованной вентиляции в подвале. Охлаждение в существовавшей системе вентиляции предусмотрено не было. Как следствие, летом собор сильно прогревался, и температура воздуха внутри значительно превышала комфортную. Очевидно, что большой разброс температур также не способствовал сохранности мозаик, росписей и других культурных ценностей.
Разумеется, в историческом соборе никто бы не дал прокладывать воздуховоды "под потолком" :)
Поэтому проработка решения началась не со стандартного инженерного проектирования, а математического моделирования движения воздушных масс и распределения температур внутри собора. Расчёты показали и низкие температуры со сквозняком у входных дверей; и низкую температуру воздуха в алтаре; и эффект «стекания» холодного воздуха из алтаря. Таким образом, было объективно подтверждено то, что ранее ощущалось просто как недостаток комфорта. Для исправления ситуации было предложено установить более мощные воздушно-тепловые завесы на входе и рассчитано дополнительное количество тепла для алтаря. Моделирование охлаждения собора в летний период показало, что при подаче охлажденного воздуха, в нижней части основного объема собора образуется холодная воздушная подушка. Воздушная подушка оказалась склонна к «вытеканию» из собора через открытые двери, для предотвращения этого было рекомендовано использовать воздушно-тепловые завесы в режиме отсечки. Кроме того, была проработана технология использования "воздуховодов 19 века", проложенных внутри кирпичных стен во время строительства собора.
Для отопления основного объема собора заложено четыре приточно-рециркуляционные установки, при этом для полноценного отопления собора достаточно трех, поэтому любая из четырех машин является запасной. Подача воздуха организована через многочисленные внутристенные каналы, выходящие в «подоконниках» окон, забор воздуха на рециркуляцию происходит через каналы, выведенные под лавки.
Была поставлена задача обеспечить охлаждение воздуха в летнее время. При выборе холодильных машин возникла проблема с размещением конденсационных блоков – ставить их оказалось просто некуда. Применить холодильные машины с воздушным охлаждением тоже не получалось – они требовали большое количество наружного воздуха, которое не обеспечивал приточный воздуховод, да и требовали такое количество электроэнергии, которое не обеспечивал ГРЩ собора. Была мысль применить водяное охлаждение – ведь сбор стоит на канале Грибоедова, но организация водозабора нарушила бы целостность гидроизоляции фундамента собора, а в то, чтобы надежно гидроизолировать фундамент были вложены огромные усилия как при строительстве собора, так и при его реставрации.
Проектировщики системы воздушного отопления и охлаждения предложили красивое решение – установить холодильные машины с адиабатическим охлаждением, при этом достигается баланс доступного наружного воздуха (за счет использования испарительного охлаждения требуется меньше воздуха), водопроводной воды (ее оказалось достаточно в соборе) и электроэнергии (поскольку не надо прогонять лишний воздух). Выброс отработанного воздуха организован во внутристенные каналы, выходящие на кровлю.
При подсоединении к внутристенным каналам произошло несколько курьезов, связанных с тем, что каналы идут в стенах в два ряда, причем многие из них идут под наклоном. Соответственно, некоторые каналы, показанные на исторических чертежах на нулевой отметке, выходят в подвале совсем в другом месте, при этом вместо них выходят каналы из другого ряда. Полностью восстановить схему каналов в стенах нам так и не удалось, но со второго раза все же получилось подсоединить воздуховоды правильно.
Еще одно решение вызвано спецификой расположения собора. Дело в том, что наиболее холодный северо-восточный ветер дополнительно усиливается вдоль канала Грибоедова и с большим напором влетает во входную дверь. Для тепловой завесы на входе было предложено необычное решение - завеса на входе состоит из трех отдельных завес: двух вертикальных высотой 1,5м и одной горизонтальной, работающих одновременно. Вертикальные завесы создают двойную отсечку воздуха в нижней зоне, а мощная горизонтальная завеса – в верхней.
Для контроля параметров воздушной среды в наиболее характерных местах установлены датчики температуры и влажности: четыре датчика по углам основного объема собора, два в алтаре, по одному у входов и еще два на самом верху, на барабане собора.
Четыре приточно-рециркуляционные установки и приточно-вытяжная установка подвальных помещений оборудованы щитами управления, каждая со своим контроллером автоматики, тепловые завесы и конвекторы в алтаре управляются еще двумя щитами, также установлен щит управления в ИТП. Контроллеры в щитах автоматики и контроллеры холодильных машин соединены сетью Bacnet/IP со SCADA системой на 5000 точек данных.
Приточно-рециркуляционные вентмашины и конвекторы в алтаре запрограммированы на совместную работу по датчикам температуры и влажности с целью поддержания оптимальной температуры во всем объеме собора. Тепловые завесы работают автономно по датчикам движения и температуры в тамбурах.
Прошедшая зима показала правильность модели и выполненных на ее основе теплотехнических расчетов. В сложном историческом здании собора поддерживается желаемая температура воздуха. Причем это произошло без привлечения дополнительных энергоресурсов, потребляемая собором тепловая мощность даже несколько снизилась.
Авторы: Аржаников Ростислав, к.т.н.; Осовский Кирилл
Satyricon
Интерфейс скады прям из 80-х.
Komrus Автор
Да, когда я пришёл из системного интегратора в нынешнюю организацию, которая работает также в направлении автоматизации/диспетчеризации, я был сильно озадачен отставанием визуальной части мира автоматизации инженерных систем от мира ИТ… И ещё целой пачкой различий :)
Но оно работает, выполняет поставленный технические и бизнес-задачи.
PS. Боюсь, если сделать слишком модно и красиво (ага, чистый, не перегруженный интерфейс с одной кнопкой «Всё работает нормально»/«Что-то сломалось») — эксплуатирующий персонал будет сильно озадачен :)
sintech
А почему влажность красным цветом? 40% это плохо?
Komrus Автор
Коллеги подсказывают, что пытались сделать коричневым… :)
Дабы контрастно отличались от плашки температуры.
Видимо, пока скриншоты пересохраняли взад-вперёд в прооцессе обдумывания статьи — цвета поплыли…
Ну или у кого-то из программистов-автоматчиков свои представлении о коричневом :)))
Satyricon
Нужно просто делать эстетично, а не это вот всё :)
Satyricon
Слегка доколупался.
edo1h
меня смущает ещё
С°
, общепринято наоборот же, в юникоде даже специальный символ?
естьSatyricon
Согласен. Не заметил)
Komrus Автор
Во-первых — спасибо за конструктивную критику :).
Во-вторых, если по итогам долго и сложного инженерном проекта замечания есть только к оформлению экрана, к значкам градусов — значит проект получился не так уж и плохо.;)
1210mk2
Это скорее закон «обложка должна быть идеальной». И если он не выполняется, вглубь лезть уже не так хочется.
Komrus Автор
Ваше утверждение замечательно для систем и программных продуктов, ориентированных на конечного пользователя. Неподготовленного.
А здесь системой будут пользоваться специально обученные люди. Которые до этого несколько десятков лет бегали по подвалу и смотрели лампочки/крутили краники в процессе эксплуатации системы отопления/вентиляции, созданной при реконструкции 1980 годы.
Для них представленный интерфейс (рабочий интерфейс, не парадный!) — это большой шаг вперёд. И «лезть вглубь» — это их работа. Которую мы сильно облегчили. Хотя, разумеется, можно сделать и ещё лучше ;)
Кроме того, в данном проекте основная масса вопросов прорабатывалась в проектных решениях и потом реализовывалась в алгоритмах, которые крутятся в контроллерах и не визуализируются.
А также — в трубах/воздуховодах/вентмашинах и т.п… Просто фотографии пачки этих труб/воздуховодов, тем более идущих сугубо по не-историческим интерьерам подвала — нам показались не особенно интересными для публикации. В следующей публикации — наверно постараемся больше показать инжерную часть проекта.
1210mk2
приведу пример. на большинство дачных участков неприятно смотреть. ответом на это всегда — «в 80е/90е материалов не было, делали как могли». говоришь: «ну сейчас всего полно, почему не сделать сейчас? даже не снося капитальные постройки можно изменить дизайн и сделать конфетку». какой ответ? правильно! «вот у себя и будешь делать».
нисколько не умаляя достоинств инженерии внутри (уверен, там всё шикарно), лучше подтягивать и «обложку» в соответствие со временем.
Komrus Автор
Тут ещё есть экономическая целесообразность. «Сделать конфетку» — это вложить лям. В домике на советском садоводческом участке, который сам стоит сопоставимых денег — это оочень неоднозначное решение. Бывает проще купить новый участок (хотя бы — с 15 КВт электричества, а лучше — с магистральным газом) и начать с нуля.
В B2B проектах финансовые ограничения ещё явственнее ощущаются.
PS. «вот у себя и будешь делать»
И как? У себя на дачном участке Вы конфетку сделали? ;)
1210mk2
так вот и уперлись в дилемму: или езди смотри на желтенький сайдинг-и-так-нормально, или не езди вообще выслушивая от родителей «а что вы к нам не ездите?» :)
Komrus Автор
А потом лет через -дцать — вопрос заиграет новыми красками.
И уже Вам придётся решать вопрос с сайдингом, домиком и детьми/внуками:)
/Offtopic
1210mk2
ps. почему я вообще написал вам: у вас есть реальный шанс изменить ситуацию, как у крупной организации с такими интересными проектами. чтобы и инженерия была в топе, и дизайн делал не «сын маминой подруги», а человек, к кому будет в коллективе равное по важности отношение. и это отношение вы можете вывести в стандарт, и на вас будут смотреть остальные и что-то у себя подтягивать.
Komrus Автор
То, что есть над чем поработать (в частности — над дизайном) и что улучшить — это полностью согласен.
1210mk2
круто. еще раз: мне очень понравилось, не каждый день храмы апдейтишь. и очень жду усиления роли дизайнера интерфейсов, это правда важно.
static_cast
Интерфейсы промышленных и медицинских CAD-ов специально решены с помощью максимально стандартизованных UI элементов. Оператор не должен отвлекаться на решение даже мельчайших UIX проблем. Скрывающиеся панельки, градиенты, кнопки с непонятным числом состояний, крутилки — это все может сбить оператора с толку. Конечно, всегда есть нюансы, и какие-то части специализированного софта, особенно презентационные, делаются визуально красивыми, но в рабочей части — простота а-ля Motiff или old-WinAPI наше всё.
Satyricon
И верно и неверно. Элементы всяких скад тянутся из 80-х, когда их рисовали просто чтобы хоть что-то отобразить. Нет никакой стандартизации. У каждого производителя свои элементы и варианты их отображения.
У нас в своё время была создана собственная библиотека всех элементов, используемых в экранных формах. Было утилитарно, ровно, красиво, эстетично, без свистоперделок.
На скриншоте же статьи какая-то поделка с пережатыми шрифтами, разными отступами, отсутствующей стандартизацией элементов и никакой эстетикой.
zxcvbv