Слоны — это тяжёлые длительные задачи, которые лучше разбивать на более мелкие. Но при внедрении нового инструмента возникают проблемы посерьёзнее слонов
Слоны — это тяжёлые длительные задачи, которые лучше разбивать на более мелкие. Но при внедрении нового инструмента возникают проблемы посерьёзнее слонов

Скажу страшную для разработчиков таск-трекера вещь: с учётом задач справляется любая соответствующая система. Важнее правильно внедрить трекер в процессы компании, чем выбрать правильное приложение.

Мы развиваем сервис для учёта задач YouGile и заметили, что у принципиально разных команд возникают одинаковые проблемы при внедрении чего-то нового в рабочий процесс. Со стороны продукта они не решаются — то есть вообще не зависят от того, насколько хорош выбранный трекер.

При этом на рынке то и дело вижу ситуации, когда крупная компания раз в 5-6 месяцев меняет сервис для учёта задач. Почему-то кажется, что дело здесь в тех же проблемах — если их проработать, первый же трекер достигнет цели.

Проблема 1: сопротивление команды

Команда не хочет ничего менять. Трекер внедряется со скрипом, некоторые сотрудники открыто критикуют новый подход.

Решение: не спорить с негативщиками, а работать с теми, кто поддерживает трекер. Если добиться первых результатов с ними, остальные тоже заинтересуются системой.

В первую очередь мы обращаем внимание на опасность — эта особенность человеческой психики не раз спасала жизнь доисторическим охотникам. Но в случае общения с коллегами лучше не поддаваться инстинктам.

Часто руководитель воспринимает несогласных сотрудников как опасность и начинает спорить, чтобы отстоять свою позицию. Но от этого становится только хуже.

Четыре года назад сервисом YouGile заинтересовался знакомый нашего директора. Он руководил отделом маркетинга и решил испытать трекер на своих сотрудниках. Команде понравилось, а знакомый показал наработки начальству — было решено внедрить трекер во всей компании.

Как думаете, когда нам написали по поводу подключения остальных сотрудников? Совсем недавно, то есть спустя четыре года.

Дело в том, что директор спорил с каждым руководителем отдела, которому не нравилась идея с трекером — ушло много времени, чтобы переубедить всех.

Даже если руководитель выбрал классное приложение и грамотно его внедряет, всегда найдутся критики. Но есть момент, который интуитивно не чувствуется: воевать с ними нельзя, ведь действие рождает противодействие.

Если спорить с недовольными сотрудниками, недовольство будет только усиливаться. Мало того, на их сторону могут встать те, кто пока не сформировал собственное мнение. Лучше не обращать много внимания на критику и внедрять трекер с теми, кому идея нравится.

Примерно так сотрудники делятся по своему отношению к нововведениям. Чтобы внедрить трекер, достаточно перетянуть на свою сторону сомневающихся — они сами придут, когда появятся первые результаты
Примерно так сотрудники делятся по своему отношению к нововведениям. Чтобы внедрить трекер, достаточно перетянуть на свою сторону сомневающихся — они сами придут, когда появятся первые результаты

Недавно у нас купила систему крупная фирма, которая занимается венчурными инвестициями. От внедрения в одном отделе до расширения на всю компанию прошло всего три месяца.

Некоторые сотрудники сопротивлялись, но руководству было всё равно. Работали с теми, кто видел смысл в новой системе.

Иногда случается, что вся команда выступает против трекера или все сотрудники сомневаются. Но такие ситуации требуют отдельного разбора — напишу об этом как-нибудь в другой раз.

Проблема 2: трекер ради трекера

Учёт задач внедряется без достижимой цели. В результате целью становится сам трекер («хотим работать в системе»).

Решение: прикрутить понятный показатель, который легко оценить. На самом деле это индейская хитрость — показатель ничего не значит, но заставляет команду серьёзнее относиться к трекеру.

Однажды мы вели переговоры со швейным цехом. Руководительница поставила проблему так: часто мы не знаем, что именно сейчас шьём — из-за этого не получается предсказать сроки выполнения заказа.

— Как вы поймёте, что удачно внедрили систему?
— Не знаю. Просто внедрим, а там посмотрим.

Сама по себе цель понятна, по факту так успех и оценивается — не в притянутых за уши показателях, а чутьём. Должно быть ощущение, что всё хорошо и удобно.

Но при таком подходе менеджеры не будут стараться. В случае с таск-трекером им нужна хоть какая-то метрика, пусть даже в ней самой нет особого смысла. Например, «80% сотрудников должны вести задачи в трекере» — сразу понятно, какие отделы нужно подтягивать.

«Внедрить трекер» — это плохая цель, потому что она не предполагает оценки. Переход на новый трекер требует больше усилий, чем работа по старой схеме, так что без дополнительной мотивации внедрение растянется на несколько лет.

Или команда попадёт в порочный круг: выбираем трекер, не прикладываем достаточно усилий, разочаровываемся — снова выбираем трекер.

Кстати, со швейным цехом мы так и не договорились. Они не постали цели в показателях, так что сотрудники просто проигнорировали систему. Работали там в основном женщины в возрасте, делать что-то в компьютере им не хотелось. А зачем стараться, если руководство никак это не оценивает?

Примеры хороших целей:

  • Мы хотим, чтобы 90% задач проходило через систему.

  • Хочу, чтобы через два месяца была видна загрузка всех исполнителей и можно было понять, какой именно отдел срывает сроки.

  • Нужно, чтобы через месяц мы точно знали, сколько ресурсов уходит на выполнение любого заказа.

Проблема 3: внедряется всё, что есть в трекере

Руководитель хочет сразу настроить все доступные функции (вроде оценки задач по времени). Но раньше команда так не работала, из-за этого внедрение буксует.

Решение: перенести сначала то, что было и без трекера. Когда команда освоится, можно добавлять новые функции по одной.

Порой руководители чересчур увлекаются сервисами для организации работы. Постоянно ищут новые фишки, что-то переделывают, жонглируют умными словами agile, scrum и kanban.

При внедрении нового инструмента такого руководителя нужно тормозить, иначе он попытается внедрить все фишки разом — даже если до этого сотрудники так не работали.

Это сложно, потому что руководитель чувствует упущенную выгоду: как же так, мы платим за все функции трекера, но большинство из них не используем. Нужно развернуть трекинг на полную, чтобы и дедлайны, и приоритеты, и время засекалось!

Конечно, такой подход к хорошему не приведёт. Сотрудники и так вынуждены изучать новый инструмент, а директор в нагрузку наваливает десяток новых процедур, которых в компании никогда не было.

Однажды наш клиент попал в такую ситуацию. Внедрили YouGile в тестовом отделе, вроде всё хорошо — решили масштабировать. Потом оказалось, что этот отдел в компании был самым прогрессивным: они уже давно ставили приоритеты и оценивали задачи по ресурсам.

Сотрудники из других отделов открыли систему, увидели количество стикеров на задачах и в ужасе разбежались. Пришлось начинать внедрение заново, на этот раз двигаясь по шагам.

У нас на этот счёт два правила:

  1. В начале внедряем только базовые процедуры: ставить задачки, делегировать их и перемещать по колонкам.

  2. В дальнейшем внедряем в процессы по одной новой фиче за раз. И это при условии, что в предыдущей конфигурации всё работало идеально.

Примерно так выглядит доска у опытных пользователей. Новички будут путаться из-за большого количества стикеров
Примерно так выглядит доска у опытных пользователей. Новички будут путаться из-за большого количества стикеров

Правильное питание и регулярный спорт — это полезные привычки, которые нельзя воспитать в себе за один день. То же самое и с управлением задачами.

Хотите, чтобы ваши сотрудники заранее оценивали трудозатраты и умели расставлять приоритеты? Нужно потратить на это время, ведь каждая новая функция трекера — это отдельная коллективная привычка, которую придётся закреплять.

Желаю удачи в этом непростом деле! А если вы ищете подходящее приложение — можете попробовать YouGile.