Этими статьями по теории музыки я ставлю задачу объяснить природу музыкальных ощущений человека. В последней статье будет рассмотрено веб-приложение для гармонического анализа музыки разработанное на основе этого исследования.

Начнём с физики. У каждого звука есть:

  1. частота

  2. громкость

  3. длительность

  4. тембр

Тембр формируют обертоны — призвуки сопровождающие звук. Их рассмотрим подробнее.

Графический эквалайзер отображает обертоны звука в виде пиков. Шкала X-частота, Y-их громкость
Графический эквалайзер отображает обертоны звука в виде пиков. Шкала X-частота, Y-их громкость

Допустим колеблется вся струна с определенной частотой например 100 гц. Но природа так работает, что струна также начинает колебаться своими частями — половиной, третью, четвертью и т.д что образует новые звуки частотой выше. У половины частота в 2 раза выше основного тона, у трети в 3. Такие частоты образующие арифметическую прогрессию называют гармоническими обертонами или гармониками, остальные же будут — не гармоническими.
Природные обертоны как правило тише основного тона и чем выше они от него по частоте тем ниже их громкость.

Колебание целой(внизу), половины(по центру) и трети струны(вверху) происходят одновременно
Колебание целой(внизу), половины(по центру) и трети струны(вверху) происходят одновременно

При повышении частоты основного тона, обертоны пропорционально увеличивают свою частоту, поэтому высота звука прежде всего определяется нами по частоте первой гармоники(она же основной тон). Гармонические обертоны вместе с основным тоном называют натуральным звукорядом.

Помимо звуков с ярко выраженными гармониками - музыкальных звуков - существуют и звуки без них но со своими обертонами. Это шумовые звуки. К ним относят ударные, перкуссию и другие инструменты формирующие ритм.

Гармоники, как самостоятельные колебания, образуют между собой соотношения частот – интервалы. Соотношение 2:1 — октава, 3:2 — квинта, 4:3 кварта и т.д к ним мы ещё вернёмся.

Интервалы образующиеся между двумя соседними по частотам обертонами звука
Интервалы образующиеся между двумя соседними по частотам обертонами звука

Эти соотношения слух воспринимает и расшифровывает благодаря чему среди множества одновременно звучащих звуков мы можем выделить конкретные тембры и определить источники звуков. Установлено что в мозге(в первичной слуховой коре) группы нервных клеток реагируют каждая на свою частоту с точностью вплоть до одного герца а также есть отдельный центр который занимается распознаванием сложных слуховых образов на основе соотношений частот, то есть интервалов, к примеру узнать тембр независимо от высоты, слова независимо от тембра.

Квинтовое родство звуков

Что роднит все природные музыкальные звуки так это присутствие ярко выраженных октавного и квинтового обертона в их тембре. Сравним звуки находящиеся на этих интервалах. Возьмем звук(верхняя половина), а затем октаву от него(нижняя половина рисунка ниже). Мозг понимает что такой звук, октаву, он уже слышал как самый громкий, первый обертон предыдущего звука(1 на верхнем рисунке). Частоты гармоник нового повторяют всё те же частоты старого, только пропорционально в 2 раза выше. Звуки на расстоянии октавы музыканты обозначают одной нотой(здесь это Bb).

Звук и октава от него. Числа - номера их обертонов. 1й обертон первого звука(1) и основной тон второго(0) совпадают по частоте
Звук и октава от него. Числа - номера их обертонов. 1й обертон первого звука(1) и основной тон второго(0) совпадают по частоте

Пойдём далее по интервалам меж гармониками. 2й обертон октава+квинта(2 на верхней половине рисунка ниже). Берём и тут уже видим новые звуки в первых обертонах(2 нижняя половина). Взятая квинта(нота F от Bb) сформировала свои обертоны и тоже свою квинту - качественно новый звук(C).

После взятия квинты от Bb, звука F, возникает новый звук C как квинта от квинты
После взятия квинты от Bb, звука F, возникает новый звук C как квинта от квинты

Звук на интервале октавы воспринимается нами пустым так как его призвуки не несут новой информации - не создают новых звуков и их и соотношений, поэтому и качественно звук и октавы от него не отличаются друг от друга. Октавы будем сокращать. Теперь во внимании не Bb-Bb-F или октава+квинта а просто квинта Bb-F.

Вернемся к квинте. Мы связали нижний звук Bb со звуком на квинту выше F что уже содержался в первом звуке(2 на верхнем рисунке). Второй звук также имеет свой звук квинты(уже третий звук, C) и первый связан с ним опосредованно через 2ой. С каждым таким квинтовым шагом мы получаем новый интервал от первого звука до нового. Чем дальше мы удаляемся от первого звука тем отдаленнее связь с ним. С расстоянием связь теряется.

Мозг так работает, что ищет во всём закономерности. Одна из них — родство разных звуков по интервалу квинта что содержится в каждом музыкальном звуке и всегда сопровождает его в виде призвука. Квинта - первое что даёт новую информацию при воспроизведении его как самостоятельного звука(октава же лишена этого) и самый слышимый обертон из подобных.

Теперь опустим первую квинту(Bb-F) на октаву(получим F-Bb) и почувствуем что с первым звуком при одновременном(гармоническом) взятии оно стало звучать по другому. Пойдём мелодически вверх в стартовый звук и откроем новый интервал-кварту. У этого интервала другое соотношение частот - 4:3, но при этом это те же 2 звука(F-Bb). Разнится лишь высота относительно друг друга. Выходит что эти интервалы кварта и квинта связаны1(к этому вернёмся ниже).

Квинтовая цепь звуков. Аудиопримеры

Музыка прежде всего это изменение звуков во времени. Далее мозг ищет ассоциации.
Первая - движение между чем-то связанными точками. Подсознание находит родство звуков по квинтам формируя их цепь и простейшие ассоциации связанные с движением по этой цепи: движение (квинта) вниз - упадок, (квинта) вверх - подъём. При ходе на кварту вверх возникает обратная ситуация - мы движемся на квинту вниз по этой цепи.

Цепь квинт на клавиатуре фортепиано. Квинту на нём можно отложить как 7 полутонов
Цепь квинт на клавиатуре фортепиано. Квинту на нём можно отложить как 7 полутонов

Далее чуть ниже видео с аудиопримерами и таймкоды к нему чтобы вы могли эмпирически проверить приводимые утверждения.

Построим несколько квинт вверх(квинтовый ряд) от звука Bb и поиграем[0:00-0:36]. Акцентируем (т.е часто возвращаемся, останавливаемся) на первом звуке. Чем выше мы поднимаемся тем напряженнее становится звук в зависимости от количества проделанных квинтовых шагов[0:11]. Если мы будем долго акцентировать эти верхние звуки, то в один момент вернувшись вниз к тому, от которого начали[0:30] обнаружим что теперь он стал звучать напряженно. Но характер этого напряжения уже другой - тёмный.

Делаем вывод - чем ниже мы по квинтам от акцентируемого тем напряженнее звук. Шаг вверх ведёт к более светлому звуку, шаг вниз — к тёмному. Для современного уха эти изменения едва заметны но они есть и всё больше заметны с расстоянием. Не составит труда определить разницу в общем настрое двух таких мелодий[0:47]. В этом месте[0:53] напрашивается ход на две кварты вверх G-C-F[0:53]. Этот момент мы позже рассмотрим подробнее2. Вторая мелодия[0:57] в отличии от оптимистичной первой навевает на слушателя легкую светлую грусть так как в ней происходит движение вниз по квинтовой цепи.

Построим квартовый ряд от звука E и обнаружим, что звук Bb от которого мы строили квинтовый ряд снизу оказался наверху а верхний звук того ряда(Е) теперь внизу. То есть ряд кварт это просто перевернутый ряд квинт.

Квинтовый и квартовый ряд есть обращения по отношению друг к другу
Квинтовый и квартовый ряд есть обращения по отношению друг к другу

На квартовом ряду начнём арпеджио[0:36] аналогичное первому, на квинтовом[0:00]. Звучит заметно темнее первого. Вывод - у интервала кварты всё наоборот: каждый ход вверх ведет в звук темнее каждый ход вниз в более светлый. Обычно звуковысотное движение вверх воспринимается светлым из-за природной квинты звука. В этом противоречивость этого интервала и ему подобных а о них позже3.

Главные музыкальные термины и свойства интервалов

Тёмную краску как принято у музыкантов будем называть минорной а светлую — мажорной. Акцентируемый звук будем называть тоникой. Обозначать минорную будем буквой б(бета) а мажорную а(альфа). Эти краски противоположны друг другу. Увеличение мажорной равно уменьшению минорной и наоборот.

Почему в приведённой выше мелодии2 напрашивался ход на 2 кварты вверх(G-C-F) — минорное движение вопреки общему мажорному? А для того чтобы сбросить накопившееся (мажорное) напряжение связанное с удалением от акцентируемого звука тоники. Сброс музыкального напряжения называется разрешением.

Теперь вернёмся и рассмотрим момент получения кварты из квинты1. Мы видим звуки F-Bb-F и интервалы между ними(рисунок ниже). Из одного интервала мы получили другой путём переноса верхнего звука F на октаву вниз. Можно обратно - нижнего на октаву вверх. Это работает для всех интервалов. Получается, созвучие Bb-F можно взять как в виде кварты(F-Bb), так и квинты(Bb-F) — двумя разными интервалами.

Получение обращения интервала путём октавного переноса звука
Получение обращения интервала путём октавного переноса звука

Такие тесно связанные интервалы называют обращениями по отношению друг к другу. Квинта обращение кварты, кварта обращение квинты. Обращение это и процедура переноса на октаву звука всякого интервала как сказано выше. Повторяя эту процедуру можно получить бесконечное количество обращений. Но за основной вид интервала будем принимать самое компактное обращение, а остальные представлять его обращениями.

Общее в обращениях — одинаковая плавность приращения мажорности или минорности. Различное — движение в одном направлении на обращение интервала, даёт приращение противоположной интервалу краски. То есть квинта вверх — мажорна, её обращение кварта вверх — минорна.

2 хода в одном направлении на интервал и его обращение даёт стартовый звук - мажорный + минорный ход равновесие. Продолжим это — будем ходить только по 2ум этим звукам(Bb-F-Bb-F...).
Движение на обращение интервала в противоположную интервалу сторону даёт приращение одинаковой краски: квинта вниз — минорна, кварта вверх — минорна. Тут[1:06] с каждым ходом чувствуется ускоряющееся накопление минорности. И разрешение минорного напряжения ходом на яркую мажорную малую секунду вниз[1:13], до неё мы ещё дойдём.

Интервалы, дающие мажорное приращение при ходе вверх будем называть интервалами квинтового строения(или большими). Интервалы, дающие минорное, противоречивые3квартового(или малыми). Это универсальные свойства всех интервалов. О главном из них поговорим в конце статьи.

Во многих музыкальных произведениях нередко встречается остинато на тонике и/или квинте от неё - доминанте, то есть постоянное настойчивое их звучание. Делается это для того, чтобы не дать слуху потеряться в квинтовых отношениях и показывает чёткие ориентиры относительно какого звука квинтовой цепи интерпретировать, окрашивать другие.

Мы можем откладывать квинты от звука(F на рисунке ниже) как вверх так вниз сколь угодно, формируя бесконечную квинтовую цепь. Но в один момент, откладывая в обе стороны на шестой квинте мы наткнёмся на с виду одинаковые звуки, но значат они совсем разное — один очень минорный другой мажорный, но акустически, по высоте(октавы сокращаем) звучат одинаково. Это явление называют энгармонизм. Как слух воспримет звук на этой высоте зависит от контекста(подробно об этом в следующей статье).

Энгармонические звуки Cb-B находятся друг от друга на расстоянии 12 квинтовых шагов
Энгармонические звуки Cb-B находятся друг от друга на расстоянии 12 квинтовых шагов

Попробуем прыжки через 1 кварту[1:40]. Так мы быстрее приходим к далекому минорному звуку. Через квинту[1:48]. То же самое но к мажорному. Дадим название звукам в соответствии с их напряженностью и окраской. Напряженность растёт с каждым квинтовым шагом поэтому обозначим её соответствующим им числом. Краску обозначаем также а — мажорная, б — минорная. Как выяснили выше у звуков находящихся по квинтам вверх от тоники будет мажорная краска, у звуков по квинтам вниз — минорная.

Для анализа гармонии, а в частности общего впечатления от ладов и их аккордов а также впечатления от изменений т.е. ходов в аккордах и мелодии будем использовать линейное обозначение этих звуков:
...-3 -2 -1 0 1 2 3…
Где 0 - тоника, положительные числа - мажорные, отрицательные - минорные звуки.

Теперь вернёмся к прыжку через 1 квинту(рисунок ниже). Перенесем C по октавам к стартовому звуку Bb и увидим что эти звуки довольно близки. Этот новый интервал называется большая секунда. Он квинтового строения так как вверх ведет в более мажорный звук, причём в 2 раза более интенсивный(2a) чем если бы мы пошли на квинту(1a). Всё из-за содержания 2ух квинтовых шагов. Его обращение — малая септима квартового строения — ведет вверх в более минорный звук.

Большая секунда возникает как два шага по квинтовой цепи
Большая секунда возникает как два шага по квинтовой цепи

Подобным образом продолжим квинтовую цепь и перенесём звуки по октавам ближе к тонике. Получим ещё 4 интервала:

Интервалы в развёрнутом(верхняя половина) и свёрнутом виде(нижняя)
Интервалы в развёрнутом(верхняя половина) и свёрнутом виде(нижняя)

Всего на данный момент имеем 6 интервалов(октаву не беру):

  1. Квинта / Кварта

  2. Большая секунда / Малая септима

  3. Большая секста / Малая терция

  4. Большая терция / Малая секста

  5. Большая септима / Малая секунда

  6. Увеличенная кварта / Уменьшенная квинта(тритон)

В списке пары ближайших обращений: интервал квинтового / интервал квартового строения. Порядковый номер в списке - количество квинтовых шагов в интервале. Это и есть главное свойство интервала в музыке, его динамичность - напряженность или спокойствие. Аудиопримеры к каждому думаю будут излишни - можете сами попробовать взять интервалы в этом порядке и убедиться что напряженность возрастает по мере увеличения квинтовых шагов. Назовём это свойство линейной дельтой(разница в квинтах), сокращенно lin. Вот мы уже собрали гамму из 7 звуков(нижняя половина рисунка выше). А об этом в следующей статье.

Статья создана на основе первого видео с моего канала "Природа звука". Для тех кто хочет лучше разобраться в теории рекомендую к просмотру.

Следующие статьи:

13 звуков и интервалов. Их восприятие и обозначение. Лады отклонения и модуляции.
Простейший способ создания музыкальной гармонии. Квинтовый круг с числами мажорности аккордов

Комментарии (38)


  1. lair
    30.07.2021 17:57
    +4

    Подсознание находит родство звуков по квинтам формируя их цепь и простейшие ассоциации связанные с движением по этой цепи: движение (квинта) вниз — упадок, (квинта) вверх — подъём.

    Эти ассоциации (упадок и подъем) — субъективны.


    Тёмную краску как принято у музыкантов будем называть минорной а светлую — мажорной.

    Во-первых, у музыкантов так не принято. Во-вторых, неплохо бы вообще обозначить, что вы говорите не об универсальных свойствах, а о конкретной западноевропейской классико-романтической традиции.


    2 хода в одном направлении на интервал и его обращение даёт стартовый звук — мажорный + минорный ход равновесие. Продолжим это — будем ходить только по 2ум этим звукам(Bb-F-Bb-F...). Движение на обращение интервала в противоположную интервалу сторону даёт приращение одинаковой краски: квинта вниз — минорна, кварта вверх — минорна.

    Нет. Интервалы вообще не бывают мажорными или минорными, интервалы (в уже упомянутой выше школе) бывают большими, малыми и чистыми (а так же увеличенными и уменьшенными, но об этом сейчас не будем).


    Интервалы, дающие мажорное приращение при ходе вверх будем называть интервалами квинтового строения(или большими). Интервалы, дающие минорное, противоречивые3 — квартового(или малыми). Это универсальные свойства всех интервалов.

    Нет, такого "универсального свойства всех интервалов" западноевропейская школа не знает.


    Но в один момент, откладывая в обе стороны на шестой квинте мы наткнёмся на с виду одинаковые звуки, но значат они совсем разное — один очень минорный другой мажорный, но акустически, по высоте(октавы сокращаем) звучат одинаково. Это явление называют энгармонизм.

    Тоже нет. Во-первых, звуки сами по себе не могут быть ни минорными, ни мажорными. Во-вторых, если звуки звучат одинаково, они тем более не могут быть ни минорными, ни мажорными, потому что минорность и мажорность — это свойство звучания (в системе). И в-третьих, энгармонизмом называется другое, энгармонизм возникает только тогда, когда есть запись, к звукам без записи он не применим.


    Аудиопримеры к каждому думаю будут излишни — можете сами попробовать взять интервалы в этом порядке и убедиться что напряженность возрастает по мере увеличения квинтовых шагов.

    Нет, не возрастает. Несовершенные консонансы (терция и секста) традиционно считаются менее напряженными, чем диссонансы (секунда), хотя расположены намного дальше по "квинтовым шагам".


    Собственно, вы здесь себе противоречите: выше вы писали, что "сброс музыкального напряжения называется разрешением", из чего можно сделать вывод, что при разрешении интервалы должны идти из более напряженного в менее. Разрешение большой секунды в терцию — совершенно типовой ход, следовательно, терция не может быть более напряжена, чем секунда.


    1. letrybaz Автор
      31.07.2021 00:28
      +1

      Послушайте здесь не западноевропейская школа а альтернативная теория музыки и в одном из видео указано чью теорию я развиваю.

      Про ассоциации соглашусь, грубовато, но здесь стояла задача максимально ёмко и понятно обозначить ощущения от простейшего музыкального движения. Если нашли более подходящее описание - только предложите.

      Про энгармонизм подразумевал что 6 квинт откладываем от тоники и выше было объяснено какие звуки относительно неё будут мажорными в квинтовой цепи а какие минорными.

      Интервалы мелодически в этой теории могут быть мажорными или минорными - я всё подробно описал. Конечно знаю про малые большие и тп об этом в следующей статье(оно будет по второму видео на канале).

      Звуки энгармонизма были записаны - Cb-B но суть не в этом. Написание всегда отражает смысл звука(его место в квинтовой цепи) и оно не обязательно для передачи смысла - достаточно просто услышать энгармонизм.

      "Нет, не возрастает. Несовершенные консонансы..." Консонанс и диссонанс самые субъективные и многоуровневые термины которыми оперируют музыканты. В данной теории они заменены одним словом - напряженность. Она бывает акустической(соотношения частот) и музыкальной(смысл в квинтовой цепи). Как раз про акустическую в основном говорят традиционно. Музыкально же гармоническое(да и мелодическое) взятие секунды без более напряженных интервалов(т.е. не далее секунды lin2 по квинтам) никогда не бывает напряженным для современного слуха. Самый очевидный пример возьмите любой кварт(sus) аккорд. Звучит он полётно, легко, и назвать его диссонансом язык не поворачивается. А разрешают этот аккорд так же как и секунду именно из-за этого - они слишком легки для терцового контекста(lin4). Об этом будет в третьей статье.


      1. lair
        31.07.2021 01:01
        +1

        Послушайте здесь не западноевропейская школа а альтернативная теория музыки

        Гм, "альтернативная"? Чему конкретно? И почему ваша "альтернативная" теория оперирует понятиями из западноевропейской школы?


        Про ассоциации соглашусь, грубовато, но здесь стояла задача максимально ёмко и понятно обозначить ощущения от простейшего музыкального движения. Если нашли более подходящее описание — только предложите.

        В том-то и проблема, что ощущения от движения у всех будут разными (до тех пор, пока человек не попадает в культурный контекст).


        Интервалы мелодически в этой теории могут быть мажорными или минорными — я всё подробно описал.

        А давайте вы возьмете свои собственные термины, а? Потому что иначе будет постоянная путаница.


        Звучит он полётно, легко, и назвать его диссонансом язык не поворачивается.

        То есть ваша "альтернативная теория" построена на "язык назвать не поворачивается"?


        Извините, зыбко.


        1. letrybaz Автор
          31.07.2021 10:30

          "Гм, "альтернативная"? Чему конкретно?". Всем традиционным общепринятым школам. И это не значит что мы не вправе использовать их термины. Любая новая идея должна взять всё самое лучшее от старых, отбросить предрассудки, объяснить их и предложить что-то своё.

          "В том-то и проблема, что ощущения...". Ни один человек не живёт вне культурного контекста и говорить об этом всё равно что говорить о исключении чем о правиле. Как раз в контексте, слушая, он учится воспринимать музыку как все и при этом никто конкретно его не учит. А чему в это время учится его мозг дана попытка объяснения в данной теории.

          "То есть ваша "альтернативная теория...". Задача каждой теории отражать действительность. Здесь действительность предельно субъективна и любая теория музыки это попытка её объективировать. Единственный способ проверить такую теорию - эмпирическим путём.


          1. lair
            31.07.2021 10:48
            +2

            И это не значит что мы не вправе использовать их термины.

            Если вы хотите использовать существующие термины — сохраняйте их значения. Иначе получится как сейчас: вы пишете "мажорный", но понимаете под этим не то, что под этим понимает большая часть людей, обучавшихся музыкальной теории, и смысл теряется.


            Как раз в контексте, слушая, он учится воспринимать музыку как все и при этом никто конкретно его не учит.

            Но контекст-то (для большей части читателей Хабра) обусловлен западноевропейской теорией. Достаточно бессмысленно пытаться объяснить ощущения человека в этом контексте чем-то альтернативным, не объясняя исходную теорию.


            Единственный способ проверить такую теорию — эмпирическим путём.

            Я не вижу, как можно проверить вашу теорию.


    1. Alexufo
      01.08.2021 14:04
      -1

      Эти ассоциации (упадок и подъем) — субъективны.

      все что объективно — производится заводами.


  1. alexey_c
    30.07.2021 20:35

    Даже странные лекции о волнах Эллиота выглядят куда более простыми :)


  1. akhkmed
    30.07.2021 22:24

    Прочитал только по диагонали. Но есть вопрос. Если мажорный лад в основном можно объяснить обертоновым звукорядом, то как быть с минором или, например, с лидийским: какие физические принципы могут обосновать его восприятие? И может ли быть этот вопрос поставлен в отношении уменьшённого лада, который не имеет связи с мажором?


    1. letrybaz Автор
      30.07.2021 22:49

      Все лады можно представить как участки квинтовой цепи. Если тоника внизу цепи - звучание лада мажорное(макс лидийский), если вверху - минорное(макс локрийский). Второе видео на моём канале как раз об этом.


    1. lair
      31.07.2021 01:52

      Если мажорный лад в основном можно объяснить обертоновым звукорядом, то как быть с минором или, например, с лидийским: какие физические принципы могут обосновать его восприятие?

      Я не очень понимаю, почему вы выделяете мажорный лад — более-менее все лады, состоящие из тонов и полутонов, "можно объяснить обертоновым звукорядом". Что конкретно вы имеете в виду?


      1. akhkmed
        06.08.2021 22:16

        Хотел сказать, что (наверное) тяготение в мажорной тональности обусловлено отношениями звуков: почти все из них = это гармоники тоники, уложенные в одну октаву.

        Отсюда и первый вопрос: в минорной тональности нет такого простого объяснения, откуда берётся тяготение к тонике.

        И, вероятно, в других ладах вообще некорректно говорить о тяготении к тонике: это не свойство лада, а свойство тональности. В то же время, в целотоновом ладу можно говорить о полном отсутствии какого-либо тяготения из-за принципа строения лада.


        1. lair
          06.08.2021 23:19

          Хотел сказать, что (наверное) тяготение в мажорной тональности обусловлено отношениями звуков: почти все из них = это гармоники тоники, уложенные в одну октаву.

          Начнем с того, что тяготение в любой тональности обусловлено не отношениями звуков, а принадлежности звука к той или иной функциональной гармонии (потому что тональность, по крайней мере, тональность классико-романтической традиции — это соотношение функций).


          почти все из них = это гармоники тоники, уложенные в одну октаву

          Не "почти все", а только первые пять. Шестой ступени в гармониках нет вообще (по крайней мере, в первых 15 обертонах), при этом 6, 10, 12 и 13 гармоники проигнорированы.


          Проще говоря, мажорная гамма как мы ее знаем, имеет к натуральному звукоряду исключительно умозрительное отношение (в отличие, кстати, от мажорного трезвучия).


          Но что еще веселее, отношение к натуральному звукоряду никак не объясняет тяготения к тонике. Оно может объяснять гармоничность с тоникой, но не тяготение. Откуда в обертонах тяготение? Его нет, они все устойчивы.


          1. akhkmed
            13.08.2021 12:51

            Спасибо за пояснение. Не могли бы подсказать истинную природу тяготения в музыке?


            1. lair
              13.08.2021 14:20

              Я не уверен, что есть какая-то "истинная природа". Я склонен думать, что тяготение в большей части случаев является культурно обусловленным феноменом, а не чем-то истинно объективно существующим.


              При этом есть какие-то простые вещи, типа диссонансов, и, кажется, "естественного" желания перевести диссонанс в консонанс (то, что принято называть "разрешением"). Они, наверное, могут частично объяснять тяготение.


  1. claimc
    30.07.2021 23:22

    Некоторое время назад, я много экспериментировал с разными способами настройки звукоряда. Я пробовал образом, похожим на описанный в статье, настроить гамму из 12 нот. Все 12 нот были получены путем последовательного многократного умножения частоты исходной тоники в 1.5 раза (натуральный квинтовый интервал) получившиеся ноты находились в октавах выше исходной, но я "возвращал" их в исходную октаву многократным делением частоты на 2 (шаг в одну октаву). Ноты, которые в результате попадали в уже найденную ранее ноту - пропускал. Получившийся "обертоновый" строй по началу мне показался очень красивым и особенно гармоничным но любая музыка в таком строе звучит слишком правильно, как мне показалось. Не хватает специй.

    ПС: стандартный равнотемперированный строй один из самых скучных и фальшивых по моей субъективной оценке.


    1. iShrimp
      31.07.2021 18:37
      +2

      У вас получился пифагорейский строй. Во времена Пифагора консонантными интервалами считались только октава 2/1, квинта 3/2 и кварта 4/3 - это соотношения, составленные из простых чисел 2 и 3. Если взять последовательно четыре квинты и полученный интервал сократить на две октавы: (3/2) ^ 4 / (2^2) = 81/64 — у вас получится не большая терция, а другой, более сложный, диссонирующий интервал. Он близок к большой терции (5/4), но чуть шире её, всего лишь на комму, и этого достаточно, чтобы создать напряжение, требующее разрешения в какую-нибудь промежуточную по квинтовой цепи ноту.

      P.s. Пятеричные интервалы, содержащие простое число 5, т.е. большая (5/4) и малая (6/5) терции, получили широкое признание позже, когда Джозеффо Царлино сделал их равноправными элементами гармонии. Когда-нибудь и 7-ичные (блюзовые), и 11-ичные (арабский макам) интервалы выйдут за пределы своих жанров и займут достойное место в музыке.


      1. letrybaz Автор
        31.07.2021 19:16

        Кстати в книге(стр 152) "Основы гармонического языка" Алексей Оголевец как пифагореец относит соотношение частот 5/4 к уменьшенное кварте а большая терция по нему как раз должна быть акустически диссонирующей. Если интересно почитайте.


        1. lair
          31.07.2021 19:35

          Алексей Оголевец как пифагореец относит соотношение частот 5/4 к уменьшенное кварте а большая терция по нему как раз должна быть акустически диссонирующей

          Ровно наоборот:


          ни в энгармонизме большой терции, ни в чистом виде она [уменьшенная кварта] [...] не может являться диссонансом


          1. letrybaz Автор
            31.07.2021 19:52

            Вы предложение не дочитали. "Но ведь ни в энгармонизме большой терции, ни в чистом виде она — с точки зрения абстрагированных от музыкального слышания ощущений — не может являться диссонансом". Речь идёт о логике оппонентов которую опровергает автор.


            1. lair
              31.07.2021 19:54

              Консонанс и диссонанс — это ощущения ("акустически диссонирующей", цитируя вас). Так что "автор опровергает" ту часть логики, где уменьшенная кварта называется диссонансом, а не ту, где большая терция называется консонансом.


      1. claimc
        31.07.2021 21:00

        С Пифагорейским строем совпадало только частично. Пифогорейский строй стал для меня самым ходовым.


  1. fivehouse
    31.07.2021 00:41
    +1

    Ударяясь в соотношения частот, в правила музыкальных гармоний авторы упускают самое главное о чем заявлено в названии статьи, но не совсем отражено в тексте. Что все эти описанные соотношения есть результат тысячелетнего параллельного генетического отбора внутренних механизмов восприятия в мозгу у слушателей и развития самого искусства музыки в обществе. Любая музыка генерируясь во вне к конце концов попадает в специфические отделы мозга и там и только там и оценивается. Слушая музыку или пение можно быстро оценить минимальные мозговые навыки исполнителя, его окружение да и качество работы его мозга. Т.к. исполнение музыки требует наличие памяти, усидчивости, наставника, вкуса, чувства меры, наличие свободного времени, чувства ритма, чувство музыкального слуха, способности обучаться, способности создавать и воспринимать новое. По мелодии можно оценить откуда исполнитель, его окружение и его настроение. Смотря на то какие ощущения музыка вызывает у окружающих можно кое-что понять и о них. И все это в течение 5-10-20 минут. Да еще и не вступая в контакт. Конечно, современное исполнение путем запуска записей меняет дело. Но часто оценку можно дать по характеру отобранной музыки. И реакция слушателей все равно остается.
    Таким образом музыка это выросший в голове механизм особой коммуникации и оценки среди людей плюс само искусство музыки.


  1. lair
    31.07.2021 13:01

    Чем выше мы поднимаемся тем напряженнее становится звук в зависимости от количества проделанных квинтовых шагов[0:11]. Если мы будем долго акцентировать эти верхние звуки, то в один момент вернувшись вниз к тому, от которого начали[0:30] обнаружим что теперь он стал звучать напряженно. Но характер этого напряжения уже другой — тёмный.

    Я внимательно переслушал этот пример, и никакого увеличения (и вообще изменения) напряжения там не слышу.


  1. lair
    31.07.2021 15:44

    Кстати, а я правильно понимаю, что коммы вы игнорируете как класс? Судя по тому, что "откладывая в обе стороны на шестой квинте мы наткнёмся на с виду одинаковые звуки"?


    1. letrybaz Автор
      31.07.2021 18:50

      Про коммы я знаю, но не упоминаю их так как это сильно надолго и относится больше к акустике.


      1. lair
        31.07.2021 18:53
        +1

        относится больше к акустике.

        То есть обертона — это не акустика, а комма — акустика? Не понимаю.


        У вас весь текст построен на квинтовом обертоне, проблема коммы — его неотъемлемая часть.


        1. letrybaz Автор
          31.07.2021 19:26

          Квинта и вытекающая из неё квинтовая цепь здесь психологическое явление наделяющее звуки смыслом и связывающее их. Комму же победил РТС после многовековой борьбы с ней акустиков и математиков.


          1. lair
            31.07.2021 19:28

            Квинта и вытекающая из неё квинтовая цепь здесь психологическое явление наделяющее звуки смыслом и связывающее их.

            То есть не физическое? И не важно, что это обертон?


            Комму же победил РТС после многовековой борьбы с ней акустиков и математиков.

            Нет, равномерно-темперированный строй не победил комму. Он просто равномерно размазал ее по всем полутонам. Но это не победа, потому что разница между естественным обертоном и темперированным интервалом никуда не делась.


            1. letrybaz Автор
              31.07.2021 19:45

              "То есть не физическое?". Психологическое явление возникающее из физики звука.
              Да РТС размазал комму и её акустический диссонанс, но это как никак стало мировым стандартом в связи с удобством и большинству оно совсем не мешает писать музыку(кроме гитаристов на дисторшене)). Если представить что коммы нет это коренным образом не изменит смысл музыки - у ладов мелодий и гармоний останется та же функция и краска. Изменится только строй - акустическая обертка квинтовой цепи.


              1. lair
                31.07.2021 19:50

                Психологическое явление возникающее из физики звука.

                "Физика звука" — это как раз акустика. Значит, ее надо учитывать.


                но это как никак стало мировым стандартом

                Вообще-то, не стало.


                Если представить что коммы нет это коренным образом не изменит смысл музыки — у ладов мелодий и гармоний останется та же функция и краска.

                Окраска лада в разных темперациях отличается (это, прямо скажем, вытекает из слова "темперация").


                1. letrybaz Автор
                  31.07.2021 20:08

                  "Физика звука — это как раз акустика". Не секрет.
                  "Значит, ее надо учитывать". Если вы лезете в дебри и создаёте строй тогда да, надо. Если цель создание музыки РТС не будет помехой.
                  "Окраска лада в разных темперациях отличается". Но ни настолько чтобы поменять смысл лада - это уже тонкости. К примеру мажор не станет мажорнее лидийского который ещё называют "сверхмажор"(статья о ладах в процессе).


                  1. lair
                    31.07.2021 20:11

                    Если цель создание музыки РТС не будет помехой.

                    Зависит от того, какая музыка интересует.


                    Но ни настолько чтобы поменять смысл лада — это уже тонкости.

                    Настолько, чтобы создать смысл там, где его нет в равномерной темперации. Есть фундаментальная разница между модуляциями в равномерном и неравномерном строях.


                    Понимаете, вы сначала заявляете, что квинта — это физическое явление, потому что обертон. А потом вы незаметно переходите на темперированную квинту, которая уже не обертон, но продолжаете говорить о ней, как о физической данности.


                    1. letrybaz Автор
                      31.07.2021 21:15

                      Квинта сначала физическое явление(обертон), далее в голове становится психологическим(квиновая цепь) и уже физические погрешности(например промах в четвертьтона) слух округляет до точной квинты психологической квинтовой цепи так, что смысл сохраняется.


                      1. lair
                        31.07.2021 21:20

                        далее в голове становится психологическим(квиновая цепь)

                        Во-первых, уже даже этому утверждению нужно подтверждение. Откуда в голове берется "квинтовая цепь"? Почему она важнее, чем другие артефакты звука?


                        слух округляет до точной квинты психологической квинтовой цепи так, что смысл сохраняется

                        А во-вторых, если бы это было так, никто бы никогда не протестовал против темперированных квинт.


                      1. letrybaz Автор
                        01.08.2021 10:19

                        "этому утверждению нужно подтверждение".
                        Подтверждение будет в следующей статье про лады.
                        "никто бы никогда не протестовал против темперированных квинт". А в чём вообще протест? 2 цента отклонения?


                      1. lair
                        01.08.2021 11:02

                        Подтверждение будет в следующей статье про лады.

                        На этом утверждении косвенно строится вся ваша теория, и вы предлагаете верить ему на слово?


                        А в чём вообще протест? 2 цента отклонения?

                        В том, что строй, построенный на темперированной квинте, звучит фальшиво. Вы забываете, что терция — это тоже обертон.


  1. iShrimp
    31.07.2021 20:12
    +1

    Музыкальные интервалы можно удобно и наглядно анализировать на гармонической решётке.

    По горизонтали — ось квинт, по вертикали — ось больших терций. Положительные направления, соответствующие мажорным (обертоновым) интервалам, отложены вверх и вправо, отрицательные — вниз и влево. Ноты, расположенные близко, образуют консонансы, а удалённые друг от друга — диссонансы.

    Вы можете сказать: это же Tonnetz, впервые изобретённый Эйлером, — и будете правы. Но я предпочитаю ориентировать данную решётку так же, как в alt-tuner'e, т.е. большая терция отложена вверх-вправо.

    Музыка как движение на двумерной плоскости (анализ композиции Flying dream):

    https://www.youtube.com/watch?v=jA1C9VFqJKo


    1. letrybaz Автор
      31.07.2021 21:17

      Интересно. Как закончу мысль и допишу статьи проверю работоспособность этой концепции.