Зачастую поиск работы не приносит столько стрессов, как факт конкретного собеседования, уровень напряжения от которого сопоставим с уровнем стресса при увольнении. Делюсь с вами некоторыми важными моментами, которые помогут вам сохранить ваши нервы перед и во время собеседования.

Собеседование — это встреча двух сторон, у каждой и которых есть свои интересы!

Само слово состоит из приставки «со», означающей сопричастность, объединение, и слова «беседа», которая предполагает корректное и уважительное общение людей. Именно поэтому не забывайте о том, что вы не подсудимый и никакого оценивания ваших данных и ваших действий в одностороннем порядке не предполагается, а ваша задача не оправдываться. По сути своей собеседование является переговорным процессом. Работодатель заинтересован в вас, а вы заинтересованы в работе. Именно поэтому ваша беседа должна состоять из презентации обеих сторон, обсуждении условий и ожиданий, варианты компромиссов при несовпадении интересов и состоять на 20% из монологов беседующих и на 80% из вопросов и договоренностей.

Познакомьтесь с компанией, в которой вы хотите работать

Уже давно в правила «хорошего тона» на рынке труда обязательно входит не только изучение информации о соискателе работодателем (просмотр резюме), но и изучение соискателем информации о компании, которая может стать его постоянным местом работы. Потрудитесь перед собеседованием зайти на официальный сайт компании, почитайте разную информацию о профессиональной деятельности компании, о том, кто является партнерами компании, когда компания была основана (чтобы оценить уровень ее развития), кадровую политику компании и ее социально направленную деятельность (благотворительность). Так же важно почитать отзывы об этой компании как партнеров и клиентов, так и бывших и нынешних работников, которые всегда можно найти посредством простых запросов в поисковиках. Один момент — не воспринимайте отзывы слишком серьезно. Слишком хорошие отзывы могут писать сами работники компании для повышения ее авторитета, а плохие — обиженные сотрудники (а их обида не всегда является виной компании), либо конкуренты. И уж точно не будьте слишком серьезны в отношении отзывов от анонимов или людей, которые используют нереальные имена и фотографии. Человек, говорящий правду, не стыдится показывать свое лицо.

Наведите справки о том, кто конкретно будет проводить собеседование с вами

Если вы не нашли данные о человеке, с которым будете беседовать, на сайте компании, можно посмотреть его имя и отчество в тексте вакансии, либо сделать звонок на стационарный телефон компании (скорее всего вы будете беседовать с секретарем). Скажите о том, что вы приглашены на собеседование, но, к сожалению, не можете найти информацию о том, как зовут человека, который будет проводить интервью, а это очень важно для вас. На вежливый вопрос о фамилии, имени и отчестве, а так же должности того, кто будет с вами беседовать, вам навряд ли ответят отказом. Вы в свою очередь, владея данными об имени и должности человека, можете вновь обратиться к официальному сайту, либо попытаться найти этого человека в социальных сетях, чтобы сложить предварительное мнение о том, с кем предстоит важная встреча.

Обязательно ознакомьтесь с текстом вакансии, на которую претендуете!

Не следует слишком безответственно относиться к требованиям, которые предъявляет к вакансии работодатель. Менеджер по продажам в одной компании это не менеджер по продажам в другой компании. Поэтому потрудитесь изучить требования компании к кандидату, понять, какие ожидания у работодателя, оцените свои возможности, какой опыт у вас имеется и какие дополнительные навыки и знания вам нужно подтянуть.

Не пренебрегайте репетицией

Еще никому не повредила небольшая репетиция перед любым выступлением, в том числе перед собеседованием. Попробуйте прокрутить в голове возможные вопросы к вам, потренируйтесь на них отвечать, задайте сами себе самые сложные и каверзные вопросы и подготовьте ответы к ним. Посмотрите на себя в зеркало, можете записать на видео короткую презентацию о себе и затем посмотреть. Очень вдохновляет… на перемены!

Попробуйте оценить вид собеседования по первым минутам

Виды собеседований бывают разными. И разные руководители применяют разные методы, порой, не особо вдаваясь в подробности о том, какой результат они хотят получить. Зачастую сами руководители проводят интервью менее корректно и эффективно, чем HR специалисты. Хотя может случиться и наоборот, тогда возникает большой вопрос к компетенции руководителя, который доверил важнейшую работу некомпетентному специалисту по кадрам. Если с самых первых минут вы чувствуете себя не очень комфортно, с вами говорят в излишне серьезном тоне, мало улыбаются, задают компрометирующие вопросы, скорее всего вы находитесь на стрессовом интервью. Сразу вспоминайте, не было ли в требованиях вакансии такого понятия как «стрессоустойчивость», на которую вас сразу и проверяют. Поводов для волнения нет. Чем спокойнее вы реагируете, тем успешнее пройдет ваше собеседование. Если вам задают обычные вопросы, просто сподвигая вас озвучить то, что указано в вашем интервью, то вы находитесь на традиционном интервью. Здесь в какой-то момент вы можете взять инициативу в свои руки, задавая больше вопросов, которые интересуют вас, причем не только об уровне заработной платы, времени работы и социальном пакете. Интересные вопросы от вас добавят вам баллов.

На собеседовании искренность — ваш конек!

Самое главное пожелание, постарайтесь оставаться искренним не только с работодателем, но и с самим собой. Будьте предельно вежливы, откровенны и уверены в своих силах. Ведь вашей задачей является не только пройти собеседование, но и остаться работать в компании на приемлемый для вас срок. Неискренность же и уж тем более откровенная ложь профессионалами считывается сразу, в другом случае она так же быстро раскроется в процессе работы и вам придется пережить новый стресс от увольнения.

Если вы все еще сомневаетесь в своих силах, приглашаем вас в наше HR агентство для знакомства! Вы можете получить больше полезной информации для успешного трудоустройства, а так же воспользоваться нашими услугами по корректировке резюме и тестовому собеседованию!

И напоследок правильная восточная мудрость:

«Найдите себе работу по душе и вам не придется работать ни дня в своей жизни!» (Конфуций)

Комментарии (18)


  1. YSpektor
    09.08.2021 18:08
    +10

    На собеседовании искренность — ваш конек!

    А можно на вопрос "кем вы видите себя через 5 лет" искренне ответить, что рассчитывал на искреннюю беседу, а не на шаблонные вопросы с шаблонными же ответами?


    1. LeliaRusskih Автор
      09.08.2021 20:50
      -5

      Ваше право )


  1. iiwabor
    09.08.2021 18:45
    +3

    Собеседование, по факту, эта такая игра - тебе задают вопросы, на которые хотят услышать "правильные" (как считает собеседующий) ответы.

    Если ты выиграл - получаешь оффер, проиграл - "мы вам перезвоним". И надо победить в этой игре, остальное - детали, они не особо важны.


    1. LeliaRusskih Автор
      09.08.2021 21:36
      -5

      Правильные ответы существуют только при проверке Hard Skills. Потому что 2+2 всегда будет 4. В остальном сейчас очень ценится индивидуальность. И в 90% случаев HR-ы как раз "отсеивают" кандидатов, дающих так называемые "социально ожидаемые ответы".


      1. Areso
        10.08.2021 15:52

        То есть на вопрос о вредных привычках и недостатках мой воображаемый друг может отвечать, что он курит как паровоз, пьёт, как градирня, колется, как инсулинозависимый диабетик, а еще разговаривает матом и любит опаздывать?

        Окей, так и запишем...


  1. strcpy
    09.08.2021 20:36
    -4

    Эйчарка отстала от жизни. Она ещё думает что они задают правила проведения собеседований, а в реальности спрос на разрабов так вырос, что с hr аутистами просто некому будет разговаривать.


    1. LeliaRusskih Автор
      09.08.2021 21:28
      +5

      Как минимум, HR-ы не принижают иные профессии и уж точно не занимаются унижением личностей. Хотя более, чем очевидно, что в вопросах Soft Skills и человечности многие отстают от той же самой жизни...


  1. in_heb
    10.08.2021 01:15
    +3

    >и ее социально направленную деятельность (благотворительность).

    Такое ощущение, как будто эта статья - перевод какой-то американской статьи, где на благотворительность компании действительно кто-то смотрит (среди кандидатов)

    ну и да, как уже написали выше, сейчас огромная нехватка специалистов во многих сферах, в том числе в ИТ и поэтому конкретно "сегодня" эти люди выбирают компании и ведут себя на собеседованиях очень вольготно. единственное кому это все может быть полезно - вкатывальщики в ИТ, их большинство не хотят брать даже несмотря на то что не хватает людей


    1. MockBeard
      10.08.2021 12:00

      У меня ассоциации, местами, как будто я читаю старый советский журнал, аж ностальгическая слезинка покатилась. Ты должен то, ты должен сё. I'm too old for this crap.


  1. emptycat
    10.08.2021 09:30
    +1

    Читая такие статьи, я осознаю, что когда берут на работу HR-ом - они не проходят свои собеседования, а набираются "по блату". "Леночка - хорошая девочка, возьмите ее на работу". Это подтверждается теми фактами, что кадровички - в большинстве своем девочки смутно представляющие, чем занимается их организация. Когда вы встречали в своей жизни HR-а мужчину?


    1. vlad_egrv
      10.08.2021 09:53
      +2

      Когда вы встречали в своей жизни HR-а мужчину?

      вчера


      1. emptycat
        10.08.2021 10:30
        +2

        Это хорошо, но мне интересна общая статистика соотношения мужчин и женщин среди HR. Также любопытна такая статистика в разрезе формы собственности организаций - государственных и частных.

        Ну и вдогонку ко всему - пусть кто-нибудь из HR поделится обрядом приема в их тайную масонскую ложу.


    1. MockBeard
      10.08.2021 12:03

      К слову не зависит от пола. Есть великолепные HR как мужчины, так и женщины. Просто в этой области сильная диспропорция, как среди переводчиков.


    1. Areso
      10.08.2021 15:55

      Я думаю, около 5%. Но есть тенденция к увеличению численности рекрутеров-мужчин. Плюс devrel'ы - мужчины через одного.


  1. aszhitarev
    10.08.2021 09:54

    >Именно поэтому ваша беседа должна состоять из презентации обеих сторон, обсуждении условий и ожиданий, варианты компромиссов при несовпадении интересов и состоять на 20% из монологов беседующих и на 80% из вопросов и договоренностей.

    Почему именно такие пропорции, а не 60/40?

    > Познакомьтесь с компанией, в которой вы хотите работать
    Если честно, то мне всё равно, чем занимается компания.

    > Обязательно ознакомьтесь с текстом вакансии, на которую претендуете!
    Советы из серии «чтобы утолить жаду — попейте», серьёзно?

    > Не пренебрегайте репетицией
    Большинство ответов есть в резюме

    Дальше эту графоманию разбирать просто лень.
    Кроме того, мы вроде на Хабре, а не космо или vc


    1. in_heb
      10.08.2021 15:57

      кстати, эта статья вчера же опубликована на vc и каком-то левом dtf.ru. на втором статью тоже захейтили как и тут. на vc тупо ни одного коммента


      1. aszhitarev
        10.08.2021 15:59

        справедливо


  1. Metotron0
    10.08.2021 20:58

    Не знаю на счёт стресса, поскольку из двух моих работ (помимо работы курьером) собеседование было только на одной, но оно было формальным: бумажный опросник и предстание перед взглядами начальства.

    А мысли возникли такие: если сейчас время, когда люди в айти на одном месте не задерживаются дольше года, а полгода практики — это уже повод сменить место и стоимость своей работы, то так ли уж важна репутация работодателя и всё прочее? Ну, окажется он не тем, можно пойти искать другого. Если работник толковый, то это вряд ли займёт несколько месяцев. Но я не знаю точно, я по-старинке работаю до упора на одном месте и ещё не пробовал искать работу (на последнюю меня просто позвали почти без проверки знаний).