Цифровые технологии постепенно захватывают мир, вытесняя все и всех на своем пути. Помню, как в детстве прежде, чем идти к врачу, в поликлинике, обязательно нужно было заглянуть в регистратуру и, стесняясь, попросить кричащую тетю в больших очках свою медицинскую карту: «Иван Иванов, такой-то год рождения. Спасибо!». Эта мед карта, в которой, казалось, вот-вот что-нибудь отклеится или выпадет, была огромных размеров. Каждый новый врач брал чистый листок, минут 10 что-то писал на нем, а потом туда, где осталось хоть какое-то живое место, его приклеивал, заслоняя старые записи и наводя все больший хаос. Но сейчас мы шикуем. В электронной медицинской карте на нашем смартфоне умещается абсолютно все: и рекомендации врачей, и результаты анализов, можно записываться на приемы, можно смотреть графики работы специалистов и кучу всего другого. Как удобно.

Но к чему эти воспоминания и как они связаны с сегодняшней темой? Пойдем на следующий уровень. Представим, что Иван Иванов - гражданин страны N. Он безумно рад, что его мед карта наконец-то стала электронной, что сервисы вокруг постепенно эволюционируют. В целом, у Вани есть пакет услуг, которые предоставляет государство. Некоторые из них очень удобные и действительно нужные, а какие-то его не устраивают качеством, количеством или банальным отсутствием. Он хочет бо́льшего и лучшего, но вынужден платить налоги за то, что есть.  При этом в стране G (good, прим. ред.) спектр возможностей людей в потребительском плане кардинальным образом отличается от того, что доступен Ване в N, и это довольно таки привлекательно. Наш герой задается вопросом: если я тоже хотел бы все это иметь, почему бы тогда мне не взять и не получить гражданство этой страны? Почему бы и нет... вот так просто – раз, и гражданин G. Ваня заходит в интернет, начинает читать. Проходит 10 мин, 20 мин... его брови постепенно сдвигаются, настроение ухудшается. В конце концов он понимает, что это настолько сложно, настолько проблематично, учитывая законы стран N и G, что проще сидеть и продолжать мечтать дальше, чем это все провернуть.

Пэдди Рой Бейтс. Основатель виртуального государства "Силенд"
Пэдди Рой Бейтс. Основатель виртуального государства "Силенд"

В 1967 году отставной британский военный Пэдди Рой Бейтс, вероятно, размышлял таким же образом. Но в результате он заложил идею, которая послужила отправной точкой в создании более подходящих условий жизни для многих людей - он создал так называемое виртуальное государство (от англ. – «micronations»), свободно присоединиться к которому мог и может любой желающий. Рой подумал: если я хочу так и так, но в современных реалиях моего государства этого не получить… Почему бы тогда не создать это самому, а потом не поделиться со всеми неравнодушными? Но как быть, если территория земного шара уже давно поделена на части, каждая из которых законно кому-то принадлежит; остальные признают это и защищают? Он нашел выход – платформа в Северном море, легально никому не принадлежащая. Бейтс основал на ней государство.

Пэдди Рой Бейтс с семьей на морской платформе Рафс-Тауэр
Пэдди Рой Бейтс с семьей на морской платформе Рафс-Тауэр

Вообще, если отмотать на пораньше, то изначально в 1960-х британец вместе с небольшой компанией пиратов искал место для базирования нелегальной радиостанции «Radio Essex», которая могла обойти некоторые не самые приятные законы радиовещания того времени. Люди очень нуждались в пиратских радиостанциях, так как именно на них можно было слушать самую популярную музыку. Подходящим местом стала платформа Рафс-Тауэр, которая была построена ВМС Великобритании во время Второй мировой войны для размещения зенитных орудий и гарнизона из 200 человек. Она находилась в зоне радиовещания, но при этом за пределами британских территориальных вод. В определенный момент Бейтс поссорился со своей командой и прогнал их, одновременно решив реконструировать пиратскую радиостанцию в нечто большее. Так, 2 сентября 1967 года Пэдди Рой Бэйтс со своей семьей провозгласил платформу княжеством Силенд, подняв над ней флаг нового государства. Сам основатель сделал себя монархом, а семью – правящей династией. Они постепенно стали развивать экономику: выпустили марки, деньги, создали гимн, герб, флаг, начали продавать титулы тем, кто хотел бы стать гражданином, в 1975 году написали конституцию. Таким образом, Силенд стал первым виртуальным государством.

Сегодня по разным подсчетам количество виртуальных государств колеблется около 250 штук. Все они сильно эволюционировали по сравнению со своими родоначальниками. Например, население Ладонии (микронация в Швеции) насчитывает порядка 23 000 человек. Но прежде всего, необходимо понять, что подразумевают, когда говорят о виртуальных государствах? В толковом словаре Ожегова такого определения мы не найдем. Обратимся к одной из работ[1] немногочисленных авторов, которые рассуждали на эту тематику. Согласно Владиславу Жмилевскому, виртуальное государство – это образование, активно заявляющее о своей государственности, зачастую ею не обладая, а лишь имитируя некоторые ее черты (как правило, второстепенные) и ведущее борьбу за привлечение к себе внимания со стороны международной общественности, итоговой целью которой декларируется всеобщее признание государственного статуса своего образования.

Нужно отметить, что современные виртуальные государства могут быть представлены в разных, так сказать, физических формах. Некоторые из них базируются только в интернете и представляют собой набор веб-страниц, на которых граждане могут коммуницировать друг с другом или с органами управления, а также пользоваться разного рода услугами: медицинскими в виде консультации врачей, получением и оформлением документов, обменом национальной валюты, покупкой титулов, сменой имени, различными услугами для бизнеса и так далее. Какие-то из виртуальных государств образованы на территориях, подлежащих земельным спорам. Так, например, появился Либерленд, расположенный между Хорватией и Сербией. При всем при этом для того, чтобы являться гражданином, необязательно проживать постоянно или временно на территории государства; в общем-то, там можно никогда и не появляться; наличие интернета будет вполне достаточно.

Дэйл I. Император "Королевства геев и лесбиянок"
Дэйл I. Император "Королевства геев и лесбиянок"

Вот некоторые примеры виртуальных государств, которые могут быть интересны с точки зрения причин появления на свет:

  1. «Королевство геев и лесбиянок» - было создано как ответная мера на решение австралийского парламента запретить однополые браки (дата образования: 14 июня 2004 года)

  2. «Христиания» - государство в центре Копенгагена, в котором правят хиппи. Согласоно манифесту, жители Христиании пытаются создать "самоуправляемое общество, где каждый индивид ответственен за благополучие всей общины" (дата образования: 26 сентября 1971 года)

  3. «Фрестония» - республика была создана 120 жителями улицы Фрестон-роуд (Великобритания), на которой находились полуразрушенные, почти не пригодные для жилья дома. Власти собрались сносить эти дома, но жители объединились и сказали "нет" (дата образования: 1977 год)

  4. "Королевство другого мира" - государство, которое позиционирует себя как матриархат, где правят женщины. Цель - "подчинить как можно больше мужчин под неограниченным правлением Высших женщин на как можно большей территории" (дата образования: 1996 год)

  5. "Великое герцогство Вестарктика" привлекает внимание к арктической проблематике, проводит различные экологические акции по защите флоры, фауны, климата (дата образования: 2 ноября 2001 года)

Как видим, создатели подобных проектов преследуют самые разные цели - экономические, религиозные, социальные, экологические. Многие из них являются формой протеста против государства, в котором они живут и вынуждены подчиняться законам.

Несмотря на масштабы и уже довольно немалую популярность виртуальных государств, далеко не каждое воспринимается всерьез правительствами стран. При этом все чаще их объявляют сепаратистскими группами даже в тех случаях, когда те не имеют цели получения какой-либо территории. Но нужно отметить, что при этом далеко не все стремятся к международному признанию. Например, по мнению сына основателя Силенда, Майкла Бейтса, его княжеству оно международное прзинание не требуется: "Нужно только соответствовать критериям, установленным Конвенцией Монтевидео: иметь население, территорию, правительство и способность устанавливать отношения с другими государствами. Мы выполнили эти критерии. Как-то нас посетил посол Германии - де факто это стало признанием нас, как государства".

Сегодня каждый из нас территориально привязан к какому-либо государству, ключевым фактором в этом является место рождения: где родился, там и проживаешь. Причем получение другого гражданства не всегда возможно. Из-за территориальной привязанности люди не имеют возможности сделать осознанный выбор в пользу того, в каком сообществе они действительно хотят жить. Именно поэтому виртуальная эмиграция становится реальной альтернативой эмиграции физической, и, возможно, за такими формами существования наше будущее.


[1] "Специфические территории и особенности их существования. Справочник по международно-правовой специфике территорий", Жмилевский В.

Комментарии (21)


  1. zm_llill
    12.08.2021 21:28

    Никогда не видел электронную медкнижку. У нас все пишут от руки на бумажку.

    ЗЫ. Я живу в провинции страны N.


    1. xlebanet Автор
      13.08.2021 01:40

      Будем надеяться, что и до вас дойдет в ближайшее время)


  1. Archie1980
    13.08.2021 01:34
    +1

    в обычном гос-ве у человека есть защита - пенсия , мед страховка . а где работать на платформе в море ? а кто будет платить пенсию после 70 лет ?

    если лекарство стоти 200$ , я плачу только 20$ за него ( по страховке например ) . а как в новых королевствах ? кто заплатит ?

    в израиле есть например Киббуцы . полиция туда не заходит . у них всё своё , мини автономия на 1000 человек . своя охрана ... свой супермаркет ... своё правление ... Интернет им проводит сторонняя фирма на заказ , на почту они ездят в ближайший Городок . Медицина от гос-ва


    1. xlebanet Автор
      13.08.2021 01:45

      На платформе в море можно оказывать разного рода онлайн-услуги.. собственно, благодаря этому значительная часть виртуальных государств и развивается. Но опять же - сегодня такие сообщества обеспечивают человека только дополнительными услугами при условии, что основу он получает все же от реального государства. А вот как удастся изменить такой формат в будущем и когда можно будет отказаться от этой основы - это вопрос)


      1. Archie1980
        13.08.2021 03:52
        +2

        «Христиания» - квази туристическое микро государство в центре Копенгагена ( столица дании ) , в котором правят хиппи . Согласно манифесту , жители Христиании пытаются создать "самоуправляемое общество, где каждый индивид ответственен за благополучие всей общины" (дата образования: 26 сентября 1971 года)

        бывший заброшенный район бомжей & псих больных . состоит из 2 улиц , 1 маленькой площади и кучи маленьких переулков . население 1000 человек . сегодня там живёт 3-е поколение уже , в корне другое чем первое . из за наркотиков ... криминала ... экстремистов ... 2 главные улочки патрулируются иногда полицией

        чуть что они вылазят за помощью в город . имеют огромное число туристов , заезжих и приезжих на время . проводят эко фестивали

        они пытались создать свои деньги ... есть их монетки ... дело не пошло

        у них в их квартальчике находит приют любой , например исламский экстремист или псих больной который верит что за ним следит ГБ

        3-е поколение там жителей любит деньги , ведёт бизнес и моется в 10 раз больше чем их деды там

        они не смогли там подружиться поэтому христиания внутри делится ещё на 10 республик - 10 разных автономных групп , с разными своими правилами . они живут группками . часть любят социализм , часть капитализм , часть лесбиянки , часть веганы , часть верят в пришельцев

        население за пол века выросло там со 100 человек до 1000 , то есть отток населения у них более 99% . человек может приехать там пожить из калифорнии - но через 3-4 года уедет к себе домой , ему надоест . к ним каждый день кто то приезжает жить ( типа за свободой ) , но очень мало кто остаётся . если б у них не было побегов от них , то население у них было б уже 10 000 человек как минимум

        торговля с туристами их главный доход ( кафе и лавочки )

        за любой нормальной помощью они лезут вне своего района : интернет , пожарные , больница , лекарства , пенсия , страховка , обмен валют , купить себе телефон , ...


    1. Polarisru
      13.08.2021 13:54

      Обычное государство для выплаты пенсии обычно столько денег снимает в пенсионный фонд в течение всей трудовой жизни, что личная накопительная инициатива оказалась бы куда выгоднее, в том числе и потому, что в случае смерти до достижения возраста выхода на пенсию сумму сможет кто-то унаследовать, и этим кем-то будет не государство :)


      1. Archie1980
        13.08.2021 15:53

        • так это или не так мы узнаем когда микро княжества описанные выше будут сами собирать себе деньги ... сами их распределять ... сами их страховать ... сами их вкладывать ... сами их выплачивать

          пока что они на это неспособны

          наверху дали пример Платформа . там человек который сидел на пенсии из Англии , и с неё жил как хотел . пенсия у него была выше средней так как он воевал . то есть он жил на деньги Англии . он также был хорошо застрахован в медицине как военный пенсионер


        1. KonstantinTyurin
          16.08.2021 20:02

          страховать можно и не самим, некоторые настоящие страны даже валюты своей не имеют. Ну и что что мужик жил на деньги Англии? Он же их заработал, если в терминах Силенда говорить это получается экспорт труда, таким занимаются многие страны


    1. KonstantinTyurin
      16.08.2021 19:49

      а что государство обязательно должно предоставлять бесплатную медицину? Если уж на то пошло, можно договориться с частной клиникой какой нибудь из соседней страны и выплачивать ей постоянные страховые взносы со стороны государства за все население сразу, а для жителей типа бесплатно будет(с налогов)


  1. Dron007
    13.08.2021 04:08
    +2

    Это интересная тема. На LingQ натыкался на цикл аудио на английском, где подробно так разбираются функции, традиционно привычные для государств, вроде судебной власти и полиции и показано, что их можно и вывести из-под контроля государства. Возможно, там есть множество недоработок, но есть над чем задуматься.

    Та же денежная и налоговая система идут ещё с тех времён, когда был своего рода владелец территории (король, султан) и его подданные или вовсе рабы. Почему-то считается не вызывающим вопросов, что при рождении на территории государства (или у родителей-граждан) ты становишься его гражданином и автоматически принимаешь на себя множество обязанностей, автоматически "подписываешь" все законы, изданные этим государством вплоть до готовности лишать себя свободы, служа в армии. Но постойте, меня же никто не спрашивал? Максимум что могут предложить - уезжать в другую страну, делая уже более сознательный выбор. Как-то это всё странно и неправильно. Да, у людей есть потребность в учёте и накоплении взаимных долговых обязательств (денежная система), в безопасности, защите их прав, получении образования и медицинской помощи, обустройстве территории, развитии науки. Но вот почему это всё должно быть монополизировано организациями, называемыми государствами? Только потому, что так сложилось, что они контролируют определённую территорию? Всё это могут делать и сообщества, координируемые через электронные системы связи, голосования, взаиморасчётов.

    Взять избирательную систему. Депутаты разных уровней нужны только для того, чтобы (в идеале) собирать мнения людей и выражать их в виде законов. Тратятся огромные суммы на выборы, на содержание депутатов, несутся расходы на коррупцию, лоббизм, только потому, что каждый житель не может напрямую высказывать своё мнение. Но постойте, так было сто лет назад. Уже давно может. Хоть по каждому законопроекту высказывайся и голосуй, выслушивай мнения экспертов, передавай право голоса другим, если сам не хочешь или некомпетентен в каком-то вопросе. Всё же давно реально организовать.

    Или распределение бюджетных (суть - общественных) средств. Внедряются структуры, над ними структуры контроля, тендеры, но в итоге коррупция не уменьшается как-то, деньги уходят на карманные компании, расходуются неэффективно. Но у нас уже есть блокчейн. Завести по кошельку каждой организации/человеку, вносящим или получающим общественные средства. И всё абсолютно прозрачно. Видно, что те деньги, которые я заплатил в виде налога месяц назад, пошли вот конкретно на эту лавочку в парке, да, вот именно они и именно на эту - всё можно проследить. Ну, а где тут государство и в чём его роль?

    Конечно, всё не так просто, но вот уверен, что в течение нескольких десятилетий роль государств может быть серьёзно пересмотрена. Если, конечно, люди смогут начать мыслить рационально.


    1. micho1973
      13.08.2021 09:53

      Не взлетит и вот почему: любое государство, каким бы анархичным оно не было, может быстро сконцентрировать ресурсы для решения некой задачи, а обществу для этого нужно гораздо больше времени. Поэтому государство сможет задавить самоорганизующееся общество, если государство дурное, или направить это общество в нужную государству сторону, если государство умное.


      1. CrashLogger
        13.08.2021 10:23

        Самоорганизующееся сообщество не обязано жить компактно на какой-то территории. Оно может быть рассредоточено по всему миру, при этом иметь своих людей в правительствах разных стран и в топ-менеджментах корпораций. Что-то вроде масонов или как в фильме "Бойцовский клуб". Задавить такую структуру очень сложно. Наоборот, она сама может незаметно влиять на государства и преобразовывать их изнутри.


      1. Ark_V
        13.08.2021 11:28

        А в чем разница между государством и обществом? Государство продукт порождаемый обществом, форма организации этого общества принимаемая всеми членами общества и ими же изменяемая. Т.о. образом государство подавляющее интересы общества преступно по отношению к людям составляющим общество и теряет сакральное право на власть и факт его падения этим в нем уже заложен.


      1. Dron007
        13.08.2021 18:46

        Насчёт концентрации ресурсов это спорно. Хорошо организованные сообщества это делают на порядки эффективнее государств. Знаю пример благотворительного фонда, который во время эпидемии ковида закупал сотни кислородных концентраторов, распространяя их среди нуждающихся, обеспечивал масками и прочим необходимым экипажи скорых, в то время как государство открывало отремонтированные палаты, пользоваться которыми было нельзя из-за непродуманности и отсутствия персонала. Такой фонд может за несколько часов через соцсеть собрать большие суммы на лечение или конкретные задачи, которые люди отдают совершенно добровольно. Так зачем тогда платить ещё и налог на медицину, если эти задачи могут решаться более эффективно?

        Что же до войны сообществ с государством, ниже писал. Думаю, это в большей мере эволюционный процесс, как уход со сцены телеграфа и конных повозок.


    1. Ark_V
      13.08.2021 11:34

      Но вот почему это всё должно быть монополизировано организациями, называемыми государствами?

      Монополия на насилие, кто захватил и удерживает это право тот и определяет правила. Сможет виртуальное сообщество, что-то противопоставить этому, что бы перехватить право на применение насилия поддерживаемое большинством, тогда и будут возможны изменения.


    1. Archie1980
      13.08.2021 16:00

      ~ мини само организации ... само автономии ... живут уже как 3000 лет . домовое самоуправление , киббуц , садовое сообщество , деревни староверов , монастыри , секты , коммуны . все они сильно уступают городским условиям и городскому качеству жизни . обычно там ужасные поборы , нечестное распределение благ , диктатура , иерархия


      1. ksr123
        15.08.2021 05:59

        Разберитесь уже с пробелами!


      1. Dron007
        13.08.2021 18:35

        Рационализм всё-таки можно развивать и все мы проходим путь от веры в сказки и дедов Морозов до осознания их выдуманности. Религия по сути ничем не отличается, но да, вовлечённость намного выше и выкарабкиваются уже не все. Тут тоже пересечение с темой государств и народов. Мотивация принадлежности к государству - находиться в группе людей, близких по убеждениям, языку, религии (тем, кому она важна). Такую группу можно назвать народом, нацией. Но так было сотни лет назад. Сейчас всё немножко по-другому. За счёт миграции людей и быстрого распространения информации и убеждений, страны становятся более мультикультурными и мультирелигиозными (исключение, конечно, определённые традиционные сообщества). Язык пока остаётся важным фактором, но если в стране даётся возможность регионального использования языков, то проблема исчезает. Когда предоставляются переводчики в судах и при любых официальных взаимодействиях, а если в стране есть большие группы людей, говорящих на определённом языке, там он объявляется региональным и многое предоставляется на нём. Многие страны полиязычные и жители не испытывают дискомфорта, если власти об этом позаботились. Устраняется ещё один фактор жёсткой привязки к стране.

        Насчёт "права сильного". Речь же не идёт о революциях и физическом противодействии. Их уже и так было много. Просто все тенденции глобализации и возможности виртуального взаимодействия, которых раньше не было, включая криптономику, сами подводят к уменьшению роли государств. Они уже некоторые сами вводят криптовалюты как официальные денежные системы, например. Пока самые бедные, но может с них и начнётся если кто-то разработает и внедрит информационную систему, заменяющую весь гос. аппарат.


        1. Celsius
          14.08.2021 16:38

          Да, это не сложно, можно организовать даже общество поверх общества — государство со всеми необходимыми инфраструктурами, которое будет через своих людей использовать ресурсы других государств и захватывать все больше людей и ресурсов.


          Только надо подходить к организации с умом — не пихать красивые идеи, а определить как и куда движется общество, как организовать людей, чтобы общество не разваливалось, а процветало. Иначе будет та же история, как и с любой религией, будь то христианство, коммунизм или гуманизм — идеи не учитывали реальность и с хрустом разбились о ее суровые стены, вырождаясь в иррациональное безумие.


  1. anonymous
    00.00.0000 00:00


  1. DigitalBerd
    13.08.2021 15:46

    У Никитина было что-то поподающее по смыслу под заголовок.