Написание DTO и VO на PHP с годами стало значительно проще. Взгляните, например, на DTO в PHP 5.6:

<?php

class BlogData
{
    /** @var string */
    private $title;

    /** @var Status */
    private $status;

    /** @var \DateTimeImmutable|null */
    private $publishedAt;

    /**
     * @param string $title
     * @param Status $status
     * @param \DateTimeImmutable|null $publishedAt
     */
    public function __construct(
        $title,
        $status,
        $publishedAt = null
    ) {
        $this->title = $title;
        $this->status = $status;
        $this->publishedAt = $publishedAt;
    }

    /**
     * @return string
     */
    public function getTitle()
    {
        return $this->title;
    }

    /**
     * @return Status
     */
    public function getStatus()
    {
        return $this->status;
    }

    /**
     * @return \DateTimeImmutable|null
     */
    public function getPublishedAt()
    {
        return $this->publishedAt;
    }
}

И сравните с аналогом в PHP 8.0:

<?php

class BlogData
{
    public function __construct(
        private string $title,
        private Status $status,
        private ?DateTimeImmutable $publishedAt = null,
    ) {
    }

    public function getTitle(): string
    {
        return $this->title;
    }

    public function getStatus(): Status
    {
        return $this->status;
    }

    public function getPublishedAt(): ?DateTimeImmutable
    {
        return $this->publishedAt;
    }
}

Видна огромная разница, хотя я думаю, что есть ещё одна большая проблема: все эти методы чтения. Лично я их больше не использую, начиная с PHP 8.0, в котором добавили определение свойств в конструкторе. Я предпочитаю использовать общедоступные свойства вместо написания методов чтения:

<?php

class BlogData
{
    public function __construct(
        public string $title,
        public Status $status,
        public ?DateTimeImmutable $publishedAt = null,
    ) {
    }
}

Однако объектно-ориентированным пуристам такой подход не нравится: внутренний статус объекта не должен быть раскрыт напрямую и определённо не может быть изменён извне.

В наших проектах в Spatie есть внутреннее руководство по написанию кода, согласно которому DTO и VO с общедоступными свойствами не должны изменяться извне. Подход, который, кажется, работает вполне неплохо, мы используем его уже довольно давно, не сталкиваясь с какими-либо проблемами.

Однако да, я согласен с тем, что было бы лучше, если бы язык гарантировал, что общедоступные свойства вообще не могут быть переопределены. Что ж, в PHP 8.1 решили эту проблему, добавив ключевое слово readonly:

<?php

class BlogData
{
    public function __construct(
        public readonly string $title,
        public readonly Status $status,
        public readonly ?DateTimeImmutable $publishedAt = null,
    ) {
    }
}

Как и предполагает его название, смысл ключевого слова в том, что после того, как свойство установлено, его больше нельзя переопределить:

<?php

$blog = new BlogData(
    title: 'PHP 8.1: readonly-свойства',
    status: Status::PUBLISHED,
    publishedAt: now()
);
$blog->title = 'Какой-то другой заголовок'; // Ошибка: Нельзя переопределить readonly-свойство BlogData::$title

Знание, что когда объект инициализирован, он больше не будет меняться, даёт нам определённый уровень уверенности и спокойствия при написании кода: целый ряд непредвиденных изменений данных просто не может произойти.

Конечно, по-прежнему нужна возможность клонировать объект и, возможно, изменять некоторые свойства в процессе. Далее мы обсудим, как это сделать с readonly-свойствами. Для начала, давайте рассмотрим их подробнее.

Только типизированные свойства

Readonly-свойства могут быть только типизированными:

<?php

class BlogData
{
    public readonly string $title;
    
    public readonly $mixed; // Ошибка: Нельзя использовать не типизированное readonly-свойство
}

Однако вы можете использовать тип mixed для указания типа:

<?php

class BlogData
{
    public readonly string $title;
    
    public readonly mixed $mixed;
}

Причина этого ограничения заключается в том, что, опуская тип свойства, PHP автоматически устанавливает значение null, если в конструкторе не было определено явное значение. Такое поведение в сочетании с readonly-свойством вызовет ненужную путаницу.

Обычные объекты и объекты с определением свойств в конструкторе

Вы уже видели примеры и того и другого: readonly можно добавить как к обычному, так и к свойству, определяемому в конструкторе:

<?php

class BlogData
{
    public readonly string $title;
    
    public function __construct(
        public readonly Status $status, 
    ) {}
}

Нет значения по умолчанию

У readonly-свойств не может быть значения по умолчанию:

<?php

class BlogData
{
    public readonly string $title = 'Readonly-свойства'; // Ошибка: Нельзя использовать значение по умолчанию
}

Точнее, если это не свойство, определяемое в конструкторе:

<?php

class BlogData
{
    public function __construct(
        public readonly string $title = 'Readonly-свойства', 
    ) {}
}

Причина, по которой это разрешено для свойств, определяемых в конструкторе, заключается в том, что значение по умолчанию в этом случае используется не в качестве значения по умолчанию для свойства класса, а только для аргумента конструктора. Под капотом приведённый выше код будет преобразован в этот:

<?php

class BlogData
{
    public readonly string $title;
    
    public function __construct(
        string $title = 'Readonly-свойства', 
    ) {
        $this->title = $title;
    }
}

Посмотрите, как фактическому свойству не присваивается значение по умолчанию. Причина запрета использования значений по умолчанию для readonly-свойств, заключается в том, что в таком виде они ничем не будут отличаться от констант.

Наследование

Нельзя изменять флаг readonly при наследовании:

<?php

class Foo
{
    public readonly int $prop;
}
class Bar extends Foo
{
    public int $prop; // Ошибка: Нельзя изменять флаг readonly
}

Правило действует в обоих направлениях: вам не разрешено добавлять или удалять флаг readonly при наследовании.

Unset не допускается

После того как readonly-свойство установлено, вы не можете его изменить и даже сбросить:

<?php

$foo = new Foo('value');
unset($foo->prop); // Ошибка: Нельзя сбросить readonly-свойство

Reflection

Добавлен новый метод ReflectionProperty::isReadOnly(), а также флаг ReflectionProperty::IS_READONLY.

Клонирование

Итак, если нельзя изменить readonly-свойства, и, если нельзя их сбросить, каким образом можно создать копию своих DTO или VO и изменить какие-то данные? Также нельзя использовать clone, потому что вы не сможете перезаписать их значения.

На самом деле есть идея добавить в будущем конструкцию clone with, которая допускает такое поведение, но сейчас проблема не решена.

Что ж, можно клонировать объекты с изменёнными readonly-свойствами, если полагаться на магию Reflection. Создавая объект без вызова его конструктора (что возможно с помощью Reflection), а затем вручную копируя каждое свойство, иногда перезаписывая значение, вы фактически можете «клонировать» объект и изменить его readonly-свойства.

Для этого я разработал небольшой пакет, вот как он выглядит:

<?php

class BlogData
{
    use Cloneable;

    public function __construct(
        public readonly string $title,
    ) {}
}

$dataA = new BlogData('Title');

$dataB = $dataA->with(title: 'Another title');

Также я написал специальный пост в блоге, объясняющий всю механику.

Вот и всё, что можно сказать о readonly-свойствах. Я думаю, что это отличная возможность, при работе над проектами со множеством DTO и VO и требующими от вас тщательного управления потоком данных во всем коде. Неизменяемые объекты с readonly-свойствами очень в этом помогут.

Комментарии (15)


  1. topuserman
    20.09.2021 10:53
    -1

    Для полного счастья остаются дженерики и get/set из шарпа.
    И желательно выкинуть текущий union-типы и сделать их в виде отдельной сущности, например как в С++.


    1. SerafimArts
      20.09.2021 11:40

      get/set из шарпа.

      Вы про то, что надо добавить в PHP свойства? Так RFC есть на это (https://wiki.php.net/rfc/property_accessors), но во время обсуждения возникли проблемы с реализацией (переусложнение кода), так что решили пока что, если я ничего не перепутал, просто добавить readonly.


  1. Nnnnoooo
    20.09.2021 15:36
    +3

    Основная проблема с такой реализацией ридонли — это невозможность делать клонирование.


    Да, я в курсе что можно делать в юзерспейсе используя костыли, но простое добавление ридонли проперти на уровне приложения может поломать код где-то во внутренностях сторонней либы или фреймворка. Особенно клонировать любят сторонние либы работающие по принципам иммутабельности. Т.е. получается с одной стороны ридонли как раз хорошо подходят для иммутабельных объектов, и по идее должно хорошо работать с либами на принципах иммутабельности, но только вот внутри часто используется clone и в итоге получаем что, то что по идее должно работать вместе — работать не будет :(


    1. KAndy
      21.09.2021 00:50

      во-первых, либа которая ожидает что любой объект можно клонировать по умолчанию - broken by design
      во-вторых, клонирование не поломано https://3v4l.org/iH8qW#v8.1rc2, просто проперти остается рид-онли



      1. Nnnnoooo
        21.09.2021 01:44

        Да я криво написал. Сам clone не сломан, но это не меняет того что этот код не будет будет работать:


            public function withX(float $x): static {
                // This implementation does not:
                $clone = clone $this;
                $clone->x = $x;
                return $clone;
            }

        А это абсолютно стандартный подход в очень многих сторонних либах. Т.е. явно не хватает конструкции clone with, которую грозятся добавить в какой-то из будущих версий.


        Хотя если честно с этой реализацией меньше проблем чем было с writeonce properties rfc


        1. oxidmod
          10.11.2021 20:59

          можно же вот так

          public function withX(float $x): static {
              return new self($x, $this->y, $this->z);
          }
          


  1. Dier_Sergio_Great
    26.09.2021 15:57

    <?php
    class Koshka {
    public readonly int $prop;
    }
    class Pushistik extends Koshka {
    public readonly int $prop = "Пушистая кошка";
    }

    Ой как было бы прекрасно в наследуемых классах иметь значения по умолчанию.


    1. fedor7
      28.09.2021 13:22

      int "Пушистая кошка" ))


      1. Dier_Sergio_Great
        03.10.2021 12:55

        Опечатался


  1. galliard
    10.11.2021 18:10

    А зачем было придумывать новое ключевое слово "readonly"? В пыхе уже есть ключевое слово "final", которое можно было бы заюзать для этих целей.

    Опять же зачем было запрещать значения по умолчанию? Ну было бы это свойство де-факто константой, ну и что? Наоборот удобно, можно было бы вешать на них аннотации сериалайзера, которые на обычные константы не повесишь. И в строку с двойными ковычкаи их пихать можно, в отличии от текущих констант.


    1. SerafimArts
      11.11.2021 20:30
      +1

      1) final означает запрет переопределения дочерними элементами при наследовании (как в случае констант) или запрет наследования (как с классами). В любом случае — это работа с запретами и наследованием. У readonly никакого наследования в принципе нет.
      2) Потому что значение по умолчанию означает наличие инициализации поля класса. В случае же с readonly — допускается запись только в случае инициализации поля.
      2.1) Аннотации уже второй год как устаревшая конструкция. Используйте атрибуты, которые можно вешать запросто на константы.


      1. galliard
        12.11.2021 02:29

        1. Ну то есть мы видим два разных поведения в зависимости от того, к чему применен финал - для классов одно, для методов - другое. Вполне логично, если для полей оно будет третьим.

        2. Не понял, в чем тут принципиальная разница.

        3. Атрибуты до сих пор не всеми библиотеками поддерживаются.


        1. SerafimArts
          12.11.2021 05:50

          1. Не согласен. И для классов, и для методов, и для констант — final предоставляет совершенно идентичное поведение: Запрет изменений в потомке. Как оно указано в родителе — так и остаётся навсегда.
          2. Да, согласен. Хотел всё свалить на блокировку записи после инициализации поля, но не подумал о том, что в пыхе так же предусмотрена и инициализация полей дефолтными значениями. Так что действительно непонятно почему запретили это поведение.
          3. Ну это проблема этих морально устаревших библиотек, разве нет? И хоть JMS (насколько я понимаю речь идёт именно про него) довольно популярен, но по-мне это оверинжинеринг. С таким же успехом можно создать класс прослойки для сериализации, отличий особо не будет, кроме того, что подобный класс будет на порядки быстрее, гибче и отделён от объекта модели. Накрайняк можно воспользоваться фракталом.


          1. galliard
            12.11.2021 22:42
            +1

            1. Можно еще чуть обобщить, до "запрет изменений", тогда применение финала к полям впишется в ту же логику.

            3. И все-таки у варианта с классами есть один существенный недостаток - придется писать много кода. По классу на каждый вариант представления + все по классу на каждую вложенную структуру. А так же решать, куда это все добро размещать и как именовать. И билдить это добро каждый раз. А чем отличается фрактал от обычного json_encode - я вообще пока не догнал.


            1. SerafimArts
              12.11.2021 23:53

              Можно еще чуть обобщить, до "запрет изменений", тогда применение финала к полям впишется в ту же логику.

              Ну если с этой стороны посмотреть, то да. Тогда подходит.


              И все-таки у варианта с классами есть один существенный недостаток — придется писать много кода.

              Ну не так уж и много. Деклейр, неймспейс, класс и метод — 4 строчки, плюс фигурные скобочки. С другой стороны всё становится понятнее, чище, быстрее и гибче.


              А фрактал я тоже не понимаю, совершенно неудобная и непрактичная какая-то штука особо. Проще самому написать тоже самое.