В моей семье магнитофон, конечно же, формата VHS, появился в 1992 году, когда все ставки на рынке домашнего видео уже давно были сделаны. Даже Betamax для меня — странная штука, которую я по уважительным причинам (молодость и бедность) не застал. Тем интереснее было узнать, что в войне форматов вообще-то было три участника. И в то время, как VHS и Beta боролись за сердца и кошельки потребителей всерьез, у третьего стандарта, Video 2000, почти ничего не вышло. Сколько-нибудь серьезные продажи были только в Западной Европе, и недолго — всего пять лет.
Во многом судьба этого формата схожа с другим моим фаворитом, стандартом цифровой аудиокассеты из девяностых. Video 2000 так же был разработан компанией Philips. В нем тоже были интересные технические решения, и пара серьезных преимуществ по сравнению с конкурентами. Точно такая же короткая жизнь и бесславная кончина. Я долго ждал появления подходящего лота в продаже, чтобы и железка была в рабочем состоянии, и кассеты в комплекте. Наконец, дождался, и на время превратил свой кабинет в настоящую машину времени.
Дневник коллекционера старых железок я веду в Телеграмме.
Что ты такое?!1
Впервые о Video2000 я узнал из этого видео Мэтта Techmoan, известного собирателя странных носителей звука и изображений:
Если уж залезать в такие исторические дебри, стоит сказать о существовании других форматов домашнего видео на магнитной ленте, причем некоторые из них появились задолго до начала битвы VHS/Betamax. Это, например, формат Video Cassette Recording, разработанный Philips еще в 1972 году, изначально для профессионального использования. Или, например, Cartrivision, американский формат, анонсированный в 1970 году. Вот он на конкурсе труднодобываемости, пожалуй, займет первое место. Устройства для работы с Cartrivision продавались исключительно в комплекте с телевизором, в деревянной тумбе размером с полкомнаты.
В семидесятых видеомагнитофоны в принципе не могли стать массовым продуктом из-за чрезвычайной дороговизны как устройств, так и носителей. Играла роль сложность технологий, нужно было еще научиться выпускать большими тиражами устройства с высокоточной механикой, большим количеством электронных компонентов. Важные для нас даты — это выпуск первого магнитофона стандарта Betamax, в мае 1975 года. И приход на рынок VHS от JVC, в октябре 1976. Почему голландская Philips решила влезть в эту драку? Смотрите выше: она уже на тот момент была активным игроком на рынке, со второй версией формата VCR LP (несовместимой с первой, как часто бывает), представленной в 1977 году. В видео Techmoan упоминается, что благодаря VCR LP она какое-то время занимала 100% рынка домашних видеомагнитофонов в некоторых странах Европы. Это конечно были микроскопические продажи, в лучшем случае несколько тысяч устройств. Технологии есть, опыт есть, почему бы и не попробовать?
Видеокассета формата Video 2000 выглядит вот так:
Сравним с обычной VHS:
Video 2000 чуть крупнее, но внутри используется такая же лента шириной в полдюйма. Есть один важный нюанс: кассету Video 2000 можно переворачивать. Из-за этого так странно выглядит крышка, защищающая ленту при хранении и транспортировке, она должна открываться в обе стороны. Вокруг Video 2000 происходили чудеса маркетинга: на ранних устройствах использовался логотип предыдущего формата Video Cassette Recording. Сам термин Video 2000 — он по идее описывает систему из магнитофона и носителя, а сам носитель назывался именем собственным — Video Compact Cassette. Впрочем, потом и на кассетах появился логотип Video 2000:
Сходство с обычной компакт-кассетой определенно есть:
Габариты другие, но принцип общий: вставляем кассету стороной А, смотрим видео, вынимаем кассету, переворачиваем, вставляем, смотрим сторону Б.
Вот принципиальное отличие Video 2000 от Betamax и VHS. У них запись видеосигнала наклонно-строчным методом ведется почти по всей ширине ленты. У Video 2000 при схожей скорости движения ленты запись ведется на половину ширины, не считая линейной аудиодорожки и опционального трека с маркерами начала следующей записи. Это обеспечивает внушительную емкость каждой кассеты — до восьми часов, по четыре часа на сторону. При более-менее одинаковом с VHS качестве видео: полоса пропускания для яркостной составляющей составляла 3 мегагерца или 240 ТВ-линий, для сигнала цветности — 500 килогерц. Это сходу позволило пообещать потребителю достаточно низкую стоимость записи: примерно 2,5 доллара за час видео, или $8,30 с учетом инфляции. Если пересчитать это обратно в стоимость кассеты, получается все равно много — 66 современных баксов за восьмичасовую кассету. Повторюсь, на заре хоум видео это было недешевое удовольствие с любым форматом. Система Video 2000 была анонсирована в 1979 году, устройства поступили в продажу в 1980-м. Уже в 1983 Philips начинает производить по лицензии магнитофоны стандарта VHS, параллельно с Video 2000. В 1985 году объявляется о прекращении производства собственного формата. Sony продержалась чуть дольше и начала выпускать магнитофоны формата VHS в 1988 году. Но Betamax потом поддерживался еще долго, в отличие от мимолетного явления от Philips, а его вариация Betacam для профессионального использования была вполне себе успешной.
Хотя восьмичасовые кассеты поступили в продажу не сразу, даже шесть часов (2х3) — это было очень круто, особенно по сравнению с форматом Betamax, кассеты которого в самом начале вообще были максимум часовые. Зато кассеты Beta были самые компактные, но кого это тогда волновало? Еще один приятный момент в кассете Video 2000 — специальные отверстия на корпусе, последовательностью которых кодируется максимально возможная продолжительность записи. Магнитофон считывает эти данные, и в моделях подороже показывает, сколько времени прошло и сколько осталось на стороне, исходя из скорости вращения катушек. В магнитофонах VHS такая фича появилась сильно позже, и даже в начале 90х была доступна только на недешевых устройствах.
Зачем я тебя купил?!111
А магнитофон я купил вот такой:
Это Philips VR2350, модель 1984 года выпуска. Можно назвать ее одной из последних, и уж точно одной из самых навороченных. В устройствах, выпущенных в 1985 году, незадолго до кончины формата, добавилась лишь одна отсутствующая здесь фича — привычный на поздних VHS режим записи Long Play, за счет некоторой потери в качестве позволяющий уместить на одной кассете 2х4 фантастические 16 часов видео. VR2350 — нетипичный магнитофон стандарта, один из первых в премиальной серии устройств Philips Matchline, с уникальным на тот момент дизайном. Типичный Video 2000 выглядит как-то так:
Загрузка кассеты сверху, как в легендарной Электронике ВМ12, похоже на VHS-технику конца семидесятых. При этом все устройства Video 2000 имели электронное управление воспроизведением и настройкой каналов, в отличие от ранних VHS и Beta, где многое было завязано на механику. Ранние устройства мне покупать не хотелось — в отличие от более современных с фронтальной загрузкой, их нельзя поставить в стойку. Надежностью они тоже не отличались, и вообще хотелось устройство поздних годов выпуска. Если повезет, прослужит оно чуть дольше, и не потребуется сложный ремонт. Есть еще один аргумент: мы в любом случае имеем дело с устройствами почти сорокалетней давности, из ранней эпохи домашнего видео. Если открутить на самое начало восьмидесятых, в моем списке страданий могли бы появиться дополнительные квесты: хитрые разъемы для вывода видео и звука, или просто наличие RF-выхода, и более ничего.
Philips VR2350 оснащен стандартным разъемом SCART. Это аппарат внушительных размеров, собранный на века. Мощнейший радиатор сзади, алюминиевая передняя панель.
Только кнопки подкачали. Во-первых, они слишком мелкие для устройства таких габаритов. Во-вторых, они пластиковые, и со временем их крепление треснуло, держатся на честном слове.
А вот здесь я подумал: даже если этот видеомагнитофон не работает, часы из него получатся отличные. В середине нулевых мама попросила меня купить настенные часы. Мы только что избавились от видеомагнитофона, который уже пару лет стоял без дела. А оказалось, что он выполнял важную функцию, показывал время. В VR2350 эта фича реализована на отлично, при помощи огромного VFD-дисплея с классическим ретро-технолуком. Идеально!
Вставляем кассету. Механизм загрузки здесь реализован странно. Нужно нажать кнопку выброса, чтобы магнитофон открыл защитную шторку. Затем дослать кассету до упора, пока где-то внутри не щелкнет ограничитель. Частично процесс загрузки все-таки требует мускульной силы, как в старых видеомагнитофонах — таким образом вы сдвигаете крышку, закрывающую ленту. Но потом кассета опускается уже автоматически, вытягивается лента, раскручивается блок видеоголовок, начинается воспроизведение. Выброс кассеты — автоматический полностью.
У большинства устройств Video 2000 была уникальная фича, известная как Dynamic Track Following. БВГ установлен на пьезо-электрическом актуаторе, который может сдвигать весь блок на доли миллиметра. Вместе с видеосигналом записывается специальный пилот-тон, который меняется от дорожки к дорожке. Видеомагнитофон может определить, что читается не тот трек, по пилот-тону, и оперативно подстроить положение блока. Во-первых, это избавило Video 2000 от необходимости записи отдельного контрольного трека. Во-вторых, «прыгающий» БВГ обеспечивает очень стабильное изображение в режиме паузы, а также при перемотке. Сравним быстрое воспроизведение Video 2000:
И такой же режим поиска на VHS, на моей видеодвойке Panasonic AG-500:
Я использовал именно Panasonic, так как в нем всего две головки для чтения видеоданных. Добавление еще двух головок в поздних VHS-магнитофонах было направлено в том числе на бОльшую стабильность воспроизведения, особенно в режиме паузы и при быстрой перемотке. А тут проблема была решена иначе, с самого начала, и очень качественно.
С помощью тех самых проточек на корпусе кассеты магнитофон автоматически определяет емкость, демонстрирует это на отдельном, втором дисплее, вместе с временем — с начала записи или воспроизведения или оставшееся до конца ленты. Интересно, что счетчик ленты только абсолютный, в то время как на VHS он относительный. Индикатор показывает только часы и минуты. Секунды тут и не нужны, так как определение остатка ленты по скорости вращения катушек неточное. Вообще набор фич явно указывает на год выпуска устройства. Еще нет экранного меню и прочих режимов «картинка в картинке». Но все необходимое присутствует: настройка приема аналоговых телеканалов (до 24), программирование записи по дате и времени, с возможностью автоматической перемотки к началу записанного фрагмента. Можно комбинировать изображение с ТВ и звук с внешнего источника, для записи simulcast-вещания — например, когда живой концерт транслируется по ТВ, и одновременно по FM-радио, с более приличным качеством звука.
Кстати о качестве: магнитофон поддерживает запись стереозвука, но в линейном режиме. Из-за относительно низкой скорости движения ленты относительно головок, диапазон воспроизводимых частот ограничен 10 килогерцами сверху. Реализованная в том же 1984 году система VHS Hi-Fi обеспечивала гораздо лучшие параметры звука (о ней я подробно писал здесь). По некоторым данным, Philips в рамках стандарта Video 2000 готовила радикальный ответ VHS, в виде цифровой аудиодорожки в формате PCM, как на лазерном диске или позднее в формате Video8 от Sony. Но не получилось. Еще один нереализованный проект, про который шли разговоры с самого анонса формата — автореверс, автоматическая смена направления воспроизведения. Жаль, что не сделали, мне бы было очень интересно посмотреть, как бы они справились с этой непростой задачей: реверс в видеомагнитофоне с крайне малыми допусками и чтением информации под углом к ленте.
Качество изображения
Нормальное качество.
Слева — Video 2000, справа — VHS. Слева — магнитофон 1984 года, которым от души попользовались, на старую ленту. Справа — запись на устройстве 1992 года практически без пробега, на только что распечатанную кассету. Разница есть, но ее можно списать скорее на износ, чем на недостаток формата. Посмотрим на видео:
Шумов на записи Video 2000 больше, но разрешающая способность и там, и там примерно одинаковая (никакая по современным меркам). Из 2021 года все аналоговые видеоформаты выглядят так себе. И смотреть их лучше на том самом видеомониторе Panasonic, он своими недостатками скрывает помехи видеосигнала.
Машина времени
Вместе с магнитофоном мне прислали 14 видеокассет, с емкостью от 2х30 минут до 2х4 часа. На восьми из них были аккуратно записан сериал "Дерзкие и красивые". Fun fact: сериал вышел в эфир в 1987 году и снимается по сей день! Два актера-ветерана присутствуют в сюжете в течение всего времени. В 2019 году вышла серия под номером 8000. Вот это стабильность! Смотреть я такое не могу, хватило на половину серии. Даже там я столкнулся с типичными особенностями мыльной оперы: длинные крупные планы, сложные лица. Сюжетные повороты (true story) типа «у нее есть сестра-близнец!». Все долго и мучительно рассказывают друг другу о своих чувствах, кто что сказал и подумал. И еще, посреди серии закадровый голос объявляет: актер такой-то заболел, вместо него другой, вот он, не перепутайте!
Еще одна кассета записана в 1999 году, что я определил по шоу Опры Уинфри с выступлением Мэрайи Кэри, а также по записи свадьбы Принца Филиппа, ныне короля Бельгии. Да, сразу уточню: магнитофон сделан в Германии, нидерландской компанией, записи с телека тоже оттуда — на голландском и немецком.
Еще три видеокассеты оказались самыми ценными. Там без перерывов записан эфир нидерландского телеканала TROS. По упоминаниям исторических событий (выборы в Южной Африке времен апартеида, там же выпущен из тюрьмы Нельсон Мандела, а также просьба участвовать в конкурсе к такой-то дате) я определяю время записи кассет — это соответственно 1987, 1989 и 1990 годы. Хотя это и не телевидение моего детства, все равно очень интересно — мы тогда даже видеомагнитофон себе позволить не могли, не говоря уж о приеме зарубежных телеканалов. Что-то там такое же, как сейчас — сериалы, новости, передача про криминал. Но есть дикторы, как на советском ТВ, а стиль работы всех ведущих по современным меркам очень расслабленный и медлительный. Криминальная хроника то демонстрирует ювелирные изделия, изъятые у преступников (видимо ищут владельцев, но получается такой магазин на диване), то выезжает на crime scene, где иногда мелькают то старые автомобили, то древние магнитофоны, то еще что-нибудь интересное. Мне также попалась программа авторских сюжетов про актуальные события — из ЮАР, а также о работе отрядов народной милиции в Нью-Йорке, где на тот момент было все плохо с преступностью, и не только по версии советских корреспондентов.
Как и на своих собственных кассетах VHS, меня больше всего интересует реклама — то, что при записи мы старались вырезать. Вот Milky Way:
А вот появившаяся у нас позднее реклама «видал сасун вош энд гоу»:
Ностальгию я на этих кассетах не нашел, но можно, например, попрактиковаться в изучении голландского языка. Мне бы очень хотелось найти такие же кассеты с записью российского телеэфира девяностых, подряд и без купюр.
Не только технологии
Вывод: формат Video 2000 технически ничем не уступал конкурентам, а в чем-то их даже превосходил. По длительности записи на одну кассету, по стабильности просмотра в режиме быстрой перемотки как минимум. Он появился позже конкурентов на 4-5 лет, возможно и это повлияло, но не только. Причиной провала был скорее бизнес. В видео Techmoan упоминаются, скажем так, макроэкономические факторы, которые влияли на рынок домашнего видео с разных сторон. Дешевая йена обеспечивала определенное преимущество японским производителям перед европейскими и американскими. С другой стороны, Philips пролоббировала «нижний предел» цены на видеомагнитофоны, пытаясь избавиться от демпинга конкурентов из Японии. Потребителя нужно было приучить к домашнему просмотру видео, без ограничений телепрограммы. Для этого предоставлялся сервис проката видеомагнитофонов, что отчасти решило проблему низкой надежности ранних устройств — прокатная контора и производитель брали эту проблему на себя. Требовалось с нуля создать рынок видеопроката, убедить киностудии выпускать фильмы для просмотра дома, а не в кинотеатрах. Киностудии согласились не сразу, а поначалу и вовсе пытались засудить Sony за производство машин для пиратства. Это была не война форматов в смысле «у кого качество изображения лучше», а многолетний процесс взаимного выкручивания рук у всех участников процесса. Мэтт приводит собственные воспоминания, иллюстрирующие конец сражения: ты заходишь в видеопрокат, видишь целый зал кассет стандарта VHS, пару стеллажей с Betamax и одну полку c Video2000. И сразу понятно, какой видеомагнитофон надо покупать.
Я же в 2021 году с чувством глубокого удовлетворения признаю, что купил еще одну бесполезную дичь. Пока она работает, я буду потихоньку добывать видеокассеты этого формата, не для записи, а в надежде найти другие «капсулы времени». Если повезет, одним зимним вечером я включу старый телевизор, вставлю кассету до характерного хруста и начну еще одно путешествие в прошлое.
Комментарии (74)
Markscheider
07.10.2021 14:34+14И я вполне могу себе представить такую драму, когда путем сложных комбинаций видеомагнитофон таки удается добыть, а он не той системы! Я имею в виду войну форматов, в которой было два претендента — ставший позднее стандартным формат VHS от компании JVC и Betamax от Sony.
Вот разновидность этого факапа:
"Купцов" (друзей/знакомых, возвращающихся из загранпоездки и согласившихся "притащить видак" по заказу) тщательно инструктируют по поводу выбора и проверки. И, конечно, первым делом им говорят "найди логотип VHS на магнитофоне". Они его честно находят, проверяют технику на месте (все работает), приезжают, отдают покупку счастливому владельцу и тут выясняется, что притащенный из Азии видеомагнитофон, как тогда говорили, "энтээссёвый" (то бишь видеостандарта NTSC).
Какие шекспировские страсти после этого разгорались! "Купцы" разводили руками: "вот VHS, при покупке все показывало - какой с нас спрос". А расстроенный хозяин тосковал по потраченной валюте и думал - что делать.
По счастью, умельцы-радиолюбители довольно быстро научились модифицировать отечественные телевизоры под буржуйские форматы. Если полистать газету с рекламными объявлениями конца 80-х - начала 90-х, можно найти много предложений типа "переделка телевизоров, конвертеры ПАЛ/СЕКАМ и др."
Простите за многословность каммента, просто история навеяла...
f15 Автор
07.10.2021 14:48+1Интересно, что европейские видеомагнитофоны со временем приобрели поддержку воспроизведения NTSC, а NTSC-магнитофоны с PAL/SECAM кажется так и не подружились. На моих поздних магнитофонах есть еще несовместимость разных версий SECAM, на европейских моделях записи с российского ТВ выводятся в черно-белом виде. Это суровое легаси до сих пор закопано где-то в глубинах цифровых видеоформатов. При просмотре нет разницы, а вот при перекодировании/редактировании оно может вылезти.
Elmot
07.10.2021 16:59Кажется, там все упиралось в какое-то регулирование в США.
f15 Автор
07.10.2021 17:00+1Не исключено. Это же по сути естественное ограничение для просмотра кассет другого региона. В DVD его потом искусственно вводили.
Elmot
07.10.2021 17:12По-моему даже хуже. Многосистемных телевизоров с "родным" NTCS тоже не было, емнип. И протекционизм был не в пользу владельцев контента, а в пользу производителей электроники. Тогда был совершенно иной баланс цен и приоритетов.
f15 Автор
07.10.2021 17:16+1В восьмидесятых возможно. В конце девяностых я смотрел привезенную из США кассету, и купленные в России видик и телек без проблем ее понимали. Из имеющейся у меня техники получается так: устройства до 1992 года в NTSC не могут. Видик 1996 года и телек 1998 — понимают. Проигрыватель лазерных дисков даже имеет фичу NTSC on PAL TV, когда на телек подается не NTSC, и не PAL, а что-то среднее :)
Elmot
07.10.2021 17:20Я про другое. Многосистемные видиомаги и телевизоры в Европе и России были в порядке вещей. А в США все было под NTSC only, и конверторы стоили абсолютно космических денег. ЕМНИП моя подруга из США жаловалась, что в/кассеты из Европы не посмотреть нигде и никак.
f15 Автор
07.10.2021 17:29+1Да, скорее всего так и было. В США в 1998 я смотрел русские фильмы, но это был продукт местного кустарного производства (звонишь по телефону в Нью-Йорк, диктуешь данные кредитной карты, получаешь по почте через две недели). Иногда на барахолке мне попадаются многосистемные видеомагнитофоны (например Panasonic AG-W1), которые умеют читать любые кассеты, писать в любом формате, и конвертируют один формат в другой без записи, с входа на выход. Вот видимо на них и переписывали. Просят за них до сих пор немало.
vmihailov
07.10.2021 17:32NTSC on PAL-TV видел, PAL/MESECAM тоже. Но вот бытовых видеомагнитофонов для стандарта SECAM не припомню. Да, были поздние Самсунги и Panasonic, где стоял встроенный транскодер, но он вроде всё равно эфирный Секам конвертировал в Месекам и писал на пленку, как и его более ранние собратья.
f15 Автор
07.10.2021 17:35+1Я честно говоря затрудняюсь правильно сформулировать, почему так, но проблема у меня следующая: есть записи с российского ТВ, сделанные на видик, также купленный в России. На европейском магнитофоне они воспроизводятся в черно-белом виде. На российском — цветные.
vmihailov
07.10.2021 17:42+2То что продавалось на просторах СНГ было как правило с PAL/MESECAM, т.е. видаки могли воспроизводить кассеты записанные в PAL и писать с эфира в стандарте SECAM, но в хитром промежуточном варианте. Вот выдержка из Вики:
Вариант MESECAM (англ. Middle East SECAM — SECAM Ближнего Востока) не является вещательным стандартом и используется только при записи на магнитную ленту в формате VHS на видеомагнитофоны, предназначенные для стандарта PAL. При записи на магнитную ленту во всех бытовых стандартах цветоразностному сигналу отводится область более низких частот, а спектр в целом оказывается инвертированным, по сравнению со спектром исходного телесигнала. Описанный стандартом процесс обработки цветоразностных сигналов для системы SECAM включает деление поднесущих на 4 и подавление верхней боковой полосы. В варианте MESECAM для упрощения схемы видеомагнитофона используется та же схема обработки сигнала, что и для стандарта PAL — сигнал переносится в низкочастотную область с помощью дополнительного гетеродина, при этом в сигналах системы PAL сохраняются не только частотные, но и фазовые соотношения сигналов, не обязательные для системы SECAM.
yaraloff
12.10.2021 15:42+1Разница в способе записи SECAM и MESECAM на ВМ: в первом случае сигналов цветности было (и записывались!) два, а во втором - только один. Выход - оцифровка (воспроизведение при переключателе "PAL/MESECAM.-.SECAM" в положении "PAL") и повторная запись в режиме совместимости (запись при переключателе "PAL/MESECAM.-.SECAM" в положении "PAL/MESECAM"). Либо переписывайте прямо на импортный ВМ европейской сборки - так тоже можно, но чревато дальнейшим ухудшением качества записи, тогда как при оцифровке его можно довольно существенно улучшить - минимизация шумов, небольшая коррекция четкости, изменение уровней яркости, контрастности и цветности, баланс белого, цветовой тон - и это далеко не полный перечень вариантов.
Кстати, где-то на GIT-HUB мне попадался граф для GNURadio, позволявший использовать SDR-приёмник в качестве сверхширокополосного АЦП для оцифровки старых видеокассет! :) ЕМНИП, в качестве точки съёма сигнала предлагалось использовать выход УВ видеотракта - сигналы синхронизации извлекались прямо оттуда... Забавный проект! :)
F0iL
08.10.2021 01:55Есть вполне четкое воспоминание из детства: у нас был "пишущий плеер" VHS Samsung, который с эфира, где был SECAM писал на ленту MESECAM, а у соседа сверху был уже магнитофон (т.е. со своим тюнером, таймером, и т.д.), который кроме PAL мог читать и SECAM и MESECAM (был физический переключатель), а писал только SECAM, и эти записи на нашем плеере в режиме MESECAM воспроизводились только в ч/б.
vmihailov
08.10.2021 11:36Вопрос, кстати, интересный. Может видак был французский и для внутреннего рынка? И вот сразу всплывает в памяти "гроб на колесиках" ака ВМ-12. Он же был с тюнером и явно писал без транскодирования, т.е. в Secam. У кого было такое чудо - как воспроизводились кассеты с записью телепередач на других магнитофонах?
akhkmed
07.10.2021 22:43Подскажите пожалуйста, при воспроизведении ntsc в режиме pal и наоборот меняется ли длительность воспроизведения? Для видеоигр пишут, что меняется скорость игры.
f15 Автор
07.10.2021 23:55+1Скорость протягивания ленты для записей в формате PAL и NTSC разная. На трехчасовую кассету в формате PAL влезет всего 129 минут, если записывать в формате NTSC.
Black_Spirit
08.10.2021 10:01+1У NTSC частота полукадров 60 против 50 у PAL и SECAM. Наверное, с этим связано.
mitkaman
08.10.2021 12:08+1Я в 1998, будучи в США, сразу в аэропорту купил карманный цветной жк-телевизор, не думая о формате (стоил он около $100). Но через несколько месяцев, улетая домой, в том-же аэропорту вернул этот ТВ в магазин, т.к. засомневался, что он будет работать в России из-за разницы форматов.
vanfukovmail
07.10.2021 14:44+1А я помню рекламу Milky Way (не тонет в молоке!), но не помню Видал Сасуна.
ClearAirTurbulence
07.10.2021 16:58+2И правда, не тонет! Спасибо, что напомнили. Про Видал была еще шутка, в ту пору популярная - "Видал сасун? - Нет, не видал!". Но были еще более примечательные рекламы, про кукуруку, которая (которое?) чудо, и про договорА с вентиляторным заводом.
DaneSoul
07.10.2021 19:20Про кукуруку не помню, а вот «Все любят Мамбу» очень долго крутили, даже чернушный анекдот был на эту тему.
Black_Spirit
08.10.2021 10:04Я тогда английский изучал и мне преподаватель рассказывала, как они слоганы в название вставляют и получается игра слов. "Помыл и пошел". "Голова и плечи" - типа перхоть на плечах же и шампунь ухаживает не только за головой, но и плечами.
ifap
07.10.2021 15:03Достать видеомагнитофон в СССР было той еще задачей, устройство для просмотра видео дома можно было легко обменять на автомобиль
Из статьи в статью кочует эта байка, а можно пруф с указанием времени действия?Kanut
07.10.2021 15:10+2То есть насчёт "легко обменять на автомобиль" я не в курсе. Но у меня одно из детских воспоминаний это как когда-то в 80-х мои родители получили какие-то премии или ещё что-то и на "семейном совете" всерьёз обсуждалось что на эти деньги купить: импортный видеомагнитофон или подержанную "копейку" :)
f15 Автор
07.10.2021 15:19+3Я тоже принес в статью байку, но давайте попробуем прикинуть. Каталог Внешпосылторга 1987 года, магнитофон Panasonic, цена 1787 рублей. Чеки Внешпосылторга получали заграничные работники, на черном рынке (много источников, например в википедии) их меняли по курсу 1 внешпосылторговский рубль на три обычных. Получается 5361 рубль. Автомобиль ВАЗ-2108 в 1988 стоил 8000 рублей. Получается, что пусть и не на новый, и не на восьмерку, но обменять можно было.
Если отмотать на начало восьмидесятых, где происходит действие статьи, магнитофоны будут сильно дороже.ifap
07.10.2021 15:35ЕМНИП курс чеков в начале-середине 80-х был ближе к 2,5 деревянных за 1 внешпосылторговский. При этом видак можно было свободно купить в комиссионке, цену в те времена не скажу, но ближе к концу 80-х он стоил 1,5-2,5к в зависимости от марки, модели и т.п. К концу 80-х появилась «Электроника ВМ-12», Вики пишет что за 1,2к, но мне помнится, что удовольствие стоило 500 рэ. В свободной продаже их не было, но при желании можно было купить по официальной цене, во всяком случае в Москве. Официальная цена ВАЗа — это одно, попробуйте в те годы купить его по официальной цене — запись на много лет вперед и то для педоровиков производства и прочих приблатненых. Итого, новенький супернавороченный Sony, вероятно, по цене где-то соответствовал достаточно ушатанной «копейке», тем более в начале 80-х, но я бы не сказал, что вот прямо условный видак можно было обменять на условную машину, да и незачем: кто мог себе позволить видак, мог и машину позволить.
Markscheider
07.10.2021 15:45+2Чуток подправлю: "Электроника ВМ12" в комиссионке - 800 р, новая (вроде бы) 1200. Середина-конец 80-х, зарплата ИТР - примерно 150 рублей.
По поводу свободной покупки машины все так и не так :). Новые, действительно, по записи и дорого, но к концу 80-х существовал довольно развитый рынок б/у авто. И подержанный "Запорожец" уж точно стоил сопоставимо с видеомагнитофоном. А еще можно было взять древний "Москвич 403(407)", который вполне себе ездил, если приложить руки.
Так что "миф правдоподобен" (с)ifap
07.10.2021 18:16Мне представляется более корректным сравнивать цены на новые товары. Те цены на видаки, о которых писал я, это цены на новые, в упаковке, б/у я не видел просто.
Markscheider
08.10.2021 14:35+3представляется более корректным сравнивать цены на новые товары
Ниже уже ответили, но я, с общего позволения, разовью мысль.
Сравнивать цены на новые товары (группы товаров) - идея верная, но только в условиях рынка, более-менее эластичного спроса, другими словами, отсутствия понятия "дефицит". Это сейчас вещь, которую принесли из магазина и открыли коробку, автоматически теряет в цене 30+%. В СССР было не так - если вещь дефицитная она, скорее всего, прибавляла в цене относительно покупной стоимости. И даже определенный износ этому не был помехой.
Поэтому в данном случае надо сравнивать сущности (и цены на них). Вот есть сущность "видеомагнитофон". Он умеет показывать фильмы с кассет. Есть сущность "автомобиль" - на нем можно ездить. А новые эти сущности или б/у - это уже вторично, т.к.:
1) По прямому назначению можно использовать и те, и те.
2) В свободной продаже новые экземпляры сущностей отсутствуют или очень редки.
3) Стоимость б/у экземпляра не обязательно ниже стоимости нового.При этом, конечно, внутри категории цена может различаться ("Запорожец" и "Жигули"). Хотя у сущности "видеомагнитофон" потребительская разница, скажем, между "Шарпом" и ВМ12 была на уровне эмоций (импортный=понтовый). Поскольку человек, владеющий работающим видеомагнитофоном (любым), был сродни полубогу :).
BiW
07.10.2021 15:58+1кто мог себе позволить видак, мог и машину позволить.
Это спорно, мой отец, работая на оборонку, какими-то сложными путями приобрел ВМ-12, но купить машину до 90-ых так и не смог, пока не ушел в бизнес. После чего уже пригнал иномарку. На машину родители долго копили, но так и не приобрели, правда, насколько я знаю, б.у. авто не рассматривалось.
SergeyT-hh
08.10.2021 09:26Кто мог себе позволить видак, тот, финансово мог позволить себе и машину, это да.
Но обмен всяких дорогих и особенно импортных штук те времена был очень распространенным явлением. Те, кто ездили за границу и привозили, в том числе и видики, как правило не могли просто пойти в магазин и купить машину (и потому что очередь на машины и потому что светиться в частых продажах не очень хочется, т.к. еще была статья за спекуляцию). Конечно, самый массовый приток импортных вещей был от моряков, поэтому в портовых городах комиссионки были завалены всякой всячиной и многие вещи менялись на что то дефицитное. Даже в начале 90-х, когда границы уже были открыты, то было полно объявлений типа "меняю машину на квартиру".
gearbox
07.10.2021 18:43+1Я застал те времена подростком, подтверждаю - меняли, можно попробовать найти газет с объявлениями. Механика простая - на машине ты можешь таксовать, таксуя сильно не заработаешь, да и кидали таксистов часто, а с видиком можно было открыть видеосалон в любом подвале, участковому на лапу - вся регистрация. Ну и чотким районовским пацанчикам уделить, что бы после сеанса никто битой череп не помассажил. В общем был спрос на мафоны, это чуть позже чем в статье описывается, ранние девяностые, город немного меньше полумилионника.
fedorez
07.10.2021 16:26+4Я очень хорошо помню объявления в газете "Таганрогская правда" - "меняем дачу на видеомагнитофон", их было по несколько штук на полосе, постоянно публиковали. Эти дачи (без строения или с халупой под снос) сейчас стоят в районе 3 млн рублей, у нас как раз там (СНТ стремительно и неотвратимо мутирует в коттеджный пригород). Был это 90-93 год по-моему.
SergeyT-hh
07.10.2021 16:35Да, так и было.
Отечественный цветной телевизор стоил 600-700 рублей. Видеомагнитофон "Электроника ВМ-12" стоил 1200 рублей. Импортные видеомагнитофоны в комиссионках от 2000 рублей.
Жигули новые стоили 5000-6000 руб., соответственно б/у начинались по стоимости от 1500 руб.Elmot
07.10.2021 17:04+1Вы не путайте б/у и б/у. Жигуль "слегка б/у" мог стоить дороже нового, ибо первый хозяин закручивал все недокрученные на заводе гайки и ставил на место все скоммунизженные на заводе детали. Так что за 1500 - слегка уставший "запор" или сильно ушатанные жигули.
Но в целом новый видак и неновая машина в одном ценовом классе.f15 Автор
07.10.2021 17:21+1Вспомнились рассказы отца, как ему за свежекупленную восьмерку (1988 год, распределили на производстве, тому самому «передовику труда» в нашей семье, 8000 рублей) предлагали 15к.
algot
08.10.2021 20:38Машины "почти новые" могли стоить в 2-3 раза дороже, потому что их не было в свободной продаже.
Поэтому Волгу с рук могли покупать и за 25к, потому что в свободной продаже ее не было.А госцены конца 80-х на машины сильно отличались, потому что в конце 88-го цены резко пошли вверх и "почтиновая" 6-ка к концу 88-го стоила под 20к на авторынке.
Мы как раз в то время машину покупали и в итоге за 8к смогли купить только 10-летнюю копейку с заменой кузова на СТО на новый
edo1h
07.10.2021 19:15+2Жигуль "слегка б/у" мог стоить дороже нового, ибо первый хозяин закручивал все недокрученные на заводе гайки и ставил на место все скоммунизженные на заводе детали
дело скорее не в этом, а в том, что купить новую машину без очереди было нереально.
Exchan-ge
08.10.2021 03:10Жигули новые стоили 5000-6000 руб., соответственно б/у начинались по стоимости от 1500 руб.
У вас указана официальная цена, по которой купить Жигули было невозможно.
В во времена видеобума (начало-конец 80х) новых авто в свободной продаже не было, за исключением очень короткого периода, предшествовавшего выходу вазовских «зубил» (8 и 9), когда народ слегка прижался, ожидая выхода новинок (тогда даже цены на авто б/у упали, о чем нам торжественно сообщили по ТВ :)
У нас, на довольно крупном предприятии, была очередь на автомобили, весьма длинная — народ в нее записывался даже не имея денег на покупку, рассчитывая накопить их к тому времени, когда очередь подойдет.
Тем не менее, были личности, каким-то образом имевшие возможность покупать новые авто без ограничений. Купленные машины они тут же перепродавали.
Естественно, цена на такие б/у автомобили была выше, чем на новые (по слухам, вазовская семерка б/у такого рода стоила 9500 руб, до 10 000 вроде как дойти не успела)
Свою «семерку» я купил уже в конце 1995 г, и она тоже формально была б/у, так как новую все еще купить было невозможно. Купил, естественно, с переплатой, но уже не такой большой — на носу уже было массовое нашествие иномарок.
igrushkin
07.10.2021 16:48ну вот смотрите, доподлинно знаю,что в 1989 году комлпект видеоплеер + ТВ были проданы за 8000 советских рублей. Доля плеера составила 3000 руб (магнитофоны стоили в районе 5.000)
Новую машину на эти деньги купить было нельзя, госцена порядка 7,000, на черном рынке 15,000+, но сежую б/у -- вполне
Exchan-ge
08.10.2021 02:52Из статьи в статью кочует эта байка, а можно пруф с указанием времени действия?
В реале меняли машину на квартиру (и наоборот).
Видаки так дорого не стоили, но в памяти людей так отложилось :)
redneko
07.10.2021 16:17+3Я тут сам с удивлением наблюдал на работе сцену поиска Betamax видеомагнитофона на складе, который каким-то чудом сделал ноги. Они иногда еще нужны и кое-где в региональном вещании до сих применяются. Не у всех телекомпаний на просторах нашей необъятной родины есть деньги на модернизацию. Многие студии еще живут на Windows XP и старых платах от Софтлаб-НСК FD300. Печальная ностальгия, конечно
Elmot
07.10.2021 17:07Betamax или Betacam? Неужели бытовой видак в студии применялся?
f15 Автор
07.10.2021 17:12+1(тут я написал про betamax, но потом понял, что коммент не про мою статью :) Насколько я понимаю, между Betacam и Betamax общего — только физические параметры кассеты, почти все остальное отличается.
redneko
07.10.2021 18:00Betacam конечно же, прошу прощения что ввёл в заблуждение, мой косяк. Хотя до этой недели последний Betacam живой видел в Мск в 2015 году.
Nilard
07.10.2021 17:25+1Да, у меня тоже видик долго выполнял функцию часов, нормальной замены до сих пор не могу найти :(
astenix
07.10.2021 19:53В современных видеоплеерах могут быть функции ухудшения изображения. В VLC я так смотрел «Спасателей Малибу» — только ч/б, полосы развертки повсюду, романтика!
Exchan-ge
08.10.2021 03:23+1Где-то в 1982-1983 году в нашем городе появились комиссионные магазины «нового типа», где вместо б/у товаров советского производства полки буквально ломились от различной импортной техники (в основном — от магнитол, конечно).
И вот там и тогда я увидел эти самые видеомагнитофоны Video 2000 — причем намного раньше, чем видеомагнитофоны VHS. Правда, известны они были как магнитофоны системы VCC :)
Кассеты к ним тоже были в продаже — спасибо за фото, ностальгия по вроде-как совершенно забытому :)
В конце 1984 года впервые увидел «вживую» магнитофон VHS, про VCC тогда уже почти забылось, но помню свои ощущения — «кассеты какие-то не такие, как должны быть» :)f15 Автор
08.10.2021 20:43+1Вот наверное кому-то "повезло" купить магнитофон бесперспективного формата, да еще при таких сложных советских условиях его добывания. Для записи с телека нормально, но что-то мне кажется, во времена СССР телевизонный эфир владельцев видиков мало интересовал :)
Exchan-ge
09.10.2021 01:34Вот наверное кому-то «повезло» купить магнитофон бесперспективного формата,
Да, ведь этот видак кто-то же сдал в комиссионку :)во времена СССР телевизонный эфир владельцев видиков мало интересовал :)
В конце 1982 года у меня уже были знакомые, которым довелось посмотреть что-то на видеомагнитофоне из сугубо ненашего.
Причем видак был нашим, катушечным видеомагнитофоном Электроника 502.
Программа просмотра была достаточно цивильной (порнухи не было :) — в основном, тогдашние, достаточно примитивные музыкальные видеоклипы в черно-белом изображении.
Но даже такое видео было очень круто — советское ТВ показывало зарубежную эстраду очень маленькими порциями, и, как правило — глубокой ночью (часа в 4 ночи, на Новый год). Рок-музыки на тогдашнем советском ТВ не было вообще.
А тут — сплошным потоком :)
(за порнуху на видео тогда можно было и сесть, см газету «Комсомольская Правда», №194 (17799), за 24.08.1983 г.)
Понятно, что с эфира тогда ничего не писали — лента была дорогая, видаки — казенными.
А потом началась перестройка и понеслось… (впервые увидел видак как обычный девайс в конце 1984 года — в московском Политехническом музее «Электроники ВМ-12" стояли «на каждом углу», не как экспонаты, а уже как средства отображения контента).
dragonnur
08.10.2021 04:07Я так понимаю, что механический реверс в такой системе (со сдвигаемым на пол-ленты «барабаном» видеоголовок) возможен — но из-за проблем с точностью и износом маловероятен, скорее был бы вариант двойного механизма, с двумя раздельными БВГ, возможно, на общем пьезо-«постаменте» для автотрекинга.
DmitrySpb79
08.10.2021 07:48Спасибо за обзор. Если актуально, кассеты Video 2000 можно достать на голландской барахолке (аналог avito, по сравнению с eBay все в разы дешевле)
https://www.marktplaats.nl/v/audio-tv-en-foto/videospelers/m1758098142-15-video-2000-vcc-videobanden
pt200
08.10.2021 12:08+1Не совсем по теме( про VHS): а как в VHS работает стоп кадр, т.е. при неподвижной ленте головка заходит в одну дорожку, а выходит уже на соседней, т.к. нет сервопривода наклона головы. Соответсвенно в середине кадра находится мд дорожками.
Newbilius
08.10.2021 12:25+2f15 а можно записать отрывок (или может есть номер/название серии), где происходит ситуация "посреди серии закадровый голос объявляет: актер такой-то заболел, вместо него другой, вот он, не перепутайте!"
Из подобного есть просто эпическая замена актёра в "Санта-Барбаре": сцена драки, за стол падает один актёр, играющий персонажа, а встаёт уже совершенно другой актёр :-D
f15 Автор
08.10.2021 20:44+2Попробую, но не обещаю. Если тот фрагмент был не в начале кассеты, я его могу просто не найти.
tvr
Да ладно, Ростов-на-Дону, 198+ года, в ЦУМе стояли бобинные видеомагнитофоны, бери — не хочу :)). Как сейчас помню — из центровой комиссионки на Энгельса выйдешь, как из музея, после просмотра всяких Шарпов 777 и прочих волкманов, потом в ЦУМ зайдёшь как в мавзолей, на недвижимые мощи глянуть, а оттуда в Пионер — купить какой-нибудь конструктор «приёмник своими руками).
MrTims
Кстати, да, подтверждаю. Встречал у нас в ЦУМе советский какой-то видеомагнитофон бобинный (была ли лента в продаже - без понятия) + видеокамера, которая подключалась к тому видаку кабелем, толщиной с большой палец, если не толще с каким-то громоздким разъемом
Exchan-ge
«Электроника 502 Видео»