Фантастам нередко удается предсказать будущее. Но далеко не всегда. Если посмотреть на фантастическую картину, написанную в XX веке, на которой изображены спутники, испускающие лучи на Землю, то, если художник советский, тут все ясно: нарисована космическая электростанция в процессе передачи энергии. Западные художники могли изобразить многое, вплоть до Звезды Смерти, разрушающей планеты целиком. Но вот тема космической рекламы встречалась разве что в анекдотах:

Господин Президент! СССР перекрасил Луну в красный цвет!

Отлично. Пожалуйста, соедините меня с директором по рекламе Coca-Cola.

А в наступившем XXI веке оказалось, что жители мегаполисов смогут наблюдать светящее из космоса лазерами созвездие спутников, которое будет не передавать энергию и не взрывать планеты, а показывать рекламу. По крайней мере, таков бизнес-план частной космической компании AvantSpace. Под катом переработанное в рассказ интервью технического директора компании Александра Малинина.

С Александром меня познакомили после участия AvantSpaсe в образовательном интенсиве Архипелаг 2121, где они также получили грант на разработку мобильного приложения. Но обо всем по порядку.

Результат прагматизма

Вопреки моим ожиданиям, идея создания такого рекламного созвездия не была чьей-то мечтой, не вынашивалась годами, а родилась в процессе весьма прагматичных размышлений. В 2018 году прекратила свое существование российская частная космическая компания Dauria Aerospace. Сработавшаяся команда инженеров, которые уже имели опыт разработки спутников, стала размышлять, чем бы заняться дальше.

Наиболее очевидные варианты — космическая связь или дистанционное зондирование Земли, во-первых, уже заняты и поделены. Во-вторых, сам рынок не такой уж и большой. Даже для тех, кто оказывает сервисные услуги, не так много места. В-третьих — и в-главных, — они завязаны на государственный сектор, и для именно частных компаний коммерческой составляющей нет. Изучение опыта других компаний тоже не радовало: примеров частных компаний, зарабатывающих без госзаказа, не находилось. Единственным обнаруженным исключением оказалась группировка спутникового радио Sirius XM, которой владеет публичная, торгующаяся на бирже и даже имеющая какую-то прибыль компания. Но, понятное дело, становиться им конкурентами не было никакого смысла.

И вот в процессе обсуждений где-то в мае 2019 и родилась эта вроде бы лежащая на поверхности, но еще не реализованная никем идея: запустить созвездие спутников, которые будут летать роем, формируя рекламное изображение. Дополнительные исследования показали, что, как это ни удивительно, до такого раньше никто не додумался.

Для справки: В конце 90-х годов американская компания выдвигала идею запустить в космос огромный билборд, но дальше идеи у них дело не пошло. Российская компания StartRocket собиралась механически перенести концепцию билборда в космос, показывая изображение на полотне из тонкой пленки. Проект был закрыт в 2020, а компания переориентировалась на борьбу с космическим мусором. Японская компания ALE работает над проектом искусственного звездопада под названием Sky Canvas, который можно будет заказать в нужном месте и в нужное время. Но это больше похоже на аналог фейерверка, в проекте нет возможности сформировать логотип.

Таким образом, появилось весьма интересное, с просчитываемым бизнес-планом и не завязанное на госзаказ направление.

Как это работает

На сегодня планируется развернуть на солнечно-синхронной орбите созвездие из 20–50 кубсатов форм-фактора 4U. Размер был выбран исходя из технических характеристик: в типовом контейнере 16 единиц, а в 3U «железо» с нужными параметрами не поместилось.

Для справки: Солнечно-синхронная орбита означает, что спутники будут пролетать над земными наблюдателями примерно в одно и то же местное время. Выбран период с 20 часов до полуночи: на одном витке вечером над условным Пекином, на следующем над Бангкоком, где успел наступить местный вечер, на третьем над Мумбаи и так далее.

В момент прохождения над заказанным мегаполисом спутники будут на три минуты включать свои лазеры и формировать яркое, видимое даже в условиях городской засветки созвездие-логотип (или иную фигуру) размером с три диска Луны (1,5 градуса). Лучи лазеров будут особым образом мерцать так, что люди на поверхности Земли, направив на созвездие смартфоны со специальным приложением, смогут получать дополнительную информацию. По истечении трех минут лазеры отключаются и спутники уходят на техническую часть витка — заряжают аккумуляторы (два блока суммарной емкостью 96 Вт*ч), выполняют маневры по поддержанию строя и т. д. Для маневров на спутниках жестко установлены электрореактивные двигатели, которые гораздо более эффективны, чем химические, но имеют небольшую тягу.

Важное замечание: созвездие конструктивно задумано так, чтобы быть экологичным с точки зрения светового загрязнения: лазеры будут включаться над конкретным мегаполисом, где и так очень много засветки, всего на три минуты — расположенным в малонаселенной местности обсерваториям эти лазеры никак не должны помешать. С орбиты расчетное пятно засветки лазеров будет иметь диаметр всего 16 км, это означает даже не весь мегаполис, а только его центральную часть.

Перестроение из одной фигуры в другую займет примерно неделю из-за низкой тяги двигателей, а типовой размер слота на оказание рекламной услуги оценивается в месяц. Т. е. за год созвездие способно провести десять рекламных кампаний. Заказчик получает список городов с учетом прогноза погоды и может выбирать, для какого города включать логотип или иную фигуру. Простые подсчеты показывают, что теоретический максимум производительности составляет 15 городов (до 18, если заменить три минуты на два отрезка по полторы), а за месяц можно устроить шоу во всех 134 крупнейших городах планеты.

Для справки: Невольно созвездие установит рекорд по количеству летящих в строю аппаратов и длительности такого полета. Дело в том, что большие спутниковые группировки, в которых точно определено место каждого спутника, уже есть, самый яркий пример — созвездия GPS и GLONASS, но вот в строю в непосредственной близости летали обычно максимум пары аппаратов. Сравнительно свежий пример — спутники TANGO и MANGO (Европейское космическое агентство, Швеция), CanX-4 и CanX-5 (Канада), из истории космонавтики можно вспомнить полет в строю Gemini-6A и 7, а также «Союзов» (под номерами 6, 7 и 8).

Примерно тут я вспомнил историю из личного опыта. Как-то вечером я шел по ВДНХ, заметил краем глаза вспышку на небе, подумал: «Наверное, вспышка „Иридиума“». Открыл планетарий в смартфоне: да, действительно, это был спутник «Иридиум», который на несколько секунд случайно отразил солнечный свет в район центра Москвы своей большой плоской антенной. Но из окружающих меня толп людей если кто и заметил, то никак не отреагировал. Для метода донесения рекламы с неба это потенциальная проблема. 

Александр согласился, но ответил мне, что у них есть мысли, как ее решить. Прежде всего, в первое время они надеются на повышенный интерес публики: проект новый, в СМИ должен смотреться хорошо, плюс велика надежда на партизанский маркетинг, когда люди будут сами фотографировать и выкладывать в соцсетях фото с логотипом в небе. Во-вторых, спутники будут мерцать, а человеческий глаз устроен так, что на периферии лучше воспринимает движение. В-третьих, созвездие будет работать вместе с мобильным приложением, которое будет устанавливаться в рамках рекламной кампании крупного бренда (а именно такими ожидаются главные потенциальные клиенты), и будет уведомлять пользователя о пролете и включении в его городе созвездия.

Один из самых часто задаваемых команде вопросов — юридический. По существующим законам космос — это «нейтральные воды», и никаких законодательных запретов показывать с орбиты светящуюся фигуру не существует. Хотя, конечно, как со всеми новыми детищами прогресса вроде биткоинов или электротранспорта, возможно появление новых законов. Сейчас своими основными рынками AvantSpace видит Азию и Ближний Восток, в том числе и потому, что там люди должны легче отнестись к идее подобного небесного логотипа. В целом, в силу новизны пока что невозможно предсказать, вызовет ли этот проект восторг или раздражение человечества.

Команда

Из истории компании видно, что ее ключевые сотрудники — опытные люди, как правило, начавшие свою карьеру на государственных космических предприятиях, затем проработавшие несколько лет в частной космонавтике и теперь создавшие собственную компанию.

Антон Оссовский, основатель и пока что ключевой инвестор, успел поработать коммерческим директором в ОКБ «Пятое поколение» и Dauria Aerospace, имеет более десяти лет опыта космического бизнеса. Технический директор Александр Малинин работал руководителем проектов в Dauria Aerospace, под его руководством создавались спутники DX1 (2014), АУРИГА (не запущен), АТОМ, «Светлячок».

Проект лазернорекламных спутников основной, но не единственный для компании. Команда работает также над созданием собственного ионного двигателя (но для более крупных аппаратов, не 4U, а 50–200 кг). В активе компании есть успешный проект научно-исследовательских работ, реализованный по заказу РКК «Энергия», полученный и закрытый грант Фонда «Сколково» и сравнительно небольшой контракт для ВНИИЭМ.

Постепенное движение

Стратосферные испытания технологического демонстратора, фото AvantSpace
Стратосферные испытания технологического демонстратора, фото AvantSpace

Проект развивается пошагово, на некоторые вопросы я получал ответ: «А над этим мы подумаем после вот этого этапа». Что уже сделано? Летом 2020 был успешно испытан технологический демонстратор: блок лазеров подняли в стратосферу и подтвердили рассчитанные характеристики, которые для спутника должны дать примерно –3 или –4 звездную величину (сравнимо с Венерой, отлично видимой даже в центре мегаполиса). В земных условиях проверена концепция считывания мерцания камерой обычного смартфона и расшифровки закодированного сообщения, для чего компания устроила хакатон и получила proof-of-concept приложения. Параллельно велись работы по получению патента. Российский патент получен в октябре 2021, и сейчас идут работы по переходу в международную фазу. Полет спутников строем запатентовать невозможно, но вот передача информации мерцанием — это теперь уже защищенное патентным правом ноу-хау.

2021 год посвятили созданию первого тестового спутника. Конструкция разработана, уже создана электрическая часть, она программируется, закончена рабочая конструкторская документация. Запуск запланирован на 2022 год. Параллельно сейчас компания ищет разработчиков для создания мобильного приложения, которое должно будет уведомлять пользователя о пролете и включении созвездия над городом пользователя, в режиме дополненной реальности помогать найти созвездие на небе и расшифровывать закодированный мерцанием сигнал.

И о планах на будущее. В 2023 году компания собирается произвести 20 штатных спутников и запустить их в 2024 году, а затем уже наступит этап оказания сервиса и возможного расширения проекта.

В отдаленной перспективе возможно создание созвездия из 500–1000 аппаратов, которые будут формировать полноценный билборд в космосе.

Производство, запуск и работа

Электрическая часть служебного модуля в сборе, фото AvantSpace
Электрическая часть служебного модуля в сборе, фото AvantSpace

Имеющиеся компетенции позволяют максимально опираться на собственные силы — закупается только базовое «железо»: микросхемы (уровня не Space, а Industrial и Automotive, но широко использующиеся в спутниках), маховики, звездные датчики, гироскопы, светодиодные лазеры, двигатели. Система энергоснабжения, система ориентации, бортовой компьютер и встроенное ПО разработаны AvantSpace самостоятельно. Топология, схемотехника тоже собственной разработки, изготовление печатных плат и монтаж закупленных компонентов были заказаны в Зеленограде.

Первый тестовый аппарат будет несколько упрощенным: например, он будет использовать радиолюбительский диапазон частот для связи с Землей. Заодно упрощается подготовка: получить разрешение на этот диапазон гораздо проще. Одной из задач будет подтверждение расчетных параметров надежности и долговечности. Они рассчитаны исходя из данных по надежности используемого «железа». Предполагается, что штатный спутник будет работать три года, но это весьма желательно подтвердить на практике.

В качестве оператора запуска первого спутника выбран «Главкосмос». Альтернативами были Nanoracks (запуск с МКС), Spaceflight (множество возможных носителей, включая Falcon 9, «Союз», Electron, PSLV и др.), ExoLaunch, Momentus (это компания основателя Dauria Aerospace Михаила Кокорича, у компании по знакомству есть предложение на запуск на разгонном блоке VIGORIDE). Выбор был сделан по соображениям цены (у «Главкосмоса» она на конкурентном уровне) и удобства взаимодействия. Запуск штатного созвездия возможен с любым провайдером, который предложит хорошую цену и подходящие сроки.

Для справки: конкретная стоимость запуска в контракте обычно не публикуется, запуск 3U-кубсата на низкую околоземную орбиту у Spaceflight стоит в районе 145K $, отправить на солнечно-синхронную орбиту 4U будет подороже, в районе 300K $.

Для управления первым спутником достаточно одной наземной станции. У сотрудников компании есть опыт создания наземных станций, так что будет как минимум одна собственная станция связи. Но на всякий случай планируется также обратиться за помощью к радиолюбителям по всему миру. А для полного созвездия рассматриваются, кроме сети своих станций, не только российские (а негосударственных сейчас уже немало, включая, например, «Сириус» в Сочи), но и свежие предложения облачных сервисов связи со спутниками от Amazon, Microsoft (Azure Orbital) и других компаний.

Время работы лазеров — три минуты максимум на виток — обосновано как технически, так и баллистически. Проход от горизонта до горизонта для солнечно-синхронной орбиты составляет примерно 10 минут. Но, поскольку целью являются мегаполисы с высотной застройкой, имеет смысл учитывать только участки не ниже 45° над горизонтом, прохождение которых и занимает примерно три минуты. За те же три минуты лазеры доходят до границы безопасных параметров работы: на кубсат не получится поставить мощную систему отведения тепла, так что приходится выключать лазеры, чтобы не перегрелись.

Последовательное решение задач по мере их появления означает, что, например, сейчас еще не ясно, будут ли применяться какие-нибудь модные фишки типа полета роем с элементами искусственного интеллекта, или же каждым спутником будут управлять отдельно с Земли. Но межспутниковая связь уже запланирована: она банально повышает надежность. Учитывая максимальное расстояние между спутниками группы в примерно 8 км, ретрансляция полученных команд гарантирует, что не окажется случайно не получившего сигнал спутника из группы.

Весьма важную задачу сведения аппаратов с орбиты после окончания срока службы пока что планируется решать активно: аппараты сориентируются двигателем вперед и дружно сойдут с орбиты. Пассивные средства сведения сломавшихся спутников изучаются, но сейчас нет ни общих стандартов таких решений, ни требований к спутникостроителям оснащать свои аппараты пассивными системами, которые бы работали на вышедшем из строя спутнике.

Экономика

Несмотря на внешнее сходство, рекламное созвездие — не аналог шоу дронов, это два принципиально разных рынка. Шоу дронов проводится в конкретной точке сравнительно короткое время — рекламное созвездие будет работать по всему земному шару. Далее, во многих государствах действуют серьезные ограничения на использование дронов. В силу нейтральности космоса никто не мешает включить спутники при пролете над мировыми достопримечательностями и получить фотографии логотипа заказчика над Белым домом, Кремлем или Тадж-Махалом. По стоимости демонстрации конкретному человеку расчеты показывают, что аналогом такого рекламного созвездия оказываются наземные билборды. Причем, парадоксальным образом, получается, что если вместо 134 мегаполисов ограничиться 10 крупнейшими, то стоимость показа окажется в десять раз ниже билборда. Здесь реализуется еще один экологический аспект проекта: если вместо тысячи потребляющих кучу ресурсов рекламных конструкций будут летать небольшие спутники, получится заметный эффект.

Бюджет первого этапа — подготовки и запуска тестового спутника — оценивается примерно в один миллион долларов, из которых большую часть составляет стоимость компонентов спутника, и мой собеседник уверен в том, что наличных ресурсов достаточно для его благополучного завершения. Сейчас компания ищет либо инвесторов, либо «якорного» заказчика для второго этапа — создания и запуска 20 аппаратов, стоимость чего оценивается в 10 миллионов долларов.

Комментарии (42)


  1. leonidru
    28.10.2021 12:01
    +31

    Надеюсь ничего не получится.


    1. Conung_ViC
      28.10.2021 12:29
      +2

      Вспомнился кадр из презентации о продаже поля зрения игрока в "Первому игроку приготовиться"... Где все усеяно рекламой...

      Только только начали города очищать от обилия рекламы, как придумали как небо засирать...


  1. iliasam
    28.10.2021 12:07
    +2

    «Процент увидевших — 5%»
    Не слишком ли высокий процент, особенно с учетом того, что спутники будут светить лазером только 3 минуты?
    Многие ли здесь видели, к примеру, «паровозик» из спутников Starlink?
    Учитывалась ли статистика по облачности в расчетах?


    1. lozga Автор
      28.10.2021 12:32
      +1

      "Паровозик" Starlink нужно ловить специально, и лично я его в городе видел только краем глаза, для прямого взгляда их яркость была недостаточна. А тут яркость повыше. В начале года меня нередко спрашивают "А что это такое на небе?", оказывается, что они видели созвездие Ориона, которое тусклее Венеры.


    1. drWhy
      28.10.2021 12:53
      +1

      Паровозики из-за низкой орбиты были хорошо видны только вскоре после заката и незадолго перед рассветом, пока Солнце подсвечивало спутники но не мешало их наблюдению. Ну и облачность могла помешать.
      К тому же после жалоб астрономов в новой версии спутники были модифицированы для минимизации отражения.
      Мне удалось увидеть паровозик уже разреженный, хотя несколько раз пытался наблюдать свежезапущенный.

      Рекламные спутники будут сознательно привлекать внимание, не жалея усилий, а наличие лёгкой облачности КМК только улучшит различимость рекламы на фоне городской засветки.


      1. agat000
        29.10.2021 08:43
        +3

        Угу, мы с семьей три раза специально выезжали за город, чтобы поймать "паровоз", Из за гадской погоды увидели только раз, и то только хвост в десять спутников. Но было здорово. Ночной пикник на обочине.


        1. drWhy
          29.10.2021 10:18

          У меня на ночёвку у реки для компании был припасен запасной вариант — пролёт МКС, так что получилось неполное фиаско. Жаль, не было бинокля.


  1. UDiy34r3u74tsg34
    28.10.2021 12:29
    +2

    в городах неба не видно из-за высоток, пыли и светового шума + облачность

    Нужна будет реклама этой рекламы, чтобы ее хоть кто-то увидел.


    1. lozga Автор
      28.10.2021 12:32

      Вообще в материале об этом есть, нужно дополнение в виде приложения.


  1. dydyman
    28.10.2021 12:30

    Подскажите, при помощи какой магии спутники не будут разбегаться на своих орбитах, а будут летать кучно, да еще и в определенном строе каждый виток? Как-то сомнительно, что ионными движками можно такое компенсировать. Там у ребят орбитальная механика уже посчитана, или пока посчитаны только деньги рекламодателей?


    1. lozga Автор
      28.10.2021 12:34
      +2

      Никакой магии, вы забываете, что они рядом летят, т.е. параметры орбиты практически совпадают. Между крайними расстояние примерно 8 км. И да, проводили, в материале есть расчет, что в худшем случае для перемещения спутника из крайней точки в крайнюю с небольшой тягой ионного двигателя потребуется неделя.


      1. dydyman
        28.10.2021 12:51
        +1

        вы забываете, что они рядом летят
        Не забываю. В КСП вы даже 2 объекта не заставите постоянно летать рядом, только друг за другом по одной орбите, с разным периодом. Но тут предполагается, что у спутников будут чуть отличаться наклонения орбит, чтобы двумерную картинку сформировать, а потому разбегаться они будут активно, при чем каждый по своему. С одной стороны буду восхищен, если они осилят такую задачу, а с другой опечален, так как проект принесет только увеличение информационного шума и ничего полезного.


        1. lozga Автор
          28.10.2021 12:56
          +2

          Представьте, для простоты квадрат из четырех спутников.

          1 2

          3 4

          У 1 и 3, а так же 2 и 4 отличаются только средние аномалии, потому что они летят по одной орбите друг за другом. У 1 и 2, а так же 3 и 4 отличаются только аргументы перицентра, потому что они летят по одинаковой орбите, только одна "левее", а другая "правее". Наклонение у них будет одинаковое у всех. И, в общем, особых сложностей с поддержанием такой орбиты быть не должно.


          1. dydyman
            28.10.2021 13:02
            +1

            В этом случае наклонение может быть одинаковым только у аппаратов, летящих в одной орбитальной плоскости. У вашего квадрата 2 аппарата летят с одним наклонением, а другие 2 по другой орбите с другим наклонением, а если они летят в разных орбитальных плоскостях но с одним наклонением, то мне еще сложнее представить как из них рисунок формировать.


            1. lozga Автор
              28.10.2021 13:10

              Наклонение - это угол между плоскостью орбиты и экватором. Наклонение у них будет одинаковое, например, 98 градусов. Представьте мысленно две перпендикулярные плоскости, одну можно вращать спокойно, и угол 90 градусов не изменится. А вот долгота восходящего узла разная. Потому что экватор одни пролетают на, условно, долготе 15 градусов, а вторые - 15,01


              1. dydyman
                28.10.2021 13:36

                Извините, отредактировал предыдущий комментарий в то же время как вы написали ответ.
                Все равно непонятно, если у спутников отличаются только орбитальные плоскости, то в случае солнечно-синхронной орбиты в районе экватора расстояние между спутниками будет максимальным, а в полярных областях минимальным и точно не может быть постоянным — 8км. Увидеть бы визуализацию этого, может стало бы понятнее.


                1. lozga Автор
                  28.10.2021 13:43
                  +1

                  В принципе верно. Но в районе полюса зрителей нет, пусть себе сходятся. Главное в рабочем районе, который как раз в низких широтах, выйти в нужную конфигурацию.

                  А вот визуализаций мне не показывали, увы.


                  1. dydyman
                    28.10.2021 13:55

                    Тогда над территорией РФ такое лучше не включать. Если жители Китая увидят в небе что-то подобное:

                    То жители Питера увидят что-то совсем неприличное, когда картинка сожмется по одной оси =)


            1. smrl
              28.10.2021 15:53

              Ох, нелегкая это работа - объяснять космо-инженерным популяризаторам азы небесной механики.

              Даже у Скота Мэнли было совершенно смехотворное видео, где он с умным видом разъяснял, что у искусственных спутников слишком мала масса, поэтому не может быть так, чтобы один спутник вращался вокруг другого, - и часть зрителей сделала дружный фейспалм, прямо как в меме.


    1. Valerij56
      30.10.2021 14:39
      +2

      Подскажите, при помощи какой магии спутники не будут разбегаться на своих орбитах, а будут летать кучно, да еще и в определенном строе каждый виток?

      Ваш вопрос был бы оправдан, если бы спутники соблюдали строй в течении всего витка, и если бы спутники не имели двигателей. Есть два варианта:

      1) Можно так построить множество орбит, что спутники будут лететь строем только над заданным городом в течении трёх минут. Орбиты спутников будут незначительно различаться, и строй на противоположной части витка будет нарушен.

      2) При работающих двигателях орбиты спутников не будут подчиняться Законам Кеплера, и спутники могут лететь строем весь виток. Орбиты будут очень незначительно отличаться от кеплеровских, поэтому даже малой тяги электрических двигателей хватит, чтобы поддерживать строй. Проблема этого варианта в том, что электрическому двигателю нужна соответствующая энергетика.

      К сожалению, из статьи непонятно, какой вариант избран.


  1. Am0ralist
    28.10.2021 12:34

    Фантастам нередко удается предсказать будущее. (...)
    Но вот тема космической рекламы встречалась разве что в анекдотах
    От создателя «Табак убивает» в фантастическом произведении за несколько лет до всем известных пачек сигарет в России, реклама страхования машин в космосе и к чему могут привести десятилетние традиций аутсорсинга с распилингом.


    1. lozga Автор
      28.10.2021 12:39

      Не читал, спасибо огромное! :)


    1. ValentinDom
      01.11.2021 19:28

      И ещё был рассказ про рекламный слоган, который выводился на небе с помощью "передвижения" звёзд - Фредерик Браун, "Звёздная карусель" - http://www.kulichki.com/moshkow/INOFANT/BRAUN_F/go_round.txt


  1. drWhy
    28.10.2021 12:42
    +1

    «тема космической рекламы встречалась разве что в анекдотах»
    "Кибериада" Станислава Лема
    «Путешествие второе, или Какую услугу оказали Трурль и Клапауций царю Жестокусу.
    Трурль и Клапауций пишут объявление (ненужными звёздами в космосе) о том, что ищут достойную работу.»

    Вообще тема рекламы в фантастике раскрыта довольно неплохо, взять хотя бы «Бегущего по лезвию» или «Видоизменённый углерод». В некоторых случаях требуется применение активных средств противодействия и даже медикаментозной терапии.
    Надеюсь, со временем конституционное право на отдых будет расширено правом на отдых от рекламы, иначе разработка минобороны понадобится не только военным.


  1. roofcat
    28.10.2021 13:15
    +8

    В варианте анекдота, который я знал, вместо Кока-колы было Marlboro, что давало простор для третьего этапа противостояния - когда под брендом на Луне появляется надпись "МинОбороны ССР предупреждает: Курение опасно для Вашего здоровья"


  1. sinc_func
    28.10.2021 14:03
    +4

    ...Наиболее очевидные варианты — космическая связь или дистанционное зондирование Земли, во-первых, уже заняты и поделены. Во-вторых, сам рынок не такой уж и большой... 

    Когда я 2012 году перебрался из космической промышленности (а точнее НИИ Физических Измерений) на работу в частную фирму, сначала на относительную рутину - разводку печатных плат (но с далеко не примитивными требованиями), через пол-года мне дали возможность сделать проект-исследование на замену продукции одного из конкурентов.

    Сначала задача выглядела как -"Надо сделать не хуже" (по очень большому списку сертифицируемых параметров), но потом... потом это смотрелась по азарту как хоккейный матч "СССР- Канада" из 70-х. Когда мой руководитель сдавал бумаги с описанием достигнутых параметров, они выглядели как настоящее "избиение младенцев"..

    В последующие годы подобная история повторялась регулярно. Местами в нашей фирме откровенно витал дух бойцовского клуба (куча народа здесь - спортсмены и качки), а я всегда видел достижение параметров в моем проекте как своеобразный "Выход на ринг".

    Что же касается НИИ Физических Измерений (да и многих НИИ-КБ в Пензе) - это мир бутафории, скрытых групп - кланов, извращенной технической логики.

    И что бы я очень хотел, чтобы не только Маск, но чтобы кто-то из наших объяснил публике, оккупировавшей "...занятые и поделенные варианты.." ( а также - соответствующие финансовые потоки), чего они стоят в этом мире.


  1. McStrauth
    28.10.2021 15:03
    +6

    Надеюсь, они обанкротятся раньше, чем у них хоть что-то получится. И очень надеюсь, что наши государевы держиморды не пустят их в космос всеми силами. Ибо задрали своей рекламой на каждом квадратном миллиметре каждой поверхности.

    Это до какой же степени надо потерять человеческий облик, чтобы ради наживы стремиться изгадить единственное, что ещё изгадить не дотянулись?


  1. Blackbox7
    28.10.2021 15:07
    +4

    Фредерик Браун. Звездная карусель

    "МОЙТЕСЬ МЫЛОМ СНИВЛИ!"


    1. ValentinDom
      01.11.2021 19:30

      Ага. И это была опечатка. :)


  1. ZekaVasch
    28.10.2021 15:22

    На науку денег не дадут, а на рекламу легко. Бизнес все порешалт


  1. smrl
    28.10.2021 16:34
    +1

    Без пояснений выклядит как маркетинговая куча преувеличений. Потому что вот это:

    Перестроение из одной фигуры в другую займет примерно неделю из-за низкой тяги двигателей,

    не очень стыкуется с вот этим:

    Простые подсчеты показывают, что теоретический максимум производительности составляет 15 городов (до 18, если заменить три минуты на два отрезка по полторы), а за месяц можно устроить шоу во всех 134 крупнейших городах планеты.

    и вот этим:

    Шоу дронов проводится в конкретной точке сравнительно короткое время — рекламное созвездие будет работать по всему земному шару.

    Дело в том, что если вы выстроите изображение для какого-то одного города, то на орбите будет только одна точка, где изображение будет в точности как надо. Далее полорбиты изображение будет меняться, пока в противоположной точке не выстроится в перевернутое, и следующие полорбиты возвращается к нормальному виду. Над условной широтой Москвы (если она главная цель, где больше всего потребителей первого сорта?) будет проходить нужное изображение, на широте Питера чуть искаженное, а на широте Крыма что-то сильно скособоченное. Про Дубаи и Сингапур лучше вообще забыть.

    Так что при указанных вводных, показать рекламу во всех крупных городах мира за месяц, в принципе, наверно, можно - всего по разу-два, не в идеальное время и не всегда в зените, и почти всегда немного скособоченную. Причем видно это будет каждый раз именно что "сравнительно короткое время" - гораздо короче, чем шоу дронов.


    1. lozga Автор
      28.10.2021 16:49
      +1

      Противоречия нет. Неделю созвездие выстраивается в нужную фигуру. После чего 15 раз в сутки светит на 15 городов по 3 минуты на каждый (18 раз и 18 городов, если несколько трехминуток разбить на 2х1,5 минуты). За месяц набирается сотня-две городов (или можно повторять). И, как я понял, для них важны города в низких широтах, Азия и Ближний Восток. Для этих городов изображение будет развернуто без искажений. Не забудьте, что показ один на виток, а остальные 90+ минут спутник заряжает аккумуляторы и маневрирует


  1. Vsevo10d
    28.10.2021 18:03
    +1

    Киберпанк, который мы заслужили.

    Визуальный мусор - теперь и на орбите!


  1. steanlab
    28.10.2021 20:30
    +4

    вот да, соглашусь с выше отписавшимися — "надеюсь, что у них ничего не получится!"(С)
    о себе — ни разу не луддит, но просто «не надо».


  1. Kvakosavrus
    28.10.2021 21:25
    +1

    Полагаю, этих инноваторов следует перевешать. Или отправить на урановые рудники.


  1. LevOrdabesov
    29.10.2021 10:50
    +2

    Отвратительно.


  1. Karlson_rwa
    29.10.2021 23:37
    +1

    Я вот даже не знаю, какую оценку ставить статье. С одной стороны хорошая подача материала и интересная с технической точки зрения тема. С другой — соглашусь с большинством комментаторов, которые пишут, что это ужасно. Небо — часть природы! Всё равно что на коре деревьев вырезать рекламу! Тьфу.
    Пожалуй, если после появления такой рекламы кто-то кинет клич «дайте денег и мы сведем эту хрень с орбиты, взломав всё и вся», то я всерьез задумаюсь о том, чтобы поддержать их финансово. Это удручает.


    1. Am0ralist
      30.10.2021 09:43
      +1

      «Адблок для неба, созвездие микроспутников, которое сносит нахрен все рекламные спутники, донять прямо сейчас!»


  1. Vitalii87
    01.11.2021 23:03

    Уважаемый автор, я тут недавно, поэтому ведать у меня ограничения на комментарии под статьями старой давности. Поэтому разрешите я задам вопрос под этой статьей. Порочитал ваши статьи про двигатели разных ракет, и вот стало интересно, скажите пожалуйста в чем секрет двигателя Мерлин, а именно то как он садится обратно. Почему наши не могут сделать такую же технологию? Вроде говорят что это старая технология, но почему тогда ее до сих пор нет у нас?


    1. lozga Автор
      01.11.2021 23:12
      +1

      Посадка ступени Falcon 9 не связана с какими-то тайнами двигателями Merlin. Скорее наоборот, он является сложностью для системы управления. Из-за того, что он недостаточно дросселируется, и минимальная тяга одного двигателя больше, чем масса ступени с остатками топлива, пришлось изменить алгоритм посадки. Обычный и более удобный алгоритм, реализованный, например в New Shepard, заключается в том, что ступень гасит скорость на высоте пары метров над площадкой, а потом малой тягой идет на посадку. Falcon 9 гасит скорость до околонулевой в момент касания, и тут же надо выключить двигатель, а то ступень начнет подниматься. А что касается нас, наиболее простой ответ заключается в том, что самая современная из уже летающих ракета "Ангара" реализует модную двадцать лет назад тему универсальных модулей, с которыми уже наигрались на Delta IV и отказались делать для Atlas V. А многоразовость собираются реализовать в "Союзе-7", он же "Амур", который должен полететь минимум лет через пять.


  1. Tarakanator
    08.11.2021 15:56

    но вот передача информации мерцанием — это теперь уже защищенное патентным правом ноу-хау.

    Не понял. Они запантентовали сигнальный прожектор? https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%B3%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80


    1. drWhy
      08.11.2021 16:05

      И не они одни. Li-Fi.