Для анализа поведения пользователей и улучшения качества обслуживания клиентов компании используют продуктовую аналитику. Аналитика упрощает отслеживание пользователей, поскольку сбор и управление данными автоматизируются. Лидеры продуктов, дизайнеры и разработчики используют эти данные для принятия решений, а исследования показывают, что компании, которые полагаются на продуктовую аналитику, получают больше прибыли, чем их конкуренты.
Почему компании используют продуктовую аналитику?
Продуктовая аналитика позволяет компаниям досконально понимать, как пользователи взаимодействуют с тем, что они создают. Особенно важно это для технологических продуктов, где команды могут шаг за шагом отслеживать цифровой след пользователей, чтобы понять, что им нравится, а что не нравится, что влияет на их вовлеченность, возвращение и отток. Аналитика – важная часть современного управления продуктами, поскольку большинство приложений и веб-сайтов не умеют предоставлять отчеты о самих себе. Без аналитики, данные, которые они собирают, часто оказываются противоречивыми или неправильно отформатированными (неструктурированные данные). Продуктовая аналитика превращает эти данные в полезные, объединяя все источники данных в одно организованное представление.
Почему важна продуктовая аналитика?
Продуктовая аналитика показывает компаниям, что на самом деле делают их пользователи, а не только то, что они говорят. Здесь мы говорим о проявляемом поведении (revealed behavior), и оно крайне красноречиво само по себе. Пользователи не очень хорошо понимают, что их ждет в будущем (вспомните любое новогоднее обещание), а наличие аналитики позволяет командам разработчиков копать глубже, чем опросы и интервью с пользователями, на которые влияет человеческий фактор. Сверхдетализированные данные приводят к более выгодным решениям. По данным McKinsey, «Компании, которые используют продуктовую аналитику на полную, почти в два раза чаще говорят, что опережают своих конкурентов с точки зрения прибыли, чем компании, которые ее не используют». Чтобы увидеть такие результаты, компании обязаны использовать продуктовую аналитику для своих продуктов.
Как использовать продуктовую аналитику
Все платформы продуктовой аналитики строятся на двух основных функциях, которые помогают компаниям отвечать на вопросы о пользователях:
Данные отслеживания: запись посещений, событий, действий.
Анализ данных: визуализация данных с помощью дашбордов и отчетов.
Благодаря отслеженным, собранным и упорядоченным данным, компании могут свободно задавать такие вопросы, как:
Какова демография наших пользователей?
Как обычно пользователи ведут себя на нашем сайте или в приложении?
Как мы можем сократить отток пользователей?
Более того, ответы, которые они получают, вооружают их статистически достоверными фактами, на которые можно опираться при принятии маркетинговых и продуктовых решений. Общие цели продуктовой аналитики:
Улучшить retention;
Сегментировать наиболее прибыльных пользователей;
Решить, куда инвестировать маркетинговые бюджеты;
Понять, как люди используют сайт или приложение;
Раскрыть боли пользователей;
Уменьшить отток пользователей.
После этого команды обычно переходят к доказательству или опровержению гипотез, таких как «Сможет ли добавление всплывающего окна увеличить количество подписчиков более чем на 30%?» или «Найдут ли клиенты на 20% быстрее то, что они ищут, если мы добавим иконки?». Со временем команды создают хранилища проверенных данных, которые позволяют им создавать циклы положительной обратной связи. То есть чем больше данных команды получают при анализе продуктов, тем больше они могут итерироваться в процессах маркетинга и разработке продукта. Больше итераций – больше данных, больше тестов и больше улучшений в эффективном цикле. Продукты, выходящие из такого цикла, часто становятся крайне удобными в использовании.
Какие инструменты предоставляет продуктовая аналитика?
Инструменты, которые команды фактически используют для получения инсайтов, варьируются от платформы к платформе. Ниже приведены наиболее распространенные и полезные функции. Общие функции продуктовой аналитики:
Отслеживание пользователей: Автоматическое отслеживание событий на вашем сайте или в приложении.
Профилирование и сегментация пользователей: Узнайте, кто ваши пользователи, и сегментируйте их по устройствам, времени, регионам и поведению.
Отправка уведомлений: Общайтесь с пользователями и отправляйте оповещения команде разработчиков продукта.
Маркетинговая воронка: Обзор путей пользователей и конверсий.
A/B-тесты: Тестируйте варианты обмена сообщениями и функции.
Отображение дашбордов: Визуализация данных с помощью шаблонов или пользовательских отчетов.
Метрики: Измеряйте вовлеченность для каждой функции.
Как начать использовать продуктовую аналитику
Внедрение начинается с выбора вендора продуктовой аналитики. В зависимости от вашего бюджета есть три варианта: бесплатный, платный и самодельный.
Существует три варианта продуктовой аналитики
Бесплатное решение |
Собственная аналитическая система |
Платное решение |
|
Плюсы |
Бесплатно |
Кастомная архитектура |
Много функций, есть поддержка, масштабируется, безопасна, доступна |
Минусы |
Мало функций, отсутствие поддержки |
Оказывается примерно в 8 раз дороже, чем платное решение, сложно поддерживать |
Стоит денег |
Убедитесь, что ваш вендор может поддерживать как минимум:
Интеграцию со всеми сайтами и приложениями, которые вы планируете отслеживать. Если нет, то нужно будет брать больше одной аналитической платформы.
Интуитивно понятный пользовательский интерфейс, доступный для всей команды. В противном случае вы создадите узкое место для анализа данных, поскольку все в организации будут полагаться на одного опытного сотрудника, который понимает платформу.
Безопасность данных и разумное время безотказной работы. Без безопасности и безотказной работы успех вашего продукта будет зависеть от незащищенной точки отказа.
Фактическая продуктовая аналитика будет сводиться к ее интеграции с вашими сайтами и приложениями. Для сайтов обычно есть фрагмент кода, который необходимо добавить в заголовки, а для приложений обычно есть SDK, который выполняет аналогичную функцию. Если ваш вендор поддерживает no-code реализации, процесс может значительно ускориться. После установки системы продуктовой аналитики вы сможете приступить к сбору данных и их анализу для получения бесценной информации.
Материал подготовлен в рамках курса «Продуктовая аналитика».
Всех желающих приглашаем на бесплатное demo-занятие «Когортный анализ и сегментация». На занятии вы узнаете о, пожалуй, основных рабочих инструментах аналитика — когортный анализ и сегментация. На примерах реальных компаний поймем, почему и когда нужны эти виды анализа и к каким ошибкам может привести отсутствие практики их применения. По ходу занятия вы научитесь использовать эти аналитические подходы, а также будете знать, какие самые распространенные варианты сегментов и когорт используются в продуктовой аналитике.
>> РЕГИСТРАЦИЯ
lumaxy
Формулировка напомнила мне бородатый анекдот:
Дед на приеме у сексопатолога:
— Доктор, больше 3-х раз в неделю с женой не получается.
— Дед, а лет тебе сколько?
— 85.
— Дед, ну это же превосходно!
— Да? А мой сосед говорит, что с женой ежедневно, а ему 95!
— Ну так и вы говорите!