История глобального фондового рынка насчитывает немало взлетов и падений, случались и многолетние периоды "затишья". Но в этой истории есть несколько поистине "черных" дней, которые влияли на работу крупнейших компаний и жизнь сотен миллионов человек.
Описывать все взлеты и падения не получится, поскольку информации слишком много для одной статьи. Лучше вспомним один особо сложный период, который начался с так называемого Черного понедельника 1987 года. Он примечателен не только тем, что биржевой рынок тогда едва не потерпел полных крах, но и тем, что одним из негативных факторов оказались технологии, точнее - программное обеспечение.
Что тогда происходило?
Сначала все было хорошо. С 1982 года фондовый рынок США чувствовал себя очень неплохо. Это были золотые годы для инвесторов - большинство компаний развивались, а рынок - постоянно рос. Особенно заметно он стал расти с 1985 года - тогда всего за пару лет индекс Dow Jones удвоил свои показатели.
Хорошо чувствовал себя и бизнес, и обычные люди. Рональд Рейган проводил политику экономических реформ, которые включали снижение налоговой нагрузки на бизнес и граждан. С инфляцией тоже боролись. Кроме того, администрации Белого Дома тогда удалось снизить уровень безработицы до минимального показателя в 5%. Тогда же объем валового национального продукта вырос на 28%.
Правда, стал стремительно расти и внешний долг - за несколько лет он утроился, увеличившись с $997 млрд до $2,85 трлн. Во многом это случилось из-за увеличения военных расходов, которые к концу "золотого периода" значительно превышали социальные расходы.
Но все шло хорошо, пока в одну из пятниц 1987 года индекс Dow Jones не стал понемногу снижаться. Падение было очень медленным, но оно порождало сомнения среди участников рынка. В итоге в пятницу, предшествующую Черному понедельнику, индекс упал на 5%. Вроде бы ничего критичного, но это падение послужило поводом для биржевой паники. Факторов, которые привели к проблеме, было несколько, и ниже о них поговорим.
Биржевой кошмар и причины, его породившие
Уже в понедельник индекс Dow Jones упал с 2246 до 1738 пунктов, потеряв почти 23%. Это было уже очень много, больше, чем могли себе позволить брокеры и софт, которым они пользовались.
Некоторые эксперты считают, что это была основная проблема, фактор, который и запустил цепную реакцию. Другие специалисты не соглашаются с первопричиной, но все же софт того времени действительно внес свою лепту в надвигающийся хаос.
Под софтом подразумеваются торговые программы, которые стали достаточно популярными среди трейдеров. Конечно, это ПО было куда как примитивнее нынешних комплексных программ и сервисов, но все же оно помогало трейдеру ориентироваться во всем многообразии котировок.
В частности, ПО анализировало тенденции рынка и выдавало определенные рекомендации. На момент 1987 года биржевое ПО использовалось уже несколько лет. Ну а поскольку рынок рос, то софт постоянно выдавал рекомендации на приобретение ценных бумаг. Как только рост приостановился, тот же софт стал рекомендовать продавать ценные бумаги, что и начали делать брокеры. Заявок на продажу становилось все больше, пока не началась паника.
К этому привел и еще один фактор - уже прямой технический сбой. Дело в том, что в тот понедельник первые полчаса работы биржи работали только заявки, сделанные при помощи ПО. "Ручные" заявки стали обрабатываться только спустя 30 минут. Этот получасовой сбой сам по себе привел к относительно небольшому падению индекса. Трейдеры, видя такую ситуацию, стали массово сбывать фьючерсы после того, как наладилась ситуация с обработкой ручных заявок. Ну а это, в свою очередь, привело к еще более сильному падению индекса.
Одна проблема следовала за другой - и вот биржа уже оказалась в центре почти что идеального шторма. Заявок на продажу в итоге стало настолько много, что покупателей ценных бумаг стало катастрофически не хватать, так что продавцы постепенно стали снижать цены.
Тут последовал новый технический бой - система просто не справлялась с потоком заявок. Отказала и система, размещающая ордеры на продажу. В то же время автоматические продажи фьючерсов, в отличие от акций, проводились без проблем.
Возникшая паника привела к тому, что к вечеру понедельника Dow Jones потерял 508 пунктов, 300 из них — в последний час. Всего за один день капитализация многомиллиардного рынка упала на целых 30%. Казалось, что экономику США, да и многих других стран, затягивает в воронку коллапса, откуда выйти уже невозможно.
Ситуацию усугублял также торговый и бюджетный дефицит американской экономики. К этому стоит добавить еще и растущую политическую нестабильность в зонах "ответственности" США, крепнущее недоверие к доллару и т.п.
Все быстро починили
"Идеального шторма" не случилось. В отличие от краха 1929 года государство сразу же приняло активнейшее участие в решении проблемы. Так, Федеральная резервная система смогла оперативно обеспечить дополнительную ликвидность, включая дополнительный выпуск государственных ценных бумаг. С 7 октября по 4 ноября этих бумаг было выкуплено на несколько млрд долларов США.
Кроме того, ФРС опустила реальную ставку на 179 базисных пунктов, что дало возможность банкам обеспечить дополнительное финансирование фирмам, которые предоставляли услуги торговли на фондовом рынке.
Важнейшую роль в принятии решений тогда принял руководитель Нью-Йоркского федерального резервного банка Джеральд Корриган. Кроме мер, которые озвучивались выше, он использовал и силу убеждения - так это именно он смог убедить власти, что предпосылок для сложившейся ситуации нет. Поэтому государство и стало предпринимать столь решительные меры.
Уже на следующий день индекс Dow Jones вырос на 102 пункта и ситуация понемногу стала нормализоваться.
Что потом?
В целом, ситуацию довольно быстро удалось привести в норму. Проблем было немало, но их решили, так что рост возобновился в кратчайшие сроки
Для того, чтобы избежать повторения этой ситуации, биржи изменили правила работы. В частности, на Нью-Йоркской бирже софт, который был в центре "шторма" 1987 года просто запретили. Кроме того, NYSE и CME ввели механизм остановки торгов. Согласно правилам, торги останавливали на час, если индекс Dow Jones снижался более чем на 250 пунктов в день, и на два часа, если падение превышало 400 пунктов.
Технологическую инфраструктуру бирж стали активно развивать, чтобы не повторилась ситуация с падением центра по обработке заявок. С тех пор компьютеры и прочие элементы цифровой инфраструктуры бирж постоянно обновляют, не дожидаясь устаревания или новых рекордов в плане количества обрабатываемых заявок.
В общем, Черный понедельник принес больше переживаний, чем реальных проблем. Но его все же до сих пор вспоминают, как один из наиболее опасных моментов в истории экономики США, а значит, и большей части остального мира.
Ну а в 1990 году начался рост, который был связан с увеличением роли США в регионе Персидского залива. Рынок до начала 2000-х рос без особых проблем - это был новый "Золотой век" для инвесторов. Уже потом начался новый кризис, но причины, которые к нему привели, были уже другими. Об этом мы поговорим в одной из следующих статей.
Комментарии (10)
molybdenum
06.01.2022 15:18> Под софтом подразумеваются торговые программы,
вот так вот «program trading» превратился в «торговые программы», а оттуда уже в «торговое ПО». хотя никакого отношения program trading к торговому ПО не имеет. Ну и реально причиной падения рынка стал «portfolio insurance», который был популярен в 1987 году. когда инвесторы страховали свои инвестиции у банков. и как только рынок начал падать, банкам пришлось скидывать бумаги, чтобы вывлатить страховку, а это еще больше тянуло рынок вниз, и вызывал еще больший сброс бумаг.
> система просто не справлялась с потоком заявок. Отказала и система, размещающая ордеры на продажу. В то же время автоматические продажи фьючерсов,
выпервые слышу о том что NYSE торговало фьючерсами и у них была какая то система автоматичекой продажи
MAXH0
>> Ну а в 1990 году начался рост, который был связан с увеличением роли США в регионе Персидского залива.
Как вы мягко сказали про ЭТО
iMedved2009
А как это связано?
MAXH0
На самом деле почти ни как... Как и впрочем и экономический рост США в 90-е годы с политикой США в Персидском заливе почти не связан. Как и причины кризиса были не сбой компьютерных систем между крупнейшими банками Нью-Йорка и Чикаго. Это был повод.
Причина падения была в Японской и Немецкой экономике. Финансовый аналитик У.Энгдаль писал: "В конце 80-х гарвардский экономист (позже министр финансов при Клинтоне) Лоренс Саммерс предупредил: "Утверждение большинства американцев о том, что Япония представляет большую угрозу США, чем Советский Союз, скорее всего, окажется правильным".
Но, в принципе, в 1987 году уже были проведены все необходимые действия для того, чтобы кризис завершился в пользу США. Было подписано соглашение в Плаза которое затем откорректировал Луврский аккорд. Причины роста США в 90-е - это падение СССР, потерянное 20-летие Японии и перевод производства в Китай. И если падения СССР добились политическим давлением, то Японию придушили сугубо экономическими методами, пользуясь не полным суверинитетом страны.
Драйвером роста, безусловно, стала дешовая рабочая сила Китая. Но вот за все приходится платить. Китай становится первой экономикой мира.
molybdenum
А что это за таинственные «крупнейшие банки Чикаго»? Назовите парочку? И что это за таинственные компьютерные системы у нах были с банками Нью-Йорка?
MAXH0
В общем то отвечая на Ваш вопрос, важно не потерять главный тезис - Кризис был вызван не техническим сбоем, а наоборот технический сбой был порожден кризисом. Причина кризиса - торговый дефицит США в торговле с Японией и Германией. Остальное - следствия.
Итак, в начале октября 1987 года США и Западная Германия публично объявили о несогласиях по процентной политике, что поставило под сомнение Луврский аккорд, призваный удержать курс доллара. Это привело к уходу инвесторов в облигации. Превлекательность же акций упала и они начали падение.
Банки кредитовали плечо, через которое брокеры торговали на бирже. Это, в целом были не специфические банки Чикаго. А крупные общеамериканские банки (та самая ростовщическая олигархия, которая является подлинной хозяйкой Америки). В заключении комиссии фигурируют Goldman Sachs, Kidder Peabody, Morgan Stanley которые не выделили запрошенные деньги в полно объеме Они, получив от биржи заявки на кредитование, посчитали что в условиях падения их риски слишком велики. Еще надо упомянуть Контенентальный банк Чикаго который и прокредитовал торги на недостоющую сумму, но в последний момент. Все это вызывало нервное сотояние у инвесторов. Торги открылись массовыми продажами.
Теперь, когда я расказал предысторию, можно поговорить и про компьютерные программы. К сожалению я действительно не совсем корректно выразился. Программы были не банковскими, а биржевыми. Но, например, программа учета маржинальных торгов, в ходе технического сбоя, удвоила запрашиваемую у банков сумму, что вызвало превышение банковского лимита и приостановку кредитования.
Вообще тот момент характеризовался тем, что программное обеспечение использовалось активно, но было еще очень сырым. Его использовали как биржи, так и отдельные трейдеры. Трейдеры при помощи ПО осуществляли "телефонный арбитраж" - передачу цен между биржами быстрее официальных данных.
На Нью-Йоркской фондовой биржи, имела электронную систему обработки DOT (система оборота приказов), предназначенную для оптимизации программных торгов. Так вот 19-го эта система легла при обработке чикагских фьючерсов. В ряде регистров программы произошло вульгарное переполнение и и потеря значащих цифр. Проблема была на стороне чикагской биржи и порядка 5 000 позиций передавались и вносились в ручную, что привело к значительному расхождению между биржами во времени и сделало привлекательным арбитраж, что в свою очередь увеличило волатильность и усилило панику.
20 октября кризис усугубился - Fedwire, специальная система коммуникаций Федеральной резервной системы для передачи средств между крупными банками, закрылась на два с половиной часа из-за компьютерных неполадок. (Вот собственно банковская программа, которая усугубила кризис)
В общем системы компьютерных торгов рухнули под нагрузкой, торговля по телефону шла с задержками...
НО, я еще повторяю. Это не причина кризиса, а его последствия. В 1987 году мынаблюдали крах классической рейгономики. В дальнейшем США пошли по пути её неолиберальной модернизации, где экономическое принуждение и политическое давление шагают рука об руку. Не будете нас слушать - тогда демократия придет к вам. Этому и посвящена КДПВ моего первого ответа. Хотя начинать, конечно стоит, с Панамского кризиса...
molybdenum
> В заключении комиссии
че за комиссия?
> имела электронную систему обработки DOT (система оборота приказов), предназначенную для оптимизации программных торгов.
> Так вот 19-го эта система легла при обработке чикагских фьючерсов.
система приема ордеров на акции легла при обработке чикагских фьючерсов??
вообще то система DOT, которую в 1984 году переделали в SuperDOT была предназначена для обработки малых приказов, а не для программных торгов.
> Хотя начинать, конечно стоит, с Панамского кризиса…
я предлагаю начать с Крещения Руси
MAXH0
Ни че такая коммисия. Из Вашингтона решал отправили, чтобы крайних назначить, терпил успокоить, а солидным авторитетам не дать просеть ниже плинтуса. Комиссия Брэйди. «Доклад Президентской рабочей группы по рыночным механизмам», январь 1988 года.
Вообще кризис 1987 года подробно описал Питер Норман в книге "Управляя рисками". оттуда взяты и все мои данные.
НО сотый раз повторяю. Кризис был экономический, а не технический. Это основная идея. Так что не забалтывайте по мелочам...
molybdenum
Ааа. Это комиссия Брэйди. А ну да. Ну да. Я так и понял что вы все с чужих слов пересказываете. Как про комиссию услышал, так и понял откуда ветер дует. Убедиться хотелось
А вообще про кризис 1987 года кто только не писал. И ваш Питер Норман не оригинал и не авторитет. Так что данные которые вы оттда взяли являются всего лишь мнением этого Питера
MAXH0
Ок. Как я понимаю по вашей критике вторичности моего мнения, мне довелось встретиться с непосредственым участником тех событий. Ждем от вас информации из первых рук.