В фэнтези и фантастике есть целый пласт произведений, которые уже давно считаются классическими и хорошо известны читателям. Большая часть таких книг давно переведена на русский язык, ведь в 90-х годах в наших палестинах очень активно издавались книги популярных фантастов. Однако некоторые романы, по праву имеющие на Западе статус классических, на русском языке впервые увидели совсем недавно. Иногда из-за того, что пик их популярности пришелся на время до распада Советского Союза, когда с переводами западной фантастики все было гораздо сложнее, иногда из-за неформатности или предполагаемой сложности для читателя, иногда по финансовым причинам. Рассказываем о нескольких таких произведениях, с которыми русскоязычные читатели смогли познакомиться только в последнее время.
«Пятая голова Цербера» Джина Вулфа
Джин Вулф не любит ничего объяснять, читатель должен сам проделать всю работу и прийти к собственному выводу о том, что произошло в книге. Такой подход принес ему много почитателей, которых восхищает тонкая интеллектуальная игра и необходимость внимательно следить за происходящим, но и много противников, которым произведения Вулфа кажутся переусложненными, запутанными и чересчур философскими. «Пятая голова Цербера» — одна из его ранних работ, и в ней уже видны основные темы и приемы, к которым он постоянно обращался в своем творчестве.
Книга состоит из трех слабо связанных друг с другом новелл, повествование в которых ведется от лица разных героев и в разном стиле — от монолога-исповеди до допроса или дневниковых записей. Такое разнообразие сначала сбивает с толку, но постепенно, через разделенные временем и героями истории, проступает целостная картина о прошлом планет и их обитателей. Вулф раскидывает по всему тексту намеки, позволяющие разгадать тайну исчезновения исконного населения, но эти намеки неоднозначны и могут толковаться по-разному. Финал ничего не проясняет, и читатель может выбрать любой вариант исходя из того, на что он больше обращал внимание по ходу действия, или кому он больше поверил. Ведь Вулф известен своими ненадежными рассказчиками, и в этой книге их сразу несколько. Несмотря на то, что этот прием сейчас встречается регулярно и, кажется, уже никого не может удивить, роман, написанный еще 50 лет назад, в этом смысле нисколько не устарел и задает стандарт на будущее.
Романы Вулфа могут быть запутанными и противоречивыми, они обращаются к сложным вопросам памяти и идентичности, но именно в этой сложности и неоднозначности и состоит ценность его работ даже сегодня.
«Дракон не дремлет» Джона Форда
Роман Джона Форда мог остаться безвестным не только для российского, но и для современного американского читателя. После своего выхода в 1983 году он приобрел культовый статус и завоевал Всемирную премию фэнтези, но после смерти Форда в середине 2000-х годов из-за проблем с авторскими правами его книги очень долго не издавались, даже несмотря на попытки друзей автора, Нила Геймана и Роберта Джордана, выкупить у наследников права на их выпуск. Если бы не журналистское расследование, благодаря которому на правообладателей Форда вышло издательство Tor Books, «Дракон не дремлет», как и другие книги автора, возможно, никогда не стали бы доступны современным читателям.
Между тем, этот роман не просто увлекателен, полон интриг и приключений, он стал предвестником многих знаковых произведений в жанре политического и исторического фэнтези, в первую очередь «Песни льда и огня» Джорджа Мартина. «Дракон не дремлет» тоже основан на Войне Алой и Белой розы, причем в книге действуют реальные исторические персонажи, происходят реальные события, но история Форда все-таки остается альтернативной и к тому же в ней присутствуют элементы фэнтези. В 1980-е годы большинство жанровых авторов еще шли по стопам Толкина и писали высокое фэнтези с эпическими квестами о борьбе Добра со Злом, но Форд создал реалистичную и приземленную историю с фокусом на политике и шпионских играх, в которой минимум магии и сверхъестественного.
Еще одна особенность Форда, так любимая современными фантастами, это смешение жанров и направлений. В небольшой по объему книге он совместил политический триллер, герметический детектив, историю взросления и шпионский роман с учетом правил, диктуемых альтернативным историческим сеттингом. Наконец, в лучших традициях постмодерна Форд постоянно играет с читателем, меняя персонажей местами, скрывая их мотивацию, включая огромное количество отсылок к другим произведениям и авторам. Но читателю необязательно принимать этот вызов — роман можно читать просто как захватывающую историю о возведении на престол Ричарда III, удовольствия от этого будет не меньше.
«Королева ангелов» Грега Бира
Грег Бир не очень знаменит в России, но весьма известен на Западе — и не только как успешный автор более чем 30 книг в жанрах научной фантастики, хоррора и фэнтези, но и как один из сооснователей «Комик-Кона». По своему подходу Бир несколько напоминает Нила Стивенсона — тоже вдохновляется последними научными трендами в науке и бизнесе — от биотехнологий до распространения интернета еще в конце 1980-х годов, придерживается научного подхода и проверяет реалистичность своих концепций у ученых, но при этом больше интересуется не технологической стороной прогресса, а влиянием технологий на общество, возникающими рисками и моральными проблемами.
Роман «Королева ангелов», написанный Биром в 1990 году, до сих пор не потерял своей актуальности именно из-за акцента на абсолютно «человеческих» темах идентичности, вины, возможности насильственной коррекции личности и поведения. Формально это детектив — в утопическом Лос-Анджелесе 2047 года происходит жестокое убийство восьми человек, полицейская ищет убийцу, а ученые пытаются понять, что же в его мозгу побудило его на преступление. Но детектив — это лишь каркас для философских размышлений, психологического анализа и исследований нравственных противоречий. Несмотря на вроде бы справедливое общество с почти полным отсутствием преступлений большинство главных героев глубоко несчастны и не чувствуют себя собой. Полицейская Мэри Чой — азиатка, прошедшая множество модификаций и пересадку генов косатки, чтобы стать чернокожей, поэт Голдсмит темнокожий, но ощущает себя «белым изнутри», а искусственный интеллект Джил пытается стать настоящей личностью через копирование поведения людей. Еще одна линия, посвященная вопросу справедливого и гуманного наказания или же возмездия за преступления — тоже может вызвать неприятное чувство узнавания. Это наглядно демонстрирует, что технологический прогресс совсем не гарантирует изменений в этике и морали.
«Искусники» Пэт Кэдиган
Пэт Кэдиган — одна из классиков киберпанка, исследовавшая в своих книгах опасности виртуальной реальности для общества и отдельных людей, столкновение машинного и человеческого разумов.
В «Искусниках» погружение человечества в цифровую реальность идет полным ходом, и особенно популярной становится новая технология, позволяющая получать и транслировать контент напрямую через импланты, установленные в мозгу. В отличие от Гибсона Кэдиган обращает большее внимание не на хакеров, борющихся с корыстными корпорациями, а на обычных людей — пользователей, подсевших на виртуальность и синтетические наркотики, и сотрудников рекламного агентства, создающих контент в Сети. Все они сталкиваются с обратной стороной прогресса и последствиями от смешивания реальности и цифрового мира, и иногда ценой становится даже жизнь.
Некоторые технологии, описываемые в романе, удивительно актуальны (например, бум коротких видео), некоторые уже не соответствуют современным представлениям (на английском книга вышла более 30 лет назад). Но все они узнаваемы, а некоторые — например, подключение к виртуальной реальности проводами через разъемы в мозгу, напоминают другое давно ставшее классикой произведение — «Матрицу».
«Трилогия сдвигов» Тима Пауэрса
Тим Пауэрс — автор с большой фантазией, который может увлекательно написать как о приключениях пиратов, так и о профессоре литературы — попаданце в начало XIX века. Романы «Последняя ставка», «Последний выдох» и «Последние дни», составляющие «Трилогию сдвигов», сочетают в себе магический реализм, городское и историческое фэнтези. Цикл посвящен нашему миру, но в то же время полон магии, духов и богов, и эти миры людей и магии постоянно соприкасаются — боги притворяются людьми и заводят семьи, технологии используются для поимки духов, а за конспирологическими теориями, может быть, скрываются разумные идеи. По мастерскому вплетению мифологии в реальную жизнь трилогия Пауэрса напоминает «Американских богов» Геймана, написанных почти на 10 лет позднее. Но она более сложная, запутанная и, местами, даже сюрреалистичная.
Пауэрс всегда много времени уделяет детализации мира и представлению героев, и хотя из-за этого темп иногда замедляется, это компенсируют глубина и качество проработки, разнообразные аллюзии, историческая достоверность (до определенных пределов). Даже, казалось бы, довольно специфические вещи, такие как покер и гадание на картах таро, в его произведениях описываются интересно, и читатель, сам того не ожидая, получает не только увлекательный сюжет, но и новые знания.
Комментарии (12)
Zangasta
04.02.2022 16:48+55Чем плохи подобные обзоры? Тем, что за ними не стоит личности.
Читать их --- всё равно, что смотреть на витрину книжного магазина --- книг много, на каждой из них завлекательная надпись --- Шедевр! Бестселлер! Хит!
Но по факту --- 90 процентов из этих книг мусор. А 90 процентов из тех что остались --- не подойдут тебе, поскольку написаны для других страт читателей.
Так и здесь. Я прочитал практически все перечисленные здесь книги. И знаю, что они очень неравноценны. К примеру, я бы не стал рекомендовать Бира --- роман чудовищно устарел.
И я не могу представить себе читателя, которому бы равно понравились все перечисленные книги. Это позиция продавца, нахваливающего свой товар.
Этот обзор плох тем, что в нем нет субъективности.
Yaris
04.02.2022 17:04+5Раз Вы прочитали все или почти все упомянутые книги, то, возможно, могли бы написать что-то про них, более развёрнутое нежели "чудовищно устарел"?
Zangasta
04.02.2022 17:38+22Сказать по правде, мне эти книги не зашли. А писать о книге без любви --- не самое приятное занятие.
Вот скажем Пауэрс. Для меня он автор романа: "Ужин во Дворце Извращений" --- на редкость яркой истории постапокалипсиса, которая началась как история взаимодействия с тоталитарной сектой, а закончилась глобальным противостоянием со злом. Действие в книге происходит в мире, схожим по полету фантазии автора с Фаллаутом, причем описанным задолго до его появления. Вот эту книгу я проглотив буквально запоем --- не отвлекаясь на сон и еду. Вне всякого сомнения --- это шедевр, который я не постесняюсь рекомендовать.
И взялся читать Трилогию сдвигов --- надеясь, что автор сумеет повторить успех своего раннего романа. Но быстро увяз --- автор сделал слишком много фант. допущений, в результате чего мир утратил связность. Сюжет был перегружен бытовыми подробностями и не стреляющими ружьями, в результате чего я забросил книгу на середине.
tvr
05.02.2022 22:44+1«Ужин во Дворце Извращений»
Огромное человеческое спасибо тебе, Аста.
Очень хорошо.
tmplts
04.02.2022 17:17+3Алексей, дайте свою рекомендацию по наиболее топовым авторам/книгам (для вас, естественно) за последние годы, пожалуйста. Можно и не из НФ.
Zangasta
04.02.2022 17:44+7Открытием буквально последних дней для меня стал Лукьяненко --- «Семь дней до Мегиддо» и дальше. Вот совсем вот казалось бы простенькая книга, а задает интересные вопросы на тему нашей нынешней реальности. Искренне рекомендую.
К сожалению больше написать не могу --- занят. Дописываю очередную свою книгу --- внесерийный роман "для юношества" --- "Остров неопытных лириков". Начало лежит на АТ, так что можете посмотреть.
ToSHiC
05.02.2022 00:45Он буквально 2 недели назад дописал - мне тоже зашло. Да и его серия про зомбарей недавняя неплоха, и порог/предел тоже ничего.
omxela
04.02.2022 22:46+2Я, честно говоря, слегка не понял. В заголовке написано "недавно". Конечно, это всё относительно. Но Вулф и Бир? Я срочно залез в свою библиотеку, и определил, что Вулф у меня с 2012 г., а Бир - с 2011-го. И книг достаточно много. Да, Форд и Кэдиган - согласен. Ну, Пауэрс - с 2016-го, а "Трилогия сдвигов" - с 2020-го. Это более-менее.
Popadanec
05.02.2022 09:22Благодаря сайтам вроде рулейта, сегодня гораздо проще найти перевод даже китайских произведений, которые порой бывают по 10к страниц и более.
У них другая идеология(и это хорошо чувствуется по книгам/играм/фильмам), но всё равно заходит.Neikist
05.02.2022 14:02На рулейте ничего нормального не найти. Одни машинные переводы. А если не машинные — то просто очень плохие.
vinnimix
Спасибо! Голосовать не могу, поэтому просто напишу - спасибо!