Привет! Меня зовут Макс, я являюсь продукт оунером видеоаналитики в М.Видео-Эльдорадо. Сегодня поговорим о такой сложной теме как биометрия. Многие компании пытаются ее использовать, не у всех это получается, и еще меньшее количество умеет на ней зарабатывать.
Крупные компании всегда видели в биометрии большие перспективы, и ритейл не оставался в стороне. Обычно биометрические технологии используют для обеспечения безопасности помещений и учёта рабочего времени сотрудников. Биометрия оказалась более эффективной, чем, например, классические пропуска. В М.Видео и Эльдорадо уже внедрено решение по сканированию лица, фиксирующее начало и конец смены сотрудника, что упрощает расчет и начисление оплаты, а также исключает человеческие ошибки.
Однако, технологии не стоят на месте, и трендом последнего времени стало развитие решений по оплате с использованием биометрии, обработке видеопотока для сбора данных о клиентском поведении и маршрутах движения по торговым залам, таргетированного взаимодействия с постоянными клиентами, выявления краж и кассового фрода, поведенческой аналитики действий сотрудников магазина.
На примере других компаний (все кейсы вымышлены, а совпадения случайны), попробуем понять, какие ошибки с точки зрения бизнеса чаще всего совершают и как мы постарались их избежать. Эта статья является оценочным суждением и не претендует на истину в последней инстанции.
Опыт других компаний
Как показывает практика, самым популярным форматом применения биометрии в ритейле является оплата покупок без использования наличных денег, банковских карт и мобильных устройств.
Одним из первых успешных проектов стал китайский Dragonfly (он же Alipay). Зарегистрировавшись в сервисе, покупатели могут совершать платежи на транспорте, в ресторанах, супермаркетах и вендинговых аппаратах при помощи сканирования лица.
За время работы проекта разработчики существенным образом увеличили скорость, стабильность алгоритмов распознавания и отказоустойчивость. Почему этот кейс стал успешным? Я бы выделил несколько факторов:
Частота использования. В среднем, 2-3 раза в день человек совершает оплату в продуктовом магазине, ресторане или транспорте, и, если просуммировать время, затраченное на оплату, можно получить довольно значимый промежуток времени.
Низкая цена ошибки. Конечно, в любом случае неприятно, если по ошибке мы спишем деньги не с того человека. Однако, чем меньше сумма (а для такого типа покупок, сумма обычно не является значимой), тем легче урегулировать инцидент.
Традиционные платежи занимают приличный отрезок времени в процессе покупки. Поскольку ежедневные покупки - действие довольно привычное, мы не тратим много времени на выбор (особенно если речь идет о покупке билета на автобус или любимой газировке в вендинговом автомате), а на оплату приходится куда больше времени, которое неплохо было бы сократить.
Если говорить о ритейле электроники, то по всем трем пунктам мы имеем диаметрально противоположные входные данные:
Большая часть людей покупает технику не чаще чем 3-4 раза в год, поэтому процесс оплаты в таком магазине не занимает в жизни человека много времени.
В отличие от транспорта, вендинговых автоматов и продуктовых магазинов средний чек в магазине электроники значительно выше, а значит выше и цена ошибки (согласитесь, ничего приятного, если бы человек, похожий на вас, купил бы плейстейшн за ваш счет).
По предварительным данным, собранным с нашей системы видеоаналитики (о ней, кстати, дальше), покупатель находится в магазине в среднем полчаса (если не учитывать людей, пришедших за интернет-заказом), на фоне этого время и усилие, которые он потратит на оплату покупки, выглядят абсолютно незначительными.
Еще одной разработкой стал проект Amazon One. Более двух десятков магазинов сети Amazon Go были оснащены устройствами для проведения оплаты по рисунку и структуре вен ладони покупателей.
Благодаря специальным оптическим датчикам Amazon One способна надёжно идентифицировать клиента за доли секунд, даже если ладонь находится на расстоянии нескольких сантиметров. С точки зрения бизнеса успешность кейса определяется теми же факторами, что и в первом примере.
А как дела обстоят в российском ритейле?
В России проекты с использованием биометрической оплаты в ритейле начали появляться с 2016 года. Тогда в двух магазинах сети «Азбука вкуса» установили биометрические POS-терминалы Сбербанка с идентификацией по отпечатку пальца. В 2019 году терминалы появились еще в 20 точках. Во всех случаях для авторизации задействовались цифровые профили клиентов Сбербанка. Дальнейшего коммерческого развития проект не получил.
В том же году розничная сеть «Магнит» объявила о запуске технологии оплаты лицом совместно со SWiP и VisionLabs. К системе подключили несколько магазинов в Казани и Краснодаре. Были озвучены планы по масштабированию пилота в других регионах. Тем не менее, в дальнейшем проект не получил распространения.
В 2020 году российский разработчик Biosmart запустил сервис оплаты покупок по лицу в одной из кофеен сети Coffee Bean. За распознавание покупателя в кофейне отвечал специально разработанный биометрический терминал Biosmart Quasar, включающий в себя инфракрасную 3D-камеру и сенсорный экран. Для идентификации посетителю было необходимо зарегистрировать свое лицо и голос при помощи специального мобильного приложения. На данный момент о статусе пилота не известно.
Компания X5 Retail Group также отметилась экспериментами с биометрией. Весной 2021 года сеть в партнерстве с VisionLabs и Visa запустила сервис оплаты покупок по лицу на кассах самообслуживания в 52 супермаркетах «Перекрёсток». В качестве базы для идентификации использовались данные клиентов Сбербанка. На данный момент каких-либо данных о статусе проекта нет.
Несмотря на внушительный список пилотных проектов, реальной экономической целесообразности ни один из них пока не показывает ни один них не спешит масштабироваться. Интересно почему?
Я бы выделил два основных фактора, характерных для нашей страны:
Доля безналичных платежей в России превышает 76%;
Доля платежей телефоном (apple pay/android pay/etc) превысила 36% от общего числа платежей и продолжает расти.
И если по поводу удобства использования пластиковых карт еще можно задать вопросы, то сделать процесс оплаты лучше чем оплата телефоном довольно проблематично. Телефон мы всегда носим с собой, платить им проще и быстрее чем с использованием биометрии. Какой вывод можно сделать? Выходить на рынок, на котором уже определилась доминирующая технология, противопоставляя ей гораздо более сложный продукт, при этом не дающий значимых преимуществ - не лучшая идея.
Магазины будущего
Окей, с контролем сотрудников и оплатой с помощью биометрии разобрались. А что дальше? Главной задачей для всей отрасли является недорогая, быстрая, технически стабильная и удобная идентификация покупателя, а также аналитика покупательского поведения. Похожие технологические решения можно использовать и для оптимизации работы персонала.
Проектами для таких магазинов уже сейчас занимаются ритейлеры, в основном их внимание направление на следующие кейсы:
Подсчет трафика;
Идентификация уникальных покупателей;
Анализ покупательского поведения;
Анализ и улучшение скорости и качества сервиса;
Маркетинговая аналитика;
Выявление шоплифтеров.
Мы в команде видеоаналитики ведем работу по каждому из направлений.
Подсчет трафика
Одна из главных метрик работы наших магазинов - коэффициент привлечения (КП), или же, более привычный термин, конверсия. Для того чтобы посчитать КП, мы делим количество чеков на количество людей, вошедших в магазин, и получаем процент посетителей, совершивших покупку. Чем выше КП - тем лучше сработал магазин.
Однако, не всё так идеально. В классической подходе измерения КП используется простые счетчики подсчета людей, которые дают сильную погрешность. Плюс, даже если мы идеально считаем количество людей, это не дает нам объективной картины. Главный враг правильного КП - сквозные покупатели и группы людей. Если у магазина два входа, и люди идут сквозь него (например в ТЦ) - это портит КП. Если в магазин чаще приходят семьями, то это так же портит КП, т.к. 1 потенциальный чек мы видим как 4.
И тут на помощь приходит наша система видеоаналитики, которая позволяет точно подсчитывать вошедших и вышедших людей (и даже убирать из статистики персонал), определять сквозных покупателей и группы людей с помощью мультикамерного трекера.
Идентификация уникальных покупателей
Большая часть (около 90%) покупателей используют карты лояльности, так что идентифицировать покупателя не составляет проблем. Однако, что делать, если человек не совершил покупку, а нам всё равно интересно, как часто он приходит к нам в магазин? Или, например, такая система не помешает для выявления шоплифтеров (уже внесенных в базу). Для таких случаев разрабатывается модуль распознавания людей, использующий уже установленные камеры (как и все остальные модули видеоаналитики). Конечно, качество у такого распознавания ниже, чем у заточенных на это систем, требующих установки дополнительных камер, однако, гораздо меньше стоимость и цена ошибки, что дает проекту хорошие перспективы.
Поведенческий анализ покупателей и маркетинговая аналитика
Детальный анализ поведения покупателей позволяет предлагать товары, подобранные специально для них (аналог персональной выдачи результата поиска в интернете). Сейчас мы тестируем сервис по составлению рекомендации покупателю на основе его пути в магазине. Кроме того, при помощи видеоаналитики можно составлять тепловые карты торговых залов и строить тепловые карты людей. Эти данные используются для последующего планирования торговых залов и оптимизации выкладки товаров на полках.
Использование видеоаналитики позволяет собирать данные о том, что именно привлекает внимание клиента. Даже когда человек уходит из магазина, ничего не купив, всё равно важно получить информацию о том, что его заинтересовало.
Выявление шоплифтеров
Как я уже писал выше, для более пристального внимания за шоплифтерами разрабытвается модуль для поиска лиц по базе воров. Однако, это не единственная технология, следящая за сохранностью товара в магазине. Есть определенный набор паттернов перемещения по торговому залу при воровстве (не буду их здесь описывать:), поэтому разрабатывается детектор аномального поведения, который на основе пути покупателя, строит предположения о том, является человек вором или нет.
В целом, внедрение систем для выявления шоплифтеров идёт вразрез с современными трендами в сфере обеспечения безопасности. Ритейлеры все чаще отказываются от парадигмы недоверия к посетителям. Появляется всё больше магазинов с открытыми полками и кассами самообслуживания.
Вместо заключения
Биометрия - сложная и дорогая технология. Это не значит, что она неприменима, однако, прежде чем ее внедрять, нужно 10 раз подумать, можно ли поставленную задачу решить дешевле и действительно ли решение с биометрией является решением, а не усложнением ситуации. Мы довольно много экспериментировали с видеоаналитикой, об этом расскажу в следующих статьях, а пока жду ваши мнения в комментариях!
Комментарии (17)
Yuriy_krd
10.02.2022 13:51+5Как человек, который внедрял системы распознавания лиц, могу сказать, что эти системы пока еще несовершенны, чтобы дать гарантию больше 95%, что человек, лицо которого распознается, это вот именно Иванов Иван Иванович, а не очень похожий на него Петров Петр Петрович. И пока этот показатель не приблизится к 99,999% — думаю, никто не будет внедрять (когда дело касается денег). Встречал несколько ситуаций, когда людей, визуально не очень, но достаточно, похожих друг на друга система распознает, как одного человека (причем, чтобы система стала считать их разными людьми, приходилось очень сильно задирать настройки распознавания и людям необходимо было очень точно «отрабатывать» положение лица для распознавания, что снижает общее удобство при прохождении зоны идентификации). Если на предприятии можно довести до сотрудников инструкцию, то в магазине клиент плюнет и уйдет туда, где можно будет проще провести операцию: «купил-заплатил-ушел».
XanKraegor
10.02.2022 15:36+8По моему опыту, большая часть времени в обычном магазине уходит не на оплату (если приложить телефон, а не рыться в карманах, ища мелочь), а на такие вещи как:
сканирование штрихкодов;
открепление магнитов против краж, если есть;
"наша карта есть?" и выяснение прчин нежелания её оформления в случае отрицательного ответа;
вопросы типа "нужен ли пакет", "не хотите ли принять участие в акции", "а мы собираем деньги на Х, не желаете ли участовать" и т.д.
У технологии распознавания лиц есть масса полезных применений, но оплата на мой взгляд таковым не является. А если не у того спишут не 100 рублей а сотни тысяч? Или кто-то сможет удачно прикинуться другим и пойдет совершать покупки на 1000 рублей в каждом магазине? Небезопасно и сменить лицо нельзя, поэтому массовая биометрия для аутентификации оплаты без хотя бы еще одного фактора — это не лучшее решение. А вот для сотрудников, трекинга и прочих вещей, где цена ошибки гораздо ниже — очень интересный кейс.
631052
10.02.2022 18:59+1тогда вопрос - чем должен быть вон тот второй фактор.
и следующий вопрос - нельзя ли обойтись только тем фактором, без "лица".
XanKraegor
10.02.2022 19:05+1Об этом и речь! Зачем менее безопасная оплата лицом, если уже сейчас подавляющее большинство может платить телефоном, просто не все хотят. Можно при оплате лицом требовать хотя бы сменяемый пин-код, но это уже костыли.
rtkprg2
11.02.2022 09:21Я не плачу телефоном т.к. приложение для оплаты безосновательно хочет доступа к моим смс и звонкам. И без этих разрешений не работает.
ADiaikin
10.02.2022 16:38Какие риски вы видите в случае утечек видеоархивов и баз данных лиц?
AntonZPara
10.02.2022 16:39Мне кажется такие же, как и у утечек баз данных автовладельцев или налогоплательщиков.
631052
10.02.2022 18:52+1как планируется защитить меня, сидящего дома, от покупки за мой счет другим человеком, внешне на меня похожим?
и, кмк, процесс оплаты вовсе не занимает "приличный отрезок времени ". что есть "приличный", вопрос конечно, философический, но прикладывание физической пластиковой карточки (и, если надо, ввод пароля) это 7 секунд.
Moskus
11.02.2022 09:38+1Традиционные платежи занимают приличный отрезок времени в процессе покупки.
Поскольку это - очевидная ложь, возникает автоматический вопрос - а какова реальная причина, какую выгоду пытается получить внедряющая это организация или конкретный человек, который одобрил этот проект.
Ложь, потому что электронная оплата (хоть контактной, хоть бесконтактной картой, хоть телефоном) занимает секунды. Это на порядки меньше, чем складывание товара в сумку или корзину, поиск товара, перемещения от ряда к ряду (особенно, учитывая желание продавца увеличить это самое время через разнесение рядов с товарами повседневного спроса в разные концы торгового зала).
Кто-то хочет таким образом подписать всех покупателей добровольно содействовать сбору аналитики, скорее всего.
hullaballoo
11.02.2022 11:39Поскольку это - очевидная ложь, возникает автоматический вопрос - а какова реальная причина, какую выгоду пытается получить внедряющая это организация или конкретный человек, который одобрил этот проект.
Два аспекта (но один на порядки важнее второго) - иметь возможность идентифицировать покупателя, быстро смотреть в его историю покупок, профайл и вот это всё и набивать ему голову дополнительными вопросами, а чек - дополнительными товарами. Точность и успешность повышаются потому, что условному Ивану, который бывает у вас раз в год на распродажах, не интересно предложение новой лимитированной коллекции и наоборот, преданный фан, у которого в истории заметное количество именно лимитированных артикулов весьма вероятно захочет ещё один и купит его спонтанно.
Второй - шоплифтеры. Но их дешевле заложить в цену и ловить традиционными способами.
shaggyone
11.02.2022 12:43Причём данные для анализа соберут, но проанализировать смогут максимум на уровне: Василий Иванович, хотите новый хуавей по акции за 8 тысяч 315 рублей, он красненький. Причём акция будет проходить в столице, а зазывать будут Василия Ивановича проживающего где нибудь на Сахалине.
hullaballoo
11.02.2022 14:05Не всегда так и сильно зависит от того внедрён ли RFID у продавца или нет. Мой текущий и прошлый работодатели - оба используют RFID, при этом расположение меток существенно отличается. У текущего они в товарных ярлыках, которые после покупки человек отрывает, а у прошлого - внедрены в во вшитые бирки с инструкциями по стирке и информацией о составе. Эти два варианта ещё худо-бедно контролируемы с точки зрения простого обывателя. Хуже вариант с обувью - там RFID метка встраивается в подошву и так просто её не убрать.
Дальше всё магия: каждая (выжившая) метка может быть просканирована на гейтах. Каждая метка - уникальна. Найти метки в истории продаж - секундное дело. Увязать их с профилем лояльности, кинуть сотруднику на POS или в планшет профиль человека (с ФИО, инфо о его предпочтениях, статусом активных и завершённых продаж, статистикой по категорям, дельтой условных баллов для перехода на следующий уровень лояльности) - легко.
Кроме того, можно отслеживать движение людей между магазинами (а если у продавца несколько брендов - то и между ними тоже). И на этом моменте проект был зарублен - больно инвазивно оно получалось и открывало простор для злоупотреблений. В магазинах же тоже не ангелы работают.
Может быть в следующий раз через несколько лет.
zzzzzzzzzzzz
12.02.2022 19:59+1Время на оплату совершенно незначительно по сравнению со временем на стояние в очереди (а очереди в подавляющем большинстве случаев есть), вне зависимости от способа оплаты.
Лично я даже принципиально платил наличкой, пока не появились карточки с кэшбэком на все покупки. Тогда жадность пересилила желание анонимности. Но если кэшбэк кончится, то точно уйду обратно на наличку. А вот это биометрическое для меня вообще дико звучит. Пользы никакой, рисков полно.
SvOlAl
Спасио за интересную статью. Заинтересовал параграф про шоплифтеров:
разрабатывается детектор аномального поведения, который на основе пути покупателя, строит предположения о том, является человек вором или нет
.Допустим, такой детектор был разработан и зафиксировал аномальное поведение - что дальше будете делать с такой информацией?
Еще о параграфе распознавания уникальных клиентов - если вы 90% покупателей распознаете по картам лояльности, а остальных пытаетесь идентифицировать по камерам, то эти данные должны синхронизироваться с видеоаналитикой. Есть методы? Со стороны кажется малореалистичный заданием, если только камеры не установлены непосредственно на кассе
goodic
Нет никакой проблемы поставить камеры на кассе. Было бы желание. Более того, камеру можно подключить к кассе и поток сразу к чеку прикладывать. В теории. ПО которое бы так делало я пока не встречал
hullaballoo
Камеры стоят на каждой кассе. Часто - несколько камер на кассу (сверху, смотрит на рабочее место кассира и за спиной кассира, смотрит одновременно на экран POS и клиента).
Я был в пилоте (в роли адвоката дьявола, преуспел) системы, которая делает похожее, но наоборот: на видео потоки оно накладывало артикулы и данные чека с кассы на которую смотрела камера. Решение, в целом, достаточно надёжно чтобы его можно было пустить в прод, но с точки зрения внутреннего взгляда на приватность пользователя - мы оказались к этому (пока ещё) не готовы. История произошла в 2018-19 годах.
goodic
Накладывание чековых данных, да и в целом действий кассира за кассой на видео накладывать предлагают уже достаточно давно. Лет 10 назад настраивал кассовое ПО для оправки лога на видеосервер. Удобно при разборе ситуаций вроде "касса сама выключилась". Не надо искать по потоку, сразу к началу последней операции перематываешь и смотришь как кассир от скуки прожимает кнопку Power.