Любой офис, завод, шарага похожи на государство. Сходства и аналогии можно найти во многом – структуре, процессах, целях. Но главное, что прям один в один – то, о чём писал наш друг Макиавелли: власть.

Про власть обычно есть две цели: захватить и удержать. Про захват и получение власти писать не буду – между офисом и государством (или политикой, как угодно), по моим наблюдениям, в этом вопросе паритет сходств и различий.

А вот удержание власти – почти идентично. Да, мы тут, в офисах, все такие молодцы, в красивых рубашках и смешных футболках, начальники вместе с подчинёнными обедают и ходят за кофе, вежливо разговаривают, просят обратную связь о своей работе, принимают предложения по улучшениям, но…

Каждый человек, обладающий властью, в первую голову озабочен защитой этой самой власти. Если получится – ещё и расширением, упрочением. Но защита власти сидит в сознании и подсознании начальника всегда.

Ну сидит и сидит, нам-то чего? А нам-то того, что мы, наслушавшись всей этой бирюзово-сопливой лабуды, вольно или невольно, мельком или по всему фронту, аккуратно или нахрапом, посягаем на чужую власть.

Когда вы даёте обратную связь начальнику, да ещё публично, даже если он сам попросил, что вы делаете? Посягаете на власть. Обратная связь нужна, даже обязательна, но… Как говорили самураи: вывалить на сюзерена помои может любой идиот, и цель этого акта – себя, красивого, показать. Заодно и на больную мозоль – власть – наступить. Хочешь дать качественную обратную связь, не задев ЧСВ начальника – фильтруй базар и подбирай нужный момент.

Если вы не выполняете задачу, да ещё и демонстративно игнорируете пинки в нужном направлении, что вы делаете? Посягаете на власть.

Когда договариваетесь сами с другими отделами, забываете ставить начальника в копию писем (хотя он просил), не пользуетесь учётной системой (которую он внедряет), не пишете сообщение об опоздании (хотя он просил предупреждать), что вы делаете? Правильно, посягаете на власть.

При этом я объективно понимаю, что у вас, в подавляющем большинстве случаев, не было намерения на чью-то власть наступить. Иногда вы всего лишь сознательно или подсознательно пытаетесь свои границы расширить, чутка саботируя излишние требования или устраивая итальяночку. Но ваши мотивы и ваше же их понимание не имеют никакого значения, потому что у вас не будет шанса их объяснить.

Власть – она, прошу прощения, как капризная, обидчивая дама. Совершенно неважно, что вы имели в виду, хотели сказать или показать. Важно лишь, что и как было воспринято. А там, в начальствующей голове, есть лишь три оценки вашим действиям: хорошая (вы признаёте власть), нейтральная (вы в назначенных границах), плохая (вы посягаете на власть).

Методы подавления тех, кто посягает, в офисе – попроще, конечно. Крайний вариант – увольнение. Никто, разумеется, не скажет и даже не намекнёт, что вас выгнали (предложили написать заявление) из-за демонстративного неподчинения. Никто не любит показывать, признаваться, что борется за власть. Поэтому, не обладая эмпатией и не занимаясь рефлексией, вы и не узнаете реальную причину своего увольнения.

Более мягкие методы – игнорирование сотрудника, его проблем и желаний, «месть задачей» (когда «плохому» дают самые сложные, геморройные, противные задачи), демонстративное продвижение конкурентов, блокирование инициатив, а то и палки в колёса. Всегда найдётся возможность отомстить.

Особенно плохо приходится смутьянам. Хотя, почему плохо – они ж для того и стали смутьянами, чтобы их с душераздирающими криками выперли. Минуту славы получить. Что Макиавелли, что какой-нибудь Элберт Хаббард (автор «Послание к Гарсиа»), что вся история всех государств единодушны в одном: от смутьянов надо избавляться, и чем быстрее, тем лучше.

Сами по себе смутьяны – не опаснее тявкающего пекинеса, от силы штанину порвать успеют. Проблема – зрители. Как выразил мнение зрителей классик, «Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона!».

К чему я это? Не посягайте на власть в офисе. Даже если человек распоряжается шкафом с чаем и кофе, он своей властью дорожит. Особенно – не будьте смутьянами, рэволюционэрами и прочими «rebel yell».

Разумеется, если вашей целью не является захват власти. Но он не так делается.

Комментарии (35)


  1. perlestius
    15.02.2022 08:09
    +21

    Разумеется, если вашей целью не является захват власти. Но он не так делается.

    Ждём руководства по захвату власти в следующей статье?


  1. Adjuster2004
    15.02.2022 08:24
    -1

    Так ведут себя дети. Пытаются прощупать, что можно, что нельзя. Определить границы дозволенного.

    В вооруженных силах за такие "маневры" наряд вне очереди.

    Думайте, решайте.


  1. M_AJ
    15.02.2022 08:59
    +9

    Когда вы даёте обратную связь начальнику, да ещё публично, даже если он сам попросил, что вы делаете? Посягаете на власть. 

    Ну значит дурак этот начальник. Не хочешь обратной связи — не проси, а если просшь — умей ее принимать. Ты начальник, или девочка-подросток, которая просит критику к своему рассказу или рисунку, а потом обижается что ей указывают на недостатки?


    1. avkor2021
      15.02.2022 11:59
      +1

      Тут именно вопрос публичности. Публичная обратная связь должна быть без критики, а с критикой - с глазу на глаз. А так то начальники тоже люди. Мальчики подростки тоже кстати на критику так себе реагируют, да и подчинённые тоже ;).


  1. Kuch
    15.02.2022 08:59
    +4

    забываете ставить начальника в копию писем (хотя он просил), не пользуетесь учётной системой (которую он внедряет), не пишете сообщение об опоздании

    Если бы я был начальником, то не думал о том, что работник посягает на власть. Скорее о том, что это безответственный работник, на которого нельзя рассчитывать.


    1. Srgun
      15.02.2022 09:42
      +1

      Если бы я был начальником

      Подозреваю, что ключевое слово тут "если". Понятно, что бывает всякое, но в целом - начальниками чаще становятся те, кто этого хочет.

      Соот-но у начальников и желающих ими стать - другая мотивация, чем у "не-начальников". И начальник смотрит на действия своих подчинённых в том числе с точки зрения того, что его подсиживают (ибо скорее всего сам +- так же в начальники пробился), независимо от реальных причин.


      1. Kuch
        15.02.2022 09:49
        +1

        Ну ладно, я слукавил, чтобы увидеть именно такой комментарий, я тимлид. Это считается начальником? И вот что-то я не расцениваю никакие действия людей из команды как подсиживание. Мне кажется, что везде видеть подставу это какой-то комплекс. Как расценивать каждый раз, что если девушка не берет трубку, то она тебе изменяет.


        1. Srgun
          15.02.2022 11:00

          ИМХО тимлид - это компромисный гибрид, когда человек уже хочет стать больше, чем просто разраб, но не хочет идти чисто по менеджерской/руководящей линии.

          Соот-но по образу мыслей - скорее не начальник. Но вариаций может быть вагон и тележка (а вдруг со временем больше понравится менеджерская составляющая).


          1. Kuch
            15.02.2022 11:19

            Хорошо, не буду спорить про "тимлид == начальник". Но от этого, мое мнение о ситуации, чтобы везде видеть поставу, не изменилось.


            1. Srgun
              15.02.2022 15:26

              Есть прикольная книжка - "Лестница в небо". Не могу утверждать за правдивость в целом, т.к. далёк от темы, но в целом довольно интересно и непротиворечиво. И личный опыт подтверждает, что многие изначально непонятные поступки руководящих личностей вот прямо очень хорошо могу быть обьяснены с точки зрения "стремления к власти". Ибо другой подход к карьере и совершенно другие приоритеты по жизни. И умение видеть подставу - это едва ли не главный практический навык.

              Недавно неожиданно столкнулся с идеями из книги на практике: менеджер, с которым были хорошие неконкуретные отношения по работе, выдал мимоходом в разное время 2 фразы: "Прикольно, когда у тебя есть ребята в подчинении, которым ты указываешь, что делать" и "Ну я же больше ничего не умею (в смысле, кроме как менеджерить)". IT-среда, конечно, не самое лучшее место для реализации властных амбиций, но подозреваю, что с таким посылом со временем такой менеджер вполне себе может превратиться из приятного коллеги в почти "типичного начальника".


            1. DenSyo
              16.02.2022 09:00

              обычно, тимлид, это не про власть, это про ответственность) совершенно отличный функционал от начальства


      1. AlexeyALV
        15.02.2022 10:13

        Дело не в подсиживании. У начальника есть ещё, кроме прочего, задача иметь авторитет среди подчинённых. И вот здесь обратная связь может стать похожей на обвинения в некомпетентности этого самого начальника. А этого он допускать не должен.

        Конечно, нормально, что конструктивная критика учитывается в работе, но, по моему опыту, есть коллеги, которые безопелляционно высказывают неоднозначное мнение с претензией на абсолютную истину.


        1. nin-jin
          15.02.2022 10:47
          -3

          Отсюда вывод: не нанимайте никого компетентнее себя, иначе от вашего авторитета не останется и следа.


          1. avf1906
            15.02.2022 11:18
            +5

            в узких вопросах специалист должен быть компетентнее начальника, иначе нафига он нужен?


            1. nin-jin
              15.02.2022 12:21

              Некомпетентный начальник? Ну как же, чтобы указывать подчинённым, кто дурак.


          1. siarheiblr
            15.02.2022 12:25
            +1

            Компетентней в чем? В управлении людьми/процессами и решении управленческих вопросов? Ну да, не нанимайте, вы же не можете самому себе начальника нанять


            1. tituszx
              16.02.2022 06:56

              Нанять нет, но выбрать место с хорошим начальником - да


    1. avkor2021
      15.02.2022 12:01

      Не выполняет поручений, значит не подчиняется, значит не признаёт власть, значит посягает. А безответственных, на которых рассчитывать нельзя тоже выгонять надо, так что в любом случае не прогадаешь.


  1. Trm2
    15.02.2022 10:06
    +5

    Ты дал отличную обратную связь, но сделал это без уважения.


    1. AlexeyALV
      15.02.2022 10:27
      +1

      Можно одно и то же сказать в разной форме:

      • По моему опыту, использовать валидацию полей формы нужно и на фронте, и на бэке. Потому, что ...

      • Решение не валидировать поля на фронте глупое. Ты, начальник, не подумал, когда такое принял. Надо делать не так.


      1. nin-jin
        15.02.2022 10:53
        +1

        Первая форма обычно приводит к длительной дискуссии, где тебя либо продавливают, либо всё скатывается ко второй форме. Но пофантзировать о том, что к твоим аргументам прислушаются, если ты проявишь чудеса нлп, конечно приятно.


  1. nerudo
    15.02.2022 10:23

    Только я чувствую стиль автора настолько, что угадываю авторство текста по первой же строчке?


  1. SeaCat3000
    15.02.2022 11:24
    +2

    Миллионы лет ничего не меняется. Ну ладно, меняется, но медленно настолько, что видно лишь на временных отрезках в сотни тысяч лет. Человечество вырвалось в космос (чуть-чуть), построило всепланетную информационную Сеть (цензурируемую), на пороге создания сильного ИИ... есть успехи. Людям бы сотрудничать, развиваться и достигать новых удивительных высот, которые бы наконец покончили с голодом, нищетой, усталостью от жизни и т.д. Но нет, как и наши уважаемые предки миллионы лет назад, каждый второй мнит себя начальником и пытается всеми возможными способами это доказать. Зачем прогресс во всеобщее благо, зачем справедливые и работающие законы, справедливое распределение благ и взаимопомощь, когда можно лишний раз показать всем, какой ты великий "начальник" и альфа-самец, хапнуть себе благ и создать условия, чтобы все эти блага и занимаемое положение оставались только у тебя... ЧСВ важнее, ага.


    1. vipassa
      15.02.2022 18:03

      Метко подмечено...


  1. yurixi
    15.02.2022 11:32
    +1

    Есть три типа организации, в которой ясно кто кому зачем подчиняется: 1 Всё для денег и все это знают. 2. Всё для человека и все это знают и 3. Смешанный, когда как во втором типе выполнять указание надо безоговорочно, ведь всё для людей, но при этом на тебе при случае сэкономят, ведь всё ради денег. Так вот в третьем типе организации можно делать что угодно, всё равно не угадаешь. Но лучше чтобы все всё-таки знали, что у них устройство по типу «всё сложно». Это значит, все знают, что не знают ничего.


    1. victor_1212
      15.02.2022 19:03

      > Есть три типа организации, в которой ясно кто кому зачем подчиняется ...

      по опыту метрика для организации должна быть min двумерной, типа точки на плоскости, с двумя осями - скажем по горизонтали степень наказания исполнителя за допущенные ошибки (например срыв сроков, превышение бюджета и пр.), и по вертикали уровень поощрения за самостоятельно проявленную инициативу приведшую к успеху (например уникальный продукт, существенное улучшение технологии и т.д.), в реальной жизни встречаются как оба крайних типа (метрика вблизи одной из осей), так и все что бывает промежуточное между ними, с точки зрения управления самое интересное и важное это соответствие метрик организации тем задачам которые она должна выполнить, и типу персонала который есть в наличии, включая инженеров, менеджеров, директоров и пр., практически нет людей способных эффективно работать в организации любого типа (во всяком случае добровольно), это равно относится к инженерам и менеджерам, видел много примеров, когда люди прекрасно работают в организации одного типа, но совершенно несчастны и неэффективны в организации другого типа, примерно так, с учетом 50+ лет в программировании :)


  1. hp6812er
    15.02.2022 11:51
    +1

    Какое то раболепное видение понятия "руководитель", "начальник".)

    По сути это такой же наемный работник как и все остальные, которому поручены задачи, за выполнение которых в срок, с помощью персонала он получает ЗП и бонусы.

    Подход со стороны персонала в стиле "шакала Табаки" как раз развращает его и создает нездоровую ситуацию в рабочей среде. А указанный в статье начальник выглядит одержимым параноей( Вчера наш начальник выгнал офисного кота. Говорят, он метил на его место…), что часто бывает от недостатка задач и обилия свободного времени. Часто встречается в окологосударственных конторах или в организациях с большим штатом сотрудников.


  1. iiwabor
    15.02.2022 12:42

    На моей прошлой работе менеджеры по продажам имели право дать скидку 5%, а начальник отдела - 15%.

    И я часто такое видел - подходит менеджер к начальнику и говорит - "Есть клиент, все на мази, если даем скидку 15%, то он берет на хорошую сумму"

    И тут начинался спектакль - "строгий отец и нерадивый сын") Начальник строго выговаривал менеджеру, что тот плохо сделал свою работу, что не съездил к клиенту, не провел с ним несколько раундовые переговоры по тем книжкам, которые начальник рекомендовал, чтобы все прочитали, что не предложил допы и т.п.

    Менеджер оправдывался что он все уже сделал, нужна только скидка, но нет - должен ехать к клиенту и точка. Клиент отвечал на запрос о встрече, что приезжать к нему не надо, сделайте скидку и он купит, но начальник не давал скидку пока не выполнены все шаги по протоколу обработки запроса. В итоге клиент уходил, продажа срывалась, план продаж не выполнялся.

    Интересно, что начальник получал нехилую премию за выполнение плана продаж, но он ей сознательно жертвовал, чтобы поупиваться властью.


    1. siarheiblr
      15.02.2022 14:15

      Зачем давать скидку 15% если можно дать скидку 5%? Я думаю, что начальника по головке не погладит уже его начальник, если он будет большие скидки всем попало раздавать.

      Все просто же.


      1. iiwabor
        15.02.2022 14:37

        Начальника по головке не гладили за невыполнение плана продаж. 15% скидка для большого заказа - это было нормально, для этого у начальника отдела такое право и было. Вся проблема была в том, что ему больше нравилось наслаждаться своей властью над своими подчиненными, чем продажи делать


  1. lenon
    15.02.2022 12:51

    Интересно и думаю полезно! Спасибо!


  1. Oleg-repetitor
    15.02.2022 13:26

    В социальных отношениях абсолютно не важно, что ты думаешь, главное, чего тебе хочется. Вот что тебе хочется, полезность и правильность того рацио тебе и обоснует. С фактами, доводами. Даже табличку нарисует. И ты не заметишь "подставы"! А про всё, что в "объяснение" не укладывается рацио "забудет". В скольки организациях работал — везде и всюду так. А уж если начальник — женщина, то это вообще превращается в фарс. Аргументы доходят только до уха, а дальше всё, что "против" просто отфильтровывается. На полном серьёзе говорю: начальник потом в состоянии вспомнить ни о одного аргумента "против".
    Увы люди — всего лишь социальные звери.


  1. ermadmi78
    15.02.2022 14:33
    -1

    -


  1. axtalk
    15.02.2022 22:21
    +2

    Я вот на власть вроде не посягал, подлянок не делал, публично не принижал и вообще старался дружить, но вот подчиняться и что-то просить не мог и не хотел. Чем-то всегда бесил начальников до трясучки. Сложно мне было просить отпроситься, чаще просто озвучивал, что мне вот надо и я готов договориться "ты мне, я тебе". Точно также все посылы в мою сторону что-то сделать сверх (задержаться, поработать в выходной, пойти навстречу и т.д.) превращал в просьбы или договоры, но не приказы и указания. Поэтому часто подвергался санкциям и увольнениям) Всё на пользу пошло. Сейчас ИП, фриланс, удаленка, и небольшая пока, но своя компания. Сейчас вспоминаю начальников - странные люди были, за что они боролись?


  1. V-core
    16.02.2022 10:13

    По вашему на любом уровне у начальника получается синдром вахтера. :)

    На самом деле Вы кажется зря всех начальников под одну гребенку строите. Характерная мотивация - "Кто главнее?" присуща только компании с начальным уровнем зрелости управления.