«Всё, договорились, скрам-мастером теперь будет Полина», — отлично, кто-то договорился о том, что я буду скрам-мастером. Отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие.  

Привет, меня зовут Полина, и я — системный аналитик. Некоторые компании нанимают отдельных обученных скрам-мастеров для более эффективного ведения и мониторинга процессов внутри команд разработки. Но на такой путь готовы не все. Более распространен подход, где скрам-мастер выбирается непосредственно среди участников команды разработки, и сотрудник совмещает свои прямые обязанности и скрам-мáстерство. В этой статье я не буду рассматривать плюсы и минусы каждого из подходов, но расскажу о том, а что же, собственно, делать, если скрам-мастерство пришло к тебе, а ты не был к этому морально готов.

Начну с истории. В компании «Курсон» я являюсь скрам-мастером команды основного продукта — образовательной онлайн-платформы. В нашей команде два аналитика (включая меня), 4 бэкенд-разработчика и 4 фронтенд-разработчика, а рядом с нами находится владелец продукта. Но это не первый мой опыт скрам-мастерства, я совмещала его с аналитической деятельностью на одной из предыдущих работ — в течение полугода. Scrum и всякого рода Agile - действительно холиварная тема, на которую писалось много статей и работ, но реальность такова, что мы с этим живем. И наша цель - именно жить, а не выживать.

Полученный мною опыт и тот, который я получаю прямо сейчас, позволяет мне предложить несколько советов/размышлений о том, как выжать максимум из положения, которое мы с вами, коллеги, имеем.

0. Agile манифест и Scrum Guide

Под пунктом ноль идет обязательная для всех начальная процедура — ознакомиться с основополагающими документами. Важное замечание! В вашей компании может быть scrum, «scrum, но» (он же «scrumbut»; помним о том, что практически любое отхождение от канонического scrum - это и есть «scrum, но»), канбан или другие фреймворки ведения процессов, но знакомство с источниками может быть отправной точкой для того, чтобы понять, как будет лучше всего именно вашей команде. 

Даже если вы не согласны с какими-то из приведенных пунктов, используйте это сопротивление для того, чтобы понять, как будет правильно в вашей конкретной ситуации. Никто не может заставить вас иметь канонический священный скрам. Предлагайте варианты, отталкиваясь от общих знаний, и смотрите, что работает, а что нет. 

Дополнительно я бы посоветовала прочитать небольшую книгу Патрика Ленсиони «Пять пороков команды», потому что групповая динамика — это то, с чем вы будете сталкиваться на ежедневной основе. 

1. Фасилитация церемоний 

Скрам или его брат «скрам, но» предполагает ряд классических церемоний или встреч, которые наверняка вам знакомы: ежедневная синхронизация, PBR или оценка бэклога, планирование, ретроспектива и/или sprint review. Фасилитация - это одновременно процесс, группа навыков и набор инструментов, позволяющих эффективно организовать групповое обсуждение. 

Без качественного ведущего эти церемонии могут быть недостаточно эффективны, поэтому одна из обязанностей скрам-мастера — быть фасилитатором таких встреч, либо обучить кого-то из коллег и делегировать ведение. 

На тему фасилитации в интернете есть достаточно контента в разных форматах; также есть школы/курсы, которые готовы обучить вас фасилитировать на платной основе (кстати, один из моих друзей познакомился так со своей женой).

2. Обзор процесса 

Мой личный опыт базируется на факте, что лично я — не имею должного таланта видеть процессы на глубине и предлагать соответствующие улучшения. Я — хороший фасилитатор и могу хорошо мониторить, идет ли процесс так, как мы о нем договорились, не более того. 

Однако роль скрам-мастера не ограничивается вышеописанным, ведь у команды вполне может не быть ресурса внимания для того, чтобы посмотреть на процессы со стороны и выйти из зоны рутины. Что же делать в таком случае?

  • Интересуйтесь опытом других компаний. Неважно, насколько близка ситуация дружественной компании к вашей, любой чужой опыт может быть пищей для размышлений. Ищите статьи на информационных ресурсах (таких как Хабр) или посещайте тематические конференции.

  • Советуйтесь со «старшими», собирайте обратную связь. Ваши коллеги — неиссякаемый кладезь мнений, идей и решений. В нашей практике совершенно нормально оставить скрам-мастера после звонка на тет-а-тет и предложить улучшение процессов или церемоний. Все мнения учитываются, но принимайте предложения с умом. Вы не обязаны соглашаться на изменение только потому, что кто-то что-то высказал. Также изменение можно выдвинуть на голосование.

  • Познакомьтесь со сертифицированными скрам-мастерами. Мне повезло, что в кругу моих знакомых достаточно много профессиональных скрам-мастеров, настоящих знатоков своего дела, которые любят свое ремесло и никогда не откажутся дать совет. Где же таких найти? В помощь подойдут вышеупомянутые тематические конференции или сообщества в интернете, например AgileDays и другие. Например, когда мы только начали менять ретроспективы и не было понятно, как вводить изменения, мой друг, скрам-мастер Саша посоветовал провести технику Spotify Health Check. Вряд ли бы я узнала о ней каким-либо еще образом.

3. Цель спринта (она же фокус спринта).

В каноническом скраме предполагается, что скрам-команда (владелец + разработчики) формулируют цель спринта, исходя из поставленной бизнес-задачи, после чего команда разработки самостоятельно выбирает задачи, которые позволят достигнуть этой цели, и (здесь внимательно!) совместно «набрасывается» на нее в течение всех 1-2-N недель.

Стоит ли говорить, что такая каноническая ситуация возможна в современных реалиях не всегда? Некоторые компании не могут позволить себе взять одну цель на спринт и отвести на нее 100% своих ресурсов, т.к. заказчиков и потребностей достаточно много. Таким образом, одна команда в течение спринта может быть занята тематически разными задачами. В таком случае, можно использовать «цель спринта» в качестве «фокуса спринта». Как говорится, «все равны, но я равнее» — в случае возникновения трудностей, именно на задаче-фокусе стоит сконцентрироваться при прочих равных. 

Конкретно в нашем случае фокус спринта очень помогал команде, когда тимлидам (которые являются активными разработчиками) нужно было отвлечься от задачи для того, чтобы помочь своим коллегам, например, в парном программировании или просто консультационно. На daily scrum (он же стендап) я старалась мягко вернуть команду к фокусу, что уместно, даже если внефокусные задачи не будут закрыты вовремя. 

Не является ли понятие «фокуса спринта» отговоркой для того, чтобы сделать какую-то одну большую задачу, а не закрыть спринт целиком? Буду капитаном: зависит от вас. Фокус спринта является инструментом для приоритизации при возникновении сложных ситуаций и нехватке ресурсов (недооценили задачи, появились новые вводные, кто-то заболел и т.д.).  

4. Ретроспектива.

Когда я только пришла в «Курсон», ретроспектива длилась 15-30 минут и начиналась со слов «Ну что, у кого какие проблемы?». Исходя из моего опыта, это не самый эффективный способ проведения ретроспектив. Сложно выскочить из интенсивного спринта (который закончился 5 минут назад), сдать все задачи, переключиться и вспоминать прошедшее время. 

Недаром в сети гуляет столько интересных идей по поводу проведения ретро, и даже написана тематическая книга, популярная среди скрам-мастеров — Fun Retrospectives (Tainã Caetano Coimbra, Paulo Caroli).

Чем точно не должна являться ретроспектива?

  • скучной церемонией «что я сделал прошлым летом», «а как нам исправить наши процессы»;

  • лобным местом для расправы над людьми, которые допустили ошибку;

  • событием, после которого захочется уйти в мрачный запой вместо того, чтобы с энтузиазмом ждать открытия нового спринта после выходных.

В своей практике я придерживаюсь концепции из нескольких шагов для проведения ретро, которое придется по вкусу всем:

  • Визуализация. Сейчас многие сотрудники работают удаленно, но слава небесам, в нашем распоряжении есть такой инструмент как Miro, который помогает удаленщикам всего мира объединяться (игра слов). В этом инструменте есть все, что нужно — возможность совместного доступа, стикеры и доски, возможность вставлять картинки и схемы.

  • Вводная часть. Когда мы начинаем ретроспективу, я предлагаю ребятам немножко отвлечься и рассказать о прошедшем спринте «в общем и целом» — как вы себя чувствовали, довольны ли вы, была ли какая-то трудность, которая испортила настроение. Можно использовать схему с погодой («солнышко» и «тучка»), в живом присутствии можно использовать скрам-кубики или карточки с картинками. Это позволяет настроиться на лад дискуссии и немного расслабиться перед обсуждением изменений.

  • Сбор информации. Вполне возможно, прямой и недвусмысленный вопрос «Ну что, какие будем внедрять изменения?» не принесет вам того эффекта, который вы ожидаете. Скрам-мастерская практика предлагает нам достаточно много техник для того, чтобы собрать информацию для дальнейшей динамики встречи. В качестве примера приведу одну из них. На картинке нарисована лодка с парусом в море и ее якорь :) Мы — лодка, которая идет к цели. Что помогает этой лодке? Что за якорь её сдерживает? Что может помочь лодке плыть быстрее? В каком состоянии эта лодка сейчас? Вы можете узнать много нового, как только запустите в людях метафорическое мышление. 

  • Обсуждение карточек и парковка. Здесь ничего нового. Мы голосуем за те карточки/постулаты, которые хочется обсудить в первую очередь и — обсуждаем их. В данном случае скрам-мастер должен следить за групповой динамикой и фасилитировать обсуждение, НО не принимать решений за команду. Не забывайте ставить ответственных и проговаривать сроки на каждое решение, которое вы приняли, и в начале следующей ретроспективы возвращаться к тому, что должно быть сделано!

5. Не становитесь родителем. 

Однажды мой друг скрам-мастер сказал мне, что самое лучшее, что может сделать скрам-мастер — закоучить свою команду так, чтобы они в нем больше не нуждались. При таком объеме ответственности очень велико искушение начать всех и все спасать, брать на себя слишком много, двигать процессы самостоятельно, решать чужие проблемы.

В тематических сообществах скрам-мастера называют «лидер-слуга». Заметьте, не просто «лидер» и не просто «слуга», а именно одновременно. Не становитесь своей команде родителем, как маленькому ребенку. Помогайте коллегам расти так, чтобы они могли в любой момент остаться без вас (привет, отпуска!) и не потерять в качестве.  Будьте немного в стороне. 

Если есть необходимость напрямую поучаствовать в процессе и обсуждении в своей основной роли (аналитика, разработчика и пр.) — снимите для начала «шляпу» скрам-мастера. 

6. К себе нежно. 

О выгорании в последние пару-тройку лет написано нереальное число статей и работ, и я надеюсь, что все мы из этого что-то вынесли. Скрам-мастерство — не блажь и не развлечение, это дополнительная нагрузка к вашей основной работе. Даже если это занимает у вас не так много времени, это требует довольно больших ресурсов. Недаром одного из моих знакомых скрам-мастеров на собеседовании спрашивали, проходит ли он личную психотерапию. 

Я пишу эту статью в тот момент, когда на один двухнедельный спринт оставила свою команду в качестве скрам-мастера и передала эту роль одному из разработчиков. Потребовался отдых. Не забывайте о такой опции и для себя тоже. Если есть вероятность, что такая нагрузка повлияет на вашу основную работу — поговорите о ситуации с руководителем и примите меры.

Еще раз: скрам-мастерство — это не развлечение, это коучинг, мониторинг и менеджмент процессов. В дополнение скажу, что ваше плохое настроение может на эти самые процессы повлиять. Вы же лидер-слуга :) Будьте аккуратны и внимательны к себе. 

***

Итак, ответ на вопрос, можно ли совмещать основную работу со скрам-мастерством? Можно. Можно ли делать это эффективно, если ты не профессиональный скрам-мастер? Можно. Но это долгосрочный процесс, не следует ожидать от себя идеального результата с самого начала. Будьте внимательны к себе, команде и групповой динамике. Все получится.

Комментарии (9)


  1. madflux
    21.02.2022 20:06
    +7

    Единственный вопрос, который возникает, после прочтения такого количества воды. Как на это вообще ведутся заказчики? Инфоцыганщина в чистом виде, только в IT.


  1. usa_habro_user
    21.02.2022 20:39

    Фасилитация церемоний 

    Зачем вводить в русский язык подобные "неологизмы", если можно сказать "организационная помощь"? Ну, да ладно.

    По моему убеждению, хороший скрам-мастер должен также неплохо разбираться в используемом стеке технологий. Поясню, почему я так считаю: держать "выделенного" scrum-only-master, который занимается только организацией scrum, на каждую команду довольно затратно (но ситуация меняется, если вам удастся задействовать одного scrum master на множество команд - тогда у него будет реально загружен рабочий день. Да только где взять такого "многостаночника"?) Потому, в RL эту функцию обычно возлагают на опытного разработчика, team lead-а. А для чего scrum master-у нужно хорошее знание технологии? В "идеальном scrum"-е вся команда:

    • лично и кровно заинтересована в успехе проекта

    • все члены команды обладают сравнимыми про профессионализму навыками и умениями

    • все заинтересованы "пахать как папы карлы"

    (то бишь, это, по сути, небольшой стартап, в котором у каждого есть своя доля). В реальной же жизни, с наемными работниками на full time и контракторами, ситуация иная, и "чистый" scrum не очень-то работает - люди-то все разные, как по способностям, так и по характерам. Например, на software planning, ленивый, но хитрый Вася (или John) "декомпозировал" (лучше, конечно, сказать просто "разбил на подзадачи") свою задачу из бэклога таким образом, что решение, требующее максимум дневной работы, у него займет неделю (зато будет закрыто 20 "story points"). Срам-мастер, доверяющий лишь утилитам по подсчету sprint velocity, по результатам спринта может отметить, что у Васи отличная производительность, но это отнюдь не так. Вы можете возразить: "А команда на что? Почему на software planning никто об этом Васе не сказал?", но тут может быть множество причин - Вася работает над отдельной, весьма специфической частью проекта, детали и специфика которой малоизвестны другим членам команды. Или же люди просто не хотят "высовываться" и начинать конфликт. Да много чего другого может быть.


    1. burnitblue Автор
      22.02.2022 10:02

      Спасибо за Ваш комментарий и за те темы, которые Вы подняли.

      Во-первых, действительно, идеальный скрам-мастер должен быть максимально погружен в контекст (если уж не в технологии, то в продукт, в процессы и мотивы конкретной команды).  Тимлид действительно был бы прекрасным решением в данной ситуации. К сожалению, даже просто в вопросах времени и внимания, это не всегда возможно. Член команды, особенно команды неравнодушной, - возможно, не идеальный вариант, но вполне рабочий.

      Во-вторых, о хитром “Васе“. Гонка за velocity - это очень тонкая тема, я лично категорически против, чтобы velocity считалась единственным критерием производительности команды. Нельзя превращать спринт в достигаторство или гонку за сторипойнтами, это всего лишь инструмент, а не священная миссия. Скрам-мастер должен понимать это и смотреть чуть выше подсчета сторипойнтов. В нашем случае вся команда на оценке беклога бдит о том, чтобы задачи оценивались адекватно (оцениваем совместно), встает еще вопрос честности каждого члена команды друг перед другом.


      1. usa_habro_user
        22.02.2022 10:32

        Извините, Полин, но вы немного лукавите ;) "Вся команда на оценке беклога бдит" - тут мы удаляемся от методик с прогнозируемым предсказанием, и погружаемся в глубину межличностных отношений. Ну, и вопрос о "честности каждого члена команды друг перед другом" - к сожалению, в RL (real life) сводится всё к тому же. Про "идеальный скрам" я написал выше; да, при наличии "правильного" скрам-мастера, возможно организовать нормальную работу и в противных случаях. Но для этого, "воленс-ноленс", потребуется, как минимум, скрам-мастер, "шарящий" в технологиях, и тонко понимающий ситуацию управления командой (ни больше, ни меньше!). Один из вариантов: если скрам-мастер/вы можете реально оценить трудозатраты на specific story, то, для сохранения хорошего баланса в команде, нужно это широко использовать. "Поясняя на пальцах": у вас есть postgrad (или студент) или junior, и senior, эксперт в команде - значит, на планировании спринта вы должны подходить весьма дифференцированно (правда, это очень непросто!). Эксперт (кто умеет работать быстро и высококачественно) - не должен перерабатывать и "папакарлить", студенту можно дать небольшую "фору", но... Эксперта/сеньора можно заинтересовать (даже материально) на применении agile технологий, как "программирование в четыре руки" etc. Главное, чтобы "сеньор"/эксперт не чувствовал, что его ная "накалывают", и, чтобы "студент/junior" рос профессионально.

        Резюмируя: очень не простая это тема! Не ремесло, а, скорее, искусство; в идеале (стартап, где у всех доли) scrum работает почти идеально, иначе - ну... как бы требует очень грамотных и гибких специалистов.

        P.S.

        максимально погружен в контекст (если уж не в технологии, то в продукт

        А для этого есть product owner! И успех методологии зависит и от того, насколько профессионально product owner выполняет свои обязанности.


      1. Nick_Maverick
        23.02.2022 15:15

        "В нашем случае вся команда на оценке беклога бдит о том, чтобы задачи оценивались адекватно (оцениваем совместно) "

        IMHO выделение вопроса "про чесность" в сочетании с наличием ярлыка "о хитром “Васе“" это красный флаг, и говорит о странных манипулятивных практиках менеджмента.


        1. burnitblue Автор
          24.02.2022 14:58

          Простите, я не совсем поняла Вашу точку зрения, можете пояснить?


    1. balykhinAS
      22.02.2022 11:02

      Скрам-мастре-разработчик ровно так же как и тимлид-разработчик не лучшая практика.


      1. usa_habro_user
        22.02.2022 11:07

        "Облака - белокурые лошадки", я так считаю! А привести хотя-бы малейший довод в подтверждение данной сентенции - не судьба?


      1. Nick_Maverick
        23.02.2022 14:58

        IMHO "Скрам-мастре-разработчик" это да очень не лучший выбор из за возможного предубеждения (bias) или навязывания какого либо пути реализации, да и обычно на эту роль приходят с менеджерским типом скиллов. По опыту, чаще всего разрабу просто неинтересно примерять на себя прокрустово ложе этой роли. Встречал случаи, когда эта роль передавалась по членам команды тип как дежурный. Это было полезно ненадолго примерить на себя эту роль, да и человека было видно с другой стороны.

        А вот с "тимлидом-разработчиком" --это как раз обычная практика, и связана с требованием к тимлиду быть ответственненым за исполнение обязательств командой разработки. А выражается это чаще всего в участии в архитектурных дискуссиях и кодревью. Встречал случаи, что как таковой роли нет и соответствнно нагрузки по менеджменту нет, и эта роль то же передавалась по членам команды тип как дежурный. Команда правда синьйорная с опытом архитектов. Польза --вынуждает становится аксакалом проджекта на неделю, и приходится вникать в разное. Но для этого требуется иметь разносторонний бекграунд, примерно как уровень архитекта.