Не так давно в нашем блоге о корпоративном IaaS было опубликовано интервью с Виктором Канаевым, который работает руководителем отдела облачных вычислений компании-разработчика систем для автоматизации учета и управления.
Вот уже много лет Виктор занимается развитием SaaS-проекта на базе 1С, а в ходе беседы рассказал о специфики применения современных облачных технологий, критериях выбора провайдера и других интересных моментах. Мы представляем вам главные мысли из этого интервью.
Бизнес стремится заниматься своим делом
По словам Виктора, при запуске SaaS-проекта, над которым он работает, команда рассматривала различные варианты с покупкой и арендой железа. Однако в конечном итоге выбор пал на IaaS. Перспектива аренды мощностей выглядела более удобным вариантом, говорит эксперт: «[…] Основной бизнес компании заключается в разработке ПО. Администрирование серверов и построение отказоустойчивых ЦОД — это уже не наш профиль, лучше делегировать подобные вопросы кому-то еще».
Практически как по учебнику: сфокусироваться на бизнесе, а второстепенные задачи обслуживания перепоручить.
Переезд с заграничных мощностей
Первоначально Виктор работал в компании «Лайв Технологии», которая несколько лет назад стала подразделением «Первого Бита». Старт ее деятельности происходил с использованием зарубежных мощностей — использовались американские и английские провайдеры. По словам Виктора, на тот момент времени зарубежные компании обладали более зрелыми технологиями, да и российский бизнес стремился «разместиться где-то подальше».
Однако с течением времени ситуация стала меняться. «Если пять лет назад бизнес, в основном, требовал размещения данных не в России, то в последние пару лет все обстоит с точностью до наоборот, — говорит Виктор. — Может, это закон о персональных данных сыграл роль или что-то еще, но теперь предложение разместиться за рубежом обычно встречают решительным отказом». По словам Виктора, его подразделение работает более чем с 1000 различных компаний, что позволяет получить реальное представление о настроениях на рынке.
В какой-то момент размещение в РФ стало более оправданным с точки зрения ведения бизнеса и разумной экономии.
При выборе провайдера важна уже не только цена и надежность, но и открытость взаимодействия
По словам Виктора, с самого начала при выборе провайдера облачных услуг команда проекта стремилась к получению надежности и скорости работы. Однако впоследствии требования несколько изменились. «Любые ИТ-системы, как корабли, машины и другие механизмы, все равно ломаются — говорит Виктор. — Поэтому мы добавили еще один критерий — открытость и способность провайдера находить компромиссные решения в кризисных ситуациях».
В качестве примера отсутствия открытости эксперт привел подход, при котором во время аварии провайдер не дает обратной связи по ходу работ и не прогнозирует их завершение, а просто начисляет компенсацию за время простоя. С одной стороны, это позволяет продемонстрировать, что простой невыгоден прежде всего самому провайдеру. Однако в случае, если клиентом является поставщик услуг, то начисление компенсации никак не может его устроить.
Если вы организуете свое SaaS-решение и для этого используете мощности другого провайдера, то при его аварии попадаете в своеобразный информационный вакуум. Вы не знаете, когда все вернется к нормальному виду, что транслировать клиентам и как объяснять им недоступность сервиса. В таком случае компенсация от нижестоящего провайдера вам не сильно поможет, ведь фактически простаивает не одна организация, а сотни.
Поэтому важность открытости коммуникации и скорости принятия важных решений с точки зрения поставщика услуг крайне важны.
Не все возможные облачные услуги нужны всем компаниям
Яркий пример — созадние катастрофоустойчивой резервной площадки (Disaster Recovery, DR). По словам Виктора, команда его SaaS-сервиса просчитывала разные варианты DR и выяснила, что иногда бизнес готов вместо платы за катастрофоустойчивое решение, подождать лишний час, который уйдет на восстановление данных из бэкапов силами ИТ-отдела.
Кстати, аналогичную мысль высказывали и представители команды проекта Hotels.ru, которые также перенесли свою инфраструктуру в IaaS-облако. Есть и другое мнение — например, члены команды сети постаматов PickPoint, также использующей IaaS, рассказывали об интересе к созданию резервной площадки в облаке.
Отечественному рынку есть куда расти
За последние несколько лет уровень услуг, предоставляемых отечественными провайдерами значительно повысился. Плюс изменились приоритеты у отечественных компаний, которые теперь чаще хранят данные внутри России.
Тем не менее, российским провайдерам еще есть чему поучиться у зарубежных лидеров рынка. Например, у некоторых из них есть такие интересные сервисы как, например, «биржа мощностей», с помощью которой клиенты могут перепродавать неиспользующиеся ресурсы. Такие предложения могут быть ниже первоначальных цен провайдера. Благодаря всему этому можно реализовывать интересные варианты автоматизации.
Например, я видел в работе сценарий с автоматической балансировкой серверной нагрузки, где перед переносом сервера сначала опрашиваются именно «биржевые» дешевые ресурсы. И только если там ничего не нашлось, сервер запускается на новых ресурсах