KOTELOV podcast пригласили Сашу Варламова QA-инженера с опытом работы в двух крупных банках России. Поговорили о старте, офферах и о том, почему сотрудники не говорят честно, что хотят больше денег, а просто уходят.

Саша Варламов
Саша Варламов

— Саша, как ты пришел в IT и с чего стартовал?

Александр Варламов: «Я начинал свою деятельность по специальности на заводе, именно там я также занимался тестированием, но только электронных компонентов. Многие мои друзья на тот момент уже «варились» в сфере IT, поговаривали о многих темах.  А уже на 6 курсе я сам стал серьезно интересоваться темой тестирования. С коллективом на заводе у меня было мало общих точек соприкосновения, в основном там работали люди возраста 45+, все разговоры в коллективе вертелись вокруг темы работы на заводе или охоты.»

— Давай поговорим о твоей учебе. Ты выбрал направление QA, был ли у тебя наставник, или ты все же начал проходить какие-то курсы, чтобы приобрести необходимые знания и навыки?

А. В.: «На момент обучения в университете я, конечно же, занимался программированием, изучал Python. В какой-то момент я перешел на популярный тогда JavaRush.  По тестированию я обучался сам: что-то гуглил, смотрел обучающие видео на YouTube. Что касается курсов – я их не проходил, наставника не было. Можно сказать, что в этом плане я – самоучка. Если рассматривать обучение в универе и обучение самостоятельное, - то в университете ты идешь строго по курсу без отклонений, а обучаясь самостоятельно тебе всегда приходится искать и изучать новые темы без заданного плана, помочь тебе в этом никто не может.»

— Расскажи про свой первый опыт работы. Где ты нашел вакансию?

А. В.: «Обучение в университете подходило к концу, и я задумался о поиске работы. Помню на хедхантере мне попадались вакансии на стажера, juniorа. Рассылал много откликов, но обратной связи часто не было. Прошел собеседований 12, но не все были именно по QA. Были абсолютно странные вакансии, которые предполагали также знание отличного от QA стека технологий. Приходило, конечно, много отказов, но однажды мне прилетел оффер, и я естественно его принял. Вначале главное, чтобы просто взяли.

Первую работу я искал примерно месяца 1,5. Что касается «провальных собеседований», то сначала ты, конечно, не понимаешь, что провалил его, тебе кажется, что все круто. Вообще надо понимать, что собеседования – это некий навык, надо выключить свою самонадеянность и просто ходить на собеседования. Кто-то проходит с первого раза, кто-то с десятого, но я считаю, что никогда опускать руки не стоит!»

Родион Моисеев, Влад Савин, Саша Варламов
Родион Моисеев, Влад Савин, Саша Варламов

— Расскажи свое мнение о платном обучении, о курсах, которые сейчас везде на каждом шагу? Полезны ли эти курсы, реально ли получить хороший опыт благодаря курсам?

А.В.: «Есть такое выражение: «научить нельзя, научиться - можно». Я думаю, что от курсов не стоит много ждать, но курсы могут некий старт дать. Хорошо, если у тебя есть друзья или знакомые айтишники, которые могут направить в изучении QA. В этом плане на курсах все как-то систематизировано, но ждать, что ты прошел определенный курс, и сразу трудоустроишься в крутую компанию, точно не стоит. Я проходил курс по JavaRush, по факту я все прошел осознанно до ООП. Опять же такой совет: «Не торопиться!».  Если не разбираешься в чем-то – лучше подключать другой источник, тот же YouTube, книга, к примеру. Собственно, у меня такое было: я купил книгу Брюса Эккеля "Философия Java", проходил какую-то тему и сразу читал соответствующий раздел в книге.

Я готовился к ISTQB – это международный экзамен для тестировщиков, изучал брошюру с терминами, там страниц 100. Изучал я ее раз 10, наверное. На моей первой работе одним из условий было обязательное получение сертификата ISTQB. Сертификат по тем меркам стоил около 130 долларов, первая попытка прохождения была за счет моего работодателя. Так получилось, что я должен был сдать экзамен в конце сентября, в итоге я его сдал в конце ноября-начале декабря. В целом, экзамен не супер сложный, но подготовится, придётся!»

— Когда ты считаешь, стоит менять работу? Что важно понять для многих, когда пора двигаться к новому?

А.В.: «Первая причина, по которой стоит поменять работу, это все-таки денежная составляющая: то есть если ты понимаешь, что твоя зарплата не дотягивает до вложенных твоих сил в работу – нужно заявить об этом работодателю, не стесняться и не думать, что ты кого-то обираешь, но при этом, конечно же, не наглеть. Вторая причина – это когда проект уже притерся и поднадоел, хотя на самом деле надоедает не сам проект, а твои обязанности. Можно попросить как-то их расширить, либо вывести их на другой уровень, развиваться при этом внутри проекта. Еще также может надоесть стек, это тоже нормально.

Какие-то причины, что офис далеко от дома и ехать долго – это выбор каждого, к тому же сейчас есть удалёнка, но мне она надоела, потому что общения не хватает.  Но многим нравится.  Кто-то не хочет много времени на дорогу тратить, если, допустим, живут от офиса в двух часах езды, все-таки 4 часа в день на дорогу – это реально много.»

— Какой совет ты можешь дать бизнесу, чтобы удержать сотрудников, которые хотят уйти со своей первой работы?

А. В.: «Я считаю, что однозначно нужен своевременный диалог. Работодатель со своей стороны может создать какой-то опросник и раз в полгода или раз в три месяца его предлагать сотрудникам. Но есть ложка дегтя, если работодатель начнёт интересоваться, в анкете по любому должен присутствовать вопрос о заработной плате. Нужно как-то стараться мониторить активность человека, его вовлеченность в рабочий процесс. Если на то пошло, то это задача для product-manager, а не самого директора компании.»

— Почему не говорят честно, что хотят больше денег?

А. В: «Возможно кто-то хочет больше. На месте удвоиться по деньгам крайне сложно, зачастую. Если на начальных порах это более возможно, то потом, когда ты middle - вряд ли будут удваивать. С позиции работодателя – это нормальная история. Человек не говорит про повышение потому, что он либо не хочет выплескивать негатив, либо он что-то скрывает или не хочет что-то объяснять. Лучше всегда говорить правду, в этом нет ничего такого, если ты скажешь, что тебе что-то не нравится. Проще прийти к текущему работодателю и сказать, я хочу то-то и то-то, всегда есть вероятность, что вы договоритесь. А обрывать и жечь мосты – это не круто.»

— Что можешь сказать про выбор команды?

А.В.: «Сейчас, а в период пандемии, особенно, границы, размылись, то есть нельзя понять какая команда перед тобой, корпоративный стиль зачастую выглядит шаблонно. Но, думаю, стоит выбирать команду по более общим интересам, ориентироваться так же на деньги и интересный продукт. Я не могу сказать, что важнее то или это, опять же жизнь у всех разная: кому-то деньги супер важны, а кому-то важен интересный оффер.»

— Как выглядит ваше взаимодействие с командой? Поддерживаете ли общение?

А. В.: «Моя команда, к примеру, тестировщики, разработчики и аналитики сейчас находятся на удалёнке. Мы постоянно взаимодействуем через Zoom, Telegram, иногда у нас проходят общие meet-up и ретроспективы, но они не частые. Когда на удалёнке всех удается сплотить – это классная работа product-manager либо scrum-мастера. Тут все от самой команды зависит, можно полностью сплотиться, а может ничего не получиться. Поэтому все айтишники, которые учатся – постоянно развиваются, а которые останавливаются – выпадают из ритма.

— Расскажи, как ты относишься к наставничеству и был ли у тебя такой опыт?

А. В.: «Сам я никогда не был наставников, максимум – помогал. На первом месте работы мне помогал team-lead и один из тестировщиков, они и по продукту рассказывали и в общем давали обратную связь.

Когда ты только врываешься в IT, главный вопрос для тебя, какой язык? На мой взгляд, это некорректный вопрос, потому что пустой и неправильный. Любой язык через год-два ты в любом случае будешь знать, появляются вопросы по технологиям и продуктам.

Продукт изучить – это отдельная история, на это уходит много времени, особенно в крупных компаниях, где супер много интеграций. Я считаю, что наставник должен помочь побыстрее «въехать» в продукт, чтобы поскорее тебя выпустить в самостоятельное плавание. Поскольку, когда ты сам изучаешь доку, ты можешь что-то понять не так, а соответственно начнешь разрабатывать и тестировать не так. Тут лучше на первых порах пообщаться со всей командой, и выбрать двух человек, которые помогут быстрее разобраться. Даже ту же Java мне помогал изучать разработчик, я читал по книге и изучал до определенных моментов.

Поэтому я считаю, что вначале наставник точно нужен, возможно, уже после достижения определенного уровня он не нужен.»

— Как считаешь, по достижению определенного уровня нужно становиться наставником в QA?

А.В.: «Я считаю, что круто другим объяснять: ты начинаешь вникать в какие-то тонкости и изучать нюансы, открываешь новые грани. У меня было правило, если я два дня не могу что-то понять - то я точно пропаду, ответ не находишь и начинаешь расстраиваться, тем самым можешь подвести команду. Поэтому в таком случае всегда лучше обратиться за помощью.»

— Давай поговорим про твой последний опыт. Чем ты сейчас занимаешься в банке?

А.В.: «На текущей позиции в работе представлен продукт масштабный и самый большой, с которыми я работал. Очень много интеграций, других команд, с которыми надо сильно взаимодействовать. Продукт сейчас полусырой, поэтому приходится практически все тестировать вручную, в планах автоматизация. Аналитики готовят task, разработчики готовят и передают нам, мы ее смотрим. Сейчас на проекте у нас 3 тестировщика, а сама команда состоит из 15 человек.

Сейчас занимаюсь ручным тестированием, потому что сначала автоматизировать то, что не отработано вручную – невозможно. Чисто автоматизатором быть не получиться, по крайней мере, я про таких тестировщиков не слышал. С прошлого места я ушел, поскольку сейчас мне сделали хороший оффер и немного прежний продукт поднадоел.»

— Можешь ли ты дать свое напутствие для новичков в QA?

А. В.: «Я хочу посоветовать, прежде всего, не торопиться. В плане, когда ты учишься, ищешь работу надо уметь ждать, даже если что-то не получилось – это нормально, со всеми бывает. Также самокритично относиться к обучению: задавать какие-то вопросы себе, даже если что-то не получается – откладывать задачу в сторону на 1-2 дня, самому разгрузиться. После этого вопрос обязательно решиться!»

Смотрите новые выпуски KOTELOV podcast на Яндекс.Дзен, YouTube, слушайте на популярных площадках для подкаста. Пока!

Комментарии (0)