Много ли среди ваших знакомых выдающихся в юности личностей? Я помню, как моя подруга детства В. получала четвёрки и пятёрки по большинству дисциплин, делая «домашку» на переменах, ходила на олимпиады, а в классе была душой компании. Однажды она перешагнула через класс. Поступила в хороший ветеринарный институт. Все её называли «чудом». Спустя полтора года после выпуска она попала в психиатрический стационар с депрессией и расцарапанными руками. Сегодня она учится жить заново уже без звания «чуда».

Другая история: мой близкий человек Л. пошла в школу в 5 лет, училась отменно, без проблем запоминала стихи, обладала фотографической памятью, едва не перешагнула через класс. Все только и говорили, «какой колоссальный у неё потенциал». Спустя год после выпуска Л. вылетела из одного колледжа, потом из второго. На частных курсах и мастер-классах она постоянно выгорает, сейчас обучение даётся ей с непосильным трудом.

Ещё я помню, как Игорь учился на «отлично» почти по всем предметам (кроме, пожалуй, физкультуры), как школа отправляла его на олимпиады по информатике, а вне уроков он преуспевал на различных кружках. Конечно, он не всегда интересовался тем или иным занятием, но если что-то захватывало его, то он захватывал это в ответ. При этом его хвалили учителя, а родители называли «талантливым». Спустя несколько лет после выпускного Игоря, возможно, ещё можно назвать талантливым специалистом, но в нём нет прежней энергии. Он не интересуется новыми науками, разочаровывается во всём, за что берётся, с трудом сосредотачивается, и вообще вымотан.

Всех этих детей связывает одно: их в юности называли одарёнными. Я — это Игорь. Это история о том, как я пытался понять, что произошло со мной и всем моим «одарённым» окружением.

Легко в учении — невыносимо в бою

Когда я искал в интернете информацию об этом феномене, то нашёл следующую метафору. Представьте, что вы едете на высокоскоростном поезде, который может пересечь любую реку или мост. В какой-то момент железнодорожные пути заканчиваются, а вы были таким ленивым, езда была такой лёгкой, что вы не учились строить эти самые пути. Метафора приводилась как описание синдрома одарённого ребёнка.

Что такое gifted kid syndrome? Этот синдром описывает людей, которых вырастили, постоянно нахваливая и подталкивая к новым высотам. Стресс людей, которым ранее не приходилось трудиться для достижения результата: учёба им давалась так же легко, как дыхание. Выгорание людей, у которых после этапа взросления это самое дыхание отобрали, оставив давящее чувство, что они должны быть исключительными.

Более формальное определение звучит так: Синдром одарённого ребёнка (или «выгорание одарённого ребёнка») — это хроническое истощение, возникающее из-за несовпадения между индивидуумом и его текущим образовательным окружением.

К слову, быть одарённым и быть умным — это разные вещи. Когда ты умный, ты прикладываешь усилия для получения желаемого, а когда ты одарённый, то достаточно лишь захотеть и совсем немного поднапрячься.

Как узнать, выгорит ли мой ребёнок или я сам, когда стану взрослым? Несмотря на то, что официальных тестов или опросников нет, у синдрома одарённого ребёнка есть критерии, по которым можно сделать вывод, выгорит ли человек или уже выгорает. Признаки выгорания:

  • Человек проявляет цинизм по отношению к работе, учителям, одногруппникам, родителям и к образованию вообще.

  • Человек забрасывает любимые дела и интересы.

  • Человек выматывается от одной мысли о походе в школу или ВУЗ.

  • Повышенная тревожность, панические атаки.

  • Изменения в режиме сна или пищевом поведении. Другими словами — бессонница или сонливость, нервная анорексия и булимия, компульсивное переедание.

  • Человек чувствует себя подавленным или беспомощным из-за мелких ошибок.

  • Повышение частоты головных болей, проблем с пищеварением, иных соматических проблем.

  • Человек замыкается от друзей и семьи.

  • Человек теряет мотивацию до такой степени, что не способен делать домашние дела, рабочую рутину, или теряет коммуникативные навыки.

  • Чувство тщетности, безнадёжности или пессимизма по отношению к своему будущему.

Однако это критерии обыкновенного выгорания. Чтобы понять, попадает ли оно под синдром одарённого ребёнка, необходимо изучить школьную жизнь человека, его успеваемость в прошлом и отношение окружающих к его талантам.

Как так вышло и что можно сделать?

Почему одарённые теряют свой дар? Какая-то часть «заслуги» принадлежит классической системе образования: у неё много пробелов и дыр; к примеру, она так устроена, что большинство школьных задач можно решить «с наскоку», просто держа в уме несколько формул или правил из прошлого урока. Но самое главное: это не вырабатывает привычки трудиться. То есть, учиться — это одно, это получать навык, а работать — это... чёрт знает что, если честно. Но, мне кажется, это нечто большее, чем просто применять навык.

Как исправить: сложно сказать, как можно разрешить эту ситуацию с образованием. Есть подозрение, что система образования никогда не будет совершенной для каждого из нас, и ей нужны «костыли» вроде дополнительных занятий для развития культуры работы, а не уроков какой-то там профориентации. Или же можно выявлять одарённых детей и объяснять им, во-первых, про важность личностного ресурса, а во-вторых, про то, как достигать успеха через труд, не только через имеющиеся способности.

Кроме того, можно проводить вебинары, на которых учат работать, мотивироваться на работу, короче, трудиться. Со мной однажды поделились ссылкой на курс, где учат учиться, и было бы очень здорово сделать что-то похожее про труд, про грамотное использование своих ресурсов. Я бы сам ходил на такое.

Ещё можно отметить соревновательный момент в так называемых надстройках над системой образования: олимпиады, экзамены, специальные классы, целые школы и ВУЗы для талантливых детей создают нездоровую образовательную атмосферу, в которой на раз-два вылетаешь из заведения (из дверей, из окна — как получится).

Как исправить: моё мнение радикальное: всё вышеперечисленное — от олимпиад до ВУЗов первого эшелона — не нужно. Не надо доить старшеклассников и студентов и превращать ВУЗы в коровники, где выдаивают абстрактные «нобелевки» или что-то ещё. У меня специфичный опыт: я учился в инклюзивной школе, где, кроме меня, были не такие же озверевщие и обезумевшие от олимпиад «одарёнщики», а дети с ДЦП, РАС и другими особенностями развития. И, вполне возможно, именно благодаря атмосфере принятия и отсутствия натаскивания на результат я ещё относительно легко отделался, в отличие от друзей. Так что если образовательная система будет нацелена не на достижение учащимся всех высот, а, в первую очередь, на его интеграцию в этот мир (или же на что-то иное? предлагайте в комментариях!), то мы получим более удобоваримый и хороший результат.

Стигма выгорания и ментального здоровья в целом также усугубляет ситуацию. Несмотря на то, что мы, как ИТ-сообщество, начали больше говорить об этом и разрушать стены, в мире в целом проблемы остаются. У одарённых детей тревога и депрессия встречается чаще, чем обычно. Это связано со склонностью к перфекционизму и, как следствие, со страхом провала. Л., о которой я рассказал вначале, к примеру, до истерик боится напортачить в своих работах и сокрушается, если находит изъяны.

Да, одарённые, как правило, очень чувствительны, так что любое замечание, даже конструктивная критика, может быть очень болезненно воспринято, вплоть до того, что люди могут начать видеть ошибки там, где их нет, или же вообще сомневаться в качестве своей работы (эффект Даннинга-Крюгера?). Часто бывает так, что у детей появляется тревога просто от того, что им твердят об огромном потенциале. Разумеется, это доводит их до депрессии или заниженной самооценки.

И кстати, есть корреляция между выгоранием одарённых детей и серьёзными ментальными заболеваниями: у нескольких людей из историй выше в детстве или молодости диагностировали такие расстройства, как СДВГ и БАР.

Как исправить: применять раннюю диагностику и психотерапию тревожных состояний. Пересмотреть систему психологической помощи в учебных заведениях и вывести её качество на новый уровень. Оказывать психологическую помощь студенту не тогда, когда тот обращается, а на более ранних этапах. Можно пробовать проводить встречи учащегося с квалифицированным, клиническим психологом, тестирование (тоже качественное, клиническое). Да всё, что только можно, лишь бы избавиться от безобразия под названием «школьный психолух».

Как правило, переработки работодателем не поощряются, однако в целом считается, что если сотрудник работает сверх обозначенного времени, то это хороший сотрудник. Когда человек или целая команда достигает результата большего, чем ожидалось, то это хорошая команда. Такая культура суеты, старания и спешки, идея возвышения переработки может быть косвенной причиной выгорания одарённых. Да, несмотря на то, что человек уже выгорел, у него ещё может возникнуть желание переутомляться, двигаться дальше к своим целям, большинство из которых могут быть нереалистичными, потому что, опять же, человек был вынужден преуспевать или соревноваться, даже если это для него значит пожертвовать своим здоровьем.

Как исправить: пересмотреть культуру труда в компании.

Что делать образовательным учреждениям?

  1. Дайте осмысленность работе. Покажите, как тот или иной материал связан с реальными ситуациями. У одарённых детей сильно развито чувство социальной справедливости, так что параллели между школьной работой и ценностями студентов может помочь избежать синдрома одарённого ребёнка.

  2. Дайте студентам больше чувства контроля над их программой. Как правило, у учащихся мало контроля над своим образованием, что может быть причиной выгорания. Попробуйте дать людям автономность: начните с возможности самостоятельно планировать своё расписание, к примеру.

  3. Предоставьте дополнительные материалы, но не делайте их изучение обязательным. Выгорание возникает из-за рутины или даже скуки, так что важно при необходимости удовлетворять интеллектуальные запросы ваших учеников, ведь только так будет ярко гореть их искра ума :)

  4. Помогите учащимся с их эмоциональным словарём, сделайте непонятное понятным. Поговорите с ними об обыденных проблемах вроде перфекционизма, тревоги и депрессии. Выделив на это время, во-первых, вы построите мост между вами и учениками, а во-вторых, вам будет проще отслеживать их выгорание.

  5. Повышайте в учениках осознанность и практикуйте техники преодоления трудностей. Покажите, как сами справляетесь с трудностями через копинг-механики. Это может быть сосредоточенность на осознанности, благодарность самому себе; или даже время, когда вы с родителями откладываете телефоны и просто гуляете вместе.

  6. Покажите, что мир не ограничивается образованием и работой. Одарённые с рождения стремятся закончить школу и ВУЗ и могут ещё со старших классов оттачивать навыки в составлении резюме, что может привести к выгоранию. Что логично: любой человек, у которого жизнь состоит из работы и учёбы, обречён на выгорание. Проведите детям уроки приготовления еды, посмотрите документальное кино про грибы, поиграйте в настольные игры — делайте всё, что вернёт людям улыбку и восхищение окружающим миром!

Что делать коммерческим организациям (кадровикам)?

  1. Примерно как в первом пункте для образовательных учреждений. Показывайте сотрудникам, как их действия влияют на окружающий мир, и предоставляйте им возможность влиять на него. Отправляйте в корпоративную рассылку истории, скажем, о социальных проектах, которые делают люди, или как ваши сотрудники работают волонтёрами в свободное от работы время.

  2. Коммерческая компания — тоже в каком-то смысле образовательное учреждение. Так что здесь действует то же правило: у сотрудников должна быть возможность планировать своё профессиональное обучение.

  3. Одарённые кадры много сил и времени уделяют развитию профессиональных навыков, поэтому предлагайте им совершенствовать личностно-социальные качества (soft skills). В стране полным-полно школ по Kubernetes и Spring, но это не значит, что нет других учреждений. Также в личностном развитии могут помогать психологи и коучи. Да, бизнес-тренер — это не приговор, я сам проверял. Уверен, если бы я начал ходить к коучу раньше, то избежал бы двух третей нервных срывов и конфликтов на работе.

  4. Проводите больше дружеских встреч внутри команд, выездов на природу и прочих мероприятий, развивайте корпоративную культуру в целом — так одарённые люди будут вспоминать, что жизнь не заканчивается на работе; а если им будет трудно или они по своей натуре замкнутые, то смогут рассказать в абстрактном баре больше, чем на всех встречах тет-а-тет вместе взятых.

Вместо заключения

Этой статьёй я хотел рассказать о феномене одарённых детей, его природе, проблемах и способах решения. Надеюсь, я не только справился с этим, но и смог вас заинтересовать темой развития исключительных личностей в целом. Это не было бы возможным без материалов по ссылкам ниже. Спасибо их авторам.

Комментарии (75)


  1. oam2oam
    26.04.2022 11:46

    Конечно, вы можете со мной не согласится - но я не буду опиратся на психологию (ПМСМ это не наука) - так вот, начальные успехи обеспечены тем, что наш мозг легко подражает, делает то, что ждут от нас окружающие. А вот талант обеспечен уникальной структурой мозга - то есть он или есть, или его нет и развить тут ничего не выйдет. Поэтому, конечно, надо давать ребенку возможности проявить себя, но не надо его напрягать - скорее всего ничего не выйдет, мозг не тот. Ну и вот отсюда можете сами уже построить все эти выгорания и депрессии - как же без них, если мозг-то не той конструкции..


  1. Konvergent
    26.04.2022 11:48
    +13

    Первое, что должны сделать образовательные учреждения - это научиться признавать и работать над своими ошибками (их много, вы сами можете их назвать).

    Следующий шаг - "кадры решают всё". Давайте вспомним своих учителей. Скольких из них в процентном отношении к общему числу, вы можете назвать Учителями и Человеками? То есть люди, которых вы уважали за человеческие качества и профессионализм? (хотя бы за одно из них). Пока в учителя нет конкурса и селекции, детей будут учить случайные попаданцы.

    Олимпиады, кружки и тематические лагеря сами по себе не плохи. Дело в другом. Ребенка нужно научить выбирать и ограничивать свои направления деятельности и затрат. Не ходить подряд на 100500 олимпиад, т.к. больше не кому (это проблема школ).


    1. DvoiNic
      26.04.2022 14:45
      +1

      Хм. как раз ходил на 100500 олимпиад. Было интересно, был своеобразный драйв. Правда, они все были ограничены естественнонаучными дисциплинами.
      Правда, с учителями мне повезло. Хотя школа — обычная советская «по месту проживания».


      1. omxela
        27.04.2022 00:17
        +3

        На мой взгляд, Вы коротко и точно обозначили важную часть того, чего, скорее всего, не было у автора. Драйв (мотивация), личный интерес. И тогда почему олимпиады (или допзанятия, кружки, спецкурсы и прочее) - это плохо? Второй момент - учителя. Вам с ними повезло. И мне повезло. Вам эти учителя говорили, что Вы какой-то особенный, талантливый, одарённый? Мне - никогда (а я учился в самых крутых на моё время школах). Наоборот, вовремя приземляли и ориентировали на работу. Объясняли, что способности - это хорошо. Но на каждого способного найдётся более способный. И это всё не очень важно. А важно то, что любое нетривиальное достижение даётся систематическим трудом. Пусть процесс этого труда внешне и не всегда заметен. Это у кого как.

        Это не значит, что проблемы нет, синдрома нет. Есть. Это значит, что источник дискомфорта обозначен не очень точно, имхо. Я хотел бы отметить только один момент, который автор не упомянул, а на мой взгляд, следовало бы. Вот цитата:

        Часто бывает так, что у детей появляется тревога просто от того, что им твердят об огромном потенциале.

        ТС постоянно говорит это на разные лады. Вопрос: кто твердит? Кто эти злые люди? Ну, я догадываюсь, конечно. Родители, например. У них свои психологические цели. Ещё кто-то. Увы, возможно, плохие учителя. Пусть. Если ребёнку 5-7 лет, то он довольно беззащитен. Но ТС не об этом же говорит. А если "ребёнку" 12-15 лет? Почему он не сопротивляется подобной психологической агрессии? Я веду речь вот к чему. Подчас (не всегда) ребёнок сам и провоцирует такое положение вещей. Есть такой тип личности, который можно мягко назвать "демонстративным" (не буду углубляться в источники и составные части). Для такого ребёнка важно показать свои способности и таланты (истинные или мнимые) ярко, выпукло, обязательно с признанием и одобрением извне. Этому очень способствует то (и ТС об этом косвенно пишет), что школьная программа, растянутая с повторениями на 11 лет, вполне может быть пройдена "нормальным" ребёнком лет за 5-6. В этом зазоре есть неисчерпаемый потенциал для феерических симуляций демонстратора. Если бы такой фокусник попал бы вовремя к хорошим учителям, если бы он вовремя (лет в 11-12) чем-то по-настоящему заинтересовался, то довольно быстро пришел бы в норму, выучился бы (не обязательно на отлично), и стал бы нормальным специалистом, которому его работа нравится. Иначе - несоответствие ожиданий, неврозы и депресняк. Только вот олимпиады и соревнования тут совершенно не при чем.


  1. panzerfaust
    26.04.2022 12:06
    +15

    Что делать образовательным учреждениям?

    А какой у них интерес вообще что-то делать? Для гос школы одаренный ребенок - расходник. Потаскали по "олимпиадам", получили грамоту и сто тысяч "гранта" на новые занавески - всё, следующий. Что там с ребенком дальше будет - да ямбись он хореем.

    На самом деле интересно было бы увидеть сравнительный анализ наших школ со школами развитых стран в плане всех этих "олимпиад" и повсеместного "натаскивания"


    1. kamish721 Автор
      26.04.2022 12:34

      Справедливое замечание! Да, к сожалению, обычная школа как единый организм редко когда стремится очеловечить образовательный процесс и двигаться навстречу ученикам, и инклюзивные заведения вроде моей горячо любимой школы "Ковчег", скорее, исключения из правил.

      Но если этот материал увидят инициативные учителя или классные руководители, которые хотят что-то поменять хотя бы в рамках своих уроков или классов, то это уже будет хоть и точечным, но результатом.


      1. iboltaev
        27.04.2022 10:41

        я вас возможно удивлю, но обычная школа и не должна очеловечивать образовательный процесс. Обычная школа наоборот должна его максимально унифицировать и затачивать под наименее способных учеников, чем она успешно и занимается.


  1. rzerda
    26.04.2022 12:21

    Как правило, переработки работодателем не поощряются, однако в целом считается, что если сотрудник работает сверх обозначенного времени, то это хороший сотрудник

    Вот это очень здорово слушать от какого-нибудь директора департамента, причём по чётным неделям одно («пожалуйста, отдыхайте»), а по нечётным неделям другое («если работник когда надо вышел сверхурочно для запуска фичи/продукта, то он достоин увеличения компенсации», а надо, понятно, всегда). Разгадка простая: не поощряются работодателем те переработки, за которые надо платить, т.е. хороший сотрудник - дешёвый сотрудник. «Мы никого не заставляем, они сами горят нашими великими задачами, мы просто поощряем этот пожар, ну человек же старался».


  1. deathbel
    26.04.2022 12:24
    +4

    если кратко обобщить пост то выгорание одаренных - происходит от рутины. На самом деле рутина выжигает любого, вот только те кто был серединка на половинку и выгорают дольше а таланты быстрее. Кстати так называемый кризис среднего возраста отсюда же. В современном обществе нет возможности держать в постоянном напряжении таких людей (ты родился слишком поздно чтобы исследовать землю и слишком рано чтобы исследовать космос) - существует малая вероятность попадания в инновационные предприятия но там конкуренция такая что просто талант - все равно попадет на рутину а двигать к звездам будет гений. Но есть один путь он странный и сложный и не каждому по плечу - нужна внутренняя мотивация/интерес - в случае выгорания или хотя бы ее намеков нужно кардинально менять направление деятельности причем желательно не только в интеллектуальном плане. Если ты занимался наукой - поработай руками, хотябы как хобби, а если сделаешь хобби основным источником жизни то опять рискуешь получить выгорание.

    Я конечно не практикующий психолог, но 5 лет вдалбливания в универе разных психологий и 20 лет наблюдений за людьми в естественной среде обитания, в том числе и за собой, показывают правдоподобность данного постулата.

    ну и конечно все выше сказанное всего лишь ИМХО не претендующее на истину.


    1. hellamps
      26.04.2022 14:00

      Согласен. Смена проектов и здоровый пофигизм предохраняют немножко от всех этих фрустраций.

      Плюс еще помогает наличие талантливых боссов


    1. karabas_b
      27.04.2022 01:24
      +3

      Почти согласен. Только рутина это не совсем оно, в рутину со временем превращается любая деятельность. Исследование земли, космоса и чего угодно тоже вполне себе рутиной может стать. Выгорание это ощущение потери целей. Оно случается по двум причинам - либо цели достигнуты, либо приходит понимание, что они недостижимы. От этого и потеря мотивации - потому что а зачем? И тут все зависит от того, удастся ли человеку найти новые цели.


    1. iboltaev
      27.04.2022 10:42
      +1

      выгорание одаренных происходит от завышенных ожиданий от себя самого


  1. tntnt
    26.04.2022 12:25
    +3

    " Стресс людей, которым ранее не приходилось трудиться для достижения результата: учёба им давалась так же легко, как дыхание "

    так может нужна нагрузка выше чем у ровестников, чтобы такой ребенок привык, что учеба это не немножко напрячься, но иногда нужно и хорошо потрудится, и что результаты невсегда получаются идеальные, а могут быть и просто хорошие (или даже хоть какие-то), потому что лучше не удается. Я имею в виду не нагрузку по времени, а по сложности, то есть нужно чтобы оставалось время на игры, но если время учиться, но в это время приходится учится упорно. В этом случае у человека после школы будет привычка напрягаться, когда нужно, и вмесе с талантом это позволит добится много.


    1. DonAgosto
      26.04.2022 13:35
      +2

      иногда нужно и хорошо потрудится, и что результаты невсегда получаются идеальные, а могут быть и просто хорошие
      Вот именно тут не просто все. Дофаминчик то сразу скажет — пока-пока, а кортизольчик — а вот он я.
      И дите, ранее не особо напрягавшееся, тоже не будет на месте сидеть — оно за привычным дофаминчиком вприпрыжку поскачет и про задачки эти, слишком сложные, забудет как будто их и не было. Ну или продемонстрирует вам все известные симптомы эмоционального выгорания, если сильно настаивать будете.
      Задачки нравится решать до тех пор пока они решаются относительно легко. Дети же, задачки у них — это тоже типа игры такой, с очевидной целью и доступным вознаграждением.


      1. tntnt
        27.04.2022 18:48
        +1

        Ну а как другие дети, которым не так легко учиться? Они же привыкают напрягаться во время учебы, хотя им тоже хотелось бы все бросить и вместо учебы пойти играть. И все-таки они привыкают учится, и после школы у них все хорошо. Так же и талантливые дети могут привыкнуть, получая материал посложнее.


    1. iboltaev
      27.04.2022 10:45
      -1

      после такой школы человек со стопроцентной вероятностью все это забудет и забьет вообще на все


  1. DonAgosto
    26.04.2022 13:34

    del


  1. sfi0zy
    26.04.2022 14:02
    +14

    олимпиады, экзамены, специальные классы, целые школы и ВУЗы для талантливых детей создают нездоровую образовательную атмосферу, в которой на раз-два вылетаешь из заведения

    Есть еще обратная сторона вопроса, связанная с олимпиадно-лицейной атмосферой (по крайней мере там, где она еще остается). С малых лет в детей вкладывают идею, что важны личные достижения. Важно, что ты сам умеешь, чего ты сам добился, важет результат. В мировоззрении появляется стойкая концепция, что у тебя есть призвание, ты должет быть хорош в своем деле. Ты должен быть лучшим. Ну или по крайней мере очень хорошим специалистом. И ты потом идешь по этому пути много лет, учишься думать, собирать информацию, анализировать задачи, искать простые и красивые решения в рамках своей специальности. А тем временем ЗавУчи ставят отметки по физкультуре и ОБЖ с закрытыми глазами, прикрывают твои слабые места и вытягивают медалистов. Они не скажут об этом открыто, но для них физкультура тоже не важна. Им важны рейтинги школы, а их делают как раз отличники и олимпиадники. Тут как бы win-win. Им выгодно, чтобы ты был хорош в том, в чем ты хорош. К концу школы у тебя есть специализация и какой-то план на будущее, тогда как сверстники все еще выбирают специальность по принципу «у меня институт рядом с домом». Вроде бы все красиво идет по намеченному маршруту, мир полон возможностей, но есть нюанс.

    В условном ВУЗе тебя уже никто не прикрывает. И гора не имеющих отношения к специальности предметов уже сильно мешает идти туда, куда ты шел. До этого ты думал, что ВУЗ — это про еще большее углубление в специальность, а на деле тут идет жесткая промывка мозгов на тему того, что тебе очень важно в 4 раз проходить историю античности, ведь какой ты физик, если не знаешь дат рождения философов древности. Но ты привык добиваться своего, ты впахиваешь, все же идешь дальше к своему призванию, даже без школьных поблажек. Семестры и экзамены тебе привычны, но общая бессмысленность отнимает много сил. Первый курс — ничего нового не узнал. Все тебе говорят, что дальше все будет, не переживай. Второй курс — преподаватели на профильных предметах по бумажке рассказывают тебе то, что ты в школе изучал после уроков. Тебе все говорят, что такого быть не может, и ты все придумал. А нагрузка по бесполезным предметам еще больше. Не все выдерживают, кто-то ломается уже здесь. Причем именно после второй сессии, не после первой. После первой ты еще веришь, что дальше будет лучше. Но дальше ставки еще повышаются. Ты попадаешь на работу.

    До этого ты был индивидуалистом. Теперь ты — «часть команды, часть корабля», твои личные амбиции бесят окружающих, красивые решения задач менеджеру не интересны, коллеги не хотят притормозить и подумать над происходящими процессами, даже если творят полнейшую фигню. Им чужда даже сама идея о том, что можно усомниться в чем-то, что можно проявить личную инициативу при решении задач, что можно применить в переговорах свою экспертизу, к которой ты шел многие годы, даже если результат расходится со с потолка взятым мнением менеджера. Важно работать как все. А ты — не такой. Это сильно ломает. Очень повезет, если начальник сам из этой же лицейной атмосферы, с ним можно будет работать в одной системе ценностей, топить за что-то конкретное, брать личную ответственность и делать мир хоть немного, но лучше. Но если не повезет — то будет печалька. Очень быстро мысли сводятся к тому, что все, что ты делаешь, все, что ты делал много лет, преодолевая трудности — никому не нужно. И что вся эта идея с призванием — обман.


    1. DvoiNic
      26.04.2022 14:51

      «даты рождения философов древности» можно тупо запомнить, сдать и забыть. Примерно так, как все запоминают ПДД, налоговые законы, и могое из того, что в профессиии не нужно, но в жизни заниматься приходится.
      (вот лично я никак не мог запомнить, сколько кого на каком съезде рсдрп сидело с какой стороны и в каком году — поэтому написал одну из двух шпаргалок в институте.)
      и все эти «нагрузки по бесполезным предметам» «проходятся». нужно просто принять это как «общую несправедливость жизни».
      Да, физкультура — очень сильно, на мой взгляд, недооцененный (в смысле пользы) предмет


      1. lgorSL
        26.04.2022 23:07
        +3

        К сожалению, в вузе может быть очень много такого, что надо "тупо запомнить, сдать и забыть", и оно будет отнимать большую часть времени и сил.

        Например, я в один прекрасный момент смог читать техническую литературу на английском - было сложно, интересно. Мой уровень знания языка начал очень быстро расти, и было очень обидно откладывать книгу, чтобы начать зубрить английский для института. На занятия требовалось ходить и говорить именно те варианты перевода, которые мы "прошли". Например, current - "современный", вариант перевода "текущий" считался неправильным.

        В целом складывалась очень странная ситуация: по интересным мне областям я зачастую знал много и занятия были не очень полезные. Зато неинтересные бесполезные отнимали большую часть времени. И вдобавок обучение в институте не особо поощряет какие-то достижения, но карает отчислением или лишением стипендии за незнание какой-нибудь фигни.

        > нужно просто принять это как «общую несправедливость жизни».

        А я вот не хочу мириться с несправедливостью. Что мешает сделать граф зависимостей между предметами (для изучения Х надо знать Y и Z), а потом дать выбор - что и в каком порядке учить? Если человек пришёл учиться - зачем ему мешать?


        1. rg_software
          27.04.2022 04:39
          +1

          Что мешает сделать граф зависимостей между предметами (для изучения Х надо знать Y и Z), а потом дать выбор

          Ну вот в нашем университете ровно так это и работает. У каждого студента по сути свой индивидуальный план, и можно посмотреть, что от чего зависит и какую программу человек на текущий момент реализует.

          Пример


    1. 0xd34df00d
      26.04.2022 16:40
      +4

      До этого ты думал, что ВУЗ — это про еще большее углубление в специальность, а на деле тут идет жесткая промывка мозгов на тему того, что тебе очень важно в 4 раз проходить историю античности, ведь какой ты физик, если не знаешь дат рождения философов древности.

      Это значит, что вы выбрали неправильный вуз.


    1. Moraiatw
      26.04.2022 18:08
      +2

      экспертизу...


    1. Norgorn
      26.04.2022 19:01
      +4

      Ну это какие-то сказки. Даже на первом курсе просто нормального ВУЗа будет огромная куча всего нового, на втором - почти всё. Не верю, что первокурсник знает уже и матан, и линейную алгебру, и тервер, и механику с термолинамикой на вузовском уровне (не, такие бывают наверно, но смысл о них говорить, это мегагении). А потом ещё красивейшая ТФКП, теория колебаний - будет, чем развлечься.

      Дальше будет курсовая и дипломная, где очень много зависит от научрука, да, тут надо чётко понимать и выбрать хорошего. И вот в этой работе студент может раскрыться по полной. Если прёт от науки - можно продолжать в аспирантуре, ехать по обмену и ещё масса разных интересных вариантов. Если не прёт- норм, на работе ум тоже оценят.


      1. sfi0zy
        26.04.2022 19:40
        +5

        Я же говорю про свое дело, а не про вообще все. Кто-то в физике шарит, кто-то код пишет, кто-то дизайны рисует. Каждому свое. Например у нас был препод, у которого школьники в 7-8 классе занимались моделированием жидкостей и газов на C++ и OpenGL. К концу школы это будет 4-5 лет копания в теме, сильно за рамками стандартных учебников. У них может не хватает понимания процессов разработки и управления коллективом, но технических знаний явно больше, чем у ребят с курсов, не говоря уже о среднестатистических школьниках с уроками информатики. Мне некомфортно это признавать со своей колокольни, но я уверен, что некоторые из этих «школьников» в компьютерной графике шарят куда лучше меня. А в институте они начинают с самых основ программирования, и хорошо, если программа их догонит — они ведь тоже не на месте стоят. Здесь речь не идет про мегагениальность, здесь про процессы, про то, что если у увлеченного школьника есть возможность погрузиться во все заранее, то потом, попав в среду, рассчитанную на тех, кто идет в рамках условной школьной программы, он воспринимает все по-другому. И не во всякой среде он легко приживется. Счастливые истории бывают, но бывают и не очень.


      1. retar
        27.04.2022 16:22

        Один из лучших строительных вузов страны. Поступил после лицея, при этом не был самым лучшим по баллам ЕГЭ. Первые два семестра алгебры и физик, первый семестр химии -- школьная программа за редким исключением (не бросающим вызов), информатика -- VBA на уровне циклов и одноуровневой логики. История России за полгода, культурология на уровне школьного МХК. Черчение простейших деталей в течение года от руки (в школе задания сложнее были). Английский уже чуть разнообразнее (словарь спец. терминов). Из нового: начерталка на первом семестре, теормех на втором, строительные материалы и геодезия.

        Третий семестр тоже был не сильно веселый, меньше половины предметов было по специальности + пошел матан. И только с четвертого семестра мы начали ощущать себя строителями, начались такие предметы, как строительная механика, технологии конструкционных материалов и тд.

        На самом деле, пока писал пост, понял, что программа была в принципе норм, за исключением того, что общие предметы были сильно оторваны от специализации. Например, вместо истории и культурологии можно было сразу уйти в историю строительства и архитектуры, на информатике изучать специализированный софт для проектировщиков, химию сильнее завязать на программу про строймату и тд.


        1. IvanSTV
          27.04.2022 17:04
          +1

          во-во, вот такие знатоки "специализированного софта для проектировщкиов" не могут в Экселе программку на VBA написать с одним элементарным циклом :) Смешно было - мужик копировал сортамент в эксель с картинками, а размеры картинок у него плывут. Заплатил денег за то, что я просто собрал параметры форматирования картинки в каждой ячейки в А и потом прописал зеркально для ячеек Б.

          Как говорил, Козьма Прутков, "любой специалист подобен флюсу, полнота его односторонняя". Архитектура очень тесно связана с социальным устройством и экономическими мощностями и потребностями общества, с формой управления, с военной стратегией и тактикой. Большинство архитектурных решений имели вполне утилитарные задачи, которые невозможно понять не понимая уровень материальной, технической и общей культуры общества.

          Задача ВУЗа - не дать вам утилитарные знания. а НАПРАВИТЬ, дать вам общую ьбазу для самостоятельного исследования и раскапывания материала. Потому общие знания по культуре и истории помогут вам в павильную сторону мыслить. когда вам захочется понять, в чем прелесть конструктивизма вне чисто строительных решений, и почему в одних условиях можно и нужно ставить конструктивистские коробки, а в других нет. Аналогично про химию - нукакой из вас специалист, если вы, например, органику изучите, пропустив, ну, к примеру, пищевую оргакнику А между тем при разложении она дает большое количество кислот, которые могут быстро сожрать конструкции - эффект изучен на пищевых производствах - и вы сядете в лужу, когда запроектированная вами промышленная колонна сложится.


          1. retar
            28.04.2022 09:08

            Абсолютно не согласен, как человек, который продолжительное время проработал инженером в строительстве. VBA за все годы с момента знакомства с ним мне пригодился примерно НОЛЬ раз: в excel для проектировщика, ГИПа и РП за глаза и за уши хватает стандартного функционала, зато основной инструментарий (Revit и AutoCAD) применялся мной 90% времени работы инженером. Правильнее дать на информатике знания по работе с AutoCAD+lisp или, что более актуально сейчас, Revit+Dynamo/C#, чтобы студент далее при работе над всем своими курсовыми работами и дипломом оттачивал не только знания, но и навыки. Кстати, таким образом построено обучение во многих зарубежных строительных вузах.

            Утилитарные знания крайне важны в таких специальностях, как строительство. Медиков же учат делать уколы и ставить капельницы? Хирургов учат работать со скальпелем? А судя по Вашему заявлению, хирурга можно просто направить. Вот тут та же история. Можно сколько угодно давать студентам-первокурсникам пищевую органику (которую, кстати, не дают), но эти знания пригодятся в лучшем случае 1 из 100, да и то это будет инженер-технолог (а вот они проходят). Но даже этот инженер обязан уметь пользоваться хоть одним распространенным утилитарным инструментом.

            А пока мы имеем то, что имеем: студенты после вузов не умеют преобразовывать свои знания в готовый продукт с использованием необходимых инструментов, преподаватели вузов требуют написанные от руки карандашом курсовые работы, предметную область, оторванную от практики и еще воз и маленькую тележку проблем в части подготовки специалистов.


    1. VIPDC
      27.04.2022 07:58

      Очень хорошая ремарка. Важно понимать что одна из причин описанного Вам скрыта между строк.

      Раньше все подстраивались, в определенный момент надо научится подстраиваться и быть гибким тебе.

      Надо выучить философию, выучи сдай забудь, договорились с преподавателем, и ещё 100500 методов.

      Да я ходил в школе на все олимпиады, но учился 3,4,5 - свободы не было в школе все по регламенту

      В вузе наоборот ты предоставлен сам себе, ещё и деньги платят за хорошую учебу + именные стипендии.

      В детях (работниках) надо развивать ценностное восприятие и понимание, зачем тебе это


    1. olddeity
      27.04.2022 09:21

      Теперь ты — «часть команды, часть корабля», твои личные амбиции бесят окружающих, красивые решения задач менеджеру не интересны, коллеги не хотят притормозить и подумать над происходящими процессами, даже если творят полнейшую фигню.

      Работал в нескольких компаниях и такого не приходилось наблюдать. Может быть идёт разговор про проектную разработку или работу в маке, но всё-таки, если так в команде прибивается креативность и о(б)сераются идеи от сотрудника, занятого отличным от протирания столов и туалетов делом - стоит задаться вопросом, а там ли я работаю?, а в команде ли я?, ибо мнение моё не важно и рефлексии на вопросы и предложения я не получаю. Думаю современные компании с мыслящими руководителями и с продуктовой разработкой в кармане меньше злоупотребляют таким:
       Им чужда даже сама идея о том, что можно усомниться в чем-то, что можно проявить личную инициативу при решении задач, что можно применить в переговорах свою экспертизу, к которой ты шел многие годы, даже если результат расходится со с потолка взятым мнением менеджера.


  1. Radisto
    26.04.2022 14:33
    +5

    Посмотрел на список с симптомами выгорания - кажется я выгорел еще на втором курсе, а лет прошло с тех пор немало


  1. bbs12
    26.04.2022 15:35

    Никакого выгорания не существует, просто у слишком наивных детей с возрастом приходит понимание что такое жизнь и как она устроена на самом деле. Они просто не представляют глубину дна, на котором находится планета Земля.


  1. 0xd34df00d
    26.04.2022 16:40
    +4

    всё вышеперечисленное — от олимпиад до ВУЗов первого эшелона — не нужно

    А давайте вообще вузы отменим! Там сложно, учеба какая-то, сессии, зачем все это нужно?


    И не только олимпиады, но и любые конкурсы отменим. Или, ещё лучше, оставим, но уберем соревновательный элемент и будем выдавать призы за участие. Всем.


    Смысл вузов первого эшелона в том, чтобы именно что готовить в том числе будущих нобелевских лауреатов. Да и вообще, вероятно, чем раньше человек поймет, что в жизни иногда надо напрягаться, тем лучше. Мне из почти дворовой школы, где я учился с закрытыми глазами, в восьмом классе переходить в физмат-лицей тоже было тяжеловато, но если бы я с необходимостью работать столкнулся бы позже, было бы, имхо, хуже.


    1. ivegner
      26.04.2022 17:08
      +1

      Мне из почти дворовой школы, где я учился с закрытыми глазами, в восьмом классе переходить в физмат-лицей тоже было тяжеловато, но если бы я с необходимостью работать столкнулся бы позже, было бы, имхо, хуже.

      Имею совершенно такой же опыт. Ставлю первой школе в вину, что вместо того, чтобы повысить мне планку, из меня стали делать того самого "одарённого" ребёнка. К счастью, родители этот момент подсекли и сказали перевестись в лицей, где пришлось пахать и осознавать (при помощи тех самых Учителей с большой буквы, которых было, к счастью, предостаточно), что "учиться, как дышать" — это очень плохая траектория. Увы, все вредные привычки искоренены не были, и вот сижу пишу комментарий на Хабре только потому, что текущая задача на работе не решилась с наскоку. Подозреваю, что если что-то не вылечилось в молодости, когда психика пластичнее, то теперь уже точно поздно. Вместо этого готовлю траектории образования для ребёнка, которому скоро в школу, чтобы минимизировать вред от "одарённости", будь она реальной или мнимой.


    1. rg_software
      27.04.2022 04:49
      +2

      Я не уверен, что соревновательный элемент так уж полезен. Может, кому-то и вправду такой пинок нужен, но в целом на выходе мы получаем людей, чьи таланты во многом сводятся к умению обскакать соседа в искусственно выдуманном упражнении. Большой вопрос, насколько эти люди смогут дальше видеть, что мир не сводится к формально поставленным задачкам, а достижение цели -- к "победе" над коллегой.


      1. 0xd34df00d
        27.04.2022 08:19
        +2

        Думаю, что соревновательный элемент возникает не сам по себе, как самоцель или способ поиздеваться над детьми, а как следствие ограниченности ресурсов. Нельзя в топовых вузах учить всех, нельзя доступ к лабам и оборудованию дать всем, и так далее. Соответственно, надо как-то выбирать.


        Может, кому-то и вправду такой пинок нужен, но в целом на выходе мы получаем людей, чьи таланты во многом сводятся к умению обскакать соседа в искусственно выдуманном упражнении.

        На выходе из физмат-школы (куда были вступительные экзамены, к слову) мои одноклассники и я получили не только этот навык, но и чуть более глубокие, чем в обычной средней школе, представления о физике, математике и вообще мироздании.


        1. rg_software
          27.04.2022 14:04

          Нельзя в топовых вузах учить всех, нельзя доступ к лабам и оборудованию дать всем, и так далее. Соответственно, надо как-то выбирать.

          Ну это вы про вступительные экзамены. Наверно, они неизбежны. Хотя во Франции вроде как "берут всех", а дальше уже отсеивают по итогам года. Да и вообще конкурсы на естественнонаучные факультеты совсем смешные по сравнению с театральными и тому подобными.

          но и чуть более глубокие, чем в обычной средней школе, представления о физике, математике и вообще мироздании.

          Но это же не про соревнования, а про то, что вас хорошо учили (и прекрасно).


          1. 0xd34df00d
            27.04.2022 20:55

            Хотя во Франции вроде как "берут всех", а дальше уже отсеивают по итогам года.

            У меня где-то была наглядная картинка про падение уровня образования во Франции за последние 20-30 лет, но я её сходу не нашёл.


            Но это же не про соревнования, а про то, что вас хорошо учили (и прекрасно).

            Так это ж тоже соревнование, просто сглаженное и размазанное.


            Способности соответствующего подмножества людей берутся как некая опорная точка для построения школьной программы. Если бы средний ученик условной 57-й (но учился я не в ней, для протокола) в 13-17 лет мог бы без проблем понимать функан, то в школе давался бы и функан. Если бы он мог усвоить по-вузовски строгий ТФКП, включая основную теорему алгебры, за год, то было бы это ТФКП с соответствующим уровнем строгости (а не как у нас, где мы в школе основную теорему доказывали очень нестрого и с утверждениями уровня «ну мы тут немного пошевелим кривую в окрестности — понятно, что функция изменится не сильно…»).


            Ученик физмат-школы соревнуется со средним множества учеников физмат-школы. Не сдал коллоквиум или экзамен — вылетел. А уровень коллоквиумов и экзаменов выстраивается так, чтобы вылетало не слишком много, но и не слишком халява была.


            1. rg_software
              28.04.2022 03:28

              У меня где-то была наглядная картинка про падение уровня образования во Франции за последние 20-30 лет, но я её сходу не нашёл.

              Да оно везде падает. Во Франции своя атмосфера, там же есть разделение на "университеты" и "grandes ecoles".

              Так это ж тоже соревнование, просто сглаженное и размазанное.

              Ну с этим вряд ли кто-то будет бороться. Понятно, что в одно здание школы физически всех не впихнёшь, а если набирается пара сотен человек со знанием и талантом, можно их и в отдельную школу поместить.

              Вероятно, тут тоже лучше не пережимать, чтобы не было как у спортсменов, которые день и ночь долбят только свою специализацию, но это уже другая тема.


  1. event1
    26.04.2022 16:51

    Почему одарённые теряют свой дар?

    Мне лично кажется, что проблема в большей степени в родителях, чем в системе образования. Они делают неверные выводы из ранних успехов своих чад и накладывают на них завышенные ожидания.

    Как исправить:

    Надо воспитывать родителей в большей степени, чем детей. Как говорил один мудрый человек: "Кадры решают всё."

    А вот эти идеи, типа дополнительных занятий для развития культуры работы меня всегда очень удивляют. Рождается подозрение, что граждане, предлагающие такое (и любые другие решения методом изменения школьной программы) вообще никогда в школу не ходили

    Что делать образовательным учреждениям?

    Дайте осмысленность работе. Покажите, как тот или иной материал связан с реальными ситуациями

    Как бы вы предложили связать "Сказку о царе Салтане" из программы 5-го класса с реальной ситуацией? Масса материалов, либо просто являются базисом для дальнейшей учёбы, либо реальные ситуации не могут быть осознаны детьми соответствующих возрастов.

    Дайте студентам больше чувства контроля над их программой. Как правило, у
    учащихся мало контроля над своим образованием, что может быть причиной
    выгорания

    О да. В результате они натыкают разных курсов слабо связанных друг с другом и вместо целостной системы знаний у них будет чёрти что. От которого через 10 лет вообще ничего не останется, потому что оно бессвязное.

    Что делать коммерческим организациям (кадровикам)?

    Тут не согласен со всеми пунктами. Во-первых, кадровики не воспитатели в детском саду. Во-вторых, сотрудники не детсадовцы. Не надо относится ко взрослым людям, как к детям, иначе они начинают вести себя как дети.


    1. kamish721 Автор
      26.04.2022 17:40

      Интересная критика!

      Да, вина родителей в этом тоже есть, почему-то я не акцентировал на этом внимания. Безусловно, родители в первую очередь формируют характер ребёнка, и я не исключаю, что они могут чересчур позитивно реагировать на успехи чада и тем самым развивать у дитя описанный синдром. В конце-концов, не я записывался в кучу кружков, а родители меня записывали, и вообще, я сейчас призадумался над вашими словами. Спасибо.

      Про изменения школьной программы... Вы считаете, что не стоит делать с процессом обучения ничего радикального? Я считаю, что всё-таки надо что-то делать, хотя бы начать с уроков профориентации в старших классах, так как в нынешнем виде они бесполезны.
      Я, кстати, помню, как в старших классах с улюлюканьем посещал различные открытые лектории по физике, истории и другим наукам. Это было здорово. Может, школьную программу и правда не стоит кардинально менять, а просто развивать и субсидировать внешкольные образовательные проекты.

      Сказку о царе Салтане я не знаю, как связать с реальностью, но вот другой пример: я помню, как перед одним из уроков физики мне разрешили провести мини-лекцию, как метод триангуляции сигналов и прочие базовые приёмы позволили открыть гравитационные волны. И класс слушал меня с интересом.

      В результате они натыкают разных курсов слабо связанных друг с другом и вместо целостной системы знаний у них будет чёрти что.

      Пожалуй, да, как минимум в первоначальном варианте идея может оказаться провальной.

      Во-вторых, сотрудники не детсадовцы. Не надо относится ко взрослым людям, как к детям, иначе они начинают вести себя как дети.

      Ну-у... здесь я с вами не согласен. Я встречал не одного взрослого ребёнка, kidult, да я и сам был уж больно инфантильным в первые годы карьеры, и это не зависело от наличия тёплой-ламповой или совсем детсадовской атмосферы, так что вы меня не переубедили. Как минимум в первые годы работы специалисту нужна какая-никакая поддержка.


      1. event1
        26.04.2022 18:57
        -1

        Про изменения школьной программы... Вы считаете, что не стоит делать с процессом обучения ничего радикального?

        Программа и процесс обучения — это разные вещи совсем. Я не специалист ни в том, ни в этом и не знаю надо ли их менять радикально или вообще. Я только нахожу удивительным, что люди верят, что если добавить в программу, например, историю религии, то все выпускники будут веротерпимые.

        Ну-у... здесь я с вами не согласен. Я встречал не одного взрослого ребёнка

        А знаете почему они стали такими? Наверняка знаете, но я вам подскажу. Если молодой человек начинает трудовую деятельность в 16 лет, а в 20 имеет семью и детей, он(а) никогда не станет взрослым ребёнком. А вот, если напротив, до 35-и лет жить с мамой и бабушкой, то это прямая дорога к взрослоребёнчеству (простите за неологизм). Поддержка нужна профессиональная. А та ИБД отдела кадров, что вы описали должна быть, ну если не запрещена, то минимизирована. Хотя, возможно, тут у нас с вами поколенческое противоречие


        1. key08rus
          27.04.2022 09:02

          … А знаете почему они стали такими? Наверняка знаете, но я вам подскажу. Если молодой человек начинает трудовую деятельность в 16 лет, а в 20 имеет семью и детей, он(а) никогда не станет взрослым ребёнком. ...

          Тут главное — осознать, что не «мы теперь взрослые», а что «взрослые теперь мы»


          1. iboltaev
            27.04.2022 10:57

            еще кстати помогает прояснить, а что такое "взрослый". После этого приходит понимание, что "взрослых" попросту нет


        1. iboltaev
          27.04.2022 10:53
          +1

          если человек в 20 имеет семью и детей, то он

          а) в 22-23 не имеет нормального образования, а в будущем - и дохода, за редкими исключениями

          б) с вероятностью, близкой к 100%, в 30-35 пошлет эту семью и детей куда подальше, от пола зависит слабо

          Зато не "взрослоребенок", да. На самом деле, тот же "взрослоребенок", только с ответственностью, которая у нас социально приемлемой считается.


          1. event1
            27.04.2022 13:07

            Мне кажется, что вы излишне категоричны и не сможете статистически обосновать свои тезисы. Согласно статистике распады семей "старше" 10-и лет составляют лишь треть от всех распадов. Там же указано, что длительность брака является важным "антиразводным" фактором. С другой стороны, есть ссылка на американское исследование подтверждающее ваш тезис. Правда, не столь категорично и без цифр.

            На самом деле, тот же "взрослоребенок", только с ответственностью

            "Взрослоребёнок" с ответственностью и есть взрослый.


            1. iboltaev
              27.04.2022 17:59

              действительно категоричен и не смогу ничего статистически обосновать, просто мнение на основе собственных наблюдений и небольших знаний о возрастной психологии, ничего более.

              "Взрослоребёнок" с ответственностью и есть взрослый.

              в общем случае это не так, чаще всего это "взрослый" с просто подавленными эмоциональными пластами, криво осознанной ответственностью, гиперответственностью и прочее.


      1. iboltaev
        27.04.2022 11:04

        Безусловно, родители в первую очередь формируют характер ребёнка

        у вас у самого, походу, детей нет


        1. omxela
          27.04.2022 14:00
          +1

          Хм, у меня внуки есть, но с поправками и я подпишусь. Поправка, собственно, одна - слово "формируют" тут не очень подходит, поскольку рождает иллюзию сознательного процесса, а это совсем не так. А в остальном соглашусь - именно "в первую очередь".


        1. event1
          27.04.2022 14:39

          У меня есть несколько. Я согласен с коллегой. Можно оговориться, что всё-таки это редко происходит целенаправленно, и более точной формулировкой было бы: "характер детей формируется, в первую очередь, под влиянием родителей", но это нюансы


    1. DaneSoul
      26.04.2022 20:50

      В результате они натыкают разных курсов слабо связанных друг с другом и вместо целостной системы знаний у них будет чёрти что.
      Как по Вашему тогда работает западная система образования?
      Там курсы по выбору есть и в школе и в ВУЗах.
      Естественно это процесс не хаотичный — есть обязательные курсы, есть зависимости, когда для курса B, надо вначале пройти курс A. Но идея в целом весьма рабочая.


      1. event1
        26.04.2022 23:20

        по-моему никакой "западной системы образования" не существует. Есть американская, немецкая, французская и т.д. системы образования.

        Там где много курсов по выбору (как у нас в Ирландии) происходит именно то, о чём я написал. У граждан не образуется целостная картина мира. Часто, даже не образуется целостная картина профессионального мира. Вполне очевидно, что вчерашний школьник не может знать, какие курсы ему надо прослушать, чтобы собрать нужный набор. Скажем прямо, вчерашний школьник не всегда в состоянии сложить грязную одежду в стиралку.

        Излишне упоминать

        что всё вышеперчисленное основано на моём опыте общения с людьми с которыми встречался именно я. Опыт и выводы других людей могут отличаться


        1. rg_software
          27.04.2022 04:46
          +2

          Проблема в том, что целостная картина мира и в России не образуется, потому что программу курсов планируют люди со своим субъективным взглядом на мир и представлением о том, что должно входить в эту самую картину, а что нет.

          Скажем, на моём факультете математические методы в физике были обязательным предметом, а в биологии -- факультативным. Где в этом логика? С тем же успехом можно было сделать и наоборот.

          Мне кажется, что идея сверху сформировать что-то "целостное" в нашем фрагментарном мире по целому ряду причин дискредитирована. Условную "западную" систему сглаживает наличие специально обученных людей (тьюторов/консультантов/руководителей), чья работа состоит в том, чтобы помочь студенту сформировать хороший индивидуальный план с учётом его интересов. Если же студент делает всё сам, а на выходе получаются осколки -- ну, ССЗБ.


          1. event1
            27.04.2022 13:54
            -1

            Во-первых, ещё раз подчеркну, что речь в оригинальном комментарии шла про школу в первую очередь. Выбирать некоторые предметы в ВУЗах на старших курсах — это вполне нормально.

            Проблема в том, что целостная картина мира и в России не образуется,

            На мой взгляд, в России (и в большой степени во всём бСССР) с этим сейчас намного лучше, чем в других местах.

            потому что программу курсов планируют люди со своим субъективным
            взглядом на мир

            Простите, за прямоту, но это бессмысленная оговорка. Вообще всё на свете делают люди со своим субъективным взглядом на мир. Не бывает людей с объективным взглядом или с чужим субъективным взглядом.

            и представлением о том, что должно входить в эту самую картину,

            А вот это как раз не влияет на целостность. Целостность — это когда одна часть согласована с другой. То есть отсутствие внутренних противоречий. Что туда конкретно входит вначале вообще не важно. Если индивид осознаёт важность целостности и обладает ей в основном, то "неправильное" будет заменено на "правильное" со временем и по необходимости.

            Скажем, на моём факультете математические методы в физике были
            обязательным предметом, а в биологии -- факультативным. Где в этом
            логика? С тем же успехом можно было сделать и наоборот.

            А я нанимаю программистов в Ирландии и никто не знает что такое теорема Байеса. Не только саму формулу не помнит, но и не в курсе о чём это. Потому что теорвер и матстатистика факультативные предметы и никто не выбирает. Так что, мне бы ваши проблемы.

            Условную "западную" систему сглаживает наличие специально обученных людей (тьюторов/консультантов/руководителей)

            Никогда таких не видел и не слышал про них. У меня как раз детям поступать через пару лет, расскажите мне о них.

            И ещё раз

            нет никакой "западной" системы образования. Есть независимые и отдельные британская, французская, немецкая и т.д. которые сформировались зависимо/независимо/под влиянием друг друга в разное время и при разных обстоятельствах


            1. rg_software
              27.04.2022 14:09
              +1

              На мой взгляд, в России (и в большой степени во всём бСССР) с этим сейчас намного лучше, чем в других местах.

              Ну это бессмысленный диалог, т.к. дальше нужно договариваться о каких-то измеряемых критериях. Иначе "я так вижу" -- ну и ладно, с этим же невозможно спорить.

              А я нанимаю программистов в Ирландии и никто не знает что такое теорема Байеса

              Боюсь, если вы будете нанимать в России, получите ровно то же. Люди с профильных факультетов вспомнят, что "такое где-то слышали", а толку-то?

              нет никакой "западной" системы образования.

              Раз уж вы это повторили ещё раз, я всё же отвечу, что скорее таки есть, потому что независимо от страны имеется общая "болонская" платформа, в рамках которой предусмотрена, например, возможность провести семестр или год в другом вузе и получить курсы в зачёт, что автоматически означает систему учебных кредитов и некоторую индивидуальную траекторию обучения.

              То, что при этом немецкие порядки отличаются от ирландских или французских -- вполне понятно.


              1. event1
                27.04.2022 15:06

                Боюсь, если вы будете нанимать в России, получите ровно то же

                Тут немного другое имеется ввиду. Ясно, что большинство людей, которые выпускаются и потом приходят на интервью ничего не знают. Это сейчас везде в мире наверное. Я же говорю о людях, которые хорошо учились и хорошо работают. То есть, они хорошо помнят, что они учили даже через 20 лет. Но не статистику, потому что не выбрали.

                потому что независимо от страны имеется общая "болонская" платформа

                Во-первых, если вы говорите про страны, присоединившиеся к Болонской платформе, то так и надо говорить. Во-вторых, к этим странам относится и Россия, и Турция, и Казахстан. А США, наоборот, не относится. Но, думаю, что вы имели ввиду именно США, так как про "тьюторов/консультантов/руководителей" которые бы направили каждого студента лично в нужное русло в Европе я никогда не слышал (что не значит, что их нет).

                В рамках болонской системы есть кредитные пункты которые студенты набирают за прослушанные лекции, но там нет и слова о содержании. И о том как принимать экзамены. И о техническом обеспечении учебного процесса. По-этому, да в теории, чтобы получить диплом студенту надо набрать столько-то пунктов и он может набирать их как угодно. Но, на практике подавляющее большинство студентов заканчивает тот же ВУЗ в который поступило.

                возможность провести семестр или год в другом вузе и получить курсы в
                зачёт, что автоматически означает систему учебных кредитов и некоторую
                индивидуальную траекторию обучения.

                Программа Erasmus+ действует отдельно и независимо от болонского процесса (это программа Европейской Комиссии) и предоставляет возможность так же студентам из вне "болонской зоны". К тому же, хотя формально вы и правы, и кредитные пункты идут в зачёт, мы все понимаем, что там за учёба, когда студент на полгода приезжает в другую страну и учится на иностранном языке. И авторы программы это понимают. По-этому, программа названа "основным инструментом построения общеевропейского образовательного пространства". А не способом индивидуализировать траекторию обучения.


                1. rg_software
                  27.04.2022 15:45
                  +2

                  Да, тут всё сводится к вопросу, о чём спор. Я думаю, что российское стремление навязать 90% курсов в качестве обязательных -- непродуктивная идея, которая работает лишь для тех студентов, которые по случайному совпадению звёзд сами мыслят примерно так же, как авторы учебных программ. Всё остальное -- уже побочные темы, заслуживающие отдельного разговора. Скажем, болонизация в России выглядит довольно формально, т.к. дипломы взаимно признают (уже хлеб, спасибо и на этом), а вот та же поддержка мобильности на нуле ровно потому, что на практике студент не может на полгода выпасть из потока своего вуза а потом также аккуратно влиться в него обратно.

                  Короче говоря, будучи выпускником и российского, и европейского вузов, я за годы обучения в Европе стал горячим поклонником именно тамошнего подхода (в моём случае это была Финляндия, если дойти до региона).


                  1. event1
                    27.04.2022 18:07

                    Я думаю, что российское стремление навязать 90% курсов в качестве
                    обязательных -- непродуктивная идея, которая работает лишь для тех
                    студентов, которые по случайному совпадению звёзд сами мыслят примерно
                    так же, как авторы учебных программ

                    На мой взгляд, тут надо разделять по возрастам. Для первого курса никакие выборы не нужны. А вот для магистратуры, например, наоборот нужны.

                    болонизация в России выглядит довольно формально, т.к. дипломы взаимно
                    признают (уже хлеб, спасибо и на этом), а вот та же поддержка
                    мобильности на нуле ровно потому

                    В принципе, основная цель болонизации и есть взаимное признание дипломов у упаковка их в единый стандарт. Потому что, до этого соотнести французского Master и британского Post Graduate, а их обоих с советским инженером было не совсем понятно как. Мобильность, как я уже отмечал выше, к болонскому процессу не имеет очень большого отношения.

                    Короче говоря, будучи выпускником и российского, и европейского вузов,

                    А вы как учились? Бакалавр в РФ, магистр в Финляндии? Или наоборот? Или два разных образования?


                    1. rg_software
                      28.04.2022 03:23

                      Для первого курса никакие выборы не нужны. А вот для магистратуры, например, наоборот нужны.

                      Ну вот это уже подробности. Наверно, я бы ещё "сдал" первый курс, но второй-третий -- уже точно надо расширять возможности. У меня в РФ на 5 курсе было так: надо взять три курса по выбору из четырёх возможных. Короче говоря, полная свобода выбора, как видите.

                      Мобильность, как я уже отмечал выше, к болонскому процессу не имеет очень большого отношения.

                      Мне кажется, она имеет самое непосредственное отношение, т.к. всё это дело не сводится к Эразмусу и возможности устроить себе культурно-алкогольный тур по пабам Ирландии. Например у меня (в Финляндии) была возможность взять курс из соседнего университета в нашем же городе. То есть для многих людей это опция учиться в рамках той же системы, но расширить возможности. Вы наверняка знаете конкретно по имени и фамилии пару человек, чьи курсы хотели бы прослушать, но не могли в силу того, что это другой факультет/вуз/направление.

                      А вы как учились? Бакалавр в РФ, магистр в Финляндии? Или наоборот? Или два разных образования?

                      Два разных. Специалитет потом аспирантура в СПбГУ, и синхронно с пятого курса магистратура и аспирантура в Финляндии. Не спрашивайте, зачем два раза, так вышло. Но направления разные, математика и computer science.


            1. Akon32
              27.04.2022 14:58

              А я нанимаю программистов в Ирландии и никто не знает что такое теорема Байеса.

              По моей небольшой выборке, в России программисты чаще не знают о методе главных компонент, но знакомы с транспортной задачей. Похоже, это какие-то локальные традиции: где-то принято учить одно, где-то - другое. Что лучше - сказать трудно. Неплохо было бы знать всё, но на практике...


              1. event1
                27.04.2022 15:19

                Я тоже не знаком с методом главных компонент (или забыл про него). Теорема Байеса была, в общем-то, для красного словца. Люди массово вообще пропускают теорвер и статистику. Понятно, что и среди наших выпускников профессионально используют эти знания единицы. Но всё-таки какой-то математический кругозор нужен.


    1. lgorSL
      26.04.2022 23:27
      +1

      О да. В результате они натыкают разных курсов слабо связанных друг с
      другом и вместо целостной системы знаний у них будет чёрти что. От
      которого через 10 лет вообще ничего не останется, потому что оно
      бессвязное.

      Я благополучно забыл неинтересные предметы и до сих пор помню лекции по интересным. В моей "целостной системе" почему-то несколько раз получалось, что для понимания предмета требовался предмет из будущего. А ещё некоторые предметы я осваивал самостоятельно и не понимал, почему их вообще нет в программе обучения.

      Тут не согласен со всеми пунктами. Во-первых, кадровики не воспитатели в
      детском саду. Во-вторых, сотрудники не детсадовцы. Не надо относится ко
      взрослым людям, как к детям, иначе они начинают вести себя как дети.

      Странно, что при этом для студентов Вы предлагаете "детсадовский подход" - решить за них, что им нужно учить.


      1. event1
        26.04.2022 23:58

        Я благополучно забыл неинтересные предметы и до сих пор помню лекции по интересным.

        Во-первых, там речь больше про школу шла. Во-вторых, в ВУЗе, на старших курсах уже можно что-то выбирать, так как люди уже представляют чем будут заниматься (или даже занимаются). В-третьих, то что вы не помните лекций не значит, что они не стали очередным кирпичиком в стене ваших познаний

        Странно, что при этом для студентов Вы предлагаете "детсадовский подход" - решить за них, что им нужно учить

        Вообще нет. Студенты сами выбирают ВУЗ и направление, которое хотят изучать. А содержание курсов и состав курсов необходимых для получения специальности студенты не могут выбирать. У них нет информации необходимой для этого выбора. Детсадовский подход для студентов был бы, если их не отчислять, а позволять бесконечные пересдачи. Такого быть не должно, по-моему.


  1. XaBoK
    26.04.2022 16:52
    +1

    Одаренные или какой бы другое клеймо не ставили, проблема в том, что некоторые вещи даются легче чем другие. И если всё вокруг фокусируется на этой легкой победе (не важно спорт, красота, учёба, деньги), то исчезновение быстрой победы ведёт некоторых к краху. А некоторые развиваются и идут дальше.

    Триггером сложности может быть высокая конкуренция в большом и открытом мире, может быть травма, возраст и так далее. Я не вижу в чём особенность истории выгорания в вашем посте от любого другого кризиса переоценки, когда меняется ментальная или физическая реальность? Раньше было одно, а стало по другому и либо ты принимаешь новые правила игры (ответственность за себя, отсутствие смысла жизни, инфляция счастья, потеря авторитета и тому подобное).


  1. Inspector-Due
    26.04.2022 18:05
    +6

    Ещё можно отметить соревновательный момент в так называемых надстройках над системой образования: олимпиады, экзамены, специальные классы, целые школы и ВУЗы для талантливых детей создают нездоровую образовательную атмосферу, в которой на раз-два вылетаешь из заведения (из дверей, из окна — как получится).

    Вот интересно, а что тогда делать тем самым одарённым детям, если в обычной школе им будет всё легко даваться, они к этому привыкнут, а как только прыгнут во взрослую жизнь, то она их сразу же и сломает? Ведь именно для этого олимпиады, крутые школы и созданы, чтобы у этих одарённых детей не возникало чувства, что в жизни всё даётся легко. Честно, немного не могу понять, почему из таких заведений так легко вылететь? Ну, кто-то не справляется, но это лишь значит, что такая школа не для него, ему нужен уровень пониже. И в этом нет ничего плохого.


  1. nailer
    26.04.2022 21:39
    +1

    Название статьи, способное озадачить и лингвосемантика, и филолога, казалось бы, обещало освещение,– по меньшей мере,– проблемы "раннего",– именно это мне и показалось любопытным,– эмоционального истощения у "кадров", то ли отягощённых "одарёнными детьми", то ли некогда в таких "детях" числившимися. Дочитав до конца, я смущён подозрением, что сии лаконичные "тезисы" оформились в публикацию после "большой дружеской встречи"...

    Возможно, Вы преисполнены самых лучших намерений, и я уже за Вас переживаю, что внутренний Ваш чувствительный перфекционист в этот, вероятно, момент весьма страдает от моего непонимания, но позвольте несколько критических замечаний! – Что это вообще было? – Вы не психолог, это более чем очевидно, хотя и указываете в одной из предыдущих своих публикаций на Хабре (да, я не пренебрёг познакомиться с таковыми), что Вам "хорошо знакома тема психиатрии". Вы оперируете термином "одарённый ребёнок" в явном противопоставлении его "ребёнку умному" на каком основании? "Неспособность преодолевать жизненные трудности" человеком, выросшим в атмосфере поддержания в нём уверенности, что он "способный ребёнок" – ситуация весьма специфическая, редкая, можно сказать, рафинированная и неестественная ситуация. Вам внушили эти мысли "популяризаторы" детской психологии, ссылки на которых Вы привели? Популяризаторы в интернете часто бывают профанаторами. Лапидарность источников – первый признак, должный насторожить. От чего, по-Вашему, человек, которому учёба в школе легко давалась (и олимпиады, и кружки, и секции, и т.п.), вдруг хуже своих ровесников начал справляться с реалиями послешкольной жизни? Что за "трудности" на его пути выстроились, которые преодолел одноклассник троечник, но оказались ему непосильными? Был ли бездельником "одарённый ребёнок" Сергей Васильевич Рахманинов? "Нездоровая образовательная атмосфера, в которой на раз-два вылетаешь" – это про неумение работать над собой или про "интеграцию в этот мир"?
    На основе предельно поверхностного анализа Вы готовы давать рекомендации Минобру?
    Мне трудно предположить, на какого уровне специалистов рассчитана Ваша статья, но аудитория, не столь глубоко, как Вы, погружённая в тему, сочла бы вежливым расшифровки аббревиатур, вроде СДВГ и БАР (во всяком случае, мне не нравится, когда меня вынуждают обращаться к Гуглу во время чтения).
    Вы "не справились, и не заинтересовали".


  1. Akon32
    26.04.2022 22:37
    +3

    В феномене "одарённый ребёнок" обычно не учитывают то, что это именно ребёнок, то есть уровень у него, несмотря на большой успех по сравнению со сверстниками, по взрослым меркам невелик. Это как "специальная олимпиада" с лурка. Есть некая шкала, скажем так, "академического успеха", типа

    1. отличник в 3м классе (где-то рядом хорошисты)

    2. отличник в 9м классе

    3. золотая медаль (где-то параллельно находятся олимпиады)

    4. красный диплом (где-то рядом синий диплом)

    5. кандидат наук

    6. доктор наук (тут ещё параллельно всякие индексы Хирша)

    7. академик

    8. лауреат Нобелевки (или, параллельно, Абелевской премии)

    Максимум, чего может добиться человек в этой шкале - Нобелевка. Максимум, чего можно добиться в школе - лишь 3й уровень по этой шкале. Но золотая медаль - ничто даже по сравнению с синим дипломом.

    На каждый следующий уровень требуется в разы больше усилий. Не каждый олимпиадник станет краснодипломником, не каждый кандидат наук станет лауреатом Нобелевки. У меня есть предположение, что все люди просто на каком-то уровне останавливаются по тем или иным причинам (пропало желание, сменились интересы, не хватило ума, нет условий, нет мотивов и т.д.)

    В итоге, успехи в школе, вузе максимум показывают потенциал к достижению следующих уровней, а будет ли он реализован - зависит от других причин. Но ожидается, что отличник пойдёт дальше, хотя на деле это лишь корреляция, а не чёткая связь. А на практике кто-то пошёл дальше, кто-то спился, кто-то начал жить как все. Обсуждать интереснее второй вариант, вот и обсуждают.


  1. PsihXMak
    27.04.2022 08:43
    +1

    А что, если, банально, разговаривать с ребёнком? Интересоваться, что он чувствует и почему пытается выделиться. Я знаю, у нас это не принято, но, возможно, если бы учителя и родители интересовались ребёнком чуть больше, то и проблем бы таких не было…


    1. samsergey
      28.04.2022 22:23

      А вот это замечание -- прямо в точку!!


  1. TKazantsev
    27.04.2022 09:17
    +1

    Мне кажется вы собрали все вместе. Отличники, выгорание, место образовательных учреждений в жизни человека. И потом притянули одно к другому. Вы просто следили за отличником и у вас есть пример где он выгорел. А сколько сего людей выгорело из вашего окружения ? Не может же быть что один отличник выгорел, а 29 человек из класса рванули по жизни ))


  1. Jef239
    27.04.2022 09:45
    +2

    Мда уж... Букв много, а понимания - мало. Ну давайте начнем с простой модели.

    Есть разные нейросети. Некоторые из них быстро обучаются до уровня в 80%. Будет ли такая, быстрообучаемая на начальном этапе нейросеть:

    • Быстрее других обучаться до уровня в 98%?

    • Давать наибольщий уровнень распознавания?

    • Быть более эффективной в потреблении ресурсов процессора и памяти?

    Думаю, вы понимаете, что ответы на первый вопрос - "есть шансы", а на второй и третий - "не факт". Так что вундер - это всего лишь человек, имеющий чуть больше времени для старта.

    Теперь более точная модель. Вундер - это ускоренное интеллекутальное развитие взамен социального. Грубо говоря - это специфический ЗПР в социально-сексуальной развитии. Как и любой ЗПР, если он компенсируется, то компенсируется рывком.

    Иными словами, у вундеров романы начинаются не в 5-6 классе, а на уровне первого курса или чуть раньше. А в момент начала романов резко снижается интерес к учебе за счет переноса интереса на противополложный пол.

    Теперь понимаете, что с вашими девушками произошло? Они просто выросли, их задержка развития прошла и они ушли с головой в романы. Далее они могут пройти этот этап, могут начать совмещать личную жизнь и работу-учебу, могут полностью переколючиться на личную жизнь и достичь в ней фантастических успехов, как, например, Божена Рынска. Ну глядя на 13летнюю Божену (тогда Женьку Рынскую) было понятно, что чего-то эта стервозная девочка добьётся. Не было понятно - в какой области.

    Бывает, что задержка социального развития не проходит. Самый известный пример - Академик Ландау. Почитайте мнение Ландау о мужчинах (красивисты, хорошисты и подкаблучники) - ну это детский садик какой-то.

    Следующая модель - из очень старой советской книжки по окащанию помощи при нервных срывах. Если не путаю, то автор - академик Амбарцумова. По личностным установкам люди делятся:

    1. На тех, для кого работа важнее семьи.

    2. На тех, для кого семья важнее работы.

    3. На тех, кому важны обе сферы, неудача в одной из них порождает неудачи в другой.

    4. Ещё две группы - это маргиналы, как солюдающие социальные нормы, так и не соблюдающие.

    Из этой модели понятно, что пока задержка не закончилась и не начались романы - сложно понять,что будет приоритетней - семья, дом, дети или работа.

    Ну и очевидно, что специализированные школы для вундеров - это прежде всего коррекционные школы для детей с задержкой социального развития. Поэтому основное в них - не учеба, а внеурочная деятельность (походы, стенгазеты, театр, общение и так далее...).

    P.S. Сам вундер, куча друзей вундеров, а тем вундерам, которых я водил в походы уже 40+.


  1. Earthsea
    27.04.2022 10:03

    Мне кажется, что у тех людей, которым в школе все давалось легко, а потом вдруг стало все трудно, IQ выше среднего, но недостаточно высокий чтобы развиваться дальше.

    Программа школы рассчитана на среднего человека. Средний IQ, как известно, 100, человек с таким IQ должен ее освоить. Если у человека IQ 110-120, то в школе ему все очень легко дается, а вот вузовскую программу такие люди осваивают с трудом.

    Эмоциональный интеллект здесь рассматривать не стоит. Человек с реально высоким IQ точно справится и с дальнейшим обучением, и с профессиональной деятельностью, вне зависимости от уровня эмоционального интеллекта.

    Мне нравится финский подход. Если верить тому что пишут о финских школах, вместо того чтобы выделять одаренных, они стараются каждому помочь раскрыть свои возможности.


    1. DaneSoul
      27.04.2022 11:45

      Мне кажется, что у тех людей, которым в школе все давалось легко, а потом вдруг стало все трудно, IQ выше среднего, но недостаточно высокий чтобы развиваться дальше.
      ИМХО тут дело не столько в IQ, сколько в мотивации.
      Знаю примеры, когда люди с весьма посредственными способностями, но большим упорством не только ВУЗ заканчивали, но и даже кандидатскую защищали.


  1. PhoenixRed
    27.04.2022 17:07

    Насколько я понимаю, основные причины подобного выгорания — в вере в собственную «особенность», давлении родителей и разнице между «рафинированной» учебой и реальной жизнью.
    Мне тоже с детства говорили, что я весьма смышлёный (некоторые до сих пор так говорят), но к счастью я недолго в это верил, т.к. рано или поздно до ума доходит факт, что всегда есть люди умнее тебя в тех или иных аспектах и что невозможно знать все. А во взрослой жизни приходит понимание того, что ум не способен решить все проблемы и раздвинуть все границы.
    Осознание реального себя относительно реального мира, принятие своих слабых сторон и работа по совершенствованию — это ключ от выгорания, как я считаю.


  1. Tyrial
    28.04.2022 15:01

    Добавлю, что система образования таки начинает движение в направлении не-угробливания одарённых детей. По крайней мере, в Питере, за другие города не скажу. Есть всяческие организации по развитию и адаптации одарённой молодёжи.

    Насчёт софтов у одарённых детей - имхо, людям вокруг одарённых товарищей тоже нередко нужно качать софты. Таки окружение тоже влияет. Ну а в целом это уже скорее общая мечта, а не решение конкретно этой проблемы - чтобы социальным навыкам обучали систематизированно и поголовно.