Вы пробовали человечину? Не в переносном, а в прямом смысле. Нет? А говорят она неплохая на вкус. У нас в городе, несколько лет назад, произошёл такой случай. Девушка со  своим бойфрендом убили ее мать. Вырезали ей печень, зажарили с лучком и с удовольствием отведали. На заседании суда всех выворачивало наизнанку, когда они описывали подробности. Действия влюблённой парочки невозможно не классифицировать как аморальные, а их больными на голову выродками. Вот только каннибализм не является психической болезнью. И вовсе они не выродки, а стандартные люди без морали. 

Миллионы лет никому из хомо в голову бы не пришло отказаться от человечины. И если вы заявили бы об аморальности таких действий, скорее всего вас сразу же сожрали бы, ибо не нужно распространять такие аморальные идеи. Наше сегодняшнее отношение к каннибализму возникло вместе с цивилизацией, которой пришлось пройти долгий путь чтобы отучить нас поедать соседей. Путь этот длинною в 10 000 лет и чтобы пройти его мы стали аморальными. Да-да, именно наша чудовищная аморальность позволила нам избавиться от каннибализма. 

Мораль — это набор правил, по которым общаются живые организмы с представителями своего вида. Большая часть этих правил заложена генами на уровне рефлексов и определяют естественную мораль. Она есть у всех живых существ, начиная от одноклеточных до нас, человеков. Эти правила определяют, как нужно реагировать на встреченного сородича; с кем нужно драться, а с кем спариваться; кого можно есть, а кого нужно избегать. Правила могут зависеть от множества факторов: времени и места встречи, пола и возраста сородича. Генетически прописанные правила обычно очень жёсткие и не допускают больших отклонений. И если вдруг какая-то мутация приводит к их нарушению, такое существо будет аморальным с точки зрения своих сородичей. Например, раковая клетка ведёт себя совершенно аморально по отношению к здоровым. Ведь все они подчиняются заданным правилам, а она нет. И да, у клеток нашего организма есть мораль, ведь у них есть свои правила, по которым они взаимодействуют друг с другом. 

Мораль животных практически полностью определяет их поведение. Для животного совершить аморальный поступок очень и очень сложно. Для этого он должен попасть в такую стрессовую ситуацию, которая сможет заглушить его встроенные моральные императивы. Особенно это относиться к стайным хищникам. Так как они легко могут убить соплеменника, то мораль, обеспечивающая их сосуществование, очень жесткая. Я помню как питбуль моего знакомого случайно прокусил ему руку до крови. У пса несколько недель была депрессия. Каждый раз когда он видел раненую руку хозяина, он скулил от ужаса содеянного им проступка. 

Вы, наверное, слышали про отмороженное поведение львов. Когда новый хозяин прайда захватывает власть и прогоняет старого, он сразу же убивает всех львят. Это жуткое и аморальное зрелище с нашей точки зрения. Эволюционное объяснение такому поведению следующее: чем быстрее погибнут львята, тем быстрее лев сможет зачать своих собственных детей и обеспечить продолжение своей генетической линии. И прайд не будет тратить ресурсы на выращивание чужих для него детей. Но мы понимаем, что вряд ли лев так рассуждает; нужно этих мелких передавить, чтобы не мешали моим будущим детям расти, да бабы будут кричать и драться, но ничего, переживут и потом новых нарожают.  Но именно так рассуждали императоры и цари, да и аристократы помельче, когда вырезали своих будущих конкурентов на власть, в том числе и детей. У льва нет выбора, он подчиняется своим встроенным рефлексам. Поэтому называть его поведение аморальным абсолютно не верно. Его поведение совершенно морально с точки зрения его морали. А вот с нашей моралью все намного печальнее. 

Мораль может очень сильно меняться в зависимости от видов животных. Те же шимпанзе и бонобо практически неотличимы друг от друга, но образуют совершенно отличные по иерархии сообщества. Мораль определяет, как будет выстраиваться иерархия в группе.  Например, львы и тигры, оба представителя кошачьих, оба крупные хищники, оба занимают вершину пищевой цепочки. Но из-за различий в среде обитания сформировали совершенно различные правила общения между особями вида. Тигры территориальные одиночки, ведь в джунглях нет смысла охотиться группой. А вот львы образуют прайды, одиночному хищнику на просматриваемой саванне будет сложно. Что означает, правила морали относительны и не только меняются от вида к виду, но и эволюционируют со временем. Эволюция морали приспосабливает животных к окружающей среде на уровне группы, а не отдельных индивидуума. Мораль также обеспечивает различие в стратегиях выживания для близких видов.  

А съедать своих родственников отличная стратегия, она не только избавляет от прямых конкурентов, но и обеспечивает запасом продовольствия. Такой вот немудреный двойной бонус. И неандертальцы скорее всего не просто вымерли, когда в Европу пришли наши предки. Мы их просто съели. Как съели практически всех крупных животных на нашей планете. Только не очень переживайте за неандертальцев, они тоже были каннибалами. Ещё дополнительная фишка каннибализма, это быстрое распространение вида по планете. Ведь если твоя группа слабее противника, единственный выход, чтобы тебя не сожрали, уйти подальше. Каннибализм очень способствует к развитию долгих прогулок на свежем воздухе. А когда бежать некуда, каннибализм естественным путём обеспечивает контроль размера популяции сверххищников, которыми мы являемся. 

Каннибализм всегда был неотъемлемой частью нашей жизни. И дело не в какой то ужасной морали, это просто взгляд хищника на мир. Все вокруг есть куски пищи. Только вот мы не настоящие хищники, у которых жесткая встроенная мораль запрещает поедать себе подобных, и поэтому каннибализм у них наблюдается только в исключительных случаях. Мы всеядные обезьяны, сумевшие взобраться на вершину пищевой цепочки, и ставшие сверххищниками. Наша мораль намного более гибкая, чем у исконных хищников. И эта наша очередная фишка выживания, меняя мораль мы тем самым легко подстраиваем свои иерархии группы под изменения внешних условий. Благодаря нашей адаптивной морали мы можем создавать немыслимые для других хищников огромные сообщества, такие как города и мегаполисы.  Что в свою очередь позволило нам создать сегодняшнюю цивилизацию. 

У нас есть моральные устои, которые прописаны генетически. Вот они и являются естественными. Например, материнская любовь, или необходимость ухаживать за сексуальным партнёром. Некоторые моральные устои могут быть жесткими и однозначными, а некоторые могут допускать вариативность. И это генетически обусловленная вариабельность. Наша особенность заключается в том, что мы можем менять свою мораль под воздействием внешних условий на личном, а не генетическом уровне. И это делает нас аморальными с точки зрения других животных, ведь мы можем совершать неестественные поступки. 

Все желания, которые у нас возникают они естественны; гнев, испуг, похоть, обман, зависть. Мораль же определяет к кому из сородичей и когда применять эти эмоции. Все эти и многие другие способности возникли и закрепились в нас, так как способствовали нашему выживанию. Они сами по себе не есть плохие или хорошие. Все что помогает мне как индивидууму выжить есть хорошо.  

Личная же мораль определяет, что в нас есть правильное и неправильное. Эту мораль нам с самого детства транслируют взрослые. Они объясняют нам что есть хорошо, а что есть плохо. Данный процесс называется воспитанием, но мало чем отличается от обычной дрессировки. Чем взрослее мы становимся, тем подробнее становиться граница между правильным и неправильным. Где будет проходить граница, определяется тем, что мы называем цивилизацией. Именно цивилизация определяет какие из наших свойств и желаний есть хорошие и должны поощряться, а какие вредные и должны подавляться. 

С самого детства нам объясняют правила поведения и этих правил очень много. Есть правила семьи, в которой мы живем, есть правила двора и школы, где социализируемся, есть правила церкви, а есть правила государства. Есть правила в виде прописанных законов, а есть негласные правила. Правил огромное количество и часто они противоречат друг другу. Чтобы все это уместить у себя в голове нам пришлось развить очень гибкий мозг и стать конформистами. Именно эта способность позволяет нам совмещать в себе несовместимое и алогичное. И это позволило нам выжить уже при внутривидовой борьбе. Когда император заявляет, что его конь олень, все кто не были достаточно гибкими, чтобы искренне увидеть оленя, сразу же лишались головы. А выжившие передавали свои гены детям. Цивилизационное давление на нас огромно, и чтобы выжить мы все родились конформистами. Мы сами себя такими вывели в процессе эволюции цивилизации. 

У морали обязательно должна быть цель. Когда мы меняем наше естественное желание на внешнее, мы что-то должны получить взамен. Это может быть райская жизнь после смерти, или наступление коммунизма или что-то ещё. Каждый раз принимая правила мы размениваем их на наши естественные желания. Почистил утром зубы - тебя похвалили, выучил урок - купили игрушку. Не стал есть соседа, тебя не посадили в тюрьму. Такой вот немудрёной дрессировкой мы пытаемся из себя сделать человека в течение последних нескольких тысячелетий. Правда результат не совсем однозначный. Но по крайней мере мы перестали жрать друг друга в прямом смысле. 

Представьте, идёте себе спокойно по улице. Вдруг к вам подбегают сзади и бьют по голове дубинкой. Вырезают печень и филейные части и идут жарить шашлык на балконе. Согласитесь, приятного мало. А когда каждый хомо, повстречавшийся тебе, не человек, а потенциальный обед, то и отношение к соплеменникам, как мы понимаем, будет совершенно отличающимся от сегодняшнего. С таким незатейливым подходом к жизни цивилизацию не построишь. 

Вытеснение каннибализма началось с возникновением первых религиозных культов. Сперва жрецы взяли процесс под контроль, запретив убивать и поедать соплеменников без Божественного благословения и соответствующих ритуалов. А кто ослушивался, того съедали. Отличная стратегия съедать каннибалов за каннибализм. И главное действенная. Самостийные каннибалы быстренько перевелись. Было запрещено поедать своих деревенских. Ну, кроме бесполезных стариков, или тяжело раненых, или больных, или неугодных богу,  список был понятное дело длинным. 

Но, конечно, можно было охотиться на соседей и приносить их в жертвы богам. Ну, а богам много и ненужно. Сожги для них сердце, а остальное самим сгодиться. Вам сложно в это поверить. Вы думаете, что после смерти от человека остается труп. Но вы просто неправильно воспринимаете реальность. После смерти от человека остается не труп, а мясо, съедобное и высококалорийное. И потом мы же не какие-то дикие каннибалы, чтобы есть человечину ради мяса. Мы этим отдаём дань почета усопшим. Я не буду тут расписывать все эти умилительные ритуалы прощания с усопшими родственниками или процесс поедания врагов. Кому интересно легко найдут кучу увлекательных подробностей на просторах интернета. Но это действительно был прогресс. Каннибализм перестал быть неконтролируемым и обыденным явлением, а стал ритуальным и относительно редким. Понятно, что эти изменения не были повсеместными и одновременными. Где-то прогресс шёл быстрее, а где-то долго не могли отказаться от своих скреп. И если в 15 веке в старушке Европе строили университеты, в Новом Свете все ещё не отказались от нежной человечины. Ну а в Африке и по сей день отдают дань древним вкусовым пристрастиям. 

Переломным моментом стало появление животноводства. Разводить тех же баранов по энергозатратам оказалось дешевле, чем выслеживать хомо. Да и опасное это дело охотиться на людей, ведь неизвестно кто кому на обед угодит. Легче зарезать барана чем надоевшую жену, потом ее родственники обижаются и норовят тобой перекусить. В общем по любому баранами питаться выходит дешевле чем людьми. 

Помните библейскую историю как бог в последний момент заменил Аврааму для заклания сына на барана. Вот это было начало полного вытеснения каннибализма из так сказать общественного сознания. Начался он примерно 5 000 лет назад, когда появились первые оседлые племена. В принципе уже давно никто не резал своих соплеменников, а на это пускали рабов. Но как только раб оказался более дорогим товаром чем баран, с богами быстро договорились о товарозамещении. Ну и рабам стало немного полегче, ведь теперь их убивали не ради мяса, а только по прихоти хозяина. 

Но процесс шёл со скрипом, ведь от вкусного шашлычка сложно отказаться. Поэтому разрабатывались ритуалы, которые замещали понятия. Например, ритуализация процесса похорон как раз служит этой цели, замещает в нашем понимании мясо понятием усопшего. Это работает настолько замечательно, что никому из нас на похоронах в голову не приходит мысль, что пропадает куча мяса. Никому, кроме отдельных товарищей, поддерживающих наши древнейшие скрепы. И это чисто психологический трюк. Да сегодня нам он не нужен, но это потому, что большинство из нас (особенно городских) не убивало ничего крупнее таракана. Для нас труп животного и куски мяса это две совершенно разные, несвязанные понятия. Логически мы понимаем связь, но эмоционально ее не воспринимаем. А для наших предков все что растёт, была еда и все что шевелилось была еда. В том числе и человек. 

Отголоски древних ритуалов сохраняются и в современных религиях. Например, в христианстве после причастия, ритуально поедается плоть и выпивается кровь Бога. Сегодня это носит чисто ритуальный характер и имеет совершенно другой смысловой контекст. Но когда то, давным-давно, задолго до христианства и даже до иудаизма, эти действия несли сугубо утилитарный и прямой характер. Ведь человек создан по образу и подобию Бога, а поедая его получаешь все фишки поедаемого. Примерно 5000 лет назад начали формироваться эти ритуалы замещающие каннибализм, что позволило увеличить плотность населения и развивать цивилизацию. Теперь гуляя по улице, вы меньше всего думаете о том, что вас могут убить и пустить на шашлыки. 

То, что мы больше не воспринимаем человека как пищу, стало возможно из-за гибкости нашей морали. Для любого существа на планете мы чудовищно аморальны. Ведь у нас практически нет никаких естественных моральных принципов (кроме очень базовых).  Ребёнок с точки зрения морали чистый лист бумаги, на котором с воспитанием прописываются принципы, закрепляемые в течение жизни. И эти принципы могут быть очень произвольными и противоречивыми. Помимо этого, благодаря конформизму (это вообще-то более благозвучное название лицемерия) мы можем совершать поступки, которые сами считаем неправильными. На это не способно практически ни одно животное, делать то, что для неё аморально. А мы можем! Мы можем приспособиться ко всему. И это даже не аморальность, а безморальность. 

Но именно эта наша способность позволила нам избавиться от каннибализма. Бывалые каннибалы уже не смели кушать соседей под давлением иерархии власти. А когда они вымерли, не передав свои пищевые пристрастия следующему поколению, то и прервалась традиция поедания ближнего своего. А у новых была уже новая мораль и новые ритуалы. 

Каннибализм сам по себе не был ни плохим, ни хорошим. Он стал неприемлемым так как мешал развитию цивилизации. Мы смогли перевоспитать себя. Для этого нам пришлось поменять свои моральные устои. Это был длинный и нелегкий путь самодрессировки. Сегодня, смотря в прошлое, мы понимаем, что нам самим пришлось измениться и изменить своё отношение к миру.  Но у нас есть ещё куча других багов, мешающих стать человеком. Будем надеяться и другие наши звериные пристрастия мы сможем отбросить на нашем пути развития от суперхищника к человеку.

Комментарии (0)