«Бюрократия» — про обычные кадровые процессы. Мы в Skyeng всегда работали удалённо с основания. С ростом встала задача удобного поддержания HR-процессов, так как в ручном режиме поддерживать их стало невозможно: сотрудникам было неудобно и непонятно, а HR валился от количества заявок.

Что сделали:

  • Продукт, где находятся все базовые запросы сотрудников. По нажатию пары кнопок можно получить все нужные справки, доступы, отметить отпуск, отгул или вообще оформить увольнение. То есть не надо ни с кем разговаривать. Каждое действие запускает набор скриптов, который создаёт все нужные задачи в Джире или автоматически оформляет все нужные документы.
  • Сами наборы скриптов. У любой заявки есть процесс, который мы продумали и автоматизировали, то есть не надо ничего придумывать. Например, при смене роли пользователя (переходе на другую должность) собираются и добавляются-отзываются все доступы и ставятся все нужные задачи.
  • SLA на каждое действие. Как только есть описанный процесс — можно назначать ответственных и сроки. Теперь, если вам нужна какая-то бумажка от кадров, не вы заходите и спрашиваете, готово ли, а уже кадры должны уложиться в свои SLA, и у каждого шага есть ответственный.
  • Бота, который в первые дни работы «ведёт» сотрудника.
  • Автоматизацию микромоментов. Например, за день до ухода в отпуск в слаке проставляется соответствующий статус плюс у сотрудника становится видно в профиле, кто за него работает и по каким вопросам.

Знаете что? Получилось удобно!

Вот так выглядит домашний экран:


Skyeng Home

Как видите, слева — сервисы и продукты HR, которые есть почти в каждой корпоративной сети, а справа — меню заявок к HR. Самая полезная кнопка для руководителя там — «Уволить сотрудника», и делается это реально в два клика. Давайте сначала расскажу про этот процесс.

Итак, вы просто выбираете сотрудника и нажимаете «уволить». В короткой цепочке дальше нужно выбрать причину увольнения (если причина по умолчанию не устроила), и дальше запускается цепочка скриптов, которая делает всё то, что нужно сделать до увольнения.

Например:

  • Собирает и отключает все доступы.
  • Отправляет задачи на расчёт выходных пособий и неотгулянного отпуска (это автоматизируется, но требует ручного подтверждения).
  • Ставит задачи по обходному листу, например, АХЧ может захотеть корпоративный ноутбук обратно, и за ним приедет курьер, который также сразу привезёт трудовую, например.
  • Рекрутеру ставится тикет на выходное интервью.
  • Оповещается рекрутер, нанявший этого сотрудника.
  • И происходят ещё десятки вещей в HR-процессах.

Заглядывая чуть глубже под капот, вполне можно продолжить цепочку тем, что данные об этом событии попадают в статистику компании, и это определяет потребность найма на следующий период: сразу же можно начать готовить вакансию, сразу же можно думать о перераспределении ролей и задач в связанных командах и так далее.

Но основной эффект — нет никаких рутинных действий, которые повторяются из раза в раз. Всё, что не требует человеческих решений, автоматизируется, и за несколько лет работы это сэкономило компании чертовски много времени.

Другие задачи


Запрос доступов устроен так: когда руководителем подразделения заводится должность, к ней сразу же прописывается, какие доступы и лицензии нужны, и это всё доставляется сотруднику по такому же типовому процессу из автоматизации и тикетов с SLA. Но иногда прямо в процессе работы бывает нужен доступ к чему-то, что не предусмотрено по умолчанию. В этой ситуации владелец лицензии оповещается о запросе доступа и подтверждает, можно ли его выдать. Можно запрашивать временный доступ: это когда нужно куда-то заглянуть пару раз, а через неделю забыть. В этом случае доступ будет отозван автоматически после окончания срока. Такой подход очень упрощает аудит того, кто и к чему в компании вообще имеет доступ, к слову.



Доступы у нас делятся на критичные и некритичные. Критичные требуют согласования, некритичные — нет. Например, если вам нужен доступ к статистике сайта или приложения — можно просто запросить, и он сразу будет выдан. А вот если нужен доступ к финансам — придётся подождать согласования.

Заказ справок и кадровых документов тоже абсолютно типовой. Просто вместо того, чтобы искать сотрудника кадров и ставить ему задачу в Jira, а потом думать, как же всё правильно сделать, используется шаблон заявки, который помогает отправить корректную информацию. Вы говорите, что вам нужно, а дальше формируются таски, с которыми работают специалисты. Не надо помнить, кого и как зовут в кадрах, не надо думать про то, как попасть в офис и всё такое прочее, просто заказываете документы и получаете их в электронном виде или курьером. Чаще всего заказываются справки 2-НДФЛ либо аналогичные с места работы для налоговой, для детсада, для виз, в банк для кредита или ипотеки, заверенная копия трудовой для загранпаспорта и других документов и так далее.

Точно так же оформляется премия сотруднику. Не нужно никому писать, не нужно каждый раз обсуждать, как это правильно оформить. В разделе Payroll руководитель указывает размер премии, и дальше это уже задача бухгалтерии.

Чаще всего сотрудники в компаниях берут отпуск так: идут в кадры и спрашивают: «А как взять отпуск?» Дальше сотрудника просят написать заявление. Потом сотруднику опять нужно задать вопрос: «А куда его нести и что с ним делать?» Чтобы получить каждый новый шаг, нужно сделать предыдущий и задать вопрос. Автоматически не работает, всю схему увидеть нельзя. У нас же в одном месте можно заказать любой процесс одной кнопкой, исполнители получат нужные таски, а ты просто получишь результат. Тот же отпуск оформляется по такому же прописанному предсказуемому процессу. Вы выбираете период (но нельзя выбирать его задним числом, и нельзя выбрать прямо завтра). После этого уходит сообщение руководителю на согласование. Если всё хорошо и вы всё правильно настроили в ролях заранее (или это сделал руководитель), то тем, кто будет вас заменять или частично перекрывать во время отпуска, тоже упадут уведомления. Дальше — статусы в календаре и слаке.



По каждой задаче, кстати, есть трек, который показывает выполнение SLA и сколько каких шагов осталось. Если SLA нарушается, то скрипт сам создаёт пуш руководителю «проштрафившегося» сотрудника и задачу на перекрытие нарушенной задачи. Всё происходящее по задаче транслируется в слак: мы не пользуемся почтой, всё делается через мессенджер.



Дом

Поскольку мы всё это делали ещё задолго до пандемии и уже работали удалённо, то обычно задача заканчивается приездом курьера со всем нужным пакетом документов к сотруднику. Сейчас появляются варианты избавиться от большей части бумажного документооборота, и это сильно облегчит процессы. С ростом компании ручное управление приносит кучу ошибок, поэтому изначально мы задумались о том, что что-то идёт не так, когда HR стал заниматься только поддержанием операционки и ответами на вопросы.



Впервые сотрудник знакомится с этим всем при принятии в штат. Приходит бот, присылает пакет документов, который надо распечатать и подписать. Дальше их забирает курьер. Всё. Что-то можно загрузить в электронном виде для ускорения. Прямо в этом же продукте — доступ к корпоративной wiki, трек развития (грейды, компетенции), заказ обучения. Всё, что нужно от офиса, находится там. Если задача нетиповая — внутри интерфейса есть чат поддержки. От Home как от продукта мы хотим двух вещей: удовлетворённость сотрудников и метрику, которая показывает, насколько легко было совершать ключевое действие. В некоторых случаях после отправки задачи приходит опрос (рандомно), где можно ткнуть в вариант, насколько просто и понятно всё прошло. Если человек говорит «сложно», «очень сложно» или «средне», то мы идём в исследование понять, а что с продуктом не так, почему ему это ключевое действие было сложно сделать. Поскольку одна из наших целей — экономия времени сотрудника на рутинных процессах, мы следим за тем, сколько сотрудник тратит времени на ключевое действие.

Краткие срезы
2019-й — Home нет
Вовлечённость: 83 %
Удовлетворённость: 77,1 %

2020-й — продукту 10 месяцев
Вовлечённость: 85 %
Удовлетворённость: 82,5 %

2021-й
Вовлечённость: 90 %
Удовлетворённость: 85 %

А ещё в этом же интерфейсе живёт бот, которому можно быстро отправить что-то вроде багрепорта, но в человекочитаемом виде: если с багами обычно понятно, что делать, то с вещами вроде «неудобно» или «не могу найти» от пользователей сложнее. Плюс у любого сотрудника в любой момент может появиться идея, как улучшить что-то. Вот это важно не расплескать, поэтому можно отправить это боту и точно знать, что ничего не потеряется.

По моим ощущениям, эта автоматизация в целом экономит примерно пять-шесть часов жизни в месяц на контроль своих заявок. Если посчитать грубо, то в любой нашей заявке сотрудник тратит не больше пары минут. В «классическом» же процессе любой подобный вопрос закрывается от нескольких часов до пары дней. А таких запросов и заявок в год даже при лучшем раскладе минимум 20 от одного сотрудника. Конечно, я до этого ходила ногами в кадры, а потом списывалась с ними в мессенджерах по поводу того, когда и как лучше забрать. Вполне возможно, что у вас в компании это сделано проще и быстрее. Ну и вам в принципе неважно, кто занимается вашей задачей, важно то, что это всё приведёт к предсказуемому результату.

Комментарии (12)


  1. peacemakerv
    06.05.2022 10:27
    +3

    Блин, такие ценные разработки надо на коммерческие публичные рельсы ставить обязательно


    1. zhidkovakate Автор
      06.05.2022 11:26

      Спасибо! Когда докрутим продукт внутри, то подумаем может и в эту сторону.


  1. sepetov
    06.05.2022 11:32
    +1

    Такое (или хотя бы минимально подобное!) решение точно нужно продавать. Причём с самой агрессивной рекламой!

    В прошлом я проработал в нескольких муниципальных учреждениях - там эта бюрократия взлетела до небес и не думает останавливаться. К сожалению, только в одном из них такой системе были бы рады, а в остальных высок риск столкнуться с бойкотом пользователей "бюрократических отделов".

    Но нам, остальным сотрудникам, такой автоматизации очень не хватало.


    1. DMGarikk
      06.05.2022 11:36
      +1

      я проработал в нескольких муниципальных учреждениях

      в таких учреждениях никто не будет внедрять эти системы, это дорого, некому и 'никомуненужно'

      чтобы понять почему 'так негативно' — в таких конторах зачастую используют 1С, в стандартные конфигурации ЗУПа например входит возможность создавать заявки на отпуска и запрашивать справки. хоть ктонить помнить об этом или хочет использовать этот стандартный функционал? знает об этом ктото кроме бухгалтеров и несчастного 1Сника который страдает в госконторе?


      1. sepetov
        06.05.2022 11:54

        Всё это понятно. Из-за этого я и говорю об агрессивной рекламе. Нехватки денег у моих работодателей, по крайней мере с 2018-го года, я уже не наблюдал - их выделяют достаточно и часто нерационально.

        Поэтому да, основное препятствие: "это никому не нужно!" == "бойкот сотрудников".


        1. DMGarikk
          06.05.2022 14:19

          Из-за этого я и говорю об агрессивной рекламе.

          чтобы реклама работала надо чтобы в продукте были заинтересованы
          а кто будет заинтересован в мунициапльном учреждении в таком продукте настолько, чтобы перед казначейством обосновывать траты на него? или вообще тратить собственные (не казначейские) деньги на то чтобы сотрудник в компухтере заявление писал а не бумажку заполнял??

          «это никому не нужно!» == «бойкот сотрудников».

          «не верю' ©


  1. Alex_BBB
    06.05.2022 11:50

    запускается цепочка скриптов, которая делает всё то, что нужно сделать

    Интересно посмотреть редактор процессов, если он есть.


  1. amarao
    06.05.2022 12:27

    А чем это от humanity отличается?


    1. zhidkovakate Автор
      06.05.2022 13:03

      Мы пробовали внешние сервисы. Они плохо кастомизируются под запросы бизнеса.  Преимущества внутреннего сервиса в том, что его изначально можно строить его под нужную бизнес-модель и запрос. Кастомизация была бы сопоставима по затратам.


  1. IvanPetrof
    06.05.2022 13:00
    +2

    Вспомнился рассказ, где главная героиня хакнула систему в компании и устроила сама себя на ни к чему не обязывающую должность (что-то вроде менеджера по каким-то вопросам). Таким же образом сделала сама себе электронный пропуск и ходила на работу. Никого это не удивляло, так как у по базе работников она числилась, но никто точно не знал чем она занимается. Спалила её бабка-кадровичка, которая вела учёт бумажных трудовых книжек и обнаружила, что одной одна из них вроде как «потерялась» :), чего в её хозяйстве произойти не могло


  1. IvanSTV
    06.05.2022 18:16

    пользовался аналогичной херней в Хуавее. Короче, так как она привязана к системе отмечания, а система была привязана к прилоэжению на телефне, которое позиционировалась на WiFi, то только и отписывались и согласовывали якобы неприсутствие в офисе - то приложение на телефоне не позиционировало меня в офисе, а где-то на полпути к работе, то оно слетало. То зависало и чекинилось только после начала рабочего дня. Когда система появиась, на мой старенький телефон оно вообще не лезло, те, кто принципиально с кнопками ходили, очень долго отписывались, что идите нафиг смартфон покупать, чтобы кнопку в нем нажимать.

    Из-за необходимости кучи согласований каждого опоздания на работу\отгула\отпуска и пр. систематически начальники путались, забывали, что-то переклинивало, что заявки у них в напоминалку не падали, апрув в нужные сроки не проходил, это все создавало нервозность и лишние телодвижения. Доходило до абсурда - я подписал у начальника отпуск на бумаге. а в системе он забил на апрув (таких как яу него сотня), в итоге HR меня в отпуск не оформляет. Командировку я выбил в системе, но мне дефолтом прилетел аванс на транспорт, нахрен не нужный, потому что я в офисе филиала, и жил в соседнем доме, и ездил на жд, потом этот аванс очень "вовремя" вычли из зарплаты (когда параллельно приставы решили снять с меня все штрафы перед НГ). Переработки тоже были в той же системе накручены через 3 апрува, причем ночные бились до 6 утра и после 6 утра. Если я написал себе всю ночь, то я должен был раздолбить единый промежуток с 18:00 до 9:00 на 3 заявки - до 24:00, до 6:00 и до 9:00.

    Истину глаголю - любая система будет работать примерно так же, потому что кадровые вопросы упираются в людей, а конкретнее руководство, которое кадровыми вопросами занимается неохотно и по остаточному принципу.


  1. inkvizitor68sl
    06.05.2022 18:49

    Красивое. Но зачем про это писать, если снаружи его нет) ?