Для русскоязычного пользователя китайские app stores ассоциируются чаще всего с пиратством и возможностью даром получить платные приложения. На самом деле это далеко не так. Вы, конечно, удивитесь, но в китайских сторах легального контента – около 90%! Звучит нереально? Отнюдь.
Как появились китайские app stores
Пожалуй, главная причина появления китайских сторов и локомотив их роста – это недоступность продуктов Google, который в 2010 году перенес свой локальный офис в Гонконг из-за ссоры с китайскими властями по поводу свободы слова. Зайти в Play Market без VPN оказалось невозможным, а телефоны на Android (коих до сих пор в Поднебесной больше, чем с операционкой iOS) нуждались в обновлениях, таким образом, спрос породил предложение, вылившееся в десятки местных app stores. Второй фактор: 95% населения Китая не говорит по-английски, а поэтому им намного легче искать приложения в сторах с 100% китайским интерфейсом, да и скачивание приложений с китайских серверов происходит гораздо быстрее. Третья причина — это удобство платежей для китайского пользователя: китайские сторы предлагают много альтернативных способов оплаты, а не только банковскими картами.
Сейчас практически любой контент можно найти в одном из более 100 китайских сторов, ТОП-10 которых охватывают 80% китайского рынка. Если же говорить лишь об Android app stores, то первая тройка лидеров — 360 mobile assistant, Myapp и Baidu mobile assistant – на апрель 2015 г. занимала свыше 60%.
Как работают китайские сторы
Многих интересовал вопрос, как возможно существование альтернативных сторов для iOS? Все оказывается очень просто – для этого используется система корпоративного лицензирования и распространения приложений, которая была разработана Apple для крупных компаний или учебных заведений, чтобы позволить всем сотрудникам каждой организации работать с программным обеспечением по одной лицензии. За счет этой технологии китайские сторы распространяют среди своих соотечественников платные приложения для iOS совершенно бесплатно, купив один раз лицензию, и продавая её неограниченное количество раз. Хотя, как правило, всем пользователям сервиса владельцы сторов рекомендуют работать с App Store напрямую через официальный Apple ID. Благодаря корпоративной лицензии стало возможным устанавливать приложения и игры, со сторонних источников и без jailbreak. Для этого китайскому пользователю необходимо установить программу-клиент на PC (своего рода itunes) и приложение на телефон. Далее все происходит как у всех, заходишь в стор и качаешь нужное тебе приложение. Стоит отметить, что доля официального App Store в Китае более 85%, возможно, поэтому Apple пока не видит угрозы в клонах и не хочет ругаться с госорганами, ведь в Поднебесной очень сильная поддержка национальных компаний со стороны государства.
Все крупные китайские app stores работают так же, как и App Store или Google Play, официально публикуя приложения от разработчиков и получая деньги либо по модели revenue share, либо за продажу установок (CPI). Как инструмент продвижения они используют фичеринг — выводя, скажем, самые прибыльные игры в ТОП. Как и в случае с Google Play и App Store, у китайских магазинов есть свои SDK, которые разработчику необходимо интегрировать в приложение или игру. Все платежи получает стор, а уже потом он передает часть прибыли разработчику. Эта схема работает как для локальных разработчиков, так и для иностранных компаний.
Что же касается контента, который официально не представлен в Китае (пиратство), то китайцы размещают такие приложения, в основном, для повышения user experience, не меняя платежную систему (как правило, Google Play или App Store). То есть китайский стор с таких игр денег не получает, а если какие-то оплаты проходят, они идут разработчику игры. В случае с платными играми, как уже писали выше, используется корпоративная лицензия или игры просто взламывают.
Почему разработчики официально публикуются в китайских сторах
О среднестатистическом китайском пользователе, не владеющим английским, мы уже упоминали, но в данном случае важно другое: и сложности с интегрированием SDK, и финансовый момент, ведь, согласно законодательства Поднебесной, доходы от приложений могут получать только китайские юрлица, так что разработчикам нужно либо открывать региональный офис, или же заручиться поддержкой местного партнера.
И если для любого разработчика важна прибыль, то в случае с китайским рынком надо ещё подумать, как получить деньги с пользователей. В Китае национальная платежная система UnionPay занимает больше половины рынка, поэтому расплатиться банковской картой в интернациональных сторах довольно трудно, ведь только каждый пятый житель Поднебесной может похвастаться картами Visa и Mastercard. Вот тут-то и приходят на помощь китайские сторы.
В 2013-м, когда игру Clash of Clans впервые запустили на китайском рынке, Джон Джордан, обозреватель pocketgamer.biz, саркастически писал, что 200 тыс. скачиваний в первый месяц – «успех больше для статуса, чем в плане денег». Дело в том, что в плане монетизации разработчик полностью положился на Google Play, и по известным причинам не получил ни цента. А вот Locojoy продвигал свою игру I'm MT через китайский Android app store Wandoujia, который поддерживал системы оплаты через AliPay, дебетные или кредитные карточки и даже телефонные карточки. В результате, за первую неделю игру скачало 260 тыс. геймеров, а средний платеж (ARPPU) составил $16,5.
Так что китайские app stores, несмотря на некую изолированность, развиваются по вполне интернациональным рыночным законам, уверенно откусывая свой кусок пирога от самого большого в мире, миллиардного рынка потребителей смартфонов, с огромнейшим потенциалом роста.
Как появились китайские app stores
Пожалуй, главная причина появления китайских сторов и локомотив их роста – это недоступность продуктов Google, который в 2010 году перенес свой локальный офис в Гонконг из-за ссоры с китайскими властями по поводу свободы слова. Зайти в Play Market без VPN оказалось невозможным, а телефоны на Android (коих до сих пор в Поднебесной больше, чем с операционкой iOS) нуждались в обновлениях, таким образом, спрос породил предложение, вылившееся в десятки местных app stores. Второй фактор: 95% населения Китая не говорит по-английски, а поэтому им намного легче искать приложения в сторах с 100% китайским интерфейсом, да и скачивание приложений с китайских серверов происходит гораздо быстрее. Третья причина — это удобство платежей для китайского пользователя: китайские сторы предлагают много альтернативных способов оплаты, а не только банковскими картами.
Сейчас практически любой контент можно найти в одном из более 100 китайских сторов, ТОП-10 которых охватывают 80% китайского рынка. Если же говорить лишь об Android app stores, то первая тройка лидеров — 360 mobile assistant, Myapp и Baidu mobile assistant – на апрель 2015 г. занимала свыше 60%.
Как работают китайские сторы
Многих интересовал вопрос, как возможно существование альтернативных сторов для iOS? Все оказывается очень просто – для этого используется система корпоративного лицензирования и распространения приложений, которая была разработана Apple для крупных компаний или учебных заведений, чтобы позволить всем сотрудникам каждой организации работать с программным обеспечением по одной лицензии. За счет этой технологии китайские сторы распространяют среди своих соотечественников платные приложения для iOS совершенно бесплатно, купив один раз лицензию, и продавая её неограниченное количество раз. Хотя, как правило, всем пользователям сервиса владельцы сторов рекомендуют работать с App Store напрямую через официальный Apple ID. Благодаря корпоративной лицензии стало возможным устанавливать приложения и игры, со сторонних источников и без jailbreak. Для этого китайскому пользователю необходимо установить программу-клиент на PC (своего рода itunes) и приложение на телефон. Далее все происходит как у всех, заходишь в стор и качаешь нужное тебе приложение. Стоит отметить, что доля официального App Store в Китае более 85%, возможно, поэтому Apple пока не видит угрозы в клонах и не хочет ругаться с госорганами, ведь в Поднебесной очень сильная поддержка национальных компаний со стороны государства.
Все крупные китайские app stores работают так же, как и App Store или Google Play, официально публикуя приложения от разработчиков и получая деньги либо по модели revenue share, либо за продажу установок (CPI). Как инструмент продвижения они используют фичеринг — выводя, скажем, самые прибыльные игры в ТОП. Как и в случае с Google Play и App Store, у китайских магазинов есть свои SDK, которые разработчику необходимо интегрировать в приложение или игру. Все платежи получает стор, а уже потом он передает часть прибыли разработчику. Эта схема работает как для локальных разработчиков, так и для иностранных компаний.
Что же касается контента, который официально не представлен в Китае (пиратство), то китайцы размещают такие приложения, в основном, для повышения user experience, не меняя платежную систему (как правило, Google Play или App Store). То есть китайский стор с таких игр денег не получает, а если какие-то оплаты проходят, они идут разработчику игры. В случае с платными играми, как уже писали выше, используется корпоративная лицензия или игры просто взламывают.
Почему разработчики официально публикуются в китайских сторах
О среднестатистическом китайском пользователе, не владеющим английским, мы уже упоминали, но в данном случае важно другое: и сложности с интегрированием SDK, и финансовый момент, ведь, согласно законодательства Поднебесной, доходы от приложений могут получать только китайские юрлица, так что разработчикам нужно либо открывать региональный офис, или же заручиться поддержкой местного партнера.
И если для любого разработчика важна прибыль, то в случае с китайским рынком надо ещё подумать, как получить деньги с пользователей. В Китае национальная платежная система UnionPay занимает больше половины рынка, поэтому расплатиться банковской картой в интернациональных сторах довольно трудно, ведь только каждый пятый житель Поднебесной может похвастаться картами Visa и Mastercard. Вот тут-то и приходят на помощь китайские сторы.
В 2013-м, когда игру Clash of Clans впервые запустили на китайском рынке, Джон Джордан, обозреватель pocketgamer.biz, саркастически писал, что 200 тыс. скачиваний в первый месяц – «успех больше для статуса, чем в плане денег». Дело в том, что в плане монетизации разработчик полностью положился на Google Play, и по известным причинам не получил ни цента. А вот Locojoy продвигал свою игру I'm MT через китайский Android app store Wandoujia, который поддерживал системы оплаты через AliPay, дебетные или кредитные карточки и даже телефонные карточки. В результате, за первую неделю игру скачало 260 тыс. геймеров, а средний платеж (ARPPU) составил $16,5.
Так что китайские app stores, несмотря на некую изолированность, развиваются по вполне интернациональным рыночным законам, уверенно откусывая свой кусок пирога от самого большого в мире, миллиардного рынка потребителей смартфонов, с огромнейшим потенциалом роста.
damat
Сильно резанула глаз фраза:
>>> за первую неделю игру скачало 260 тыс геймеров, каждый из которых в среднем принес около $16,5 дохода
Перемножение дает примерно 4.3 млн долларов, и мы говорим именно о доходе, а не обороте. Я сильно сомневаюсь, что такое может быть. Или я ошибаюсь?
Mobihunter
Спасибо, что указали на ошибку. В данном случае указан ARPPU. Если взять средний показатель платящей аудитории в Китае, то игра за первую неделю заработала около 200 000$, а прибыль разработчика составила где-то 100 000-150 000$.