18 лет в дизайне, 10 в менеджменте, 5 директорате, 2 в преподавании (дизайн, маркетинг, аналитика) и у меня есть пара ласковых для индустрии. Никаких домыслов, только официальные заявления, документация, финансовая отчетность и патенты.

Сразу к выводам

UI — это и про то как выглядит интерфейс, и про его логику, и про опыт взаимодействия с интерфейсом (не продуктом).

UX — это вообще не про дизайн, а про деньги и степень ограничений и неудобств для пользователя.

Теперь разбираемся

Для начала, посмотрим трактовки крупнейших образовательных проектов, ведь именно они ответственны за массовое распространение и формирования представлений о понятиях и трактовках.

GeekBrains | link (а было время, я тут преподавал)

UX — впечатления человека которые он получил, когда воспользовался каким то интерфейсом. Заходишь на главный сайт Гугла — сразу понятно, где поиск.

UI — пользовательский интерфейс — то как он выглядит: цвет кнопочек, читабельный текст.

WayUp / Андрей Гаврилов — дизайнер | link

UX — пользовательский опыт взаимодействия с продуктом. Отвечает на вопросы «как», «насколько удобно», «насколько приятно»

UI — пользовательский интерфейс. Отвечает на вопрос «с помощью чего», «в каком цвете», «в каком стиле» 

Владимир Беляков — UX/UI дизайнер | link

Основное, чтобы человеку было удобно, чтобы он быстро получил свою услуги и быстро удовлетворил все свои потребности.

UPROCK / Евгений Кузьмин — дизайнер | link

UX — все впечатления человека от взаимодействия с продуктом. UX-дизайнер отвечает за то, чтобы сделать взаимодействие с продуктом приятным и интуитивно понятным. 

BBE / Лиза Ревзина — дизайнер | link

UX — весь опыт который получает пользователь при взаимодействии с вашим сайтом, приложением или продуктом.

UX-дизайнер, тот человек который помогает общаться человеку с интерфейсом.

SkillBox /Сергей Попков — арт-директор | link

UX — то что нам нужно сделать: чтобы пользователю ,было все очевидно, понятно и доступно. UI — это история про то, как это выглядит.

Яндекс.Практика | link

UX/UI-дизайнер — специалист, который создаёт пользовательский интерфейс. Он разрабатывает внешний облик сайтов и мобильных приложений, проектирует пользовательский опыт, проводит исследования и анализирует целевую аудиторию. Его задача — облегчить взаимодействие пользователя с цифровыми продуктами в интернете.

UX — переход от формы к содержанию. Проектирование интерфейса (UX)

Глазам не поверил, когда такое увидел
Глазам не поверил, когда такое увидел

Подытожим

Из данных определений можно вычленить три ключевых аспекта: визуализация, логика и функционирование, эмоции и удобство. 

Так трактуют термины сами дизайнеры, но можно ли доверять мнению заинтересованной стороны? Предлагаю посмотреть на проблему со стороны финансов.

Представьте, что банкет данных специалистов оплачиваете вы. И даже не как владелец продукта или дизайн бюро, который эмоционально может быть привязан к своему «детищу», а как инвестор, который относится к этому как к активу.

Обесцененный UI

Сама аббревиатуре UI — user interface, не ограничивает нас только визуализацией и стилистикой. Тут стоит согласится с мнением, озвученным Ильей Бирманым, арт директором Бюро Горбунова — Разделение UI и UX излишне, одно без другого никому не нужно.

Действительно, а в чем ценность дизайнера, который отвечает только за красоту? Открываем Figma Community, раздел UI Kit и выбираем любой понравившийся из тысяч вариантов, со всеми компонентами и их вариациями. 

В данном случае будет достаточно накидать компоненты в wireframes и скачав любой Kit в течении получаса заменить на стилистически подходящие, скачанные из комьюнити. С этим справится тот же «UX дизайнер» или менеджер. 

Более того, в комьюнити есть не только Kit’ы, но и целые проекты, содержащие все типовые страницы или экраны. И если не нравится стилистика проекта, берем другой Kit и переопределяем компоненты.

Помимо Kit’ов существует такая вещь как Guidelines — это тоже дизайн документация, которая помимо визуализации элементов, описывает и принципы поведения. Святая святых здесь — Material Design, представленная миру в 2014 году компанией Google.

Этой документации достаточно, чтобы без привлечения какого либо дизайнера, разработать приложение аля Telegram. Просто требования к экранам и список элементов на них, отправляем сразу программистам минуя арт-отдел, ведь в данном приложение все строго по документации MD. Останется нанять только иллюстратора, чтобы картиночки нарисовал и готово.

А можно даже пофантазировать и представить себе будущее,  в котором дизайн документация имеет не только описание визуализации и логики, а уже запрограммированный код компонентов, имеющий варианты для каждой операционной системы и web’а. И такое будущее наступило пару лет назад с тем же Material Design.

Так что смело и то, как интерфейс выглядит, и его логика, и опыт взаимодействия с интерфейсом (а не с продуктом) — это все относится к User Interface, те к проектированию интерфейса, то что сейчас модно называть iXD. 

В чем ошибается Илья Бирам — «одна половина никому не нужно, особенно UX». И теперь разберемся почему это не так.

Недооцененный UX

Опыт взаимодействия с интерфейсом и опыт взаимодействия с продуктом — немного, а на самом деле много, разные вещи. Если первый действительно про удобство, то последний — про деньги, которое достигается за счет внедрения в продукт ограничений и неудобств. 

Вспомним, что в 2021 нас лишили возможности видеть количество «дизлайков» на YouTube.

Why would YouTube make this universally disliked change? There is a reason, but it’s not a good one, and not one that will be publicly disclosed.

Jawed Karim

Стоит оговорится, что я по прежнему согласен с трактовкой Дона Нормана, что UX — это весь опыт взаимодействия с продуктов и эмоциональный в том числе.

Match Group

Посмотрим, как пользовательский опыт трактуют не дизайнеры, а бизнес в своих отчетах для инвесторов. Сперва разберем примеры продукта Tinder компании Match Group.

Презентация для инвесторов 2, 3, 4 кварталы 2017

  • Numerous Uses for AI Across Dating Ecosystem.

  • New AI-driven data products that personalize experience coming soon.

  • Enriched product experience (e.g. AI-based dating assistant, Gentleman’s Badge).

Ни один из обозначенных аспектов улучшения пользовательского опыта не касается интерфейса, а только искусственного интеллекта и денег — «Integrate video into pre- and post-match experience», «Introduced Super Likeable, a new feature that uses machine learning ‒ Promising engagement, especially among women»

Презентация для инвесторов 2, 4 кварталы 2018

New Experience forCollege Students.

  • Student-focused in-app experience.

  • Matches extend to all university students in your area.

  • Launching product and marketing for back to school.

Most Engaging User Experience.

  • Relevant matches (e.g. recommendation engine).

  • Fun interactions and messaging (e.g. Swipe Surge, music sharing).

  • Fresh experiences reflecting cultural moments and events.

  • Trust and safety.

  • Revenue optimizations.

Фокус в пользовательском опыте на сегментирование аудитории, искусственном интеллекте в алгоритмах подбора и оптимизации дохода — не густо интерфейсов в этих UX решениях.

Презентация для инвесторов 2, 3 кварталы 2019

Additional a la carte features to further improve user experience:

  • Super Boost, available only to subscribers.

  • Read Receipts, available to all users.

Exciting Experience That Increased Engagement and Created Buzz.

  • Significant engagement, particularly among Gen Z and females.

  • Millions tuned in for the episodes.

  • Drove double-digit increases in matches and messages.

  • Planning international launch in early 2020.

Прямым текстом — user experience — это средства монетизации (Additional a la carte) и роста вовлеченности за счет фокуса на сегментацию аудитории.

Подытожим математикой из финансовых отчетов —  Customer Acquisition Cost составляет $418, ARPPU всего лишь $18,25,  CoRs растут как на дрожжах с увеличением количества транзакций через Apple и Google Pay. Внимание вопрос — а действительно ли удовлетворит получаемый опыт задачам клиента прежде, чем он окупит затраты на рекламу?

Amazon

Оставим Tinder в покое, и посмотрим, что происходит с Amazon, а точнее ее патентами. Ниже список патентов одобренных патентной палатой Соединенных Штатов USPTO за 2022-2021 в описании которых напрямую фигурирует пользовательский опыт, т.е. UX.

Все эти патенты описывают логику изменения системы в зависимости от технических ограничений и того, как сам пользователь пользуется цифровыми продуктами или его офлайн жизнь влияет на опыт их использования. 

Большая часть патентов описывает логику системы ранжирования и подбора товаров. И это то, что компания Amazon определяет как пользовательский опыт, но не одна она. 

Системы ранжирования и подбора — в некотором роде — Мета современных цифровых сервисов, особенно когда речь заходит о freemium продуктах или продуктах использующих модели монетизации характерные freemium сервисам.

Dynamic difficulty adjustment
Dynamic difficulty adjustment

Так патенты некоторых компаний напрямую рассматривают пользовательский опыт через призму вовлеченности и монетизации

UI+UX

И все же можно вспомнить, что у UI и UX есть точки соприкосновения, как рисуют это в классической схеме  — и попробуем заказать кофе в Burger King.

Первое, что бросается в глаза — это длительность цепочки — последовательности экранов. Второе, что не бросается в глаза — это выбор по умолчанию в 300мл, который по факту маржинальнее 200мл. 

Да UX связан с UI, но только как часть требований к интерфейсу, ровно как и часть требований к логике системы/сервера.

Например, хороший пользовательский опыт в online играх будет формироваться не балансом игры или даже интерфейсом, а наличием CDM — системы региональных серверов, которая обеспечит хороший «Ping». И это справедливо и для Youtube и для Apple Music.

Так что UX можно описать как баланс между ограничениями и неудобствами пользователя и оптимизацией доходов.

Эмоции и опыт

UX — весь опыт, который получает пользователь при взаимодействии с вашим продуктом. В данном определении «весь опыт» не обязательно должен нести положительную коннотацию.

“You get a show or a movie you’re really dying to watch, and you end up staying up late at night, so we actually compete with sleep,” “And we’re winning!”

«Наш конкурент номер 1 — это сон. И мы побеждаем» — заявление Рида Хастингса, главы Netflix.

Еще большие победы мы держим на фронтах психологии и нейробиологии. И делаем это настолько эффективно, что наша работу уже значится в DSM-5 и МКБ-11, международной классификации заболеваний и регулируется законодательством Евросоюза, Японии и Китая. Речь идет о формировании аддиктивного пользовательского опыта. 

В основе аддиктивного влечения лежит негативное эмоциональное состояние, обусловленное избыточной активацией мезокортиколимбической дофаминергической системы вследствие сенситизации ее элементов.

Данный вопрос я уже обозревал в публикациях с подробным приведением примеров, доказательной базы, объяснений и референсов исследований и официальной документации.

Поэтому просто подытожу новым определением пользовательского опыта:

UX — допустимый в контексте уровень ограничений пользователя по поведенческим, гендерным, территориальным и культурным признакам, учитывающий уровень толерантности к факторам/химии стимулирующим внутреннюю аддикцию.

P.S.

В данной статье я не рассматривал понятия customer experience, т.к. его индустрия с «дизайном» не смешивает, понимая что есть и офлайн составляющая бизнеса. Рассматривались цифровые продукты, замкнутые в себе, в которых UX достаточен для определения клиентского опыта. Разумеется, если речь не идет о лояльности к бренду или франшизе, но это совсем другая история.

Комментарии (5)


  1. Norichi
    20.07.2022 09:37

    ИМХО, у дизайнеров и маркетологов очень частая проблема — забывать про метрики самого бизнеса. Хочется воплотить идею, сделать красиво, но вопрос денег всегда на заднем плане. Спасибо за статью. Было бы интересно почитать про то, как, собственно, компании анализируют user experience и как на его основе принимают решения по изменению дизайна. В большей степени про опыт компаний с SaaS-продуктом.


    1. AndrewYaremko Автор
      20.07.2022 16:52

      Спасибо за оценку. У меня есть более ранняя статья — Continues Design — в ней как раз описан фреймворк по которому сегодня крупные компании выстраивают работу с дизайном.


  1. lightmaker
    20.07.2022 10:17

    В опросе отсутствуют исследователи и UX-редактора, как минимум.

    Моё имхо: UX - это про всё, что связано с опытом пользователя, вы верно заметили, только вы посмотрели с точки зрения положительных/негативных эмоций, а там скорее про то что онлайн продукт или оффлайн - нет разницы. Нет смысла в прыгать с термина на термин, когда человек переходит из диджтл продукта в оффлайн или наоборот.

    А то что есть дикая каша в понимании терминов и появляется огромное число дополнительных чуть ли каждый год - да, проблема


    1. AndrewYaremko Автор
      20.07.2022 16:50

      Спасибо, что обратили внимание на упущение из виду UX редакторов и исследователей. Но разница в оффлайн и онлайн — огромна. Ни один из ныне законных, оффлайн сервисов, не вызывает аддикицю (по крайней мере, официальных прецедентов не было) и не проектируется с внедрением механик стимулирующих зависимость. — ровно как и определение характеристики ца, которая склонна к ним, с проектированием unit-экономики под это ранжирование (про китов и кильку)


  1. nahlogin
    22.07.2022 09:53

    Немного покоробило понимание некоторыми дизайнерами, что UI это "как что-то выглядит". Слово "интерфейс" ведь не означает только одностороннее взаимодействие программа -> пользователь. Те же горячие клавиши или набор действий, которые мы делаем например сохраняя файлик в новом месте - тоже часть пользовательского интерфейса.