Три года исследований, полтора года разработок и тестирования позволили нам сегодня сделать игровую платформу «Фаренгейт» открытой и доступной для всех. Цель данного проекта — стать альтернативой телефону в руках детей, способствовать здоровому формированию нервной системы и минимизировать риски цифровой зависимости.

Несмотря на то, что платформа на сегодня уже является самодостаточным и завершённым продуктом, показавшим свою эффективность, достичь наших амбициозных целей поможет только по-настоящему массовое распространение и решение тех проблем, которые остаются актуальными у самых требовательных потребителей. Именно для этого мы и сделали платформу открытой и бесплатной, в расчёте на как можно большую обратную связь.

В данном материале подробно рассматриваются все аспекты платформы, её путь изменений, проблемы и внедрённые решения, а также полный перечень рекомендаций и руководств.

Альтернатива

Рано или поздно мобильные игры и сервисы со встроенными азартными элементами попадают в руки детей. И тут не важно, занимаетесь ли вы до победного цифровым луддизмом с кнопочными телефонами или тотально контролируете тайминг потребления. Игро-содержащие казино, аля Викинги, Genshin Impact, Roblox, Fortnite, EA Sports — захватят интерес ребёнка.

Идея, что этому есть доступная альтернатива, родилась по инициативе команды ixbt.games. Тогда я задался вопросом: почему возрастная аудитория игроков 30+ не так заинтересована в мобильном гейминге со своим одноклеточным геймплеем?

Ответ кроется в нейробиологии — в том, как сформирована система поощрения у данной группы и насколько высокий уровень толерантности к дофамину.

Простыми словами, людям привыкшим получать дофамин сложным путем, через постоянное обучение и преодоление сложностей, простые механики микродозинга дофамина не кажутся привлекательными. А посему, чем сложнее и разнообразнее геймплей начинает осваивать ребенок, тем лучше для формирования его нервной системы.

Подкрепил эти мысли научная база подготовленная европейской комиссией IMCO к рассмотрению закона о регулировании игровых механик. в частности в ней рассматривались лутбоксы, как элемент азартных игр приводящих к зависимости.

Предложить юным пользователям тот же опыт, на котором выросло вполне здоровым несколько поколений оказалось не так уж сложно и это - ретрогейминг.

Конечно, «ретро» звучит как нечто из серии «более зелёной травы» и «голубого неба», но в то время не было патентов стимулирующих микротранзакции и вовлечение на уровне механик. Ровно как и записи о недугах вызываемых играми в международной классификации болезней 11.

Почему именно ретро?

«Ретро» — это условно. Выходит довольно много новых игр, которые вы просто можете запустить на старом железе. Выходят такие игры иногда только под старое железо, а иногда и под все платформы сразу, включая и Steam, и Android.

Плюс возможность загрузки своих любимых игр, проверенных временем, лишней не будет.

Тетрис, Арканойд, Краш Бандикут, Спайро — классика актуальная всегда. Поэтому и получают постоянно переиздания.

Тот факт, что основные игроки ушли в более возрастную аудиторию, сказывается на том, какими особенностями маркетинг может конкурировать. Все бегут в погоне за графикой, трассировкой лучей, бесконечно большими пространствами, сгенерированный или. 

Маленьким детям, это все не важно, поскольку у них нет опыта сравнения. Да и взрослая аудитория показала, что без хорошего геймплея украшения ничего не стоят. А в ретро играх геймплей есть, да ещё какой.

https://www.nintendo.com/us/store/products/donkey-kong-bananza-switch-2/

Единственной платформой, которая способны предложить продукты подходящие для детей — это Nintendo. Вот только так называемый «агуша-гейминг» от большой N это $400 за консоль и $70-80 за игры.

А оно точно нннадо?

Конечно, «продать» концепцию ректро-гейминга как альтернативу мобильным развлечениям родителям — задача крайне амбициозная. Даже с учётом копеечной цены сегодня на ретро консоли (в диапазоне от 1000 до 6000) — это все равно не 0 рублей, за нескончаемый поток мусорных игр, которые можно скачать и дать своему чаду здесь и сейчас. Да и игры «современнее» и «графонистее», а это ваше пиксельно старье — кому оно интересно?

опрос среди пользователей DTF
опрос среди пользователей DTF

С другой стороны, игровое сообщество показывает, что детей заинтересовать ретро играми можно и вполне реально.

В 2022 на полном серьезе обсуждали где пиксели лучше в новых черепашках Shredder's Revenge или в Turtles In Time из девяностых.

Может, все же мобайл? 

Нет. Определенно и точно. Помимо запатентованных механик по выдаиванию денег, мобайл рассчитан на очень простой геймплей. Быстрые победы и достижения на первых этапах стимулируют частый выброс микро доз дофамина для «принятия» игры как средства удовольствия. 

Современные разработчики мобильных игр уже не стесняются продавать и рекламировать игры как «однорукого бандита», ставя во главу преимущества продукта количество бесплатных «Круток». Это не просто «бзик» некоторых продуктов, а тренд, среди детей, которые «крутки» активно обсуждают и делают на этом акцент. 

Реклама в ВК Видео игры по аниме Токийский Гуль подается как продукт с 2000 круток. игра имеет возрастные ограничения 7+
Реклама в ВК Видео игры по аниме Токийский Гуль подается как продукт с 2000 круток. игра имеет возрастные ограничения 7+

Если вы думаете, что великие игровые серии прошлого Sonic, Mario Kart, Pokemon, Call of Duty и т.д. будут как то отличаться от другого шлака, то это не так.

Возьмём к примеру серию Need for speed. В четвертой части, под заголовком High Stakes, чтобы получить свой первый приз нужно было пройти три трассы, по два круга, как минимум третьим по счету. Время круга на стартовой машине составляло примерно 2:35, итого 16-17 минут при условии, что ты освоил управление и победил соперников, что не факт. 

Слева — время заезда в NFS No Limits, справа — время одной трассы NFS High Stakes 
Слева — время заезда в NFS No Limits, справа — время одной трассы NFS High Stakes 

Первые деньки в NFS No Limits получаешь после ознакомительного заезда после катсцены, а сами звёзды длятся 57 секунд, с авто-подруливанием и беспосл5дственного врезания в стены.

Обобщить отношение игровых компаний к своей аудитории можно официальной позицией компании Леста Игры сказанные устами директора по развитию Гаухар Алдыяровой:

У Танков конкуренты изначально были: рыбалка, семья, хорошая погода, сериалы, блокбастеры

Почему не оригинальные консоли?

Цены на ретро консоли сильно взлетели в последние лет восемь. Чем старше они становятся, тем меньши из них остаётся рабочих устройств: изнашиваются аккумуляторы, экраны, кнопки и корпуса.  

Покупка ретро устройств с рук требует довольно большой осведомленности как о возможных проблемах, так и о разницах в ревизиях и региональных версиях. 

Для ряда консолей можно найти комплектующие и даже модификаторы, но все это удорожает покупку и привносит дополнительные сложности. 

Не говоря уже о том, что лицензионные игры для них тоже стоят денег, а умение восстанавливать слетевшие прошивки поддерживающие свободное по — мастхэв по умолчанию.

С другой стороны «вторая жизнь» таких устройств уже давно превратилась в небольшой бизнес, где специалисты покупают наиболее живые экземпляры, обновляют корпуса, аккумуляторы и заливают несколько сотен игр на SD-карточки с переходниками. Такие устройства обходятся еще дороже, а сам бизнес влияет ценообразование обычных предложений «с рук»

Стоимость PSP с обновленным аккумулятором, корпусом и флейкой с играми на avito варьируется от 8 до 14 тысяч
Стоимость PSP с обновленным аккумулятором, корпусом и флейкой с играми на avito варьируется от 8 до 14 тысяч
Модифицированная версия Game Boy Advance с IPS экраном обойдется почти в 9000 рублей
Модифицированная версия Game Boy Advance с IPS экраном обойдется почти в 9000 рублей

Если у вас уже есть ретро консоль, которую готовы отдать ребенку — это замечательно. В 2022 именно с рекомендаций оригинальных ретро консолей как альтернативы и начался проект, переросший в полноценную платформу. Но и в таком случае материал представленный в статье будет полезен, для того чтобы ребенок не бросил затею через час или день.

Последнее, что стоит говорить по поводу данных устройств — ребенку не нужна та аутентичность, за которой гонятся ретрогики. Ни небольшие черные полосы, ни апскейл, ни точность таймингов процессора — все это детям не интересно, поскольку нет ностальгии и сравнивать опыт игры на новом устройстве и старом — не приходится.

Почему не просто Анберник? 

Помимо оригинального «железа» рынок заполонили новые качественные устройства, прекрасно эмулируюшие ретро консоли. Зачем Фаренгейт то?

Ну, Фаренгейт — это не консоль, а платформа, со своей оболочкой, играми и рекомендациями. Задача платформы заключается в том, чтобы не просто «всучить» ребенку устройство — и пусть он там сам решает: заходит ему или возвращаемся к телефону, а в том, чтобы у вас появилась реально работающая альтернатива.

И вот как раз с такой задачей новые устройства «из коробки» не справляются. 

Поскольку такие консоли позиционируются как продажа ностальгии, они имеют особенности и функции востребованные зрелой аудиторией. Плюсы и ценности, которые увидит взрослый, для ребенка будут отталкивающими факторами.

Все это сводит попытки приучить детей к хорошим играм к тому, что консоль интересна на день—два, дальше бороться с управлением и бесконечными поисками напрягает.

Все они предлагают по 5 - 10 тысяч предустановленных игр. Ребенк на переборе первого десятка скучных или сложных игр теряет интерес. Вместо увлекательного геймплея получается играть в поиск чего то интересного/подходящего среди кучи хлама.

Базовый комплект игр на устройствах Anbernic составляет 4000+ тайтлов. На сайте вы можете дополнительно приобрести расширенную карту памяти с еще 10000 играми
Базовый комплект игр на устройствах Anbernic составляет 4000+ тайтлов. На сайте вы можете дополнительно приобрести расширенную карту памяти с еще 10000 играми

Категоризация игр по названию консолей тоже ясности не вносит, особенно когда видишь эти названия в первый раз. Увы, но для ребенка бренд Sega MegaDrive не значит ровным счётом ничего: ни качественного скачка графики в сравнении с 8 битной NES, ни культовости игр.

Английские названия игр можно спокойно воспринимать по отдельности ассоциируя тайтл с картинкой картриджа — так мы и играли в детстве. Но среди бесконечных списков запомнить тайтл на английском или попросить маму включить игру про дракончика — то ещё приключение.

Возможности эмуляции новых консолей поражают своей производительностью за свою стоимость, поэтому на радость ретро-геймерам помимо «чистой» эмуляции устройства предлагают разнообразные улучшайзеры в виде подъема частот, скорости геймплея и т.д, а также настройки позволяющие «улучшать» картинку фильтрами, сглаживаниями и апскейлингом. Все это приводит к значительному усложнению интерфейса, а в детских руках еще и к головной боли родителей вынужденных разбираться с настройками Retroarch или логикой запуска StandAlone эмуляторов, таких как PPSSPP.

Оболочка RU_UI — простая, удобная, текстовая

Сердцем платформы является оболочка RU_UI. Мы разработали ее таким образом, чтобы нивелировать все аспекты мешающие юным игрокам освоить и полюбить хороших игр

Оболочка RU_UI имеет открытый исходный код и распространяется бесплатно. Поддерживает широкий спектр устройств на базе h700 и устанавливается переноской пары файлов. 

Философия RU_UI — игры, а не игра в настройки. И эта философия отлично отвечает поставленной задаче — не вызвать у ребенка дискомфорт при знакомстве с консолью. Поэтому RU_UI получила самый минималистичный в мире интерфейс поддерживающий каталог игр.

Интерфейс состоит из трех экранов: экран выбора жанра, список игр и экран внутренних действий игры. Интерфейс выполнен на русском языке.

Категоризация игр реализована по жанрам, а не по консолям, как это принято, ввиду того, что ребенок не имеет представление о поколениях и брендах игровых платформ. 

Наименование игр — на русском языке. Мы ведь все в детстве играли в «Танчики» и «Черепашек ниндзя», а не в БатлСити, и не в Тинейджеров мутантов черепашек ниндзя. Это и детям поиск упростит и взрослым жизнь облегчит, когда чадо подбежит к родителю и будет требовать «игру про дракончика».

Вместе с тем, есть и версия для взрослых: с классической категоризацией по консолям и списком комплектных игр на английском.

Интерфейс управления в запущенных играх позволяет сохранять и загружать игры в любой момент. А также есть опция перезапуска игры с самого начала.


Оболочка RU_UI за исключением пары иконок вся текстовая. Символы консолей, жанров игр и обозначения кнопок — это специальные символы шрифта Strington специально разработанного для проекта. Шрифт поддерживает кириллицу и латиницу.

Данное решение позволило свободно управлять каталогом и последовательностью вывода категорий. Первый символ названия попки соответствует иконки консоли или жанра.

Организация хранения игр

У вас есть возможность добавлять собственные игры. Библиотека игр хранятся в директории /Games. Платформа поддерживает 11 консолей от оригинального GameBoy до первой PlayStation. Есть поддержка платформы Pico-8, но часть ее игр может работать не корректно. Данный аспект решается приобретением лицензии Pico-8.

При организации важным элементом служит аббревиатура стоящая в скобках, при этом само название может быть любым. Параметр указанный в скобках служит идентификатором эмулятора, который запускает оболочка. Каждой консоли соответствует свое буквенное обозначение.

  • PlayStation — (PS)

  • TurboGrafx-16 / PC Engine — (PCE)

  • Sega Mega Drive / Genesis — (MD)

  • SNES / Super Nintendo / Super Famicom — (SFC)

  • NES / Famicom — (FC)

  • Sega Master System / Sega Mark III (SMS)

  • Sega Game Gear — (GG)

  • Game Boy Advance — (GBA)

  • Game Boy Color — (GBC)

  • Game Boy — (GB)

  • PICO-8 — (P8)

Для некоторых HomeBrew игр консолей семейства Game Boy может понадобится универсальный эмулятор — (MGBA). Он поддерживает сложные проекты, такие как OpenLara и если для вас не принципиально хранить игры разных платформ по собственным эмуляторам, то всем Game Boy можно поставить (MGBA)

Еще одной особенностью каталога является объединение категории по имени, даже если у них указаны разные платформы. Например, если у вам есть папка «Приключения (PS)» и «Приключения (MD)» в списке они отобразятся как одна категория «Приключения»

Набор игр

Вместе с архивом оболочки RU_UI идет комплектный набор игр. В версии для детей комплект игр состоит только из классификации по жанрам с наименованием тайтлов на русском языке. В версии для взрослых каталог добавлен классификацией и по консолям.

Все комплектные игры, имеют строго свободное распространение и принадлежат к категории HomeBrew. Со списком игр и жанров можно познакомиться на странице.

Вопрос заинтересованности ребенка консолью, во многом будет определяться именно играми. На разных этапах игрового опыта, детям нравятся разные игры, поэтому какие то зайдут сразу, какие то покажутся сложными. В подборке мы постарались соблюсти баланс между легкостью и разнообразием игровых механик.

Обратная связь по этому вопросу будет самая ожидаемая.

Установка и поддерживаемые устройства

Оболочка RU_UI ставится поверх стоковой операционной системы на базе GNU-Linux. Для этого достаточно перенести файлы и папки из архива на один из разделов SD карточки которая идет в комплекте с устройством. 

Пока что мы поддерживаем устройства на базе чипа Allwinner H700. У всех устройств на этой платформе одинаковая разбивка разделов флеш-карточки на «Volunm» и «ROMS». 

На всякий случай сделайте архивную копию стокового файла dmenu.bin или переименуйте его прям на флешке. В корень раздела ROMS перенесите из архива: файл dmenu.bin, папки: Games, Emus и архив RUUI.zip. Далее вставляем карточку обратно в устройство и ждем процесса установки оболочки.

Никакие файлы и директории стоковой прошивки, игр и сохранений не потрутся. Если вы захотите вернуться обратно на ос Anbernid просто удалите или переименуйте файл dmenu.bin который копировали из архива.

Концепция кнопок

Четырнадцать кнопок — это тебе не в экран тыкать большим пальцем. С последним справится и примат, и кошачьи, и, даже, видео с лягушками играющими на планшете попадаются в сети. Фокус в том, что «тач» интерфейс мимикрирует под реальное взаимодействие вполне удачно — если что-то потрогать, у этого будет реакция. 

С кнопками дела обстоят иначе. Чтобы освоить кнопки человеческая особь должна принять концепцию промежуточного интерфейса. А это — ой как не очевидно. Точнее это контринтуитивно и человечество долго шло к этой концепции. В итоге палка в руке, как промежуточный интерфейс произвела революцию. Так что освоение кнопок — та еще задача. 


Вспомните хотя бы ранние игры, где в одном конце уровня вам давали повернуть рычаг, а в другом месте что-то где-то открывалась и не всегда взаимодействие с игровым рычагом и результатом его работы было очевидно. Поэтому существует так много описаний к играм где подробно игроки делятся опытом, рассказывая что/где нажимать и куда потом бежать.

Можно конечно сетовать на то, что это геймдизайнеры не постарались разжевать нам информацию и подробно показать что к чему. Ну так и в восприятии концепции кнопок, кто то должен таки ребенку первый раз рассказать об этом. 

При знакомстве ребенка с концепцией кнопок происходит что-то подобное. Конечно дети могут быть знакомы с кнопками в разной степени. Не могу утверждать, что она совсем не знакома: есть переключатели, пульты от телевизора, та же кнопка включения телефона и управления громкостью, но… это элементы управления устройством, а не интерактивным контентом внутри устройства. 

Мобильные устройства вообще редко нас разуют физическими кнопками, вкыл/выкл, качелька громкости — это стандарт. Редкие производители радуют нас в виде экспериментов отдельными функциональными кнопками. По этой же логике, экшн кнопка в iPhone 16 позиционировалась как нечто особенное — это действительно первая кнопка позволяющая управлять функциями не только устройства и ос, но и внутренними функциями в приложениях.

Как раз здесь у детей и происходит разрыв шаблона, даже если они прекрасно умеют выключать планшет. Здесь получилось выделить ряд проблемных мест.

База

Самое очевидное — ребенка нужно познакомить с базовой концепцией. Даже если ваше чадо прекрасно играет в Subway Surfers или NFS No Limits, это не значит, что взяв в руки контроллер он сразу поймет, что D-pad отвечает за перемещение, а кнопки за действие. 


Концепция классического «джойстика» к которому мы привыкли с детства/Dendy, тоже появилась не сразу и пережила значительные изменения. 

Статика

Количество физических кнопок, их расположение, внешний вид — все это сильно отличается от того, что видишь на экране. Цифровой интерфейс, в отличие от физического позволяет выводить «то» количество интерактивных элементов и «тогда», когда это согласовано с геймплеем. 

Физические же кнопки — просто есть, они не всплывают, не подсвечиваются, не пропадают. Более того не все они могут быть задействованы на уровне проектирования самой игры. 

В цифре нет лишних кнопок, да и выглядят они для каждого действия и каждой игры по своему: могут иметь иконки, подсветку не только глобально для игры, но и индивидуально для каждого персонажа в игре.

То что вижу

Еще одним непривычным аспектом являются кнопки расположенные на на передней панели. Это частично связано с предыдущем пунктом и в основном проявляется у детей освоивших «тач» интерфейс. Им не привычно, а бывает и сложно управление через элементы, которые они не видят. Особенно, если разные игры имеют разный набор активных кнопок.



Один из аспектов успешного знакомства и привыкания к консоли — игры с простым управлением. Не пытайтесь ребенку сразу давать сложные игры с PlayStation даже если это ваша ностальгия. 

Раскладки

Если со стрелочками / D-pad все более или менее понятно, то вот с кнопками действий все не так однозначно. Управление в играх могут отличаться по трем критериям: 

  • раскладки разных консолей

  • региональные отличия

  • изменение стандарта в рамках консоли

  • фантазии самих разработчиков

Раскладки консолей

Разные консоли имеют собственную маркировку клавиш. Нередко, в играх разработчики обозначают символы кнопок в качестве подсказок, консоли для которой игра была разработана изначально. Это встречается не только ретро игр, но и современных проектах, так, на ПК ленивые порты консольных тайтлов часто просят нажать кнопку которой нет на клавиатуре.

Этот аспект, может запутать не только ребенка но и взрослого, не имеющего достаточного  опыта игр на консолях разных брендов. Даже существуют контроллер с возможностью перестановки кнопок.

8BitDo Pro 3 Bluetooth Gamepad | link
8BitDo Pro 3 Bluetooth Gamepad | link

Региональные отличия

Даже в рамках одной консоли, одного поколения управление в играх обычно отличаются для азиатского и европейского региона. 

Для азиатского региона действие «выбора» соответствует правой кнопке, действие «отмена» или «возврат» нижней. Для европейского региона для «действия» характерна нижняя, а для «отмены» верхняя.

Такое назначение кнопок характерно для самой региональной операционной системы консоли, а также и региональным версиям игр. Но не все издатели адаптируют управление под тот или иной рынок и случаются проекты с непривычным поведением действий. 

Изменение стандарта в рамках бренда

Редко, но случается. Например при выходе портативной PSP европейская версия унаследовала азиатский стандарт и принципы управления.

Фантазии разработчиков

Не все разработчики придерживаются лучших поведенческих особенностей управления в играх. Особенно это характерно для ранней эпохи игростроя. Поэтому если у вас возникнет жгучее желание познакомить ребенка со своей ностальгией не удивляйтесь когда тот скажет, что в вашей любимой игре действие «прыжка» на крестовину — это не удобно, а игра поэтому «говно».

Решения в Фаренгейт

Данный аспект был самым сложным при разработке платформы. Изначально было проработано, самое очевидное решение — ограничить разнообразие игр одной платформой PlayStation и европейской раскладной. Весьма логичное решение, учитывая, что именно эта платформа имеет тонну жанров и русскую локализацию. Плюс, интерфейс управления оболочкой можно было привязать к маркировке контроллера, чтобы у детей не было диссонанса между управления ос и подсказками в играх.

Первый интерфейс RU_UI с кнопками ориентированными на европейскую версию консоли PlayStation

Однако, на практике вышло, что для детей младшего возраста 6–7 лет, эти игры в большинстве случаев оказались сложны, и механиками, и управление зачастую задействует все 14 кнопок. Такие игры интересны детям 10+ лет. Ведь сама платформа при ее появлении была рассчитана на аудиторию наигравнуюся в поколения 8 и 16-бит.

Еще один аспект — отсутствие возможности легального распространения консоли с комплектом поставки игр данной платформы. Не всем родителям хочется отдельно искать игры и самостоятельно их устанавливать.

Текущее решение для управления оболочкой выбрана классическая азиатская раскладка, как одна из наиболее распространенных и поддерживающая наибольшее количества игр. Для обозначения кнопок действий используются иконки с выделением активной кнопки для соответствующего действия вместо их символичного буквенного обозначения. 

Наличие кнопки «Вниз» также не случайно. Не всем детям знакома или привычна концепция пролистывающегося списка, особенно если элементы списка не «торчат».

Несмотря на то, что такие элементы интерфейса служат только для привыкания и после этого фактически являются лишними элементами интерфейса. Процесс привыкания может занять довольно длительный период и на это время у ребенка не должно быть барьеров во взаимодействии с устройством.

Рекомендации выбора

Отсутствие маркировки физических кнопок и подсказок в интерфейсе оболочки поначалу могут быть непривычными, но метод тыка не мешал целому поколению наслаждаться 8 битными играми даже с учетом английского или японского языка в интерфейсе игры.

Поэтому, при выборе устройства мы рекомендуем остановиться на тех, у которых обозначения на самих кнопках не нанесены, чтобы они не путали детей. Модель New Anbernic RG35XX черного цвета идеально для этого подойдет. В отличие от других моделей кнопки идут без гравировки или рисунка, а нанесенные под ними обозначения — не сильно заметны, поэтому отвлекать не будут.

Мы также готовим кастомные сборки устройств на базе Anbernic RG40XX и Anbernic RG35XX Plus, в которых нет ни гравировок, ни нанесения обозначений на корпусе.

Эта рекомендация больше для тех, кто захочет загрузить на консоль свои игры разных платформ. Помните — даже взрослым людям сложно одновременно управляться с разными контроллерами разных систем. 

Не стоит недооцениваете кнопки

Большинство блогеров и взрослых игроков, конечно будут защищать кнопки как просто более удобный или единственно правильный способ наслаждаться геймпеем. Однако это далеко не все. Освоить «Фаталити», «Бруталити» и комбы за Скорпиона в МК3 нужно соблюсти игровые условности, тайминги, положение героя и наконец, виртуозно сыграть как по нотам комбинацию кнопок.

Мелкая моторика, комбинации и последовательности, внутренние тайминги которые нужно держать в уме — все это прекрасно развивает мозги и имеет очень много общего с освоение музыкального инструмента. 

Концепция сохранений

Идея проходить игры каждый раз не начиная с начала, а с того места, где остановился, появилась сразу после того, как игры стали чуть сложнее чем Pong.

Сталкиваясь с техническими ограничениями разработчики и платформа держатели решали данный вопрос по разному: от кодов доступа к уровням с вариациями характеристик, до записей на картриджи или карты памяти как прогрессии по уровням, так и сохранения в любой момент с полным набором характеристик прогресса.

Концепция загрузки/сохранения настолько привычна для поколения «уверенных пользователей ПК», что они не понимают, как может быть иначе. И потому, случай со студентами астрофизика Кэтрин Гарландс получил широкую огласку в 2021. 

Кэтрин впервые столкнулась с проблемой еще в 2017 году. Ее студенты все чаще выходили из программ не сохраняя файл и потом не могли их найти на следующем занятии. Они не понимали, что хочет от них преподаватель, говоря — «А теперь открываем файл проекта». Студенты выросшие с технологиями перманентного облачного сохранения в принципе не были знакомы ни концепции сохранений, ни концепции файловой системы. 

Астрофизик Кэтрин Гарланд
Астрофизик Кэтрин Гарланд

Случай «где то там» в «не духоскрепной» с их нравами и обычаями может показаться читателю далеким от наших реалий. Однако, я лично убедился в тотальном снижении компьютерной грамотности и в принципе отсутствия ПК у многих учащихся 9—10 классов. Я периодически куриную школьные it проекты и хакатоны, и даже среди этой публики компьютеры есть у меньшинства, а дети говорят свои проекты на планшетах и телефонах.

Мобильный гейминг также не радует концепцией сохранения, часто игровой процесс завязан на онлайн, короткие сессии с прогрессом, либо каждый раз начинается заново как в Subway Surfers.

В противоположность излишне простым мезаницъкам Фаренгейт предлагает сложный и вдумчивый геймплей, как и любые ретро-тайтлы, которые вы можете установить на консоль. Специфика ретро игр и новых игр мимикрирующих под ретро, обусловлена контекстом в которые они выходили. А именно когда игравшая механика искусственно усложнялась, чтобы на игроки чувствовали, что тратят $50 не на пару часов удовольствия. Это помогало растянуть игровой процесс и повысить ценности в глазах потребителей.

Сегодня такие условности излишне. Такие игры уже давно не продаются, а те что продаются не стоят $50 и соответственно нет надобности в избыточных «страданиях» игроков. Поэтому в RU_UI предусмотрены сохранения и загрузки в любой момент игрового процесса.

Важнейший аспект успешного освоения консоли — знакомство родителей с концепцией и интерфейсами сохранения и загрузки. Так ребенку игровой процесс будет доставлять больше удовольствия, геймплей будет легче, а само устройства будет нравиться.

На заметку. Если вы будете добавлять свои игры консоли PlayStation объясните ребенку, что внутренние сохранения на карту памяти, которую тоже эмулирует консоль, не нужны. И сохранение через общее меню будет проще и быстрее.

Взрослым тру-геймерам я могу порекомендовать глобальную версию RU_UI, в которой нет ни сохранений, ни загрузок. Вы получаете именно тот геймплей, который закладывали разработчики.

Поведенческие и эмоциональные аспекты

Отдать и забыть

Вот прям совсем, отдать и забыть сразу не получится. Ребенку нужно сначала освоиться, узнать: что такое каталог, как работают кнопки и сохранения.

Не старайтесь объяснить все сразу, все равно не запомнит и какое-то время будет спрашивать — «а как это, а как то».

Потыкайте полчаса устройство сами, покажите ребенку пару игр и кнопки управления. Потом познакомьте с каталогом. Далее расскажите, что сложные моменты можно переигрывать используя сохранения.

С какого возраста начинать

Желательно «До» появления телефона в руках ребенка. 

Пользователи DTF делятся опытом, что и и в 4 дети успешно осваивают Марио и Кирби, но чем позднее цифра станет повседневностью тем лучше. Мы рекомендуем начинать знакомить детей с цифровыми развлечениями в возрасте шести лет. В этом возрасте, происходит перестройка визуально-когнитивного аппарата и ребенок начинает воспринимать и классифицировать объекты по их форме и содержанию, до этого решающим является цвет. 

Чтобы неестественно цветастая картинка с экрана не стала привлекательнее окружающего мира взаимодействие ребенка с цифрой стоит минимизировать. Минимизировать, а не совсем уходить в луддизм.

Если вы думаете, что Фаренгейт пока слишком сложен для ребенка, то для самых маленьких мы рекомендуем «тетрисы». Те самые, с супер простыми играми: змейка, арканоид, гочки и т.д. Отдайте приоритет, приставками с чб экраном. К сожалению тут конкретных рекомендаций по брендам и устройствам нет. 

Социальный аспект

«Дети в школе играют в Роблокс и Майнкрафт, это сильная составляющая коммуникации и социального принятия.»

Что касается принятия — ребенок в классе с отдельной консолью для игр, а не просто телефоном  — нереально крут. Это показал наш опыт живых исследований платформы «в поле». И не важно в каком возрасте. В младших классах диковинка априори вызывает интерес и желание купить такое же. В средних и старших даже на «iPhone Pro Max Plus Ultra Mega» никогда не будет такого ультра веселого МК3 и Кратоса испепеляющий своих врагов. 

Что касается Майнкрафта и Роблокс — эффект соц общения важен, но далеко не всем детям эти проекты интересны. Есть такой аспект, как жанровое предпочтение. Любителям гонок и файтингов с младшим/старшим братом или отцом Майнкрафту нечего предложить.

Ритуалы

Специфика дофамина, о которой мало говорят, заключается в том, что он отвечает за «предвкушение». В мобильных играх этот аспект полностью ложиться на внутренний игровой процесс. А в ретро-гейминга на ритуалы: открыть лоток с дискового привода, продуть дорожки картриджа, включить телик, услышать звук включения консоли или винды. На все эти мелочи тратится немного, но времени, в которое дофамина выделяется очень активно. Что важно, для этих процессов нужно выделить время и место, создавая определенную обстановку. А это уже работа, не просто включить мобильник. Иногда, эта работа идёт с родительскими условиями, типа убраться в комнате или сделать уроки.

RU_UI на устройствах бренда Anbernic, поддерживает подключение к телевизору по HDMI. Для полноценного подключения и комфортной игры вам понадобится переходник или провод с micro HDMI на HDMI, USB type-C хаб и любой «джойстик» с usb донглом. Если ребенок маленький, подберите контроллер под его ручки.

Если у вас есть возможность не давать устройство вне дома, для занятия ребенка чем либо «лишь бы посидел спокойно», мы рекомендуем знакомить детей с играми именно в таком формате. А вот уже условия, ограничения по времени выбираете сами.

Стоит отметить, что хоть у Фаренгейта есть возможность подключения к ТВ, это все же мобильный формат. И если вы смотрите в сторону домашней консоли как единственного «места» развлечения, то рекомендуем присмотреться к отечественному проекту Репка. Стационарную консоль можно собрать на базе проекта Repka Pi под управление Batocera. 

Лицензия

Apple, Google и Мы — вот и весь список программно/софтверных платформ представляющих легальный рынок ретро-игр сегодня в СНГ.

Платформа Фаренгейт — это полностью легальный проект. Мы не нарушаем авторских прав компаний, чьи платформы эмулируем. Тоже касается и комплекта поставки игр. Поэтому судьбу ютьюб блогера Once Were Nerd, которому грозит срок за обзоры консолей Anbernic с базовым программным обеспечением повторить не удастся. 

Проект оболочки RU_UI выложил в открытый доступ. Исходный код опубликован на GitHub. Однако, шрифт Strington, разработанный для проекта, включая спецсимволы иконок — защищен авторским правом. Вы можете свободно использовать его в личных целях, но не для коммерческого распространения: как отдельных файлов шрифта, так и шрифта в составе иных цифровых продуктов или айдентики.

Это мера принята против ушлых коммерсантов, страждущих заработать на открытом программном обеспечении. 

Итогом

Сегодня проект платформы Фаренгейт полноценная и эффективная альтернатива мобильным развлечениям доступная «из коробки» для массового пользования. 

Однако, как показала практика, чем больше обратной связи, тем больше видишь возможностей для улучшений и развития. Именно по этой причине, мы сделали платформу открытой и доступной всем, бесплатной и без ограничений.

Пишите, что понравилось, что не понравилось в платформе? Какие аспекты кажутся сложными? Какие положительные эмоции или разочарования принесла платформа ребенку. Какие игры заходят, какие смело можно выбрасывать. Достаточно ли подробные рекомендации и руководства по платформе? Какой эффект на короткой и длинной дистанции?

Вашу обратную связи ждём в чате телеграм канала.

Дополнительные ссылки

  • сайт Центра и страница проекта Фаренгейт. Страница каталога игр link.

  • скачать сборку RUUI для детей / для взрослых

  • страница проекта на GitHub

  • на DTF общаемся среди игрового сообщества.

  • коллекции игр на itch.io

  • на Boosty можно поддержать проект.

  • на Avito готовые CD карточки под некоторые модели Anbernic, для тех, кому лень самому или также хочет поддержать развитие проекта.

  • по вопросам лицензирования RU_UI и партнерства, а также прессе — телеграм.

   

Комментарии (16)


  1. Zara6502
    31.07.2025 11:22

    Знаете, когда я в 1988 году сидел за своим ATARI 130XE за ЭЛТ ТВ 60 см экран то я больше всего хотел экран большего размера и с чёткими пикселями. Когда я сегодня играю на 43" ТВ в любимого Mr.Do! то я понимаю как это здорово. А вы предлагаете детям уткнуться в мелкие экраны. Ради чего? Нет нормального управления (геймпады а-ля NES сущее зло), у детей фокус зрения на расстоянии вытянутых рук (а по факту ближе) - это не про их здоровье. Дайте им нормальный джой здорового человека где даже можно по диагонали замкнуть контакты.

    Слов нет. Фу.


    1. AndrewYaremko Автор
      31.07.2025 11:22

      Платформа предполарасполагает возможностью подключения к ТВ и подключения любого джойстика. Также в статье я дал рекомендации по устрановке стационарного решения на платформе Repka-PI.

      В материале изможены все доводы и результаты исследований. Фаренгейт — это альтернатива мобильному телефону, где фокусное расстояние тоже самое, а управление физическое, на телефонах вообще отсутствует. Этому посвящен достаточно большой раздел данной статьи.

      Владельцы семейства Game Boy врядли с вами согласятся.


      1. Zara6502
        31.07.2025 11:22

        а мне с владельцами геймбоя не по пути


    1. SadOcean
      31.07.2025 11:22

      Странная претензия к программной платформе, призванной заменить не в последнюю очередь телефоны.
      Это же не ограничения оболочки - наоборот, многие устройства имеют возможности работать как телевизионные консоли - подключил к телеку и играй на здоровье.


  1. SadOcean
    31.07.2025 11:22

    Несмотря на скепсис, который всегда сопровождает, когда в продукте подчеркивается "нашесть" (согласитесь, на то есть причины), хочу сказать что ваш проект выглядит очень хорошо.

    У него есть четкая и благая цель, он не предлагает все и сразу, а пытается справится с задачами в своей парадигме. Выглядит очень хорошо, да и сама идея на самом деле хороша с потребительской точки зрения.
    Вы молодцы.
    Идеально конечно было бы заручится поддержкой крупного игрока и придать вменяемости какому нибудь из проектов "отечественных консолей", выпустить физическое устройство со всем фаршем, но тут коммерческие интересы могут убить ребенка - и реклама, и оплата и т.д.

    Еще есть важный нюанс, который не беспокоит (и даже скорее радует) лично меня, но находится в серой зоне - авторские права на старые игры. Официально никто не может порекомендовать такое, поэтому, к сожалению, неофициальные ретро-консоли в самой своей идее относятся к серой зоне (хотя как продукт они - отличное решение)
    Второй момент, мешающий росту, это конечно "не крутое" позиционирование. К сожалению, люди любят гиковские штуки, блестящие игрушки и социальность, поэтому новые идеи ценятся дороже.
    Соответственно для хорошего роста нужны эти компоненты - это должно быть что-то необычное и уникальное (типа play date с боковой ручкой) или какой то сильный проект- хардлайнер (смотрите, на нашем устройстве можно сыграть в ХХХ а еще это ретро консоль)
    В общем сложно все.
    Но ниша есть, возможно для подобного проекта есть другие пути развития - через DIY тусовки, гиков (и родителей-гиков), платформы (например договориться с каким то проектом сайтом эмуляторов ROM )


    1. AndrewYaremko Автор
      31.07.2025 11:22

      Спасибо за столь развернутый комментарий и добрые слова поддержки.
      Вопрос лицензирования стоит всегда очень остро, но в проекте мы решаем данный вопрос распространением игр с отрытым исходным кодом и эмуляторов, не использующих код биоса платформ оригиналов. Да — это накладывает ограничения в плане пиара, но таков закон. Появление эмуляторов на платформе iOS наверное, внесли больше уверенности в законности такого подхода.

      Работа с вендерами сейчас в процессе. Есть несколько путей развития, для нас главное, чтобы такое партнерство не вредило массовому и свободному распространению ПО.

      Что касается «не-крутости» тут вы попали в самое проблемное место. конечно, в этой категории остается большая часть имеющейся аудитории и драйверов популяризации. Но мы маленькими шагами, надеемся придем и к этому. Здесь главный принцип — без распилов бюджетный средств и переклеивания шильдиков русскими Илонами Масками.

      В начале пути, у меня как у автора проекта к «нашести» тоже было много вопросов, но почему бы и нет? В России много классных креативных идей, дизайнеров и людей способных создавать продукты достойного уровня и постыдного в этом ничего нет. Когдато и шильдик Мэйд ин Чайна, говорил о специфическом качестве товара, сегодня буквально «все» Чайна Чайна Чайна. «Наши» продукты может тоже когда то станут респектабельными в глазах соотечественников.


  1. Oncenweek
    31.07.2025 11:22

    А чем обусловлен выбор форм фактора "а-ля геймбой" вместо "а-ля псп"? последний вроде позволяет иметь бОльший экран при тех же общих габаритах.

    Что касается самого ретро-гейминги, то штука эта весьма специфическая - даже приведенный вами опрос показывает, что половине он не заходит, а тут ведь еще и биас за счет того, что опрос проводился очевидно среди любителей ретро-гейминга, а в итоге спрос на такую консоль может быть меньше ожидаемого. Все таки ретро-игры для многих это именно про детство и воспоминания (сам замечал, что игра из детств на ретро консоли иногда гоняю, а вот то, во что не играл как-то и не цепляет), а ребенком, у которого этих воспоминаний нет могут восприниматься как "свитч для бедных". Не говоря уж о жанровых предпочтениях - РПГ и стратегии на телефоне играться могут, а вот на консолях затруднительно.


    1. AndrewYaremko Автор
      31.07.2025 11:22

      RUUI поддерживает ряд устройств, среди них вы найдете и утройства формата PSP и раскладушек.
      В плане жанров и игр ограничений нет, по желанию можно загрузить любые свои понравившиеся ромы. А ограничения комплектного набора игр обусловлен с одной стороны лицензионными правами, с другой — для детей слишком большой набор игр мешает знакомству.
      Ретро — штука, соглашусь, неоднозначная и не для всех, но зато это возможность, которую мы реализовали для вполне конкретных целей. Объять всю «необъятную аудиторию» мы задачи не ставили, иначе платформа получила бы английскую локализацию.


      1. Oncenweek
        31.07.2025 11:22

        В плане жанров и игр ограничений нет

        Не, что что вы его не закладывали это понятное дело, я больше про то, что среди игр тех времен RTS, RPG и FPS встречались нечасто, и играть в них было не то чтоб удобно


        1. AndrewYaremko Автор
          31.07.2025 11:22

          Сам любитель этих жанров. С развитием платформы сможем предложить решения и в данном направлении. За 1,5 года мы сделали много изменений в платформе и ее позиционировании и это очередной шаг в развитии


  1. zumrus
    31.07.2025 11:22

    Ого, а у вас всё настолько серьёзно, оказывается! Если решусь взять анберник, присмотрюсь. Желаю удачи!


  1. zumrus
    31.07.2025 11:22

    Кстати, у вас пара опечаток

    мезаницъкам

    бесконечно большими пространствами, сгенерированный или.


  1. domix32
    31.07.2025 11:22

    Мне интересно почему разрабы UI решили в качество русского шрифта взять какую-то тощую призрачную пиксельную хрень, которую плохо видно, вместо того чтобы сделать нормальный толстый шрифт, как это было в оригинале.


    1. Zara6502
      31.07.2025 11:22

      тоже не могу понять смысл такого шрифта, нигде на ретро такого шрифта не было, если это стилизация под черезстрочность - то какой смысл стилизоваться под огрехи недорежимов?


      1. AndrewYaremko Автор
        31.07.2025 11:22

        На ретро и и сохранений с загрузкой в любой момент не было. Для аутентичного погружения в экспирианс со стандартным шрифтом есть версия RUUI hardcore Global Edition она также доступна бесплатно. Выбор у вас есть. А здесь мы реализовали тот шрифт, который сочли актуальным в эстетике.


    1. AndrewYaremko Автор
      31.07.2025 11:22

      Шрифт Strington разработан специально для проекта. Его начертания в 2 раза толще большинства шрифтов начертания Regular. Шритф разработан специально под устройства с небольшим разрешением и на них он прекрасно читается.