Мой предыдущий пятничный пост про «козла-провокатора» неожиданно для меня и моих коллег вызвал непродолжительную, но бурную дискуссию в комментариях, где меня буквально обвинили в измене прогрессивным принципам современного овцеводства.

Я, было, начал писать ответ, чтобы объясниться, но когда объём ответа стал приближаться к тысяче слов, понял, что лучше опубликовать отдельный пост, чтобы все раз и навсегда поняли, почему всегда и во всём виноват бывает именно козёл.

Приятного вам пятничного чтения!

Ссылка на публикацию про «Козла-провокатора» здесь. Напомню, что в публикации были приведены три картины мира: картина мира собственника, картина мира менеджера и картина мира рядового сотрудника.

В данной публикации мы подробней разберём эти картины мира; узнаем, кто субъект, а кто объект; поймём, как определить степень ответственности.

В заключительной части будет раскрыто, зачем был упомянут «андроид», и зачем – «электроовцы».

Картина мира пастуха


Пастух осуществляет единоличное управление предприятием. Он сам принимает решения, он сам несёт за эти решения ответственность.

У пастуха есть ресурсы: горные лужайки, отара овец, деньги. Эти ресурсы завязаны в бизнес-процесс, которым пастух руководит на стратегическом уровне: определяет размер поголовья, структуру продукта (шерсть, мясо или молодняк), ротацию пастбищ и т.д.

Надо отметить отдельно: несколько поколений предков пастуха враждовали с соседями за контроль над этими пастбищами. И сейчас эта вражда никуда не делась: прошлые обиды помнят все. Объединиться соседей заставляет только внешняя угроза. Например, когда нужно собраться и устроить облаву на расплодившихся волков.

Предприятие пастуха интегрировано в агропромышленный комплекс. Причём, в самый низ цепочки. Пастуху нужно отслеживать ситуацию на рынке, договариваться с другими пастухами, банкирами, заготовителями. За всем уследить очень сложно, поэтому охрана ресурсов, занятых в производстве, делегирована овчаркам, а решение тактических вопросов в управлении отарой делегировано козлу.

Пасторальной картинки, где мудрый седовласый пастырь с посохом идёт во главе окормляемой паствы с агнцем на плечах, в современном мире не встретить: во главе отары – козёл, вокруг отары – овчарки, а пастух – где-то сбоку на кобыле со спутниковым телефоном в руках…

Как пастух относится к овцам? Поверьте, он к ним – не относится! Выгодно овцеводство, занимается овцеводством. Выгодным станет пчеловодство, займётся пчеловодством. Будет выгоден экологический туризм, займётся организацией конных туров по альпийским лугам. Только бизнес!

Картина мира козла


В описанном бизнес-процессе козёл руководит операционной деятельностью. Зона ответственности: довести подопечных из точки А в точку Б. Причём, довести так, чтобы и отара по пути не разбрелась, и никто в пути не слёг.

Понимает ли козёл бизнес-процесс? Да, конечно понимает. Может ли он что-то изменить? Может, но только в пределах зоны ответственности.

Выполнение козлом должностных обязанностей осложняется тем, что инструментов принуждения, как таковых, у него не имеется: он такой же травоядный и парнокопытный, как и овцы. Поэтому приходится действовать с позиции «мягкой силы»: убеждением и личным примером. Поэтому, хотя козёл по занимаемой позиции и менеджер, действовать ему приходится как лидеру.

Если нужны объяснения про разницу между менеджментом и лидерством, можете спросить в комментариях. Постараюсь ответить.

Как козёл относится к овцам? Как уже упоминалось, когда козёл был молодым либералом, он пытался с овцами сблизиться. По мере взросления и становления управленческих навыков козёл стал более консервативен и выдерживает с овцами необходимую дистанцию.

Картина мира овец


Картина мира овец несколько… овцецентрична. Им не о чем заботиться, мир буквально крутится вокруг них.

С точки зрения овец Вселенная изобильна. И горы, и пастбища, и вода в ручьях – всё принадлежит овцам по праву рождения. И, поэтому, думать о судьбах мира – прерогатива именно овец.

Сделать мир ещё лучше овцам мешают овчарки и козёл. Овчарки постоянно пугают волками, но подумайте, какие в XXI веке волки! Да и кто посмеет обидеть овец, они же такие хорошие!

Козёл же просто важничает. Он – не овца! Откуда козлу знать, как изменить мир к лучшему? Что это старое парнокопытное понимает в принципах самоорганизации команд? Козёл в этом дружном молодом коллективе – просто старое вонючее лишнее звено.

Кто виноват?


С точки зрения менеджмента ответственность за что либо может нести только тот, кто своим действием или бездействием может повлиять на это. Субъект, ответственный за результат, должен иметь рычаги влияния на процесс получения этого результата.


Виноваты ли овцы в том, что они «съели людей»? Нет, они были всего лишь инструментом. Улучшилось ли в результате благосостояние овец? Да, значительно улучшилось, но овцы к этому улучшению отношения не имели. Овцы – не субъект, они – объект.

Виноваты ли овцы в том, что так и не стали субъектом? Нисколько! Многие поколения домашних овец «застряли» в «зоне комфорта», которая находится в середине Пирамиды Маслоу. И достигли они этой «зоны комфорта» отнюдь не в результате борьбы за выживание.

Виноват ли пастух в том, что ведёт свой «кровавый бизнес»? Нет, он действует в рамках действующего законодательства и осуществляет важную функцию снабжения агропромышленного комплекса сырьём.

Изменится рыночная конъюнктура, и пастух поменяет свою-бизнес-модель, но делать это по каким-то морально-этическим причинам не будет. Уж очень это накладно, менять бизнес-модели, а бизнес пастуха кормит очень и очень многих.

И вот, методом исключения, мы приходим к выводу, что виноват во всём козёл. Вина козла во всём, что творится в мире была доказана ещё в незапамятные времена (ссылка), и прецедент этот занесён в скрижали истории. А виновен козёл, в первую очередь, в том, что он – козёл. Приговор окончательный, обжалованию не подлежит.

Что делать?


В современном мире менеджеру зачастую приходится достигать результата, не имея никаких рычагов влияния на команду, кроме доброго слова. И каким бы это слово не было добрым, «текучесть кадров» оно не уменьшает.

В последнее время поток увольняющихся усилился. В принципе, взрослые люди вправе сами выбирать, где они будут жить, и где они будут работать. Неожиданно, что при этом стала всплывать тема «новых кочевников».

При всей своей стильности, модности и молодёжности, тема эта уже не новая и подробно и красочно описана в программном произведении (ссылка) Жака Аттали (ссылка), который и придумал «новых кочевников».

Тем же, кто хочет осуществить переход в «электроовцы», я посоветовал бы сначала изучить первоисточник, и решаться на переход только при согласии с целями хозяев этого дискурса.

При этом следует помнить, что козлов в этот блестящий мир устойчивого развития не берут из принципа, и если что-то пойдёт не так, обвинять в этом будут уж точно не «андроидов»…

Обижен ли козёл на то, что ему не дают стать «андроидом»? Однозначно, нет: хоть овцы и много о себе думают, но они – живые, хотя бы.

Как не стать «андроидом», и каково оно, управлять людьми, которые намного умней тебя, читайте в канале «Слабоумие и отвага»

Комментарии (11)


  1. 4reddy
    22.07.2022 12:15

    Плюсанул.
    Когда ждать серии статей про "ломовых лошадей"?


    1. korean_pilot Автор
      22.07.2022 12:24
      +4

      Надо об этом подумать!

      Пока на ум приходит только старый анекдот про то, что: «В колхозе больше всех работала лошадь, но председателем так и не стала!» :-(


      1. 4reddy
        22.07.2022 12:46

        Животные являются частью культуры всех народов, и поэтому представления о них широко используются в построении образных идиом, которые служат для выражения определённых реалий повседневной жизни. В этом типе образных выражений мы можем вопринимать оценку животных в определённой лингвокультуре. Зооморфный код культуры, будучи частью языковой картины мира, закрепляется в лексике и фразеологии, концептуализируя черты характеры человека, его отношение к другим людям, его нравственную сущность, интеллект и внешность, реалии окружающего мира и т.д., благодаря чему раскрываются как универсальные, так и национальные особенности каждой лингвокультуры. Будучи частью культуры всех народов, животные являются широко используемыми референтами при построении метафорических номинаций [...]

        Доминантными характеристиками козла в русском языке и их проекциями на человека являются признаки "бесполезность" и "злонамеренность, подлость" [...]

        Лошадь/конь определяется как животное, используемое для перевозки грузов и человека. Таким образом, доминантными ассоциативными признаками, связанными с метафорическими номинациями коня/лошади, будут её воприятие как средства передвижения и рабочей силы. Для русского языка характерно различие в метафорических переносах, связанных с зоонимами "лошадь" и "конь": "лошадь пашет, а конь под седлом". В русской лингвокультуре ценностная идеализация трудолюбия находит своё отражение в образе лошади, которое тем не менее в большинстве случаев имеет отрицательные смыслы, связанные с тяжёлым, изнурительным трудом. В данном случае доминантным признаком на уровне метафорических преобразований выступает "измученность", "изнурённость". Лошадь ассоциируется также с выносливостью, здоровьем: "лошадиное здоровье". Так, здоровую и рослую женщину сравнивают с "кобылой (здоровая как кобыла)", а мужчину – с "жеребцом". Данная характеристика вербализируется также в идиоме "работать как ломовая лошадь" (о человеке, на которого взваливают самую тяжелую работу) и в "не в коня корм" (о бесполезных, безрезультатных затратах на кого-либо).


    1. korean_pilot Автор
      24.07.2022 17:52
      +1

      Публикацией этого перевода тема "ломовых лошадей", как мне кажется, закрыта: https://habr.com/ru/post/678660/


  1. MockBeard
    22.07.2022 12:54
    +1

    Сразу вспомнился фильм Аватар. Все считают главным злодеем козла-полковника, а не главу отделения корпорации, который сказал "они сидят на моих бабках".


    1. tark-tech
      22.07.2022 13:30
      +4

      Ну, скажем так, там оба хороши. Манагер решил соптимизировать и дал картбланш, а главбезопасник сорвался с цепи и решил пововевать. И то ли в расширенной версии то ли в доп сценах был эпизодик когда манагер, почуяв что что-то идет серьезно мимо него, пытается что-то вякнуть безопаснику а тот откровенно шлет его на.


  1. amarao
    23.07.2022 10:59
    +2

    У овцы есть возможность покинуть отару? Козёл может основать свою фирму? Нет?

    Тогда в вашей модели что-то не так.

    Разница - как между лифтом и одиночной камерой в тюрьме. Можно найти 100500 сходств, но в силу принципально различающейся интерпретации, все эти сходства - случайны и не позволяют использовать одно как модель для другого.


    1. kpmy
      24.07.2022 19:43

      Возможное не есть оттого действительное.


      1. amarao
        24.07.2022 19:49

        Но оно преображающее и не несущее смысла, так что верное.


        1. kpmy
          24.07.2022 22:13

          Как и домовые с лешими.


    1. 80x86
      25.07.2022 07:13
      +1

      Мне кажется, Вы слишком полагаетесь на реализм и роль критики в требованиях к социальной реальности.

      Конечно, агония реальности каждого отдельного индивидуума требует к себе отдельного внимания. Но, в общем случае, для предотвращения существительной смерти кокона псевдостабильности бытия, людям достаточно наличия базовых трактовок риперреального. Хотя бы на уровне мазками написанной мизансцены, состоящей из подобий реальных процессов. Главное - результатом будет успокоение, а не упокоение.

      И можно сколько угодно говорить о разнице между лифтом и одиночной камерой, но, в случае с гиперреальностями современности, имеет место искажение социальными линзами всего простого бытового и от того успокаивающего из уклада доиндустриальности. Это искажение превращает Ваш "лифт", перемещающий личность из одной гиперреальности в другую, в ту же Вашу одиночную камеру (но, снабжённую атрибутами инерциальной системы отсчёта для успокоения пользователя).

      «Здравствуйте, ваше вечное заключение в симулякрах будет снабжаться забавными переходами, вам не будет скучно.»

      И, чёрт возьми, какая тогда разница, что за мерность у модели, отображающей эту историю?

      Что-то не так тогда в тех, кто пытается эту мерность поднимать и критиканствует поверх голов созидающих.

      Так вижу.