После летнего затишья начинается череда ИТ-конференций (ближайшие — Saint HighLoad, TeamLead Conf и TechTrain). Мы решили помочь всем, кто собирается впервые примерить на себя роль спикера. Вместе с руководителем нашего DevRel&TechPR Алиной Романовской и фаундером компании «Глагол» Артемом Гусевым сделали гайд для тех, кто хочет выступать на конфах и митапах, но не знает как.
Как выбрать тему и подготовиться к выступлению?
Начать стоит с вопроса «Зачем мне это?». То есть с поиска собственной мотивации к выступлениям. Подготовка к выступлению, и оно само — трудо- и эмоционально затратно, поэтому без четкой мотивации будет сложно. Итак, для чего вообще выступать?
Развитие. Личное и профессиональное. Подготовка к выступлению здорово помогает структурировать знания или найти новые в области, по которой делаете доклад. А само умение выступать — отличный профессиональный навык, без которого сейчас сложно и на работе, и в обычной жизни.
Личный бренд — ваша узнаваемость и значимость в сообществе всегда несет дополнительные «плюшки» в виде востребованности как эксперта или карьерного роста.
У вас накопилось много экспертизы в своей сфере, и вы хотите поделиться ей с миром.
Признание — всегда невероятно получать овации, быть признанным экспертом в профессиональном сообществе.
Дополнительный доход — да, спикерство — способ зарабатывать дополнительные деньги, вас могут приглашать выступать за плату, а если станете признанным экспертом в сообществе, сможете участвовать в подготовке программ для конференций, что также чаще всего оплачивается.
Вполне возможно, что лично вам спикерство интересно по какой-то другой причине, главное, чтобы она была. Если с мотивацией все в порядке, переходите к выбору темы.
Если конкретной темы нет, а в голове мысли: «мне нечего рассказывать, я просто делаю свою работу», выполните такое упражнение: выпишите 10 тем, по которым вы могли бы хоть что-то рассказать. Думайте о том, с чем сталкиваетесь в работе, какие задачи решаете, с какими проблемами справляетесь, о чем сами ищете информацию на профильных ресурсах, какие ситуации или процессы обсуждаете с командой. Придется пройти все стадии от отрицания до принятия, но спустя 2 часа перед вами будет десятка тем для выступления. На упражнение заложите около 2-х часов (и поверьте, оно работает).
Если у вас уже есть темы выступлений (или вы сгенерировали их с помощью упражнения), нужно двигаться дальше и выбрать самую классную. Такую, которая нравится вам и которая будет интересна аудитории. Если тему хочется разложить на косточки, а в животе порхают бабочки — готово. А как определить, будет ли она интересна аудитории?
Три пути попасть в ЦА
Первый. Вы уже знаете, на какой конференции хотите выступить. Тогда внимательно изучите ее сайт — список тем точно будет опубликован, и скорее всего будет информация для кого это мероприятие. Сходите на открытую встречу с программным комитетом или самостоятельно (через DevRel) свяжитесь с ним и уточните, какие темы «зайдут» и кто придет на конференцию. Посмотрите доклады или расписание с предыдущих мероприятий.
Второй. Вы не знаете, на какую конференцию пойти выступать и хотите понять интересна ли ваша тема кому-то. Золотое правило: если тема интересна вам, значит в чьем-то сердце она точно найдет отклик. Если хотите подтверждения, уточните у своих коллег, интересно ли им услышать такой доклад, позадавайте вопрос в чатах профессионального сообщества.
Найти конференцию, куда подать тему легко: спросите у вашего DevRel или вбейте в поисковике запрос типа «Конференция по…» и посмотрите, совпадает ли описание и целевая аудитория с вашими ожиданиями.
Третий. Вы хотите выступить для конкретной целевой аудитории, но не уверены интересна ли ей ваша тема. Самый простой способ — пообщаться с парой знакомых, которые представляют эту аудиторию. Задайте им вопросы: «с какими проблемами они сталкиваются в работе?», «над чем сейчас работают?», «на какие конференции или митапы ходят?», «решение какого профессионального вопроса их сейчас волнует?».
Главные принципы
Существует базовый набор принципов для публичных выступлений, которых стоит придерживаться вне зависимости от того, перед какой аудиторией предстоит выступать.
В первую очередь надо определить центральное сообщение и сосредоточиться на том, чтобы его донести. Всегда есть искушение рассказать, как можно больше, но важно не то, сколько было сказано, а сколько запомнила аудитория.
У выступления должна быть структура, разделенная на смысловые блоки, как правило, на 3-7 элементов. Спикер, имея такой план, не забудет, что он хотел сказать, а слушатели не запутаются в тезисах.
Выступление вызовет интерес, если приводить в пример ситуации, знакомые аудитории. Уникальный кейс, который больше нигде не повторится, не привлечет внимания. И, напротив, рассказ о том с чем собравшиеся имеют дело в своей работе, обеспечит интерес.
Чек-лист от Артема Гусева
Гигиена: уберите информационный шум (все штампы и избитые выражения, начиная от «я работаю в компании 15 лет»).
Внимание: захватите его. Подумайте над тем, что нужно, чтобы люди ответили «да» на вопрос «хотите ли вы дослушать до конца?», заданный спустя минуту после начала выступления.
Контраст: хорошо если ваше выступление будет чем-то отличаться от выступления остальных спикеров.
Эмоции: найдите то, что в вашем выступлении вызовет эмоции у аудитории.
Финал: придумайте как закончить выступление не словами «у меня все». Концовка должна быть лаконичной и запоминающейся и не оставлять вопросов о том, зачем вы это рассказали.
Будьте собой
В тренде сейчас естественность и умение быть собой, и к публичным выступлениям это относится в первую очередь. Если раньше считалось, что спикер непременно должен быть ярким, остроумным и энергичным, то сейчас это олдскул.
Не надо притворяться громким, веселым и смешным, если в жизни вы спокойный и рассудительный. Так можно легко все испортить. Выбирайте те форматы и приемы, которые наиболее близки тому, как вы ведете себя в обычной жизни.
Как уменьшить волнение
Часто можно встретить утверждение, что страх публичных выступлений на втором месте после страха смерти. Но как многие расхожие тезисы, оно не имеет под собой реальных оснований.
Страх перед выступлением — нормальная реакция на стресс. Такой же возникает, например, перед прыжком с парашютом. Опытные спикеры не пытаются заглушить волнение перед выступлением (так можно еще больше «накрутить» себя), а получают от этого удовольствие.
Если же опыт выступлений невелик и «поймать волну» от прилива адреналина не получается, вот несколько приемов, которые помогут справиться с эмоциями:
Уменьшите неопределенность
Все знают, как работает микрофон или кликер, но на сцене можно растеряться из-за того, что нужно держать в фокусе несколько вещей сразу. Поэтому надо сделать среду максимально предсказуемой: распланируйте, как выйдете на сцену, где будете стоять, куда смотреть. Проверьте, как перелистывается презентация.
Подготовьтесь
Если предстоит важное выступление, а у вас мало опыта, заложите достаточно времени на подготовку. Не надо строить иллюзий, что можно все сделать в последний вечер. Тренируйтесь. Обратитесь за помощью к деврелу, чтобы вам помогли потренироваться.
Определите реальные критерии успеха
Думать, что выступление должно быть блестящим — дестабилизирующий фактор. Это повод для лишнего волнения из-за того, что все идет не так, как в мечтах. Поставьте цели, которые вы хотите достичь и если это удалось, значит выступление было успешным. Например, вы рассказали о том, как удалось улучшить какой-либо процесс, если после выступления появились желающие обсудить эту тему, цель достигнута.
Как сделать презентацию, если ты не дизайнер?
Не нужно предъявлять к себе завышенные требования. Работа над презентацией — превращение темы в структуру, которая решает твою задачу. При создании презентации важно помнить, что она только помощник в выступлении. Главное — сама история, а не слайды.
Сделайте на листке бумаге раскадровку («скелет») презентации, определите, что должно быть на каждом слайде. Это похоже на мозговой штурм: сначала надо придумать много всего, а потом избавиться от лишнего и выстроить правильную последовательность. Когда раскадровка готова, соберите материалы: картинки, мемы, графики, фразы, цифры.
Глядя на раскадровку, соберите черновик презентации, еще раз подумайте нужно ли вам все это, чтобы добиться своей цели. А потом, глядя на слайды, отрепетируйте выступление и скорректируйте его так, чтобы презентация помогала выступать.
Не обязательно оформлять презентацию, если у вас совсем нет на это времени. Хорошим выступление может быть с «некрасивыми» слайдами. Но если хочется сделать все «по красоте», то вот несколько советов.
Некоторые темы отлично можно увязать с какой-то метафорой. Например, для истории о том, как вы героически поднимали в ночи упавший сервис, отлично подойдет что-то из вселенной Marvel. Такие метафоры помогают докладчикам и зрителям лучше представить себе ситуацию, испытать яркие эмоции, запомнить и запомниться своим выступлением. Если удачную метафору сходу подобрать не получается, за вдохновением можно обратиться к банку слайдов. Например: https://bank.bonnieandslide.com.
В хорошем слайде должно быть мало текстовой информации, он должен быть не загроможден элементами и соответствовать формуле «одна мысль — один слайд». Зритель должен за секунду уловить суть. Не надо тратить время на то, чтобы объяснить аудитории содержимое слайда, это не сделает выступление лаконичней. Придумайте броские заголовки (или фразы) для каждого слайда, которые зацепят зрителя.
Сделайте слайды «контрастными». Чтобы зрители не заснули, слайды должны отличаться друг от друга. При этом слишком усердствовать не стоит: старайтесь сделать так, чтобы презентация выглядела, как единый продукт: 3 цвета максимум, один шрифт (но можно «поиграть» с размером и начертанием), иконки и фотографии в одном стиле.
Развивайте навыки спринтами
Не надо все делать идеально – развивайте навыки успешных публичных выступлений спринтами. Выберите точку приложения усилий и сфокусируйтесь на ней. Если вы выступаете в первый раз, сосредоточьтесь на том, чтобы выступление было содержательным. Умение уверенно держаться или говорить красивым низким голосом не спасет от провала, если у выступления нет ценности для аудитории.