Люди мечтали всегда. Кому-то хотелось простых человеческих радостей, а кто-то представлял, что через сотню лет мир изменится кардинально — появятся новые технологии, сильно меняющие привычный уклад жизни. А некоторые, чаще писатели и футуристы, с удивительной точностью смогли многие изменения предсказать. Какие «штуки из книжек» стали привычными деталями нашей жизни?
Одним из ярких представителей таких людей был Артур Радебо — промышленный дизайнер, работавший преимущественно в автомобильной сфере, и яркий футурист. Некоторые его «видения», созданные в середине прошлого века (предсказания публирубрику Closer than we think в нескольких газетах), нашли вполне реальное воплощение. Например, телевизор в часах (тут надо сделать ремарку, что одним из первых идею портативного телевизора озвучил Никола Тесла в 1926 году).
Как ни странно, времени до реализации идеи прошло не так много: уже в 1982 году компания Seiko выпустила наручные часы со встроенным телевизором.
Однако, они были не совсем похожи на идею. Во-первых, из-за двух экранов — один для времени, второй для видео. А во-вторых, из-за внешнего модуля, который подключался к часам. В нем находился аккумулятор и приёмник сигнала, передававший на часы телевизионную картинку (телевизионная реклама часов его существование тактично обходит стороной). А вот современные умные часы вполне соответствуют предсказанию, вот только видео на них никто не смотрит.
Вторым «изобретением» Радебо стала видеосвязь. В качестве примера футурист привёл видеоинтервью, при котором работодатель мог не только услышать, но и увидеть будущего работника, живущего в другом городе. «Внешний вид, осанка, манеры и способности могут быть оценены по телевизору практически так же точно, как и при личной встрече!» — гласит подпись к изображению.
Кстати, появление перносных «видеофонов» предсказали раньше Радебо: в 1900 году американский инженер Джон Уоткинс нарисовал для женского журнала Ladies' Home Journal картинку, где две женщины общаются по видеосвязи с помощью портативных устройств.
Идея воплотилась на 100%, разве что устройства стали намного компактнее и удобнее. А вот наушники использовать при разговоре в общественных местах почему-то перестали.
Ещё одной предсказанной технологией стала «домашняя электронная библиотека». По замыслу автора владелец такой библиотеки мог получить к ней доступ откуда угодно и вывести не только текст, но и его озвучку, включить повтор или перемотать на нужное место.
Прогноз получил сразу несколько реализаций. Первая — онлайн-библиотеки, позволяющие получить доступ к текстовым и аудиокнигам. Вторая — сетевое хранилище, обеспечивающее доступ к вашим файлам из любой точки мира. И, наконец, третье — приложения для чтения, умеющие озвучивать текст.
Предсказание, близкое к предыдущему, получило название Push-button education (Образование по нажатию кнопки). Идея уже была ранее предложена Саймоном Рамо, американским инженером и бизнесменом, и Радебо просто развил её.
Предполагалось, что основными ценностями такого образования будет индивидуальный подход, позволяющий настраивать скорость обучения для каждого студента, и контроль успеваемости в виде тестов, для ответа на которые нужно было нажимать кнопки.
Но и Рамо не был первым, кто придумал подобное. Схема была опубликована ещё в 1924 году в журнале Science and Invention.
В полной мере это предсказание сбылось в последние несколько лет, когда человечеству пришлось практически полностью перейти на дистанционное обучение. При этом если оригинальная концепция предполагала присутствие лектора или учителя, то сейчас многие курсы представлены в виде видеоуроков.
Кстати, из-за перенаселения места в классе могло не хватить на всех, так что на помощь должны были прийти «домашние телепарты». По сути обычные домашние моноблоки и ноутбуки!
Но саму технологию обучения, связанного с передачей данных по проводам, описали (точнее, нарисовали) аж в 1900 году специально для Парижской Международной Выставки.
А вот будущее розничной торговли рисовалось без кассиров и очередей. Выбрал, озвучил желаемое в микрофон и заплатил! Ближе всего к такой модели подобрался Amazon: с помощью Alexa можно заказать товары голосом, а в магазинах Amazon Fresh покупки оплачиваются без помощи кассира.
Что касается удалённой демонстрации товаров с помощью видео, она была предложена и того раньше — в 1940-х годах. И эта возможность была успешно реализована, хоть и не стала популярной настолько же, как обычные сайты-каталоги. Зато во время пандемии крупные розничные сети начали предлагать подобную услугу.
Интересно, что некоторые «предсказания» описывали не только основную технологию или возможность, но и параллельно затрагивали смежные области. Например, телемедицина. Она была описана в 1924 году и предполагала не только удалённое общение с пациентом, но и удалённую диагностику (первые реально работающие ТВ-устройства представили только в 1925 году).
Сейчас у нас активно развивается телемедицина, а кое-что из предсказываемого стало частью повседневной жизни. Например, мониторинг сердцебиения в умных браслетах и часах или даже снятие электрокардиограммы с отправкой отчёта медикам (в некоторых моделях Apple и Samsung).
Практически в тогда же был предугадан электронный документооборот. Для удалённой работы с бумагами предлагалось использовать специальную станцию, включающую монитор и устройство «теледактиль», передающее движение руки и управляющее ручкой на другой стороне. Увидели документ, прочитали, подписали и отправили на исполнение.
Сейчас подписать цифровой документ можно несколькими способами: используя цифровую подпись или поставив «закорючку» прямо на экране или тачпаде в процессе редактирования. Кстати, «теледактиль» стал прообразом не только графического планшета, но и роботизированной системы для телемедицины. Изображение опубликовано в том же 1925 году:
И если графическим планшетом уже никого не удивишь, то роботизированные медицинские системы (типа da Vinci) находятся на самом острие прогресса.
Кстати, о здоровье. Примерно в 1896 году в журнале The Wheel and Cycling Trade Review была напечатана картинка, показывающая будущее велотренажёров: спортсмен сидит на велосипеде и смотрит в некое устройство, транслирующее виртуальную гонку.
Эта идея не только реализовалась «как есть» (велотренажёр с экраном или VR-очками), но и трасформировалась в огромное количество спортивных игр консолей и VR-очков. Так что теперь можно поиграть в гольф или теннис, не выходя из дома!
И даже привычный «лайк» — изобретение далеко не новое. Его прообраз в 1930 году предложил преподаватель Университета Нью-Йорка доктор Невил Монро Хопкинс. Оценивать предлагалось радиопередачи, для чего рядом с приёмником должен находиться отдельный блок с кнопками. И да, кнопка «No», отвечающая за дизлайк, тоже была.
А вот «изобретение» модема и в целом интернета приписывается Марку Твену. В одном из рассказов, опубликованном в 1904 году, был описан Телеэлектроскоп: «Телеэлектроскоп стали применять повсюду, и вскоре его подключили к телефонной системе во всех странах мира. Так был создан усовершенствованный «всемирный телефон», и теперь каждый мог видеть все, что делается на свете, и обсуждать всевозможные события с людьми, находящимися от него за тридевять земель».
Кстати, мало кто догадывается, когда на самом деле появился ASCII-арт. В 1922 году ранее никому не известный Хобарт Риз стал невероятно популярен благодаря идее создания портретов из символов, используемых в печатной машинке. Таким образом были «отпечатаны» многие известные личности, а «художник» удостоился публикаций в журнале Science and Invention. Однако, изобретателем он не является: самое раннее подобное изображение авторства Флоры Стейси датировано 1898 годом.
Ну а самое точное «предсказание» сделал французский режиссёр Раймонд Милле, снявший в 1947 году короткометражку «La Télévision, oeil de demain» («Телевидение, взгляд в будущее»). В ней все ходили с портативными телевизорами, уткнувшись в них и не замечая происходящего вокруг. Фильму уже 75 лет, а актуален он как никогда!
Комментарии (22)
Jury_78
08.07.2022 15:02+1Сбывшиеся мечты: о чём писали фантасты и что воплотилось в рельность
Еще до фантастов мечтали... (к стати там буква пропущена)
— Катись-катись, яблочко, по серебряному блюдечку, показывай мне города и поля, леса и моря, и гор высоту и небес красоту! (Народные русские сказки А. Н. Афанасьева)
LordDarklight
08.07.2022 16:29-1Катись-катись, яблочко, по серебряному блюдечку, показывай мне города и поля, леса и моря, и гор высоту и небес красоту! (Народные русские сказки А. Н. Афанасьева)
Неужели отсюда надо делать вывод что в народных русских сказка уже была продукция Apple в виде круглых планшетов со спутниковой связью и спутниковым же наблюдением.
Хотя там как-то ещё в помещениях к камерам подключались? Что уж больно фантастично даже по временам современной фантастики с абсолютно безудержным полётом мысли ;-)
R7R
10.07.2022 16:29Хотя там как-то ещё в помещениях к камерам подключались?
«Свет мой, зеркальце! скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ: «Ты, конечно, спору нет: ты, царица, всех милее, всех румяней и белее» (с) наше все в 1833 году.
Тут описана работа голосового помощника, в чистом виде :)
R7R
10.07.2022 16:26Катись-катись, яблочко, по серебряному блюдечку
Лет 50 назад, еще в первом классе, наша учительница приводила этот пример как случай практической реализации сказочных идей в эпоху НТР, в формате ТВ.
Однако, как выяснилось сейчас, предсказание было намного глубже и точнее :)
(примерно так будет происходить и дальше :)
rg_software
09.07.2022 06:48+1При просмотре таких картинок невредно помнить, что художник вовсе необязательно честно пытался себе сконструировать будущее. Рисунок для обложки / рекламы / комикса является именно элементом перечисленного, и его задачей может быть привлечь читателя, вызвать какое-то впечатление, эмоцию, спровоцировать мысль, покритиковать общество и т.п. Иными словами, нам не всегда ясна художественная задача.
Скажем, действительно бросается в глаза консерватизм в одежде персонажей. Но при этом в эпоху Барокко художники совершенно нормально рисовали библейские сюжеты с персонажами в современных им одеждах. Даже если предположить, что они мало разбирались в античном гардеробе, средневековая живопись на те же сюжеты была у них перед глазами. Вероятно, им хотелось, чтобы зритель мог легче соотнести себя с героями картины, и не исключено, что здесь мы имеем тот же случай.
Jian
09.07.2022 11:20А где среди авторов и предсказаний про Альбера Робиду, написавшего "Электрическая жизнь" ещё в 1890 году?
Предсказал танки, линкоры, авиацию, видеотелефоны, дистанционное обучение, дистанционные покупки, домофоны, видеодомофоны, видеодиски, видеотеки, телевидение, реалити-шоу, системы видеонаблюдения (включая концепцию Большого Брата под другим названием), химическое оружие, бактериологическое оружие, противогаз, техногенные катастрофы, небоскрёбы, гипсокартон и пробные браки (совместное проживание перед заключением брака).
R7R
10.07.2022 16:33про Альбера Робиду
Много их. Всех не перечислишь.
(а вот за упоминание телеэлектроскопа Марка Твена — большой плюс автору)Jian
10.07.2022 20:01Много, да. Но, похоже Робида был самым первым и писал ещё в XIX веке. И очень вероятно, что те кого упоминают в этой статье просто читали Робиду в детстве.
R7R
10.07.2022 20:24Но, похоже Робида был самым первым и писал ещё в XIX веке
Ну вот Пушкин с его прототипом Сири в статье не был вообще упомянут :)
Не говоря уже об Верне, Уэллсе и даже Конан-Дойле.
Да и А. Толстой, классик обычной художественной литературы — своим гиперболоидом прорезал окно в будущее («лазеры» — это уже после него было :)
А Робида… достаточно посмотреть на его рисунки, они достаточно примитивны, там инженерная мысль и не ночевала.
Да и слава у него больше посмертная — о нем вспомнили только где-то в конце 60-х, до этого времени мне никогда не попадались упоминания его имени в книгах.Jian
10.07.2022 22:03Пушкин с его прототипом Сири в статье не был вообще упомянут :)
У Пушкина не техническое устройство из будущего, а волшебная вещь.
Не говоря уже об Верне, Уэллсе и даже Конан-Дойле.
У них разве видеосвязь была? Не припомню.
Робида… достаточно посмотреть на его рисунки, они достаточно примитивны, там инженерная мысль и не ночевала
У наших современных художников их рисунки тоже часто далеки от инженерной мысли.
LordDarklight
11.07.2022 11:12У наших современных художников их рисунки тоже часто далеки от инженерной мысли
Вот тут согласен - современных фантастов обычно несёт куда-то совсем не туда. Если сто лет назад палку не догибали, до теперь перегибают - мама не горюй. Предсказания фантастов очень далеки от будущей реальности (ну мне так кажется, может всё как раз будет так) и очень часто лишены инженерного смысла. Особненно всё усугубилось с развитием фантастических кинофильмов с компьютерной графикой - тут фантастам, в погоне за красивой анимацией, просто на чисто сносит крышу хотя какого-то будущего реализма. Но бывает и редкое исключение - когда фантасты стараются видеть берега здравого смысла и технических возможностей материалов.
Так же современные фантасты (ка впрочем и фантасты прошлого) очень сильно занижают сроки достижения того или иного технологического прорыва, даже если эти технологии и выглядеть вполне достижимыми - но явно как минимум на порядок в более отдалённом будущем. Чего уже говорить о настоящем и недалёком будущем - где сейчас очень часто представляют технологии, которые в приближенном то виде могут быть освоены не ране чем лет через 1000, а то и 100 тыс.
Несмотря на то, что некоторые ученные и футурологи предрекают к концу века достижения технологической сингулярности и очень стремительный тем роста технологий. На мой взгляд - это вообще туфта.
Особенно в представлении небылиц преуспели комиксы и фильмы по ним - например от Marvel (и от Диснея вообще) - там такая жёсткая технологическая клюква - что вызывает (у просвещённого человека) просто рвотные чувства! Хотя сюжеты там порой очень не плохие - но вот технологии всё портят на корню!
R7R
10.07.2022 16:37Кстати, «теледактиль» стал прообразом не только графического планшета, но и роботизированной системы для телемедицины. Изображение опубликовано в том же 1925 году:
Роман «Аэлита» был опубликован в 1923.
"… Он ввел Лося в узкую полутемную комнату; в дальней стене было вделано большое квадратное матовое зеркало, перед ним стояло несколько табуретов и кресел.
— Видите, шарик висит на шнурке; думаю, — золотой, дай сорву, — глядите, что получилось.
Гусев дернул за шарик. Зеркало озарилось, появились уступчатые очертания огромных домов, окна, сверкающие закатным солнцем, развевающиеся полотнища. Глухой гул толпы наполнил темную комнату. По зеркалу, сверху вниз, закрывая очертания города, скользнула крылатая тень" (с) Аэлита А. ТолстойJian
10.07.2022 20:02"Электрическая жизнь" Робиды на тридцать лет раньше в 1890 году.
R7R
10.07.2022 20:48«Электрическая жизнь» Робиды на тридцать лет раньше в 1890 году.
У Робиды обычное овальное зеркало (см. «гадания с использованием зеркала» :)
У Толстого же четко описано: большое квадратное матовое зеркало.
Т.е. дано максимально понятное для людей начала ХХ века описание монитора с соотношением сторон 4:3 (кино-то уже давно было) с матовым покрытием экрана (а не глянцевым, как у зеркала (и как тут не вспомнить «Конец Вечности», а? :)
Причем это именно монитор, а не телевизор:
"-- Что хотел бы видеть Сын Неба? — Покажи мне город.
— Сейчас ночь, работа повсюду окончена, фабрики и магазины закрыты, площади пустые. Быть может — зрелища?
— Показывай зрелища.
Иха воткнула включатели в цифровую доску и, держа конец длинного шнура, отошла к креслу, где Сын Неба сидел, вытянув ноги.
— Народное гулянье, — сказала Иха и дернула за шнур.
Раздался сильный шум — угрюмый тысячеголосый говор толпы. Зеркало озарилось. Раскрылась непомерная перспектива сводчатых стеклянных крыш"
Т.е. описана работа системы веб-камер на улицах.
"- Глядите, вот еще интересное, — проговорила она совсем слабо и дернула за шнур.
Половину озарившегося зеркала заслоняла чья-то спина. Был слышен ледяной голос, медленно произносивший слова. Спина качнулась, отодвинулась с поля зеркала. Внизу, вокруг стола, сидели, опустив головы, те самые марсиане, которые на лестнице мрачного здания встречали корабль с людьми.
Перед столом, покрытым парчой, стоял отец Аэлиты, Тускуб"
Ихошка вздрогнула… вскрикнула жалобно и дернула за шнур.
Зеркало погасло.
— Я ошиблась… Я нечаянно соединила… Ни один шохо не смеет слушать тайны Высшего совета. — У Ихошки стучали зубы. Она запустила пальцы в рыжие волосы и шептала в отчаянии: — Я ошиблась. Я не виновата. Меня сошлют в пещеры, в вечные снега."
Тут на лицо явное описание видеоконференции, транслируемой по закрытому каналу связи по местному марсианскому интернету.
Причем Ихошка явно в курсе, что логи будут записаны и проверены :)
(что есть сравнимое по точности предсказания у Альбера Робида? :)Jian
10.07.2022 21:10У Робиды не телевизор, а двухсторонняя видеосвязь и все возможные способы использования видеосвязи. Например, онлайн-магазин:
R7R
10.07.2022 21:50+1У Робиды не телевизор, а двухсторонняя видеосвязь и все возможные способы использования видеосвязи. Например, онлайн-магазин:
У Робиды (1890) существующий в его время телефон (с 1876 г.), с функцией хронофотографической камеры (патент Луи Эме Огюстена Лепренса, 1889 г.) объединен с функцией торговли по каталогам (с 1872 г.) при помощи «волшебного» зеркала.
Т.е. человек внимательно читал всю текущую научно-популярную литературу, и творчески ее пересказывал :)
(как, впрочем и подавляющее большинство фантастов-«предсказателей»)
У Толстого же описана совершенно иная, новая для его времени сфера применения, причем с точным попаданием в деталях.
R7R
10.07.2022 19:05+1Ну а самое точное «предсказание» сделал французский режиссёр Раймонд Милле, снявший в 1947 году короткометражку «La Télévision, oeil de demain» («Телевидение, взгляд в будущее»). В ней все ходили с портативными телевизорами, уткнувшись в них и не замечая происходящего вокруг. Фильму уже 75 лет, а актуален он как никогда!
В фильме «Приморский бульвар» (1987) персонаж Ильи Олейникова все экранное время втыкает в некий мобильный девайс, который держит в руках перед собой.
При этом создается полное впечатление, что гражданин использует современную смартфон-лопату.
Однако в руках у него советский калькулятор «Электроника МК-18М» :)с 12:23
pae174
10.07.2022 20:26В 1657 году (17 век, это не опечатка) была опубликована книга Сирано де Биржерака "Иной мир или Государства и империи Солнца". В ней описывается путешествие рассказчика на Луну посредством использования петард. Луна оказывается заселена жителями, которые в числе всех прочих полезных в хозяйстве штук используют некие "говорящие серьги, которые вставляют в уши своим детям что бы те слушали школьные уроки на ходу". Кроме того в романе утверждается, что всё вокруг состоит из маленьких частиц звёздной пыли или что-то типа того, а также делается прогноз, что Солнце рано или поздно перестанет светиться, все планеты упадут на него и в результате произойдёт гигантский взрыв после которого всё начнётся сначала.
R7R
10.07.2022 20:35Кроме того в романе утверждается, что всё вокруг состоит из маленьких частиц звёздной пыли или что-то типа того, а также делается прогноз, что Солнце рано или поздно перестанет светиться, все планеты упадут на него и в результате произойдёт гигантский взрыв после которого всё начнётся сначала.
«Апокалипсис» был написан намного раньше :)
LordDarklight
Картинки по предсказанию будущего конечно полная жесть - особенно убила картинка "EN L'AN 2000"- где книжки отправляли в своеобразный "шредер знаний" и крутили вручную ручку - чтобы "измельчённые" знания сразу отправлялись в уши или даже напрямую в мозг обучающимся! И это во времена повеления радио и паровых двигателей! Пардон - радио то позже появилось - тут всё на проводах - телефон уже был - но суть это не меняет.
А вот следующая картинка про электронный магазин понравилась больше всего - крайне редко на картинах старых прогнозов так удачно удавалось угадать общий стиль интерьера и в частности стиль одежды и внешнего вида людей.
Вот этот прогноз пока не особо сбылся - до индивидуального подхода пока, увы, не добрались - просто сил учителей на это не хватит - нужны ИИ технологии и виртуальные учителя - но, думаю, до конца века доберёмся и до этого - и всё образование станет индивидуальным в виртуальной реальности, скорее всего из дома.
Но тесты для оценки знаний да - уже пришли в реальность - хорошо это или плохо - тут мнения расходятся - лично я за тесты, но не считаю их 100% единым инструментом проверки знаний - нужны и другие способы.
А вообще-то смотреть старые прогнозы очень даже занятно. Технологии лет 100 назад предсказывались достаточно точно. А вот их визуализация - не очень. Ну и очень сильно хромала стилистик интерьеров, одежды, аксессуаров и прочего быта - прям зачастую в 100-летних и тем более 200-летних картинках прям очень сильно чувствовалась зажатость мысли на тогдашней классики - прямой топорный консерватизм всё испортил. Но - тут понять их в то время можно - пусти художники свою фантазию в полёт - и такую срамоту тогда бы никто не напечатал бы! Ну или революция в дизайне и моде совершилась бы уже тогда!
Squoworode
Присмотритесь, там тег "сарказм" нарисован