С вами подкаст “Хочу в Геймдев”, и в этот раз мы решили поговорить о профессии, которую замечают меньше остальных, но её ценность невозможно преуменьшить. Саунд-дизайнер ведёт закулисное погружение в атмосферу игры, результаты его работы оседают в плейлистах игроков надолго. Мы можем вспомнить многие игры по музыкальному и звуковому сопровождению: Heroes Might And Magic, Elden Ring или Dark Souls или же Ori, Persona 5 и Hades. Почти каждый из читателей найдёт в памяти приятные ассоциации с трудом Саунд-дизайнера.

Подкаст провел неизменный Вячеслав Уточкин, заместитель директора Центра развития компетенций в бизнес-информатике Высшей школы бизнеса ВШЭ

А приглашёнными гостями стали:

  • Ресса Шварцвальд, основатель и директор Gameowdio, Audio-Lead в CM Games;

  • Александр Хилько, аудиодиректор AK Audio, основатель XSSR Academy;

  • Anton Booster, Lead Sound Designer, студии Black Caviar Games.

Предлагаем вам краткий пересказ событий:

Чем занимается сотрудник отдела Саунд-Дизайна?

Отвечает Александр Хилько:

Задачей Саунд-Дизайнера является создание уникального звукового контента, звук применения магии, звук взмаха мечом, шагов персонажа. Ещё есть Рекордисты: это люди, которые выезжают в поле, на полигоны, для записи живых звуков. Технический Саунд-дизайнер живёт на стыке инженерных дисциплин, он проектирует и создаёт звуковые системы, например для движения танка нужно создать систему двигателя, со всеми его звуками, в движении, с нагрузкой, на месте. Композиторы занимаются написанием музыки и записью инструментов. Звукорежиссёры отстраивают общий микс.

А в Российских студиях востребованы мультизидачные специалисты, Аудио-дизайнеры, которые имеют навыки вышеперечисленных специалистов.

Однако есть одна специальность, которая редко встречается в отечественном Геймдеве: Аудио-программисты: они реализуют уникальные звуковые подсистемы, такие например, как пространственное распространение звука, аклюзии и дифракции звука на базе игрового движка, или же другой пример в записи звука в изометрии и голоса персонажа на разных расстояниях, ведь звук справа и слева будет равноудалён, а звук сверху будет дальше и тише.

Какие задачи на работе решает Саунд-Дизайнер на работе?

Отвечает Антон Booster:

Если в работе требуется креативный подход, мы собираемся командой и генерируем идеи. Но иногда спонтанно приходит какая-то идея, и я бегу за микрофонами беру железное ведро, начинаю бить по нему пружинками, кидаю туда шарики и камни, получаю интересные фактуры, а дальше в уже в лейринге это выливается в удивительную звуковую текстуру.

Мы стараемся разделять пул задач между всеми и быть “Универсальными Солдатами”.

Отвечает Ресса Шварцвальд:

У меня в студии есть аутсорсовый продюссер, который помогает мне в координации других аусорссеров, в подготовке ассетов, и Жрец, и Жнец, как говорится.

Мой подход в том, чтобы находить уникальный навык человека и заказывать то, что у него лучше всего получается и что ему нравится, чтобы получалось круто каждый раз.

Какими качествами и навыками должен обладать человек, чтобы попасть в сферу Саунд-Дизайна, в компанию или на аутсорс?

Отвечает Ресса Шварцвальд:

Софт-скиллами, базовым пониманием, если вы идёте на начальные позиции. Синтез и запись звука, навыки микса, которые можно набрать при прохождении курсов или школ, из хард-скилов.

Для меня самое важное это уважение к иерархии внутри компании, без этого вы не сможете вырасти, наличие системного мышления, чтобы понимать как ваш звук будет ощущаться игроком.

Как понять, что Саунд-Дизайн это “Моё”?

Отвечает Александр Хилько:

Нет ничего лучше, чем работать в удовольствие и заниматься своим делом. Для работы саунд-дизанером нужно любить делать звук и музыку. Была история с одним из наших выпускников, который был электриком, увидел наше видео, и ему понравилось, теперь он технический Саунд-Дизайнер в Atomic Heart, ему понравилось с технической точки зрения то, чем мы занимаемся. Не бойтесь пробовать.

Горящие глаза и энтузиазм с желанием одно из важных качеств в Геймдеве.

Как нужно озвучивать игры?

Отвечает Александр Хилько:

Многие допускают одну ошибку, которая не даёт их играм достичь продуктового результата.

Несколько историй. Разработчики, делающие сделать хорошую игру, которую полюбят люди, далеки от звука, и хороший звук - это тот, который мы не замечаем. Существуют принципы по которому один и тот же звук, в разном сеттинге будет ощущаться иначе. И многие экономят на звуке, отдавая ресурсы в рекламу и маркетинг. Берут готовые ассеты из бесплатных библиотек. На выходе получаются игры, в которые не хочется играть.

Когда вы вкладываете бюджет в графику и анимации, то считается моветоном не вложиться в звук, как в канал восприятия информации. Когда картинка и звук не сочетаются, то возникает ощущение, что на игроке экономят.

Какой технический подход используется в студии Саунд-Дизайна?

Отвечает Ресса Шварцвальд:

Документация, в которой прописаны ключевые моменты, которым должен соответствовать продукт, грамотное взаимодействие с заказчиком, и изучение конкурентов с более высоких тиров - например при разработке казуальной мобильной игры, референсами которой выступают популярные AAA проекты или популярные Инди-проекты, ориентироваться на их звук и их качество.

Какой путь избрать для попадания в Индустрию?

Отвечает Ресса Шварцвальд:

Попасть в студию и учиться у менторов, проходить образовательные курсы и повышать свой профессиональный навык, нарабатывать практику на реальных проектах, участвовать в Джемах и Интенсивах, изучать кросс-дисциплины для комплексного понимания разработки игр.

Или же попытаться сделать свой игровой проект и билд, как игра будет взаимодействовать с вашим звуком.

Сколько может зарабатывать Саунд-Дизайнер?

Отвечает Александр Хилько:

От 1000$ на старте. Зарплатные вилки зависят от страны проживания, уровня квалификации и навыков. Разница между оплатой Junior и Senior больше, чем в семь раз.

Послушать выпуск целиком, разобраться в работе Саунд-Дизайнера, а может и попробовать себя в сфере (тайминг и куча полезных ссылок в описании):

Youtube, Вконтакте, Яндекс.Музыка, Castbox, Google Podcasts

Сайт подкаста с информацией обо всех выпусках: http://podcast.hsbi.ru/

Приятного прослушивания! :)

А если вам хочется не только слушать про игры, но и создавать их - приходите учиться на программу “Менеджмент игровых проектов”. За 9 месяцев вы пройдёте весь цикл игровой разработки, пообщаетесь с опытными экспертами из геймдева и получите практические знания о том, как разработать, запустить и эффективно оперировать свою игру.

Совсем скоро пройдёт Открытый лекционный вечер по Геймдизайну, где каждый желающий сможет послушать, вживую или на трансляции, лекцию наших преподавателей и сотрудников крупных игровых компаний, а авторы лучших вопросов получат ценные призы от партнёров. Узнать подробности и зарегистрироваться можно здесь.

Комментарии (1)


  1. Zvukodoc
    15.09.2022 18:13

     в Российских студиях востребованы мультизидачные специалисты, Аудио-дизайнеры, которые имеют навыки вышеперечисленных специалистов.

    А это никому не кажется странным? К примеру создание музыки (сочинение, аранжировка) и её запись и сведение - это разве не совсем разные профессии? А уж всё это программирование движков - так и вовсе отдельная тема.