Всё большей популярностью в мире пользуется русский культурный код и мифологизация образа позднего Советского Союза. Об этом заявили на пресс-конференции, на которой представили литературно-художественную вселенную «Метрономикон» издательства Pulsart и Союза литераторов Российской Федерации. Мероприятие прошло 11 сентября в Общественной палате РФ. Связан ли данный тренд с успехами Atomic Hearth или имеет более глубокие корни, разбираемся в блоге ВШБ НИУ ВШЭ.

Пресс-конференция в в Общественной палате РФ
Пресс-конференция в в Общественной палате РФ

Открывая пресс-конференцию, член правления Союза литераторов России модератор Сергей Чекмаев поблагодарил ОП РФ, членов Комиссии ОП РФ по культуре и сохранению духовного наследия Анну Ревякину и Сергея Лукьяненко за помощь в организации встречи. Он отметил, что задача не просто рассказать о мире «Метрономикона» и его достижениях, а поделиться опытом создания и продвижения уникального проекта. 

Сергей Чекмаев пояснил, что, по замыслу авторов, «Метрономикон» — это альтернативная версия существующего мира, куда вторглась неведомая сущность, целая группа явлений, названных инфильтрацией. Она изменила саму структуру мироздания. И только большое, сильное государство может противостоять этому вторжению. Фантастическая вселенная, воплощенная визуально и наполненная рассказами писателей, — результат совместного творчества автора иллюстраций, художника из Санкт-Петербурга Алексея Андреева, Союза литераторов Российской Федерации и издательства Pulsart.

Сергей Чекмаев
Сергей Чекмаев

После запуска проекта стало понятно, что созданный образ отвечает существующему в мире устойчивому запросу, появлению условного жанра совьетпанк. «Метрономикон» не только вызвал взрывной читательский интерес в России, но и привлек внимание издателей Глобального Юга (Бразилия, Китай, Куба, арабские страны). 

«Это запрос на мифологический, немного приукрашенный образ позднего Советского Союза, не опирающийся на реальные факты, но с настроением, или, как говорит молодежь, вайбом, ушедшего гиганта, который в социальном плане помогал всем людям и который может прийти и спасти мир. Ностальгический образ неслучившегося советского будущего. Да, мы находимся в состоянии специальной военной операции, мы противостоим западному влиянию, но в странах, далеких от “центра принятия решений”, есть запрос на то, что существует некий глобальный центр, ответственный за то, чтобы везде было тихо и спокойно, который может решить все проблемы. И этот запрос мы нащупали. Люди из разных стран говорят, что это тот самый мир, пусть неидеальный, пусть в нем есть внешние опасности, но люди хотят в нем жить», — заметил Сергей Чекмаев. 

По его мнению, проект вполне может конкурировать с голливудскими франшизами типа «Марвела», «Звездных войн», «Игра престолов» на отечественном рынке литературно-художественных изданий. Что же касается международного внимания, буктрейлер первой книги просмотрели уже более 5,2 миллиона человек.

«Это наш ответ западному культурному влиянию. Мы часто слышим призывы что-то запретить. Зачем? Запретное лишь вызовет еще больший интерес. Надо не запрещать то, что мы считаем неправильным, а давать свою хорошую альтернативу. Наш русский культурный код и есть такая альтернатива», — убежден Сергей Чекмаев.

У вселенной есть потенциал на международных книжных рынках, считает директор Евразийского книжного агентства, руководитель международного направления Ассоциации творческих деятелей Александр Островерх: «Советская ностальгия легла на благодатную почву в мире, пропитанном мировыми бестселлерами. Во вселенной “Метрономикон” зашиты наши культурные коды, может, они не такие очевидные, но они есть. Уверен, что миллионы людей во всем мире, познакомившись с “Метрономиконом”, начнут интересоваться современной Россией и историей нашей страны. И это поможет продвигать нарративы, важные для нашего государства, поможет противостоять информационной повестке, которая приходит извне. Таких книг должно быть больше». 

Николай Калиниченко
Николай Калиниченко

Председатель Союза литераторов Российской Федерации Николай Калиниченко напомнил, что в последние годы есть запрос ориентироваться на молодежь, в том числе при создании различных творческих проектов. Невозможно, убежден эксперт, заставить молодых любить то, что им не нравится, выход один — предложить то, что будет интересно.

«По статистике, именно молодые люди от 12 до 25 лет интенсивно читают фантастику. В основном это переводная литература, а мы как раз и пытаемся создать альтернативу, и это удается — мы попали в струю: сегодня муссировавшиеся многие годы разговоры о плохом СССР исчезли, зато осталось ощущение позитивной могучей страны, которая в состоянии справиться с любыми вызовами», — рассуждает Николай Калиниченко. 

Андрей Дуксин
Андрей Дуксин

Директор издательства Pulsart Андрей Дуксин рассказал, что ему важно было издать книгу, которую самому захотелось бы взять в руки и прочитать. Именно такой и получилась вселенная «Метрономикона». А главное, считает спикер, книга не только дарит радость читателю — с ее помощью можно транслировать правильные мысли о том, что правильно и что неправильно.

Вселенная «Метрономикона» доказала, что в мультимедийный век бумажная книга все еще востребована, добавил исполнительный продюсер издательства Pulsart Даниил Болховитин. «Благодаря именно таким проектам, как наш, бумажная книга будет жить еще долгие, долгие годы», — убежден он. 

Даниил Болховитин
Даниил Болховитин

Отвечая на вопросы журналистов, участники пресс-конференции рассказали, что в ближайших планах — продвижение законченного цикла аудиоспектаклей по рассказам из книги, съемки короткометражного фильма во вселенной «Метрономикона», создание компьютерной и настольной игр, а также — ряд художественных выставок Алексея Андреева с элементами дополненной реальности по всей стране. Авторы подчеркнули, что их проект — возможность для роста и развития молодых авторов, и пригласили начинающих литераторов к сотрудничеству. 

Итоги пресс-конференции прокомментировала Анна Ревякина: «Мы в комиссии решили дать площадку для встречи создателей “Метрономикона” и журналистов, потому что опыт работы над столь необычным проектом у коллег из Союза литераторов действительно уникален. И его стоит масштабировать и на другие медиа. Не менее важно, что создатели вселенной — отечественные писатели, художники, издатели. Русская фантастическая школа известна всему миру, и потому творческие инициативы, с которыми выступают отечественные авторы, вызывают интерес в самых разных странах, а значит, могут считаться частью мягкой силы. Русской силы, частью образа нашей страны, народа и общества».


Сергей Чекмаев является не только сценаристом более 100 игровых продуктов, но и приглашённым лектором ВШБ НИУ ВШЭ. Узнать больше о сотрудничестве профессиональных сценаристов с разработчиками видеоигр, а также пообщаться с представителя Союза Литераторов России вы сможете на ежегодном фестивале "Хочу в геймдев!", который состоится в Москве 05.10.2024 г. Хотите в геймдев!

Комментарии (25)


  1. Kallist
    16.09.2024 14:40
    +6

    Мне трейлер Метрономикона очень зашёл.


  1. kuzzdra
    16.09.2024 14:40
    +5

    По его мнению, проект вполне может конкурировать с голливудскими франшизами типа «Марвела», «Звездных войн», «Игра престолов»

    «Игра престолов» - HBO, Нью-Йорк
    Марвел - Marvel Studios, Бербанк, штат Калифорния
    «Звездные войны» - The Walt Disney Company - Бербанк, штат Калифорния

    Зануда говорит, что Голливуд мимо.


    1. Einherjar
      16.09.2024 14:40
      +3

      Ну так а откуда сценарист игровых продуктов, член правления Союза литераторов России и лектор ВШБНИУВШЭ может знать такие сложные тонкости?


      1. kuzzdra
        16.09.2024 14:40
        +11

        ВШБНИУВШЭ

        Осторожнее, а то можно случайно портал какой-то открыть ;)


        1. Einherjar
          16.09.2024 14:40
          +11

          Судя по изложенному в статье, он уже открыт


    1. Kallist
      16.09.2024 14:40
      +2

      Так он же говорит, что конкурировать именно в России. Понятно, что в целом по миру присутствие Голливуда несравнимо с присутствием российских тайтлов. Да и вообще ни с кем не сравнимо. Масштаб денег, активностей, специалистов - всё другое.

      Но в России у Союза литераторов и Пульсара может быть преимущество за счёт лучшего понимания своего рынка, а именно каналов доступа к аудитории. Они могут партнёриться с издателями, корпорациями типа VK и т.д.

      Я всегда поддерживаю в первую очередь российские проекты (если это, конечно, не говно лютое, поддерживать говно - значит портить свой же рынок).


      1. PrinceKorwin
        16.09.2024 14:40
        +2

        Да и вообще ни с кем не сравнимо.

        Не забывайте о Болливуде. Он живее всех живых и в Индии затыкает за пояс Голливуд на местном рынке.


        1. Kallist
          16.09.2024 14:40

          Это да. Каждый раз, как слышу о нём, искренне удивляюсь. Недавно узнал, что в Африке оказывается тоже есть свой аналог Болливуда, снимающий очень популярный треш.


  1. ProgerMan
    16.09.2024 14:40
    +4

    Для начала хотелось увидеть описание того, что конкретно воспринимается под фразой "русский культурный код". А то, что-то мне подсказывает, что каждый под этой фразой понимает что-то своё. Я погуглил и не нашёл единого мнения.

    И раз упоминается "поздний Советский Союз", то означает ли это, что и культурный код, упоминаемый в статье, надо рассматривать из той эпохи, а не, скажем, конца XIX века? Какой из этих кодов более культурный или более русский?


    1. Kallist
      16.09.2024 14:40
      +2

      С этим у нас в целом проблема. История богатая, народов много. Мне тоже кажется, что у каждого какое-то своё понимание этого очень неконкретного термина.


  1. dlc
    16.09.2024 14:40
    +3

    По его мнению, проект вполне может конкурировать с голливудскими франшизами типа «Марвела», > «Звездных войн», «Игра престолов»

    В принципе, на этом можно заканчивать чтение. Никогда громкие пафосные фразы не оборачивались успехом, никогда. Каждые полгода вылазят новые "догоним, повторим и обгоним!" только для того, чтобы потом тихо слиться с бюджетом. Или громко и с треском, как некоторые)))

    P.S. Даже готовую франшизу Грома с существующей фанбазой, с первоисточником в виде комиксов с кучей готовых идей - и то не смогли нормально разогнать.


    1. Kallist
      16.09.2024 14:40
      +5

      За Грома обидно. Я был фанатом, и первый фильм мне очень зашёл.

      А что касается громких фраз, мне тоже не нравится такой стиль, но надо делать скидку на то, что тут говорят люди, близкие к государству, а там просто сейчас принято так говорить. Это как в разговоре с инвесторами. Я много лет им честно говорил, ну вот у нас есть такие-то шансы. Никто продолжать диалог со мной не хотел! А когда стал позиционировать свою игру, как 100% шанс успеха, лучший стартап мира и т.д., сразу начали хотя бы общаться и смотреть на цифры. По-человечески, это отвратительно. Но увы с каждым нужно общаться на его языке: инвестор привык, что все говорят ему только про успешный успех, государство хочет слышать "догоним и перегоним". Иначе хороший проект не сделать. Увы. А то, что точно также говорят и тупо желающие сделать говно за бюджетные деньги, это печальная реальность. Но мы не должны по ним судить всех.


    1. Capster675
      16.09.2024 14:40

      В принципе, заканчивать чтение можно бы на первой фразе "Всё большей популярностью в мире пользуется русский культурный код..."

      С другой стороны, в иллюзорном мире иллюзорный код - почему бы и нет.

      Для трейлера могли бы картинку и получше, если честно.

      Насчет фантастики тоже не очень - инфильтрация-то похоже уже реализовалась. Иначе происходящий бред объяснить сложнее.


      1. randomsimplenumber
        16.09.2024 14:40

        Всё большей популярностью в мире пользуется русский культурный код...

        фраза_управдома.мкв


  1. Shpankov
    16.09.2024 14:40
    +4

    Всё делают абсолютно правильно. Видя, что поливание дерьмом работает всё хуже - особенно в сравнении с текущей реальностью - надо создать фальшивый образ, прилизанный и заведомо сказочный. Так можно канализировать тех, кто ностальгирует и хотя бы помнит, что это и как было, а также тех, кто, наслушавшись старших, начинает тянуться к неизвестному, но очень манящему миру. А тут как раз и муляж на подходе - приукрашенное чучело.

    Отличная работа, просто замечательная.


    1. kuzzdra
      16.09.2024 14:40

      канализировать

      фрейд-и-кофе.жпг


  1. checkpoint
    16.09.2024 14:40
    +7

    Моё мнение такое: если всё так и "совьет панк" действительно зашел народу, так берите и пользуйтесь моментом - пишите, снимайте, делайте постановки... короче, монетизируйте на всю катушку. Но нет, вместо этого союз писателей стоит с протянутой рукой к госказне. А это говорит от том, что нет никакой востребованности и никакого "вайба" в этой теме.

    PS: Кто нибудь знает чем закончилась история про "Кибер-деревню" ? Затраты отблись на сьемку сериала ? Сколько человек посмотрело "не на Ютубе" ?


    1. axe_chita
      16.09.2024 14:40
      +3

      PS: Кто нибудь знает чем закончилась история про "Кибер-деревню" ? Затраты отблись на сьемку сериала ? Сколько человек посмотрело "не на Ютубе" ?

      Второй сезон в производстве, так что финансово "Кибер-деревня" отбилась и принесла прибыль. Сколько человек просмотрело на Кинопоиске? Можно сделать только косвенные предположения по выставленным оценкам, которых выставлено, 556 198 штук.
      .


    1. Kallist
      16.09.2024 14:40
      +1

      Так Союз литераторов же не коммерческая организация. У них нет цели именно зарабатывать. Их спектр задач, как я его понимаю, - это помогать начинающим авторам, проводить просветительские мероприятия и как раз продвигать российскую тематику в медиа.

      Вон Mundfish же успешно сделали игру в сеттинге совьетпанка. Есть очень успешная бесплатная новелла Бесконечное лето про советский пионерлагерь с какими-то безумными миллионами установок.


      1. kuzzdra
        16.09.2024 14:40

        Союз литераторов

        Хм, Массолит, тот самый??