В начале было Слово, дальше вы знаете, а кто первый придумал записывать это слово на магнитную ленту — расскажет эта статья. Итак…

Мое детство и юность тем или иным моментом были связаны с музыкой:, организация дворовых и школьных дискотек, перезапись на кассеты, а записывать кассеты я предпочитал с катушечного магнитофона. Как вы поняли, речь пойдет про катушки.





Чтобы появилась магнитная лента, для начала необходимо было открыть электричество. Предположительно в 600 году до нашей эры греческий математик Фалес Милетский обратил внимание на одно явление, при котором, если потереть мех о янтарь, то образуется притяжение (статическое электричество), а доказали, что 2600 лет назад были такие знания, археологи.

В раскопках близ Багдада 1936 года, археологи нашли глиняный горшок с железным прутом и медной пластиной, напоминает электрохимическую ячейку




1600 год, английский физик Уильям Гилберт написал книгу «De Magnete» про статическое электричество, которое генерируется трением янтаря.



1646 год, Томас Браун использует слово «электричество» («electricity»), которое впервые появилось в научном журнале Pseudodoxia Epidemica.

1663 год, Отто фон Герике, изобрел примитивную форму фрикционной электрической машины.



1729 год, Стивен Грей открыл явление, называемое электростатической индукцией.

1752 год, Бенжамин Франклин доказал, что молния — это электричество.

1780 год, Луиджи Гальвани открыл биоэлектромагнетизм.

1800 год, Алессандро Вольта изобрел электрическую батарею.

1820 год, Ханс Кристиан Эрстед обнаружил, что электричество создает магнитные поля., это очень важное открытие, но до первой магнитной ленты еще далеко.

В этом же году, Ампер изобрел электромагнит и электрический телеграф (система обмена текстовыми сообщениями «точка-точка»).

1831 год, Майкл Фарадей разработал электрическую динамо-машину.

1873 год, Джеймс Клерк Максвелл предположил, что электрические и магнитные поля движутся как волны со скоростью света, окончательно доказал эту теорию Генрих Рудольф Герц.

1879 год, Томас Альва Эдисон изобрел практичную лампочку, а 1882 году построил первую электростанцию в Лондоне.

1888 год, Николай Тесла изобретает переменный ток.

До записи звука, была механическая запись мелодий



875 год, братья Бану Муса изобретают «водный орган».

Водный орган или гидравлический орган — это тип трубчатого органа, продуваемого воздухом, где источник энергии, выталкивающий воздух, получается водой из природного источника или ручным насосом.




1796 год, Женевский часовщик Антуан Фавр придумал прототип будущей музыкальной шкатулки, который воспроизводил известные мелодии.



Рождение записи звука



1857 год, Эдуард Леон Скотт де Мартенвиль регистрирует патент, получивший название «фоноавтографа» —, первое звукозаписывающеие устройство.



19 февраля 1878 года, Томас Алва Эдисон получил патент №200521 на фонограф. Это изобретение дало толчок к развитию исследований в сфере звукозаписи.



1887 год, Эмиль Берлинер (Emile Berliner) получает патент на граммофон.



1888 год, Оберлин Смит (Oberlin Smith) доказал возможность преобразования акустических колебаний в электромагнитные. Теоретически доказана возможность магнитной записи на стальную проволоку.

1896 год, Вальдемар Поульсен (Valdemar Poulsen) создал телеграфон, в качестве носителя выступала стальная проволока.

1898 год, на телеграфон выдан патент Поульсену.



1927 год, в Германии Фриц Пфлеймер (Fritz Pfleumer) патентует разработанную технологию изготовления магнитной ленты на немагнитной основе. Первые ленты имели бумажную основу.

1932 год, немецкая компания AEG купила права на патент Пфлеймера.

В середине 30-х годов ХХ века немецкая фирма BASF наладила серийный выпуск магнитофонной ленты, создававшейся из порошка карбонильного железа либо из магнетита на диацетатной основе.

1935 год, фирмы “AEG” и “IG Farbenindustri”, продемонстрировали на радиовыставке в Германии магнитную ленту на пластмассовой основе.

В это же время фирма AEG запустила в производство студийный аппарат магнитной записи для радиовещания. Устройство назвали «магнетофон», в русском языке оно преобразовалось в «магнитофон».



Изобретение Вальдемара Паульсена можно внести в тройку самых значимых изобретений 20 века, рядом с изобретением телефона Белла и системой радиосвязи Попова.

Бобина или катушка счастья жива и сейчас

На чем слушать сейчас?
«Топ 6» по версии А.Соловьёва, через его уши прошли огромное количество бобинников, его топ совпадает с мои топом.

6 место: SONY TC-366



5 место: Pioneer RT 1020H



4 место: TEAC A-3300SX



3 место: Tascam 32



2 место: Technics RS-1500



1 место: Revox PR 99 MKII



Места распределены по принципу цены, от дешёвого к дорогому, от 20 000 руб. до 100 000 руб.



Бобины, которые дожили до наших дней



Для меня существует параллельная вселенная, в которой катушечные магнитофоны никуда не уходили. По качеству воспроизведения бобинник уложит любой винил на лопатки. В чем уникальность олдскульных катушек? Ответ на поверхности. Магнитная лента отлично сглаживает цифровую резкость звука и сохраняет высокое качество воспроизведения.

Противостояние винила и ленты разрешилось в 2013 году, когда критик из The Absolute Sound заявил, что новый катушечный магнитофон, подчистую разгромил самый высоко оцененный виниловый проигрыватель из всех, которые когда-либо обозревал журнал.


Технические особенности записи

При записи сигнал с мастер-ленты необходимо сжать, чтобы он подходил динамическому диапазону винила. Потому приходится иногда срезать верхние и нижние частоты. Работаю с 1/4-дюймовыми лентами не требует сжимать и подгонять оригинальный сигнал, есть высокая вероятность перенести его с мастер-ленты практически без потери качества.


Минус у бобин один — это цена, оригинальная запись на катушке может стоить десятки тысяч рублей.

Например, цена из объявления от 18.09.2022:
В коллекции 9 альбомов The Beatles и один альбом The Plastic Ono Band, с участием John Lennon / Alan White / Eric Clapton.



Бобины в состоянии новых, некоторые еще не распечатаны и не прослушаны:
  • — The Beatles — Yesterday And Today / Capitol Records ‎– YT 2553 / Reel-To-Reel, 3 ¾ ips, ¼", 4-Track Stereo, 5" Cine Reel, Album, Compilation / US / Jul 1966 — 7500руб
  • — The Beatles – Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band – Y1T 265 / Reel-To-Reel, 3 ¾ ips, ¼", 4-Track Stereo, 7" Cine Reel, Album / US / 1967 — 11000руб
  • — The Beatles — Yellow Submarine — Apple Records ‎- Y1W 153 / Reel-To-Reel, 3 ¾ ips, 4-Track Stereo / Album / US / 1969 — 7000руб
  • — The Beatles — Magical Mystery Tour — Capitol Records ‎– Y1T 2835 / Reel-To-Reel, 3 ¾ ips, 4-Track Stereo, 7" Cine Reel, Album / US / 1967 — 8500руб
  • — The Beatles — Revolver — Capitol Records ‎– ZT 2576 / Reel-To-Reel, 7 ½ ips, Stereo, Album, 4 Track / US / 1966 — 13500руб
  • — The Beatles — Meet The Beatles! — Capitol Records ‎– Y1T 2047 / Reel-To-Reel, 3 ¾ ips, 4-Track Stereo, 7" Cine Reel, Album / US / 1965 — 7500руб
  • — The Beatles — Help! — Capitol Records ‎– L 2386 / Reel-To-Reel, 7 ½ ips, 4-Track Stereo, Album / US / 1970 — 9500руб
  • — The Beatles — Abbey Road — Apple Records ‎– L 383 / Reel-To-Reel, 7 ½ ips, ¼", 4-Track Stereo, 7" Cine Reel, Album / US / 1969 — 14000руб
  • — The Beatles — Let It Be — Apple Records ‎– L 3401 / Reel-To-Reel, 7 ½ ips, ¼", 4-Track Stereo, 7" Cine Reel, Album / US / 1970 — 14000руб
  • — The Plastic Ono Band – Live Peace In Toronto 1969 — Apple Records – L3362 / US / Reel-To-Reel, 7 ½ ips, ¼", 4-Track Stereo, 7" Cine Reel, Album / US / 1970 — 6500руб






Цена никогда не сравнится с подписками Яндекс Музыка или VK Музыка. И современных исполнителей на катушках не найти.

Но появилась у ленты и другая цифровая жизнь, магнитная лента не канула в лету еще по одной причине —, ленточные накопители продолжают использоваться для резервного копирования. Они остаются лучшим решением, по ряду параметров и самый главный параметр —- это цена хранения данных. Самым распространенным стандартом ленточных накопителей стал стандарт LTO (Linear Tape-Open).





Осенью 2017 г. компании RCloud by 3data, Fujifilm и «Мастертел» запустили «иерархический» облачный сервис ArcTape для длительного резервного и архивного хранения данных. Он основывается на использовании масштабируемой роботизированной ленточной библиотеки IBM TS3500 Tape Library с картриджами Fujifilm и программного обеспечения IBM Spectrum Storage Suite. Ленточная библиотека расположена в дата-центре облачной платформы RCloud by 3data.

Скорость доступа к данным и плотность записи у ленточных библиотек продолжают расти. По скорости записи новейшие ленточные картриджи LTO обогнали жесткие диски. Гарантированный срок хранения для картриджей Fujifilm — 30 лет.

Долгосрочное хранение данных на ленте обходится намного дешевле дисков. Кроме того, ленточные картриджи не потребляют электроэнергию, занимают меньше места, а так называемый «воздушный зазор» защищает хранимые данные от хакерских атак.


Вернусь к лентам. Как в 21 веке записать на катушку? Можно по старинке — переписать с винила на ленту, но как уже выше отмечалось, теряется качество. Или следуя модным традициям, найти Hi-Res файл. Но с такими подходом не получить все плюсы от магнитной ленты.

Ниже список магазинов, в которых можно купить катушки с записью:



Форматы записи на магнитную ленту 6,3 мм (1/4″)
Инженерная мысль позволила при той же ширине магнитофонной ленты вместо двух дорожек, уместить четыре, тем самым вдвое увеличилась возможная длительность фонограммы, та позволила сделать стереофоническую запись, вместо четырёх монофонических фонограмм записывается две — каждая из которых содержит двухканальный звук.




Стандартные катушки в СССР для 6,3-мм магнитной ленты различали по номерам. «Номером» служил внешний диаметр катушки в сантиметрах: № 10, №13, № 15 и № 18. На импортных магнитофонах, а также на отечественных магнитофонах высшей группы сложности использовали катушки № 22 и №27.

Магнитная лента №10
  • Намотка (для 37 мкм), метров: 150
  • 19,05 см/сек, минут: 13 одна сторона


Магнитная лента №13
  • Намотка (для 37 мкм), метров: 270
  • 19,05 см/сек, минут: 22 одна сторона


Магнитная лента №15
  • Намотка (для 37 мкм), метров: 375
  • 19,05 см/сек, минут: 30 одна сторона


Магнитная лента №18
  • Намотка (для 37 мкм), метров: 525
  • 19,05 см/сек, минут: 45 одна сторона


Магнитная лента №22
  • Намотка (для 37 мкм), метров: 700
  • 19,05 см/сек, минут: 60 одна сторона


Магнитная ленты №27
  • Намотка (для 37 мкм), метров: 1100
  • 19,05 см/сек, минут: 96 одна сторона


Виды бобин



Подающая и Приемная. На приемную бобину наматывается пленка, с подающей сматывается пленка.



Тестовая. Идет в комплекте с магнитофоном для проверки магнитофона.



Односторонняя. Используется на монтажных столах.



Разборная. Конструкция предусматривает возможность разборки бобины.

Хранение бобин

  • Защищать от магнитных полей, не хранить рядом с трансформаторами питания и иными источниками мощных электрических полей, а также постоянными магнитами. Перенос через арочные металлоискатели, обычно проблем у магнитных лент не вызывает.
  • Рентгеновские лучи не оказывают влияния на магнитную ленту.
  • Лучшая защита при хранении и транспортировке магнитных лент — это металлические коробки, обеспечивающие зазор не менее 50 мм между лентой и наружной стороной коробки.
  • Температурный режим и влажность. Оптимальная температура 10-20 C и относительная влажность 30-40%. Современные ленты гораздо меньше подвержены воздействию данных факторов. Важно избегать резких перепадов температуры.
  • Чистота при хранении и эксплуатации, частицы пыли попавшие на ленту способны вызвать серьезные выпадения сигнала и создать повышенный износ головок.
  • Старение записи явно преувеличено. Исследования показали, что при правильном хранении качество записи остается практически неизменным в течении, как минимум, 50 лет. За это время уровень записи снижается на 3-4 дБ.
  • Бобины необходимо хранить только в вертикальном положении, и в футляре. При длительном хранении необходимо не реже одного раза в год производить перемотку ленты с одной катушки на другую.


Магнитные плёнки из СССР
Свема
А 4407-6Б
А 4409-6Б есть положительные отзывы
А 4409-6Б «Школьная»
А 4411-6Б есть положительные отзывы
А 4411-6Б «Школьная»
А 4415-6Б
А 4416-6Б
Б 3711
Б 3715 есть положительные отзывы
Б 3715 «Школьная»
Б 3716 есть положительные отзывы
Б 3719
Б 2711

Тасма
А 4407-6Б есть отрицательные отзывы
А 4309-6Б есть отрицательные отзывы
А 4409-6Б есть отрицательные отзывы
А 4411-6Б есть отрицательные отзывы
А 4415-6Б есть отрицательные отзывы
А 4416-6Б есть отрицательные отзывы
Б 3711 есть отрицательные отзывы
Б 3715 есть отрицательные отзывы
Б 3716 есть отрицательные отзывы
Б 3719 есть отрицательные отзывы

Славич
А 4407-6Б
А 4409-6Б
А 4411-6Б есть положительные отзывы
А 4415-6Б есть положительные отзывы
А 4416-6Б
Б 3711
Б 3715
Б 3716 есть положительные отзывы
Б-3718 есть положительные отзывы
Б 3719 есть отрицательные отзывы

Переяслав
А 4407-6Б
А 4409-6Б
А 4411-6Б
А 4415-6Б
А 4416-6Б
Б 3711
Б 3715
Б 3716
Б 3719


Катушки/бобины, которые можно купить сейчас



Новая лента RTM (или RMG) LPR90 1100м. 37мкр. Эталон пишет 1:1, стирается и прописывается отлично.



Эталонная пленка Maxell UD35-90 550м. 35мкр. Лента Position EE, псевдохромдиаксидного типа( Fe2o3 с добавление хрома), для которой требуется специальные головки.



3M Scotch 212 550м. 35мкр. Пишет, стирает отлично, есть малая потеря при записи высоких частот.



AKAI EE-150-7 35мкр. Лента Position EE, псевдохромдиаксидного типа( Fe2o3 с добавление хрома), как и с Maxell XLII Position EE, для ее требуется специальные головки. Иначе не стереть до конца.



BASF DP26 730м. 26мкр. Пишет, стирает нормально. Немного сыпется, небольшой завал на высоких, но в целом отдает сочно.



TDK SD 150-7 550м. 35мкр. Пишет, стирает нормально. Не сыпется, небольшой завал на высоких.



Славич Б-3716/Б-3719 550м. 35мкр. Пишет, стирает нормально. Немного сыпется, присутствует неравномерностью АЧХ ленты, но дискомфорта не возникает. После прослушивания приходится протирать головки.



ORWO Type 114 540м. 35мкр. ORWO — торговая марка продуктов фирмы «Filmfabrik Wolfen» из города Вольфена под Биттерфельдом в ГДР, которая позже стала синонимом для всей фабрики. В 60-80 годы ORWO становится крупнейшим производителем пленки в странах соцлагеря. В СССР экспортируется весь ассортимент ORWO: от кинопленок для советских киностудий, до фотопленок, которые всегда остаются остродефицитными, так как считаются лучшими фотопленками на советском рынке. Пишет, стирает нормально. Немного сыпется, слабое фоновое шипение, небольшой завал высоких. ORWO 114 на 18 катушке; ORWO 123 на 15 катушке, но попадаются 121 и 122; ORWO 132 на 13 катушке, но есть и 131 и 134.

У ORWO вторая цифра в обозначении типа ленты означает толщину:
  • 0 — одинарная (55 мкм) 104, 106
  • 1 — полуторная (37 мкм) 114
  • 2 — двойная (27 мкм) 121-123
  • 3 — тройная (18 мкм) 131



Тасма, в основном было много брака и часто скрипела, причем скрип передавался и непосредственно на запись, и воспроизведение. Была партия с отличной Тасмой, но про эту партию пленки только читал в интернете, не встретил.



В завершении, как выглядит магнитная лента на AEG тип 2. Ниже немного ностальгии.







Благодарю всех кто дочитал.

Комментарии (68)


  1. PereslavlFoto
    02.10.2022 12:15
    +3

    при правильном хранении качество записи остается практически неизменным в течении, как минимум, 50 лет

    Довелось слышать эхо-эффект от перемагничивания соседних слоёв ленты при хранении. Хранилось в течение шестидесяти лет.


    1. mortadella372
      02.10.2022 12:24
      +2

      Жутко бесячий эффект, кстати.


    1. jar_ohty
      02.10.2022 16:29
      +3

      Это называется копир-эффект. Для его проявления не нужно 60 лет - при плохой, но хорошо прописанной ленте он может проявиться и за месяц.


      1. PereslavlFoto
        02.10.2022 16:31

        Не знаете ли вы, как убрать этот эффект с оцифрованной записи?


        1. Refridgerator
          03.10.2022 09:00
          +1

          Этот эффект не получится убрать полностью, можно только частично подавить ценной появления новых артефактов на записи. Возможно, для этого даже существуют готовые VST-плагины. Если запись не уникальная — более надёжный способ просто перезаписать заново с более чистого исходника.


          1. SADKO
            03.10.2022 10:30
            +1

            Вряд ли VST там нужны буфера о-го-го ибо всё не так просто, моделировать и вычислить задержку годится разве что для виниловых синглов, для LP с вариабильным шагом, и ленты с как бох на душу положит плотностью намотки/ток , только поиск временных корреляций на отфильтрованом сигнале и последующая коррекция в оригинале с нюансами....

            Писал такое в нулевых, гигабайты памяти нам тогда и не мечтались... Но я был молод и вписывался в любую авантюру, тем более что речь шла о самых что не наесть оригиналах.


      1. vsviridov
        02.10.2022 19:50

        Нужно периодически ленту перематывать.


        1. PereslavlFoto
          02.10.2022 20:14
          +1

          Вы правы, нужно было в течение шестидесяти лет периодически ленту перематывать. Да вот беда, не было оборудования, которое позволяет это делать. Поэтому её не перематывали никогда.


          1. SADKO
            03.10.2022 10:41

            Ну вообще-то у советских звуковиков был фокус, сматывать две ленты, одна полезная, другая размагниченная. У буржуев для этого был специальный спейсер. Я несколько раз получал такие плёнки.


    1. sergej_pipets
      02.10.2022 22:47
      +1

      И даже меньше. Лет двадцать хранения уже было достаточно. Но для лент старых типов.


  1. Nahrenako
    02.10.2022 12:17
    +3

    Что такое цифровая резкость звука в технических терминах?


    1. mortadella372
      02.10.2022 12:29
      +9

      Ну эти вот ступеньки квантования, у винила на них игла подпрыгивает. А на магнитной ленте если, то только немного головку шлифует, на звуке не сказывается. /sarcasm


  1. Exchan-ge
    02.10.2022 14:36

    «Топ 6» по версии А.Соловьёва,


    А что не так с АКАI? :)


    1. slavanikolsky Автор
      02.10.2022 17:48
      +2

      При ременной (пассиковой) передачи, коэффициент передачи крутящего момента всегда меньше еденицы, так как имеется небольшое проскальзывание. Чем больше охват, тем больший передаётся момент. По схеме видно, что у правого маховика охват порядка 220-ти градусов, а у левого, всего лишь около 90. как видите разница очень велика. При хорошем пассике, разница на слух незаметна, но со временем, когда пассик теряет свои свойства, скорость ленты на реверсе начинает падать и в какой-то момент, он ещё прилично играет в прямом ходе, а на реверсе "поплыл".


      1. Exchan-ge
        02.10.2022 20:25
        +2

        При ременной (пассиковой) передачи


        Как на мой взгляд — в топе должны быть только трехдвигательные аппараты, так как все пассики рано или поздно выходят из строя, а процедура их замены может быть довольно сложной (не всякий мастер у нас возьмется).
        (Свой Маяк -001 я продал именно по этой причине -надоело регулярно менять пассики)

        У АКАI, естественно, тоже были аппараты с тремя двигателями. Например, GX-747.

        При этом популярность именно этой марки в СССР была зашкаливающей (возможно потому, что некоторые аппараты можно было приобрести по чекам Внешпосылторга и т.п.)

        (а Akai GX-77 мне никогда не нравился :)


        1. SADKO
          03.10.2022 09:41

          Поменять пассик проще не куда, но на самом деле, львиную долю детонации задаёт точность тонвала, его опоры и привода.

          Трёхмоторные стали делать тк они удобны для электронного управления.


          1. Exchan-ge
            03.10.2022 19:15

            Поменять пассик проще не куда,


            Не совсем:

            Маяк 001
            image
            image


            Трёхмоторные стали делать тк они удобны для электронного управления.


            Они удобнее для всего — в процессе эксплуатации больше всего проблем возникало с перемоткой и подмоткой. Трехмоторные и пассиковые — это небо и земля.


            1. SADKO
              03.10.2022 19:33

              Мотор, да не удобно, но вроде даже не снимая оный можно было пассик подсунуть, а уж ограничитель тон вала, точно можно даже не свинчивать, а просто пластиковую опору выкрутить и пассик просунуть. В этом нет ничего криминального, более того, такие деталюшки от времени вырабатываются и начинают недопустимо гулять, и их всёравно нужно проверять и докручивать.
              Это не критичные элементы, а "мастера" не лезут, наученные горьким опытом, ибо в некоторых моделях магнитофонов и проигрывателей некоторые части не стоит и трогать если не знаешь как и зачем это делает на заводе. Классический пример ролики и насадки на вал двигателя, которые доводятся уже после установки, и попытки их пересадить приводят к дикой детонации.


              1. Exchan-ge
                03.10.2022 19:41

                В этом нет ничего криминального,


                Там основная проблема была в том, что пассик надо было менять раз в три года.
                (он просто лопался)
                Вроде как три года срок большой, но доставало неимоверно :)

                (особенно с учетом массы и габаритов аппарата)


                1. SADKO
                  04.10.2022 13:36

                  Что-то это как-то слишком мало, возможно перетяг имел место.


                  1. Exchan-ge
                    04.10.2022 14:35
                    +1

                    Что-то это как-то слишком мало, возможно перетяг имел место.


                    Их выпуск прекратили в 1984.
                    А резина с годами стареет и теряет частично теряет свои свойства.
                    (в моей Ноте 203 все пассики уже распались буквально в труху)


  1. Exchan-ge
    02.10.2022 14:38
    +1

    Виды бобин


    Ну, между подающей и приемной разницы нет, а вот прямо на вашем фото видны катушки с двумя разными видами креплений, о чем не сказано ни слова.
    А между тем это самый критически важный параметр для бобины :)


    1. slavanikolsky Автор
      02.10.2022 18:00

      Вы, правы. Совершенно забыл написать про NAB адаптеры.


    1. SADKO
      03.10.2022 10:47

      А ещё есть разница между бабиной и катушкой, креплений было три вида, не считая киношных и других специальных...


  1. Exchan-ge
    02.10.2022 14:48

    Разборная


    Вдохновившись данным исполнением бобины (увы, в реале они ни мне, ни моим знакомым никогда не попадались, была даже версия, что это только макет для рекламных съемок :)
    — используя все возможности советского развитого промышленного производства (вырезка из листового металла по кругу, сверлении больших отверстий в тонком металле, последовательная химобработка в нескольких ванных на участке химобработки), мне удалось сделать практически точные копии таких изделий.

    Более того, я даже подал рацпредложение по организации промышленного выпуска таких ТНП :)
    Увы и изделия, приложенные в качестве образца к рацухе, и сама рацуха — затерялись где-то в глубине бюрократического аппарата НПО (не исключаю, что кто-то теми бобинами пользуется и сейчас :)

    Остались только предварительные изделия, на которых отрабатывалась технология (макеты)


  1. Exchan-ge
    02.10.2022 14:52

    ORWO


    Несмотря на посмертную славу в Интернет — ленточная продукция этой фирмы была г…

    Немного сыпется, слабое фоновое шипение, небольшой завал высоких


    Сыпалась сильно, завал высоких был очень заметен.
    После проявления в продаже — народ расхватал, потом наступил момент разочарования и б/у катушки ORWO можно было увидеть в комиссионных магазинах :)


  1. ganzmavag
    02.10.2022 14:53

    Интересно чем советские отличались, например тип 9, тип 11. С какого-то материал пленки поменялся, там очень заметно было, а вот что дальше было нового не нашел информации.

    Люблю звук с катушек, они правда лучше винила, на мой взгляд, но тут в тексте в другую сторону перебор, их слишком идеализировали.


    1. Exchan-ge
      02.10.2022 15:04

      но тут в тексте в другую сторону перебор, их слишком идеализировали.


      С этим как раз все нормально.
      ЭПУ — штука весьма капризная, магнитофон давал более стабильное качество несмотря на износ головок, детонацию и недостатки механики.

      Поэтому пластинки переписывали на магнитофон и слушали музыку с них.
      Это было элементарно удобнее.

      (Плюс хорошее ЭПУ с пассиковым приводом и алмазной иглой с эллиптической заточкой могло стоить гораздо больше хорошего катушечного магнитофона, вполне сравнимого с этим ЭПУ по качеству звука :)


      1. SADKO
        03.10.2022 11:06

        А потом были всякие приколы, с влажным проигрыванием, да на пониженной скорости. По итогу ленточная копия звучала лучше пластинки в реальном времени.

        Очень прибыльное было занятие, и фонотека активно пополнялась, знающие люди привозили пластинки даже не распечатывая их, такая была разница.


        1. Exchan-ge
          03.10.2022 19:24

          привозили пластинки даже не распечатывая их


          Потом они находили хорошее ЭПУ и магнитофон и делали с них копии :)
          (я сам занимался такими вещами — мне приносили пластинки и я делал копии на условиях — «одна копия — себе»)

          Иногда при этом фотографируя и сами диски
          image
          image
          image


  1. Exchan-ge
    02.10.2022 14:56

    Тасма, в основном было много брака и часто скрипела,


    Она по звуку была чуть хуже Славича (субъективно), сыпалась точно так же но отличалась цветом полива — у Тасмы он был ближе к черному (что говорит о разных применяемых технологиях)
    Но в целом она была вполне сносной, чтобы не писали сейчас на эту тему в Интернет.


  1. hw_store
    02.10.2022 16:12
    +2

    Cтранно, что Техникс с закрытым лентопротяжным трактом попал на второе место, а ревокс с обычным - на первое. Наверное всё же по цене сортировали.
    А ещё, микроны в общеупотребительном сокращении - всё же "мкм", а не "мкр".
    "Мкр" обычно встречается в обозначении микрорайонов.


    1. slavanikolsky Автор
      02.10.2022 17:39

      Официально последние катушечники Revox А77 сошли со сборочной линии в 1998 году, но в 2020 году компания возобновила выпуск этих аппаратов – собирая их из старых (но абсолютно новых) запасов комплектующих и «подтягивая» до современного уровня. Вместо обводных стоек использованы подшипники, элементная база значительно модернизирована. Блок головок имеет, конечно же, нулевой ресурс. В остальном, это все тот же «старый-добрый» Revox – скорость до 19 см/с, три асинхронных двигателя изготовленных по технологии Studer (в них коррекция скорости вращения тонвала осуществляется с помощью электромагнитных реле) и допуск катушек диаметром до 26,5 см. Модель работает в АЧХ от 30 — 20 000 Гц, имеет соотношение «сигнал-шум» в 66 дБ и звучит весьма неплохо.

      Более продвинутая модель, чем Revox А77 Mark II — это Revox PR99 Mark II он оформлен в компактном корпусе – изначально модель была ориентирована на небольшие студии звукозаписи и допускала даже переноску в чехле и функционирование на свежем воздухе. Отсюда и полный «джентельменский набор» – скорость до 38 см/с, АЧХ 30 — 22 000 Гц. Саунд модели, плотный и насыщенный, сложно спутать с каким-либо другим аппаратом, а абсолютно новая механика и электроника делают аппарат одним из лучших «по цене/качеству».

      По мне он в разы лучше Техникс.


      1. Kotofay
        02.10.2022 19:17
        +2

        По мне он в разы лучше Техникс.

        Может быть. Но у техникса коэффициент детонации меньше и шире АЧХ - 30-30к.


        1. slavanikolsky Автор
          02.10.2022 21:21

          Если сравнивать цена/качество - Техникс занял бы первое место. Он стоит 65 000 р., а Revox стоит 100 000 р.

          Вы же понимаете, что иногда выбор субъективен )) Вам нравится Техникс, а мне Revox ))

          ПС

          АЧХ - 30-30к - это услышит только профессиональный музыкант, к которым себя не отношу. 30-22к мой предел.


          1. Kotofay
            02.10.2022 22:07
            +2

            иногда выбор субъективен

            Тогда не очень понятно, что значит ваше "в разы".

            В разы красивее?

            Наверно да.

            То, что можно купить его новым?

            Тогда выбор очевиден.


            1. slavanikolsky Автор
              02.10.2022 22:10

               – изначально модель была ориентирована на небольшие студии звукозаписи и допускала даже переноску в чехле и функционирование на свежем воздухе. 

              И да.

              Их опять начали выпускать. В 2020 году компания возобновила выпуск Revox – собирая их из старых (но абсолютно новых) запасов комплектующих и «подтягивая» до современного уровня.

              Revox PR99 Mark II - стоит в районе 6 000 евро.

              Это очень бюджетно.

              Если сравнивать с ценой Metaxas T-RX - 30 000 евро.

              Или

              Sepea Audio Stellavox PRO TD9 - 33 000 евро.


              1. SADKO
                03.10.2022 10:10

                Stellavox реальный мастер тэйп, Metaxas аудиофильская шляпа, на шляпной платформе :-)


              1. vendelieu
                03.10.2022 11:03
                +1

                Может все таки старый (не бывших в употреблении/не использованных), связка старый-новый вызывает диссонанс, старый не может быть новым по определению - это старый.

                Или вы имели в виду старые технологии - новое производство.

                Вот опять таки, зачем использовать неявные термины если можно заменить явными :/


                1. SADKO
                  03.10.2022 11:19
                  +1

                  Чтобы что-нибудь иметь, надо это иметь. Практически каждый профессиональный пользователь штудеров, прекрасно осведомлён о том, как происходило и происходит обслуживание, в этом собственно фишка.

                  Сейчас на фоне бытовых источников винил звучит убого, и продавать хайэнд всё сложней. Вот и пытаются продавать магнитофоны лохам. Ну а тем кто реально знает и понимает, почему бы и не поучаствовать в процессе. Тем более что спрос со стороны профи и реальных коллекционеров падает, все ушли на DSD и уже давно...


              1. Kotofay
                03.10.2022 14:12

                – изначально модель была ориентирована на небольшие студии звукозаписи и допускала даже переноску в чехле и функционирование на свежем воздухе. 

                Техникс тоже для студий мог быть использован, и да он имел и кофр для переноски, и батарейный блок для 2 часовой автономной работы.

                Т.к. техникс технически более продвинут -- закрытый тракт и исполнение, сегодняшнее качество цифровых источников нивелирует любые характеристики аналоговой записи я выбрал бы техникс, чисто для фана.

                И да, у меня есть техникс с закрытым трактом, кассетный.

                Бобины это не моё.


                1. SADKO
                  03.10.2022 19:48
                  +1

                  Фишка техникса, сменные блоки голов, которые мог менять не квалифицированный пользователь, и широкий набор скоростей.
                  Это наиболее универсальное устройство для воспроизведения из всех что были в природе, хочешь две дороги, хочешь четыре или даже одну.
                  Блоки пересылались по почте, в общем сервис, для тех кому он важен.
                  ...но то что магнитофон умеет играть две дороги ещё не делает его мастер тейпом, который хорошо их запишет


      1. Exchan-ge
        02.10.2022 20:29
        +4

        По мне он в разы лучше Техникс.


        О, древнющие холивары "… vs Техникс", еще из тех времен, когда не только про Интернет — про ПК никто еще ничего не слышал :)


        1. SADKO
          03.10.2022 11:11

          Но тогда их хотя бы вели люди на основе хоть какого но личного опыта....

          ...а сейчас люди пишут о том чего в глаза не видели


          1. Exchan-ge
            03.10.2022 19:24

            Но тогда их хотя бы вели люди на основе хоть какого но личного опыта....


            Ой, не всегда :)


  1. architux
    02.10.2022 18:12
    +5

    В Советском Союзе за "железным занавесом" это была целая андерграундная субкультура, которая, очевидно, ещё ждёт своих исследователей.

    Люди записывали и перезаписывали альбомы любимых групп на бобины (привычные уже потом аудиокассеты пришли к нам только на рубеже 1980-х - 1990-х). При этом хорошо, если источник записи был на пластинке, взятой на время. Иначе приходилось многократно переписывать одну кассету с другой (так называемые generations, или последовательные "поколения" перезаписи), постепенно теряя в качестве звука.

    Имеющиеся записи тщательно и с любовью каталогизировались в тетрадях. Каждой бобине в коллекции иногда присваивался свой порядковый номер, указывались не только выходные данные какого-то альбома, но иногда воспроизводились логотипы групп, записывались англоязычные тексты (если они имелись) и т.п.

    Как пелось в одной песне, "дивный берег Атлантиды"...


    1. Exchan-ge
      02.10.2022 21:18
      +5

      которая, очевидно, ещё ждёт своих исследователей.


      Исследователям надо поторопиться — нашему поколению уже за 60, и, к сожалению — довольно много людей из этого поколения уже умерло.
      (следующее поколение после нас — это уже «поколение кассетных магнитофонов», а предыдущему — лет на 10..20 больше)

      Люди записывали и перезаписывали альбомы


      Этот процесс в СССР происходил по разному — от массовой перезаписи всего подряд (не обращая внимания на качество звука, в 50х… первой половине 70х) до появления качественных записей, соответствующих достаточно строгим требованиям.

      Началу «качеству» положили первые дискотеки (с 1978 года в Прибалтике и с 1979 — уже по всей стране)
      Для дискотеки был нужен качественный звук («Диско», стиль музыки, очень требовательный к качеству звука, несмотря на кажущуюся простоту).
      Организаторы дискотек разбивались в лепешку, отыскивая качественные записи, везде, где было можно и где было нельзя.
      На магнитофоны начали записывать музыку с пластинок, причем требования к качеству звука все время повышались. Использование более одной перезаписи (с мастер-ленты) стало считаться моветоном.
      Потом «диско» умерло, но практика осталась, породив в 1981 студии звукозаписи (они были и до этого, но качество звука было совсем другим :), достигшие своего расцвета уже в перестроечные времена.

      А потом сменилось поколение, примерно с 1988 года, катушечные магнитофоны перестали выпускать, а качество записей опять упало (кассетные магнитофоны, в массе своей, прежнего уровня качества обеспечить не смогли)
      Где-то одновременно с этим умерли и дискотеки в том виде, в каком они существовали в конце 70 х — начале 80х.
      (много лет спустя, впервые попав в известный в городе «ночной клуб» был поражен тамошним саундом — его качество было ужасным, но это уже никого не волновало)

      Имеющиеся записи тщательно и с любовью каталогизировались в тетрадях


      Угу. У меня где-то еще лежит такая тетрадка, именно так :)
      Хотя до текстов и логотипов у меня дело не доходило.
      (исключение было — тексты песен группы «Воскресение», там было что сохранять и записывать :)


      1. architux
        02.10.2022 21:31
        +2

        Ну, я родился в конце 1980-х, и на рубеже веков успел приобщиться к бобинным записям, которые делались, видимо, в первой половине 1980-х. Они у меня до сих пор хранятся. Кое-что из классики (например, первый альбом The Doors или второй альбом Dire Straits) я в первый раз услышал именно с бобины.

        Собственно, строчка про Атлантиду - из одноимённой песни "Воскресения".-)


        1. Exchan-ge
          02.10.2022 21:56
          +2

          Ну, я родился в конце 1980-х,


          Это вы застали ренессанс катушечников, где-то в начале 2000х.
          Когда у людей появились деньги на ностальгию и они начали скупать старые аппараты, до того момента, казалось бы, никому не нужные.
          Тогда много хороших вещей можно было взять за копейки — по отношению к их нынешней стоимости.

          как все это
          image


          Собственно, строчка про Атлантиду — из одноимённой песни «Воскресения».-)


          Речь о группе «Воскресение» 1980-1982 гг.
          (т.н. «второй состав»)


          1. architux
            02.10.2022 22:21
            +2

            Я слушал бобины на отцовском "Маяке" (точную модель не помню), аппаратуру высшего класса не покупал (хотя видел "Олимп", как на фото, в одной местной студии). Конечно, в тот момент, пока мода снова не возродилась, такое "железо" стоило гораздо дешевле, чем сейчас.


            1. Exchan-ge
              02.10.2022 22:45

              на отцовском «Маяке» (точную модель не помню)


              Катушечный Маяк — это либо 203/205, либо такой:

              Заголовок спойлера
              image


              такое «железо» стоило гораздо дешевле, чем сейчас.


              Да, приличный Акай можно было взять за копейки. Тогда меня смутил совершенно другой вопрос — куда его поставить :)


              1. hw_store
                03.10.2022 01:58

                о, я такой только на картинке в журнале "Радио" за 1979 год видел


          1. INSTE
            02.10.2022 22:44
            +2

            Скупать вот это вот можно разве что из-за ностальгии (у меня, впрочем, все это добро есть, но отношусь к этому как к личному субъективному опыту), но не как "аппаратуру класса HiFi".
            Этот радиотехниковский У-101 - тот еще ужас. Марку кассетника не разглядел, но в основной массе в то время все приставки кассетные были 3 и 2 (в лучшем случае) классов, что уже достаточно их характеризует.
            Послушать кассеты 20-40 летней давности и понастальгировать: да. Записывать сейчас и слушать каждый день: нет.


            1. Exchan-ge
              02.10.2022 22:51
              +2

              но не как «аппаратуру класса HiFi».


              Олимп вполне приличный аппарат, хотя я хотел купить Электронику, но ее увели буквально у меня из подноса — ее уже выносили, когда я заходил в квартиру продавца :)

              Этот радиотехниковский У-101 — тот еще ужас.


              Это усилитель для наушников, подключенный к звуковому выходу компьютера :)

              Марку кассетника не разглядел, но в основной массе в то время все приставки кассетные были 3 и 2 (в лучшем случае) классов, что уже достаточно их характеризует.


              Вообще-то это Nakamichi 480 :)


              1. INSTE
                03.10.2022 13:48

                Сорян, накамичи не разглядел ) Тогда другое дело конечно.


      1. ganzmavag
        02.10.2022 23:25

        Мне интересен такой парадокс. Почему диско было популярно и зарубежное, те же Бони М, а вот например пласт нью-вейва прошел мимо. Лидеры русского рока слушали и вдохновлялись The Cure, The Smiths, Spandau Ballet, Blondie, New Order и прочими, но при этом широкие массы переписывали друг у друга именно русский рок, а не эти группы. То есть последователей слушали, а оригиналы у нас слишком мало известны были. Почему?


        1. Exchan-ge
          02.10.2022 23:37
          +1

          Лидеры русского рока слушали и вдохновлялись The Cure, The Smiths, Spandau Ballet, Blondie, New Order и прочими, но при этом широкие массы переписывали друг у друга именно русский рок, а не эти группы.


          Русский рок, за немногими исключениями, слушать было невозможно, сорри.
          (Эти исключения знают все. А вот остальные 80% практически забыты)

          Слушали именно оригиналы, а уж кто-то, а Blondie была известна чуть менее, чем АББА :)


          1. ganzmavag
            02.10.2022 23:41
            +3

            Возможно это справедливо для вашего продвинутого в музыке окружения, но я никого из тех, кто Блонди в 80х слушал не знаю, а вот кто слушал АББУ - по-моему почти все, кто хоть как-то интересовался музыкой. Blondie в основном среди знакомых знают те, кто узнал про них уже в нулевых из иностранных фильмов.


            1. Exchan-ge
              03.10.2022 00:12

              но я никого из тех, кто Блонди в 80х слушал не знаю


              «Heart of Glass» — одна из самых известных вещей.
              Не может быть, чтобы вы ее не слышали (песня 1977 года)

              а вот кто слушал АББУ — по-моему почти все


              «Heart of Glass» известна не меньше, чем даже «Money, money, money»


      1. hw_store
        03.10.2022 01:57
        +1

        Ничего... ещё поживём, "Электронику" продадим за сто тыщ, а не за тридцать, как просят сейчас ))


  1. PereslavlFoto
    03.10.2022 01:44

    Задам вопрос на публику в надежде, что меня прочтут знающие люди.

    О, знающие люди! Может быть, вы подскажете, как правильно очищать запись, оцифрованную с катушки, от шума и щелчков? Особенно интересна очистка от щелчков. Мой опыт ограничивается программой CoolEdit Pro, где каждый щелчок надо выделить отдельно и убрать особым инструментом. Когда щелчков сотни, это очень утомительно.

    Спасибо.


    1. PMA
      03.10.2022 08:15
      +1

      izotope - отлично помогает, и, кстати, в CoolEdit плагин встроенный был Click-n-pop removal, Hiss removal, Spectrum noise removal - как то так (по памяти), его можно было на весь трек в автомате натравить. По возможностям и их реализации - мне изотоп больше понравился (только железо по-свежее желательно, а то можно долго пресеты подбирать т.к. превью будет долго генериться :) )


      1. SADKO
        03.10.2022 09:50

        Сейчас лучше iZotope RX ибо там всё визуальненько, а CEP/Audition требовал понимания.

        Если хочется полного автомата то в wavelab-e есть набор плагинов «воткнул и забыл». Да и колбасу на трэки нарезать он сам умеет.


  1. Didimus
    03.10.2022 08:56

    Любая музыка становится особенно звучащей, если сначала надо вложить кучу усилий и средств. А что достаётся легко, то не ценится


  1. SADKO
    03.10.2022 09:45

    Какой-то мерзкий журнализм, многабукав надёргано из тырьнетов, вместе с ляпами и бредом таких же копирайтеров. Фу, такое писать.


  1. astenix
    03.10.2022 10:39

    В детстве был "Юпитер 203", а позже был чудесный аппарат на сенсорных кнопках. Там даже была световая шняжка, которая останавливала протяжку ленты, когда она полностью перематывалась с одной катушки на другую. То есть, отпадало проклятие бесконечного «фыр-фыр-фыр», если не успел вовремя остановить воспроизведение или даже уснул.

    Так вот, родные безупречные пленки из восьмидесятых начали сыпаться буквально — магнитный слой слетал с ленты кусочками. Юпитер на это внимание не обращал, ну разве что были слышны несущественные паузы при проигрывании. А электромонстр на сенсорных кнопках тупо регистрировал появление света (на просвет голая лента то же, что и отсутствие ленты) и просто останавливал мотор. Это было мучительно, да и пришлось признать недолговечность магнитных лент.

    А потом еще возникла намагниченность смотанных катушек. Аббры, выыылгыгыг, абырвалг…

    Поэтому да, вполне вероятно, что лента на 19-й скорости звучит лучше винила. Но винил у меня все ещë есть и работает, а магнитофон исчез. Из старых катушек осталась древняя небольшая ДжызусКрайстСуперстар как музейный артефакт.


    1. Exchan-ge
      03.10.2022 19:29
      +1

      Там даже была световая шняжка, которая останавливала протяжку ленты, когда она полностью перематывалась с одной катушки на другую.


      Похожая функция была и в древних советских магнитофонах, но реализовывалась иначе —
      на концы ленты наклеивался специальный металлизированный ракорд, замыкавший контакты на стойках.
      Работало идеально, ракорд можно было купить, проблема была только в лени :)

      Из старых катушек осталась древняя небольшая ДжызусКрайстСуперстар как музейный артефакт.


      Я сохранил больше
      image
      (километровые лежат отдельно)


  1. rdp
    04.10.2022 15:52

    Напомнило известную сценку на экзамене:

    "- Когда земля была ещё тёпленькой и по ней бегали мамотны...

    - Какой у вас вопрос?

    - Электрические машины."