Многие, говоря про Скрам в первую очередь вспоминают про добавление событий в процессы работы команды (дейлик, планирование, обзор, ретроспектива и сам спринт). Но это лишь является верхушкой айсберга всего фреймворка.
Данные события часто проводятся как механические упражнения и ритуалы, что является одной из дисфункций фреймворка. Дают ли такие события пользу без других важных основ? Ответ очевиден. Давайте разберёмся, что должно стоять за событиями.
Одна из самых важных основ фреймворка - эмпирический контроль процесса. Без него проведение этих событий - чистой воды Карго-культ, не просто не дающий пользу, а мешающий работе команды.
Эмпирический контроль процесса говорит о том, что вместо фиксирования планов о продукте и ведения команды по жестко регламентированному процессу, мы регулярно (каждый спринт) определяем и инспектируем данные о продукте и процессах, метрики и данные, которые у нас есть и на основе полученной информации, принимаем решение об адаптации планов продукта и процесса разработки. При этом все, что есть, должно быть прозрачно для качественной инспекции. Этот процесс должен быть зашит в события иначе события будут карго культом и ценности не принесут.
Если же вы работаете не в условиях неопределенности, а ведете проекты, в которых итак понятно что делать, не надо себя мучить Скрамом. Скрам нужен там, где создается что-то новое и есть высокий уровень неопределенности.
Вторая важная основа фреймворка состоит в том, что команда каждый спринт должна создавать законченный кусок ценности, который можно показать пользователям, стейкхолдерам и провести инспекцию продукта, чтобы понять в правильном направлении ли мы движемся. Спринт сокращает риски потерь.
Ошибка же строить процесс следующим образом: в первом спринте аналитика, во втором разработка, а в третьем тестирование. Фейковые спринты.
В чем же отличие тогда от классического вотерфолла, с последовательными этапами, кроме нового названия? На практике ни в чем!
Скрам команда каждый спринт должна создавать потенциально готовый к поставке инкремент, включающий и аналитику и разработку и тестирование и все, что необходимо чтобы идею превратить в работающий продукт.
Третья важная основа фреймворка в том, что качество продукта в спринте снижено быть не должно. То есть команда при создании нового инкремента должна убедится, что продукт работает без ошибок, иначе это путь к накоплению тех долга и снижению прозрачности и невозможности быстро выпустить продукт на рынок. Основное заблуждение в том, что в Scrum мы пренебрегаем качеством, создавая быстро что то на коленке. Это не так. Команда должна реализовать пусть и меньший объем работы, но качественный.
Четвертая важная основа фреймворка - доверие.
Скрам построен на самоуправлении, когда Скрам команде делегируется ответственность за продукт. Доверие ко всей Скрам команде как к целому за способность достичь целей продукта, так и доверие внутри Скрам команды между участниками - доверие к команде разработки, за способность реализовать запланированную работу в спринте и достичь цели спринта, предложив лучшие решения.
Пятый важный пункт - это ценности Scrum. На них построен фреймворк. Без них команда будет механически выполнять ритуалы.
-
1 ценность - смелость. Смелость необходима для того, чтобы открыто говорить о существующих сложностях и препятствиях в процессах, чтобы предлагать свои творческие идеи и решения.
Это также смелость признавать свои ошибки и открыто о них говорить. Смелость брать на себя обязательство и ответственность.
2 ценность - это уважение. Уважение к членам команды, к продукту, к заказчику и конечному пользователю. Без уважения все остальные ценности могут быть подставлены под сомнения.
3 ценность - это сфокусированность. Команда должны быть сфокусирована в процессе создания продукта. Загружать команду разными задачами - плохая практика, тк люди внутри будут плохо понимать ради чего они работают и будут слабо замотивированы в взаимодействии.
4 ценность - обязательность. Команда в начале спринта, берет на себя обязательство достичь цели спринта. Эта ценность о том, чтобы команда делала все возможное и была замотивирована в достижении цели.
5 ценность - открытость. Открытость необходима, чтобы поддерживать прозрачность развития продукта и формировать доверие между командой и стейкхолдерами. Открытость внутри команды позволяет участникам команды говорить о проблемах и быстрее их решать. Открытость позволяет генерировать лучшие решения и не боятся ошибок. В компании при переходе на Скрам должны формироваться культура - что ошибаться это хорошо, тк тогда люди будут смело об этом рассказывать и делать выводы.
Также важно понимать, что работа в Скрам не строится за один день. Это постоянный эволюционный путь развития компании на протяжении нескольких лет. Так как он формирует новые процессы, культуру и с течением времени происходят изменения. Также с переходом на scrum команды начинают встречать много трудностей: поставка кажется сложнее, цели спринтов первое время не достигаются.
Начинает возникать вопрос, почему? Скрам что ли не работает?
Да нет. На самом деле все дело в том, что Скрам создаёт условия, в которых все ранее спрятанные и сглаженные проблемы вылазят наружу.
Например тот факт, что за спринт команде нужно создать что-то готовое и законченное, куда входит и анализ и разработка, проверка и исправление ошибок. Тот путь , который до этого они проходили за месяцы, теперь им нужно пройти за две недели, и все грабли собираются быстрее.
Пройти этот путь сразу успешно не получится, так как команде нужно время, чтобы построить процесс и научиться работать по новому (наладить непрерывную поставку, работать в параллель, помогая друг другу, а не последовательно, научиться изменять код и сразу же исправлять его, коммуницируя друг с другом, правильно декомпозировать и много много всего еще.
Подводя итоги хочется отметить, что Скрам - это не просто дополнительные встречи, которые у вас появляются. Это кардинально другая культура, ценности и процессы внутри компании. И поэтому переходя на Скрам всегда помните про эти важные пункты. Буду рад увидеть в комментариях, какие еще важные аспекты фреймворка вы можете отметить. А также приглашаю всех желающих на бесплатный вебинар, где обсудим кто такие Scrum мастер, владелец продукта и команда и как меняется ролевая модель. Также разберем, в чем разница между проектным и продуктовым подходами, какие есть роли в этих командах и что изменяется, когда мы переходим в Scrum.
Комментарии (9)
Youstas_M
16.10.2022 23:35Наверное, я никогда не пойму (или не приму), почему спринты должны быть равных временнЫх промежутков... Разные задачи требуют разного времени реализации, пытаться в 1 неделю впихнуть то, что должно разрабатываться месяц, это... кхм... как натягивать сами знаете что на сами представляете куда
Sazonov
17.10.2022 12:04С целью сбора статистики по производительности команды. Чтобы потом можно было более точно давать временные оценки. Если у вас «спринты» разной длины, то это уже не совсем скрам.
ilnuribat
17.10.2022 12:41Бывают идеи, которые нужно несколько месяцев разрабатывать. И при этом не факт что это взлетит
Бизнес хочет дёшево и быстро проверить, сработает ли гипотеза или нет. Для этого нужно короткими шагами выкатывать клиентам и изучать их поведение
Sazonov
Эффективный скрам мастер поможет 9 женщинам родить ребёнка за месяц. /s
Лично я для себя не нашел ответа на очень болезненную проблему: как сделать так чтобы команда не пыталась уложиться в спринт, а думала о качестве в первую очередь. Очень часто (каждый раз где был скрам) в своей работе натыкался на ситуацию, когда техлиды уставали объяснять почему та или иная фича не была сделана за спринт. Некоторые вещи физически невозможно уложить в спринт. Даже при хорошем подходе к проектированию и декомпозиции на несколько спринтов упираемся в то, что спринты вообще не нужны и они превращаются в формальность для отчётов. Особенно это чувствуется при старте разработки новой системы, в том числе на стадии архитектурного проектирования. А потом через годик-другой работы по спринтам проект покрывается тоннами костылей и говнокода.
cVoronin
Вот для меня всегда было загадкой, как можно что-нибудь большое запихать в двухнедельный спринт - не жертвуя качеством. С учётом того, что по частям это в принципе невозможно выкатывать - ни с точки зрения смысла, ни с точки зрения функционала.
Как-то был подобный опыт участия - ощущаешь себя каким-то персонажем из Дилберта.
ilnuribat
Продакт понимает, что фича очень крупная и идёт к разработке, событие выяснить, что можно урезать так, чтобы влезло в спринт. При этом продакт каждый раз оценивает, будет ли в этом смысл
В целом, так работает событие pbr: продакт идёт разбивать фичи на мелкие куски с хоть какой-то ценностью для клиента
cVoronin
Всё это хорошо до тех пор, пока ценность фичи для клиента не возникает только по факту её полной готовности. Если мы в первом релизе выкатим "Отксанировать QR-код для оплаты через СБП", а саму оплату выкатим только во втором релизе - это прям спорно будет.
И таких фич, которые тупо не ложатся в две недели - очень много.
ilnuribat
Самое ценное - это оплата по сбп. Тогда надо подумать, как можно в самом урезанном варианте сделать оплату, чтобы оно работало. Скорее всего это поместится в спринт
Далее, мы изучаем как им пользуются. Скорее всего все будут плеваться, жаловаться, но даже это - уже что-то, есть что изучить
Далее, мы выкатывам уже удобства, по qr code и так далее
Вот вам и два спринта с конкретными ценностями
Sazonov
Жертвуем качеством разработки и количеством фич, ради скорости.
В краткосрочной перспективе может и сработать. Но сильно зависит от продукта.