Когда я впервые занялся стартапом, я писал огромные письма членам своей команды. Всё это закончилось длинными цепочками из ответов, которые отнимали огромное количество времени у всех. Я научился отфильтровывать лишнее и концентрироваться на ключевых моментах, которые я хотел донести.
TL;DR: Будьте кратким
Тратить время на чтение цепочек писем – непродуктивно. Тратить время на телефоне – ещё менее продуктивно. У меня-то за плечами всего несколько лет управления компанией, но в сумме у моих директоров и председателя более 30 лет опыта работы CEO или исполнительными директорами. Общение с ними научило меня менять стиль письма и делать его компактным – иногда низводить до писем из одного слова.
Вот вам пример того, как в письмах бывает слишком много «воды»:
Привет, Эндрю, я просто хотел написать вам и сообщить об интересной возможности (вода! не надо говорить о том, что собираешься сказать. И не надо говорить «привет», это не мессенджер).
Приятно познакомиться, меня зовут Джон Смит, я из компании АБВ Инк. (мы встречались?) Я долго следил за вашей работой и думаю, что у нас может получиться провести отличную сделку (вода! я уже потратил на это письмо 5 секунд, и я его удаляю). Наша компания находится в Нью-Йорке, и нас финансируют компании а, б, в (вода! это всё неважно – чего ты тратишь моё время-то?) Мы хотим сделать Х (наконец-то). У нас это получится лучше, чем у Facebook, поскольку 1, 2, 3 (вода! я сам решу, что будет лучше). Многие считают, что Х, но лично я думаю, что Y (вода! что ты можешь мне предложить, или что я могу для тебя сделать?). Хотелось бы договориться о телефонном разговоре с тобой (это вряд ли).
Пишем как СЕО:
Эндрю,
Я бы хотел помочь вам решить проблему X. Я занимаюсь Y и Z посоветовал мне связаться с вами. Есть ли у вас возможность на этой неделе пообщаться?
И всё. Прямо, кратко, решает мою проблему, и всё по делу.
Можно привести ещё много примеров, как, например, письмо на картинке ниже, взятое из моей переписки – в нём вообще почти нет слов. Можно притвориться, что у ваших емейлов есть ограничение на количество символов, как в Твиттере. Чем больше вы будете стараться, тем лучше вы отточите свой выбор слов и сохраните много часов, поскольку вам не придётся отвечать на длинные письма.
"$$$$" никогда не бывает водой, когда вы переписываетесь с вашим партнёром — сооснователем компании
Если письмо требует развёрнутого ответа, договоритесь о звонке. Если звонок не займёт более 5-10 минут, делайте его сразу. Если займёт больше, то договоритесь о встрече за обедом.
И попытайтесь взбираться по лестнице коммуникаций медленно. Вам реально требуется десятиминутный звонок, или вы можете уместить ваши мысли в несколько кратких твитов? Заставьте себя мыслить критически и эффективно в момент, когда вы пишете емейл или общаетесь как-то ещё. Неважно, сейчас вы CEO, экономящий своё время, или безработный, старающийся привлечь внимание CEO: вы вскоре обнаружите, что скорость ответов и сохранённое время очень быстро увеличатся.
Думаете, у вас есть задатки, позволяющие вам общаться не хуже CEO? Если вы посчитаете, что я могу вам чем-то помочь, отправьте мне ваше лучшее письмо «в стиле CEO», и посмотрите, сможете ли вы привлечь моё внимание: Andrew@Kuhcoon.com.
И победившее из присланных мне писем:
Эндрю, мне кажется, что статья про емейлы от CEO написана плохо. Привлёк ли я твоё внимание?
Комментарии (5)
romy4
02.11.2015 11:20Слово «Привет» всегда должно идти в первом сообщении, если до этого в этот день не писал сообщений этому человеку. Исключение могут составлять письма для коллег, с которыми вы уже лично поздоровались или в чате, или так заведено в компании.
В последующих сообщениях «привет» писать не нужно.
romy4
02.11.2015 11:22«я сам решу, что будет лучше»
вы не можете решить, что будет лучше, пока вам не предложат варианты, почему это может быть лучше.
romy4
02.11.2015 11:24Основное правило: экономьте моё время.
Телефонные звонки я бы вообще запретил по максимуму. Большинство проблем решается письмами в то время, когда мне удобно.
antonvn
02.11.2015 16:56+1Если мне поступит письмо с текстом «Attached. $$$$» и к нему скан (с якобы) PDF на 14 метров, del не думая. Если только не от хорошего знакомого, которого давно знаю. Хотя…
EvilArcher
Хороший совет, жаль только, что он работает при общении с профессионалами. Когда речь идет о топ-менеджерах компании, то можно рассчитывать на то, что твой собеседник хорошо шарит в теме. Но когда речь идет о переписке внутри компании между рядовыми сотрудниками, то там значительно меньше адекватных людей и все приходится разжевывать очень подробно.