Полвека назад мы, человечество, с воодушевлением осваивали космос. Как наяву, так и в воображении («Дюна», «Магелланово облако», «Приключения Алисы», «Кин-дза-дза!»).

Четверть века назад — забросили космос и переключились на киберпространство.

Люди, которые работали с компьютерами в 90-х, когда создавались произведения «Экзистенция», «Лабиринт отражений», «Город перестановок», «Матрица», сейчас удивляются низкому качеству современного ПО. Ведь, казалось бы, технические и финансовые возможности выросли на порядки, и можно уже творить все те чудеса, о которых тогда мечтали…

Игры


С одной стороны, полно статей о том, как сильно вырос (и продолжает расти) рынок игр: их и выходит больше, и сами они масштабнее, на некоторые уже сотни миллионов долларов потрачено.

С другой стороны, выходящие ныне игры, в подавляющем большинстве (если смотреть какой-нибудь Store), скучные до безобразия. Люди объясняют это тем, что они уже выросли, лишились детского восприятия, а старенький Tank Wars до сих пор цепляет только потому, что ностальгия. Дескать, у современных детей свои игры, и они так же счастливы. Так ли это, всё равно не проверить.

А если осмыслить обе стороны…

Enter
Сейчас выходит столько же игр, сколько и раньше. Их масштабность такая же, как и у древних игр, не больше. А ещё, игры не скатились, в них по-прежнему есть жизнь.

Только понятие «игры» тут совсем не то, что в СМИ. Во времена PS3 заметили было, что игор то нет, но потом забыли.
Так вот, вычислительная мощность действительно стала значительно больше за прошедшие четверть века (но не так уж принципиально больше, если понимать про комбинаторный взрыв).

А как насчёт создателей? Это игроделы (очевидно) и игроки (немыслимо считать Tank Wars законченным произведением, в отрыве от увлечённых игроков, по десять человек за одним компьютером), а вот вопрос — их-то насколько стало больше? Не тех, кто гребёт бабки, лайки, перетягивает на себя баланс значимости, не участников «Дом 2». Не тех, кто оценивает игру исключительно с точки зрения её вклада в свой социальный рейтинг (если не получается заработать много циферок, то игра незачёт). А создателей. Которые относятся к игре с уважением, тем большим, если игра оказалась в чём-то сильнее игрока.

Идея, надеюсь, понятна.

Это, кстати, также объясняет, почему персонажи в фильмах про космос так глупо гибнут. В будущем летать в космос будет не только элита.

Найти игры среди игр стало на порядок сложнее, это да. Сходу вспоминаются Undertale (проходилка) и WarZone (онлайн тактика).

И ещё.

Если, например, рассматривать GTA 5, это в общем-то игра, но как игра далеко ли она ушла от GTA 1 или Mafia? Я действительно не знаю, так как не играл в неё. Хотя инженерные решения в движке интересные.
Захват сотен движений разными актёрами это не игра. Но это то, чем занимаются в роскошных студиях.

И десятки непропускаемых обучалок с единственно «верным» подсвеченным вариантом это не игра. Это даже не обучение. Это нечто, противопоказанное в любом возрасте любому живому существу.

P.S. Образ корпоративных разработчиков хорошо показан в фильме «Первому игроку приготовиться» и в сериале «Кремниевая долина».

P.P.S. Если раньше увлекались космосом, затем киберпространством, то какие увлечения у человечества сейчас? Давайте обсудим.

Update. То, что в тексте подчёркнуто, добавлено позже как реакция на комментарии, иначе суть статьи видится чуть ли не наоборот.

Комментарии (44)


  1. sden77
    12.11.2022 10:37
    +4

    Мне кажется, что "а давайте поговорим в комментариях о" - это не совсем формат хабра


    1. Moskus
      12.11.2022 18:05

      Более того, было уже много статей с подобными посылами, которые провалились.


  1. tempick
    12.11.2022 10:53
    +17

    И десятки непропускаемых обучалок с единственно «верным» подсвеченным вариантом это не игра. Это даже не обучение. Это нечто, противопоказанное в любом возрасте любому живому существу.

    Не более, чем ваша субъективная точка зрения.

    С другой стороны, выходящие ныне игры, куда ни глянь, скучные до безобразия.

    То же самое. А я вот за последнее время успел кайфануть от Subnautica, Cyberpunk 2077, Kena: bridge of spirits, Detroit: become human и многих других. Из самых последних - stray и a plague tale: requiem - отличные игры (правда, чумная сказка местами душновата и затянута, но это никак не останавливало меня от продвижения дальше просто из-за сюжета, "живых" персонажей и прекрасной атмосферы).


    Для вас это всё скучно? Ну, не повезло. Попробуйте, может, сами начать создавать игры и показать как надо делать нескучно.

    Ну или хотя бы опишите в своей же статье, почему они для вас скучные, чего вам не хватает в современных играх, проведите детальный анализ/сравнение геймплея, квестов и тд. А то просто плак-плак какой-то, а по существу - ноль.


    1. PanDubls
      12.11.2022 11:27
      +16

      чего вам не хватает в современных играх

      Обычно не хватает ощущения, что тебе 14 и весь мир у твоих ног, а уже поверх этого придумываются разные сложные теории, почему игры уже не те.


    1. MagisterAlexandr Автор
      12.11.2022 11:49
      -7

      Из этих игр играл только в Subnautica. Действительно, увлекательно. Играл очень аккуратно, без смертей. Пока не отвлёкся на реальную жизнь (надо было просто перестать играть и поделать сначала дела), тогда потерял бдительность и утонул.

      У меня цель именно выделить основную идею. Я не люблю и не умею лить воду, хотя, наверное, без воды не понятно или понятно не так.

      Наблюдение не в том, что игры сейчас скучные. А в том, что сейчас много (подавляющее большинство, если взять какой-нибудь Store) так называемых игр, на фоне которых игры теряются и в среднем игропром ощущается скучным.


    1. Areso
      12.11.2022 21:18

      Detroit: become human

      Не совсем (полноценная) игра, имхо. Визуальная новелла, интерактивное кино, текстовый квест.

      Хотя история интересная, но я бы предпочел бы просто посмотреть фильм по этому сценарию.


      1. Exchan-ge
        12.11.2022 23:20

        Не совсем (полноценная) игра, имхо.


        Нормально, даже отлично.
        В отличии от Cyberpunk, например, хорошо зашла. По крайней мере — мне.
        А «игра-не-игра» — так это просто игровой жанр такой, очень и очень старый.


      1. MagisterAlexandr Автор
        13.11.2022 00:31
        +2

        Есть игра Back to the Future: The Game по мотивам известной трилогии. Тянет на полноценное продолжение фильма, но в виде игры.

        Это как бы "визуальная новелла, интерактивное кино" и теоретически её можно пройти перебором вариантов действий, но только сами эти варианты надо ещё уметь заметить, а для этого хорошо бы чувствовать логику. Так что я бы твёрдо записал её в игры.

        И текстовые квесты, если есть вариативность, тоже вполне себе игры.


  1. Malizia
    12.11.2022 11:26
    +4

    Последней новой игрой для меня была серия Uncharted на PS4 года 4 назад, и Outriders год назад (только потому что принимал участие в разработке). Во всех остальных случаях новые игры не устраивают мои внутренние "высокие" требования и нет никого желания в них играть. Это может быть невозможность стрелять из укрытия в недосягаемом месте, или разношёрстная мифология, или странное поведение птиц (привет Assassin's Creed), или любой другой личный фактор. Но зато с удовольствием могу играть в Morrowind, Diablo Hellfire, Battlefield 3 - там все знакомо, привычно, и не надо ломать голову над новыми механиками. Эти же "высокие" требования мешают смотреть современные сериалы, кино, да и вообще мешают по жизни - сложно сделать какой-либо выбор . Но стоит себя перебороть и снизить немного планку и сериал Ведьмак на Netflix приводит в восторг. С другой стороны, такая искушенность двигает в сторону создания своей идеальной игры, в которую бы сам захотел играть. Что в свою очередь открывает новые горизонты в программировании, литературе, технологиях. Больше хочется творить и изучать основы, оригиналы (история, латинский язык, кельтская мифология, замки и укрепления), чем быть потребителем.


    1. MagisterAlexandr Автор
      12.11.2022 12:02
      +1

      Начинаешь играть и, видя некоторое важное для тебя несовершенство, останавливаешься и думаешь "вот запилю для этой игры мод, который это устранит, тогда и продолжу". :-)

      В этом смысле хорошо бы все игры в open-source.

      Я, например, не переношу, когда искусственно убирают friendly fire. В Doom 2 можно стравливать монстров между собой, как же это хорошо.


  1. timiryazevec
    12.11.2022 12:16
    +2

    Эммм ок...The Legend of Zelda: Breath of the Wild


  1. NikaLapka
    12.11.2022 12:18
    +2

    Стагнация и деградация наблюдается не только в играх, но и в программах, и средствах разработки.

    Недавно понадобилось вновь установить пару стареньких программ, вроде менеджера загрузки, звукового проигрывателя, программы для печати макетов,.. и я был несказанно удивлён, как много-много разных настроек было в старых программах.

    Возможно кто-то скажет, что это осознанный выбор производителей - создавать простой корм, который бы принёс деньги в день продаж. и гори оно всё огнём завтра. Так же безусловно это следствие нестабильности в мире. Но я верю, что даже если всё-всё деградирует, то рано или поздно всё равно появится отличная игра, программа, а потом ещё и ещё.. т.к. компьютер это в первую очередь инструмент, такой же как краски, музыкальные инструменты, прекрасное создаётся человеческими руками :).

    Послесловие, правда мой сосед верит, что в скором времени мы можем лишиться такого инструмента как Интернет.


    1. randomsimplenumber
      12.11.2022 13:54
      +5

      как много-много разных настроек было в старых программах.

      А сейчас, вместо того чтобы настраивать программу - ее запускают и она просто работает. Много настроек это совсем не признак качества. Возможно, автор сам не очень хорошо представляет, зачем программа нужна конечному потребителю.


  1. MagisterAlexandr Автор
    12.11.2022 12:35
    +1

    То, что в тексте подчёркнуто, добавлено позже как реакция на комментарии, иначе суть статьи видится чуть ли не наоборот.

    Также, перемещён cut, а то он было прямо над "секреткой", излишне её маскируя.


  1. lea
    12.11.2022 12:54

    Серия игр Portal, серия Halo, Prey (2017го года), Warhammer 40000: Space Marine... Шедевры есть) Убил на них 260 часов и ни о чём не жалею.

    Из старых игр мне запомнились Skyroads, Tyrian, Dx Ball 2, Warcraft 2, но ни в какое сравнение с современными они не идут.


    1. Roman_S
      14.11.2022 12:09

      Portal да, интересна. А WarCraft 2 ничем не хуже и не лучше чем WarCraft3, обе стоящие игры, как и StarCraft.


  1. LiquidBlasted
    12.11.2022 16:21
    +1

    В молодости любимые игры перепроходил по нескольку раз. За последние лет 15-20, перепрошел только Death Stranding - и то наверное лишь потому, что вышел Director's Cut для PS5


    1. konst90
      13.11.2022 12:26
      +1

      В молодости на это было время, в отличие от :(


  1. Exchan-ge
    12.11.2022 16:48
    +1

    Четверть века назад — забросили космос


    50 лет назад.
    Полеты на орбиту и не далее — уже застой.


  1. Exchan-ge
    12.11.2022 16:49
    +5

    сейчас удивляются низкому качеству современного ПО.


    Глюки старого ПО забылись.


    1. Areso
      12.11.2022 21:21
      +1

      Глюки тогда были, да.

      Но сейчас у нас CI, тесты (юнит, смоук, функциональные, интеграционные, е2е), автотесты, тестировщики, QA, и т.п. и т.д., а качество, кажется, деградирует.

      Ну, к примеру, Cyberpunk. Как это можно было релизить?) Да оно и сейчас работает именно в среднем роде. Бенчмарк показывает 60 кс, в реальности провалы до 10 кс.


      1. Exchan-ge
        12.11.2022 22:58
        +1

        а качество, кажется, деградирует.


        Забылось, например, за что 95 прозвали мастдаем :)
        Или про то, как переустанавливали ХР каждые полгода, стабильно.

        Ну, к примеру, Cyberpunk


        Ну или, к примеру Fallout 3.
        Игре 15 лет, куча патчей — а вылетает стабильно, причем всегда надежно зависает при попытке из нее выйти.


        1. Areso
          12.11.2022 23:01

          Забылось, например, за что 95 прозвали мастдаем :)

          Перешли на 98, которая со второго релиза стала редкостно стабильной (если руками не ломать)

          как переустанавливали ХР каждые полгода, стабильно.

          переустанавливал и чаще, но не себе. У меня отлично работало.

          Fallout 3.

          Прошло мимо. Впрочем, у других студий тоже было. Но баггерфоллы и Фаллаут 3 это скорее анекдоты, чем широкораспространенная практика. В те игры, в которые играл я, отличались высокой стабильностью. Падала буквально одна-две.

          И я не про то, что тогда делали сильно лучше, я про то, что с нынешними практиками, когда не писать тесты, как не мыть руки после туалета, делают [сильно] хуже.


          1. Exchan-ge
            12.11.2022 23:16

            Перешли на 98, которая со второго релиза стала редкостно стабильной (если руками не ломать)


            Два года ушло у МС, чтобы готовый уже продукт допилить до приемлемого состояния.
            (А прикиньте, чтоб было сейчас, если бы 11 винда была бы настолько падучей :)

            У меня отлично работало.


            Значит вам повезло.
            У меня ХР все еще стоит на старом ноутбуке, и даже сейчас, когда ей практически ничего делать (запускаются только старые игрушки, ее ровесники) и набор софта абсолютно стабилен — периодически приходится ее переустанавливать (нынче — раз в два-три года, но таки да).

            Прошло мимо.


            У меня никак не проходит :)
            Одинокий странник все еще сидит в своем доме в Мегатонне и, кажется, уже собирается писать мемуары.
            Время от времени к нему заходит Сара, на чаек, и напоминает, что, мол, пора уже идти в рейд на Мемориал Джефферсона, но этот тип все откладывает и откладывает это дело (последняя командировка в Point Lookout заняла лет пять и завершилась где-то месяц назад :)


        1. sden77
          13.11.2022 09:18
          +1

          XP в общем-то был первой виндой (в потребительском сегменте), которую не надо переустанавливать каждые полгода. Отличная была система.


  1. Azirel
    12.11.2022 17:59
    +7

    Сейчас приходится продираться через излишне большое количество, пардон, говна, чтобы найти в этой куче если не алмаз, то хотя бы серебряный слиток.
    Но это ожидаемо - развитие игровых движков дало возможность "выйти на сцену" большому количеству людей (часть этих людей даже с первой попытки производят алмазы, а часть т.н. "ААА" - говно)

    Просто контента стало радикально больше, это коснулось всего, в т.ч. и игр. А посколько минимум 80% любого контента - шлак, то имеем то, что имеем.

    "В абсолютных штуках в год" крутых игр стало больше. "В относительных процентах" - увы.


  1. Wrench_IT
    12.11.2022 20:17
    +6

    Поделюсь своим мнением. На самом деле сейчас игр стало выходить больше. Даже не так, ГОРАЗДО больше. Просто по той простой причине, что порог входа в разработку существенно снизился, благо сейчас уже не надо создавать собственные движки и инструментарий с нуля, а многие продукты вообще в той или иной степени бесплатны. Плюс к этому, огромное количество тюториалов, позволяющих не изобретать велосипеды и не топтаться по граблям. Как следствие, и хороших игр выпускается больше. Однако у заядлых геймеров со стажем создается обратное впечатление: игортонет, а те, что есть, гораздо хуже, чем были раньше. И на самом деле это не "синдром утенка", хотя и, своего рода, когнитивное искажение. А дело вот в чем.

    Когда рынок видеоигр был молод, туда стали приходить большие дяди с деньгами, потому как понимали: сфера развлечений может приносить огромную прибыль, а пока конкуренция достаточно низка, необходимо успеть занять нишу. Вот только никто из них не мог однозначно сказать, а что, собственно, надо сделать, чтобы создать успешный продукт, каким формулам следовать и на что делать упор. Как следствие, бизнес в те времена был еще готов идти на эксперименты и давать деньги настоящим творцам в надежде, что тем удастся создать нечто конкурентоспособное. Внезапно, та же Activision, которую ныне многие геймеры просто ненавидят, на этапе становления высоко котировалась среди разработчиков благодаря творческой свободе (!), предоставляемой издателем. Именно поэтому в былые времена у нас и появлялось огромное количество ААА-шедевров (да, термин сравнительно новый, но в данном случае под ААА я понимаю высокобюджетную для своего времени игру с соответствующим уровнем продакшна) в самых разных жанрах.

    По мере же развития индустрии издатели стали куда лучше понимать, как продавать свои продукты массовому потребителю, как максимизировать прибыль, используя нейропсихологию (все эти дофаминовые петли и прочее), какие жанры востребованы лишь у кучки энтузиастов и их вообще нет смысла развивать и т.д. и т.п. Как следствие, сегодня в ААА-сегменте мы видим максимально безопасные, безликие продукты, нацеленные на определенную ЦА, зачастую приведенные к некоему общему знаменателю (тут яркий пример - Ubisoft, которые нынче выпускают, по сути, сугубо assassins-like проекты под разными названиями). За очень редкими исключениями, которые лишь подтверждают правило. Именно поэтому и создается впечатление, что игр становится все меньше, ведь хороших геймплейно-ориентированных AAA-проектов действительно все меньше, и в ближайшие годы ситуация вряд ли улучшится.

    В то же время в недрах Steam можно найти сотни годных игр практически в любых, даже "мертвых" для AAA-сегмента жанрах, которые способны подарить массу положительных эмоций. То есть, если ваш игровой стаж насчитывает от 20 и более лет, и вас абсолютно не устраивает сложившееся положение дел, то ждать чуда не стоит. Лучше всего сконцентрироваться на B-сегменте и инди-проектах. Но тут придется прямо серьезно работать с поиском того же Steam, потому как надеется на рекомендации нельзя вообще (туда попадают только более-менее раскрученные проекты с приличной инсталл-базой, а у большинства инди-разработчиков с маркетингом традиционно плохо, поскольку нет ни денег, ни понимания нативного продвижения).

    Могу посоветовать устраивать марафоны по тематикам (не только по жанрам, но и по сеттингам/направлениям, вроде "киберпанк", "меха", "атмосферная" и т.д., благо система тегов в Steam работает неплохо), из всего найденного проводить ранжирование по отзывам (хотя, увы, попадаются интересные проекты с 3-5 обзорами, и тут уж только на чутье можно ориентироваться), а дальше уже смотреть, что из найденного зацепит. Плюс регулярно поглядывать на вкладку "Будущие новинки" и на фестивали демок заходить. Да, зачастую придется мириться с пиксельной графикой или лоу-поли стилем, забыть о навороченной лицевой анимации и всяческих спецэффектах (хотя и тут есть исключения), но, в конце концов, хорошую игру от плохой отличает игровой процесс, а не обложка.

    P.S. Есть еще вариант в дополнение купить Switch или мощный ПК, чтобы гонять в эксклюзивы Nintendo на эмуляторе, вот там еще остались высокобюджетные игры "старой школы", ориентированные на игровой процесс.


    1. Exchan-ge
      12.11.2022 23:02

      ААА-шедевров (да, термин сравнительно новый


      Он настолько новый, что я, например. слышу его впервые.
      (до этого ААА для меня были только батарейки :)


      1. Wrench_IT
        12.11.2022 23:33

        На самом деле издателями он стал активно форситься еще в 2010-х (во второй половине так уж точно), а первое упоминание вроде вообще на конец 90-х приходится (другое дело, что тогда его использовали редко, поскольку бюджеты были несравнимы с современными).


        1. Exchan-ge
          12.11.2022 23:39

          На самом деле издателями он стал активно форситься еще в 2010-х (


          Заглянул сейчас в Стим, поискал по ААА
          Единственное, что там нашел — так это
          AAA PROJECTS NARKO GAMES :)



      1. rat1
        13.11.2022 01:03

        Он настолько новый, что его начали использовать, аж в 1990-х ) можно погуглить по "AAA games"


        1. Exchan-ge
          13.11.2022 01:43

          Он настолько новый, что его начали использовать, аж в 1990-х )


          Да может кто-то и начал.
          А я начал играть с Диггера (это где-то с 1989 года) и никогда такого не слышал. Хотя читал еще «Магазин игрушек» (это предок Game.exe :)

          Впрочем, есть и батарейки АААА. Есть куда расти :)


    1. MagisterAlexandr Автор
      12.11.2022 23:55
      +2

      В то же время в недрах Steam можно найти сотни годных игр практически в любых, даже "мертвых" для AAA-сегмента жанрах, которые способны подарить массу положительных эмоций.

      Я сегодня узнал про Космическая Станция 14.


      1. Wrench_IT
        14.11.2022 21:43
        +1

        На самом деле можно найти много годноты. Не знаю, во что вы уже играли и какие жанры больше нравятся, на вскидку могу накидать разных проектов:

        - Severed Steel — лучший шутер 2021, до сих пор обновляется, реиграбельность на высоте
        - The Vagrant — отличная 2D-метроидвания, притом не пиксельная, а с приятной рисованной картинкой
        - Tormented Souls — хоррор в стиле оригинальных Resident Evil, ребята прям постарались.
        - Furi — слэшер с элементами буллет-хэлл, игровой процесс в котором вертится вокруг поединков с боссами (рядовых противников нет в принципе)
        - 20XX — достойный наследник Мегамена (сейчас в раннем доступе 30XX, продолжение, если понравится, можно разработчиков поддержать)
        - Shing! — beat-em-up с уникальной в своем роде боевой системой.
        - Othercide — атмосферная пошаговая тактика
        - Carrier Command 2 — геймплейно заметно усовершенствованная по сравнению с предшественником, а вот графика попроще, но этой игре вообще не мешает.


  1. densol92
    13.11.2022 03:21
    +1

    Noita, обучения минимум, поле для экспериментов безгранично. Есть законченный игровой цикл на час, а есть... Тут я умолкаю


  1. Vadimdecember
    13.11.2022 15:36
    +2

    А я вот начал свою игрушку писать на ue5 с пиксельной графикой и 3д окружением. Такой триллер некий. Не знаю про коммерческий успех, но для души доведу дело до конца. Буду рад пригласить энтузиастов к проекту!


    1. MagisterAlexandr Автор
      14.11.2022 07:52

      Не стесняйтесь поделиться ссылкой на сайт или репозиторий.


  1. ClivaWolf
    14.11.2022 07:50
    +1

    Статейка ни о чём, буквально, дай нейросети затравку - она напишет лучше
    Даже интересно стало:

    Нейросеть генерирует:

    компьютерные игры последних лет не просто так стали культовыми. Их успех, прежде всего, обусловлен тем, что они смогли соединить в себе сразу несколько жанров. Например, экшен или стратегию, хоррор или платформер. В общем, вы можете найти для себя и такую игру, где нужно убивать зомби, и другую, где надо сражаться с инопланетянами, а третья предоставит вам возможность стать великим полководцем. Но, по большому счету, все они имеют одну общую черту – это высокий уровень графики и реалистичность происходящего.

    компьютерные игры совершили скачок с точки зрения технологии и техники. Они стали доступны каждому, кто ими обладает. Для многих людей компьютер стал чем-то вроде хобби. Но в последнее время, когда появились такие игры, как «Денди», «Сега», «Сони» и им подобные, стало очевидным, что компьютерная игра может быть не только развлечением, но и средством обучения. Компьютерные игры можно использовать и для преподавания, и для обучения. Это не означает, что они заменяют преподавание, которое в школах проводится учителями.

    И самым главным достижением в геймдеве на данный момент является технология виртуальной реальности. Уже сейчас можно с уверенностью заявить, что она станет самым важным и востребованным элементом индустрии на ближайшие несколько лет. Но пока технологии виртуальной реальности только зарождаются и находятся в стадии тестирования, геймерам необходимо создавать и использовать новые интерфейсы, которые упростят жизнь пользователей и сделают геймплей более комфортным.


    1. MagisterAlexandr Автор
      15.11.2022 03:12

      Картина ни о чём, смотреть на облака интереснее.


  1. MagisterAlexandr Автор
    14.11.2022 08:06

    Космическая пошаговая стратегия Aurora 4x — игра, можно сказать, в чистом виде, автор даже картинки не рисовал.

    The various images used for flags, race pictures, medals, ships, etc were all found online in an image search. If anyone would like me to remove images or attribute credit, please let me know.


  1. net_racoon
    14.11.2022 09:36

    Космос не забросили прям совсем, патчи редко, но выходят. Вторая часть периодически перепроходится. Ее даже стримят. И все фанаты (и я в том числе) конечно же ждут 3ей части!

    ЗЫ: Сам наиграл 500 часов в Cities Skylines. ИМХО игра- шедевр!


    1. MagisterAlexandr Автор
      15.11.2022 03:04

      Не могу понять контекст. Вторая часть это исследование Луны?


  1. AMDmi3
    15.11.2022 03:51
    +1

    Кому что. Я, например, твёрдо убеждён что игры могут быть только свободные (F/OSS). Только в СПО геймдеве живет чистое творчество без оглядки на коммерческий успех, популярность, конкуренцию в нише или, на худой конец, раскрутку личного бренда или заполнение портфолио. И только в СПО можно играть где и как мне хочется - на любой системе и железе, без wine, виртуалок, вылетов и зависаний. Самобытных шедевров достаточно - из любимого, например, Endless Sky, Flare RPG, Freeorion, Mindustry. Да и вся классика давно в виде СПО переписана - от ScummVM до DevilutionX.