Мы часто слышим в последние годы, что дорогу молодым, пусть учатся делать стартапы с учебной скамьи. Отсюда новомодное «стартап как диплом» в ВУЗах. А в этом году ФСИ даже специализированный грант под это дело сформировал. И в этом посыле есть зерно истины, потому что у молодых студенческих стартапов есть те ошибки, которые им никак не помогут с текущим проектом, но набьют шишки для будущих успехов. Либо они ничему не научатся, потому что ещё не умеют слушать, кто знает.

Собственно, к чему я. Прошёл добротный хакатон в ЯрГУ по случаю завершения студенческой акселерации Цифра, где студенческим командам предоставили шесть кейсов от реальных заказчиков на разработку стартапов в своих областях. Это не что-то невиданное, существуют целые подборки запросов от корпоратов на технологии, которые они готовы рассмотреть на внедрение от стартапных команд. Например, тут и тут.

Я побывал на нём в роли эксперта для молодых и амбициозных, отслушал итоговые питчи по трем кейсам. У всех команд наблюдались одинаковые паттерны, характеризующие их слабые стороны (на текущий момент).

Здесь не пойдет речи о классическом: не уложились в 5 минут. Это свойственно и опытным командам, что уж греха таить. Здесь скорее упор будет на те моменты, которые стартап упускает в силу своей неопытности.

Хватит говорить не по делу – поговорим по делу.

Креативное мышление

Когда говорят про студенческие стартапы, главный аргумент в их пользу – не зашоренность взгляда, креатив, нестандартный подход к решению задач, вот это всё. В этом тезисе есть правда, ведь не имея опыта ты можешь мечтать и выдумывать невероятные вещи! Но, к сожалению, на практике, именно отсутствие насмотренности влияет на узость креативного потенциала. Ты просто не представляешь, что может быть иначе. И четкая поставленная задача не способствует тому, чтобы эту самую креативность проявить.

Наверное, это неплохо, ведь есть конкретный заказчик с конкретным запросом. Но если ты всё выстраиваешь так, чтобы облизать текущий запрос, то что дальше? Откуда черпать идеи? Как развивать продукт? Эпоха проектов одной задачи прошла. Продукт без развития = плохой продукт. А чтобы развиваться – нужны эти самые идеи. 

Как итог: у всех один и тот же продукт с отличием в UI. Только код и остается что оценивать. Скучно. Где стартапный рок-н-ролл? Где идеи, как порвать рынок? Где нестандартный подход к решению задачи? Тебе сказали в кейсе: дайте нам ML, всё. Что есть другие технологии и варианты использоваться – слишком сложно. Это касается любого кейса. Это касается любого акселератора и хакатона. К большому разочарованию.

Конкурентный анализ

Ты делаешь крутой продукт, у тебя нет конкурентов. Избитая оскомина многих даже взрослых стартапов, которая звучит красиво, но является красным флагом для любого зрелого инвестора. Да что там инвестора, любой фонд, акселератор или корпорация разведут руками и пошлют на добром слове дорабатывать проект.

В чем же проблема? Можно списать на недостаток времени на конкурентный анализ. Но я готов сделать ставку по опыту работы со студенческими командами на то, что у них нет релевантного опыта в оценке продукта. Ты сделал пушку, бомбу, 10 из 10, такого на рынке нет. Но то, что десять джунов будут стоить дешевле твоей приблуды – не подумал. То, что сегодня эта задача решается другими инструментами, которые не хуже, просто в другой плоскости – ты не подумал. Бывает. Но стартапу важно уметь думать.

Бизнес-модель

У тебя есть заказчик. Ты сделал проект. А сколько он стоит то? Его разработка, внедрение, поддержка. Ты предлагаешь исключительную/неисключительную лицензию, подписку к SaaS, просто продаться с потрохами? Увы, у команд нет ответа. Вообще, мне кажется неудивительным, что нет понимания, как монетизировать проект, ведь… Откуда знать стоимость человекочаса, модели оплаты, способы доп продаж? 

Поэтому на вопрос: “Какая бизнес модель?” все отвечали одинаково: “Ну, мы, вот, так, да” Ясно, что ничего не ясно. И это не проблема материала, который им давали, нет! Просто усвояемость таких знаний приходит от чего? От насмотренности и опыта.

Пока ты не просмотришь десятки сайтов работающих стартапов, пока не изучишь их ценообразование и каналы дохода, ты будешь слабо представлять ценность собственной работе. И слабо представлять, а где деньги то.

Масштабирование

Ладно, допустим, всё классно, твой проект удался. Успех, блеск, ты молодец. Что дальше? Проекты одного года никому не интересны. Должна быть динамика, развитие. Куда пойдешь теперь, как будешь искать клиентов, какие технологии внедрять? Ты готов тянуть на деньги от первого заказа или нужны посевные инвестиции? Подробнее о них я рассказывал тут

Такие вопросы вызывают панику, потому что жизнь коротка, есть задача здесь и сейчас! Какое будущее? Сегодня если стартап не знает своего пути на ближайшие три-пять лет – у него будут проблемы. Не говоря уже о том, что это в целом приводит к неопределенности.

Здесь важно понимать, что нет ничего плохого в неопределенности на этапе идеи и проработки гипотезы. Но когда идею тебе дают на блюдечке и хотят от тебя конкретики, нужно начинать мыслить шире. В целом, всегда нужно мыслить шире.


Я перечислил четыре основных недостатка студенческих стартапных команд конкретного акселератора. Но он не единственный, где мне удалось побывать, и с кем поработать – картина везде одинаковая. 

Главное, что хочется сказать – хорошо, что они пытаются. Значит, у них есть интерес, есть стремление к чему-то новому. Возможно, это и есть те необходимые шишки, которые удобно набить в студенчестве, чтобы зрелыми стартаперами бомбить на рынке. А если молодые начинания взлетят – по ходу дела разберемся. Это ли не дух стартапа?

Комментарии (9)


  1. progchip666
    13.11.2022 16:46
    +1

    Хорошая статья. Есть утверждения спорные, но в целом высвечено действительно много моментов о которых редко задумываются, а многие даже не подозревают.


    1. aploskov
      13.11.2022 16:51

      Да не надо из студентов идиотов делать, они все прекрасно понимают, однако эти вопросы без опыта не решить, от слова совсем.

      Больше похоже на ворчание старых пердунов, которым не приносят на блюдечке решения их финансовых проблемой с кнопочкой "купить доходный бизнес".

      Кроме того, тут кто-то явно не умеет проводить хакатоны. Хакатон - это про решение проблем (т.е. должна была быть сформулированна проблема и описан процесс вокруг неё), а не выполнение задач подешевле.

      И четкая поставленная задача не способствует тому, чтобы эту самую креативность проявить.


      1. marshersusanin Автор
        14.11.2022 06:31

        Здесь хакатон – это итог акселератора, который длился не три дня, а продолжительное время. Цель – не найти подешевле, а научить решать реальные проблемы реальных клиентов. Никто по итогам никого не покупал, но предложения доработать совместными силами нескольких команд с одного кейса (вроде) были.

        Я тоже участвовал в хакатонах, и такие вещи мы с командой прорабатывали. Это как минимум выделяет тебя над теми, кто просто поставленную задачу решил. Поэтому соглашусь сугубо с первым тезисом: опыт роляет :)


  1. shifttstas
    13.11.2022 18:58

    Сейчас мне кажеться основной кейс стартапа - это имиграция, т.к можно же сделать часть работ в РФ а далее уже собрав портфолию податься с инкубаторы зарубежом - это повысит шансы прохождения фильтра.

    Как результат визы дадут всем участникам стартапа.


  1. akakoychenko
    14.11.2022 01:32

    Знаю пример успешного (пару лет назад точно успешного, а сейчас хз, - ибо сейчас на их домене стоит заглушка it works!) стартапа, который запустили трое студентов. Но там был расклад какой, - они фрилансили втроем, подсмотрели тему в сфере баннерной рекламы у заказчика, пронюхали через задачи и общение с ним бизнес модель, скопировали, и смогли найти инвестора, который дал $20К раскрутится, понимая, что, фактически, тырит бизнес у изначального заказчика)

    Ещё в схемах типа накруток инсталлов или чёрного сео часто предпочитают на простую операционную работу брать, условно, мамочек в декрете и пенсионеров вместо студентов. Причина, они делают работу без лишних вопросов, а не выяснить схему. Есть истории разовых успехов студентов в крипто.

    Вообще, если обобщить, то (по моему мнению) команды студентов плохо умеют в бизнес, но неплохо умеют в разовой отработке, так называемых, тем. То есть, используя горящие глаза, любопытство, и готовность (и возможности организма) впахивать по 16 часов в день, студенты эффективно находят темы там, где не пасутся крупные игроки, а одиночки с опытом и скиллами (те же синиор девелоперы) даже не допускают мысли, что там есть деньги, сопоставимые с их безрисковой ежемесячной зп. Условно, заабузить онлайн-казино, найти способ куда-то налить трафика на $10к/мес, найти арбитраж на мелкой стремной криптобирже, и так далее, - это их. Сделать системный бизнес, увы, нет. Там надо много вещей понимать на подсознании, что приходит с опытом. Да и, слишком многофакторный вызов, который не покрыть, условно, группой друзей с одного факультета, которые секут в технологиях, но очень опосредованно слышали о маркетинге, финансах, переговорах, рекрутинге.


    1. marshersusanin Автор
      14.11.2022 06:25

      Модель: копируй успешное – вполне работает уже не первый год. Зачем выдумывать что-то, когда есть уже работающие модели? При должном подходе на нем можно хорошо зарабатывать, это правда.


  1. ira_dmitrieva
    14.11.2022 06:21

    Довольно распространенные ошибки, с некоторыми из них тоже сталкивались при разработке проектов. Основная причина недостаточной продуманности стартапов в плане рассмотрения рынка конкурентов является также ограниченность информации, сложно найти аналоги в открытом доступе. Про креативное мышление довольно спорный момент...

    К тому же, если целенаправленно выносить свой проект на стартап эти вопросы многократно рассматриваются и прорабатываются.


    1. marshersusanin Автор
      14.11.2022 06:22

      Там, где есть недостаток информации, – есть альтернативные методы и конкуренты. Вы можете не знать тех, кто делает то же самое, но с похожим подходом вполне. Но это всё опыт, конечно.


  1. beeptec
    15.11.2022 22:48

    На самом деле стартаперами становятся в одночасье, когда просто решают что жизнь скучна , время невосполнимо и нужно эволюционировать свой разум "...опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель."