«Порезать детальки», «прогреть жало», «к станку», «царский корпус» — такое вероятнее встретить в разговоре с хорошими знакомыми, чем на официальном сайте. Если, конечно, это не сайт «Амперки». Когда-то создатели магазина радиоэлектроники просто захотели общаться со своими покупателями на нормальном человеческом языке. У Михаила Белогорцева и Виктора Накорякова не было маркетологов и пиарщиков в штате, поэтому некому было обучать их канцеляризмам и выхолощенному бизнес-жаргону успешных успехов.
Мне было интересно узнать, как «тёплый ламповый» проект, основанный на простом желании всё сделать по-человечески, вырос до нескольких больших контентных историй, которые оказались интересны многим. У «Амперки» есть своя вики — большая база знаний, помимо теории наполненная руководствами по использованию и описаниями проектов. От базовых определений «что такое электричество» можно плавно перейти к роботу-бармену и кашляющей пепельнице. Есть «Бредборд» вопросов-ответов, на котором зарегистрировано более 20 тыс. человек. У YouTube-канала «Амперки» более полумиллиона подписчиков, а самые популярные видео собирали миллионы просмотров. У них и свой блог был на Хабре, там тоже была жизнь.
Сейчас наверное не самый подходящий момент обсуждать то, что отчасти приторможено, а отчасти заморожено. Но ведь когда-нибудь разгонится и разморозится. Поэтому мы и говорили с одним из сооснователей «Амперки» Михаилом Белогорцевым — о сайтах и проектах для «упоротых механиков», о том, как важно всё делать по-человечески, выстраивая взаимоотношения со своей аудиторией.
Как вы нашли свой подход и язык? Это строилось на интуиции: нормальные здоровые люди общаются с нормальными здоровыми людьми? Или была продуманная стратегия, вы обращались к специалистам?
В целом это интуитивная история, но надо сразу сказать, что мы читали Ильяхова: сначала блог, потом книжка вышла. Мы были лично знакомы с ним, я и Виктор, второй основатель «Амперки». И этот инфостиль в общении нам импонировал: по делу, без воды, экономя время читателя, избегая шаблонов, канцеляризмов и всего словесного мусора, которым люди всё равно не верят и только стараются отфильтровать.
Кажется, Ильяхов в своём инфостиле слишком засушенный и отстранённый, а у вас достаточно эмоциональный подход.
Конечно, мы не полностью следовали ему, он просто кристаллизовал и оформил принципы. Люди устали от шаблонных оборотов, от куч ненужных текстов, и мы хотели нормальным языком доносить суть, давать то, что будет полезно. А будет полезно, значит, будет нравиться. Изначально описанием товаров и созданием вики занимался Виктор.
А как из описаний товаров и вики выросло целое дерево контентных проектов?
Постепенно. Сначала был просто сайт с карточками товаров и их описаниями на нормальном языке. Потом оказалось, что на русском мало информации про Arduino, контроллеры, про то, что с ними делать и как программировать. Поэтому для начала мы нашли хорошее видео Джереми Блюма, десять видеоуроков на английском языке. Мы связались с ним и получили разрешение на перевод, локализовали видео и просто загрузили на YouTube. И наверное, года два на нашем канале не было ничего, кроме этих переведённых видеоуроков. За это время они набрали достаточно много просмотров и подписчиков. Потом стало появляться всё больше новинок, товаров, интерес у людей сохранялся, и мы начали сами снимать обзоры «с человеческим лицом». Буквально на коленке, на фотоаппарат, у себя в офисе. Постепенно выросла целая студия, которая только этим и занималась. Стали появляться темы, пришла идея снимать научно-популярное видео, чтобы привлекать ещё больше людей.
Это можно назвать «по фану»: попробовали, понравилось, стали появляться новые люди и пошёл развиваться канал?
Всё верно, изначально не было никакого плана.
И канал получился отличный, с миллионами просмотров, не было идеи превратить его в профессиональный медийный проект?
Честно: с видеоканалом были связаны очень большие планы. Мы прошли несколько этапов развития: от переведённых видео и небольшой студии в офисе, когда наши сотрудники совмещали работу, и инженеры раз в неделю что-то снимали, и до момента, когда мы наняли профессионального режиссёра-продюсера, Илью Мелихина, который до этого работал на телевидении. Была отдельная команда: свой монтажёр, свой оператор, свой ведущий, все в штате, плюс были аутсорсеры. Канал достаточно успешно развивался. В определённый момент мы уже вышли на тот уровень, когда всё это начинало выглядеть отдельным направлением «Амперки», ещё одним бизнесом. Видеоканал мог продолжать нас подсвечивать, но и существовал бы как самостоятельный проект. Но в этом году начались проблемы с монетизацией, стали исчезать рекламодатели, которые только-только появились у нас за полгода до закрытия студии. Да, студию пока пришлось закрыть.
Подход к созданию видео мы изменили года три-четыре назад: у нас на канале были достаточно специализированные ролики, мы стали добавлять к ним научно-популярные, попытались расширить воронку, потому что нашими узко специальными видео сложно собрать большую аудиторию. А так мы постепенно начали набирать миллионные просмотры, людям становилось интересно, они погружались дальше и даже приходили в «Амперку».
Если вернуться к вики — в один прекрасный день вы сели и решили: давайте свою википедию напишем?
По сути да: нужны были страницы не просто с описаниями товаров, а с примерами использования. Формат вики был нам знаком, поэтому так и назвали. Сейчас там меньше активности, просто потому что новинок стало меньше. Кстати, большинство статей попадали в ту же вики как предсценарий для видео — про новую железку или про новый проект.
Наша вики наполнялась по мере появления новинок: любая железка, если она более-менее технологически сложная, должна иметь свою страничку, с примерами её использования, библиотеками, описаниями, — чтобы чем-то отличаться от Алиэкспресса, где, конечно, всё намного дешевле, но не всегда понятно, что человек берёт.
Вся эта история — форум, блог, видеоканал — выглядит как большой виртуальный клуб. Сколько людей вам удалось привлечь к «Амперке» за всё это время? Я говорю не про покупателей, хотя это тоже интересно, а ещё и про увлечённых DIY, любителей, евангелистов?
Сложно сказать, сколько адептов мы привлекли, человек сто, наверное. Но это самые активные участники форума, завсегдатаи нашего магазина-офиса. Иногда приходишь, а они сидят, общаются с нашими сотрудниками и людьми из техподдержки. Многих знаю лично, на улице встречались — здоровались. Вообще, когда в районе нашего офиса видели человека, сразу могли сказать, что он к нам идёт. У них особый образ, узнаваемый. В общей сложности на форуме зарегистрировано больше 20 тыс. человек.
Если говорить о покупателях, то есть несколько человек, которые сделали в «Амперке» более 50 заказов. Примерно 50% всех покупателей приобретали что-то больше одного раза, 20% — больше трёх раз. 2-3% становились постоянными.
Стоит особо сказать про форум, он стал развиваться параллельно с вики. Одна из причин его появления заключалась в том, что люди постоянно обращались в техподдержку с одними и теми же вопросами, и чтобы разгрузить техподдержку, мы начали выкладывать все готовые решения в паблик. Появился вопрос с типовой проблемой — и мы сразу даём ссылку либо на статью в блоге, либо на вопрос-ответ на форуме. Сама собой сложилась группа добровольных модераторов, которые по сути выполняли работу нашей техподдержки. Человек десять добровольцев на форуме точно было. С кем-то из них мы стали плотнее сотрудничать, некоторые даже перешли работать в «Амперку». Один из инженеров группы, которая сейчас проектирует платы, просто пришёл на форум, помогал советами, мы его заметили, познакомились, пригласили в офис.
Какой-то специальной программы работы с евангелистами не было, мы просто уделяли им внимание: когда появлялись новые железки, рассылали их нашим главным адептам — чтобы потрогали, дали какую-то обратную связь, и со своей экспертизой потом на форуме помогали советами новичкам, если у тех что-то не получалось.
Не хотели формализовать эту историю и превратить в реальный клуб?
Мы думали об этом, даже собирались взять человека в штат. В разное время разные сотрудники «Амперки» занимались общением с коммьюнити, придумывались разные программы. Какая-то целенаправленная работа здесь велась всегда. Призы за активность на «Бредборде», публичные обсуждения востребованности новинок. Мы исходили из того, что у многих людей есть потребность помогать другим, делиться знаниями. И мы старались сконвертировать эту потребность в какую-то пользу для «Амперки», дать понять таким добровольным экспертам, что мы их ценим, что они являются важной частью нашего сообщества.
Пока выглядит, как Том Сойер красил забор, когда работа и есть вознаграждение.
Мы давали им права модератора, присваивали титулы на форуме, высылали персональные скидочные купоны, рассылали железки бесплатно, они могли напрямую связываться с ребятами из техподдержки, вне общего канала. Они могли пользоваться нашим офисом как коворкингом: зайти просто так в любой момент, почти всегда у нас кто-то сидел на пуфиках, общался. Но главной наградой всё же было общение с такими же заинтересованными людьми, как и они сами. Мы разделяли с ними их интересы.
А приостановка активности в блоге и видеоканале повлияла на этот клуб единомышленников?
Общение остаётся, но конечно, в меньшей степени. И в основном по переписке. Вообще сейчас сложная ситуация: клиенты разъехались, но какая-то активность всё равно продолжается. С нами всегда члены «клуба хейтеров», которые неизменно продолжают писать «на Алике это можно купить дешевле».
За 11 лет, что существует «Амперка», мы уже видим путь наших покупателей: они школьниками-старшеклассниками собирали какие-то проекты на Arduino, чтобы защитить их и поступить в вуз, они поступали, заканчивали, начинали работать инженерами и уже работая, снова приходили покупать наши железки.
Можно говорить о «движении Самоделкиных», которых в нашей стране всегда было много — и 50 лет назад, и наверняка сейчас. Какие у них мотивы, что их вдохновляет? Вряд ли только лозунг «хочешь чтобы получилось хорошо — сделай сам»?
Таких людей действительно много. Они и раньше были, советские радиоэлектронщики. Сколько их сейчас, сложно подсчитать, но до появления рынка современных контроллеров их было существенно меньше, а порог входа — значительно выше: надо было обладать продвинутыми знаниями, чтобы что-то спаять и работать с контроллером, требовалось дорогостоящее оборудование, программаторы, сходу заняться этим не получилось бы. А в том DIY, который предлагаем мы, ощутимо снижен порог входа, необязательно обладать инженерными знаниями, чтобы стать причастным к миру DIY-электронщиков. Поэтому количественно таких людей стало кратно больше. Причём процесс развивается одинаково во всех странах — что в США, что в Европе: все проходили одни и те же этапы, везде продавцы DIY-электроники сыграли заметную роль в популяризации темы. Мы тоже ориентировались на крупные магазины США: Adafruit, Sparkfun. Особенно Adafruit — как они оформляют карточки товаров, как поддерживают вики и вообще популяризируют эту историю. В России и мы чуть-чуть приложили к этому силы.
В чём причины такого заразительного интереса? За счёт чего увлечённых людей становится больше? Дело же не только в простоте и доступности.
Факторов много, зависит от возраста. 70% нашей аудитории — это люди от 16 до 45 лет, и очень много 30-летних. Это взрослые айтишники, они работают, что-то делают, вкладывают свои силы в код, в схемы, а вещественного результата своего труда не видят. Особенно в крупных компаниях: ты очень маленькое звено в каком-то огромном проекте и не получаешь отдачи от своей работы, вот этой радости труда. И у людей появляется потребность после работы, на выходных, сделать что-то своими руками — полностью, от начала до конца. Здесь они могут увидеть результат и получить от этого огромное удовольствие: они затратили усилия и увидели, во что это превратилось. Это то, чего людям не хватает в ежедневной рутине.
P.S. С приходом в писательство и придумывание смыслов и идей многочисленной армии отучившихся где надо «курсистов» и контент-маркетологов, почему-то всё чаще стали всплывать утверждения, что «никаких талантов здесь не надо», используй правильные формулы, и будет тебе счастье в креативном труде. На мой взгляд, этому никогда нельзя научить, можно только отточить талант и ум — и вся история «Амперки» отлично это подтверждает. И конечно, не стоит забывать, что главное не метрики и охваты, а нормальные человеческие взаимоотношения, которые и выстраиваются при помощи текстов.
Комментарии (11)
smart_alex
17.11.2022 21:18Буковки и сообщество — это конечно хорошо, но интереснее было бы узнать, что представляет собой Амперка сегодня и как видит себя завтра (если как-то видит).
Субъективно кажется, что Амперка так и не смогла себя реализовать как нечто большее, чем интернет-магазин, хотя, безусловно, у неё для этого были все возможности.
trawen
18.11.2022 04:54А почему на сайте нет ни одного комплекта для самостоятельной сборки ZX Spectrum? Или современная аудитория паять уже не умеет?
red_dragon
18.11.2022 09:42+7Всё видимо потому, что далеко не вся мировая электроника сходится клином на пайке Спектрума.
tormozedison
18.11.2022 13:58+1Если где-то продаётся ESP, Blue Pill или RP2040 - там есть всё необходимое для сборки клона ZX Spectrum. Только слишком компактного и быстросборного.
Didimus
18.11.2022 14:06+2Когда последний раз смотрел их в магазинах, были проблемы с ценой. Теперь вижу их все реже
OldFashionedEngineer
18.11.2022 15:43+1Только позавчера опубликовал статью про старый модуль индикации от Амперки с косяками в схемотехнике, и тут интервью про них.
Как мне кажется, Амперка выживала за счет того, что их наборы закупали школы для кружков. На алике школы покупать не могли, а другой альтернативы не было. Как дальше пойдет? Да наверное также, школы и какие-нибудь клубы будут продолжать потихоньку покупать "матрешек".
Канал на ютубе жаль, что закрыли...
Iv38
Канал жалко. Лёха был хорош.
VanKrock
А что с Лёхой?
Iv38
Мне и самому интересно что с Лёхой. Канал Амперки заморожен, а о судьбе самого Лёхи ничего неизвестно. Отдельно от Амперки он не попадался мне на ютубе. И гугл ничего внятного мне не сообщил.