Недавно Rest of World рассказал увлекательную историю стартапа Lyka, который платил своим пользователям за каждое действие на платформе. Те потом могли превращать виртуальные монеты в реальные деньги и оплачивать ими товары и услуги. Работу приложения быстро свернули, и многие пользователи и продавцы понесли убытки.

Кажется, подобные истории бесконечны, и опыт и разочарование одних никогда не станут предупреждающими знаками для других, с азартом бросающихся в сети Play-to-Earn. Я собрала в этом дайджесте публикации Хабра, и не только Хабра, об экспериментах в Сети, нацеленных на зарабатывание денег. Чаще, конечно, богатели их организаторы, но иногда ненадолго везло обычным людям, оказавшимся у основания пирамиды или в начале цепочки в нужное время. Кроме того, нашлись хорошие экспертные публикации, объясняющие иногда парадоксальное человеческое поведение на социальных платформах. 

Эта социальная сеть платила пользователям за посты. Что могло пойти не так?

Создатель Lyka, этого клона Instagram, за несколько месяцев развернул невероятно бурную деятельность на Филиппинах. Бывшему венчурному капиталисту Райану Бэрду не стоило больших усилий собрать убедительную презентацию и привлечь $20 млн инвестиций от известных брендов, таких как Ford и Adidas. За каждое размещение фотографии и каждый лайк пользователи Lyka получали виртуальные монетки, которые потом можно было превратить в живые деньги в магазинах инвесторов и ещё в 28 тыс. филиппинских торговых точках, владельцы которых поверили Бэрду.

Через полгода после взлёта стартапа филиппинский центробанк прикрыл бурную деятельность Lyka, оставив сотни тысяч человек с бесполезной внутриплатформенной валютой, а тысячи продавцов — без отданных «за фантики» товаров. Как ни удивительно, сейчас Райан Бэрд готовится перезапустить Lyka в Индонезии и Малайзии.    

Стартап, который платил деньги своим пользователям за тренировки, обанкротился

Конечно, Lyka не первый и не последний, ловивший пользователей на крючок лёгкого заработка. Но, наверное, это один из самых бесстыдных проектов — потому что мало кто отважился обещать, что люди смогут заработать на внедорожник Ford, просто размещая фотографии и собирая лайки.

Мотивирующий людей на занятия спортом стартап Pact, о котором написали на Хабре на несколько лет раньше, чем появилась Lyka, гарантировал заработок физически активным юзерам. Правда, суммы были небольшие, и самые дисциплинированные и тренированные смогли заработать где-то $150 за два года. Зато в большом плюсе были создатели Pact: пропущенная тренировка и отсутствие достижений в конце отчётной недели наказывались штрафом от $5 до $50. Сумму штрафа каждый определял сам. Вот здесь и начинались сбои в системе: Pact слишком часто ошибался, штрафуя за неспортивное поведение, и продолжал вытягивать деньги даже из тех, кто давно удалил приложение. Дошло до того, что стартап обвинили в мошенничестве, и Федеральная торговая комиссия США обязала вернуть клиентам $948,7 тысяч (хотели больше, но уж сколько было на счетах).

Сделают ли P2E-игры вас богаче?

Детальный экспертный обзор Play-to-Earn и «разгула» основанных на этом принципе проектов в последние годы, когда ситуацию усугубили блокчейн и NFT. В качестве самого яркого примера фигурирует игра Axie Infinity, где виртуальные сражения и фермы с «боевыми покемонами» позволяли их владельцам зарабатывать на вполне реальные дома.

Но идея зарабатывать в играх и приложениях оказалась насколько заразительной, настолько и ненадёжной. Пока на Филиппинах до сих пор с азартом включаются в новые авантюры, в Южной Корее все игры, основанные на принципе Play-to-Earn, уже под запретом.       

Криптоигра обещала вытащить филиппинцев из бедности. Вот что произошло вместо этого

Феномен Axie Infinity, создатели которой умудрились в небогатых Филиппинах развернуть свою микро-экономику, заслуживает особого упоминания. Об игре подробно и эмоционально написали в Time. На пике стоимости игрового токена на Филиппинах несколько сотен тысяч человек всерьёз работали на полную ставку в игре, извлекая из виртуальных действий вполне реальные доходы. Некоторые филиппинцы даже организовали свои бизнес внутри этой игровой экономики, с внушительными доходами и с наёмными сотрудниками. 

Публикация в Time с одной стороны, анализирует, что и почему в Axie Infinity пошло не так, а с другой — рассказывает истории людей, выброшенных в реальность и не представляющих, что делать с этими бесполезными игровыми монстриками и  баснословными долгами. 

Строили любовь, а построили рабство. Как и для каких целей Roblox использует детей

Пересказ для Хабра видео с англоязычного канала People Make Games, выдавшего негативную оценку Roblox. Платформу, на которой много детей, играющих и создающих свои собственные игры, обвинили в эксплуатации детского труда. 

Двойственность ситуации в целом и публикации в частности, как это часто бывает на Хабре, придают комментарии. С одной стороны, вот цифры: детей зазывали играть и творить, обещали за это хорошее вознаграждение; а на деле оказалось, что сама платформа работает по никому не понятным принципам и забирает себе 83% дохода от игр (в то время как Steam брал 30%, а Epic games Store и Microsoft Store — вообще 12%). С другой стороны, комментаторы отмечают, что сама по себе Roblox — неплохое место для мотивации и обучения детей, и все беды начинаются, когда родители устраняются из процессов воспитания и развития и делегируют их соцсетям. 

Моя история создания мотивационного приложения (iOS и Android) для дочери с дочерью на Unity и C#

История создания мобильного приложения для детей, позволяющего зарабатывать деньги своим умом. Продолжение

Прекрасная история о том, как взрослые скорее тратят, чем зарабатывают, используя мобильное приложение. Хотя хорошо соображающий мотивированный ребёнок — это бесценно: автор двухсерийного рассказа на Хабре задался целью создать приложение, чтобы увлечь свою дочь математикой. Он разработал прогу, в которой правильно решённые задачи оценивались в денежном эквиваленте, а настоящие купюры потом выдавали родители.   

Полезный туториал для разработчиков с перечислением всех источников и вспомогательных инструментов. Приложение до сих пор можно найти на App Store и Google Play, но, к сожалению, оно уже давно не обновлялось.

Покупатель на крючке: рецепт формирования зависимости

Кристально ясное изложение основных тезисов популярной книги Нир Эяль «Hooked. На крючке. Как создавать продукты, формирующие привычки». И автора, и книгу много раз упоминали на Хабре, но здесь, пожалуй, самый исчерпывающий пересказ. Деньги — не главный «крючок», на который ловят нас создателей игр и социальных сетей. Причины зависимости от от тех или иных платформ гораздо глубже. Именно об этих изначальных причинах зависимостей, триггерах, которые побуждают нас к действиям даже ради нематериальных вознаграждений, рассказывает публикация. Ведь помимо «вознаграждения добычей» для людей не менее важно «вознаграждение племенем». И принципы формирования привычек и зависимостей в конце концов могут привести не к очередной пирамиде, а к социально значимым проектам. 

Напоследок напомню, что меня зовут Екатерина, и я куратор потоков менеджмент и маркетинг. Одна из моих задач — «приземлять» на Хабр авторов, готовых писать на эти темы так, чтобы они были интересны сообществу. Поэтому повторю одну из любимых фраз: пишите мне, пишите сами по себе, главное — пишите.

Комментарии (1)


  1. leshabirukov
    00.00.0000 00:00
    +1

    Хотя хорошо соображающий мотивированный ребёнок — это бесценно: автор двухсерийного рассказа на Хабре задался целью создать приложение, чтобы увлечь свою дочь математикой. Он разработал прогу, в которой правильно решённые задачи оценивались в денежном эквиваленте, а настоящие купюры потом выдавали родители.

    Это интересно. Есть знакомый хикки, которого хочется вытащить из задницы, или хотя бы поддержать материально, не подачкой, а заработком, но как... Вот к примеру "Толока", там платят совсем копейки, тем более начинающим. Я бы на каждый заработанный им рубль добавлял два своих, такая субсидия, и я думаю, не одному мне функция пригодилась бы.