Почему бизнесу важно быть гибким и открытым для новых технологий? Посмотрим на двух мировых гигантов: компанию Kodak и сеть Starbucks. Kodak стала одной из немногих компаний, кто достиг миллионных продаж в 90-е годы. Однако нежелание меняться и внедрять новые технологии привели компанию к  потере доли рынка и банкротству. Противоположный пример — история компании Starbucks. Сеть активно использовала современные технологии и  инвестировала в развитие приложений для повышения качества обслуживания клиентов. В результате Starbucks завоевала популярность во всем мире и продолжает держаться на плаву.

Сейчас в ситуации выбора оказалась большая часть российских компаний. Пандемия 2020 и вызовы 2022 разделили руководителей и владельцев бизнеса на тех, кто осваивает современные технологии, и тех, кто пока не готов ничего менять. В этом материале мы расскажем, почему люди отказываются от инноваций даже тогда, когда они необходимы, и как неготовность к переменам в 2022 году может привести к стагнации и упадку бизнеса.

Перемены неизбежны

Когда в мире появляется новая технология, первой ее подхватывают новаторы. Эта группа людей составляет всего 2-3% от общества, готова рисковать и обладает достаточными ресурсами для внедрения инноваций. Следом идею тестируют лидеры мнений, одобрение которых играет важную роль для внедрения инноваций. Затем новую технологию опробывают прагматики или прогрессивное большинство, которое составляет примерно треть населения. Позже всех идею внедряют люди, которые относятся к позднему большинству и отстающим. Это традиционалисты, недоверяющие новым технологиям и ориентирующиеся на мнение большинства. Подробнее о принятии технологии обществом мы писали в одном из наших материал о Hype Cycle Gartner.

Если компания отказывается от внедрения новых технологий, это может привести к технологическому отставанию со всеми последствиями: неспособность быстро вносить изменения, снижение производительности и потеря клиентов. Однако если раньше компании могли взять паузу и изучить опыт конкурентов, то в 2022 году эта пауза может очень быстро закончиться. Текущий год лишил нас этой возможности и стал испытанием для традиционалистов. 

Из России ушли зарубежные гиганты, производящие оборудование и ПО, на котором строили ИТ-инфраструктуру многие российские компании. После прекращения поддержки компании лишились возможности оперативно устранять ошибки в функционировании этого ПО и, как следствие, работе инфраструктуры, опирающуюся на результат работы этого ПО. Нет никаких сомнений, что это может привести к серьезным проблемам, но, несмотря на это, часть людей предпочитает занять позицию выжидания, вместо того, чтобы начинать искать замену ушедшим компаниям. 

Почему люди не хотят ничего менять

Исследователи говорят о «пропасти» между авторами новых идей и остальными людьми. Часто ее причина в психологической неготовности к переменам. Сфера технологий довольна сложная и требует много времени на изучение. Часто человек, который когда-то уже потратил силы на то, чтобы разобраться в подходах и архитектуре, может быть не готов заново проходить обучение. Когда такой руководитель решается на изменения, он зачастую ищет решения в парадигме привычного подхода и образа мышления. 

Например, большинство IT-отделов российских компаний использовали для виртуализации американской платформу VMware. За время жизни на рынке сама платформа накопила много избыточного кода, решений уже неактуальных проблем, использования устаревших технологий и так далее. На рынке появились новые легковесные и производительные решения. Однако после ухода VMware из России некоторые начали искать полностью аналогичный продукт с такой же концепцией, пресловутой «бесшовной интеграцией» и 100% совместимостью. Многие не задумываются, что на самом деле им не нужен полный аналог, им нужно современное решение, отвечающее актуальным потребностям бизнеса. 

Среди таких решений на российском рынке можно выделить гиперконвергентную платформу vStack. Кроме того, что продукт является заменой VMware, пользователь также может самостоятельно выбирать оборудование любого уровня, платить только за используемые ресурсы и многое другое, что в лучшую сторону отличает платформу от зарубежного аналога. Однако даже в такой ситуации бизнес продолжает надеяться, что привычный VMware продолжит работать как и раньше, а большая часть компаний в России надеются на улучшения. Другой пример ITSM-система SimpleOne, которая смогла стать альтернативой лидера отрасли ServiceNow.

Другая распространенная тактика — выжидать, пока ситуация изменится в лучшую сторону. Есть все основания полагать, что в оставшейся части 2022 года она не сработает. Иностранные компании уходят из России надолго, сворачивают обслуживание и закрывают доступ к собственной базе знаний. Чем дольше длится ожидание, тем больше накапливается потенциальных проблем, решение которых потребует много времени и денег.

«Те, кто не могут изменить свое мнение, не могут изменить ничего»

Эта цитата Бернарда Шоу хорошо описывает последствия отказа от перемен. Внедрение новых технологий и продуктов требует большой работы. Но это стоит того, так как в результате компания может повысить производительность и избежать рисков.

Если занять выжидательную позицию, рано или поздно может произойти сбой, устранение которого без доступа к базе знаний производителя займет значимое время и принесет значимый ущерб, грозящий компании миллионными убытками. Поскольку у специалистов компании нет прямого оперативного доступа к базе знаний производителя, им придется самостоятельно искать способ устранения сбоя с непредсказуемым результатом и решением, которое производитель не проверял на корректность и отсутствие последствий. Важно просчитать эти риски заранее и принять меры для их устранения или хотя бы составить план действий на случай серьезного сбоя. 

В конце концов в выигрыше окажутся те компании, которые уже сейчас начнут рассматривать переход на доступные аналоги зарубежных решений.

Как перестать ждать и начать действовать

Практически любая новая технология в истории на этапе внедрения была воспринята с подозрением. Люди опасались подвесных мостов, самоходных повозок и летательных аппаратов. Однако наблюдение за успешным опытом других помогло скептикам принять изменения. Поэтому первым шагом при переходе к новым технологиям может стать изучение опыта других компаний, как российских, так и зарубежных.

Следующий шаг — запуск пилотного проекта. Важно, чтобы пилот был ограничен по времени, имел конкретные цели и проводился в условиях, максимально приближенных к реальным. Тогда результаты эксперимента будут достоверными, а риски — минимальными. Также важно заранее продумать план внедрения новой технологии, если пилотный проект будет успешным.

Чтобы внедрение новой технологии прошло гладко, нужно объяснить сотрудникам причины и задачи перехода, а также организовать обучение.  

Несмотря на то, что новые технологии могут существенно упростить бизнес и IT процессы в компании, не все они заслуживают внимания. Важно оценить, что будет, если внедрить инновацию или, что не менее важно, чего не будет, если не внедрять ее. При этом не важно, относится ли человек к группе новаторов или традиционалистов. Некоторые изменения просто должны быть внесены, так как этого требуют внешние обстоятельства.

Комментарии (2)


  1. genew
    30.11.2022 18:57
    -1

    "вызовы 2022" - это так сейчас называется?


  1. Exchan-ge
    02.12.2022 07:43

    Посмотрим на двух мировых гигантов: компанию Kodak и сеть Starbucks.


    а ничего, что эти компании занимаются совершенно разными вещами?

    Однако нежелание меняться и внедрять новые технологии привели компанию к потере доли рынка и банкротству.


    «Осенью 2013 компания [Eastman Kodak Company] вышла из процедуры банкротства, полностью выплатив долги и завершив реструктуризацию» (с)