Найти хорошую работу в IT — непростая задача. А просто ли рекрутеру найти достойного кандидата? Мы поговорили со старшими HR-менеджерами Voximplant Алиной Семеновой и Витой Прокопенко, чтобы взглянуть на поиск «идеального» кандидата глазами рекрутера.
С чего начинается родина поиск кандидата.
Получив задачу на найм, рекрутер уточняет у заказчика основные требования к кандидату. В результате у него должно появиться понимание, какие навыки точно должны быть у соискателя, что желательно, а что не так уж и важно. Кроме требований, нужно выяснить стоп-факторы — моменты, которые для заказчика неприемлемы.
Например, нужен бекенд разработчик. Заказчик озвучивает требования: 2 года опыта в коммерческой разработке, знание Java, Spring и т.д. При этом он может выставить следующее требование: разработчик должен иметь профильное образование, возможно, даже из определенного технического вуза. Поскольку такое требование значительно сужает поиск, рекрутер уточнит, действительно ли это обоснованное пожелание или пустое предубеждение. Возможно, заказчик считает, что именно в этом вузе хорошая программа подготовки, и его выпускники имеют более глубокие знания.
Требования заказчика складываются из понимания, какой функционал должен закрыть будущий сотрудник, что, в свою очередь, и формирует список хард- и софт-скиллов. Однако, опытный HR должен собрать дар убеждения в кулак и рассказать, почему некоторые из требований стоит изменить. Если заказчик просит найти яйцо дракона, HR не должен слепо повиноваться и тратить деньги компании, зная, что это невозможно. Необходимо сразу обсуждать сомнительные требования, чтобы выполнить задачу в короткий срок и положительным исходом в долгосрочной перспективе.
Если нужно найти человека в бизнесовое направление – проектный отдел, отдел продаж или маркетинга, рекрутер будет уделять больше внимания софт-скиллам. Например, будет ли кандидат разделять миссию и ценности компании, каков его общий уровень адекватности, сможет ли он сработаться с командой и т. д.
Про «идеальных» кандидатов
Тут все просто: их не бывает. У каждого соискателя свои риски. На определенном этапе работы с кандидатом HR должен выявить их и честно проговорить. Например, человек работал сейлзом в крупной компании, продукты которой уже зарекомендовали себя на рынке. На новом месте ему придется глубоко погрузиться в незнакомый для рынка продукт, чтобы затем объяснять его преимущества покупателям. HR нужно проговорить свои сомнения, чтобы это не стало проблемой в будущем. Чем выше позиция, тем выше стоимость ошибки рекрутера для компании.
Тут важен мэтч — совпадение, как в Тиндере. Не существует идеальных пар: одного человека всегда будет не устраивать что-то в другом. Но трения не должны быть настолько сильными, чтобы это мешало работе и нормальному общению.
Более того, не всем компаниям нужна «идеальность». Наоборот, есть вакансии, где нужен совсем не идеальный в плане навыков кандидат. Например, когда нужно, чтобы человек постоянно учился и каждые полгода осваивал что-то новое. Такое бывает, когда у компании уже есть устоявшийся персонал, а для развития нужна «свежая кровь».
Как рекрутер выбирает «то самое» резюме
Для разработчиков и сейлзов процесс поиска кандидатов разный. В разработке проще оценить хард-скиллы по резюме: там с большей вероятностью можно увидеть, с какими стеками работал кандидат, какие задачи решал. Например, если мы ищем фронтенд разработчика с актуальным опытом Vue.js от 2-х лет, мы не будем смотреть на резюме кандидатов, которые работали только с Angular, или что-то писали на Vue.js в далекие годы, а сейчас пишут на React.js.
В случае, например, с сейлзами рекрутер больше оценивает софт-скиллы: как человек составил резюме, на чем он сделал акцент. Если сейлз много пишет про процессы, то он, скорее всего, ориентирован именно на них, а не результат. Сейлз, который стремится зарабатывать, будет делать упор на цифры, описывать сделки и свои достижения. Сотрудник, который фокусировался на выстраивании процессов также может подойти компаниям, например, большим корпорациям. Но надо понимать, что небольшим компаниям важнее скорее привлечь клиента и заключить сделку. И люди, сфокусированные на процессах, им не подойдут.
Также рекрутер смотрит, как человек излагает мысли, структура и логика речи: это важно и для сейлза, и для маркетолога. Если есть грамматические ошибки и опечатки, то HR сделает вывод, что человек невнимателен к мелочам. Зачастую в IT нужны люди, которые будут изучать сложный технологический продукт, и тут как раз важно внимание к деталям. Сейчас на сейлз-позиции в IT индустрии в принципе большая конкуренция, и тем более она высока на позиции джуниоров. Поэтому из 100 писем, составленных как попало, рекрутер точно выберет резюме с четкой структурой и грамотно выраженными мыслями.
В разработке процесс поиска кандидатов отличается: рынок тут скорее кандидатский, то есть на одного кандидата может приходиться несколько хороших офферов. Бывает, что хорошие специалисты часто не умеют красноречиво описывать свой опыт в резюме, поэтому HR не так придирчив к резюме. Но надо отметить, что это в меньше степени относится к джуниор позициям: их в разработке много, и становится все больше – на одну вакансию приходится огромное количество откликов. Поэтому рекрутер не будет просматривать резюме без описания базового опыта и решенных задач.
К кандидатам на роль мидлов и сеньоров другой подход. С ростом грейда разработчик становится более востребованным на рынке. Хороший специалист может иметь очень поверхностное резюме. Если HR увидит ключевые требования даже в кратком описании, он, как настоящий охотник за талантами, предложит кандидату пообщаться как раз для того, чтобы уточнить опыт работы. Проверьте сами: просто придумайте и опубликуйте резюме разработчика с одной строчкой про три года опыта работы с популярным языком программирования и знанием определенных фреймворков. И этой строчки будет достаточно, чтобы вам начали приходить предложения пообщаться.
Но если на позицию для мидлов хороший спрос, то начинают работать те же правила, что и с джуниорами. Рекрутер скорее будет выбирать резюме, в которых адекватно описаны решенные задачи и разработанный софт. Так или иначе грамотно составленное резюме с четко описанным опытом работы всегда будет выделяться на любом уровне — от джуниора до сеньора.
Что делать на собеседовании
Тут зависит от направления: разработчики или сейлзы. Мы уже говорили, что в IT рынок разработчиков по большей части кандидатский — компании охотятся за специалистами, а не наоборот. И бывает, что это отражается не лучшим образом на процессе найма: соискатели ведут себя на собеседовании не заинтересованно и неохотно отвечают на вопросы. Иногда случается, что разработчик сам начинает выставлять условия и говорит, что не будет тратить время, если их не выполнят.
Но ситуация начинает меняться: адекватные компании начинают понимать важность мотивации кандидата — теперь они стараются «прощупать» ее. Если человек увлеченно рассказывает про свой опыт и демонстрирует интерес к компании, продукту или конкретному проекту, то это может быть мэтч. А если на ключевые вопросы он отвечает, что ему важен только уровень зарплаты, и чтобы она была белая, то вряд ли ему будет интересно в компании после найма. Рекрутеру важно видеть заинтересованность соискателя, важно понимать, что компания и человек могут дать друг другу что-то полезное.
Для хорошего рекрутера важна честность. Если он видит, что по скиллам кандидат — это попадание «в яблочко», но ему может быть скучно в компании, то он озвучит эти опасения. А соискатель должен оценить свою мотивацию и честно решить, будет ли он доволен уровнем предлагаемых компанией задач. Такой подход экономит уйму времени и кандидату, и работодателю.
Чего делать не стоит
Первое: не пытайтесь себя продать любой ценой, что-то приукрасить. Как мы говорили выше – честность важна, потому что она экономит время всем. Если вы допустите ложь, она в конечном итоге все равно выявится. Если кандидат-«сказочник» чудом все же пройдет все этапы интервью, в первые дни работы будет несложно понять, что оговоренный опыт не сходится с реальностью. Более того, мир IT тесен: рекрутер может навести справки, спросить у коллег и т. д. В итоге HR потратит свое время, а соискатель уйдет с собеседования с чувством, что сел в лужу. Сказанное выше тем более относится к разработке. Просто потому, что в разработке обман легко вычислить во время технического интервью.
Второе: не стоит ругать своих бывших коллег и компанию. Можно спокойно сказать, что были моменты, которые не устраивали, это и стало причиной поиска нового места работы. Но не стоит говорить в негативном ключе о бывшем руководителе или коллегах, даже не называя имен. Сейчас у всех есть аккаунты в соцсетях, в том числе деловых. Так что, даже если не называть имен, вычислить человека будет легко — в том же LinkedIn.
Третье: сейчас в интернете много методичек о том, как вести себя на собеседовании. Чем штудировать их и стараться следовать всем пунктам, лучше понять основные простые принципы:
Будьте честны с собой и работодателем;
Поймите, что если вы друг другу не подходите, не старайтесь вставить круглую фигуру в квадратную форму, это в конце концов сэкономит уйму времени вам обоим;
Старайтесь думать о пользе, которую компания принесет вам и которую вы можете дать ей.
Комментарии (20)
conopus
13.12.2022 18:00+2Поясните, пожалуйста, что такое "общий уровень адекватности". Как вы его измеряете?
leramnk Автор
13.12.2022 18:16его можно не измерять, обычно его видно невооруженным глазом – кандидат сидит в одежде (это правда важный критерий), находится на одном месте, а не созванивается в процессе пробежки и далее по списку:)
tvr
13.12.2022 20:39+1кандидат сидит в одежде
Это плюс или минус?а не созванивается в процессе пробежки и далее по списку:)
Т.е. если вы мне позвонили во время моей пробежки и я не стал вас отправлять лесом в сад — я неадекват?leramnk Автор
13.12.2022 20:44+3смотря куда собеседуетесь:) что касается пробежки, имеется в виду тот вариант, когда у вас запланирована онлайн-встреча с потенциальным работодателем, а вы решили провести время с пользой для карьеры и здоровья одновременно.
germn
13.12.2022 19:36+17Если человек увлеченно рассказывает про свой опыт и демонстрирует интерес к компании, продукту или конкретному проекту, то это может быть мэтч. А если на ключевые вопросы он отвечает, что ему важен только уровень зарплаты, и чтобы она была белая, то вряд ли ему будет интересно в компании после найма
Знаете, если честно, мне кажется это скорее про софт скиллс в целом, чем про мотивацию. Да, логично разузнать, чем ты будешь заниматься, логично позадавать вопросы из предметной области, чтобы подчеркнуть, что ты в ней разбираешься и показать способность разбираться в новом. Да, невежливо говорить только и исключительно про деньги, или демонстрировать безразличие к окружающим.
Но хоть убейте, я не верю, что к вам на интервью приходит много людей, которые искренне заинтересованы в компании или её продуктах. Давайте, как вы это написали "быть честными с собой": вы не Эпл или Тесла, чтобы к вам шли из-за бренда. Вы не изобретаете лекарство от рака и не отправляете спутники в космос, чтобы к вам шли из-за продукта. Вы обычная компания, каких тысячи, про которую кандидат впервые услышал пару дней назад от рекрутёра — ну, так, если по-честному. Человек пойдёт к вам, потому что ему подошёл стек и озвученная вилка ЗП. Реже, какие-то ещё параметры типа графика работы или, скажем, возможности релокации. Это и есть то, в чём он искренне заинтересован. Всё остальное — скорее для поддержания разговора.
Мне так, кажется, по крайней мере.
YuriPanchul
13.12.2022 19:52+5Строго говоря к Эпл и Тесла это тоже относится - инженеры которые разрабатывают например микросхему внутри айфона или систему на кристалле для управления автомобилем - уже как правило поработали в Интеле, NVidia итд и выбирают текущую позицию из нескольких оферов на похожие позиции в других электронных компаниях. И не из-за бренда как такового, а из-за микроархитектурной интересности + бенефитов конкретной позиции. Чисто из-за бренда идут молодые люди на первую и не очень ключевую работу.
Tresimeno
13.12.2022 20:31Вы обычная компания, каких тысячи, про которую кандидат впервые услышал пару дней назад от рекрутёра — ну, так, если по-честному. Человек пойдёт к вам, потому что ему подошёл стек и озвученная вилка ЗП. Реже, какие-то ещё параметры типа графика работы или, скажем, возможности релокации. Это и есть то, в чём он искренне заинтересован. Всё остальное — скорее для поддержания разговора.
Жаль что это все относится только к миру русскоязычных компаний и русскоязычных рекрутеров. Те, до кого добираюсь в LinkedIn, по моей статистике в 5 случаях из 7 в отлупе напишут (если из них удастся вытрясти это) что-то типа lack of enthusiasm. Впечатление такое что там просто норма вещей быть неискренним.
MUTbKA98
14.12.2022 13:15Ну если у них очередь из кандидатов - то можно и покапризничать, ИМХО. Имеют право.
Тем более что если вдруг попадется искренний "энтузиаст" - ну хотя бы по той причине, что ему до офиса 5 минут пешком - то это правда лучше, чем кто-то пофигистичный, который как пришел, так и уйдет.
leramnk Автор
13.12.2022 20:39Вы думаете, что интерес к продукту и к тому, чем занимается компания, может быть только если это Эппл или Тесла? :)
Кандидат при поиске вакансии, как правило, понимает, что хочет получить. У кого-то мотивация только в белой заработной плате, и ему не так важна сама компания и продукт. У кого-то есть целый список ключевых критериев выбора:
определенный стек технологий
определенный вид задач, который позволит развиваться в желаемом для кандидата направлении
пожелания к организации работы/ процессов, например, чтобы по пути от получения задачи до ее реализации не приходилось проходить круги ада множества согласований
желание поработать в высоконагруженном продукте
и прочее, перечислять можно долго :)
Мотивация кандидата в таком случае основана на возможности работать в месте, которое максимально будет соответствовать его критериям. При получении нескольких офферов он выберет тот, что мэтчится с его пожеланиями. Это история не про «Эппл» или «Теслу», это история про возможность попасть в компанию, которая даст развиваться в желаемом направлении и видеть свою ценность как специалиста.
По этой же причине кандидаты могут отказываться от офферов в большие компании, так как по каким-то критериям компания и человек не сходятся.
germn
13.12.2022 21:23Спорить не буду :) но не могу не спросить вас об этом пункте:
чтобы по пути от получения задачи до ее реализации не приходилось проходить круги ада множества согласований
Вы можете привести пример компании, где разработчику пришлось бы проходить множество согласований? В моём понимании в 99,9% компаний: на спринте выдают тикет, ты его делаешь, создаешь пул реквест, его ревьюят, мержат, тикет закрывают. На ваш взгляд по-другому вообще бывает?
leramnk Автор
13.12.2022 21:43не будем переходить на личности, но вы их тоже прекрасно знаете:)
В любом случае задачи бывают разные. Релиз нового функционала может затрагивать разные аспекты продукта, без согласования с ответственными за эти части людьми, фича может просто «поломать» правильную работу продукта. Также функционал может затрагивать аспекты безопасности, что тоже требует согласования с командой информационной безопасности
bay73
14.12.2022 11:06+1на спринте выдают тикет, ты его делаешь, создаешь пул реквест, его ревьюят, мержат, тикет закрывают.
В моём понимании, вы описываете совсем уж зелёного junior. В нормальной ситуации разработчик сом создаёт тикеты ознакомившись с функцииональными требованиями, продумывает и обсуждает архитектуру и дизайн, выполняет ревью, задумывается на оптимизацией, организацией тестов и т.п.
germn
14.12.2022 11:34По-разному же бывает: где-то тикеты создает вся команда при планировании фичи, где-то пм с разработчиком, где-то создает сам пм, кто-то из бизнеса или архитектор. Где-то как вы говорите. Часто тикеты появляются несколькими из перечисленных способов.
Так или иначе, суть моего оригинального комментария была не в этом. Если же ваш аргумент, что разработчику нужно добиваться от ПМа/бизнеса согласования бизнес фичи, которую он разработчик придумал, то это на мой взгляд нормально: мало ли что там разработчик придумал, продукт должен задачи бизнеса решать.
yerbabuena
13.12.2022 20:36+5не пытайтесь себя продать любой ценой, что-то приукрасить.
В этот момент выходец с полуострова Индостан, находящийся на H1B 6й год, смотрит и улыбается в усы такому наивному подходу.
mike66
13.12.2022 23:00+4Именно. Реалии, по крайней мере в США, таковы, что пока вы строите из себя честного человека, условный индус наврёт в три короба и получит оффер, а вы так и останетесь честным, но безработным.
dcc0
Если ты частная компния (особнно новая и никому неизвестная) и получил очень хорошего кандидата, и всё идёт в твоём проекте как по маслу, то стоит насторожиться, потом можно получить кучу проблем разного плана, + как бонус - сломанные двери в твоём офисе, обыск или ещё что-то похуже.
leramnk Автор
хм, не самый оптимистичный расклад, почему так думаете?
YDR
странноватый сценарий. Присоединюсь к просьбе прокомментировать.
DenisSel
Вы просто не сталкивались с такой ситуацией, производит очень сильное впечатление. У меня подобная ситуация была один раз и мне хватило. Спасло то, что у нас небыло денег и оперативники быстро поняли, что взять с нас нечего. Отделался лёгким испугом и полным отсутствием желания, что либо организовывать в России
dcc0
Сейчас сложнее ситуация. И сильно жёстче. Теперь, скорее всего, будет с фатальными завершениями.