Отдельная вкладка для просмотра математики в реальном времени
Отдельная вкладка для просмотра математики в реальном времени

Введение

Далее будут описываться способы ускорения набора LaTeX-овского текста, поэтому если Вы не знаете, что такое LaTeX, то Вам придется изучить это самостоятельно (может кто оставит полезные ссылки в комментариях).

Кратко лишь скажу, что LaTeX-овский текст - это текст, при помощи которого можно создавать документы со сложными математическими формулами, красивым оформлением и т.д.

Эта статья своего рода Roadmap, так как много моментов я оставляю для самостоятельной проработки.

Эта статья является адаптацией этих статей для Vim, с парочкой новинок полезных для не англоязычных писателей.

Замечания

С обновлением расширения LaTeX Workshop больше 9.0.0 HyperSnips начинает тупить. Надеюсь, что это пофиксят в каком-нибудь из расширений.

  • LaTeX Workshop - v9.0.0

  • HyperSnips - v0.2.8 (HyperScopes - v0.0.9)

Обобщение

  • Устанавливаем VS Code

  • Устанавливаем LaTeX

  • Устанавливаем расширение для VS Code - LaTeX Workshop

  • Устанавливаем расширение для VS Code - HyperSnips

  • Настраиваем сниппеты в LaTeX Workshop

  • Настраиваем сниппеты в HyperSnips

  • Устанавливаем и настраиваем программу для удобной смены раскладки

  • Пользуемся

Ссылка на готовые сниппеты в конце статьи.

Далее идёт объяснение того, как это работает. Вы можете пользоваться этим текстом по мере того, пока самостоятельно (ведь так интереснее) осваиваете все сниппеты.

Сниппеты

Сниппеты - это команды, сокращения текста, позволяющие быстро печатать большие объёмы текста.

Например, для набора дроби в LaTeX Вам нужно ввести что-то наподобие "\frac{a}{b}", что в итоге даст нам \frac{a}{b}. Согласитесь, неудобно вводить этот текст напрямую. Благодаря сниппетам, можно сделать команду, чтобы при наборе "a/" текст заменялся на "\frac{a}{}", а курсор устанавливался внутри вторых фигурных скобок, чтобы написать знаменатель. Более того, чтобы выйти из внутренностей текста, часто оказывается удобным использование tab. То есть Вы можете настроить сниппет таким образом, чтобы при нажатии tab курсор устанавливался в конец вставленного текста.

Все мои сниппеты делятся на две группы:

  • для LaTeX Workshop (latex.json)

  • для HyperSnips (latex.hsnips, markdown.hsnips)

В latex.json (Manage->Configure User Snippets->latex.json) я пишу сниппеты, которые активируются при подтверждении (Enter) в окне предложений VS Code. Обрабатывается только пользовательский ввод.

Например, у меня при вводе "\lim" вылетает подсказка замены на "\lim\limits_{}" (таким образом могу сразу написать условие) или "\limpl", чему соответствует \Longleftarrow. В зависимости от ситуации, я могу выбрать то, что мне нужно.

В latex.hsnips (ctrl+shift+p->HyperSnips: Open Snippets Directory->создайте файл latex.hsnips) находятся сниппеты, которые автоматически заменяют текст. Это расширение обрабатывает строку целиком, поэтому эти сниппеты тяжеловеснее.

Например, я точно знаю, что мне не придется (или придется, но редко, тогда отменю замену при помощи ctrl+z) в тексте использовать знак "/". Тогда я без угрызения совести могу назначить на этот символ автозамену на "\dfrac{}{}", что логично.

В моих сниппетах внутри скобок часто стоит пробел, чтобы было удобно перемещаться по тексту при помощи ctrl+left/right.

Все сниппеты можете посмотреть по ссылке в конце статьи, в дальнейшем я их буду дорабатывать (можем вместе доработать).

Набор математики и рисование

Главная трудность, на мой взгляд, при ведении конспектов на компьютере - это набор математики и рисование.

Поскольку компиляция теховского документа происходит не быстро, а слежение за набираемыми формулами предоставляет больше комфорта, полезно использовать возможность расширения LaTeX Workshop отображать математический блок в отдельном окне (ctrl+shift+p->LaTeX Workshop: Open Math Preview Panel).

Также можно делать конспекты не в теховских файлах, а в файлах markdown. Расширение для этого типа файлов уже предустановлено в vs. Плюс этого метода в том, что отображаются не только те формулы, которые вы вводите сейчас, но и те, которые вводили раньше.

Для добавления рисунков я использую mspaint, поскольку относительно других программ он открывается достаточно быстро.

Чтобы добавить рисунок, нужно ввести \img, что-то нарисовать и сохранить, допустим, при помощи ctrl+s в нужной директории.

Если Вы не англоязычный писатель

Для решения различных трудностей переключения раскладки я использовал программу Punto Switcher, доступную на Windows и Mac.

Для Linux я аналогичными программами не пользовался. Если у Вас есть опыт или знаете полезную статью напишите, пожалуйста, в комментариях.

Одна из частых ошибок, свойственная не англоговорящим - набор текста в неправильной раскладке. Чтобы не переписывать текст, я назначил смену раскладки слова (Настройки Punto Switcher->Горячие клавиши->Отменить конвертацию раскладки) на ctrl+alt+z, а смену выделенного текста (Настройки Punto Switcher->Горячие клавиши->Сменить раскладку выделенного текста) на ctrl+alt+c.

Я отключил полезную функцию автозамены раскладки конкретно для VS Code, так как при работе с кодом в этом редакторе часто делаются лишние замены.

Для меня оказалось удобным назначение на левый и правый shift переключения языка на английский и русский язык соответственно.

Но в действительности не очень приятно каждый раз переключать раскладку, когда английский зачастую используется только в математических блоках, а весь остальной текст - на русском. Поэтому было бы удобнее менять раскладку при вхождении в математический блок и выходе из него.

Самое лучшее, до чего я смог додуматься на Windows, - при запуске HyperSnips (то есть при открытии файла с расширением .tex) запустить скрипт powershell, при обращении к которому будет вводиться комбинация клавиш для смены раскладки (сейчас стоит "^", что соответствует ctrl, такую смену раскладки в дополнение к шифтам также установил в Punto Switcher).

Для других систем я решения не делал, поэтому, если у Вас получится решение лучше, чем это, или если сделаете решение для другой системы, прошу помочь мне дополнить сниппеты на гитхабе.

Добивание - десятипальцевый ввод

После того, как Вы привыкнете к сниппетам, научитесь писать LaTeX и почувствуете, что "уперлись в потолок", можете осваивать слепой десятипальцевый метод печати.

Можете посмотреть материал Портнова - дает полезные советы.

А вообще, если Вы учитесь в школе, универе, вам нужно заботать материал посредством проработки вопросов, билетов, и у Вас достаточно времени (мне хватило недели каждодневного неторопливого написания билетов по функану, чтобы пальцы запомнили кнопки), то можете использовать это время для тренировки этого метода.

С самого начала главное - не торопиться. Нужно стараться прожимать клавиши нужными или удобными пальцами.

В итоге, скорость набора увеличена, стресс уменьшен, ведь не нужно постоянно переключать внимание с экрана на клавиатуру.

При быстром наборе лекций я почти не смотрю ни на клавиатуру, ни на экран, поэтому больше погружен в размышления о преподаваемом материале. Хоть я и допускаю ошибки, но, думаю, это нестрашно, ведь мне никто не запретит их исправить после лекции, благо на компьютере сделать это намного проще, чем на бумаге.

Пример набора текста

Что в итоге скомпилировалось
Что в итоге скомпилировалось

Итоги

Конечно, зная эти основы, Вы можете делать настройки, удобные для Вас лично. Напоследок, хотелось бы сказать, что если Вы еще не знаете горячих клавиш для навигации по тексту, для быстрого изменения текста в VS Code, то было бы полезно их выучить.

Спасибо за внимание!

Ссылки

Zombie1995/TexSnippets (github.com)

Комментарии (49)


  1. mpetrunin
    20.01.2023 15:34
    +5

    Похожий подход, но и использованием Vim: https://castel.dev/post/lecture-notes-1/

    И плюс рисунки в Inkscape: https://castel.dev/post/lecture-notes-2/#


    1. artemisia_borealis
      20.01.2023 21:08

      Очень мощно. Спасибо за линки.


    1. BrOleg5
      22.01.2023 14:31

      Тоже вдохновлялся подходом Gilles Castel. Только работал в VSCode на Windows. В принципе, получилось примерно то же, что описано в этой статье. Единственно, не пытался адаптировать скрипты для быстрого рисования в Inscape (описаны у Gilles Castel тут, github) и бысторой вставки их в Latex (github). Поэтому рисунки для конспектов на лету либо рисую от руки и потом сканирую/перерисовываю в Inkscape, либо беру у лектора/спикера или в открытых источниках.

      Подкину ещё полезных ссылок, на которые наткнулся, когда осваивался с таким подходом.
      Адаптация подхода Gilles Castel для VSCode: https://github.com/sleepymalc/VSCode-LaTeX-Inkscape
      Прим: Автор репозитория делал всё на MacOS, поэтому автоматическая вставка рисунков для Windows не применима.
      Мой список избранных репозиториев с советами, шаблонами и пр. для написанию различных работ (научных статей, диссертаций): https://github.com/stars/BrOleg5/lists/latex-and-scinetific-papers.


  1. Tim777
    20.01.2023 17:09
    +6

    Вопрос только один, зачем в 21 веке нужны конспекты?


    1. GbrtR
      20.01.2023 17:18
      +1

      Точно, лектор свои может продать студентам под благовидным предлогом. Двадцать лет назад так делали и все радовались.


      1. Carbonium
        22.01.2023 14:31

        Такое до сих пор есть в нашем университете. Препод не проверяет лекции, по какой-то технической дисциплине, если бедняги тепловозники купили сборник конспектов его лекций


    1. Bwana
      20.01.2023 17:56
      +20

      Затем, чтобы в процессе освоения материала задействовать максимальное количество областей в мозгах. В частности, зрение, слух, речь и пальцевая моторика. Все эти четыре области плотно работают в процессе освоения нового материала в тесной связи друг с другом. Есть известная картинка, где показано отображение разного рода "манипуляторов" и "датчиков" человека на кору головного мозга. Самое большое место занимает рука, потом лицо (язык и амбюшур). Оба они занимают больше, чем все остальное, включая зрение и слух. Выключение моторики рук из процесса серьезно снижает степень усвоения материала. Вплоть до того, что его не получится использовать в практической работе. Язык отдельно не выключить -- когда человек читает, он всегда молча проговаривает прочитываемое.

      Когда вы осваиваете предмет, например, термех или численные методы, чтобы это не пропало втуне, придется не просто конспектировать, а расширенно -- повторяя на бумаге все выкладки.

      И тут я скажу -- набор в латехе не заменяет в этой части рукописные дела. Просто потому, что остается незадействованной пальцевая моторика. Да и просто по скорости заменить живое письмо формулами не может. Просто потому, что вместо двух точек внимания (источник, конспект) появляется три (источник, клавиатура и дисплей).

      Я с латехом имею дело будь здоров сколько, набираю обычный текст со скоростью речи, однако верстаю только после того, как испишу ручкой гору бумаги. Причем с участием мапла и максимы. И даже мысли не возникало, заметить письмо набором.


      1. vkni
        20.01.2023 18:51
        +5

        Затем, чтобы в процессе освоения материала задействовать максимальное количество областей в мозгах.

        Тогда вот это всё не нужно — достаточно майндкарт + заметок.


      1. GbrtR
        20.01.2023 18:54
        +1

        Затем, чтобы в процессе освоения материала задействовать максимальное количество областей в мозгах.
        За то количество времени которое тратится на запись конспекта вручную, вполне можно три раза вдоль и поперёк тему пройти и посмотреть под другим углом. Думаю что закрепится гораздо лучше чем через «пальцевая моторику». Студент такое существо, что через пару недель он пишет в конспект в «фоновом режиме», испольую мозжечёк, а не мозг. А некоторые наверное даже не мозжечёк, а «спинной мозг» или тот «мозг» который пониже спины.


        1. FreeNickname
          21.01.2023 00:11
          +8

          Во-первых, по крайней мере по моему личному опыту, закрепится не лучше. А во-вторых, поэтому лекции нужно читать не под запись, а в свободной форме. Но это сложно. Это нужно уметь. Лекции в такой форме невозможно записать, т.к. слишком быстро, но есть немного воды. Единственный способ записать такие лекции – это услышать некоторую законченную конструкцию, понять её, осознать, переформулировать в выжимку содержания, и записать.

          У меня было только 3 преподавателя, которые читали такие лекции, из пары десятков, наверное. Но вот это были первоклассные лекции. Правда, первый семестр все чуть не завалили, потому что писать такие лекции тоже надо уметь.

          EDIT: писал лекции от руки лет 5-6, потом несколько лет где-то 75% на компьютере, 25% от руки. А также проходил всякие онлайн курсы без конспектов. Сравниваю по личному опыту :)

          EDIT 2: а в целом, конечно, скорее всего, это индивидуально. Например, мне, чтобы разобраться в каком-нибудь правиле, проще прочитать вагон примеров его применения, а потом уже посмотреть само правило. А некоторым моим знакомым наоборот. Возможно, с конспектами так же.


          1. venanen
            21.01.2023 00:32
            +4

            По моему опыту невозможно писать хоть сколько-то быстро, чтобы успевать за лектором и при этом осознавать что пишешь. Поэтому, как говорили выше, лекция пишется на авторежиме, а в современном мире (да уже и лет 5-6 назад) написанная лекция больше никогда не откроется, потому что в гугле найти удобочитаемый ответ будет кратно быстрее, чем разбираться в том, что там в авторежиме как курица лапой написано. А писать красиво опять не выйдет - лектора читают лекцию, а не диктант, поэтому надо успевать.
            У меня решалось так - пометки о чем речь, пару ключевых тезисов и несколько формул, одним словом то, что поможет в будущем найти эту лекцию в интернете, и в спокойной обстановке просто открывал ее, читал, 5 минут пересказывал про себя, осознавая прочитанное, потом еще раза 2, и в метро по пути в универ, на выходе если не точное зазубривание, то точно очень неплохое ориентирование в теме. Так и закончил с одной тетрадкой блочной на 6 лет и с красным дипломом :)
            P.S. Есть подводные камни, лекции по ЦОС было найти крайне сложно, поэтому переписывал с конспекта друга)


          1. DaneSoul
            21.01.2023 00:55
            +3

            Я сам большой любитель конспектирования и согласен, что конспект очень помогает усвоению.
            Но вот конспект именно аудиторных лекций на мой взгляд не особо эффективен, так как внимание действительно сосредоточено на том чтобы успеть, а не на том, чтобы понять.

            ИМХО, в 21 веке классические лекции потеряли свою актуальность — такие материалы надо выкладывать на сайт в свободный доступ студентам + подкреплять распечатанным конспектом. А вот само аудиторное время потратить больше на полу-дискуссионное объяснение, чтобы студент именно пытался понять, делая какие-то пометки в распечатанном конспекте лекций, чтобы преподаватель задавал вопросы аудитории и т.п. интерактив.

            А вот уже готовясь к семинарам и экзаменам можно дома в спокойной обстановке писать конспект, собирая информацию из видео, методички, учебника, каких-то выполненных практических заданий и т.п. в краткую структурированную выжимку — вот тогда конспектирование раскрывается на всю мощь.


            1. GbrtR
              21.01.2023 01:44

              А вот само аудиторное время потратить больше на полу-дискуссионное объяснение
              В таком формате, по идее студент должен прийти на занятие уже с пониманием того о чём будет вестись речь. Т.е. он должен перед занятием как раз прочитать материалы по теме лекции.

              Иначе тут получается те студенты кто бодро соображают, смогут на лету начать дискусию, а те кому надо время обдумать, будут не при делах.


              1. DaneSoul
                21.01.2023 02:07

                Подготовленным приходят на семинары, задача которых больше проверить знания студентов и разъяснить непонятные моменты.
                А перед этим это будет что-то типа вводных лекций где упор не на контроль, а на объяснение нового материала, но не с нудным надиктовыванием, а в более интерактивной форме.

                Иначе тут получается те студенты кто бодро соображают, смогут на лету начать дискусию, а те кому надо время обдумать, будут не при делах.
                Это не такая большая проблема, потому как само по себе включение части студентов в дискуссию стимулирует внимание остальных плюс является неким обратным ответом от аудитории для лектора, насколько она вообще «въезжает» в то что вещает преподаватель и какие моменты вызывают основные трудности.


          1. oleg_rico
            21.01.2023 09:05
            +2

            На лекция нужно слушать и общаться с преподавателем, а саму лекцию потом в видеоформате ещё раз посмотреть, если надо, записать нужное.


        1. BigBeaver
          21.01.2023 11:55
          +3

          Просто не надо путать конспект и диктант.


          1. MiraclePtr
            21.01.2023 12:02

            Да вроде никто не путает. Студенты на лекциях обычно конспектируют только самую выжимку (формулы, основные определения и схемы), а не каждое сказанное лектором слово. И в комментариях выше и ниже люди говорят именно про проблемы даже при таком "сжатом" конспектировании, а не дословном диктанте.


            1. BigBeaver
              21.01.2023 12:20

              Ну вот с нормальным лектором такой проблемы нет, и конспект очень потом помогает при самостоятельном разборе темы. Естественно, как самодостаточный источник информации его рассматривать не нужно. Также обратите внимание, что тезисы

              через пару недель он пишет в конспект в «фоновом режиме», испольую мозжечёк, а не мозг.
              и
              Студенты на лекциях обычно конспектируют только самую выжимку
              довольно плохо вяжутся.

              Опять же, по личным наблюдениям большинство таки пытается стенографировать лектора.


              1. MiraclePtr
                21.01.2023 14:54

                тезисы ... довольно плохо вяжутся.

                Да легко вяжутся на самом деле. Конспект - это формулы, схемы, ключевые определения и утверждения. Формулы и схемы студенты срисовывают на автопилоте вообще не задумываясь (хотели бы задуматься, да времени нет, нужно успеть срисовать пока не стёрли, да и если вдруг не успел обдумать и переварить предыдущие шаги, то дальше уже вникать будет гораздо тяжелее), а ключевые определения и утверждения лекторы обычно сами выделяют при рассказе и вычленить их из речи больших мозговых усилий тоже не требует.

                вот с нормальным лектором такой проблемы нет

                Где бы ещё найти этих нормальных, их совсем не так много, как хотелось бы. Большинство или монотонно бубнят, или пытаются впихнуть по-максимуму на пределе, ибо содержимое учебного плана утверждено, а часы ограничены.


      1. vkni
        20.01.2023 18:58
        +2

        Я с латехом имею дело будь здоров сколько, набираю обычный текст со
        скоростью речи, однако верстаю только после того, как испишу ручкой гору
        бумаги.

        Из-за прокрастинации/отвлекающих факторов, у меня лично, получается быстрее написать статью на бумаге ручкой, а потом набрать, чем сразу на компьютере.


      1. MiraclePtr
        20.01.2023 23:04
        +7

        Выключение моторики рук из процесса серьезно снижает степень усвоения материала.

        Кому как, у меня ровно обратный эффект. В универе ненавидел писать от руки конспекты именно потому, что когда пишешь, все ресурсы уходят именно на попытки рассмотреть и успеть переписать, в итоге в голове вообще ничего не откладывается, полный ноль. Курса начиная так со второго я начал приносить на лекции копии (иногда даже удавалось найти уже набранные) конспектов лекций этих преподавателей от прошлых курсов, слушая "следил" по ним и делал заметки. И это оказалось гораздо более эффективно, совершенно другие ощущения - пока все остальные тупо пишут, ты осознаешь и думаешь над сказанным, перевариваешь, строишь логические цепочки. В итоге на лекциях по ряду предметов я был вообще единственным, кто задавал преподавателям вопросы, а потом ещё и объяснял непонятное одногруппникам. А после окончания унивеситета, я уже полтора десятка лет постоянно изучаю что-нибудь новое (в том числе и в до этого совсем не знакомых мне областях), а столько же лет не писал ничего объемного от руки - и все отлично. Короче говоря, если цель тупо зазубрить - возможно "пальцевая моторика" поможет, если цель "понять", то она только мешает.


      1. iggr63
        20.01.2023 23:38

        Как сейчас вспомнил пара по квантовой механики. Преподаватель выводил формулу на доске, а мы в своих конспектах. И не то что даже списывая с доски, а скорее сверяясь. Целую пару без остановки. Это как и хорошая тренировка внимания и понимания, так и мнемонический прием для запоминания.


      1. Slon48
        21.01.2023 12:14
        +2

        От себя могу добавить, что наилучший эффект от письма достигается при использовании перьевой ручки, которая, в отличии от шариковой, не требует приложения усилий для нажима и легко скользит по бумаге не отвлекая на усталость пальцев.


      1. Refridgerator
        21.01.2023 12:42

        Закончил учёбу много тысяч лет назад, но до сих пор не могу отказаться от ручки с тетрадкой. Начиная от предварительного проектирования с набросками архитектуры, алгоритмов и кода и заканчивая переписыванием от руки собственных математических выкладок, сделанных в Mathematica. С чтением та же ситуация — благо сейчас распечатать что угодно и сколько угодно не проблема. В этом случае часто предварительно делаю компактную вёрстку в форме шпаргалок.

        Но у молодёжи, конечно, может быть другой взгляд на жизнь и другое мышление.


      1. Kudriavyi
        21.01.2023 13:32
        +1

        Вообще тысячу раз слыша и читал про это, но у меня это плохо работает. То, что писал в институте - осталось только действительно интересное. А вообще у людей разные типы восприятия, например у меня полностью на слух. Соответственно сколько бы я ни читал и не смотрел, речь и музыку запоминаю в разы быстрее и полнее. Даже при разработке иногда приходится проговаривать мысли, чтобы слышать их. Есть люди с визуальный восприятием и вообще все разные.

        В век камер и принтеров работать копировальным аппаратом - не самая выгодная затея. Пора модернизировать системы обучения. Я вижу самым эффективным методом освоения какой-то темы - решение практической задачи на основе теории


      1. asdcxfrt
        23.01.2023 03:11

        Ну такое. Проблема письма от руки заключается в том, что вам не нужно понимание предмета. Вы просто копируете значки. А при наборе latex вы(я) задействуют как бы больше отделов мозга. Печать происходит так же на фоне как и письмо, но я должен ещё и переводить текст на latex. + Мне приятно от того, что у меня получается "продукт", которым не стыдно поделиться. (Для меня это дополнительная мотивация).


    1. Chillingwilli
      20.01.2023 23:49

      Некоторым проще с конспектами, чем без


    1. koshkidadanet
      22.01.2023 14:32

      с конспектами гораздо легче запоминать информацию


  1. DreamShaded
    20.01.2023 18:54

    А как вы на винде добились смены раскладки шифтами? Когда освоил слепую на двух языках, то полюбил шифты мизинцами свитчить, но на линуксе это делается одной строкой, а на винде не нашёл) попробовал в powertoys, но не разрешает миксовать их


    1. Zombie1995 Автор
      20.01.2023 21:58

      В Punto Switcher есть настройка "Дополнительно переключать по"


    1. ruslango
      20.01.2023 22:19

      Может это вам как-то поможет.


      1. click0
        21.01.2023 11:56

        Поплевался полдня и вернулся к Пунтосвитчеру.


    1. roverseti
      21.01.2023 08:51
      +1

      Здравствуйте ! А как на Linux сделать одной строкой ? Это не авто-переключение раскладки ?


      1. DreamShaded
        21.01.2023 12:08
        +1

        Не, в xprofile добавить:

        setxkbmap -layout us,ru -option grp:shifts_toggle

        Это значит, что есть две раскладки: ру и ен, и оба шифта переключают между ними) по итогу можно добавить в ~/.xprofile, выполнить на первый раз source ~/.xprofile и дальше при загрузке будет опцию цеплять)

        Если не сработает, ткните, пожалуйста, набирал с телефона


  1. vkni
    20.01.2023 18:56
    +4

    За статью спасибо (две кнопочки нажато), но это именно, что «ненужно». В тетрадке и «навигация» лучше, и батареек не требует, и листик вырвать можно, подарить кому-то, и ввод графики/формул/текста несопоставимо лучше state-of-art компьютерных вариантов, и открыть можно 4 страницы сразу.

    В общем, для таких вещей, как черновики/конспекты, ничего лучше ручки и бумажки нет.


    1. Zombie1995 Автор
      20.01.2023 22:14
      +1

      Понятно дело, что бумажку (я бы даже сказал доску) с ручкой мало что заменит, если нужно мимолетно излагать мысли ДЛЯ СЕБЯ. Но лично мне намного комфортнее что-то структурированное, что можно показать людям, делать на компьютере.


    1. arantar
      20.01.2023 23:27

      Ничего лучше не было, пока не появились такие устройства как: Remarkable 2, Supernote A5X или iPad + Pencil.


      1. vkni
        21.01.2023 08:01

        Ну, с учётом того, что я их пробовал (только вместо Remarkable 2 у меня Quaderno, a iPad Pro), я ответственно заявляю, что по тактильным ощущениям они все хуже Wacom Intuos Pro + тактильные наконечники (Felt Nib), что хуже карандаша/ручки/фломастера и бумаги. А на практике для мимолётных заметок они все хуже карандаша/felt-tip ручки с бумажкой.

        А уж с нажимом вообще швах: я умею писать перьевой ручкой с нажимом, а ни на Wacom, ни на IPad Pro так и не научился — это требует конкретной учёбы.


  1. Jury_78
    20.01.2023 21:31

    Для Linux я аналогичными программами не пользовался.

    Есть X Neural Switcher - правда давно не обновляется и статья про нее - здесь.


  1. Ahuromazdie
    20.01.2023 22:16

    Как это было давно... Универ диплом LaTeX.... Приятель делал диплом по теории графов в Ворде.... Был очень смешной (не для него) случай....


  1. belch84
    20.01.2023 22:20
    +1

    Представил себе написание конспекта по истории КПСС на каком-нибудь гаджете. Впрочем, это бы не прокатило, у нас их, кажется, еще и на проверку нужно было сдавать


    1. GbrtR
      20.01.2023 22:28
      +1

      Распознование звука, фото наглядных материалов. Плюс можно собрать группу заинтересованных товарищей и договориться чтобы вести конспект сообща. Например, для пяти человек, делим пару на пять ровных частей. Каждую часть отдельный человек записывает, а потом компилируется общая лекция.

      К каждой копии автоматически применяется индивидуальный стиль, чтобы выгдялело уникально. Профит.


    1. AndreyDmitriev
      21.01.2023 09:08
      +1

      Я где-то видел (возможно и на хабре) - чел собрал то ли из графопосторителя то ли из 3D принтера устройство, которое пишет на бумаге обычной ручкой. И даже весьма похоже получалось.


  1. Ioanna
    21.01.2023 11:11

    Расширение полезное, конечно, спасибо за статью. По опыту, обычно такие проблемы решаются фотографированием доски с формулами (если лектор возражает - то втихаря за его спиной).

    Но соглашусь с другими комментаторами, что рукописный конспект вне конкуренции. Я обычно на лекциях записывала и то, что давалось под запись, и то, что говорилось при этом устно, и еще успевала SMSки на кнопочном телефоне с отключенным T9 писать)


  1. svob
    21.01.2023 12:51
    +4

    Сплошной текст - это не конспект :(

    Вот это - конспект

    А в идеале там еще используются уникальные, лично разработанные иероглифы, понятные только автору.


  1. SamoedR
    22.01.2023 14:32

    Все это можно через emacs делать с его поддержкой latex, yasnipets и cdlatex, а в org-mode можно все то же самое делать в стиле markdown и получается еще быстрее писать. Пример


  1. sogonov
    22.01.2023 14:32

    Полезная статья, спасибо. Онлайн-лекции конспектировал примерно таким же образом, ибо всегда есть возможность все-таки остановить воспроизведение, если лекция в записи, или ты знаешь, что она записывается, то есть материал не будет утерян.

    На аудиторных занятиях все же не пошло дело с компьютером, идеальным для меня методом остается перьевая ручка и листы а4 — руки не устают, ибо писать сильно легче, чем шариковой или гелевой, листы переворачивать нужно реже, чем в тетради, на белом листе не привязываешься к разметке… Никаких иероглифов не образуется, успеваю почти каллиграфически записывать, без сокращений — если лекция диктуется, если нужно быстрее писать — начинаю вводить сокращения.

    Возможно, если до конца освою слепую печать и применю описанное в статье, перейду на компьютерные конспекты полностью.


  1. asdcxfrt
    23.01.2023 03:21

    Я сейчас стараюсь тоже писать сразу в электронном формате. Только я использую Obsidian. У него есть аналог latex, плагины для быстрого набора прилогаются. Больше всего мне нравится система ссылок. Я могу создать не линейный конспект. И да, для переключения раскладки написал скрипт на python, который при нажатии m+k на русском или на английском переключает раскладку на английский. И боже мой, определение текущей раскладки в windows это просто ужас.... Я целый вечер страдал.


    1. Zombie1995 Автор
      23.01.2023 12:52

      Можете, пожалуйста, поделиться скриптом на python?