В юном возрасте в игры играешь много и взахлёб, причём абсолютно не важно, что это за игра и какого она качества. Но с годами отношение меняется. Ты становишься более придирчив и избирателен в вопросе выбора времяпрепровождения, и это нормально! Меняется ценность времени. Будучи ребёнком и не имея игрового кругозора, обычно безразлично во что играть! Но с появлением работы, семьи и других важных занятий приходится делать выбор, чему себя посвятить. Поэтому далеко не каждый продукт будет стоить потраченного времени.

По себе стал замечать, что сильно упало желание играть (если сравнивать с тем, что было даже десяток лет назад), а порою просто лень учиться чему-то новому. Да и новые проекты стали не столь интересны, поэтому комфортнее и проще включить что-то старое, уже знакомое и родное.

На это накладывается упавшее качество игр и игровой индустрии в целом. Эти, местами сырые и недоделанные продукты, раньше были бы невозможны по причине того, что интернет был не распространен. Поэтому, если игра выходила забагованным куском кода, в большинстве случаев её ждал коммерческий провал.

Да и повсеместное использование лутбоксов, платных боевых пропусков или, того хуже, выпуск игры с вырезанным контентом и необходимостью покупать дополнения для полного игрового опыта — всё это лишь отталкивает. Стоит отметить, что новое поколение геймеров изначально «варилось» в этой игровой индустрии, и для него это абсолютная норма. «Окно Овертона» открыто уже нараспашку, и большой вопрос, что ждёт нас дальше...

Я думаю, что причиной сложившейся ситуации является то, что раньше значительная часть разработчиков изначально была фанатами игр. Они либо индвидуально, либо объединившись создавали те проекты, в которые сами хотели бы играть. Далеко ходить не надо, ценностями «старой» Blizzard были «Игра превыше всего» и «Приоритет качества». В наше время во главе большинства крупных игровых компаний далеко не геймеры, а менеджеры-карьеристы, для которых важна финансовая сторона вопроса, а в играх они и вовсе могут не разбираться.

Но рано или поздно произойдёт трансформация игровой индустрии, и то, как она изменится, во многом зависит от нас. Что ждёт геймеров: дальнейшая коммерциализация и «Заплати 5$, чтобы перейти на следующий уровень» или взрыв, подобный произошедшему в 1983 году, и перерождение индустрии?

Фрагменты коробок картриджей, извлеченных во время раскопок на свалке в Аламогордо, Нью-Мексико в 2014 году. Различимы фрагменты игр E.T., Centipede и другие материалы, имеющие отношение к Atari.
Фрагменты коробок картриджей, извлеченных во время раскопок на свалке в Аламогордо, Нью-Мексико в 2014 году. Различимы фрагменты игр E.T.Centipede и другие материалы, имеющие отношение к Atari.

Мой посыл не в том, что раньше трава была зеленее — просто тогда было по-другому. У нынешней игровой индустрии есть большое количество своих преимуществ.

Появился шанс проявить себя, сделав отличный инди-продукт (например, как это сделали создатели Vampire Survivors или Stardew Valley). Благодаря движкам вроде Unreal Engine или Unity разработка игр стала более доступной. Отпала необходимость бегать по издателям в надежде договориться о раскрутке и продаже игры. Теперь это можно сделать самому, используя разные площадки вроде Steam (да, способ не идеальный, но раньше было гораздо хуже). Появилась возможность получить деньги на такие продукты, на которые в прошлом зелёный свет никто бы не дал — краудфандинг. Без таких площадок как Kickstarter, мы бы не досчитались множества крутых проектов, например, Pillars of Eternity, Divinity: Original Sin, Star Citizen, The Banner Saga, Bloodstained: Ritual of the Night (о которой я писал недавно) и т.д.

Если порассуждать о будущем и о том, в какую сторону уйдёт гейм индустрия, самое очевидное, что приходит в голову — это внедрение искусственного интеллекта. Это может быть помощь как в написании базового кода или диалогов, так и в дизайне, например, при создании артов к игре. Взять хотя бы недавний мод для Mount & Blade II: Bannerlord, который с помощью ChatGPT «оживляет» диалоги с NPC, делая их реалистичнее. Это уменьшит количество специалистов, необходимых для разработки, что должно удешевить производство игр. Ведь как говорят игровые корпорации: "Разработка дорожает".

 NPC в Mount and Blade 2 Bannerlord будут знать свой возраст, родство, о войнах и географии мира, будут помнить прошедшие события
NPC в Mount and Blade 2 Bannerlord будут знать свой возраст, родство, о войнах и географии мира, будут помнить прошедшие события

Не стоит забывать про улучшение уже имеющихся движков. Упомянутый мною ранее Unreal Engine, старается облегчить задачу разработчикам, с каждым новым обновлением упрощая работу с движком.

На мой взгляд, индустрия прошлого была не такой гибкой, с большим количеством трудностей как на этапе поиска инвесторов, так и в момент раскрутки проекта. Значительная часть ныне известных компании вроде New World Computing, Id Software (список можно продолжать и продолжать) очень часто пользовалась сарафанным радио при продвижении своего продукта. Особенно этот способ любили разработчики Shareware игр, которые надеялись на то, что их проект будет передаваться из рук в руки и настолько понравится людям, что они будут добровольно платить деньги за него. Немало было и тех, кто лично ходил к издателям или стучал во все магазины, пытаясь договориться о продаже игры.

Продолжая сравнение современных и ретро игр, можно заметить, что из-за слабых вычислительных мощностей компьютеров прошлого не было возможности делать упор на графику. Именно поэтому придумывались разнообразные механики, интересные истории, выдающийся геймплей — что угодно, что может завлечь пользователя в игровой мир, несмотря на скудный внешний вид!

Если брать крупные ААА проекты современности, очень часто они похожи не на творческие работы увлеченных людей, а продукты по получению максимальной прибыли при минимальных вложениях. Это всё выливается в банальное "выжимание соков" из студий титанами игровой индустрии вроде Electronic Arts. После того, как студия перестает приносить прибыль, она просто закрывается. Эх, сколько прекрасных компаний, было загублено таким вот образом...

Кладбище игровых студий Electronic Arts
Кладбище игровых студий Electronic Arts

И только работающие "по старинке" инди-студии, использующие современные возможности, которыми не обладали их предшественники, регулярно выделяются, создавая неординарные и самобытные проекты!

В качестве вывода хотелось бы сказать, что индустрия не стоит на месте и развивается. В каких-то аспектах произошёл революционный прогресс, о котором разработчики и игроки прошлого не могли и мечтать, но в чём-то был сделан огромный шаг назад, способный завести индустрию в тупик. Что получится в итоге — покажет лишь время. А сейчас мне интересно узнать ваши мысли о том, куда мы идём и что ждёт игровую индустрию как с точки зрения игрока, так и с точки зрения разработчика. Делитесь в комментариях.

Я играю в игры больше 25 лет и запомнил их именно такими: душевными и затягивающими, с увлекательными механиками и интерактивностью, без внутриигровой валюты и попыток быть чем угодно, но не игрой. В моём Telegram канале тебя ждут не только обзоры на игры, но и актуальные новости, а также рассуждения о геймдеве. Подписывайся, будет интересно!

Комментарии (67)


  1. AlexSpirit
    12.04.2023 04:28
    +16

    Современные "не душевные" игры тут вообще не причём. Просто Вы постарели. Лет через 20 современные 16 летние геймеры будут писать то же самое про то что игры их молодости были ух какие, а сейчас выпускают один высокотехнологичный отстой.


    1. csharpreader
      12.04.2023 04:28

      Они уже на YouTube ностальгируют про «прекрасные игры далёкого прошлого – года эдак 2015-го» ))


    1. Sarjin
      12.04.2023 04:28
      +2

      Так дело не в старости.

      Хочешь найти игру типо масс эффект1-3, драгон Эйдж1-2, котор, джеди Эмпайр - нету ничего нового.

      Хочешь сюжетную стратегию типо Ред алерт или Варкрафт - нету


      1. vtal007
        12.04.2023 04:28
        +6

        Так ведь ред-алерт это продукт своей эпохи. Да и никто не забирает ни редалерт, ни старкрафт. Иногда выпускают даже ремастеры

        Масс-эффект? первая часть унылая (хуже, чем дроч выше юбисофт) с этим сбором ресурсов и катанием по планетам пустым. Третью хейтят за концовки. Так уж она хороша, чтоб надо было повторять? вопросы

        Зато есть другие игры. (3 прохождения в Вайлдленс, 2 в Брикпоинт, фаркраи пройдены по нескольку раз каждый). Лучше бы я так Питон учил :)

        А девка с динозаврами? плохо что ли? хорошо же


        1. Norgorn
          12.04.2023 04:28

          А девка с динозаврами? плохо что ли?

          вообще, довольно плохо - как раз очень красивая, но невероятно пустая. Возможно, это субъективно, но там нет даже близко харизмы как в упомянутых играх. (хотя, дело вкуса, мир там крутой, кому-то это важнее)


          1. vtal007
            12.04.2023 04:28

            Там был негр - харизматичный негативист (актер этот умер недавно, в куче игр присутствовал)


        1. Sarjin
          12.04.2023 04:28

          я говорю про поджанры. а Вы почему то переходите к критике отдельных примеров.

          старкрафт, варкрафт, серия СnС игры своей эпохи и молодым людям хотящим поиграть в сюжетные ртс придется играть в старые игры. о чем и написано в моем прошлом посте.

          по критике каждый ищет в игре свое. для меня важны персонажи и сюжет. в играх от биоваре есть много моментов которые я вспоминаю иногда и думаю это было прикольно и а вот это было мощно.

          пройдя вайдлендс у меня в памяти осталось только воспоминание о кривоватых машинах и боссе с наколками. довольно немного для игры метящей в ААА класс.

          фаркрай 5 запомнился только началом и концовкой. остальное пролетело как и вайлдландс. чем то похоже на жевание жувачки когда все подсластители ушли.

          про 1ю масс эффект - гринд не является обязательным если правильно помню.

          про 3ю масс эффект - "Пастернака не читал, но осуждаю"?

          про унылость - прошел масс эффект многократно на 2х языках. подумываю еще раз пройти на 3м языке. большую часть игр Юбисофт прошел еле на половину, персонажи не цепляют вообще.


          1. vtal007
            12.04.2023 04:28

            > придется играть в старые игры

            старым играм иногда ремастеры выпускают. Вроде как раз ремастер масс-эффекта выходил. Старкрафт 2 вроде и сейчас нормально выглядит. Иногда играю в CnC 3-ю (отлично выглядит и отлично играется). А сколько раз (с разными модами) можно переигрывать Х-ком. Не берусь судить (2 или 3 раза переигрывал). А ведь еще и другие игры выходили в этом жанре. Тут вопрос возникает, где столько времени брать, чтобы даже в любимые игры играть.

            Плохо проходили Вайлдленс. А я вот помню почти каждого "офицера". они все были уникальными. И более того, проходить можно было сильно по-разному. На высоких уровнях сложности тактикульность и только тактикульность. Настоящий рекон как он есть. А если надо поаутировать на острове - есть еще и Брикпоинт. На высоких уровнях "усложнения" игра становится реально непростой. Вулканический остров прекрасен

            Ну что делать если для Вас что-то пролетело, а для кого-то нет. Уже вышел 6- фаркрай. Недавно второй раз накатив мод "Сопротивление" прошел 5-ю часть (Напарники рулят). С лазерной винтовкой из ДЛС про Марс...

            За персонажами надо ходить в книжки. Игры это в принципе не тот жанр. Какой персонаж в серии "слышь купи". Скайрим в смысле. Да никакой. А ведь считается эталоном жанра

            А у юбиков еще есть градостроительные Anno. Тоже народ залипает. Наше счастье (геймеров), что у Юбиков отлаженный конвеер. А то вот так и сидели бы ждали номерную ГТА. Сколько лет уже 5-ой? 10 или больше

            Масс-эффекты прошел 2 или 3 раза все. Там хватает нудятины, когда бегаешь кабанчиком по станции чтоб вопросики порешать


      1. AntonSurikov
        12.04.2023 04:28

        согласен


    1. justfox2
      12.04.2023 04:28

      Это не означает, что через 20 лет игры не будут еще хуже чем сейчас.


    1. Okeu
      12.04.2023 04:28
      +2

      Не совсем соглашусь, но отчасти оно так и есть. Игровая импотенция действительно приходит с возрастом, но не у всех.
      Но не могу согласиться полностью, и вот почему: я начал играть примерно во времена выхода Diablo 2 - бегал в комп клубы, мне тогда было лет 12. Было много интересных для меня игр, но любопытное для себя наблюдение хочу провести на примере серии от метелицы. Спустя годы выходит диабло 3. Я был все еще молод и обладал высокой игровой активностью, но данная игра была заброшена через неделю. В ней нет ничего, что могло бы меня удержать. Все эти бесконечные ачивки, фарм ради фарма, данжи, анальный донат - мне это неинтересно, и никогда не было. И в то же время я решил посмотреть, а с чего все начиналось и поставил Diablo 1. Это был восторг! я несколько раз перепрошел ее, чтоб зацепить все возможные сайд-квесты. Эта игра ощущается целостно, аудиоряд отлично дополняет визуал. Все лучшие и атмосферные саунды в D2, оказывается перекочевали из D1.
      Еще кругом когда пишут про вторую часть, упоминают, что это труъ дарк фентези с атмосферой безысходности и тлена. Но под это описание первая часть подходит куда больше, вторая часть уже сильно разбавлена экшоном, гриндом и намного более "слешернее"
      В общем к чему это я излил весь этот поток сознания:
      Современные ААА-игры зачастую пресное, унылое, пятикратно переваренное говно.


      1. OldfagGamer Автор
        12.04.2023 04:28
        +1

        Да, согласен, у первой Диаблы атмосфера более гнетущая и напрягающая. А Мясника в детстве, я реально побаивался (и это Близы еще вырезали его промо-заставку, где он людей на крюки вешает).


        1. Okeu
          12.04.2023 04:28

          Эта заставка в PS версии вроде осталась. Я в шакальную PSOne версию тоже играл)


          1. OldfagGamer Автор
            12.04.2023 04:28

            Ну, уже не помню, но вроде бы не осталась.


    1. DOkge
      12.04.2023 04:28
      +1

      Мне сейчас 17, но я тоже например считаю, что нынешние игры не приносят интереса. Интереснее играть в какой-нибудь Command and conquer:"вставьте старое название" или подобную старую игру, но не в игры от крупных корпораций. Да, бывают исключения, но на то они и исключения, что такое редкость..


    1. doomguy49
      12.04.2023 04:28

      Тогда бы все вокруг сплошь и рядом казалось бы отстоем, но достойные проекты есть, только их единицы. Следовательно - отрасль деградировала, а не (только) наши мозги


  1. Zara6502
    12.04.2023 04:28

    В юном возрасте в игры играешь много и взахлёб, причём абсолютно не важно, что это за игра и какого она качества. Но с годами отношение меняется. Ты становишься более придирчив и избирателен в вопросе выбора времяпрепровождения, и это нормально! Меняется ценность времени.

    Возможно у других это так, но я за компьютер попал в 1989 году и перестал сколько-то много времени тратить на игры только в 2020 году. А к качеству игр я стал предъявлять претензии в 2007 примерно. И дело тут не в придирчивости, избирательности или времени, а в том, что это просто возраст. Мир становится другим как и ты внутри. Сейчас играю мало и только под настроение. Например прошел сразу по выходу TLOU1 на ПК, но я ее прошел лет 5 назад на PS3. И потянуло опять в Days Gone. В декабре прошел Death Standing. А в целом играю в основном в Factorio, The Long Dark и разные игры на Atari XL/XE на оригинальном железе.

    Появился шанс проявить себя, сделав отличный инди-продукт (например, как это сделали создатели Vampire Survivors или Stardew Valley)

    Для меня это посредственные игры для 21 века, но так как много живу в мире железа 80-х, то привык такие игры изучать словно они и вышли в 1985 году и тогда да - игра выглядит иначе. Например я огромном восторге от Kingdom: New Lands. Еще отлично сделана Loop Hero.

    Это уменьшит количество специалистов, необходимых для разработки, что должно удешевить производство игр

    Потребителю с этого ноль, цену никто снижать не будет, цена растет постоянно, кто-то в здравом уме покупает игры за фулл-прайс? Я лучше куплю 20 игр в стиме по 50 руб, чем одну у нинтендо или сони за 7500 руб.

    Игровой бизнес был в 70-е и не появлялся из ниоткуда в 2020-м. Просто раньше давали старт увлеченным людям, сейчас уже умеют на потоке делать хлам, главное чтобы платили или жмякали на экране. Но!!! Уже в 80-е на той же NES большинство игр просто однообразный хлам, который закрываешь сразу после запуска. Вообще их (нинтенды) приставка на мой взгляд и есть родоначальник приставочного хлама, которым забиты все платформы по сей день. Япония в этом плане особняком, у них JRPG буквально национальная традиция, я такое вообще не понимаю. По сути это интерактивные сказки.


    1. OldfagGamer Автор
      12.04.2023 04:28
      +1

      Вообще их (нинтенды) приставка на мой взгляд и есть родоначальник приставочного хлама, которым забиты все платформы по сей день.

      Ну, кризис 83 года во многом был из-за Atari и отсутствия даже минимального контроля над тем, какой мусор выходит на их платформах.


    1. Glen5
      12.04.2023 04:28
      +1

      Для меня основная проблема современных игр, что они больше про сюжет: постоянные кат-сцены, закадровый голос и прочая дребедень.

      Раньше это если и присутствовало, то не навязывалось. Например я совершенно не знаю сюжета Халф-Лайф, всех частей ГТА, Крайзис, фар край и т.д. Меня сюжет не интересует и это совершенно не мешает мне погружаться в геймплей. Сейчас же игры по больше части - это интерактивное кино. Плюс, к сожалению, оказуаливание, по понятным причинам (что можно наглядно проследить по серии Total War).


      1. Zara6502
        12.04.2023 04:28

        с одной стороны соглашусь, я тоже на сюжеты не реагирую, но так или иначе историю по игре прослеживаешь и в перечисленных вами ХЛ, ГТА, Крайзис, ФарКрай сюжет без вашего желания озвучивается всё теми же или кат сценами или еще как-то. Первый ХЛ вообще вводит в ЛОР на старте игры бесяче долго. ГТА весь из диалогов.

        Я сюжет хорошо воспринимаю когда мне нравится сама канва, например The Last Of Us или Days Gone. Да, очень много сцен, но идёт хорошо. А вот жена сейчас играет Хогвартс, и меня бесит всё (впрочем и геймплей, она меня иногда просил пройти тот или иной участок).


        1. Corsonamor
          12.04.2023 04:28

          ГТА из диалогов, если ты делал там квесты. А не когда через пару лет разгрома города и погонь на танке узнаёшь, что там и сюжет был, и миссия с вертолетиком.


          1. Zara6502
            12.04.2023 04:28

            я даже не в курсе что там можно ездить на танке и не проходить квесты ) (пардон, но я играл только в SA)


      1. nidalee
        12.04.2023 04:28

        (что можно наглядно проследить по серии Total War).
        Хм. А что с этой серией? Я с ней познакомился с Rome, там были свои приколы (например, дипломатический спам «не нападайте на нас, или мы нападем!»), любимой была Medieval 2.
        Потом слегка Empire потрогал и забросил. Но в то время оказуаливания точно не почувствовал. Последний Warhammer видел только на стриме (не фанат не-40к) — показался достаточно сложным механически.


        1. Okeu
          12.04.2023 04:28

          Я тоже не совсем понял. Я начал играть со второй игры в серии: Medieval 1, потом был Rome, Medieval 2, эмпайры я пропустил т.к. комп не тянул. Вернулся к серии уже с Rome 2, Atilla - могу сказать что бот на среднем уровне сложности порвал меня за 10 ходов. Не знаю, как там в современных версиях вархаммера, в них (как и в Shogun 2) не играл, сеттинг не интересен.
          PS: с удовольствием, кстати, сыграл в ремастер первого рима. С правками баланса и ранее недоступными, играбельными фракциями


        1. Glen5
          12.04.2023 04:28

          Ну начиная с Atilla, как по мне графика стала стремиться к мультяшности, а геймплей (особенно стратегическая карта) сильно упростился. А дальше пошли три королевства и Троя, в которые я так и не смог погрузиться, честно пытаясь дать им шанс. (Вархамеры всякие даже не пробовал).

          По Трое, кстати, видно, что студия поняла ошибку и выпустила DLC с откатом к старому стилю, правда полумерой. Будем надеяться откат будет и дальше.


          1. tommyangelo27
            12.04.2023 04:28

            В Atilla лично у меня больше всего подгорает от несоответствия войны и экономики. У тебя империя из пары десятков городов, и при этом впритык содержишь несколько небольших армий. При этом тебя атакуют какие-то бомжи с одним городом, но тремя полными стэками войск… Ну я бы ещё понял, если бы юниты проигрывали моим по атаке/броне, но нет, они зачастую даже лучше моих. Поэтому лично для меня TW закончился на Rome2, который тоже сам по себе сильно казуальный при игре за мажоров.


        1. Jianke
          12.04.2023 04:28

          В Total War убрали морские битвы! :-(


          1. nidalee
            12.04.2023 04:28

            А они вроде только в Empire были как эксперимент.
            Во всех остальных частях это автобой.


            1. tommyangelo27
              12.04.2023 04:28

              Морские битвы появились в Empire, также присутствуют и в Shogun2, и в Rome 2, и в Attila


              1. nidalee
                12.04.2023 04:28

                Полноценные на тактической карте? Не знал, надо будет глянуть.


                1. tommyangelo27
                  12.04.2023 04:28

                  Ага, проще всего на ютубчике глянуть.


                  1. nidalee
                    12.04.2023 04:28

                    Так не интересно!
                    Я же "глянуть" — не в смысле "проверить" :)


  1. noker81
    12.04.2023 04:28
    -2

    Не жалеете, что 25 лет потратили в пустую? Может просто переосмысление пришло и игру тут не причем. Сейчас игроки на сколько избалованы, что угодить им очень сложно.


    1. Wizard_of_light
      12.04.2023 04:28
      +11

      Не жалеете, что 25 лет потратили в пустую?

      "Сначала я впустую потратил 25 лет, а потом у меня появился компьютер с игрушками".


    1. Vizmaros
      12.04.2023 04:28
      +5

      Если тебе было весело, то это уже не в пустую.


    1. CrashLogger
      12.04.2023 04:28
      +4

      А как их потратить не впустую ? В принципе все мы всю жизнь только и делаем, что играем в игры, только игры у каждого свои.


      1. vtal007
        12.04.2023 04:28
        -5

        не в пустую - добиться чего-то в реальном мире. Даже если хобби будет "ремонт велосипедов" это даст помимо удовольствия, еще и какую-то пользу в материальном мире (не говоря уже о создании того или иного бизнеса)

        В этом смысле игры - это наркотик. Сиюминутное удовольствие в обмен на потерянные годы жизни. Да, кто-то наиграл в доту килочасы, но если этот человек килочасы потратил на увлечения в реале, у него был бы другой остаток после этого, кроме воспоминаний о потраченных кило-часах


        1. OldfagGamer Автор
          12.04.2023 04:28
          +5

          Всё в нашей жизни относительно. Кто-то готов жить ради работы и считает, что убиваясь на ней, он проживает жизнь не в пустую, а кто-то наоборот, только и делает, что играет в игры. Если так задуматься, почти всё что мы делаем - трата жизни. Просмотр хоккея по тв, прогулки (можно возразить, что это для здоровья польза, ну так и игры несут пользу - развивают логику, тактику, реакцию итд. К тому же, есть же спортивные игры, от которых худеешь в реальности), катания на машине итд итп. Для себя я решил, что жить надо так, чтобы быть счастливым, тогда что бы вы не делали, вы проживёте жизнь не зря.


          1. vtal007
            12.04.2023 04:28
            -1

            Вообще далеко не все относительно. Простите, где Вы будете жить, как Вы будете жить и на что Вы будете жить - все это предельно конкретно и объективно

            Просмотр хоккея по ТВ еще более овощная трата жизни (как и просмотр сериалов) то есть вообще ничего активного, никаких навыков не образуется

            Возможно это не очевидно для айтишника, который сразу стал айтишником и хорошо зарабатывать, но если взять обычного человек из провинции, так его доход будет допустим 30 тысяч. А вечером он играет в танки. А вот если бы учил питон, уже через 2-4 года вышел бы на 100-150к и это простите не относительно, это офигенно абсолютно совсем другой уровень жизни и свобода выбора работодателя. И как считаем? один наиграл 1000 часов за 3 года, а другой выучил питон и стал бэкендром. Кто из них 3 года просрал? Все ж относительно да? или уже нет?

            p.s. даже если гулять.. То со временем можно увлечься 1. скандинавской ходьбой, а потом собирать бабулек в группы и водить. не бесплатно. 2. Стать экскурсоводом-фрилансером. И также водить группы бабулек. Не бесплатно. Вот,пример, когда деятельность в реале дает некую пользу. А игровые навыки практически бесполезны. Ну я вот знаю билдордер терран в старкрафте и чё? Пока я не киберспортсмен это нафиг не нужно


            1. OldfagGamer Автор
              12.04.2023 04:28
              +6

              То есть смысл жизни, это заработать на еду, машину и квартиру? Ну, я чужие смыслы не осуждаю, но мне кажется, это скорее потребность, нежели смысл жизни.

              Да, людям НЕОБХОДИМО работать, кто-то ради этого выполняет даже самую грязную работу, но разве это означает, что это не в пустую убитое время? Счастлив ли такой человек? А что он ответит, если ему сказать "Зато ты в игры не играешь и не тратишь время зря." ?

              Сколько в мире людей, которые ненавидят свою работу, но ходят туда лишь ради пропитания? Вы правда думаете, что они считают это время полезным, а не тратой жизни? В конце концов, деньги можно зарабатывать и так, чтобы при этом оставаться счастливым, просто не каждый сможет придумать такое дело/найти такую работу/побороть лень, но это уже другой разговор.


              1. vtal007
                12.04.2023 04:28
                -1

                То есть смысл жизни, это заработать на еду, машину и квартиру?

                я не про смысл жизни писал, я писал про зря прожитую жизнь. Смысл может конечно рядом, но это не тож самое

                И да, постановка вопроса у Вас опять таки, обеспеченного человека. Дети из богатых семей говорят "деньги не главное", а красивые модели говорят "красота не главное". С зарплатой 30 тысяч главное будет где еще взять 30 тысяч. А по поводу счастья подумают потом

                причем тут вообще счастье? Завтра зуб заболит, сколько будет стоить поменять коронки? Сможете Вы игровыми навыками с врачом расплатится? (счастьем тоже не получится) Вот те люди, которые не любят работу, почему то живут на заработанные деньги, хотя могли бы как Диоген пробовать жить в бочке, податься в дауншифтеры. Но не, таких мало. Чаще люди хотят хорошо жить, вкусно кушать и оперативно лечить зубы не по ОМС. Вот и ответ для них. нет, даже нелюбимая работа это не зря прожитая жизнь


            1. nidalee
              12.04.2023 04:28
              +5

              Вы считаете, что любое хобби должно быть экономически полезным. Это не так.
              Люди занимаются кто-чем хочет, кто-то еще и деньги тратит — вот, например, на настолки по Warhammer. Сотни тысяч многие потратили.
              А я вот с железками вожусь. Теперь у меня NAS на 3900Х, примерно 100 ТБ HDD, с 128ГБ ECC RAM и 3060. Он мне нужен? Да не то чтобы. Экономически выгоден? Ни в коем случае. Больше того скажу — я жизни ни копейки не заработал, поднимая друзьям VPN, прокси, облака, собирая ПК. И вряд ли заработаю.
              Это проблема? Ну, для меня нет. Зарплата моя меня устраивает. А в свободное время либо смотрю YouTube, либо вожусь со stable-diffusion (подписчиков больше 1к, но я с них ни копейки не имею), либо играю в игры.
              А бесконечно рвать разные части тела и стремиться БОЛЬШЕ, ВЫШЕ, СИЛЬНЕЕ — ну, лично мне не интересно. Меня все устраивает. Кроме, разве что, места жительства. Но тут я точно бессилен, особенно без ВО.


              1. vtal007
                12.04.2023 04:28
                -1

                >Вы считаете, что любое хобби должно быть экономически полезным

                я заявляю, что хобби реального мира может принести пользу в реальном мире

                настолки по играм это тоже игры.

                > я жизни ни копейки не заработал, поднимая друзьям VPN, прокси, облака, собирая ПК. И вряд ли заработаю

                Заработали Ваши друзья. Очень удобно ж иметь друга админа. Не думали про это? Я не в смысле что они Вас пользуют бесплатно, а в том смысле, что дружба это нечто большее и нечто другое, чем деньги. Вы их выручаете так, а они Вас этак (в идеальном мире так). У Вас есть навыки админства, которые могут пригодится. А как показывают последние чуть больше года, иногда человек может оказаться совсем в другой стране и какие навыки пригодятся на месте - не всегда очевидно

                Именно, Вас устраивает зарплата. Нафига вам чет рвать

                Ну в самом деле, мидл айтишник поднимает 200к. Ну нафига еще напрягаться, не так ли? можно раскрашивать фигурки из вахи (как Супермен). Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не роскомнадзорилось. Но для многих людей это не так. Они на дне в буквальном смысле, живут от зарплаты до зарплаты и никаких накоплений на черный день


                1. nidalee
                  12.04.2023 04:28
                  +2

                  Ну в самом деле, мидл айтишник поднимает 200к. Ну нафига еще напрягаться, не так ли?
                  Ну да. Я не рассматриваю жизнь, как бесконечную гонку. Если кто-то рассматривает — флаг им в руки, я с ними соревноваться в любом случае не намерен.


            1. mordo445
              12.04.2023 04:28

              Когда все учат питон и никто не играет в танки, разработчики танков забрасывают проект и закрывают студию, увольняя (сколько там сейчас у варгейминга сотрудников?) в том числе питонистов. И с возросшим предложением падает рынок труда питонистов (и всех, кто вместо танков учил яву или си например). И новый утопичный мир несчастных программистов вынужден конкурировать за 30-40к в месяц, а не за 200. Ценность сложного знания и умения в том, что не каждый на него способен, усидчивость и целеустремленность это качества недоступные широкому кругу людей, потому и оплачиваются хорошо. Всё сказанное справедливо в современной экономической модели, я считаю. Техноцентризм и эрзац-коммунизм не обсуждаю. Лишь хочу напомнить, что тот кто не расслабляется и пашет сутками есть кандидат на кароси.


              1. vtal007
                12.04.2023 04:28

                И переименовывают в Нью-Васюки

                А с чего это питонизм стал каким-то сложным знанием и умением. Питон в школе проходят сейчас


        1. Zara6502
          12.04.2023 04:28
          +5

          не в пустую - добиться чего-то в реальном мире

          нет стандарта. любое виртуальное достижение это часть реального мира. если вы не цените эти достижения, то вопрос тут не к вам, так как жизнь не ваша. простите, но меня не впечатляют большинство достижений людей в спорте, в массе наук, искусстве и будет странным если яя им буду об этом рассказывать.

          Даже если хобби будет "ремонт велосипедов" это даст помимо удовольствия, еще и какую-то пользу в материальном мире (не говоря уже о создании того или иного бизнеса)

          Как экономист скажу - бизнесом могут заниматься единицы, большинство людей не способны к этому даже имея образование. То что хобби может оказаться востребованным и у других и у вас будут клиенты - отлично, но совсем не обязательно. У меня много хобби и ни одно из них я не могу монетизировать, мне бросить ими заниматься или заняться самобичеванием о потраченном времени?

          В этом смысле игры - это наркотик

          Возможно я вас удивлю, но человек как вид управляется наркотиками, которые синтезируются у нас в организме и один из сильнейших связан с сексом. Отсюда вопрос - порно-актриса зарабатывающая миллионы она кто? Дура? Или умная? )))

          Сиюминутное удовольствие в обмен на потерянные годы жизни

          Невозможно на жизнь взвешенно смотреть ДО наступления событий. Вы не знаете заранее какой поступок к чему приведёт. Поэтому большинство людей имеют КАКУЮ-ТО непонятную профессию и живут по принципу - работа, дома удовольствие и как правило самое примитивное - секс, бухло, наркотики.

          Когда кто-то профессионально занимается спортом для меня это точно такие же потерянные годы жизни (еще и здоровье).

          Да, кто-то наиграл в доту килочасы, но если этот человек килочасы потратил на увлечения в реале, у него был бы другой остаток после этого, кроме воспоминаний о потраченных кило-часах

          В конечном итоге жизнь - это приятные моменты. И я прекрасно помню очень многое и из детства связанное с играми, с компьютерами - я был счастлив. Так почему они потрачены зря? Было бы лучше если бы я ремонтировал велики? А почему велики? Почему велик лучше чем например плитку в ванной класть?

          Вы слишком легко развешиваете ярлыки определяя за других качество жизни. Для меня 99% людей занимаются какой-то фигнёй и наверняка вы в их числе, дальше что?


          1. vtal007
            12.04.2023 04:28
            -2

            >виртуальное достижение это часть реального мира

            Чет какая ерунда. Виртуальные достижения это часть виртуального мира. И оно там навcегда и остается. Мы не в фильме "первому игроку приготовится"

            Кроме бизнеса есть многие варианты. То, что у Вас много хобби - возможно Вам просто деньги не нужны. Вы обеспеченный айтишник, можете каждый месяц менять кружок. Сегодня рисование, завтра макраме, послезавтра танцы. А людей, у которых есть потребность в деньгах, появляется и ориентация на результат в хобби

            >Невозможно на жизнь взвешенно смотреть ДО наступления событий

            Можно. Зрелый человек именно этим и отличаются от детей (не обязательно по паспортному возрасту)

            человек управляется своим мозгом. А биохимия это инструмент. Актриса это работа такая. Не знаю с чего такой вопрос возник. Вы думаете работа актеров в порно и реальный секс это одно и то же что ли?

            >В конечном итоге жизнь - это приятные моменты.

            Когда приятными моментами можно будет расплатиться за стоматологию или обучение ребенка в вузе, вот тогда можно будет обсуждать.

             >я был счастлив. Так почему они потрачены зря?

            Ну так наркоманы-алкаши тоже счастливы по этой логике. Зачем же их пытаются спасать ? И почему жизнь алкаша порицается и ставится как антипример? бездарно и бессмысленно прожитой жизни


        1. geher
          12.04.2023 04:28

          В этом смысле игры - это наркотик. Сиюминутное удовольствие в обмен на потерянные годы жизни.

          Вы когда-нибудь задумывались о факте, что некоторые зарабатывают себе на жизнь играми. Причем не разработкой оных, а именно в процессе игры. И деньги зарабвюатывают побольше какого-то там айтишника с жалкими двумя сотнями.
          И относятся такие люди к игре именно как к работе, средству заработка на жизнь, зубные протезы и все такое .

          А другие, выучив таки питон, не в состоянии заработать и 30 тысяч.

          Так что не все в этом мире так просто, как на самом деле.


          1. vtal007
            12.04.2023 04:28

            Дык мы не про тех, у кого игры это работа. Не про киберспортсменов и не про геймо-мошенников. И даже не про стримеров

            мы обсуждали игры как вид хобби

            у тех, у кого игры это работа, уже давно выгорели к чертям собачьим


            1. geher
              12.04.2023 04:28

              Дык фокус как раз в том, что занимаясь вроде перспективными делами в реальном мире (тот же питон осваивая) можно впустую сжечь время без какого-либо полезного результата (да еще и без удовольствия), а в "иллюзорном" можно добиться вполне полезного эффекта.
              Причем хобби вполне может стать работой. А может и не стать.
              Опять же, не следует забывать об отдыхе и удовольствиях (которые многие находят именно в играх). Без этого гонка за результатом (причем без каких либо гарантий) может как раз довести до выгорания, полностью обесценивающего все достигнутые результаты (если они вообще будут достигнуты)


              1. vtal007
                12.04.2023 04:28
                -1

                как можно впустую сжечь время изучая питон? рано или поздно, но питон выучится

                В виртуальном мире действительно проще добиваться результата. Так мы обманываем свой мозг. А игроделы затачивают игровой цикл под короткие циклы - трудность-реализация-победа. Мозг у нас древний и его легко обмануть виртуальными достижениями (виртуальными женщинами)

                Ну да, можно отдыхать, никто не спорит. Но никто не скажет "этот человек молодец" про человека, который не работал, а только отдыхал. Тунеядцем и бездельником назовут


                1. Zara6502
                  12.04.2023 04:28
                  +4

                  вы прямой как лом. и такие же прямые у вас константы поведения человека, то есть именно вы взяли на себя право решать какое именно поведение в жизни это "норма" и "хорошо". По своей сути это бред сумасшедшего.

                  Теперь вот вам еще один пример, из моей жизни. У меня есть брат младший, это уже дяденька взрослый, так что не представляйте мальчика лет восьми. Я сильно старше брата. Когда я сидел в 80-е программировал на Basic и Asm - он был рядом. Наверное мало что понимал, но слушал. Не думаю что это ему помогло как-то в жизни, это просто предыстория.

                  Так вот, я учился в ВУЗе, получал высшее образование, устраивался на работу, но 90-е это 90-е, и работал я не там где хотел, а где была работа. В итоге я не состоялся как программист, и не потому что не было времени, а потому что я в определенный момент понял, что это не моё и дальше "Hello world" мне практически неинтересно. Нет, программировать я люблю до сих пор, но не работать программистом. Поверьте, это две больших разницы.

                  Тем временем брат после 9-го класса не захотел идти в школу и просто сидел дома, играл в игры. И длилось это до его 25 лет. Кроме игр, пытаясь найти хоть какой-то заработок он стал делать лабы для студентов вузов (внезапно имея 9 классов образования) и так блуждая по сети он попал на один форум, где ему попались на глаза либы OpenGL для Делфи. Но они были старые, он сам вручную сделал новые. А позже сделал автоматическую конвертацию из Си. Слово за слово, еще пару лет и он стал ковыряться в DirectX/OpenGL и ему это понравилось.

                  В игры он играл как и я, довольно много (вместе долго играли в WoW). И в какой-то момент он пристроился к геймдев проекту и не затягивая историю - спустя 4 года и все последующие 10 лет он работает за границей на ААА студии.

                  И вот тут вопрос - в какой момент его жизни игры ему помешали стать таким? Ответ - ни в какой. В играх самое интересное, что каждый человек видит что-то для себя, я их не воспринимаю как только развлечение, от игр я беру и много образовательных вещей, истории, психологические моменты в формировании себя. Ведь игра - это преломление социума, вопросы, которые висели у автора. Поэтому я не люблю в большинстве своем мобильные игры и ААА тайтлы, так как это только мусорные бизнес-модели. Не всегда, но в большинстве своем.

                  Касательно питона. Выучить язык без его применения невозможно. А чтобы его применять профессионально - должны быть точно такие же задачи. Иначе ваш уровень питона никогда не будет дальше "Hello world". Я знаю синтаксис почти всех популярных языков программирования, но если меня попросят на Си написать программу для считывания данных по RS-232 или вывести на канвас картинку - я этого сделать не смогу. Я просто не в курсе как это работает на каждом их языков. Я буду читать маны, курить примеры и сделаю говнокод. Именно такие программы я пишу для себя, когда это требуется. Поэтому заучить питон просто невозможно (вы для примера смогли заучить хотя бы русский язык?), как невозможно знать питон достаточно, чтобы быстро и легко решать любые задачи. Всё всегда сводится к чтению манов по библиотекам, примеров из них и написанию своего кода. Если вы в одной теме работаете постоянно, то да, вы будете делать почти всё не прибегая к манам. Я например на Asm в 90-е писал без подсказок, но лабы я делал 3 года, а выучил синтаксис за 2 месяца. И даже через 3 года я не был гуру в Asm, это в принципе недостижимо для большинства людей. Страуструпы и Торвальдсы они же в единственном экземпляре.

                  Ну да, можно отдыхать, никто не спорит. Но никто не скажет "этот человек молодец" про человека, который не работал, а только отдыхал. Тунеядцем и бездельником назовут

                  Забавно что вы свои мысли уводите в фокус денег. То есть высшая степень ваших достижений определяется доходом и вы стремитесь к пассивным доходам (если конечно вы не глупы), как раз чтобы НЕ работать. Это принцип капитализма. Я не люблю работу абсолютно, я не трудоголик, а трудоголиков считаю больными людьми. А так как мои запросы весьма скромны, то я никогда не связываю работу и доходы. То есть я лучше с женой схожу в парк погулять, чем уеду на подработку. Для меня жена важнее работы. Но мы можем вместе поиграть на XXL карте в Heroes 3 и не будем считать что время "потрачено впустую", потому что на фоне мы еще включим какой-то фильм, будем разговаривать, возможно что-то обсуждать. Мы живём ради своих близких, а не чтобы работать.

                  Чет какая ерунда. Виртуальные достижения это часть виртуального мира. И оно там навcегда и остается. Мы не в фильме "первому игроку приготовится"

                  Про виртуальный мир. Он ничем не лучше и не хуже чем пойти на дачу и посадить морковку или цветы или покормить голубей. Это тоже часть реальной жизни и нашей действительности. То что вам безразличны виртуальные достижения - ну это ваша жизнь и ваше право для себя так думать, а для кого-то абсолютно не важны ваши достижения в вашей профессии. Да-да, это работает в обе стороны, не только у вас есть право определять что важно а что нет.

                  Ну и было приятно убедиться что философию вы не изучали совсем.

                  То, что у Вас много хобби - возможно Вам просто деньги не нужны. Вы обеспеченный айтишник, можете каждый месяц менять кружок. Сегодня рисование, завтра макраме, послезавтра танцы. А людей, у которых есть потребность в деньгах, появляется и ориентация на результат в хобби

                  "Нужны деньги" - интересная формулировка. А зачем они нужны вам? Я сыт, одет, обут. Мне больше не требуется. Копить их не вижу смысла.

                  Обеспеченный айтишник? Я? У меня зарплата 30000 руб и я живу от зарплаты до зарплаты.

                  Менять кружок? Это вы сейчас о чём? Какой кружок? Вам сколько лет? Если я хочу рисовать, то я беру простой карандаш или ручку и рисую. Хочу пользоваться маслом - пошел купил кисточки и краски и рисую, набор из 42 красок 450 руб, набор кистей 150 руб. Танцами не занимался, не люблю физические виды увлечений, люблю сидеть дома.

                  Ну и в финале, люди которые всё переводят в деньги и их делают своим хобби лично у меня вызывают уныние и жалость - это же бесцельно прожитые годы.

                  Можно. Зрелый человек именно этим и отличаются от детей (не обязательно по паспортному возрасту)

                  Да? А рассуждаете вы как незрелый человек, судя по тексту вам лет 12-14. Почему? Основная проблема всех людей это как раз найти себя и большинство людей к концу жизни так и не могут это сделать. Большая удача найти себя и найти свое место в жизни. Причем вы сами себя вводите в заблуждение, если вы опираясь на доходность придумали себе увлечение и монетизировали его, то это расчёт, а не жизнь или поиски себя. Вы стремитесь к упаковке своей жизни, но найдёте ли вы себя настоящего?

                  человек управляется своим мозгом. А биохимия это инструмент. Актриса это работа такая. Не знаю с чего такой вопрос возник. Вы думаете работа актеров в порно и реальный секс это одно и то же что ли?

                  А кто потребители порно продукции? Она-то актриса, а её зрители кто? Наркоманы. И жена для вас (как и для меня) это наркотик. Мы все наркоманы. Так какая разница какой наркотик влияет на наши решения?

                  Когда приятными моментами можно будет расплатиться за стоматологию или обучение ребенка в вузе, вот тогда можно будет обсуждать.

                  Ой, глупости какие. То есть выйти на природу с женой, сделать фото цветов - это не то что приносит нам деньги, значит я не должен переживать эти моменты? Бред же.

                  Ну так наркоманы-алкаши тоже счастливы по этой логике. Зачем же их пытаются спасать ? И почему жизнь алкаша порицается и ставится как антипример? бездарно и бессмысленно прожитой жизни

                  Они - счастливы безусловно, даже если они только убеждают себя в этом. Спасаем их мы потому, что мы люди, мы пытаемся им показать, что заменив один наркотик на другой он сможет прожить больше, возможно сможет сделать счастливым не только себя, но и кого-то еще. Порицание идёт образа жизни, вы заблуждаетесь если думаете что алкаш это сугубо валяющийся на дороге пьяный в моче и фекалиях и рвоте. Я в жизни встречал и знаю людей, который пьют сильно и много, но они никому не мешают, они ходят на работу, они прилично одеты. И почему его выбор хуже вашего выбора? Главное - не мешать другим. Нельзя чтобы твоё увлечение например получением денег делало жизнь другого человека хуже. А это и есть проблема капитализма - это его суть - отъём денег у других. Так что когда вы удачно перепродали что-то, вы сделали мир хуже. Когда вам за нарисованный кружок заплатили 10000 долларов, а шахтеру 40000 рублей, то не вы такой удачный, вы такой же участник отъёма денег как и владельцы угольно шахты. Но вам же всё равно, вам плевать на жизнь шахтера. Главное чтобы у вас всё было хорошо. Так? Шахтёр проживёт жизнь бездарно, чтобы согреть вашу квартиру, где вы НЕбездарно копите деньги и растите своих детей! Я всё правильно же понял?


                  1. nidalee
                    12.04.2023 04:28

                    Я в жизни встречал и знаю людей, который пьют сильно и много, но они никому не мешают, они ходят на работу, они прилично одеты.
                    Собственно, я не так давно узнал, что один из моих друзей пьет пиво каждый вечер. Не ложится спать без этого даже. Как по мне, это алкоголизм. Но во-первых, я об этом узнал случайно — по нему не скажешь. Во-вторых, вполне работает себе в иностранной компании с иностранными контрагентами и что-то там даже умудряется в свободное время автоматизировать у себя на работе, учит слегка питон.
                    И ничего, нормально ему…


                    1. Zara6502
                      12.04.2023 04:28

                      не берусь судить именно о вашем знакомом, но привычка вечером пить пиво не всегда связана с алкоголизмом.


                  1. vtal007
                    12.04.2023 04:28

                    Я даю оценку и достаточно распространненную оценку. Возможно в Вашем окружении геймер это почетное занятие и все в округе уважают, а девушки стремятся выйти замуж. В моем же окружении девушки предпочитают ребят надежных, неплохо зарабатывающих.

                    Я не знаю Вашего брата и что говорить. Частные случаи не статистика. Вот у меня тоже 2 брата. Но уклон в айти только у меня. Это потому что я геймер что ли? а они нет? да хрен там, нет тут такой связи. Зато есть точная связь - может усидчивость? я вот не представляю, как можно в доту играть килочасами.. Но ведь играют же. более того, там ж надо еще как-то быстро принимать решения, оценивать обстановку, это нифига не расслабляющее занятие.

                    но если бы эти геймеры килочас потратили на изучение питона, то у них было бы знание питона (которое позволило бы зарабатывать деньги), а не как там мидлом базу затащить

                    Выучить язык без его применения невозможно. А чтобы его применять профессионально - должны быть точно такие же задачи. 

                    Ну собственно язык и учат решая задачи. - для начала курс на степике, потом далее по направлению. У саентистов одно, у бекендеров другое. МОжет еще какие есть, я не вдавался в детали

                    Ну это не хобби, "взял ручку и рисую." Клево конечно, но на хобби не тянет. Хобби людей захватывает так, что им не стыдно в резюме написать про это. Да еще найти единомышленников.

                    . Мы все наркоманы.

                    Вы может там "все", а - я нет. Не надо обобщать. попахивает демагогией дешевой. Зрители порнухи - ну видимо дрочеры. Я просто не понимаю Ваших вопросов. Причем тут вообще наркомания?

                    Основная проблема всех людей это как раз найти себя и большинство людей к концу жизни так и не могут это сделать

                    Откуда статистика про это самое большинство? Как определить, какие метрики, какие психологические тесты?

                    А уж рассказы про шахтеров у которых я (почему я то?) оказывается деньги отнимаю. Вот это вообще поворот. Вам сколько лет, сударь, что Вы в некий социализм-коммунизм веруете

                     Виртуальный мир на то и виртуальный, что не является нашим миром, поэтому навыки не переносятся.


                1. geher
                  12.04.2023 04:28

                  как можно впустую сжечь время изучая питон? рано или поздно, но питон выучится

                  Лично знаю человека, который выучил питон и даже что-то там на нем программирует (ему нравится). Но естьодна загвоздка. Сваять что-то действительно полезное у него не получается. Для него это просто что-то вроде компьютерной игры.

                  Но никто не скажет "этот человек молодец" про человека, который не работал, а только отдыхал. Тунеядцем и бездельником назовут

                  Большинство играющих взрослых, внезапно, учится (чему-то реальному в большинстве своем) или уже работает. Играют же они в свое свободное время. Всего лишь вариант отдыха от трудов праведных.
                  Есть, конечно, среди них и бездельники с тунеядцами, но тут и другой нюанс вырисовывается, а именно преобладание среди означенных тунеядцев с бездельниками людей, которые в компьютерные игры вообще не играют (они заняты более "реальным" делом, пьют, например, не просыхая). А компьютер для игр сам себя не купит.

                  Если что, сам давно уже не играю, хотя помню, как когда-то сам играл. И ничего, было весело, и учебе с работой не мешало.


                  1. vtal007
                    12.04.2023 04:28

                    Сваять что-то действительно полезное у него не получается - значит ему нужно прокачать что-то еще. какой-то курс типа "как сваять что-то полезное на питоне"
                    Откуда данные про большинство взрослых играющих еще и учится?
                    я вот знаю много случаев, когда люди вылетали из вузов, из-за игр в вов и линейку. Когда жены жалуются на мужей-танкистов.

                    То, что игры это "Отдых и хобби" - с этим же никто не спорил.


  1. myswordishatred
    12.04.2023 04:28

    На это накладывается упавшее качество игр и игровой индустрии в целом. Эти, местами сырые и недоделанные продукты, раньше были бы невозможны по причине того, что интернет был не распространен.

    Проблема качества всё-таки глубже. Вернее, не в техническом исполнении дело, а, скорее в конвейерности. Игры от какой-нибудь Ubisoft обычно технически вылизаны, но играть во всё это уже сил нет никаких. Лучше пойти палкой землю покопать.

    необходимостью покупать дополнения для полного игрового опыта

    Это ещё ладно. Есть пример тех же парадоксов, которые делают сначала среднюю игру (но вполне интересную в большинстве случаев), а потом десять лет облепливают её всякими дополнениями, из которых каждое второе капитально баланс перелопачивает. За такие вещи, в целом, платить не жалко. Но вот сюжетные DLC это вообще за гранью добра и зла.


    1. OldfagGamer Автор
      12.04.2023 04:28

      Да, согласен. А насчёт Парадоксов, я как фанат их игр, злюсь, психую, но всё равно грызу кактус.


  1. Apxuej
    12.04.2023 04:28
    +6

    В развитии игровой индустрии был золотой век, когда процессоры прогрессировали быстрее видеокарт (видеоадаптеров) и много усилий было направлено на усложнение и добавления глубины игрового процесса. Именно на этот период пришлось моё детство и я наблюдая картину того как создаются новые игровые механики вроде продвинутой физики (в том числе полной разрушаемости), процедурной генерации, снимались ограничения на то, насколько большой может быть игра. Кто-то двигал вперёд графику, кто-то изобретал целые игровые жанры. Также был тренд к усложнению сценария/диалогов игр, улучшалась драматургия. В целом намечалось движение к всё более и более "реалистичным" играм. Т.е. к симуляторам, в каком бы сеттинге и жанре не были эти симуляторы. Я был очень оптимистичен и с нетерпением ждал того, что ожидает нас в будущем. Однако, в какой-то момент самыми продаваемыми стали игры с самой совершенной графикой, с обещанием интересной истории и щепоткой новых механик или даже вовсе только с устоявшимися механиками. В этот момент бОльшая часть жанров игр приняли свои формы и закостенели. И далее, несмотря на рост производительности процессоров, усложнение игр уже происходило очень медленно по выше озвученной причине, по причине использования готовых движков игр, вместо написания их с нуля и страха случайно сделать игру слишком сложной и отпугнуть большую часть аудитории (ведь игры стали популярны). У крупных студий с большими ресурсами полностью пропало желание привнести новое, да и глубину игры гораздо сложнее рекламировать по сравнению с красивой графикой (есть, конечно, и частичные исключения вроде Rockstar). Люди стремящиеся к новому всё ещё остались: инди-разработчики и мододелы. Именно они последние годы приносят нам новые жанры и инновационные механики. Но, так как ресурсов у них мало, игры всё равно в целом не приобретают интересной глубины. Казалось бы большие студии могут подхватить новое, популярное направление и расширить его, но всё что они обычно делают это практически полный клон новинки с улучшениями в графике. Единственные игры, которые приобретают захватывающую глубину это игры с большим и развитым сообществом мододелов. Однако, даже так обычно есть пределы, установленные движком изначальной игрой.

    В этом году у меня появился некоторый оптимизм в связи с развитием открытых, компактных и производительных LLM моделей. Я ожидаю в ближайшие пару лет появления игр с NPC, способными сносно поддерживать диалог, оставаться в роли и иметь память о предыдущих событиях, что может значительно поднять реиграбельность и глубину игр во многих жанрах. Даже такие абсолютные соляные столбы как FIFA смогут выиграть от этого.


    1. vassabi
      12.04.2023 04:28
      +2

      Я ожидаю в ближайшие пару лет появления игр с NPC, способными сносно поддерживать диалог, оставаться в роли и иметь память о предыдущих событиях, что может значительно поднять реиграбельность и глубину игр во многих жанрах. Даже такие абсолютные соляные столбы как FIFA смогут выиграть от этого.

      я вот думаю над применением LLM как надстройка у старых игр в режиме игры против компа: чтобы он генерировал восклицания от имени противника изза победы или поражения.

      (представьте, играете вы в первую цивилизацию, нападаете на соседа юнитом, а комп в ответ произносит "ах так! ну держись, ща будет мой ход, посмотрим тогда кто кого!")


      В идеале конечно - полнстью 2й игрок в режиме Hotseat\Split Screen , но это в будущем


  1. event1
    12.04.2023 04:28

    Будущее уже наступило: мобильные казуалки крупные коммерческие проекты для широкой публики и для бабок. Инди-разработки для игроков-фанатов. Похожее разделение в любой другой развлекательной отрасли: в кино — сериалы для платформ и кинотеатральное кино для денег; артхаус для фанатов и прочих спецлюдей.

    Аудитория выросла, появилась возможность системной коммерческой деятельности, результат на лицо. Вообще не понимаю в чём вопрос.


  1. BugM
    12.04.2023 04:28

    Сони и МС тихо стоят сбоку от этого вашего загнивания и продолжают выпускать хорошие игры.

    Люди видят это и скупают их консоли десятками миллионов. Разработчики игр видят это и делают ставку на консоли.


    1. nidalee
      12.04.2023 04:28
      +2

      Разработчики игр видят это и делают ставку на консоли.
      Разработчики игр делают ставки на смартфоны, которые образцом качества и старания назвать язык не поворачивается. А их маркетинговые приемы как раз отражают всю суть того, что не так с геймдевом в 2023: игра как сервис (если человек платит за товар один раз — этого в 2023 просто не поймут инвесторы), false advertisement (лох оформил предзаказ — цель достигнута, можно релизить вообще нерабочий треш, схавают, а бюджет тем временем перетекает от разработчиков, которые фиксят баги, к рекламщикам, которые зазывают для рекламы звезд), полная творческая импотенция (хреначим шаблонных wojak-face на иконку, или аниме-девочек — можно игру хоть про чистку деревенских сортиров сделать, кто-нибудь да скачает).
      В сюжетные игры на ПК\консоли добавляются еще две проблемы: SJW (вместо того, чтобы писать сюжет, мы лучше подумаем, куда еще и какое меньшинство вписать), SJW (вместо набора профессионалов мы наберем разношерстную массу без навыков по квотам, а когда они неизбежно не осилят — будем орать, что в игры играют одни расисты и женоненавистники).
      Игрострой уже давно не про то, чтобы сделать хорошую игру. Он про отъем бабла в первую очередь. А ААА-студии, судя по всему, окончательно разучились делать что-то, кроме ремейков. Хорошо, кстати, подводится к ранее перечисленным проблемам: если отнять у современного разработчика возможность перелопачивать сюжет, карты и механики, а оставить только контроль над графикой, то получаются вполне ничего игры. Потому что кроме графики современный игродел не способен ни на что, а попытаться — это риск, а риск — это не выгодно, корпорация не даст добро, поэтому мы либо сделаем 10 часть call of duty, либо ремейк, либо выпустим оригинальный продукт и обосремся.
      У Sony еще эксклюзивы более или менее ничего получаются, но я бы переложил за это «вину» на саму японскую Sony, которая не спонсирует как эксклюзивы совсем уж откровенный треш.
      Так и живем.

      И еще хорошее видео на тему:


  1. Astus
    12.04.2023 04:28
    +2

    "Раньше было душевней" — самообман. Это лишь мы запомнили то, что нас зацепило (и может даже не сама игра, а время, когда эта игра появилась в жизни), и на основе этого сейчас может создаться фальшивая картина игр (и не только) прошлого. Нет, раньше тоже были массы второсортного и третьесортного г… геймдевелопа. Просто он был пропущен ввиду непопулярности, нераспространённости или моментально вымаран из памяти.
    Чтобы это проверить — окунитесь в какой-нибудь полновесный архив игр. Только не "лучшие игры того времени", а тот архив, который принципиально коллекционный по платформе/годам — собирает всё и вся, независимо от рейтинга. Например, я сейчас зашёл в папку проекта eXoDOS — семь с лишним тысяч игровых проектов для DOS'a. Сколько из них можно отнести к душевным? Скольких сделали фаны? Все ли они вылизаны и работают без запинок? Как много среди них с увлекательной и/или оригинальной механикой?
    Я и сам не могу ответить на эти вопросы, но могу предположить — отобраны будут пару сотен от силы. И процентов так 90 из них попадут в отбор, т.к. известные в прошлом проекты, которые либо сам играл, либо видел где-то.
    Да, индустрия меняется, но в целом — развитие прямое как черенок лопаты, в основном эволюционирует графика, куда меньше — геймплей, некоторые жанры то ярко вспыхивают, то бесследно (как нам кажется) гаснут, чтобы позже сделать новый виток.
    Однако, по моему мнению, достойных интересных душевных проектов и сейчас каждый год выходит достаточно. Только у нас, ещё не старых, но уже не молодых, не всегда достаточно времени, настроения, бодрости и просто желания, не то, чтобы играть, а нередко — чтобы просто посмотреть трейлеры, почитать игроновости. Раньше информации об играх было кот наплакал, каждая вторая-третья зачастую услышанная сарафанным радио игра — откровение, сейчас же — мегатонны как инфы, так и игр, но всё это быстро начинает давить, и нам просто лень в это всё вникать и разбираться. Куда проще, запустить в 100500 раз Heroes/Disciples/RA2/AoE и удовлетворительно сказать себе — вот они, Настоящие Игры, а не это ваше вот это всё.


  1. simple_math
    12.04.2023 04:28

    Всё таки по-настоящему хороших игр выходит не так много, плюс из них ещё отваливаются те, которые не подходят под твой вкус и интерес. С возрастом как никак становишься разборчивее во всём, а в детстве в любую ерунду с кайфом играешь.

    Люблю игры, но волею судьбы с 2010 по 2020 год не играл ни во что, а в пандемию собрал комп и прошел кучу игр, открыв для себя такие великолепные вещи как Prey, Control, Black Mesa, Dark Souls. Сейчас комп продан и за индустрией не слежу. Планирую еще лет через 10 собрать комп и обмазаться играми, которые выйдут за этот срок, дай бог будем живы.