Рубрика «Кем работать в IT» — интервью с представителями IT-профессий, в которых специалисты рассказывают о тонкостях своей работы: плюсах, минусах, подводных камнях и заработной плате. Мы надеемся, что джунам и стажерам она поможет больше узнать о том, что их ожидает на карьерном пути, а профессионалам — посмотреть на свою специальность через чужой опыт и, может быть, открыть для себя что-то новое.

Сегодня о своем опыте работы нам расскажет Ирина Черненко, маркетинг бизнес-партнер в Ростелеком-Солар.

По данным зарплатного калькулятора Хабр Карьеры, средний размер заработной платы маркетолога во втором полугодии 2022 года составлял 108 000 руб. в месяц. Конечно, это среднее значение. Есть те, кто зарабатывает меньше: 45 тысяч, а есть и те, кто получает 200 тысяч рублей.

О специальности

Расскажите простыми словами, чем вы сейчас занимаетесь? 

Полностью отвечаю за маркетинг одного из бизнес-направлений компании: и за стратегию продвижения, и за полную ее реализацию. От бюджетирования, продуктового позиционирования до подготовки презентаций, буклетов, промороликов, проведения вебинаров и участия в ключевых отраслевых мероприятиях. 

Сейчас в моей зоне ответственности сервисы кибербезопасности по подписке, например, такие как защита от DDoS-атак, защита веб-приложений, предотвращение сетевых атак, контроль уязвимостей и обучение навыкам кибербезопасности.

Какое у вас образование? 

У меня два высших: первое техническое и второе экономическое. Выбирая универ и направление обучения, я сразу решила, что как базу нужно получать инженерную специальность, а вторым (и любым последующим) образованием  можно получать любое другое, благо выбор велик!

Почему техническое? Ну это же про образ мыслей и про развитие, всё остальное вполне прикладное. И еще я не знаю ни одного человека, кто бы получал второе высшее техническое после гуманитарного, да и особо даже не читала про подобный опыт. Поэтому только хардкор. Это как с иностранными языками: сначала стоит изучать максимально распространенный, который дает возможность работать в международном бизнесе и уверенно путешествовать, а потом уже — любой другой (я, например, выбрала испанский после английского, но он, кстати, тоже сильно распространен в мире).

Возможно, еще на мой выбор образования повлиял мой физмат-класс и желание разбираться во всем сложном. В общем, поступила с олимпиады в МАИ (это авиационный), пошла на Аэрокосмический факультет (ну романтично же) и по высокому баллу попала на желанную 504 кафедру «Системный анализ и управление». Было много мат.анализа, термеха, теории вероятности и всякого другого, от чего мозг иногда закручивался в бараний рог. Но это все было мегаинтересно!

С третьего курса была возможность пойти учиться на еще одну специальность и получать второе высшее. Тут уже я выбрала экономический факультет и кафедру «Менеджмент и маркетинг», как наиболее прикладное. Был момент, когда я еще рассматривала факультет иностранных языков, т.к. я их обожаю. Но решила, что скилы в менеджменте и маркетинге мне больше пригодятся, и выбор рабочих направлений будет шире.

Кстати об обучении: недавно мы на Хабр Карьере запустили сервис для менти и менторов в IT — Хабр Эксперты, в котором вы можете бесплатно зарегистрироваться, как эксперт или найти своего наставника и учиться с ним.

Начало карьеры 

Как вы узнали о своей специальности? С чего все начиналось?

Узнала о своей специальности из рекламы. Всегда обращала внимание на рекламу и каналы коммуникации, задавалась вопросом, кто вообще это делает. Иногда поражалась, что за бред (наверное, я просто не была целевой аудиторией), а иногда — восхищалась классным слогом в текстах, красивыми креативами и попаданием в самое сердечко.

Вирусный маркетинг и желание завладеть каким-то товаром и меня задевали. Но, конечно, более системно знание о специальности маркетолога я получила уже в университете. Если честно, то каким же большим было мое разочарование после технических дисциплин! Все казалось такой легкотней и банальщиной, что просто «мама, не горюй». И так понятно, что на вывод нового продукта нужно потратить много усилий, что не сразу все раскачивается. 

На самом деле, это очень интересно — быть причастным к развитию продуктов, исследовать целевую аудиторию, изучать потребность, следить за конкурентным окружением, а затем влиять и на формирование спроса, и на упаковку, и на отстройку от конкурентов, и на генерацию лидов (поиск потенциальных клиентов), а также влиять на рост продаж в конечном счете.

Как вы искали свою первую работу в IT? Как долго?

С поиском работы всегда всё проходило легко и просто. Больше времени занимал анализ отраслей и компаний, которые меня интересовали. Я начала работать еще в студенчестве — сначала в госструктурах, затем в иностранном банке, и уже после декрета я вышла работать в IT-компанию на позицию маркетолога. В общем, меня не затормозили ни отсутствие практического опыта в маркетинге и работы в IT-компаниях, ни пробел в «боевом» рабочем стаже из-за рождения сына. Вижу цель — не вижу препятствий!

Расскажите про свое первое собеседование и первое место работы. Какой вы получили опыт? 

Первого собеседования я даже и не помню. Изначально я давала шанс своей инженерной специальности: с 4 курса работала в НИИ ТП и коммерческой организации, которая занималась приборостроением для космических аппаратов и взаимодействовала с Роскосмосом и прочими крупными госкорпорациями. Но из моего небольшого опыта сложилось понимание зарплатной вилки: было обидно видеть опытных инженеров с зарплатой около минимального прожиточного уровня.

Тут мое второе высшее пригодилось: выбор мест работы стал шире.

Кстати, самый-самый первый рабочий опыт был еще в школе. Хотя это скорее про наставничество и что-то из педагогики. Я помогала ребятам подтягивать английский и математику. Вполне рабочий опыт. Моей первой зарплатой был апельсин.

Расскажите про ваши провальные собеседования. С кем это было? Какую работу над ошибками получилось сделать? 

После работы с госами я решила идти работать в коммерческий сектор и ориентировалась на международные компании. Я не хотела терять свой английский, сами знаете, что без практики навыки быстро сдуваются. И конечно же, мне хотелось профессионального развития и карьерного роста (в НИИ этого не было, лет за 10 тебя просто переводят на следующую ставку за выслугу лет, потому что «пора», и вообще хаотично распределяют должности).

У меня была смешная история с провальным собеседованием. Я очень хотела попасть или в международный банк, или в консалтинг. Мне это казалось невероятно крутым и успешным. Так вот, один раз я долго готовилась к собеседованию в консалтинговую компанию, всё изучила про их бизнес, про вакансию и так далее. Надела свою лучшую рубашку, приехала заранее. Я скромно ждала в переговорке, пока придет эйчар или нанимающий менеджер, а про меня просто забыли. Я покорно ждала минут 30. И слот для собеседования просто вышел, никто так и не пришел. 

Тогда я четко поняла, что сидеть и ждать — это не выход. Нужно действовать активно, а лучше проактивно. И брать ответственность за все, что тебе дорого, и за все, к чему стремишься.

Какая была ваша первая зарплата, если не секрет? 

Моя первая зарплата составляла 12000 рублей. Я работала на полставки, совмещая с обучением на двух высших. Даже при такой малюсенькой зарплате смогла накопить на свой первый автомобиль. Тут опять же все зависит от того, к чему стремишься. Да, я жутко экономила, только и делала, что работала и училась, но зато потихоньку всего сама добивалась. Не ждала у моря погоды.

Как складывался карьерный путь в IT после первой работы? Куда пробовали попасть еще? 

Без практического опыта в маркетинге было сложновато, но тут опять же главное понимать облик своих ожиданий, а не стрелять из пушки по воробьям. Важно знать, чем ты можешь быть полезен компании, кто именно нужен, какие задачи важно закрыть, и спроецировать на себя.

Работая в международном банке в клиентском сервисе, я сразу обозначила круг своих интересов и желание перейти в департамент маркетинга. Без опыта не брали даже на джуниор-позиции, но можно было влиться в рабочие задачи в роли стажера. Я вписывалась везде, где только можно, и не боялась брать на себя ответственность. 

Потом, уже будучи в декрете, я с 10-месячным сыном на руках не побоялась пройти конкурс на фриланс-ставку в Ozon. Успешно его прошла и потом больше 10 лет вела социальные медиа для Ozon, а позже и для Ozon.Travel (по совместительству). SMM — по сути тоже часть маркетинга. Это было и полезно, и интересно. 

Когда сын пошел в садик, я решила не возвращаться в банк и поискать работу в IT. Пробовала собеседоваться в Mail.ru, Билайн. Меня много куда приглашали, но практического опыта в маркетинге было маловато. В итоге мой выбор пал на компанию Navitel, которая занимается навигационным ПО, картографией и автомобильными устройствами. За 7 лет я выросла с позиции маркетолога до директора по маркетингу. Отвечала за глобальный маркетинг и PR всей группы компаний. Выводила компанию на новые рынки (Европа, Азия, Латинская Америка), продвигала мобильные приложения в AppStore и GooglePlay, работала над развитием хардварного бизнеса, взаимодействовала с производством в Китае, руководила международной командой. 

Было круто и драйвово, но постепенно рынок падал и сужался. Поэтому я приняла решение двигаться дальше. Анализ отраслей показал, что есть явный тренд на сильный рост рынка кибербезопасности, и в России, и в мире целом. Перешла работать в BI.ZONE, где выстраивала маркетинг с нуля.

Сегодня попасть в IT стало проще — множество компаний предлагают свои программы обучения по разным специализациям. Сейчас на Хабр Карьере есть курсы для тех, кто хочет изучить маркетинг.

Компания

Как вы попали в компанию, в которой работаете сейчас? Где нашли вакансию, на какую должность и как прошло собеседование? 

Рынок информационной безопасности очень узкий. Все друг у друга на виду и на слуху. Ростелеком-Солар были в активном поиске маркетинг бизнес-партнера, и коллеги закинули мое резюме в компанию. После первого собеседования с топ-менеджерами я была в восторге. Для меня было полной неожиданностью, что на мое первое собеседование пригласят генерального директора. Всё прошло очень здорово, волнения не было. Обозначенные задачи были большим вызовом для меня. Это и пугало, и манило одновременно. В тот момент у меня было еще два офера: из Яндекса и консалтинговой компании. Хорошие условия, интересные проекты, но любовь к отрасли ИБ не оставила мне выбора. Два года назад я присоединилась к команде Солара. И еще ни разу не пожалела о своем решении.

Как проходил процесс адаптации? С какими трудностями вы столкнулись?

До рассказа про адаптацию хотела бы отдельно отметить этап офера. Мне очень понравился системный подход Солара: все задачи на испытательный срок сразу обозначены в предложении о работе. Никакого кота в мешке. Всё расписано четко по полочкам. Что и когда от тебя ждут. В каком виде и кто будет принимать работу. То есть еще до выхода на новое место тебе сразу понятен масштаб работ и сформировано ожидание от результата. Это очень удобно.

Для более легкой адаптации тебе назначают «бадди», опытного наставника, который помогает на этапе онбординга. Моим «бадди» был директор бизнес-направления.

Свободное время у топ-менеджеров — на вес золота, но тем не менее, мы находили свободные слоты для синхронизации. Это было очень полезно.

Поначалу мне было сложно расшифровать и запомнить все внутренние аббревиатуры, а их немало. Я привыкла структурировать информацию, поэтому все новые и непонятные сокращения я свела в один список и создала глоссарий терминов, время от времени его пополняя. Это пригодилось не только мне, но и тем сотрудникам, которых я взяла в свою команду. А также я делилась своим «словариком» и с другими новичками из департамента стратегического маркетинга. Когда коллеги из внутренних коммуникаций создавали новый портал для сотрудников, мой глоссарий с аббревиатурами и терминами взяли за основу для общего перечня терминов и сокращений.

Какие знания у вас уже были, когда вы пришли в свою компанию?

Когда я присоединилась к Солару, у меня уже был большой опыт в маркетинге и опыт работы в IT- и ИБ-компаниях. Я прошла путь от работы в роли маркетолога, пиарщика, контент-мейкера до менеджерских позиций со своей командой. Проводила аудит и анализ положения компаний на рынке, исследовала целевую аудиторию, выводила новые продукты на рынок, формировала стратегии продвижения и отвечала за выход на рынки других стран. Работала как с B2C-продуктами, ориентированными на частных лиц, так и с B2B и крупными интерпрайз-решениями для бизнеса. 

Люблю свою работу, обожаю маркетинг, с увлечением погружаюсь в новые задачи и не боюсь вызовов.

Как вы продвигались в компании? Какие навыки в этом помогли?

Для продвижения в компании мне, безусловно, помог мой предыдущий опыт работы и коммуникативные навыки. Общаясь с коллегами, я всегда открыта. Чем больше прозрачности, тем проще. Не боюсь задавать вопросы и не тушуюсь, когда вопросы задают мне.

У меня высокие требования к результату, я требовательна к себе и к качеству работы, которую выполняю. И такие же высокие ожидания у меня в целом и от команды, и от кросс-функциональных коллег. Считаю, что если что-то делаешь, то делай это хорошо. Либо не берись вовсе. Излишний перфекционизм порой мешает, я научилась быть гибче и не всегда докапываться до мелочей. Иногда нужно помнить про принцип “good enough” и действовать быстрее. 

Важно ориентироваться на цель и не расфокусироваться. Только слаженная работа в команде может принести желаемый результат. В Соларе хочется расти и развиваться.

На какую среднюю зарплату вы рассчитывали тогда, и что получили? 

Зарплаты в Соларе в рынке, как и везде есть «вилка», и сумма компенсации зависит от компетенций специалиста. Во время собеседования мы обсудили с коллегами мои зарплатные ожидания, они же и отразились в офере. Скажу так: дом купила в ипотеку, красивый сад обустроила, но строительство бани пока пришлось отложить. 

Отдельной статьей моих расходов всегда были путешествия, без новых горизонтов — никак. Благодаря Солару есть возможность вполне бюджетно открывать новые места с нашим клубом путешественников. В августе мы с коллегами ездили в отпуск в Дагестан, а весной была каталка в Сочи. И я уже жду следующей поездки!

Раз уж зашла речь о трудоустройстве — на Хабр Карьере можно найти вакансий для маркетологов. В компании, в которой работает Ирина, тоже есть открытые позиции, сейчас они для старшего менеджера по продуктовому маркетингу, проектного менеджера, медиа-аналитика и PR-менеджера (сервисы).

Опыт

Что сейчас нужно знать специалисту, чтобы попасть в вашу сферу? 

Все зависит от уровня должности, на которую претендует специалист.

Гигиенический минимум — это понимание основ маркетинга: позиционирование, ценностное предложение, сегментирование, путь потребителя, инструментов продвижения. Для работы в Ростелеком-Солар или других компаниях ИБ-рынка также важно быть в курсе трендов и ключевых игроков кибербеза, а еще нужно понимать специфику процесса продаж в B2В.

Какие бы вы выделили важные Soft и Hard Skills для специалиста вашего направления? 

Важными софт-скилами выступают аналитические способности, умение анализировать рынок и искать новые направления и возможности для бизнеса. Также пригодится умение работать с гипотезами: генерировать, тестировать, делать выводы. Очень полезны такие навыки, как внимание к деталям, умение быстро искать и структурировать информацию, а также управлять своим временем и расставлять приоритеты в работе. И без навыков коммуникации никуда: в маркетинге вам нужно плотно взаимодействовать с большим количеством коллег из разных направлений, от разработчиков до коммерческих функций. Тут без «хардов» не обойтись. Для того же анализа нужно понимать минимальные PEST и SWOT, разбираться в самых базовых фреймворках для определения ценностного предложения (value proposition canvas), грамотно формулировать речь (и устно, и письменно). Умелый пользователь пакета Microsoft Office не будет тормозить при подготовке материалов: а быстро, умело, на полуавтомате все реализует. Еще маркетологу нужно уметь работать с базами данных, с той же CRM-кой, например, и быстро разбираться в маркетинговых инструментах, например в email-рассыльщике или рекламном кабинете digital-площадки.

Поговорим об ошибках? Что вы сделали не так за это время, что не нужно делать новичкам?

Не нужно покорно брать все-все входящие задачи, всегда нужно их анализировать и приоритезировать. Еще нужно учиться делегировать и распределять зоны ответственности. Мне поначалу это очень сложно давалось, да и сейчас хочется все контролировать или сделать все самой. Но опыт говорит, что скил делегирования тоже можно и нужно развивать.

Еще я ненавижу работу «в стол» и незакрытые проекты, но, увы, и такие случались. К сожалению, не всегда и не всё можно спрогнозировать. Важно сверяться с реальностью даже посередине дистанции. Туда ли мы бежим? Вдруг уже изменились условия, и цель сместилась? Тогда нужно оперативно менять тактику. К примеру, в начале статьи я рассказывала про свое желание работать в иностранных компаниях, но сейчас рынок совсем другой. И сотрудники международных компаний чувствуют себя уже не так устойчиво.

От автора

С чего можно начать специалисту без опыта? Какие есть возможности? 

Тут я бы предложила построить некий прототип карьерной стратегии и определить желаемую цель. Определите, что конкретно вы хотите в карьере. Например, это может быть глобальная цель как некая ролевая модель, и ближайшая цель как достижимая и реальная. Что нужно, чтобы достичь этой ближайшей цели? Может, нужно определенное образование? Тогда определите, где и за какое время вы можете пройти обучение.

Оцените, может ли помочь ваш предыдущий опыт приблизиться к результату? К примеру, в студенчестве вы писали статьи для газеты или занимались организацией мероприятий. Этот опыт тоже можно переиспользовать в маркетинге. Важны детали и конкретика. Чего хочу достичь, что могу сейчас и что нужно для приближения к цели? Иначе будет как поход в магазин без списка продуктов: можно долго и бесцельно шататься между рядами, забить тележку ерундой и забыть по итогу про нужное. Маркетинг — это же целый мир, столько разных направлений и более узких специализаций: продуктовый маркетинг, контент-маркетинг, digital-маркетинг и так далее.

В небольших компаниях задачи маркетинга может закрывать один человек и вполне достигать поставленных целей. В более крупных — это может быть отдел или целый департамент.

Когда нет нужного опыта, очень важно не бояться пробовать и брать на себя ответственность. Для старта карьеры в желаемой сфере всегда можно рассмотреть стажировки или стартовые позиции, например, начать со ставки ассистента. Еще есть возможность формировать портфолио на проектных задачах и фрилансе. Работать «на зачетку», набивать руку и набираться опыта. Для опыления нужным контекстом можно посещать конференции, читать книги и статьи, слушать подкасты, смотреть вебинары, общаться с людьми из отрасли, задавать вопросы. Главное, не сидеть на месте, а двигаться к намеченной цели и не сдаваться.

Вы проходили какие-то курсы? Что лучше всего подойдет для развития навыков?

Люблю учиться, узнавать новое и систематизировать уже пройденное, поэтому регулярно повышаю квалификацию и прохожу курсы. Но важно не хвататься за все подряд и ориентироваться на свои задачи. Из последнего — курс Нетологии по digital-маркетингу помог систематизировать знания и опыт в онлайн-продвижении, а курс Марушевского по ABM (account-based marketing) усилил навыки персонализации коммуникаций и дал больший фокус на системный подход к поиску и прогреву ключевых клиентов в B2B/B2E.

Еще недавно проходила курс повышения квалификации по выводу новых продуктов от Moscow Business School. Это небольшое обучение скорее подойдет для маркетологов на старте карьеры или с минимальным опытом. Но лично мои ожидания не оправдались, контент на курсе оказался совсем базовым. Зато познакомилась во время обучения с классными ребятами из смежных отраслей, мы поделились опытом, кейсами, а это всегда интересно.

Какие книги статьи, подкасты, курсы стоит почитать/посмотреть для развития в профессии? 

Что по книгам: «Взлом маркетинга» — в целом про маркетинг, живенько и вполне увлекательно; «Обнимите своих клиентов» — о разных уровнях клиентского сервиса и клиентоцентричности; «45 татуировок менеджера» — понравится всем, у кого есть команда и хоть какие-то жизненные и рабочие принципы. Книг много, но нужно фильтровать лишнюю «воду», и для развития важно именно применять знания на жизни. Без практики — учись не учись, но не каши сваришь.

Рекомендую подписаться на телеграм-канал «В голове у PMM» — там хорошая тусовка продуктовых маркетологов, коллеги делятся и полезным, и наболевшим, и смешным. Еще рекомендую подкасты «Маркетинговая рубка», «B2B-продажи, хлеб, вода и 2 процента» и «Make sense podcast», по дороге на работу — самое оно!

Карьерный трек маркетолога

Мы часто слышим от специалистов на Хабр Карьере вопрос: как понять, что я уже сеньор? Или: что мне нужно сделать и освоить, чтобы вырасти до мидла? 

В каждой статье рубрики мы разбираем новую специализацию и показываем карьерный трек. Это инфографика с навыками, задачами и условиями работы, разбитыми по квалификациям.

Вот такой трек по маркетингу нам помогла составить Ирина из «Ростелеком-Солар» — не путайте данные с реальными вакансиями или зарплатами в компании.

Больше о карьере в наших соцсетях: ВКонтактеTelegram.

Комментарии (0)