Копаев Г.В.

Группа экспертов, пожелавших остаться неназванными

Основной текст статьи написан в декабре 2021 г. В настоящее время принято и реализуется решение о создании отдельных СОД в нескольких Центрах компетенции. В связи с этим развитие стандартизации пойдёт другим путём. Поэтому рассматриваемый сценарий является альтернативным вариантом истории.

1. Преамбула и краткий реферат статьи

В настоящее время происходит значительная трансформация среды проектирования, строительства и эксплуатации объектов капитального строительства. А именно – существенное развитие технологической составляющей информационного моделирования, принятие ряда нормативных актов, требующих применения этих технологий.

Мы видим две ключевые проблемы, которые стоят на пути перехода:

А) Стандартизация

На самом деле глубина изменений сопоставима с этапом создания Единой системы конструкторской документации, так как необходимо определить и постоянно переопределять правила применения элементов информационных моделей. Можно утверждать, что предстоит создать и ежедневно поддерживать в непротиворечивом состоянии единый язык общений десятков тысяч людей в области строительства. В настоящее время таким языком, вернее рамкой является стандарт IFC. Мы считаем, что уровень поддержки стандарта (актуальность) обязан быть максимально высок, поддержка должна основываться в том числе на ежедневном анализе широкого потока информационных моделей.

Б) Высокая стоимость встраивания систем для работы с ТИМ

Профессионалы, работающие с информационными моделями, решают вопрос самостоятельно. Но кроме них существует масса пользователей, особенно со стороны государства, которые должны пользоваться работать с моделями, но не могут создать сложные BIM-системы. Когда мы начали рассуждать о возможности выстраивания общего решения для государственных заказчиков, госэкспертиз, органов государственного строительного надзора, региональных и муниципальных органов архитектуры и градостроительства, то смогли увидеть огромную экономию от облачного подхода, сервиса предоставления работы с информационными моделями.

В качестве метода решения указанных проблем могла быть стать Единая Среда Общих Данных, ЕСОД. Об этом и пойдёт речь в Концепции.

Предлагается создание Единой Среды общих данных как Федеральной государственной информационной системы, выполняющей функции предоставления сервиса работы с информационными моделями, интеграция ЕСОД с другими государственными системами.

Ключевыми выгодами от платформенного подхода можно назвать обеспечение механизма стандартизации и кратного снижения стоимости работы с информационными моделями системы по сравнению с децентрализованным внедрением. В Концепции заложено использование только отечественного программного обеспечения.

Предусматривается покрытие жизненного цикла работы с моделями за счёт взаимоувязанного набора отечественного ПО, предусмотрено встраивание в ЕСОД продуктов разных производителей для подержания развития различных систем.

2. Выгодоприобретатели ЕСОД, акторы, стейкхолдеры

Стейкхолдеры, Заинтересованные стороны – человек или организация, чьи действия или решения могут влиять на успешность создания системы.

С продуктами ТИМ (Технологии информационного моделирования) необходимо работать большому количеству разных видов пользователей на протяжении всего цикла строительства. Перечислим тех, кто должен включаться в работу с ЕСОД:

  • Заказчики объектов капитальных вложений (капитального строительства, капитального ремонта, реконструкции и реставрации) – ФОИВ, РОИВ, ОМСУ (УКС);

  • Технические заказчики капитального строительства, капитального ремонта, реконструкции и реставрации;

  • Минстрой России (владелец системы; распорядитель средств; организация выдающая разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию федеральных объектов);

  • Региональные и муниципальные органы власти, выдающие разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов в рамках своих полномочий;

  • ФГУП «Дирекция единого заказчика»;

  • ФАУ ГГЭ и региональные госэкспертизы;

  • Ростехнадзор и региональные органы строительного надзора;

  • ДОМ.РФ;

  • ФБУ «Росстройконтроль»;

  • ФАУ ФЦС;

  • Проектные организации;

  • Застройщики;

  • Организации, выполняющие функции строительного контроля

  • Финансовые организации (в случае проектного финансирования)

  • Федеральное Казначейство.

 Управление проектом создания ЕСОД может взять на себя Проектный офис Минстроя России и / или ФАУ ГГЭ.

3. Обстоятельства для создания ЕСОД

Возможности, Обстоятельства, Условия – обстоятельства, которые делают возможным разработку системы.

Выгоды для внедрения ТИМ на разных этапах строительства многократно описаны. Приняты нормативные акты, определяющие необходимость внедрения ТИМ в Российской Федерации.

Для возможности работы с информационными моделями, созданными большим количеством участников необходимо оснащение всех видов пользователей совместимым программным обеспечением. Как будет показано ниже количество видов систем на разных этапах работы с моделями весьма велико.

Одним из постулатов Концепции являются требования Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

4. Окружение

Для описания контекста представим схему жизненного цикла строительства и перечень информационных систем.

Рисунок 1 Процессы жизненного цикла строительства
Рисунок 1 Процессы жизненного цикла строительства

Обратим внимание, что некоторые указанные в предыдущем разделе участники обязаны выдавать разрешения на основании информационных моделей. Сделаем важную пометку – количество информационных систем участников велико, правила описания моделей и их элементов определены не до конца, эти элементы постоянно трансформируются. То есть ситуацию можно охарактеризовать так – множество разнообразных моделей рассматривается множеством акторов, вооружённых разнообразными инструментами.

Перечень важнейших государственных информационных систем можно найти в статье одного из соавторов за 2021 год – https://www.tadviser.ru/a/603277.

В 2022-2023 году мы ожидаем запуск ГИСОГД РФ (включая Классификатор строительной информации и цифровую нормативку), а также Цифровой строительный надзор. 

5. Текущая ситуация

  • Средства работы с информационной моделью в системах, государственной экспертизы, строительного надзора, региональных ИСОГД, системы выдачи разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию «по умолчанию» отсутствуют. Сравним это с ситуацией предТИМ – чертежи просматривались с использованием браузеров, бесплатных pdf-вьюеров. Т.е. в той ситуации ВСЕ участники вооружены инструментами для работы с чертежами.

  • На российском рынке САПР присутствует больше количество разнообразных инструментов, покрывающих в т.ч. нишевые требования. Для оценки, в Каталогах российского САПРа системных интеграторов можно найти несколько десятков рекомендуемых систем и специализированных модулей.

  • Российские системы по состоянию на начало 2022 года не могут полностью покрыть все задачи реализации проекта по ТИМ по части сквозного процесса проектирования всех видов объектов капитального строительства

  • Обменный формат IFC не полностью покрывает задачи обмена данными. При экспорте-импорте данных зачастую проходит не вся информация.

  • Многие государственные организации не обладают достаточными финансовыми возможностями и компетенциями для разворачивания полноценных BIM-сред, сопряжения разнообразных продуктов.

  • Необходимо обеспечить совместное использование BIM-инструментария с рядом государственных систем. В качестве примера таких систем можно привести системы ФАУ Главгосэкспертиза.

6. Назначение и задачи ЕСОД

6.1. Назначение системы

  • Обеспечить среду для хранения и работы с информационными моделями.

  • Обеспечить накопление ИМ на разных стадиях строительства и эксплуатации.

Существует большое количество точек перехода данных между различными участниками. ЕСОД, в которой будут фиксироваться ИМ в ключевых точках, становится естественной средой накопления данных.

  • Обеспечить качество управленческих воздействий на ситуацию за счет оперативного получения достоверной информации в интересующем разрезе.

  • Обеспечить техническое вовлечение ИМ в оборот в строительной сфере.

  • Обеспечить постоянную стандартизацию появляющихся элементов моделей. 

6.2. Задачи системы

  • Создание технологических условий для внедрения ТИМ в практику строительства с бюджетным финансированием. Напомним, что нормативные требования заложены.

  • Формирование единого информационного пространства для всех участников процесса строительства, капитального ремонта и реконструкции для работы с ТИМ.

  • Обеспечение возможности взаимодействия участников за счёт совместимости информационных моделей.

  • Формирование библиотеки типовых элементов.

  • Повышение эффективности деятельности участников сферы строительства.

  • Оптимизация освоения запланированных инвестиционных вложений с сохранением сроков строительства.

  • Повышение точности планирования необходимых ресурсов на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства за счет накопления статистической базы данных.

  • Оптимизация существующих процессов информационного взаимодействия.

  • Способствование развитию импортозамещающего программного обеспечения класса BIM.

7. Развитие им по стадиям жизненного цикла

Перед описанием задач системы рассмотрим основные виды моделей на каждом этапе жизненного цикла строительства. Приводится по материалам Р.М. Шигапова.

Список моделей и ключевых задач в текстовом виде:

I. Концептуальная/Эскизная информационная модель

  • Целевые показатели (ТЭПы) объекта (определение потребностей)

  • Информация о земельных участках и имущественных отношениях

  • Сведения об инженерных изысканиях

  • Инженерная цифровая модель местности

  • Выбор места размещения

  • Решения об основных архитектурных концепциях, конструктивных и технических решений

  • Сведения о коммуникациях

  • Решения по освобождению стройплощадки от сетей и сооружений

  • Предельная стоимость

  • Оценка экономической целесообразности

  • Техническое задание

II. Проектная информационная модель

  • Модели разделов проекта (стадия П)

  • Технические характеристики материалов и оборудования

  • Ведомости объемов работ

  • Сводный сметный расчет с учетом жизненного цикла

  • Разрешительные документы

  • Проект организации строительства

  • Специальные разделы

  • Строительный генплан

  • Строительная площадка

III. Строительная информационная модель

  • Информационные модели по разделам (стадия РД)

  • Проект производства работ

  • Календарно-сетевой график

  • Спецификация закупленного оборудования

  • Внесение фактических значений из ведомости объемов работ в локальные сметы, календарно-сетевой график и т.д.

  • Формы учета и отчетности КС-2, КС-3, КС-6, КС-6А

  • Технологические карты

  • Геодезические разбивочные работы

IV. Исполнительная информационная модель

  • Информационные модели по разделам -(исполнительная документации)

  • Фактические пространственные характеристики

  • Сведения о примененных материалах и проведенных работах

  • Исполнительная документация по факту производства работ

  • Балансовая стоимость объекта капитального строительства

  • Техническая документация 

V. Эксплуатационная информационная модель

  • Информационные модели по разделам (стадия эксплуатации)

  • Информация о закупках и контрактах на эксплуатацию (РСО, ТОиР и др.)

  • Планирование ТОиР

  • Затраты на эксплуатацию

  • Имущественные документы

  • Финансовые планы

  • Моделирование чрезвычайных ситуаций

  • Управление активами

  • Мониторинг эксплуатационных характеристик

Фиксируем: ЕСОД должен обеспечивать работу с моделями на всех стадиях жизненного цикла.

8. Состав ЕСОД

8.1. Перечень подсистем

Покажем состав ЕСОД и расскажем, какие задачи должен выполнять каждый модуль.

Рисунок 2. Архитектура системы
Рисунок 2. Архитектура системы

8.2. Какие типы готового российского ПО можно использовать

На российском ПО от одного разработчика ЕСОД реализовать невозможно (по состоянию на начало 2022 года). Но можно и нужно собрать, пусть и с понятными трудностями, решение на базе ПО российских и белорусских разработчиков. Не будем указывать конкретные информационные, которые могут применяться для создания того или иного модуля / системы, так как с течением времени вперёд могут вырываться те или иные команды. Укажем, что по каждому типу системы авторы статьи знают от двух до пяти претендентов.

Ещё раз отметим, что несмотря на ряд «белых пятен», недостаточную на сегодняшний день функциональность многих российских систем, строить ЕСОД можно только на базе российского и евразийского (мы видим сильные белорусские продукты) программного обеспечения. Как базовое ПО (среды виртуализации, операционные системы, интеграционная шина и т.д.), так и специализированные продукты BIM должны быть отечественными.

Таблица 1

Тип системы

Пользователи

Цифровая модель местности и системы проектирования линейных и инфраструктурных объектов

Геодезисты, Проектировщики генплана, Проектировщики линейных и инфраструктурных объектов

Системы проектирования зданий и сооружений

Проектировщики

Контроль качества проектирования

УКС, Генпроектировщики, экспертизы

Среда хранения и управления проектами

Все пользователи технической документации

Система строительного контроля, календарного планирования, сметы и отчёты

Строительный контроль, служба ПОС и ППР, Генподрячик

Приём в эксплуатацию, публикация и хранение цифрового двойника объекта завершённого строительства. Обслуживание

Строительный надзор, эксплуатанты

Отметим, что мы рекомендуем включать в ЕСОД по каждой позиции не менее двух систем от разных поставщиков. Таким образом поддерживая конкуренцию между разработчиками, обеспечивается выбор для конечных пользователей и развитие технологий.

 Понимаем, что далеко не все модули могут быть закрыты существующими на момент написания Концепции коммерческими продуктами. Перечислим некоторые «белые пятна»:

  • Система проектирования архитектурно-строительная – для организации комплексной, коллективной разработки ТИМ зданий и сооружений с выпуском из неё ПСД (ассоциативно связанной), по всем разделам 87-го Постановления для всех стадий и этапов реализации проекта объекта капитального строительства

  • Система проектирования линейных и площадных объектов для организации комплексной, коллективной разработки BIM модели, в том числе объектов транспортной инфраструктуры

  • Система построения отчётности и анализа, поиска ошибок, построения сводной модели и организации координации – обмена заданиями между внутренними и смежными командами, всеми участниками реализации проекта объекта капитального строительства

  • Система для организации инженерного документооборота и среды общих данных с возможностью коллективной работы специалистов в инструментах ТИМ (разработки и анализа) в среде информационного моделирования зданий

  • И т.д. 

8.3. Взаимодействие с внешними системами

Особенность создания крупных государственных систем заключается в необходимости вписывания их в уже существующих ландшафт. Мы считаем, что необходимо обеспечить интеграцию со следующими системами (указываем как существующие, так и планируемые системы):

Таблица 2

Интегрируемая система

Владелец

ФГИС Ценообразование в строительстве, ФГИС ЦС

ФАУ Главгосэкспертиза

Классификатор строительных ресурсов, КСР

ФАУ Главгосэкспертиза

Классификатор строительных ресурсов, КСР

Минстрой России

Классификатор строительной информации, КСИ

ФАУ ФЦС / Минстрой России

Реестр нормативно-технической информации, НТД

ФАУ ФЦС

Государственный реестр технических свидетельств, ТС

ФАУ ФЦС

Цифровая нормативка – «Реестр документов в области инженерных изысканий, проектирования и сноса» (раздел ГИСОГД РФ)

ФАУ ФЦС / Минстрой России

УИН (УИК) ОКС

Минфин РФ

ЕСИА

Минцифра России

ЕПГУ

Минцифра России

ГАСУ (отчётность)

Федеральное Казначейство

Госзакупки, Электронный бюджет

Федеральное Казначейство

8.4. Предоставление сервиса ТИМ

Мы позиционируем ЕСОД как систему, предоставляющую специализированную функцию – работу с информационными моделями. Поэтому предполагаем возможность предоставления сервиса ТИМ для других государственных и негосударственных систем вместо создания аналогичных подсистем в их составе. Часть из них перечислена ниже.

Таблица 3

ИИнтегрируемая система

Владелец

Единая цифровая платформа экспертизы, ЕЦПЭ

ФАУ Главгосэкспертиза

Цифровые платформы экспертизы

Региональные госэкспертизы

Цифровые платформы экспертизы

Негосударственные экспертизы

Система строительного надзора ФС Ростехнадзора

ФС Ростехнадзор

Региональные системы строительного надзора

Региональные службы строительного надзора

ТОР КНД для региональных органов строительного надзора

Региональные службы строительного надзора

КИС Минстроя России (разрешения)

Минстрой России

ГИСОГД РФ

ФАУ ФЦС

Региональные ГИСОГД

Региональные органы власти

ЕИС ЖС

ДОМ.РФ

Коммерческие системы

Коммерческие компании

Система строительного контроля

ФБУ «Росстройконтроль» и др.

АИС контроля выполнения проектов

ФГУП «Дирекция единого заказчика»

Внутренние системы крупных корпораций

Роскосмос, Росатом, РЖД, Ростех, Транснефть и т.д.

АИС «Эксплуатация ОКС»

Государственные и негосударственные заказчики

8.5. Технологические и иные подсистемы

Помимо специализированных подсистем требуются общие модули такие как фронт-офис, Интеграционная шина, СУБД, Аналитическая подсистема. Варианты реализации проработаны на базе российского ПО.

Особо рассмотрим несколько важных модулей.

8.5.1. Сервис учёта предоставления функций ЕСОД на коммерческой основе (биллинг)

Как было сказано ранее, ЕСОД может предоставлять пользователям решения от различных производителей; также мы видим возможный интерес со стороны коммерческого рынка для работы с платформой. В таких условиях обычно используется сервисная модель, оплата потребления лицензий и компьютерных функций по факту. Для этого необходимо использовать биллинговую подсистему.

8.5.2. Сервис проверки качества ТИМ и регистрации в ЕСОД

Исходя из опыта многих пользователей, заметный процент информационных моделей в формате IFC загружается с ошибками. Для анализа таких ситуаций должна работать группа разбора проблем. Результатом работы сервиса и группы должны стать методические рекомендации к формату IFC, а также решения по конкретному проекту.

8.5.3. Сервис ведения и выдачи сведений Библиотеки элементов

Многие производители строительных материалов наладили публикацию BIM-библиотек по своим материалам. Включение этого потока данных, добавление информационных моделей при регистрации объектов в КСР и Государственный реестр технических свидетельств также будут способствовать задаче стандартизации.

8.5.4. Сервис ведения IFC rus

Проверка качества информационных моделей, ведение библиотеки элементов в рамках регулярной работы обеспечат постоянное улучшение обменного формата, формирование на постоянной основе IFC rus.

9. Особенности функционирования ЕСОД

Мы постарались объяснить работу ряда аспектов системы, которые проявляют требования к организации работы с ней.

9.1        Обменный формат

  • Необходимость определения подхода к принципам обмена данными – IFC или альтернатива

  • Необходимость определения порядка ведения обменного формата (IFC rus)

  • Необходимость определения порядка согласования изменений в IFC, взаимодействие с российскими комитетами по стандартизации и международным сообществом

  • Сервис ведения IFC будет требовать:

    • создания и развития свода правил и рекомендаций по применению IFC в РФ

    • создания и развития системы проверки IFC моделей на корректность (пересекается с сервисом проверки качества ТИМ)

9.2        Поддерживающая деятельность

  • Загрузка ТИМ не всегда происходит без потерь, поэтому рекомендуется проведение контроля загруженных моделей выделенной группой

  • Рекомендуется выделить специалистов для ведения библиотеки элементов

  • Необходим сервис ведения IFC rus

 Вывод – рекомендуется выделение функции BIM-оператора:

  • внесения изменений в ifc-модель для устранения типовых ошибок (таких как коллизии, неправильные или отсутствующие коды материалов и оборудования, некорректные наименования и т.п.)

  • разработка методик подготовки данных из различных систем создания BIM

  • обкатка специализированных требований к ИМ до их утверждения в качестве обязательных правил 

10. Финансовое обоснование создания ЕСОД

Авторы рассмотрели два сценария оснащения органов власти и местного самоуправления, государственных компаний средствами работы с моделями:

  1. Самостоятельное закупка и разворачивание систем

  2. Создание централизованного решения

 Таблица 4

Параметры

Самостоятельное закупка

Централизованного решение

Возможности ошибок по построению системы

Тонкое управление закупками отдельными участниками

Создание крупной системы, несущей в т.ч. риски серьёзных ошибок

Стандартизация

Ограниченные возможности влияния на стандартизацию через существующие институты – Технические комитеты

Формирование стандартов де-факто на уровне субъектов РФ или отдельных служб субъектов РФ

Создание механизма ежедневной стандартизации на основе работы BIM-оператора по анализу загружаемых файлов, сотрудничества с поставщиками ИМ производителей материалов и узлов

Интеграция с другими государственными ИС

Самостоятельная разработка интеграционных решений, низкое влияние на смежников. Совокупную стоимость интеграции можно оценить в условную сумму X руб.

Замена большого количества интеграций на ручную работу, отсутствие ряда важных интеграций в течение многих лет (по примеру автоматизации госэкспертиз)

Возможность активного влияния на интеграцию со смежными системами. Стоимость интеграции можно оценить в условную сумму 0,001*X руб.

Снижение затрат пользователей за счёт интеграции информационных систем

Технологические сроки перехода к использованию ИМ всеми указанными выгодоприобретателями проекта на территории РФ

Более 10 лет

4 года

Стоимость создания функционально полной информационной системы для работы с ИМ

Включая стоимость лицензирования программных продуктов, аппаратного обеспечения, собственно разработки системы и её интеграции

4-6 млрд рублей для одного субъекта РФ в течение 5-7 лет. Отсутствие возможности активного влияния на стандартизацию ИМ (за исключением 4-5 субъектов РФ)

8-10 млрд рублей для в течение 4-х лет (с учётом стоимости оплаты работы BIM-оператора).

Заложены механизмы активного поддержки стандартизации ИМ и обмена данными со смежными государственными системами

Выводы

Возможность создания функционально полной информационной системы для работы с ИМ доступна для 4-5 субъектов РФ. В остальных регионах реальная возможность работы РОИВ и ОМСУ с ИМ будет существенно ограничена

Слабые возможности стандартизации ИМ

Возможность создания функционально полной системы для РОИВ и ОМСУ, постепенный выход на предоставление сервиса коммерческим компаниям

 В качестве контрольного вопроса о возможности создания крупных государственных систем можно кратко рассмотреть историю других государственных систем «Электронного правительства». Можно утверждать, что при превышении порога совокупных затрат в 50-100 млн рублей (при отсутствии явного механизма окупаемости), происходит передача систем на федеральный уровень. Остающиеся в субъектах РФ (за исключением регионов-лидеров) государственные системы явным образом теряют функциональность при сравнении с ФГИС. При этом остающиеся региональные системы позволяют конкурировать разным командам-внедренцам, а также являются источниками интеллектуального развития предметной сферы.

Собственно путь здоровой конкуренции и взаимного обогащения с лидирующими региональными системами и системами крупных госкорпораций может являться залогом развития ЕСОД.

11. Сценарии применения ЕСОД

Для понимания работы информационной системы принято описывать сценарии её применения. Мы проработали следующие кейсы:

  • Проектирование

  • Получение ГПЗУ

  • Предоставление технических условий

  • Получение заключения госэкспертизы

  • Получение разрешения на строительство

  • Контроль строительства

  • Получение заключения о соответствии

  • Получение разрешения на ввод в эксплуатацию

  • Передача ОКС в эксплуатацию

11.1. СЦЕНАРИЙ «Проектирование»

  • Авторизованный по ЕСИА Заказчик размещает описание концептуальной / эскизной информационная модель в ЕСОД

  • Заказчик публикует конкурс в Единой информационной системе в сфере закупок со ссылкой на концептуальную / эскизную информационную модель в ЕСОД

  • Победитель конкурса может использовать собственные системы проектирования или использовать ЕСОД. Во втором случае стоимость использования будет рассчитана в биллинговой подсистеме

  • Результат (Проектную информационную модель) исполнитель размещает в ЕСОД, согласовывает с заказчиком в ЕСОД

  • Согласованную модель проектировщик направляет в Госэкспертизу (см. соответствующий сценарий)

11.2. СЦЕНАРИЙ «Получение ГПЗУ»

  • Авторизованный по ЕСИА Заказчик размещает заявку на получение ГПЗУ (Градостроительного плана земельного участка) на ЕПГУ (Единый портал госуслуг, gosuslugi.ru) или РПГУ

  • Результат размещается исполнителем в виде информационной модели в ЕСОД.

  • BIM-оператор проверяет качество загрузки модели, публикует её

  • Заказчику предоставляется ссылка на модель, которую он может скачать.

11.3. СЦЕНАРИЙ «Предоставление технических условий»

  • Заказчик размещает заявку на получение технических условий (единую заявку) на ЕПГУ (Единый портал госуслуг, gosuslugi.ru) или РПГУ

  • Исполнители предоставляют Технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям в том числе в виде информационной модели путём размещения её в ЕСОД

11.4. СЦЕНАРИЙ «Получение заключения госэкспертизы»

  • Авторизованный по ЕСИА Проектировщик загружает проектную модель в ЕСОД

  • BIM-оператор проверяет качество загрузки модели, публикует её

  • Проектировщик подаёт заявку на экспертизу модели с ЕПГУ, предоставляя ссылку на модель в ЕСОД

  • Руководитель группы проверки раздаёт задачи экспертам

  • Эксперты проверяют текстовое описание и модель. При этом ИМ проходит проверку с помощь инструментов класса «Контроль качества проектирования». Эксперты указывают ошибки в ЕЦПЭ или другой АИС Госэкспертизы со ссылкой на конкретные части модели

  • При сборке заключения сохраняются ссылки на конкретные части модели

  • Информация о недостатках передаётся проектной организации, информация может быть выгружена в виде модели в обменном формате для исправления в проектной среде

  • Конечная информационная модель фиксируется, заключение госэкспертизы размещается в ЕГРЗ

11.5. СЦЕНАРИЙ «Получение разрешения на строительство»

  • Авторизованный по ЕСИА Заказчик подаёт заявку на получение разрешения на строительство через ЕПГУ или РПГУ, включая ссылку на проектную информационную модель в ЕСОД

  • Исполнитель или его система запрашивают данные из Росреестра, в т.ч. данные из ЕЭКО (Единой электронной картографической основы)

  • Исполнитель изучает документацию, в том числе с помощью геоинформационной системы ЕСОД

  • Разрешение на строительство, включая информационную модель передаётся в ИСОГД субъектов РФ в виде файлов или в виде ссылки (для тех ИСОГД, которые будут использовать инструменты ЕСОД)

  • Информация о разрешении, включая проектную информационную модель автоматически передаётся в ИС Строительного надзора виде файлов или в виде ссылки (в зависимости от возможностей ИС Строительного надзора)

11.6. СЦЕНАРИЙ «Контроль освоения средств»

  • Авторизованный по ЕСИА подрядчик подаёт информацию об объёме выполненных работ в натуральном и финансовом видах с привязкой к модели

  • Технолог Строительного контроля формирует технологическую карту контроля на основании модели (точки контроля, привязанные к плану, методику проведения контроля), выдаёт задание конкретному специалисту

  • Специалист технического контроля проводит фиксацию выполненных работ, переносит результаты в ЕСОД

  • На основании сравнения данных подрядчика и строительного контроля формируется ведомость выполненных работ, КС

  • В случае несогласия подрядчика, он может уточнить объём работ

  • На основании согласованных данных формируются акты, которые подписываются в электронном виде в системе

  • Проводки импортируются из ГИС «Электронный бюджет»

  • Информация об объёме выполненных работ с привязкой к информационной модели, объём согласованных выплат, подтверждение перевода оплаты подрядчику фиксируются в системе

  • Заказчику, Техническому заказчику, банку (в случае проектного финансирования) доступны сведения о выполненных объёмах работ в натуральном и финансовом выражениях

11.7. СЦЕНАРИЙ «Получение Заключения о соответствии»

  • Авторизованный по ЕСИА Генеральный подрядчик может размещать Строительную информационную модель в ЕСОД. Собственно модель может создаваться средствами ЕСОД или с использованием собственных систем генерального подрядчика

  • BIM-оператор проверяет качество загрузки модели, публикует её

  • Сотрудник Государственного Строительного надзора может использовать Строительную информационную модель (Система строительного контроля) для работы с моделью в ЕСОД или загружать в собственную систему

  • По результатам проведения работ авторизованный по ЕСИА генеральный подрядчик размещает в ЕСОД Исполнительную информационную модель, подготовленную средствами ЕСОД или с помощью собственной системы

11.8. СЦЕНАРИЙ «Получение разрешения на ввод»

  • Заказчик подаёт заявку на получение разрешения на ввод в эксплуатацию через ЕПГУ или РПГУ, включая ссылку на Исполнительную информационную модель в ЕСОД

  • Исполнитель изучает документацию, в том числе с помощью ЕСОД

  • Разрешение на ввод в эксплуатацию, включая информационную модель передаётся в ИСОГД субъектов РФ в виде файлов или в виде ссылки (для тех ИСОГД, которые будут использовать инструменты ЕСОД)

  • Информация о разрешении, включая технический проект автоматически передаётся в Росреестр

11.9. СЦЕНАРИЙ «Передача ОКС в эксплуатацию»

  • По окончании работы авторизованный по ЕСИА генеральный подрядчик и технический заказчик передают Эксплуатационную информационную модель заказчику в ЕСОД

  • Заказчик получает возможность ведения Эксплуатационной информационной модели в ЕСОД. В связи с большим количеством эксплуатантов и низкой их технической оснащённостью предполагается преимущественное ведение модели в ЕСОД

  • Производится интеграция данной части ЕСОД с ГИС ЖКХ в объёме, который будет определён в ходе проекта

 

12   Команда проекта

Команда (Team) – группа людей с необходимыми компетенциями, активно участвующих в разработке, обслуживании, поставке или поддержке конкретной программной системы. Термин «Команда» используется в двух ипостасях: менеджеры – «Управленческая команда» и все специалисты, задействованные в проекте, – «Команда».

На этапе создания Концепции можно выделить следующих членов команды:

  • Управляющий проектом – сотрудники Департамента цифрового развития Минстроя России и Проектного офиса Минстроя России

  • Подрядчик (разработчик ЕСОД, скорее – консорциум компаний)

  • BIM-оператор – создаваемая или привлекаемая на этапе эксплуатации команда, обеспечивающая обработку информационных моделей

 

13. Календарный план

Рисунок 3. Вариант календарного плана проекта
Рисунок 3. Вариант календарного плана проекта

13.1. Этап 1

  • Формирование зоны покрытия инструментов ТИМ для работы с объектами гражданского, промышленного строительства, строительства линейных объектов согласно задачам и жизненным стадиям строительства с учётом Реестра российского ПО

  • Определение «белых пятен» – отсутствующих систем

  • Формирование архитектуры ЕСОД

  • Расчёт требуемого аппаратного обеспечения

  • Подготовка ТЗ на создание ЕСОД

  • Определение подхода к ведение IFC rus или альтернативе

  • Подготовка организационной модели существования службы ведения ЕСОД, в т.ч. финансовой модели (с учётом Приказа Минстроя России от 24 декабря 2020 года №854/пр «Методика определения стоимости работ по подготовке проектной документации, содержащей материалы в форме информационной модели»)

  • Публичная защита результатов на Общественном совете Минстроя России и / или в BIM-Ассоциации

  • Реализация первой части ЕСОД:

    • Внедрение среды общих данных

    • Облачный IFC-вьюер

    • Разработка Технологических подсистем

  • Подготовка проекта изменений в ГрК в части ИМ (например, обязательная передача ИМ в ЕСОД при выдаче Разрешения на строительство)

13.2. Этап 2

  • Внедрение функционала работы с Цифровой моделью местности, Контролем качества проектирования

  • Интеграция с одной из платформ:

    • Интеграция с ЕЦПЭ ФАУ Главгосэкспертиза России и / или 1-2 АИС Госэкспертиза субъекта РФ

    • Интеграция с ЕПГУ и КИС Минстроя России в бизнес-процессах выдачи разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию

  • Интеграция с АИС Строительный надзор Ростехнадзора России или 1-2 региональными системами строительного надзора

  • Развитие Технологических подсистем, ликвидация «белых пятен» (внедрение недостающих модулей)

  • Разработка Обслуживающих подсистем:

    • Сервис ведения и выдачи сведений Библиотеки элементов (Обеспечение возможности размещения информационных моделей поставщиками материалов)

    • Сервис проверки качества ТИМ и регистрации в ЕСОД

    • Сервис ведения IFC rus, интеграция с КСИ

  • Интеграция с несколькими внешними технологическими системами

13.3. Этап 3

  • Обеспечение сквозного движения модели по жизненным стадиям

  • Интеграция с АИС Строительного контроля Росстройконтроля и / или 1-2 другими системами

  • Интеграция с ГИСОГД РФ, ФГИС ЦС

  • Сервис учёта предоставления функций ЕСОД на коммерческой основе (биллинг)

  • Ликвидация «белых пятен» (внедрение недостающих модулей)

  • Интеграция с несколькими внешними технологическими системами

13.4. Этап 4

  • Обеспечение функционала для работы с эксплуатационной моделью

  • Интеграция с ГИС ЖКХ и несколькими внешними технологическими системами

  • Подготовка проекта изменений в ГрК в части ИМ

  • Разработка ФЭО продвижения платформы на рынок коммерческих заказчиков

  • Реализация других задач, которые будут выявлены на этапах 1-3

14. Заключение

Предложенная Концепция учитывает существующую инфраструктуру государственных информационных систем, технологические особенности предметной области, необходимость создания BIM-оператора. Предложенный календарный план позволяет системно решать вопросы стандартизации информационных моделей, обеспечит государственные и муниципальные органы власти, а также государственные организации сервисом работы с информационными моделями. Предложенный подход по включению в ЕСОД информационных систем разных производителей позволит поддержать конкуренцию среди российских разработчиков BIM.

Комментарии (6)